Болезни Военный билет Призыв

Мир глазами эколога тема сообщения план. Урок по окружающему миру `Мир глазами эколога`. Выполнила: Учитель начальных классов

План - конспект урока окружающего мира в 3 классе

Тема: «Мир глазами эколога».

Подготовила:

учитель начальных классов ГБОУ лицея №1367

Данькина Оксана Николаевна

Цели:

    Когнетивно-познавательные (образовательные и развивающие): познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность у детей

    Аффективные (эмоциональные, воспитательные): воспитывать чувство уважения к окружающему миру

Задачи:

образовательные

    познакомить учащихся с системой экологических знаний;

развивающие

    развитие мышления через умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать;

    развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, как одного из компонентов экологической культуры;

воспитательные

    воспитывать гуманные чувства к окружающей среде;

    формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Ход урока:

Примечание

    Организация класса.

Здравствуйте, ребята. Давайте друг другу улыбнёмся и начнём наш урок окружающего мира. А в помощники к нам я пригласила сказку.

    Сообщение темы урока.

В древние времена в солнечной системе зародилась одна планета. Называлась эта планета Земля. На этой планете любил бывать Маленький принц. Среди лесов, полей и рек без страха бродили на этой планете люди и животные. И для Маленького принца не было планеты прекраснее. Но скоро всё изменилось, как будто злой волшебник заколдовал её. Исчезали леса и поля. Там, где располагались заливные луга – появились горы, но не каменные, а из черного мусора. В небо взметнулись столбы из черного дыма, и оно из голубого превратилось в грязное, серое.

Расскажите, что вы чувствуете, видя, что произошло с нашей планетой?

Вот и Маленький принц, когда прилетел и все это увидел, горько заплакал. Но ему на помощь пришли мудрые волшебники и пообещали расколдовать уродливую планету и превратить в прекрасную.

А вы знаете кто они?

Кто может изменить нашу планету? (Ученые-экологи)

Какая наука помогает им? (Экология – с греч. «эко» - жилище, место обитания; «логос» - наука).

Чем занимаются ученые-экологи? (Выясняют причины изменения жизни на планете и пытаются найти пути решения этих проблем).

Сформулируйте тему нашего урока.

Сегодня мы будем в роли юных экологов и узнаем тайну превращения уродливой планеты в прекрасную. А мудрые ученые-экологи нам будут помогать.

Презентация + песня маленький принц

Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, а также влияние деятельности человека на окружающую среду и животный мир.

    Работа по теме урока.

Чтобы расколдовать нашу планету, вы – юные экологи должны пройти ряд испытаний. Сейчас нам надо определить проделки злого волшебника от работы мудрых экологов. Для этого надо характеристики их работы распределить в 2 столбика: в левый – дела злого волшебника, в правый – мудрых экологов.

Фразы:

    Взорву танкеры с нефтепродуктами

    Сброшу бытовые и радиоактивные отходы в воды

    Вырублю и выжгу леса

    Разбросаю горы мусора по всей планете

    Создам «суда-губки»

    Разработаю очистительные сооружения на предприятиях

    Посажу молодые деревья в парках, лесах, скверах.

Прочитаем дела злого волшебника. Что можете добавить с этот список?

Зачем он это делает?(Чтобы навредить)

Как мы его можем назвать по-другому?(вредитель, разрушитель)

Что он разрушает на нашей планете?

Кому хочет навредить злой волшебник?

А экологи?(делают благо, приносят пользу)

Значит кто они? (помощники, создатели)

Кому они помогают?

А можно ли одновременно создавать и разрушать?

Кто же этот создатель и разрушитель на нашей планете? (человек)

Значит всё что происходит на нашей Земле сейчас, чьих это рук дело?

Поэтому сегодня мы всё чаще призываем на помощь экологов. Ученые-экологи живут в разных странах. Каждый человек, живущий на Земле, заботится о месте, которое окружает его мы с вами живём в большом городе – мегаполисе, Москве. Какие проделки человека-разрушителя вы заметили по дороге в школу?

Какая проблема открывается перед нами? (как избавиться от мусора в нашем районе)

Что произойдет, если бросать мусор на почву?

Какой мусор чаще всего встречается на улицах?

Людой ли мусор вреден для почвы? Можете вы ответить этот вопрос? Вот и 2 наше испытание.

Виды мусора

Сроки разложения

Результат разложения

Пищевые отходы

Бумага

Пластмасса

Алюминиевая банка

Стеклянная бутылка

Виды работ или групповая – дети в помощь от мудрых волшебников-экологов получают свитки с информацией.

Или несколько учеников получают свитки с информацией, а другим рассказывается опыт о разложении пищевых отходов и бумаги.

В результате заполняется таблица

Виды мусора

Сроки разложения

Результат разложения

Пищевые отходы

От 10 дней до месяца

Для природы – безвредно, для человека – рассадник микробов

Бумага

2 года

Безвредно, краска может выделять ядовитые газы

Пластмасса

Более 100 лет

Препятствует газообмену в почвах и водоёмах, могут быть проглочены животными, что приведёт к их гибели

Алюминиевая банка

500 лет

Образуется пленка, которая затрудняет процесс разложения

Стеклянная бутылка

Более 1000 лет

Безвредно, битое стекло – ранение животных

Как теперь ответим на вопрос: любой ли мусор вреден?

Какой самый вредный?

Батарейки

Очень ядовитый мусор!

Материал: цинк, уголь, оксид марганца.

Ущерб природе: ядовиты для многих организмов.

Вред человеку: ядовиты для человека. Срок: 10 лет

Может зря заплакал Маленький принц, увидев горы мусора на нашей планете?

Сделайте вывод о том, как поступить с мусором если ты на улице. (в специально отведенные места)

Как правильно собрать мусор? (разные контейнеры для пищевых отходов отдельно, для стекла, для опасных веществ.)

Мы собрали мусор как поступим дальше? (вывезти на свалку, что-то отправить на переработку и т.д.)

Людей на Земле очень много, а экологов мало. Но они нашли способ, как сообщить всем людям, заботящимся о своей планете, как следует поступить с мусором. Они очень мудрые и оставляют нам тайные знаки.

Работа в парах.

Рассмотрите упаковки и найдите знаки экологов. Попробуйте их расшифровать. Чаще всего встречаются:

Знак "Зеленая точка" в черно-белом, зелено-белом и зеленом исполнениях обозначает, что упаковочный материал подлежит вторичной переработке

Знак в виде треугольника из трех стрелок, означающих замкнутый цикл (создание - применение - утилизация), указывает, что данная упаковка пригодна для последующей переработки. Внутри треугольника обычно одна или две цифры. Они говорят о типе материала (1-19 - пластик, 20-39 - бумага и картон, 40-49 - металл, 50-59 - древесина, 60-69 - ткани и текстиль, 70-79 - стекло). Под треугольником (а иногда и внутри него) может стоять буквенный код пластика. Такая кодировка упрощает сортировку и переработку вторсырья

Этот знак означает, что упаковку следует выбросить в урну. Рядом с ним иногда пишут: "Содержи свою страну в чистоте!" или просто "Спасибо".

Такой знак ставят на упаковке, изготовленной из переработанного материала (Recycled) или пригодной для переработки (Recyclable). Производителям рекомендуется рядом со знаком уточнять процент "вторичности", например: "Изготовлено на 95% из переработанного картона".

Можем ли в домашних условиях переработать мусор? Как?

Фразы с картинками

вредитель, разрушитель

помощники, создатели

человек

Свитки

Открываются данные

Экологические знаки

Поделки

    Подведение итогов.

Ребята нам пора покинуть уродливую планету. Кем вы были сегодня?

Чем занимаются экологи?

Чему научили вас мудрые экологи нашей планеты?

Какие пути решения они нам подсказали?

Кто заинтересовался этой проблемой придумайте и нарисуйте свои экологические знаки, которые проинформируют окружающих о том, как относится к мусору, а потом развесьте их в школе, подъезде, на остановках.

Маленькому принцу пора возвращаться домой. Но он уже не переживает за нашу планету, потому что на ней остаетесь вы юные экологи, значит все будет в порядке. Я хочу поблагодарить вас за отличную работу и вручить на память значок «Юного эколога»

Начало презентации в обратном порядке

Подробное решение часть 1 Мир глазами эколога по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

  • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти

С. 42. Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, живые организмы, окружающая среда, экологические связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Человек является составной частью природы. Люди живут в природе. Пользуются водой, воздухом, солнцем и другими благами живой и неживой природы. Люди используют в пищу некоторых животных, растения, грибы. Лес – это важнейший строительный материал.

Осваивая новые территории, человек нарушает экологические связи, веками сложившиеся в природе в природе. Из-за этого прерываются цепи питания. Многие представители растительного и животного мира находятся на грани исчезновения. Природу нужно охранять. Гибель природы повлечёт за собой и гибель человечества.

С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чем причины ее возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несет.

Ответ. Океан, как известно, - это начало начал, основа всего живого на нашей планете. Ведь именно в нём зародились первые живые организмы в нашей истории. Мировой океан занимает свыше 70% поверхности планеты. Кроме того, в нём содержится около 95% всей воды. Вот почему загрязнение вод Мирового океана настолько опасно для всей планеты. И сегодня эта проблема всё более обостряется. Это приводит к гибели живых организмов, нарушаются пищевые цепи.

Океан - это единое и целостное водное пространство Земли, омывающее материковую сушу. Ежедневно в океан попадают различные химические вещества и бытовой мусор. Это происходит из-за промышленных предприятий, которые работают по всей планете. Это нефть и нефтепродукты, бензин, пестициды, удобрения, нитраты, ртуть и прочие вредные соединения

Причины загрязнения Мирового океана кроются в первую очередь в нерациональном, а местами даже агрессивном, поведении человека. Люди не понимают (или же не желают осознавать) возможные последствия своих негативных действий на природу. На сегодняшний день известно, что загрязнение вод Мирового океана происходит тремя основными путями: через сток рек); через атмосферные осадки; вследствие неразумной хозяйственной деятельности человека непосредственно в Мировом океане.

2. Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

Я считаю, что океан надо охранять. Нужно договариваться всем людям планеты, чтобы не загрязнять мировой океан, рационально использовать его богатства, объяснять всем людям какие последствия влечет за собой загрязнение океана.

Очевидно, что последствия интенсивного загрязнения морских вод могут быть катастрофическими для всех экологических систем. Некоторые из них уже видны даже сейчас. Поэтому для охраны Мирового океана был принят целый ряд многосторонних договоров на разных уровнях. Они включают в себя многочисленные мероприятия, а также пути решения загрязнения Мирового океана. В частности это: ограничение выбросов в океан вредных, токсических и ядовитых веществ; мероприятия, направленные на предотвращение возможных аварий на суднах; сокращение загрязнений от установок, которые принимают участие в разработке недр морского дна; мероприятия, направленные на быструю и качественную ликвидацию чрезвычайных ситуаций; ужесточение санкций и штрафов за несанкционированный выброс вредных веществ в океан; пропаганда разумного поведения населения и т. п.

Я считаю, что эти действия совпадают с моими предложениями.

3. Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

Выводы. Загрязнение Мирового океана является важнейшей экологической проблемой нашего века. И с ней надо бороться. На сегодняшний день существует множество опасных загрязнителей океана: это нефть, нефтепродукты, различные химикаты, пестициды, тяжелые металлы и радиоактивные отходы, сточные воды, пластмассы и тому подобное. Для решения этой острой проблемы потребуется объединение сил всех людей планеты, а также четкое и неукоснительное выполнение законов охраны окружающей среды.

Какие меры для защиты океана от загрязнений вы могли бы предложить?

Ответ. Ограничение выбросов в океан вредных, токсических и ядовитых веществ; мероприятия, направленные на предотвращение возможных аварий на суднах и танкерах; сокращение загрязнений от установок, которые принимают участие в разработке недр морского дна; мероприятия, направленные на быструю и качественную ликвидацию чрезвычайных ситуаций; ужесточение санкций и штрафов за несанкционированный выброс вредных веществ в океан; комплекс воспитательных и пропагандистских мер для формирования рационального и экологически разумного поведения населения и т. п.

Что, по вашему мнению нужно сделать для спасения тропических лесов?

Ответ. Меры для защиты тропических лесов:

Ограничивать вырубку тропических лесов.

Проводить мероприятия по восстановлению лесов.

Брать территории лесов под охрану.

Создавать на территории тропических лесов заповедники, национальные парки.

Изменять сознание людей.

Использовать материалы, заменяющие древесину.

Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

Ответ. Как избавиться от мусора:

Использовать само разрушающуюся биологическую упаковку.

Сортировать отходы, а потом перерабатывать.

Вторичное использование отходов.

Изменение сознания людей в отношении мусора и загрязнения Земли.

С. 47. Проверь себя

1. Почему человеку не удалось покорить природу?

Ответ. Покорение природы равносильно самоуничтожению. Так называемое покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, исчезновению растений и животных. Накоплены тонны мусора, которые разбросаны по всей планете. Загрязнена атмосфера, мировой океан, почва. Таким образом, человек ставит под вопрос своё существование на Земле. Природу можно не покорить, а погубить. А природа является единственной средой обитания человека.

2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?

Ответ. Первая проблема – это сознание человека. Большинство людей думают, что природа – это неисчерпаемый источник богатства. Это не так. Невозможно бесконечно истреблять леса, животных, растения. Безрассудно распахиваются степи, строятся предприятия на реках и озерах. Океан загрязняется мусором, который туда попадает с отходами заводов и фабрик, нефтепродуктами, бытовыми отходами. Это приводит к сокращению рыбных запасов, исчезновению многих экологических систем. Джунгли уничтожают ради древесины, участков земли. Это приводит к тому, что животным негде жить и нечем питаться, сокращается количество кислорода в атмосфере. Люди производят огромное количество мусора, который необходимо убирать и перерабатывать. Громадные свалки занимают место и являются источником отравлений и инфекций. Переработка мусора очень дорогостоящая.

3. Как решаются экологические проблемы?

Ответ. Для защиты лесов, степей, океана, рек, озёр от загрязнения каждый человек должен соблюдать правила поведения в природе, прежде всего не загрязнять природные объекты. Необходимо ограничить вылов рыбы, а все суда и платформы по добыче полезных ископаемых снастить современными очистными сооружениями.

В джунглях следует прекратить ограничить деревьев. На месте вырубленных, сажать новые молодые деревья. В современном мире есть большое количество строительных материалов, способных заменить древесину.

Направить усилия учёных на переработку отходов и превращение их в полезные предметы, экотопливо. Необходимо использовать природные источники электрической и тепловой энергии. Главное, чтобы каждый человек чувствовал свою ответственность перед природой и будущим.

4. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.

Ответ. Международные экологические организации:

Межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН – Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme – ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение основного вспомогательного органа ООН.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (создан в 1948 г. во Франции).

Гри́нпис (англ. Greenpeace - «зелёный мир») - международная общественная природоохранная организация, основанная в городе Ванкувер (Канада) 15 сентября 1971г. Основная цель «Гринпис» - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания общественности и властей.

Всемирное общество защиты животных (WSPA) объединяет 900 обществ, выступающих в защиту животных в 150 странах мира

Экологические дни:

15.09.-15.10. Месячник охраны природы

Задания для домашней работы

1. Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Ответ. В России Гринпис появился в 1989 году, в 1992 году организация получила название Гринпис России, в 2001 году открыто отделение в Санкт-Петербурге. Цель организации Гринпис России содействие сохранению последних уголков нетронутой природы, борьба с ядерной опасностью, стремление устранить угрозы, вызванные химическими и генетическими загрязнениями. Всего в Гринпис России, работает 50 человек. Гринпис (Greenpeace)

Зелёный крест - неправительственная общественная организация, член Международной ассоциации «Зелёный крест», создан в 1994 году. Зелёный крест основное внимание сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня. Лозунг российского зеленого креста - компромисс вместо конфронтации - соответствует принципам гражданского общества, в котором экологические проблемы решаются с позиций партнёрства и добрососедства. Российский

Также Россия является участником следующих организаций: Всемирный фонд дикой природы (WWF – International), МСОП, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству).

Подумай, что могут означать слова «Всемирное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги.

Ответ. Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, исп. Patrimonio de la humanidad, нем. Weltkulturerbe) - природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости. По состоянию на 2016 год в Списке всемирного наследия - 1052 объекта, из которых 814 являются культурными, 203 - природными и 35 - смешанными в 165 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия.

Красная Книга - список видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения. Охота на животных, занесенных в Красную Книгу, запрещена во многих странах.

Самыми известными животными, занесенными в красную книгу, являются: белый медведь, кот манул, амурский тигр и другие. Самые редкие растения - арника альпийская, володушка Мартьянова, рододендрон, гастродия высокая, альдрованда пузырчатая, тюльпан карликовый и др.

Николашина Инна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №40
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок по Окружающему миру на тему "Мир глазами эколога", 3 класс
Дата публикации: 15.11.2016
Раздел: начальное образование

Окружающий

Тема: «Мир глазами эколога»

Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по естествознанию и географии с экологическим уклоном. 2. Воспитывать бережное отношение к природе, учить приумножать ее богатство. Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе. об использовании человеком природных богатств га, причины.
Оборудование:
иллюстрации животных из Красной книги России, плакат «Планета Земля в опасности - защитим ее!»
Ход урока.

I. Организационный момент
1 .Фронтальный опрос. 1. Что такое материки? 2. Сколько их на планете? 3. Перечислите все материки Земли? 4. Перечисли материки, расположенные в Западном полушарии? 5. Перечисли материки, расположенные в Восточном полушарии? 6. Что такое остров? 7. Что такое полуостров? 8. Какой материк состоит из двух частей? 9. Что занимает 70% поверхности нашей планеты? 10. Из скольких океанов состоит Мировой океан? Назови. 11. Каково значение Мирового океана для планеты Земля? 12. На каком материке живем мы? 13. Что такое Экология? 14. Что такое Заказник? 15. Что такое Заповедник? Чтоб был мне ближе год от года Земной неповторимый лик, Учусь я чувствовать природу, Ее особенный язык.
II. Мотивация учебной деятельности.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа английского писателя-фантаста Роджера Бейкера. А вы представьте, что все описанное происходит с вами. Саймон не сказал никому, когда нашел это в первый раз. Он спрятал это в карман своего темно-серого комбинезончика и повернулся к детям рисовать на песке карты. Beчером, незаметно от мамы, он засунул это под подушку. Джейн поцеловала его перед сном и прикрыла за собой дверь. Когда медленно спустились фиолетовые сумерки, Саймон поднялся, оперся на руку и осмотрел это.
Оно было совсем непонятное: мягкое, гнулось, но не ломалось. И было красивого какого-то нового для Саймона цвета. А запах был удивительный... Саймон вдохнул его еще и еще, и вдруг ему стало не по себе...». - Мягкое, гнулось, но не ломалось... Что бы это могло быть? У вас есть какие-нибудь предположения? Оказывается, герой фантастического рассказа нашел травинку. Каким-то чудом она выросла в царстве бетона и стали. Чудесная природа исчезла, и даже воспоминания о ней наказываются законом. Власть боится, что люди вспомнят луга, леса и поля, которые когда- то существовали на планете. Вспомнят и выйдут из повиновения. Тяжелое, зловещее будущее описал английский писатель. Но если задуматься, такое ли уж оно и невозможное? Если человечество будет продолжать безжалостно уничтожать природу, то безрадостные предсказания фантаста вполне могут стать реальностью. Этот рассказ - предупреждение людям о том, что может произойти с Землей в будущем.
III. Сообщение темы и задач урока.
Как это страшно - умиранье рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошенная природа Уже не в силах сделать ничего. И поползет проказа запустенья. И пересохнут ниточки воды. И птицы вымрут, И падут растенья, И зверь не обойдет своей беды. И сколько тут корысти ни ищи ты, Какой ты отговоркой ни владей, Земля защиты требует. Защиты! Она спасенья просит у людей! Перед тем, как прочитать статью, вспомним: - Что такое ЭКОЛОГИЯ, РЕЛИКТ, ЗАКАЗНИК, ЗАПОВЕДНИК. - Как деятельность человека влияет на природу? - Какие пути охраны и обогащения природы на Земле использует человечество? - Может ли одна страна решить экологические проблемы всей Земли? 1.
Работа в группах
Продолжим изучать природу в группах. 1-ая группа «Атмосфера». 2-ая группа «Здоровье». 3-ая группа «Водоемы». 4-ая группа «Почва». На столах лежат вырезки из газет, журналов и энциклопедии «Я познаю мир», учебники. Найдите ответы на вопросы: - Что загрязняет природу? - Чем люди наносят вред природе?
Рассказ учителя. Экологические катастрофы. Нефть попала в Черное море. От этой катастрофы убытки более 10 миллиардов гривен. Пятно нефти растянулось на 6 км в длину и 300 м в ширину. - Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения). Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказываем об этой удивительной книге: «Красный цвет - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя». В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех. кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах те животные, которые до сих пор мало изучены. На зеленых страницах - самых обнаде- живающих - те животные, численность которых удалось восстановить. Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в списки черных страниц. Идея Красной книги - спасти весь животный и растительный мир. Выступление учащихся по группам:
1-ая

группа

«Атмосфера».
Главные отравители
атмосферы
- промышленные предприятия и автотранспорт. В 1999 году ими было выброшено в воздух нашей страны 94 млн. тонн загрязняющих веществ. Общее количество вредных веществ, которыми мы дышим, превышает 100 млн. тонн. Составлен длинный список городов, в которых отмечено превышение предельно допустимых норм. В этот список входят Архангельск, Волгоград, Кемерово, Омск, Свердловск, Хабаровск и многие другие города.
3-ая группа «Водоемы».
В
водоемах
нашей страны в 1999 году оказалось 40 млн. тонн загрязняющих веществ. Их основными источниками являются промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Около 1/4 сточных вод поступают в водоемы без всякой очистки. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море - это только некоторые адреса экологических проблем. А маленькие речки и озера не только теряют чистоту, но зачастую совсем исчезают с лица Земли.
4-ая группа «Почва».
Загрязнение почвьг происходит прежде всего из-за применения в сельском хозяйстве ядохимикатов. Примерно 55 млн. гектаров пахотных земель основательно загрязнены ими. Но если бы только пестициды загрязняли почву. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю свинца, ртути, меди, марганца и других веществ. Хорошо известно, каким опасным недругом почв являются овраги. Общая площадь оврагов у нас превысила 10 млн. гектаров и продолжает расти. Второй ученик (ученица): Растут и горы
бытового

мусора.
Каждый год его образуется около 57 млн. тонн. Между тем именно переработка мусора - лучший способ от него избавиться. Третий ученик (ученица): Сложный комплекс проблем связан с нерациональным, использованием
недр земли.

группа

«Здоровье».
Влияние загрязнения окружающей среды на
здоровье

человека
огромно. Четко прослеживается связь между загрязнением воздуха и заболеваниями дыхательных путей. В Москве, например, эти болезни встречаются на 40- 60% чаще, чем в других городах. Опаснейшее влияние оказывают на здоровье людей пестициды.

IV. Рефлексия
Справились ли вы с предложенной работой? Какие задания были интересными? Какие задания были трудными для вас? Оцените свою работу.
V. Итог урока.
Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость! И даст вам природа здоровье и радость!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

по окружающему миру

МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА

Выполнила: Учитель начальных классов

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Устименко Ю.А.




Проблема загрязнения океана

Большая часть отходов деятельности человека попадает в Мировой океан. Каждый год в него сбрасывается около 320 миллионов тонн железа, 6 с половиной тонн фосфора, 2 миллиона тонн свинца. Но опаснее всего – нефтепродукты. Они поступают в океан из нефтяных скважин, танкеров, речных стоков. В течение года океан принимает от 2 до 10 миллионов тонн нефтепродуктов.

В океанскую воду попадают также металлы, многие из которых ядовиты. Накапливаясь в организмах животных, металлы наносят вред тем, кто питается этими животными.


Первая проблема человечества -загрязнения океана

А сколько в океане плавает различного мусора?!

Американские учёные подсчитали, что в районе Гавайских островов плавает около 35 миллионов

пластиковых бутылок.

Защищать мировой океан должны люди всех стран


Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Решение 1.Использование химических препаратов. 2.Суда-»губки». 3.Устанавливаются сроки и объемы добычи рыбы. 4.Создана Красная книга.


Вторая проблема человечества – спасение лесов

Леса занимают на планете 1/3 всей поверхности суши. Они поглощают из атмосферы 119 миллиардов углекислого газа и выделяют 86 миллиардов кислорода в год.

Сегодня над лесами нависла угроза вырубки. Лес гибнет из-за того, что человек вырубает и выжигает его. Леса вырубают для того, что разделать землю под поля и строительство.


Леса влияют на распределение тепла на планете, регулируют сток рек, газовый состав атмосферы. От количества лесов зависит климат Земли.

СПАСЕНИЕ ЛЕСА – ДЕЛО КАЖДОГО


Какие меры для защиты лесов от загрязнения вы могли бы предложить?

Решение

1.Регулировать вырубку леса. 2.Объединение всех стран мира по охране лесов.


Третья проблема Земли - это мусор! Как избавиться от мусора?

Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и сёла. Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу, на лугу. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковую упаковку. Часто мусор сжигают, и тогда едкий дым отравляет воздух.

Теперь ученые ломают голову над тем, как поступать с пластиковыми изделиями, когда они приходят в негодность.


Какими способами можно избавиться от мусора?

Решение 1. Сортировка мусора. 2.Переработка мусора


Люди! Планета – наш дом. Оберегайте и любите её!

В этом Вам помогут:

1. Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных. 2. Всемирный фонд дикой природы. 3.Экологическая организация – Гринпис.

Любите родную природу - озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

(Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что смогу»).

Давайте поговорим об «экологии»!

Слышали ли вы когда-нибудь такие слова: экономия, экономика, экология?

Эти слова имеют общую часть «эко» - она обозначает в переводе с греческого «дом».

Вторая часть «логос» встречается в словах: биология, геология, зоология и др. Можно ли догадаться, что она означает? Да, в греческом языке – это наука.

Таким образом, экология – это наука о доме.

О каком это доме? Деревянном? Кирпичном? С черепичной крышей или металлической?

Дело в том, что у каждого человека свой дом. Но один дом все-таки общий – это наша планета Земля!

Земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех общая великанская лампа, она же печка, - Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило.

Вот он какой –
Светлый, прекрасный,
Большой- пребольшой,
Дом, где учиться тебе и расти,
Строить, бороться, искать и найти!

Так давайте увидим мир глазами людей, которые стараются содержать нашу планету, Землю, в чистоте и порядке!

II. Основная часть. Актуализация знаний.

(Цель: повторение из области знаний, полученных на иных уроках, необходимое для выполнения поставленной задачи; создание проблемной ситуации).

Какая наука самая главная?

Всякая наука оказывает людям огромную пользу, но, пожалуй, ни одна из всех не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология.

Чему учит эта наука?

Именно она стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились экологическим здоровьем планеты!

Кто знает, как называют учёных, занимающихся этой наукой?

Учёные, которые занимаются этой наукой, называются «экологи».

III. Практическая работа. Постановка учебной задачи.

(Цель: обсуждение затруднений, «почему и в каких случаях могут возникнуть эти затруднения»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить).

Итак, от каких слов происходит слово «ЭКОЛОГИЯ»?

Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» – наука.

Выходит, это наука о доме. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб-моря, озёра, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля.

Легко ли жить разным существам под одной крышей?

А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто! Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Однако, Земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря – сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, - для третьих, и так далее.

Что изучает экология?

Вот наука экология и призвана изучать досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

Попробуем вспомнить примеры, как уживаются разные существа на нашей планете.

Если вырубить лес – высохнет речка, звери без питья пропадут, испортиться земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода.

Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов и фабрик воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке.

Чтобы выжить всем, надо быть внимательными друг к другу.

Послушайте экологическую сказку «Бобры и мы».

В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они,
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.

Едва струился ручеёк
И лес поить уже не мог.
Засохли клёны, ели.
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он всё поправить
И стал запруды ставить.

И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан –
Гулял там без опаски.
И было всё, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли,
Кому всё было мало.
Бобров потомство извели.
И красоты не стало…

Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.
Ах! Как помощники нужны!
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Всё сделают толково…
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.

Как вы думаете, какое живое существо сильнее всех на свете?

Человек – самое могущественное из всех живых существ. Он больше других вмешивается в дела земного дома.

Но если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой стороны – разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития.

В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой

IV. Итог урока. Рефлексивная деятельность.

(Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса).

Так что же это такое – экология, о которой сейчас так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Власти тратят средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушить экологическую среду?

Это интересная наука!

Давайте задумаемся: как же научить людей не наносить вред среде своего обитания?

Нам помогут книги, журналы. Экскурсия в лес подтвердит наши догадки. А в Музее леса детям расскажут, какую пользу приносят деревья, животные, но как беззащитны они перед человеком…

Многие дети уже стали активными участниками экологический программы.

Девизом своей работы давайте выберем слова:

«Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!»

Мы предлагаем вам создать экологические проекты и принять участие в школьном экологическом спектакле, пригласив на его просмотр учащихся нашей школы и их родителей.