Болезни Военный билет Призыв

Мой водородный шарльер или как получить водород в домашних условиях. Эксперименты с вольфрамовой проволокой и водородом Эксперименты с водородом

Родился Жак в состоятельной семье. В молодости служил в финансовом управлении, затем перешел на научно-исследовательскую работу, достигнув больших успехов в области физики. На лекциях Шарля присутствовали академики Вольт и Франклин. Как только он узнал об опытах Монгольфье, необычайно заинтересовался ими. Воспользовавшись своими знаниями в финансовой сфере, Шарль организовал первую в истории всеобщую подписку на строительство воздушного шара. За несколько дней были собраны 10 тысяч франков. Вскоре к его работам присоединились два великолепных механика - братья Робер.

Шарля заинтересовала возможность использования не горячего воздуха для создания подъемной силы, а водорода («флогистона»). Для этого необходимо было найти подходящую ткань, которая бы не пропускала газ. Неудачные опыты Кавалло доказали неприменимость бумаги и тому подобных материалов для этой цели.

Во Франции было широко развито производство шелковых тканей, в том числе и тафты, легкой и плотной шелковой материи с таким же переплетением нитей, как в полотне. Тафта с обеих сторон совершенно гладкая. Кроме того, на нее наводится глянец. В первых опытах Монгольфье тафта иногда применялась, однако для водорода оказывалась проницаемой даже столь плотная и гладкая ткань. Между тем в аптекарском деле уже давно употреблялась для различных повязок и пластырей тафта, пропитанная различными смолистыми веществами. В продаже встречалась также тафта, пропитанная каучуком или, как тогда говорили, гуммиластиком. Его и решил использовать Шарль. Несмотря на то, что даже через несколько месяцев ткань все еще была липкой, выбор Шарля оказался удачнее решения Монгольфье.
Позже материалы, примененные Шарлем и Роберами, - прорезиненная шелковая оболочка и водород - служили основными материалами для воздушных шаров.

Так появились две системы аппаратов легче воздуха: «монгольфьеры» - воздушные шары, в которых использовался для создания подъемной силы разогретый воздух, и «шарльеры», в которых применялся водород.

Несмотря на то, что братья Монгольфье первыми построили аэростат, все-таки Жак Шарль разработал более удачную и практичную конструкцию. Шарль изобрел и веревочную сеть, охватывающую шар для равномерного распределения нагрузки, воздушный якорь, клапан для стравливания газа, первым применил как балласт песок и с помощью барометра определял высоту полета. Для посадок в сложных условиях, при сильном ветре Шарль изобрел разрывное устройство в оболочке шара для быстрого спуска газа, а также первым применил гайдроп - специальный очень тяжелый канат длиной в несколько десятков метров, который сбрасывался перед приземлением и уменьшал скорость движения шара.

Перекись водорода, а именно она лежит в основе нашего опыта, — очень неустойчивое соединение. Вещество, состоящее из двух атомов водорода и двух атомов кислорода, разлагается на кислород и воду даже при отсутствии каких-либо внешних стимулов. Однако процесс этот происходит очень медленно. Чтобы значительно ускорить его, достаточно добавить небольшое количество катализатора. Едва заметные следы присутствия меди, железа, марганца и даже ионов этих металлов способны запустить бурную реакцию разложения.

1. Налейте в пластиковую бутылку 200 мл 3%-ного раствора перекиси водорода. Такой раствор продают в аптеке в качестве антисептического средства. Вместо перекиси можно взять отбеливатель — их тоже готовят на основе H2O2.

Пероксид водорода (так иначе называют перекись) опасен для живых существ. Чтобы разложить H2O2 на кислород и воду, применяется фермент под названием «каталаза». Каталаза содержится почти во всех живых организмах, в том числе в дрожжах, которые мы используем в нашем опыте.


2. Добавьте пищевой краситель. Лучше использовать именно пищевые краски — не потому, что мы собираемся есть пену (это в любом случае не полезно), но потому, что в них точно не содержится катализаторов разложения перекиси водорода.

Перекись водорода — жидкость с плотностью 1,4 г/см 3 . Выделяющийся при ее разложении кислород — газ, один грамм которого занимает целых 700 см³.


3. Долейте моющее средство. Лучше всего подходят средства для мытья посуды. Объем — примерно половина от объема перекиси, то есть 100 мл.

Конечно, для опытов мы используем всего лишь 3%-ный раствор перекиси водорода, однако и этого достаточно, чтобы при ее разложении выделился газ в объеме гораздо больше исходного.


4. Разведите дрожжи в теплой воде, используя для этого отдельный стаканчик. Сделать это не так просто — дрожжи будут склеиваться комками. Нужно терпеливо размешать в 50 мл воды столовую ложку дрожжей, а затем дать им постоять пять минут. Решительно залейте дрожжевой раствор в бутылку с перекисью водорода и приготовьтесь наблюдать. Если повезет, реакция пойдет столь интенсивно, что пена буквально выпрыгнет из бутылки.

Чтобы увидеть выделившийся кислород, мы ловим его в мыльные пузыри. Для этого добавляем в раствор перекиси водорода пенящееся средство для мытья посуды.

Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии - M.: «Просвещение», 1980. - 96 c.
ISBN 5-09-005176-3
Скачать (прямая ссылка): az-opch.djvu Предыдущая 1 .. 8 > .. >> Следующая

Из всех газов водород обладает наибольшей скоростью диффузии при смешивании с другими газами. Методика проведения опыта описана в инструкции, которая прилагается к пористому сосуду. При отсутствии заводского прибора пористый сосуд можно изготовить самостоятельно. Для этого возьмите глиняный (без глазури) сосуд, закройте его пробкой, в которую вставлена длинная стеклянная трубка. Сосуд укрепите в железном штативе, а под свободный конец газоотводной трубки поставьте стакан с подкрашенной водой. Если нет пористого сосуда, то его можно заменить стеклянной воронкой, которую плотно закройте филь-

овальной бумагой в 2-3 слоя, заменяющей пористый сосуд. fT"мarv закрепите резиновым сплошным кольцом от вело- или.фотокамеры по размеру стеклянной воронки. Чем больше пористая площадь, тем лучше идет опыт (рис. 11).

На укрепленный к штативу пористый сосуд (любой конструкции) наденьте стеклянный колокол или стеклянный баллон, поставив его на гри лапки трех штативов, чтобы не держать в руках. Обратите внимание учащихся на газоотводную трубку, помешенную в стакан с водой: изменений нет. При непосредственном наполнении колокола водородом, под которым находится пористый сосуд, у учащихся часто создается неправильное представление о повышенном давлении внутри пористого сосуда. Поэтому колокол снимите с пористого цилиндра и наполните его водородом методом вытеснения воздуха (о наполнении колокола водородом можно судить по легкому холодку, который ощущается, если поместить палец под колокол) или методом вытеснения воды (в ведре). Наполненный водородом колокол осторожно перенесите, закрыв внизу отверстие стеклянной или картонной крышкой, и наденьте вновь на пористый сосуд. Обратите внимание учащихся на газоотводную трубку, выполняющую роль газового манометра: из трубки в воду поступают пузырьки воздуха. Следовательно, внутри пористого сосуда создалось повышенное давление за счет большей скорости диффузии водорода по сравнению с азотом и кислородом.

Через некоторое время, когда наступит равновесие (об этом можно судить по прекращению поступающих в воду пузырьков воздуха), колокол снимите. Происходит обратное явление - окрашенная вода начинает подниматься по стеклянной трубке вверх. Это еще раз подтверждает, что молекулы водорода быстрее диффундируют через пористую перегородку из сосуда в атмосферу, чем молекулы кислорода и азота из атмосферы в сосуд. В данном опыте нецелесообразно увлекаться фонтанированием воды, чтобы не отвлекать внимание учащихся от главного - движения (диффузии) молекул.

9. Водород-восстановитель

Обор у д о в а н и е: а пиара г Киппа для получения водорода, промывная склянка е 30%-ным раствором перманганата калия и K)0O-IIbIM раствором щелочи, 0,1 - 0,01 M раствор нитрата серебра, цилиндр вместимостью 200- 500 мл.

Рис. 11. Диффузия иодороча

После того как учащиеся ознакомились с восстановите" ми свойствами водорода в опыте восстановления меди из ее"^1 сида, следует показать опыты, в которых водород восстана °К вает металлы из водных растворов. Для этого налейте в цитщ^" раствор нитрата серебра и пропустите через него очищенный ^ дород из аппарата Киппа. Через некоторое время выпадает с°~ ребро в виде черных частичек:

H2 + 2AgNO3 = 2Ag J + 2HNO3

10. Две реакции в одной пробирке (восстановление перманганата калия водородом)

Оборудование: две пробирки, разбавленные растворы серной кислоты и перманганата калия, две-три гранулы цинка.

Налейте в первую пробирку (до "/2 ее обьема) разбавленной серной кислоты и добавьте столько раствора перманганата калия, чтобы жидкость приняла достаточно яркую окраску. Перелейте половину полученного раствора во вторую пробирку и бросьте в него два-три кусочка цинка. Через некоторое время жидкость во второй пробирке начнет обесцвечиваться. Это легко установить сравнением интенсивности окраски растворов в первой и во второй пробирках. Обесцвечивание раствора во второй пробирке обусловлено двумя реакциями:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 f 2KMnO4 + 5H2 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O

MnO4- + 8H+ + Ъе - = Mn2+ -f 4H2O H9 -2е~ = 2Н +

Образующиеся ионы Mn2+ в растворе бесцветны.

11. Горит как всегда, а продукт не вода

Оборудование: аппарат Киппа для получения водорода, большой кусок льда, кристаллизатор, свежеприготовленный иодокрахмальный раствор, подкисленный серной кислотой.

Водород при горении образует не только воду, но и пероксид водорода. Поскольку горение сопровождается большим выделением теплоты, то пероксид водорода тотчас же разлагается на воду и кислород, который тут же вступает в реакцию с водородом. Но если пламя водорода направить на холодный предмет, то частично сохраняется неразложившийся пероксид водорода.

Установите кусок льда в треножнике. Под треножник поставьте на лист белой бумаги кристаллизатор, в который прилейте иодокрахмальный раствор. Зажгите водород, проверив его на чистоту, направьте пламя водорода на кусок льда. Вода, стекающая в кристаллизатор, окрасится в синий цвет, так как перо-

ид водорода окислит связанный иод до свободного, а последний с крахмалом дает синюю окраску:

Информация предоставлена исключительно в образовательных целях!
Администратор сайта не несет ответственности за возможные последствия использования предоставленной информации.

У меня есть мечта - запустить высотный шарльер - "воздушный" шар, наполненный водородом . Далее я подробно опишу, как мне таки удалось ее реализовать.

Классификация высотных шаров

Высотные любительские шары (свободные аэростаты ) делятся на три класса:
- оболочка наполнена газом легче воздуха;
монгольфьеры - оболочка наполнена горячим воздухом;
розьеры - оболочка содержит две камеры - одна наполнена газом легче воздуха, а вторая - подогретым воздухом. Это позволяет контролировать подъемную силу, но с намного меньшим расходом топлива, чем у монгольфьера.

История шарльеров

Сейчас для высотных любительских шаров широко используется гелий (ранее применялся водород ).

Впервые водород для воздухоплавания использовал в 1783 году французским профессор физики Жаком Шарлем (Jacques Alexandre César Charles ):

Водород поступал по шлангу из бочек с железными опилками и серной кислотой, шар диаметром 9 метров заполнялся 4 дня. Его шар, который исследователь назвал "La Charlière " (отсюда и название ""), достиг высоты 550 м:

В журнале "Природа" №10 за 1912 год описано применение водородных шаров в метеорологии:
- круглый шелковый пролакированный шар, наполняемый водородом объемом до 20 м 3 ; подобные шары поднимались на высоту 9650 м:

Гуттаперчевый баллон, вмещающий 3-4 м 3 водорода; к такому баллону прикрепляют парашют и метеограф; при достижении верхних слоев атмосферы баллон лопается, а парашют с метеографом спускаются на землю; такие шары достигли высоты 29040 м:

пилот-баллон - небольшой (объемом 0,1 - 0,2 м 3) гуттаперчевый шар, наполненный водородом и летящий свободно без метеографа, наблюдение за таким шаром позволяет определить направления и скорости воздушных течений в атмосфере на различных высотах; такие шары достигли 25000 м.

Гелиевый шар, запущенный 1 ноября 2002 года, достиг высоты 79 809 футов http://vpizza.org/~jmeehan/balloon/#launch
Алексей Карпенко из Канады в октябре 2007 года запустил самодельный воздушный шар с бортовым компьютером, фото и видео камерой на высоту больше 30 километров http://www.natrium42.com/halo/flight2/
Гелиевый шар, запущенный Robert Harrison (UK) 17 октября 2008 года, достиг высоты 35 015 метров (проект Icarus ) http://www.robertharrison.org/icarus/wordpress/28/icarus-i-launch-3/
Greg Klein , Alex Martin и Tim Wheeler запустили в сентябре 2009 года гелиевый шар, достигший высоты 90 000 футов http://apteryx.hibal.org/

Юридические аспекты запуска высотных шаров

Такие воздушные шары относятся к летательным аппаратам класса A (свободные аэростаты) подкласса AA (свободные аэростаты, подъемная сила которых создается газом легче воздуха, без бортового подогревателя воздуха и без наддува оболочки ) в соответствии со спортивным кодексом Международной авиационной федерации (FAI ).

В Республике Беларусь Указом Главы государства от 25 февраля 2016 г. № 81 определено, что под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат . Таким образом, воздушный шар относится к авиамоделям . Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2016 №636 утверждены Правила использования авиамоделей в Республике Беларусь . Согласно правилам, авиамодели не подлежат государственной регистрации . Однако их использование запрещено на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной или водной поверхности. Использование авиамоделей запрещается в пределах запретных зон , установленных Министерством обороны и Министерством транспорта и коммуникаций, и в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь; Авиамодели общей массой более 0,5 килограмма подлежат обязательной маркировке с указанием данных владельца.

Согласно пункту Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C , устанавливается разрешительный порядок использования воздушного пространства - на основании плана использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

Получение водорода в домашних условиях

Я решил построить шарльер, так как получить гелий в домашних условиях весьма проблематично, а покупать - слишком просто и неинтересно.


ОПЫТЫ С ВОДОРОДОМ ОЧЕНЬ ОПАСНЫ! Водород пожароопасен и в смеси с воздухом взрывоопасен. Водород - наименее плотный из всех известных газов и дешевле сейчас широко используемого для пилотируемого воздухоплавания гелия в 40-50 раз. Его плотность 90 г/м 3 (у воздуха для сравнения 1,23 кг/м 3). Подъемная сила водородного шарльера равна разнице в весе между воздухом и водородом в одном и том же объеме. Если шар объемом 1 м 3 наполнен водородом, то его подъемная сила будет равна 1,2 кг (масса 1 м 3 воздуха) - 0,09 кг (масса 1 м 3 водорода) = 1,01 кг. Таким образом 1 литр водорода поднимает около 1 грамма полезной нагрузки.

Вот иллюстрация к сравнению водорода и гелия из научно-популярной передачи WOW на канале CGTN :

Как же добыть водород???

Реакция с каустической содой

Самым безопасным способом получения водорода является реакция алюминия с водой:
2 Al + 6 H 2 O = 2 Al(OH) 3 + 3 H 2

Но ходу этой реакции препятствует оксидная пленка на поверхности алюминия. Ее можно удалить с помощью хлорида ртути HgCl 2 . Но в домашних условиях более простым способом получения водорода является реакция алюминия с водой и гидроксидом натрия (ионы OH - ) разрушают оксидную пленку на поверхности алюминия и начинается реакция):

2 Al + 6 NaOH = 3 H 2 + 2 Na 3 AlO 3

(альтернативное описание этой реакции - 2 Al + 2 NaOH + 6 Н 2 О = 2 Na + 3 Н 2 )

54 грамма алюминия (2 моля) + 240 грамм едкого натра (6 молей) = 6 грамм водорода (3 моля).

Реакция идет с нагреванием (экзотермическая), вода при этом может закипеть!!!

Гидроксид натрия NaOH (каустическая сода, каустик, едкий натрий, едкий натр, едкая щелочь ) (англ. sodium hydroxide , caustic soda , lye ) широко распространена в природе.

Каустическая сода разъедает органические вещества. Относится к высокоопасным веществам 2 класса опасности. При попадании на кожу, слизистые оболочки и в глаза образуются серьёзные химические ожоги. При контакте слизистых поверхностей с едкой щёлочью необходимо промыть поражённый участок струей воды, а при попадании на кожу слабым раствором уксусной кислоты. Нельзя допускать попадания гидроксида натрия внутрь организма человека или животного!

Плотность гидроксида натрия (кристаллы) составляет 1,59 грамма в см 3 , растворимость в воде 108,7 грамма в 100 миллилитрах воды. Таким образом, 240 грамм занимают объем приблизительно 150 см 3 , и требуют для полного растворения 220 мл воды. Если воды недостаточно, то будет образовываться пена.

Достать гидроксид натрия можно в магазине бытовой химии - средство для чистки канализации:

В качестве источника алюминия можно использовать фольгу или проволоку. Плотность алюминия равна 2,7 грамма в куб. см. Для проволоки диаметром 2 мм масса 10 см проволоки равна 0,85 грамма, а 1 грамм проволоки имеет длину 11,8 см.

При нормальном давлении 6 грамм водорода занимают объем 67,2 литра (из-за давления оболочки шара объем будет меньше).

Для водорода в шарике справедлив закон Шарля (назван в честь упомянутого выше французского ученого) - "объем газа при постоянном давлении пропорционален его температуре":
${P = const} \to {{T_1} \over {V_1}} = {{T_2} \over {V_2}} = {const}$
Водород в завязанном воздушном шарике находится при атмосферном давлении и, как следствие, объем шарика возрастает при нагреве и уменьшается при охлаждении.

Подходящим сосудом для смешивания реактивов является бутылка из-под шампанского, выдерживающая давление до 6 атм.
Сначала наливаем в бутылку 500 мл воды, добавляем 100 грамм гидроксида натрия, размешиваем до растворения, а затем бросаем внутрь бутылки нарезанную на кусочки по несколько см алюминиевую проволоку (30 грамм). Реакция сначала протекает медленно, но затем ускоряется. Бутылка при этом заметно нагревается.

Указанного количества реактивов должно хватить для выработки более 30 литров водорода. Одеваем шарик на горлышко бутылки и наблюдаем, как он наполняется водородом:

При первом успешном запуске 4 августа 2012 года объем надутого шарика составил более 25 литров. Использованный большой детский воздушный шарик весил около 8 грамм. Таким образом, "чистая" подъемная сила составила около 25-8 = 16 грамм.

Также можно использовать цинк Zn вместо алюминия Al , а вместо гидроксида натрия NaOH - гидроксид калия KOH (едкое кали , каустический поташ ).

Альтернативными вариантами добычи водорода "на дому" являются реакция с медным купоросом и электролиз раствора.

Реакция с медным купоросом

Медный купорос CuSO 4 является сульфатом меди (медной солью серной кислоты).

Медный купорос ядовит, относится к третьему классу опасности - оказывает отравляющее действие при попадании на слизистые оболочки или при приеме внутрь.

Необходимо смешать несколько ложек медного купороса с немного большим количеством поваренной соли. Затем в емкость с полученной смесью добавить воды. После полного растворения раствор должен окраситься в зеленый цвет (если этого не произошло, то следует добавить еще соли). Затем добавляем кусочки алюминия и начинается реакция - образовавшийся в растворе хлорид меди смывает с поверхности алюминия оксидную пленку и алюминий вступает в реакцию, при которой восстанавливается медь и выделяется водород.

Реакция протекает с выделением тепла, поэтому целесообразно поместить емкость с реагентами в холодную воду.

Электролиз

Электролиз раствора каустической соды

Также водород выделяется при электролизе разбавленного раствора каустической соды в дистиллированной воде, причем электроды должны быть железными ("железный" аппарат). Реакция идет с выделением тепла, поэтому необходимо предусмотреть отвод тепла от емкости, например, поместить деревянную емкость в песок (например, рекомендуется температура около 70° C). При необходимости можно подливать в раствор дистиллированную воду. Чистота получаемого водорода при этом достигает 97 % (по информации "Британской энциклопедии" за 1911 год). В журнале "Природа" за 1922 год указывается, что такой способ наполнения воздушных шаров водородом применялся во время Первой мировой войны.

Электролиз раствора поваренной соли

При электролизе водного раствора поваренной соли (англ. brine ) вблизи одного из электродов (катода) выделяется водород, вблизи другого (анода) - хлор, и образуется щелочь - гидроксид натрия:
2 NaCl + 2 H 2 O = 2NaOH + H 2 + Cl 2

Лакмусовая бумажка синеет, показывая щелочную реакцию:

Также на аноде выделяется в небольших количествах кислород из-за разложения гидроксид-ионов и молекул воды.
В качестве анода и катода целесообразно использовать инертные графитовые электроды, например, стержни, извлеченные из солевых (с надписью Heavy Duty ) батареек:

Как показал проведенный мной эксперимент, выход водорода в этом случае невелик.

Тест на водород

Смесь водорода и кислорода воздуха (гремучий газ ) взрывоопасна, и это ее свойство можно использовать как тест на наличие водорода. К пробирке с исследуемым газом нужно поднести заженную лучину, и если в пробирке накопился водород, то произойдет громкий хлопок (смесь водорода и кислорода сгорает со взрывом ):

Чем меньше в пробирке кислорода, тем тише будет хлопок. Чистый водород даст лишь легкую вспышку - он горит без взрыва.

Запуск шарльера

Горлышко надувшегося шарика завязывается сложенной в несколько раз нитью, эта нить затем привязывается к нитке, намотанной на катушку:

Шарик взлетает очень резво, катушка ниток быстро разматывается.
Нижеприведенные снимки шарика в небе сделаны с четырехкратным увеличением.

При запуске 4 августа 2012 года была размотана почти целая катушка ниток длиной 200 м (но нить провисала). При наблюдении шара в подзорную трубу угловые размеры шарика составили примерно десятую часть поля зрения. Подзорная труба "Турист-3" обладает увеличением 20 крат и углом поля зрения 2 градуса. Таким образом, угловые размеры шара составили около 0,2 градуса. Учитывая, что диаметр шара составил при запуске 37 см (пренебрегаем расширением шара), расстояние до него составило около 100 м.

Продолжение следует

Первое литературное упоминание про процесс который в последствии был назван ХЯС относится к 1922 г и экспериментам немецких химиков С. Айриона и Дж. Вендта которые путём электровзрыва в вакууме вольфрамовой проволочки получили несколько кубических мл гелия. Хоть их результаты и были раскритикованы коллегами, включая такого монстра ядерной физики как Резерфорд, утверждавшего что энергии «вкачанной» в устройство просто не хватит для преодоления кулоновского барьера и запуска ядерной реакции…

Но прошли годы и было открыто явление холодного ядерного синтеза, включая реакции с участием вольфрама (Мизуно, Гришин, Жан Нудин), подтверждённое и в наших экспериментах по плазменно электролизному ХЯС с вольфрамовым катодом. Так-же известен LENR реактор Франческо Челани и водогрейный ХЯС котёл Андрея Хрищановича — эти два устройства объединяет общий принцип работы - никелевая проволока резистивно нагревается в атмосфере водорода и в её поверхностном слое насыщаемом водородом создавались условия для запуска реакций холодного ядерного синтеза, сопровождающегося выделением дополнительной энергии, по данным авторов СOP 1,2 – 1,31. Мы решили провести похожие эксперименты с резистивным нагревом, только с использованием не никелевой проволочки, вольфрамовой, в атмосфере водорода. Для этого была собрана простая установка состоящая из кварцевой трубки с помещённой в неё вольфрамовой спиралью и подключённой к системе подачи водорода.


После продувки системы и заполнения трубки водородом на спираль подавался электрический ток и проводился визуальный контроль светимости.

При атмосферном давлении светимость в водороде была меньше, по сравнению со светимостью в воздухе и атмосфере инертного газа(Ar), но при повышении давления водорода до 2 Бар она возрастала, что никак нельзя объяснить обычными физическими процессами ибо чем больше давление тем лучше теплоотвод от стенок установки и спираль должна была «притухать» как при подаче водорода при атмосферном давлении. водород имеет теплопроводность в несколько раз большую чем воздух.

Далее была попытка замера тепловыделения путём помещения устройства в теплоизолированную ячейку заполненную водой и оснащённую термопарой подключённой к термографу, но из-за технических неполадок — растрескивания стенки трубки эксперимент был остановлен.

Работы продолжаются…