Болезни Военный билет Призыв

Монтессори чтение по слогам. Чтение по методике монтессори. Упражнение «Как говорит кошка»

Особенность обучения по методике Марии Монтессори такова, что детей учат читать через письмо. То есть, сначала дети учатся писать и благодаря этому могут прочитать то, что написали. И буквы им показываются вначале письменные. В этом есть определённый смысл, поскольку графическое изображение знака дети узнают одновременно, что позволяет задействовать рецепторы максимально и запомнить знак лучше, а круговые движения письменных букв даются детям легче.

Когда и как начинать обучение чтению по Монтессори

Итак, Мария Монтессори считала, что к обучению чтению дети готовы не ранее 4,5 лет. Но это относительная величина. В Монтессори-среде ребёнок, как известно, сам выбирает деятельность по интересу и желанию, а значит, проявить интерес малыш к буквам может и в три года (если зоны головного мозга сформировались для этого) и в пять лет, или не проявить его до самой школы (если есть задержка развития или другие особенности).

Поскольку деятельность ребёнка регламентируется им самим, о жёстком порядке овладения материалом речь не идёт. Только если для выбранного ребёнком материала не хватает базы знаний и умений, то педагог предложит вернуться к предыдущим материалам и освоить их. Начинается обучение чтению с простого – с расширения словарного запаса. В зоне русского языка стоят карточки с систематизированными картинками: дикие и домашние животные, детёныши животных, мебель, предметы одежды, рабочие инструменты и пр. Каждая группа имеет цветовой код – рамку красного (животный мир), жёлтого (мир человека) или зелёного (растения) цвета. Дети рассматривают карточки и выполняют игровые задания под руководством педагога или старших детей.

Параллельно дети могут играть в звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определённый звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Звук должен стоять в разных местах – в начале, середине или конце слова, но быть чётко слышимым и неизменённым. Таким образом ребёнок учится дифференцировать звук в слове и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.

Готовят руку малыша к письму рамки для штриховки и модули для подготовки к письму. С помощью модулей ребёнок ведёт ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Металлические рамки для штриховки помогут сначала нарисовать контур, а затем заштриховать его различными способами. Сначала соблюдать границы помогут металлические края, а затем – только нарисованный самим собой карандашный контур. Так ребенок учится соотносить движение руки и глаза, учится контролировать свои движения, действовать по правилам и соблюдать границы.

Чтение по методике Монтессори – шаг за шагом

Далее следует знакомство с шероховатыми буквами. Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). На каждой табличке – одна буква. Буквы письменные, потому что круговые движения более доступны для детей. После можно показать аналогичные таблички с печатными буквами. Таблички окрашены в разные цвета: согласные – голубой цвет, гласные – розовый. Мягкий и твёрдый знаки – на белом фоне. Как только ребёнок заинтересовался содержанием табличек и значением букв, он готов обучаться. Малышу показывают три буквы за один раз. В следующий раз будут показаны две хорошо знакомых буквы и одна-две новых, незнакомых. Обучение проводится так называемым трёхступенчатым уроком. Так дети лучше воспринимают информацию.

Первая ступень – сообщение информации. «Это – …» Педагог выкладывает поочерёдно таблички. Называет звук, проводя двумя пальцами по букве. Даёт табличку ребёнку и предлагает ему ощупать букву, снова называя её. Затем то же самое происходит с двумя следующими буквами: назвать, ощупать, дать ребёнку, снова назвать. Буквы берутся простые, доступные в произношении и написании ребёнку этого возраста. Называется звук, а не буква (не «мэ» и «эс», а «ммм» и «ссс», например).

Вторая ступень – усвоение информации. «Покажи мне это». Педагог поочерёдно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому, третью положить сверху и т.д.). Так происходит автоматизация слухового и зрительного образа буквы. Если вторая ступень пройдена легко и просто, переходим к третьей. Если ребёнок не запомнил – возвращаем его на первую ступень и поднимаемся повторно.

Третья ступень – проверка и автоматизация знаний. «Что это?» Педагог просит назвать поочерёдно все три буквы, по порядку и вразбивку. Если третья ступень преодолевается с трудом, возвращаем ребёнка на вторую и проходим эти три буквы снова. Если какая-то буква даётся ребёнку с трудом, она автоматически переходит на следующий урок и будет даваться в паре двумя хорошо знакомыми или с одной новой. Если все три буквы вызывают затруднения – повторяем их на следующем уроке (презентации).

После такого мини-урока ребёнку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их. Для изображения знаков предназначен поднос с манкой – там ребёнок пальчиком пытается изобразить знакомые буквы. Никто не станет оценивать работу кроме его самого, а неудачные (по его собственному мнению) варианты легко стираются движением руки. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок.

Составляем слова

После шероховатых букв можно переходить к подвижному алфавиту. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные буквам на шероховатых табличках. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова. Буквы (письменные, как вы помните) имеют стыки-хвостики, и поэтому органично соединяются между собой. Таким образом ребёнок уже почти пишет – составляет слова из букв. Автоматизирует это умение изображением букв пальчиком на манке, палочкой на песке или карандашом на бумаге – по собственному желанию и умению.

Собственно чтение начинается для ребёнка с серий карточек. На каждой карточке написано слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определённом цветом.

Розовая – чтение без трудностей, каждая буква в слове произносится так, как написано.
Зелёная – добавляются слова с йотированными гласными после согласной.
Голубая – вводятся трудности в чтении – безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушённые согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания жи-ши и пр.
Белая серия автоматизирует чтение – в слове может быть несколько разных трудностей.

Это так называемое интуитивное чтение – когда ребёнок читает слово целиком, и слово запоминается целиком. Ребёнок ещё не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания. Дальнейшие совершенствуют и закрепляют умение ребёнка читать и писать.

ОДНИ РОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С БУКВАМИ УЖЕ С ПЕЛЕНОК. ДРУГИЕ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. КОГДА ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ СТОИТ ПРИСТУПАТЬ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И КАКИЕ ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ - МЫ ВЫЯСНИЛИ У СПЕЦИАЛИСТОВ.

Консультанты: Татьяна Куприянова, учитель-логопед; Оксана Оганезова, методист Центра раннего развития «Бэби-Клуб»; Ирина Горбатько, Екатерина Тупицына, педагоги Монтессори-центра «Счастливый ребенок»

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика – умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии – нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ

  • Рассказывайте сказки ребенку и вместе с ним: делайте паузы, чтобы кроха мог вставить знакомое слово сам.
  • Рассказывайте малышу о том, что он видит вокруг: составляйте простые предложения, позже рассказы. Предлагайте рассказывать другим о том, что он видел, что с ним происходило.
  • Лепите, играйте в пальчиковые игры, мозаику, нанизывайте бусы, играйте с крупой и водой. Развитие мелкой моторики поможет ребенку быстрее освоить письмо.
  • Обращайте внимание детей на буквы везде: на улице, в любимой книге, на экране телевизора, в их именах и именах близких.
  • Развивайте воображение: обсуждайте, на что (или на кого) похожа та или иная буква, и рисуйте букву-образ: буква Б похожа на кенгуру с сумкой для детеныша, Ж – на снежинку, С – на ухо слона.
  • Играйте в игры с буквами и слогами. Например, в магазине взрослый называет первый слог в слове (МА), а малыш должен найти продукт, в котором этот слог стоит первым (Макароны). Если ребенок любит рассматривать свои фотографии, предложите к каждой придумать название из одного слова (пляж, парк, футбол и т. д.). Напишите слова на карточках и предложите ребенку разложить их под соответствующими снимками.

ЗВУКОВОЙ МЕТОД

До середины XIX века русских учили читать трудоемким буквослагательным методом. Сначала дети заучивали все буквы: аз, буки, веди, и т. д., потом зубрили слоги (буки и аз – «ба») и лишь затем приступали к чтению. Это могло занять много времени, иногда до двух лет.

В противовес буквослагательному методу педагог К.Д. Ушинский предложил внедрять в школах звуковой метод обучения грамоте. Не нужно заучивать названия букв, обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Учитель произносил звук, затем показывал, как пишется соответствующая буква. Сначала учили простой гласный (например, «у»), а затем прибавляли согласный (например, «с»). Ребенка учили тянуть гласный звук и прибавлять к нему согласный. Затем читали слог, где согласный был первым, а гласный вторым. К одному слогу прибавляли другой, получали слово. В целом по этому принципу обучение ведется в первых классах и по сей день. Он используется в букварях, постоянно дорабатывается, совершенствуется. Звуковой метод хорошо согласуется со структурой русского языка – большинство слов читаются так, как пишутся, правил чтения в русском языке немного (в отличие от английского или французского).

ЗВУКОВОЙ МЕТОД ШАГ ЗА ШАГОМ:

1) Знакомство со звуками и буквами: ребенок учится выделять различные звуки в словах, узнает, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у каждого звука есть свое обозначение – буква.

2) Слияние звуков в слоги: ребенок складывает «м» и «а» в МА и т. д. Сначала идут слоги из двух звуков, затем из трех-четырех, в них появляется мягкий и твердый знак, подряд идут несколько согласных или гласных.

3) Составление слов из слогов: ребенок складывает сначала короткие слова, а затем все более сложные, постепенно переходит к чтению предложений и текстов.

Преимущества метода: обилие пособий, родителям не нужно специальной подготовки, чтобы проводить занятия. Начинать целенаправленное обучение по этому методу лучше не раньше 4−5 лет, ведь ребенок должен понимать разницу между глухим и звонким, мягким и твердым звуками и т. д. Минусы звукового метода: научившись читать по слогам, ребенок довольно долго будет читать медленно, с ошибками. Воспринимая слово по частям, дети часто не понимают смысл прочитанного (поэтому обязательно нужно просить ребенка сказать слово целиком). Чем младше ребенок, тем больше времени уйдет на то, чтобы начать читать чисто.

Комментирует учитель-логопед Татьяна Куприянова: «Для обучения детей в раннем возраcте лучше выбрать логопедический букварь (авторов Жуковой, Новоторцевой). В них буквы изучаются в последовательности, которая зависит от простоты произнесения соответствующих звуков: сначала ребенок знакомится с обозначением тех звуков, которые он точно может произнести (простыми гласными: а, о, у и т.д.), а потом с более сложными. В школьных букварях порядок изучения букв зависит от частоты их употребления в русском языке, и для дошкольника он может представлять сложность».

МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ

Метод, в корне противоположный звуковому, известен в России как метод Глена Домана. Доман создал систему физической реабилитации, а также общего развития интеллекта, обучения счету и чтению для детей с отклонениями, которую потом стали применять и к обычным детям.

Малышу предлагается запомнить сразу целые слова, которые пишут на отдельной карточке крупными красными буквами. По мнению Домана, увидев слово несколько раз и услышав, как оно произносится, ребенок его запоминает, а узнав достаточное количество новых слов, начинает читать. Родители делают карточки и показывают их ребенку несколько раз в день, причем начинать такие занятия можно уже с первого года жизни. Но малыши мало интересуется однообразными карточками, а родители устают постоянно делать все новые. Или ребенок не воспринимает слова, если они написаны не на карточке, а просто на листе бумаги карандашом или напечатаны в книге.

К тому же методика была разработана для английского языка: у него сложные правила чтения и много коротких слов, которые легко запомнить. Русский язык устроен иначе: подавляющее большинство слов произносятся так, как пишутся, и, зная буквы и звуки (или склады), можно прочесть любое новое слово, не заучивая, как оно выглядит. Кроме того, в русском языке слова изменяются, и запоминать, например, простой глагол «есть» во всех его формах будет очень трудоемко: я ем, ты ешь, он ест и т.д. Поэтому такой материал специалисты рекомендуют использовать как дополнение к другим занятиям по развитию речи и чтению.

Учитель-логопед Татьяна Куприянова комментирует: «Карточки Домана эффективны для детей с отклонениями в развитии речи: им сложно осознать связь между звуком и буквой и для них запоминание целых слов – это ключ к началу чтения. Обычным детям карточки могут помочь развить зрительную память, но никак не научить полноценно читать. Если цель – сделать так, чтобы ребенок узнавал отдельные слова, подписи под картинками, методика сработает, но к осознанному чтению новых слов ребенок может перейти, только научившись соотносить буквы со звуками родной речи. Если ребенок запомнит по карточкам много слов, это в будущем поможет ему читать быстрее те слова, которые он уже знает, но не более того».

МЕТОД МОНТЕССОРИ

Рассказывает педагог Монтессори-группы Ирина Горбатько: «Основные отличия метода Монтессори − целостный подход к развитию, соответствие занятий естественным потребностям ребенка каждого возраста, активное задействование мелкой моторики и сенсорного восприятия. И в отличие от других методов − совершенно иной порядок освоения навыков: сначала дети учатся писать буквы, слова и даже целые рассказы, а только потом − читать.

Обучение чтению по методу Монтессори – это не набор узкоспециализированных пособий, которые предназначены исключительно для обучения грамоте, а целая система занятий и игр, которые постепенно развивают интеллектуальные и двигательные способности ребенка, готовя его к появлению навыков письма и чтения.

Основная мысль Монтессори – всему свое время: для развития любого навыка есть свой естественный период, и, если навязывать ребенку то, что ему неинтересно в данный момент, результата не будет или ребенок не станет пользоваться навыком.

Так, примерно в возрасте 3,5−4 лет дети накапливают большой словарный запас, умеют выражать при помощи слов мысли, достигать своих целей (просить сделать что-то других детей, договариваться). Дети этого возраста начинают живо интересоваться символическим обозначением звуков – буквами. Им нравится называть звуки, играть с буквами, обводить их, рисовать (ведь письмо − это тот же рисунок).

Если поддерживать этот интерес, в возрасте 4–5 лет ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова и целые предложения. И к возрасту 5 лет он без принуждения, с интересом учится читать, следуя естественной логике речевого развития. Ребенок пишет, чтобы выразить свои мысли, и начинает читать, когда способен и хочет воспринять мысли другого».

ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ:

1) Звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Таким образом ребенок учится выделять звук в начале, в середине, в конце слова и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.

2) Подготовка руки к письму. Используя специальные рамки для подготовки к письму и штриховки, ребенок ведет ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Упражнения учат соотносить движение руки и глаза, укрепляют пальцы и делают кисть ребенка более подвижной.

3) Работа с буквами. Одно из ключевых пособий – «шершавые буквы». Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). «Шершавые» буквы письменные, поскольку предполагается, что плавные круговые движения более доступны для детей. Ребенок лучше запоминает алфавит, когда задействованы тактильные ощущения.

Обучение проводится трехступенчатым уроком. Сначала презентация: взрослый выкладывает табличку, называет звук (то есть не буква «эм», а звук «м») и обводит пальцем контур буквы. Дает табличку ребенку и предлагает ему обвести букву, снова называя ее. За один урок показывается три буквы, на следующем две уже знакомые и одна-две новые.

На втором этапе идет усвоение информации: взрослый поочередно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому и т.д.). Если вторая ступень пройдена легко, переходим к третьей, если ребенок не запомнил – возвращаем его на первую ступень. Третья ступень – проверка и автоматизация знаний.

«Что это?» Педагог просит назвать поочередно все три буквы, по порядку и вразбивку. После такого мини-урока ребенку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их пальчиками на подносе с манкой. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок. Через какое-то время можно усложнить игру – завязать ребенку глаза и предложить угадать букву на ощупь. Еще сложнее также с завязанными глазами сложить слово из «шершавых» букв.

  • Письмо . Следующий этап − ребенок сам, когда он будет к этому готов, начинает писать буквы пальцем на манке, палочкой на песке, а затем и карандашом на бумаге. У многих детей, по выражению Марии Монтессори, рождается настоящий «взрыв письма».
  • Составление слов из подвижного алфавита . В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные «шершавым» буквам. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова.
  • Чтение . Собственно чтение начинается с серий карточек. На каждой карточке – слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определенным цветом. Розовая – каждая буква в слове произносится так, как написано. Зеленая – добавляются слова с йотированными гласными после согласной. Голубая – вводятся трудности в чтении: безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушенные согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания ЖИ-ШИ и проч. Белая серия автоматизирует чтение – в слове может быть несколько разных трудностей. Это так называемое интуитивное чтение – когда ребенок читает слово целиком и слово запоминается целиком. Ребенок еще не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания.
  • Развитие навыков чтения . Можно играть в разнообразные игры: выкладывать карточки со словами по принципу домино (АнгеЛ – ЛимоН − НосоК и т.д.), составлять предложения из карточек с отдельными словами, вытаскивая полоски бумаги с заданиями, выполнять их последовательно, чтобы в результате найти спрятанный «клад» и т. д. Постепенно ребенку предлагаются простые книжки-картинки: вначале это просто предмет и его название, а затем предложения и короткие тексты.

Преимущества метода Монтессори – развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.

МЕТОД СКЛАДОВОГО ЧТЕНИЯ

Складовой метод в обучении чтению известен еще со времен Льва Николаевича Толстого. Именно не по буквам и не сразу целыми словами, а по складам младенец начинает говорить: МА-МА, БА-БА. Отсюда и возникла идея о том, что и читать по складам для ребенка легче и естественней.

Обучение детей с помощью складового метода требует от родителей постоянной вовлеченности в процесс: нужно систематически готовиться к занятиям с малышом, придумывать разнообразные игры, чтобы он не утратил интерес, ведь материал для обучения все время один и тот же.

Кубики Зайцева Основоположником современного складового метода в обучении чтению стал Н.А. Зайцев, который придумал свои знаменитые кубики. Складом считается слияние звуков: согласного с гласным, согласного с мягким или твердым знаком, отдельно гласный или согласный. Например, КО-РО-ВА, КО-Ш-КА и так далее. Склады в пособии Зайцева расположены на гранях картонных кубиков. Эти кубики различаются по цвету, размеру и звуку, который они издают (благодаря наполнителю из дерева или «железок»). Такое разнообразие помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, мягкими и твердыми звуками. В комплект пособий также входят таблицы, на которых расположены сразу все склады русского языка, книга для взрослых с примерами заданий и диск с песнями-попевками.

Методист Оксана Оганезова комментирует: «Начинать работу с детьми по кубикам и таблицам Зайцева можно уже с года. Сначала дети играют с кубиками: строят из них дома, дороги, башни, паровозики, слушают, как они звучат, обращают внимание на их цвет. Позже ребята начинают выполнять более сложные задания: например, выставляют в ряд все кубики, где есть склад с буквой «о», повторяют за взрослым склады. Все это помогает ребенку уловить закономерности чтения. Спустя какое-то время он начинает прочитывать склады самостоятельно, а потом незаметно переходит к чтению целых слов.

Эта методика требует от взрослых определенной подготовки и постоянной вовлеченности: нужно систематически готовиться к занятиям с малышом, постоянно придумывать все новые и новые игры, чтобы поддерживать интерес ребенка (поскольку материал все время один и тот же). Пособия Зайцева подходят больше для групповых занятий в развивающем центре или детском саду, так как во многих играх есть соревновательный элемент. Кроме того, педагоги, как правило, сочетают работу по кубикам с другими заданиями – знакомят детей с отдельными звуками и буквами. Если удается организовать все правильно, ребенок занимается с удовольствием, воспринимает обучение как игру и к 3−4 годам осваивает чтение».

«Складушки» Воскобовича «Складушки» − игра для обучения чтению, созданная Вячеславом Воскобовичем, автором около 40 развивающих пособий для детей. Дети 3−5 лет знакомятся с чтением по складовой системе. На 21 карточке двумя столбиками располагаются склады, из них можно строить домики для жителей города Складинска, про которых и сложены обучающие сказки и песенки. К игре прилагается книжка и CD-диск.

Ребенок вместе со взрослым рассматривает рисунки на карточках, читает стихи, рассказывает сказки и поет. Он постепенно заучивает складовые песни, пропевает их, показывает пальчиком на карточках соответствующие склады. Затем, запомнив склады, учится составлять из них слова, читать отдельные слова, а затем и короткие предложения. Пособие можно использовать в играх разной степени сложности, поэтому оно подходит как трехлеткам, так и старшим дошкольникам.

В дополнение к «Складушкам» есть и другие игры Воскобовича: например, конструктор, из частей которого можно собирать буквы, чтобы лучше запомнить, как они выглядят. Или игра-шнуровка «Ромашка», где ребенку нужно продевать веревочку в отверстия с буквами в последовательности, которая соответствует написанию какого-либо слова.

Наиболее эффективно методика работает, если дети занимаются в небольшой группе (4−7 человек). Разработчики утверждают, что, играя по полчаса два раза в неделю, трехлетний ребенок сможет научиться читать за полгода, а шестилетние – всего за месяц.

Кубики «Читаю легко» Еще одно современное пособие по складовому чтению − кубики, разработанные педагогом Евгением Чаплыгиным. Они предназначены для детей с трех лет. Методика «Читаю легко» основана на постепенном, очень плавном, освоении чтения; здесь больше игр, чем в программе Зайцева. Набор пособий по сравнению со многими другими методиками скромен: 10 простых деревянных кубиков, 10 двойных подвижных кубиков и «книжка-шпаргалка» для родителей, где даны рекомендации по проведению занятий. Соединенные между собой платформами подвижные кубики можно прокручивать, получая новые склады и новые слова. Дети с удовольствием их вертят, одним поворотом превращая слово МАМА в слово МАША. Сочетания букв на кубиках подобраны таким образом, что из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трех − целых 500.

В пособии принципиально нет никаких картинок, чтобы не запутывать ребенка, ведь иллюстрацию к слову «папа» ребенок может понять как «мужчина», «человек», «дядя» и в результате запомнит слово неправильно. Если уж ребенок хочет картинку, он может нарисовать ее сам в книжке для родителей.

Плюсы метода: пособия не нужно делать самим, занятия можно проводить дома, и никакой специальной подготовки от взрослого не требуется.

Многие родители задаются вопросом: как подготовить ребёнка к школе и научить читать?

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог и учёный, предложила способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать.

Мария Монтессори была уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

Материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами. Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждала Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2. Ощупываем буквы

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3. Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4. Пишем слова

Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5. Читаем

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6. От точки к точке

Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 7. Сочини слово

Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 8. Читаем трудные слова

Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О – А Д – Т
Б – П Г – В
В – Ф И – Ы
Ч – Ш ЫЙ – ОЙ
К – Х Я – Е
С – З Т – Ш
И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА
Г – К ИЙ – ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 9. Построй предложение

Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сегодня я коснусь темы чтения для самых маленьких, учитывая .

  • Как организовать место для чтения, если Вы хотите, чтобы малыш рос самостоятельной личностью?
  • Как читать ребенку, чтобы он был не только пассивным слушателем?
  • Какие книги читать полезнее?

1. С самого раннего возраста разрешайте ребенку держать книги в руках. Покупайте книги с толстыми картонными станицами и читайте их вместе с малышом. Держа его на руках, поощряйте самостоятельное перелистывание страниц. Покажите, как правильно листать, берясь за страницу справа сверху.

Наши девочки читают

2. Обучайте ребенка правильно обращаться с книгами. Покажите ему, где хранятся книги и как их складывать. Дети очень быстро привыкают к порядку, если им показывать, что и как убирать.

Корзинка с детскими книгами

3. Располагайте книги в доступном для ребенка месте. Желательно выкладывать их, как на выставке, обложками вперед. Так ребенок сможет выбрать книгу для чтения самостоятельно.

Низкий держатель для книг

Полка для детских книг

4. Выбирайте книги, изображающие реальные предметы, описывающие реальные истории. Монтессори не против волшебных , просто вера в волшебство приходит к детям после 3-4 лет. А малышам интересно узнавать и исследовать реальный мир, животных, действия и т.д.

5. Покупайте книги, показывающие разнообразие мира.

6. Создайте ребенку удобное место для чтения. Возможно, это будет маленькое кресло, подушка или коврик. Проследите, чтобы освещение в этом месте было хорошим. Поставьте рядом этажерку или корзинку с книгами. Несколько раз покажите, как Вы берете книгу, усаживаетесь на коврик (кресло или подушку) и читаете её, а затем закрываете и кладете на место.

Ксюшин домик для чтения

Низкие полки и стол

7. Не отвлекайте ребенка, когда он читает (смотрит) книгу. Благодаря этому, он научится концентрировать внимание.

8. Не выставляйте слишком много книг. Лучше следите, какие книги ребенок просмотрел много раз и потерял к ним интерес, меняйте их на другие. Однако, самые любимые его книги пусть всегда будут легко доступны.

Книги выставлены обложкой вперед

9. Выбирайте книги с четкими и понятными иллюстрациями. В раннем возрасте избегайте размытых абстрактных рисунков. Малышу должно быть все ясно, тогда он сможет не только назвать предмет, но и описать его.