Болезни Военный билет Призыв

Мониторинг метапредметных универсалных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия. Методика «Кто прав?»


Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
ФГОС начального общего образования даёт качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающийся из комплекса показателей. Владение умениями учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоиндентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности учащегося и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.
О качестве образования и эффективности профессиональной деятельности педагогов свидетельствуют наличие у учащихся необходимых предметных знаний, владение различными способами познания и сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС планируемые и метапредметные, и личностные результаты подлежат формированию и отслеживанию, а метапредметные – ещё и оценке.
Контрольная работа или опрос предназначены для оценки предметных результатов за определенный период времени (урок, тема, раздел, курс, учебный год, образовательная ступень (начальная школа)). Так постепенно, в ходе образовательного процесса, педагог вместе с учеником анализируют, как происходит усвоение необходимого объема учебной информации и предметных умений.
Метапредметные универсальные учебные действия формируются также постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокие метапредметные и личностные результаты педагог может только путем систематической работы над развитием УУД в течение всего периода обучения в начальной школе. И для этого ему нужен иной измерительный инструмент, который должен быть метапредметным. Он позволяет определять знание или незнание фактической информации от владения или невладения способом обращения с этим знанием и поможет изучать процесс развития УУД, а не только константировать их наличие или отсутствовие.
Мониторинг – наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценивать результативность осуществляемой деятельности и принять современные и обоснованные решения.
Мониторинг основан на следующих теоритических и методических положениях.
Уровень сформированности УУД показывает, насколько ученик владеет определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления, оценки. Формирование УУД зависит от того, как организована учебная деятельность ребенка и какие она проходит последовательные стадии, характеризующиеся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.
Мониторинг проводится на основе системы специально разработанных заданий, каждое из которых направлено на выявление уровня развития того или иного метапредметного УУД. Сформированность каждого умения проверяется на материале двух и более учебных предметов.
Формулируя третью задачу, важно подчеркнуть значимость мониторинга не только для педагога. Полученные результаты предоставляют директору образовательного учреждения и его заместителю по учебно– воспитательной работе в начальной школе возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показаний.
Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД должна проводится, по мнению авторов УМК «Учимся учиться и действовать» с начала 1 класса.
В этих целях предлагается педагогу в сентябре провести в своем классе стартовую диагностику на основе УМК «Школьный старт», позволяющего определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы к достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Далее в этом же учебном году в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов.
В разработанном мониторинге оценка уровня сформированной УУД осуществляется с помощью специально сконструированных заданий, представленных в рабочей тетради. Эти задания построены на содержании учебных предметов и направлены на применение определённого метапредметного УУД-я. Для оценки каждого УУД используются две предметные области и разные типы заданий: на выполнение, на ориентацию в метапредметном способе, на его описание и т.д.
Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении отдельного учащегося и класса в целом к достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, определенных стандартом.
В соответствии с ФГОС метапредметные УУД подразделяются на регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД
Метапредметные УУД Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Так, и регулятивным УУД относятся, например, принятие и сохранение учебных целей, планирование, контроль, оценка действий и рефлексия и др.
Коммуникативные УУД включают также, как использование речевых средств и средств ИК – технологий для решения различных коммуникативных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К познавательной УУД относятся, например, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для созданий моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, владение логическими действиями, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.По родовидовым признакам, установления аналогией и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям и др.
На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом. Таким образом, цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
С помощью мониторинга учитель может решать следующие задачи:
1.Определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;
2.Отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
3.Отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.
В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности первой группы метапредметных УУД – универсальных способов действия – является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах - выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов – выполнение на основе прямого указания на название способа. Последнее предполагает, что учащиеся к концу 4 класса знакомы с названиями и алгоритмами осуществления этих способов.
Сформированность второй группы метапредметных универсальных учебных действий – структурных элементов учебной деятельности, таких как контроль, оценивание и позже – планирование и рефлексия предлагается начинать отслеживать с 3 класса.
Предметом мониторинга развития метапредметных УУД учащихся с 1 класса являются 8 умений, 2 класса – 13 умений, 3 класса – 19 умений.
Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений и тренировочные задания;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по одному диагностическому модулю, состоящему их двух истории, составленных на материале разных предметов);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради для выполнения ребенком для мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).
Все диагностические истории имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностические задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент истории имеет свою специфику и назначение.
Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля.
Показатель Предметные области Типы диагностических заданий
Задания на выполнение

УмениеЗадания на описание
Задания на выполнение
История 1 (1 или 2 предметные области)Задания на ориентацию
Задания на описание

УУД, которые могут подлежать отслеживанию.
Этапы мониторинга метапредметных УУД.
Каждый тип диагностических заданий имеет свою направленность.
Первое задание истории (задание А) направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на выполнения.
Второе задание истории (Б) направлено на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия метапредметного способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на ориентацию.
Третье задание истории (В) направлено на изучение способности учащихся словесно описывать метапредметный способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название – задания на описание.
Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения трех критериев: выполнение задания, ориентация в способе действия и его описание.
Мониторинг проводится в три этапа:
Первый этап – планирование. На этом этапе педагог планирует сроки и конкретный режим мониторинга.
Два варианта.
1) Выделение на проведение мониторинга специальных уроков. Их количество зависит от уровня учащихся класса.
2)В течение четырех недель учитель раз в день выделяет на своих уроках по 12 – 13 минут на выполнение заданий одной истории. Дробить задание одной истории ни в коем случае нельзя.
Второй этап – диагностика уровня сформированности метапредметных УУД. На этом этапе педагог организует выполнение учащимися заданий в классе во время урока. Важное замечание: процедура диагностики проведения учителем без ассистентов.
Третий этап – обработка и анализ результатов. Первичная обработка результатов осуществляется в специальных банках, которые представлены в рабочей тетради. Для каждого модуля заполняется отдельная таблица с первичными баллами.
После выполнения учащимися всех заданий итоговые баллы переносятся в сводные таблицы. Анализ результатов осуществляется как на основе индивидуальных листов первичной обработки результатов, так и на основе сводных таблиц.
Процедура проведения мониторинга.
Мониторинг метапредметных УУД проводится в течение всего апреля. Однако при некоторых обстоятельствах допустимо завершение мониторинга до середины мая.
Общие требования к проведению мониторинга одинаковы независимо от выбранной схемы.
1.Вначале педагог дважды знакомит учащихся с рабочей тетрадью – во время вводной части и перед первой историей.
2.каждая история, содержащая введение, образец, задания А, Б, В выполняется полностью от начала до конца. Дробить историю на части и переносить выполнение на другой день нельзя.
3. Дополнительно задание выполняется по желанию ребенка и не учитывается при обработке результатов. Прежде всего, это задание адресовано учащимся, которые справились с работой раньше всех, и у них есть время и желание, чтобы выполнить его.
4.Мониторинг не проводится в последний день учебной недели (в пятницу – при пятидневной учебной неделе, в субботу – при шестидневке), после урока физкультуры или активных, эмоционально насыщенных занятий.
5.На выполнение одной истории отводится до 12 минут (исключение составляет первая история – на ее проведение отводится 15 минут).
Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схем проведения диагностического этапа мониторинга.
Схема №1.
Один диагностический модуль (две истории) на одно универсальное учебное действие предлагается детям в начале двух разных уроков в течение одного дня. Например, 5 апреля. На уроках русского языка и технологии дети выполняют задания на синтез, т.е. истории 5ч 1д. При такой схеме мониторинга (с учетом вводной части) проходит в течение 14 дней (со вторника по четверг каждой недели апреля).
Схема № 2.
Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1 - 2 раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют задания четырех историй (последовательность предъявления заданий может быть любой). Всего проводится 7 диагностических уроков в течение месяца (без учета вводной части).
Если учитель знает, что тот или иной ребенок не успевает работать в одном темпе со всем классом, то такому ученику нужно предложить остаться после уроков и пройти диагностику индивидуально или в малой группе. В этом случае необходимо снизить темп подачи материала и оказать ребенку помощь в понимании инструкции и работе с заданиями. Тот факт, что ребенок работал один или в малой группе в замедленном темпе, необходимо отразить в индивидуальном бланке. Если замедленный темп выполнения мониторинговых заданий у учащегося проявился вор время работы со всем классов, необходимо попросить ребенка приостановить работу, отметить задание, которое он считает выполненным, и предложить продолжить в другое время.
Если ребенок что-то перепутал или сбился в выполнении задания, можно предложить ему выполнить аналогичное задание из истории другого варианта в удобное время. Именно эти результаты вносятся в таблицу при условии, что ребенок выполнил все задания из одной истории самостоятельно.
Результаты мониторинга желательно получить в полном объеме не позднее 15 мая.
УДД – образовательный продукт. Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотносить свою стратегию работы с реальными возможностями детей.
Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дат педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, 21 века.

М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова,
А.Г. Теплицкая

ЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
к рабочей тетради
«Учимся учиться и действовать»
Мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий
Общая характеристика
мониторинга
метапредметных УУД
в начальной школе
Процедура проведения
мониторинга в 1 классе
Способы обработки
и анализ результатов
мониторинга

ФЕД О РО В

Издательство «Учебная литература»
2012

ББК 74.202.5
Б66
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР им. Л.В. ЗАНКОВА

Под редакцией М.Р. Битяновой, С. Г. Яковлевой

В методических рекомендациях дается общая характеристика
мониторинга метапредметных универсальных учебных действий
в начальной школе, разработанного на основе единой «линейки»
показателей. Мониторинг реализует комплексный психолого­
педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса разви­
тия ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса.
Пособие включает подробное описание процедуры проведе­
ния мониторинга в 1 классе, описание заданий и варианты
их «встраивания» в учебный процесс на примерах фрагментов
уроков; приводятся способы обработки и анализа результатов.
Мониторинг проводится в апреле в течение месяца и является
продолжением программы «Школьный старт».
Данные мониторинга могут быть включены в портфолио ре­
бенка как отражение динамики его развития.
Пособие адресовано педагогам, а также может быть полезно
школьным психологам и родителям.

Учебных действий - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2012. - 96 с.
ISBN 978-5-9507-1534-1 (Издательство «Учебная литература»).
ISBN 978-5-393-00751-5 (Издательский дом «Федоров»).

ISBN 978-5-9507-1534-1
(Издательство «Учебная литература»)

ISBN 978-5-393-00751-5
(Издательский дом «Федоров»)

© М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова,
А.Г. Теплицкая, 2012
© Издательство
«Учебная литература», 2012
© Издательский дом «Федоров», 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................ 4
Общая характеристика мониторинга метапредметных

Понятие метапредметных
универсальных учебных действий............................................ 9
Основные этапы развития УУД.............................................. 12
Мониторинг метапредметных УУД в начальной школе
Общая характеристика мониторинга.................................... 17
Показатели мониторинга развития
метапредметных УУД в начальной школе........................... 20
Характеристика диагностических процедур
и этапы проведения мониторинга.......................................... 22
Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе
Предмет мониторинга метапредметных УУД..................... 26
Описание методики работы с рабочей тетрадью
и диагностическими заданиями.............................................. 32
Общая характеристика рабочей тетради......................... 32

вводного модуля.................................................................... 35
Назначение и характеристика заданий
диагностического модуля..................................................... 35
Процедура мониторинга........................................................... 38
Работа с диагностическими заданиями................................ 41
Методические рекомендации
по проведению вводной части............................................ 41
Методические рекомендации по проведению
диагностических модулей................................................... 44
Обработка и анализ результатов мониторинга
Направления обработки и анализа
результатов мониторинга.......................................................... 61
Способы обработки и представления результатов.............. 62
Первичная обработка результатов.................................... 62
Обработка данных с помощью сводных таблиц............ 64
Анализ результатов мониторинга............................................ 68
Анализ индивидуальных результатов ученика.............. 70
Анализ результатов по классу в целом............................. 72
Заключение................................................................................. 79
Приложения................................................................................. 80

ВВЕДЕНИЕ

Федеральные государственные образовательные стандар­
ты нового поколения задают качественно новое представле­
ние о том, каким должно быть теперь содержание начального
образования и его образовательный результат. В связи с этим
меняются не только содержание УМК, требования к образо­
вательным программам учреждений и учебным планам, но
и представление о критериях профессионального мастерства
учителя, целях и методах его работы. Конечно же, изменения
распространились на содержание и способы оценки результа­
та образования. Теперь результативность складывается из
единого комплекса показателей, описывающих знаниевые,
метапредметные и даже личностные достижения ребенка.
В профессиональную жизнь педагога входит понятие универ­
сальных учебных действий. УУД - пока еще новая аббревиа­
тура, но за ней скрывается принципиально важное психоло­
го-педагогическое понятие. С УУД, их формированием
и оценкой теперь во многом связаны требования к професси­
онализму современного педагога начальной школы.
Владение учебным понятием, знание того или иного спо­
соба решения задач, умение сотрудничать, ценностное отно­
шение к собственному здоровью, этнической самоидентифи­
кации, - все это становится предметом целенаправленного
формирования со стороны педагогов и, как следствие, пред­
метом измерения и оценки.
Возникает закономерный вопрос: можно ли все вышепере­
численное отследить и измерить привычными способами
контроля и оценки? Частично - да. Знания ребенка по тому
или иному учебному курсу по-прежнему можно проверить
с помощью вопросов, заданий, в ходе устного или письмен­
ного опроса, посредством текущего и тематического контро­
ля. В системе проверки уровня владения предметными уме­
ниями хорошо себя зарекомендовали и различные учебные
задачи. Все это вместе - вопросы, задачи - можно «сложить»
в контрольную работу и оценить уровень ее выполнения ре­
4

Бенком с помощью понятных и привычных педагогических
критериев (количество ошибок, аккуратность и т.д.). А как
измерить метапредметный результат? Или - еще сложнее личностные образовательные достижения учащихся? Годятся
ли старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества
предметных знаний для измерения универсальных учебных
действий? Вопрос почти риторический: очевидно, что не го­
дятся. Для достижения этой цели необходимо разбираться
в природе УУД и разрабатывать новые подходы к измерению
уровня их развития и сформированности, ориентироваться
в особых измерительных инструментах или, как мы привыч­
но их называем на профессиональном педагогическом язы­
ке, - КИМах.
Любой измерительный инструмент разработан для опре­
деленного объекта измерения. Линейкой можно измерить
длину, градусником - температуру. Контрольная работа или
опрос приспособлены для измерения и оценки актуального
знания по предмету за определенный период времени (урок,
тема, раздел). От контрольной к контрольной педагог вместе
с учеником могут анализировать, как накапливаются знания,
какие пробелы в системе изучаемого знания возникают и ка­
кие ликвидируются, как в целом происходит усвоение необ­
ходимого объема учебной информации и предметных уме­
ний.
Для изучения процесса развития универсальных учебных
действий нужен свой инструмент. Основные требования, ко­
торые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен
быть межпредметным; во-вторых, позволять отделять знание
или незнание фактической информации от владения или
невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД);
в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только конс­
татировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для от­
слеживания и оценки процесса развития универсальных
учебных действий является мониторинг. Согласно требова­
ниям Федеральных государственных образовательных стан­
дартов, и метапредметные, и личностные образовательные
результаты подлежат целенаправленному формированию
и отслеживанию, а метапредметные результаты - еще и оцен­
ке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести уча­
5

Щихся на высокий метапредметный и личностный результат
педагог может только в результате систематической, посто­
янной работы над формированием универсальных учебных
действий в течение всего периода обучения детей в началь­
ной школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каж­
дого ребенка по пути развития УУД и эффективность
собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.
Мониторинг - это профессиональная деятельность по
отслеживанию состояния или развития какого-либо предме­
та изучения, которая позволяет оценить результ ат ив­
ность осуществляемой деятельности и принять своевре­
менные и обоснованные решения.
Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, прово­
дить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД,
подлежащих формированию и оценке в начальном звене об­
щеобразовательной школы, на основе единой стандартной
процедуры и продуманных методов анализа результатов. Мы
предлагаем педагогам и методистам программу и контроль­
но-измерительные материалы такого мониторинга. В данном
методическом пособии раскрывается содержание и процеду­
ра мониторинга формирования и развития метапредметных
универсальных учебных действий в 1 классе. Он является
составной частью системы мониторинга УУД, проводимого
с 1 по 4 класс, и опирается на ряд теоретических и методи­
ческих положений.
1. Предметом мониторинга являются метапредметные
универсальные учебные действия на разных этапах своего
формирования. Универсальные учебные действия отражают
владение учеником определенными культурно значимыми
способами построения деятельности, общения, мышления
или оценки. Их формирование напрямую зависит от того,
каким образом организована учебная деятельность ребенка.
В процессе своего формирования УУД проходят ряд после­
довательных стадий. Каждая стадия характеризуется тем или
иным уровнем осознанности ученика во владении способом.
2. Мониторинг проводится с 1 по 4 класс один раз в год
и позволяет отследить приращение у учащихся в уровне
сформированности основных метапредметных УУД, сформу­
лированных для начальной школы. В первом классе монито­
6

Рингу формирования и развития УУД предшествует диагнос­
тическое обследование учащихся на основе методики
«Школьный старт»1. Оно проводится на 3-4-й неделе сентяб­
ря и позволяет педагогу определить стратегию работы с каж­
дым учащимся по достижению высоких образовательных ре­
зультатов. Результаты «Школьного старта» учитываются
и при интерпретации данных мониторинга.
3. Мониторинг осуществляется на основе системы специ­
ально разработанных заданий. Каждое задание направлено на
выявление уровня развития того или иного УУД в соответ­
ствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метап­
редметные результаты начального образования. Сформированность каждого УУД проверяется на материале не менее
чем двух предметов.
4. Способы оценки результатов мониторинга позволяют
сделать выводы как относительно отдельного учащегося,
(позволяют судить о его продвижении к метапредметному
образовательному результату начальной школы), так и отно­
сительно групп учащихся.
Далее в тексте методических рекомендаций последова­
тельно изложена информация, необходимая педагогу для
профессионального и качественного проведения мониторин­
га и анализа его результатов. Знакомство с данным пособием
позволит учителю:
* сформировать представление о закономерностях форми­
рования метапредметных УУД;
* определить для себя перечень универсальных учебных
действий, подлежащих измерению и оценке в 1-4 классах;
1 В учебно-методический комплект диагностических материалов,
предназначенных для определения уровня готовности ребенка к ус­
пешному освоению учебной программы и достижению высоких об­
разовательных результатов, входят: Беглова Т.В., Битянова М.Р.,
Теплицкая А.Г. «Школьный старт». Педагогическая диагностика
стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе:
Рабочая тетрадь для первоклассников. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012; Беглова Т.В.,
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические реко­
мендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая
диагностика стартовой готовности к успешному обучению в началь­
ной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­
тельский дом «Федоров», 2012.
7

* сформировать представление о внутреннем устройстве
предлагаемого инструмента измерения метапредметных УУД
и определить порядок своих шагов в процессе проведения
мониторинга, а именно:
- познакомиться с назначением и устройством каждого
мониторингового задания;
- освоить процедуру проведения и обработки данных мо­
ниторинга;
- определить направления анализа и применения данных
мониторинга в своей педагогической работе.
Мониторинг - чрезвычайно перспективный инструмент
педагогического анализа, отвечающий целям и задачам де­
ятельности современного педагога. Научиться проводить
мониторинг - значит подняться на новый уровень професси­
онального развития и мастерства. Для правильного проведе­
ния и интерпретации результатов рекомендуется вниматель­
но ознакомиться с теоретическими разделами методического
пособия до знакомства с самими заданиями.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПОНЯТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Основным понятием, которое характеризует миссию и це­
ли современного российского образования, является понятие
«развитие». Образование понимается как процесс целена­
правленного развития, который приводит к определенному
результату - становлению человека, обретению им культурно
значимых качеств, способностей и возможностей. Эти спо­
собности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъек­
том культуры, человеческих отношений, носителем исключи­
тельно человеческих возможностей - рефлексии, самосозна­
ния, способности к диалогу, проектировочной деятельности
и т.д.
В процессе образования эти важнейшие человеческие спо­
собности передаются педагогами и приобретаются учащими­
ся в виде универсальных учебных действий.
В широком смысле термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, т.е. способность челове­
ка к саморазвитию и самосовершенствованию путем созна­
тельного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле под универсальными учебными действиями
понимается совокупность действий учащегося, обеспечива­
ющих его культурную идентичность, социальную компетент­
ность, толерантность, способность к самостоятельному усвое­
нию новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира
составляет цель и основной результат школьного образова­
ния. Успешное решение образовательных задач предполагает,
9

Что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет способа­
ми решения поставленной задачи или создает такие способы
самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправ­
лять свою деятельность. Результативность образования про­
является также в том, что в процессе учебной деятельности
ребенок способен отвечать себе и другим на такие вопросы,
как: Что нужно сделать? Зачем я это делаю? Каким образом
я это делаю? Как я могу проверить? Как я оцениваю то, что
я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал? Как могу ис­
править то, что не получилось?
В значительной степени достижение данного образова­
тельного результата связано с развитием метапредметных
универсальных учебных действий.
Мета (от греч. meta - после, за, через) - первая составная
часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо,
переход к чему-либо другому, превращение. Применительно
к образовательным результатам приставка «мета-» означает
более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщаю­
щий» уровень способностей и знаний, приобретаемых уча­
щимися. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или
«общеучебными») действиями понимаются способы осущест­
вления деятельности, применимые как в рамках образова­
тельного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях. Обладая метапредметными УУД, уча­
щийся не только решает учебно-познавательные и учебно­
практические задачи, но и осознает способы действия, ко­
торые он применил. Это дает ему возможность подбирать
наиболее рациональные и точные способы действия для ре­
шения разных учебных задач и достижения разных образо­
вательных целей, т. е. управлять своей деятельностью. Со­
гласно этому положению, работа учителя на образователь­
ный результат учащегося связана с передачей последнему
способов (целеполагания, действия, контроля и оценки) на
базе одного, нескольких или всех учебных предметов, а так­
же структуры самой учебной деятельности, в которую ребе­
нок научается «вкладывать» освоенные способы действия
или создавать новые под проблемную задачу.
Метапредметные УУД могут быть разделены на три груп­
пы: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
10

К регулятивным относятся:
1) владение действиями, связанными с принятием и удер­
жанием учебных целей, планированием, контролем,
оценкой и рефлексией.
К коммуникативным относятся:
2) использование речевых средств и средств информаци­
онных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познаватель­
ных задач, использование различных способов поиска
(в справочных источниках и открытом учебном инфор­
мационном пространстве сети Интернет), сбора, обр

Просмотр содержимого документа
«vystuplenie_na_rmo_nach.klassov»

Мониторинг развития метапредметных

в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Слайд 2

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы метапредметных УУД для 1 и 2,3 классов. Измерительные инструменты для проведения мониторинга в 4 классе находятся в разработке. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе – «Учимся учиться и действовать». Слайд 3

Начало школьного обучения связано с вопросом, готов ли ребенок к школе. «Школьный старт» - это новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе, в которую входят рабочая тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г). (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова). Слайд 4

Диагностика «Школьный старт» позволяет:

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности, спланировать индивидуальную работу с детьми. Слайд 5

Инструментальный компонент стартовой готовности отражает уровень умений и способностей ребенка. Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и первичный контроль своих действий.

Важным показателем личностного компонента является отношение ребенка к учению. Данные компоненты являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность».

Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. Контрольные умения составляют основу формирования регулятивных УУД.

Коммуникативные умения соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школе. Слайд 6-7

Диагностические задания собраны в рабочей тетради «Школьный старт». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Они сгрупированны: 1-5 задания на наблюдательность, 6-12 мыслительные способности, 13-14 контрольные умения,15 коммуникативные,16-17 личностный компонент.

В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Максимально упрощена процедура обработки результатов диагностики. Слайд 8

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась мной на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в сводные таблицы, что в дальнейшем позволило использовать их для качественного педагогического анализа.

Слайд 9-10

Цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный – низкий). В процентном соотношении это показано на диаграмме. Слайд 11

Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. – частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности.

Сводная таблица позволяет определить:

1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.

2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности доминирует в классе и у конкретного обучающегося.

3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от других.

Для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные маршруты.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях этого класса, об особенностях каждого ребенка.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочая тетрадь для 1 класса
- методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса

- рабочая тетрадь для 2 класса , в 2 частях
- методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса Слайд 12-13

В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности восьми важнейших универсальных учебных действий . Их оценка производится на базовом уровне.

Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа. Для учащихся 1-2 классов достаточным уровнем является уровень «представления», для 3-4 «Способ и применение его в контексте учебной задачи».

От класса к классу базовый уровень развития метапредметных УУД изменяется. В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности универсальных учебных действий является уровень выполнения по образцу. В мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия. Слайд 14

С 1 по 3 класс происходит приращение в числе УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – до 34 умений в 4 классе. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы. Слайд 15

Количество универсальных учебных действий

и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов

показателей

в мониторинге

Базовый уровень

сформированности

показателей

Повышенный

сформированности

«Представление»

«Представление»

«Способ»

«Овладение УУД»

В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

Диагностические задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель). Слайд 16

Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру:

Введение,

Образец,

Три диагностических задания (А, Б, В)

И дополнительное задание предлагается тем ребятам, которые работают в быстром темпе, чтобы не мешали другим закончить работу. Выполняются задания по желанию и не учитываются.

В мониторинге 2 класса существуют две отдельные тетради: 1 вариант и 2 вариант.Слайд 17

Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 2 класса объединяют рассказы про второклассников и их учительницу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

В тетради размещены бланки для учителя. В них фиксируются исходный уровень инструментальной готовности, который был выявлен на основе методики «Школьный старт», информация о том, умел ли ребенок читать на момент поступления в школу. Для каждого из 8 умений заполняется мини – таблица, в которой суммируются результаты выполнения 2-х диагностических модулей по принципу «выполнил» - « не выполнил» (1б,0б). Затем суммируются баллы полученные в задании «А» по2-м модулям, максимально-2б и «Б и В» - 4б. Эти результаты записываем в строке сумма. Подсчитываем общую сумму по всем 6 заданиям. Все это просчитывалось по каждому умению.

Получилась сводная таблица, в которой прослеживаются результаты мониторинга по каждому умению и ребенку. Слайд 18

Авторы разработали электронную программу для анализа УУД, размещенную на сайте zankov .ru , что намного облегчило обработку результатов. Занесли данные и получили результат. Такой вид имеет таблица.

По каждому обучающемуся программа выдала индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. Получили детализированный рейтинг по классу в целом. Слайд 21

Для организации групповой работы на уроке, дифференциации заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы для работы создавались в соответствии с результатом выполнения заданий двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия. Слайд 22

Эта информация позволила подбирать для той или иной группы детей разные задания и ситуации, формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, задать нужную степень самостоятельности.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО.

1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка? Такая работа особенно важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам мониторинга (учащиеся, не справившиеся с обоими типами заданий по данному умению).

3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.

Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика. Развивающая система Л.В. Занкова предоставляет много возможностей для поддержки интеллектуальной активности одарённых детей, ими нужно обязательно воспользоваться.

4. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).

5. Сравнение результатов диагностики по методике «Школьный старт», оценки навыков чтения на момент поступления в школу с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития

универсальных учебных умений ребёнка. Слайд 23

Список используемой литературы:

1.Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. -24с.: ил.

2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.

Просмотр содержимого презентации
«vystuplenie_na_rmo_nach._klassov»

в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»


Мониторинг

это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.


Школьный старт

Диагностика стартовой готовности

к успешному обучению

в начальной школе

Учимся учиться и действовать

Мониторинг метапредметных

универсальных учебных

Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая


Школьный старт

Успешный старт для каждого ребенка

Учебно-методический комплект

«ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ» :

педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе


Школьный старт

«Школьный старт» -

это принципиально новый

подход к педагогической

диагностике и организации

учителем первых недель

и месяцев обучения

детей в школе. Он позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми

Уникальность диагностики

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

Наблюдательность

Личностная

готовность

Школьный

старт

Уникальность диагностики

На основе психологической экспертизы учебников первого класса авторами УМК выявлен базовый набор умений, которые: обеспечивают понимание учениками материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, позволяют ему организовать свою познавательную деятельность на уроке и др.

Своевременная диагностика уровня развития этих умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 таких умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «мыслительные способности», «контрольные» и «коммуникативные умения». Выделяются также 2 показателя личностной готовности ребенка.

Коммуникативные

умения

Мыслительные

способности

Контрольные умения


Учимся учиться и действовать

Умение планировать последовательность учебных действий

в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные УУД

Познавательные УУД


Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.


Обработка

результатов диагностики

Авторы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа


Сводная ведомость диагностики школьной зрелости « Школьный старт»

ФИО ребенка

Инструментальная готовность

Наблюдательность

Мыслительные способности

Контрольные умения

Личностная готовность

Коммуникативные умения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень



Система диагностики

http://www.tochkapsy.ru/


Учимся учиться и действовать

Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены

в форме диагностических заданий: это история-сказка,

участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы,

зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу.

Все задания (2 варианта) дети выполняют

в индивидуальной рабочей тетради

«Учимся учиться и действовать»

1 вариант 2 вариант

тетради-«перевертыша»




Учимся учиться и действовать

Введение – история и лесной школе

Номер диагностического

Задание Б –

на ориентацию

Задание А –

выполнение

по образцу

Дополнительное задание

(выполняется по желанию

Задание В – на ориентацию


Учимся учиться и действовать

Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу.

1 тетрадь 2 тетрадь


Мониторинг УУД. 1 класс. Индивидуальные оценки.

Регулятивные УУД

Планирование

Оценка

Познавательные УУД

Анализ

Синтез

Сравнение

Классифи кация

Обобщение

Причинно-следственные связи


Планирование

Познавательные УУД

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи



Ученик 1

Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. 1 класс.

Регулятивные УУД

Планирование

Ученик 1

Группа

Оценка

Познавательные УУД

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи


Мониторинг 1 класса. Распределение по группам.

Планиро вание

Оценка

Анализ

Синтез

Сравне ние

Класси фикация

Обоб щение

Причинно-следственные связи

Преобладающая у ребенка группа

Условные обозначения

справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"

справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию"

не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию"

не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"


Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:

1. Выявить , какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности (по образцу или на ориентацию способа действия)

2. Определить приоритеты в работе с тем или иным учеником. С чего начать? Какие умения замыкают рейтинг, а на какие надо опереться.

3. Отследить темп и самостоятельность выполнения ребенком диагностических заданий. Успевает работать со всеми, отстает, а может бежит впереди.

4. Получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка, сравнив результаты диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать».

5. Понять есть ли необходимость в привлечении к работе с детьми дополнительных специалистов (школьного психолога, логопеда), спланировать индивидуальный маршрут развития с учётом возможностей учреждений дополнительного образования и учреждений райцентра, предоставляющих образовательные услуги.


Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

1

Статья посвящена проблеме развития интеллектуальных способностей обучающихся начальной школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. В ней анализируются результаты мониторинга развития метапредметных учебных универсальных действий обучающихся с 1-го по 3-й классы как элемента оценки их интеллектуального развития, что способствует проектированию и своевременной корректировке учебного процесса. Также одной из важных задач мониторинга являлось определение прогресса в развитии метапредметных УУД у каждого ученика и в классе в целом при сопоставлении с результатами мониторинга 2 и 1 классов. Автор делает вывод, что УУД являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении. В исследовании представлены эффективные пути работы над поставленной проблемой с учетом важных психолого-педагогических аспектов.

мониторинг развития метапредметных ууд обучающихся

образовательный стандарт

развитие интеллектуальных способностей

интеллектуальные способности

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – СПб. : Питер, 2006. – 368 с.

2. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб. : Питер, 2006. – 384 с.

3. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственнное развитие / Я.А. Пономарев. – М.: Просвещение, 1967. – 263 с.

4. Рыжкова И.Н. Технологические основы реализации ФГОС на первой ступени. Современный урок. Урок развивающего контроля [Электронный ресурс] / И.Н. Рыжакова. – Режим доступа: http//www.uchmet.ru/articles/142082.

5. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: рабочая тетрадь 3 класс / под ред. М.Р. Битяновой – Самара: Издательский дом «Федоров», 2015. – 56 с.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.

Сегодня в связи с происходящими глобальными переменами развития общества изменились требования к формированию личности в образовательном пространстве. Современная личность должна быть готова к жизнедеятельности в полиэтнической среде, к межкультурному общению, к творчеству в интеллектуальной и практической деятельности. В наше время только интеллектуально развитые индивиды, способные мыслить и действовать не по шаблону, умеющие находить решения в сложившихся нестандартных ситуациях, могут послужить прогрессу человеческого общества и чувствовать себя свободными гражданами страны. В связи с этим проблема развития интеллектуальных способностей обучающихся является одной из актуальных для современного образования.

Эта проблема тесно связана с реализацией ФГОС НОО, т.к. главной ее целью является создание условий для повышения качества образования, для достижения новых образовательных результатов: личностных (способных к саморазвитию, желание учиться и др.), метапредметных (универсальные учебные действия) и предметных (система основных знаний). Существенным отличием нового ФГОС является ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Целью данного исследования является сравнение мониторинга развития метапредметных учебных универсальных действий обучающихся 3-х классов как элемента оценки их интеллектуального развития.

Материал и методы исследования. В процессе эксперимента были использованы методы теоретического исследования (синтез, сравнение, обобщение, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта) и методы эмпирического исследования (анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).

Результаты исследований и их обсуждение

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, основанный на положениях концепций Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, согласно которым обучение должно вести к развитию. «Целью деятельностного метода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. А быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Ребенок ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. Главное средство субъекта - умение учиться, т.е. учить себя» . Ученик должен стать активным субъектом познавательной деятельности, а не только быть объектом обучения. Только при таком обучении возможно интеллектуальное развитие обучающихся.

Изучению интеллекта посвящены огромное количество работ в мировой и отечественной истории психолого-педагогических исследований. Мы ознакомились с работами Дж. Гилфорда, Д. Маккиннона, К. Осборн, В. Лоуэнфельда, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других, но эта проблема остается спорной и по сей день .

До наших дней нет однозначного определения понятия «интеллект». Так, Д. Векслер характеризует интеллект как глобальную способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Как полагал В. Штерн, интеллект - это способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации. Приспособительный акт по Штерну - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме», а по Я. А. Пономареву, «во внутреннем плане действия» .

В понимании М.А. Холодной: «Интеллект - это форма организации ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства и выстраивающихся в этом пространстве ментальных репрезентаций происходящего» .

По исследованию процесса развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов в ходе опытно-экспериментальной работы мы ежегодно в конце учебного года в апреле-мае проводили мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий учащихся с 1-го по 3-й классы МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары. Мониторинг проводился ежегодно в конце учебного года - в апреле-мае.

Целью нашего мониторинга было отслеживание процесса развития и формирования метапредметных учебных универсальных действий обучающихся 3-го класса для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Под метапредметными действиями понимаются способы осуществления деятельности, которые применяются в рамках образовательного процесса, а также при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Обучающийся, который обладает метапредметными УУД, не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Он также может подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей, управлять своей деятельностью.

Показателями мониторинга УУД выступали конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры.

Задачами мониторинга являлись:

1) определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе, отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к метапредметным образовательным результатам;

2) определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и разработка на этой основе стратегии помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;

3) определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД обучающихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, школы.

В мониторинг 3 класса были включены следующие метапредметные УУД: пять регулятивных, десять познавательных, четыре коммуникативных умений. Для проведения мониторинга использовались рабочие тетради со специально разработанными диагностическими заданиями предметного или межпредметного характера. Авторы: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая .

Одной из важных задач мониторинга является определение прогресса в развитии метапредметных УУД у каждого ученика и в классе в целом при сопоставлении с результатами мониторинга 2 класса. Типы прогресса: А- - небольшой прогресс, произошел переход на новый этап овладения УУД; В - значительный прогресс, произошел переход на новый этап овладения УУД; С - скачок в развитии умения, ситуация требует дополнительного рассмотрения; D - нет прогресса, переход на новый этап овладения УУД не произошел.

Таким образом, на основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, коррекции темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом. Результаты диагностики 169 обучающихся 3-их классов приведены в таблице 1.

Класс

Кол-во чел.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Таблица 1 показывает, что на первом месте по рейтингу во всех классах стоят коммуникативные УУД; на втором - познавательные УУД и на третьем - регулятивные УУД. По регулятивным УУД наилучшие результаты в 3Б и 3А классах; наихудшие - в 3В классе. По познавательным УУД наилучшие результаты в 3А и 3Б классах; наихудшие - в 3В классе. По коммуникативным УУД наилучшие результаты в 3А и 3Б классах; наихудшие - в 3В классе.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Планирова-ние

Контроль

Коррекция

Речевое вы-

сказывание

Объединение информации

Познавательные УУД

Сравнение

Классификация

Обобще-ние

Причинно-следствен-ные связи

Аналогия

Отнесение к понятию

Диаграм-мы и таблицы

Умозаключения

Таким образом, надо отметить, что в среднем по школе среди регулятивных УУД на 1 месте - «Оценка» и «Коррекция», на последнем - «Планирование» и «Контроль». Среди познавательных УУД на 1 месте - «Умозаключения» и «Отнесение к понятию», на последнем - «Классификация». Результаты по коммуникативным УУД достаточно ровные: первые два места - «Умение задавать вопросы», «Точка зрения», вторые два места - «Речевые высказывания» и «Объединение информации» (табл. 2 и 3).

Рассмотрим результаты по прогрессу УУД. Как было сказано выше, прогресс в развитии УУД рассматривается в разных вариантах: А, В, С, D.

Таблица 4

Прогресс в развитии регулятивных УУД

Прогресс

Среднее значение

по школе

тип А

тип B

тип С

тип D

Таким образом, в среднем по школе в развитии регулятивных УУД (табл. 4) преобладает прогресс по типу D (75 %) - у большинства обучающихся переход на новый этап овладения УУД не произошел. Но небольшой прогресс все-таки есть. Наилучшая ситуация в 3Б классе, далее - 3И класс. Наихудшая - в 3В и 3С классах.

Таблица 5

Прогресс в развитии познавательных УУД

Прогресс

Среднее значение

по школе

тип А

тип B

тип С

тип D

В среднем по школе в развитии познавательных УУД преобладает прогресс по типу D (57 %) - переход на новый этап овладения УУД не произошел. Небольшой прогресс есть. Наилучшая ситуация в 3А и 3Б классах. Наихудшая - в 3В классе (табл. 5).

Таблица 6

Прогресс в развитии коммуникативных УУД

Прогресс

Среднее значение

по школе

тип А

тип B

тип С

тип D

В среднем по школе (Таблица 7) в развитии коммуникативных УУД преобладает прогресс по типу D - переход на новый этап овладения УУД не произошел. Но эта цифра меньше 50 %. Наилучшая ситуация в 3А и 3Б классах, наихудшая - в 3В классе (табл. 6).

Заключение

Таблица 7

Прогресс в развитии УУД (средние показатели по школе), %

Прогресс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

тип А

тип B

тип С

тип D

Таким образом, наше опытно-экспериментальное исследование определило уровни и динамику учебных универсальных действий как элемента оценки интеллектуального развития младших школьников. Также в ходе данного мониторинга осуществлялось отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к метапредметным результатам. В начале и в конце каждого учебного года результаты мониторинга заносились в специально разработанные таблицы. Накопленные данные позволили сделать вывод, что в среднем по школе наибольший прогресс обучающиеся 3-х классов достигли в развитии коммуникативных УУД 60 %, далее познавательных УУД 44 % , наименьший прогресс - в развитии регулятивных УУД 26 % (табл. 7). В отдельных классах, например в 3Б классе, прогресс доминирует и в развитии регулятивных УУД, а в 3А и 3Б классах в развитии познавательных УУД. Этому способствуют, на наш взгляд, то, что обучающиеся этих классов во внеурочное время посещают дополнительные занятия эстетического отделения МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары, а в 3Б классе кроме этого проводится кружок «Умники и умницы».

Проведенное исследование позволило подвести итоги работы педагогом за год и постановке задач работы на предстоящий год. Он содержит важную информацию для определения стратегий индивидуальной и групповой работы. Это поможет еще раз оценить возможности УМК и выбранной методики обучения в решении задач развития УУД и при необходимости подобрать необходимый дидактический материал для 4-го класса, познакомиться с новыми методическими подходами к организации учебной деятельности обучающихся и др. Данное исследование помогло проанализировать рейтинг умений по классу в целом и по обучающимся. Также наше исследование дает возможность проанализировать уровень развития умений (базовый или ниже базового) в каждой группе. На те умения, которые оказались на последних местах в рейтинге умений, необходимо обратить дополнительное внимание.

Планируя урок, учитель должен определять, над развитием каких УУД он будет сегодня работать. Это решение он принимает, ориентируясь на содержание учебного материала, его развивающие возможности, этап прохождения темы, приоритетные задачи работы с классом и отдельными детьми, поставленные на основе данных мониторинга. Для организации развивающей и коррекционной педагогической работы важно использовать учебные задания определенного типа, предметные по своему содержанию, в основе которых лежит метапредметный способ познавательного, коммуникативного или регулятивного характера. Если учебное задание лишено этого или лишь частично ее имитирует, то оно не будет способствовать формированию метапредметных УУД в полном объеме.

Диагностика показала, что прогресс в развитии всех УУД обучающихся в 3-ем классе по сравнению с 1 и 2 классами несколько лучше, но не совсем значительный. Педагогам необходимо обратить на это внимание и планировать работу по развитию УУД. При этом педагог должен помнить, что формирование познавательных УУД невозможно вне ситуации интеллектуальной, исследовательской активности обучающихся. Развитие регулятивных УУД, учебной самостоятельности может осуществляться только в контексте целостной учебной деятельности, в ситуации, когда ребенок управляет теми или иными этапами достижения учебных целей. Развитие коммуникативных умений происходит только в процессе диалога взрослого и учащихся или учащихся друг с другом, при выполнении заданий, требующих принятия общего решения или отстаивания своей точки зрения.

Библиографическая ссылка

Афанасьева Т.В. СРАВНЕНИЕ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25018 (дата обращения: 28.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»