Болезни Военный билет Призыв

Надомное образование. Как правильно организовать домашнее обучение

Время чтения: 3 минуты

Тенденция отказа от школьного образования с каждым годом набирает популярность. Ребенок проходит домашнее обучение, а затем сдает экзамены экстерном. Чтобы школьник учился дома, государству необходимо предоставить определенные основания.

Причины перевода ребенка на домашнее обучение

Под термином индивидуальное обучение понимаются разные виды учебы без посещения школы. Они отличаются между собой в зависимости от причин:

  • Семейное – организация учебы родителями, которые выступают в роли учителей.
  • Надомная учеба с частичным посещением школьных занятий по медицинским показаниям.
  • Индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья – учителя приходят на дом по предварительному договору. Разработано для детей-инвалидов.
  • Экстернат. Подходит для школьников с высоким уровнем знаний.
  • Дистанционная учеба. Удобна для желающих получать знания от более квалифицированных педагогов. Общение с ними происходит дистанционно по интернету.

Как перейти на домашнее обучение

Перевод ребенка на домашнее обучение в России возможен с разрешения от органа управления образованием. Примут положительное решение в следующих ситуациях:

  • школьник умственно опережает своих сверстников;
  • работа родителей связана с постоянными переездами;
  • ребенок занимается каким-либо делом, которое впоследствии станет его профессией (художник, спортсмен, музыкант и прочее);
  • идеологические или моральные принципы родителей;
  • из-за серьезных проблем со здоровьем ученик не успевает за школьной программой (онкология, эпилепсия и другие).

По состоянию здоровья

В этом случае основанием для домашней учебы являются медицинские показания. Среди них наличие у школьника заболеваний хронической формы, длительное амбулаторное лечение или затяжной характер болезни. Действия родителей для перехода на домашнее образование:

  1. Через КЭК (контрольно-экспертную комиссию) надо оформить медицинскую справку. Нужно обратиться к лечащему врачу для получения письменных рекомендаций. После их предоставления в КЭК будет вынесено заключение. В медицинской справке фиксируется диагноз и длительность рекомендуемой учебы дома (от 1 месяца до 1 года), ставятся подписи врачей и круглая печать поликлиники.
  2. На имя руководителя учебного заведения, в котором проходил обучение ребенок, необходимо составить письменное заявление с просьбой о переводе школьника на индивидуальную учебную программу. К нему прилагается справка КЭК.
  3. На основании полученных документов школьная администрация не вправе отказать родителям в просьбе. Руководство обязано организовать индивидуальное расписание уроков и промежуточные тестирования.

На семейную форму обучения

Если индивидуальная форма обучения в школе обходится для родителей дорого, то учить ребенка они имеют право самостоятельно. Согласно Закону об образовании РФ сделать это можно в любой период учебного года. Шаги, которые необходимо предпринять родителям:

  1. На имя директора написать заявление с просьбой об отчислении своего ребенка из школы, указать причину.
  2. Написать уведомление о своем решении для Департамента образования.
  3. Также на имя директора написать другое заявление с просьбой о зачислении школьника в данное общеобразовательное учреждение для прохождения аттестации экстерном.

Дистанционное образование

Важно! Учебное учреждение обязательно должно иметь лицензию на право ведения дистанционной формы обучения.

Выбирается по желанию или по острой необходимости. Для перевода ученика необходимо:

  1. На имя директора школы, где учился ребенок, написать заявление об отчислении.
  2. Забрать его личное дело.
  3. Уведомить об этом муниципальный комитет по образованию (позвонить или письменно).
  4. Выбрать заведение, которое будет обучать дистанционно.

Переходят на дистанционное образование по нескольким причинам. Среди них:

  • обучение для ребенка-инвалида;
  • индивидуальное взаимодействие ученика и преподавателя;
  • образование во время болезни;
  • одаренный ученик;
  • дополнительное образование для учеников художественной, спортивной и других профессиональных школ.

Видео

Похожие статьи

Содержание статьи:

Большинство детей в возрасте 7-17 лет получают начальное, основное общее и среднее образование в стенах школы. Но родители должны знать, что по закону дети могут обучатся и дома. Давайте рассмотрим, в каких случаях осуществляется домашнее образование, и как оно организуется.

Индивидуальное или домашнее обучение

Образование, получаемое ребенком, без посещения школы, называется формой индивидуального или домашнего обучения.

Современная система обязательного образования рассматривает два способа индивидуального обучения:

1. По медицинским показаниям – проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы.

2. По семейным обстоятельствам – принятие родителями решения об обучении ребенка в условиях дома.

На сегодняшний день индивидуальное обучение пользуется все большей популярностью и многие родители переводят своих детей на надомное обучение, аргументируя это тем, что они лучше могут организовать учебный процесс, чем школа.

Организационные меры для получения семейного образования

Для оформления данного способа обучения, потребуется разрешение органа Управления образования. Одобрительное решение может быть принято в случаях, когда школьник:

Регулярно меняет место проживания, в связи с частыми переездами родителей;

Занимается каким–либо видом спорта или иной сферой деятельности профессионально;

Довольно часто бывает в разъездах – смотры, соревнования, конкурсы и т.п.;

Усваивает школьную программу, опережая одноклассников.

Основанием права на получение образования дома служит Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
Статья 63, пункт 2 «Общее Образование» содержит правовое доказательство того, что родители, (опекуны, усыновители) могут обучать ребенка в семье. В ней отражено, что образование можно получить не только в образовательных организациях, но и в формах семейного образования и самообразования. На 2018-2019 год ситуация не изменилась и вы можете обучать детей по семейной форме обучения по вашему желанию.

Принцип получения домашнего образования строится следующим образом:

1. Ребенка закрепляют за образовательным учреждением.

2. Родители самостоятельно организовывают учебный процесс.

3. Ребенок сдает экзамены и тестирование в закрепленной школе.

Они имеют право пригласить для занятий с учеником педагога и репетитора, предварительно согласовав с ними стоимость каждого урока. Родители финансируют педагогический труд самостоятельно.

Обучение на дому по медицинским показаниям

Возможность домашнего обучения имеет следующая категория детей, а именно, те из них, кто:

1. Имеет заболевание хронической формы.

2. Затяжной характер болезни.

3. Длительное амбулаторное лечение.

Наличие одной из причин перечисленных выше дает возможность перевода школьника на обучение дома. В большинстве случаев врач, наблюдающий ребенка, рекомендует рассмотреть вопрос об учебе на дому. Иногда, родители принимают такое решение самостоятельно.

Для того чтобы получить возможность обучать ребенка дома, потребуется выполнить следующее:

Получить медицинскую справку, оформленную через контрольно–экспертную комиссию (КЭК);

Составить письменное заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения;

Сдать составленное заявление, приложив к нему медицинскую справку.

Рассмотрим подробно вышеперечисленные пункты плана.

Медицинская справка

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.07.1980 года за № 281и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186 содержит информацию о списке медицинских показаний для домашнего обучения.

Процесс подготовки медицинской справки, дающей школьнику право на домашнее обучение, включает в себя:

1. Визит к врачу, наблюдающего больного ребенка для получения рекомендаций к КЭК.

2. КЭК выносит квалифицированное заключение, рекомендуя ребенку домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе зафиксирован диагноз заболевания, прописана длительность рекомендуемого домашнего обучения. Максимальный срок обучения на дому может составлять один год (учебный), минимальный - составляет месяц (как правило, при травмах и операциях).

Достоверность информации, изложенной в справке, заверяют личной подписью:

Врач, наблюдающий за ребенком;

Заведующий детской поликлиникой;

Главный врач детской поликлиники.

На документ ставится круглая печать поликлиники.

Заявление, на имя руководителя учебного заведения

В данном документе требуется изложить просьбу о возможном переводе школьника на обучение дома (индивидуальное обучение). Обязательным приложением к нему служит медицинская справка, выданная КЭК.

На основании поданных документов, администрация школы не может отказать в удовлетворении просьбы. Единственное условие – школа должна относиться к микрорайону по месту фактического проживания ребенка.

Руководство учебного заведения организует процесс индивидуального домашнего обучения. Он регламентируется правилами общеобразовательного учреждения. Обязательным пунктом прописывается, что образовательный процесс зависит от следующих особенностей:

1. Психическое и физическое развитие учащегося.

2. Способности усвоения школьной программы.

3. Вариантности учебного процесса. Это подразумевает получение ребенком знаний в школе, дома, и комбинированный способ обучения – в школе и в домашних условиях.

4. Гибкий учебный план.

Из этого следует, что школьник имеет возможность выбора. При нормализации состояния здоровья он может обучаться в стенах школы. Это, не зависит от срока указанного в медицинском документе, но требует согласования с руководством школы.

Особенности домашнего обучения

Существует возможность только домашнего образования на это есть нормативный акт: Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 года за № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». В таком случае педагоги приходят к ребенку только на дом, школу он не посещает вообще.

В таком случае по закону регламентируется количество учебных часов за неделю:

Учащиеся с 1 по 4 класс обучаются восемь часов;

Школьники с 5 по 8 класс имеют нагрузку в количестве десяти часов;

Ученики 9 класса учатся одиннадцать часов;

Учащиеся с 10 по 11 класс – в течение двенадцати часов.

Под каждого ребенка составляют учебное расписание индивидуальных занятий. Администрация школы согласовывает учебный план с родителями. Педагогическая услуга предоставляется бесплатно. Школьные учебники и тетради предоставляются школой, как и обычным ученикам.

Особенности смешанного образования

При домашнем обучении ребенка может возникнуть дефицит учебных часов. Если это происходит и ребенок не получает необходимого количества знаний по школьной программе, родители оплачивают дополнительные часы занятий. Поэтому при улучшении физического состояния ребенка становится возможным посещение школы, и в таком случае родители спешат этим воспользоваться. Кроме этого ребенок не только посещает учебные занятия в классе, но и дополнительно занимается с учителем в стенах школы. При ухудшении состояния здоровья педагоги снова посещают его на дому.

Есть вариант, который предусматривает индивидуальное изучение предметов, представляющих для школьника сложность восприятия. Основанием служит письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2003 года за номером 27/2643-6. «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».

Важно! Способ получения необходимых учебных знаний осуществляется согласно письменному заявлению родителей.

Дистанционный способ обучения детей

Сегодняшний день предлагает школьникам, имеющим инвалидность дистанционный способ получения знаний. В первую очередь, это связано с длительным течением заболевания. А также в некотором случае такое обучение возможно для здоровых детей, живущих очень далеко от школы, как правило, это удаленные населенные пункты.

Для того чтобы ребенок смог получать школьное образование дистанционно, необходимо наличие:

Сохранного интеллекта;

Отсутствие противопоказаний к пользованию монитора компьютера;

Наличие интернета и скайпа.

Из письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 года за номером 06-1254 «Рекомендации по организации дистанционного обучения» следует:

1. Школьнику предоставляется компьютер.

2. Установление необходимых учебных программ.

3. Подключение к интернету и установка скайпа.

4.О бслуживание поставленной техники в случае ее неисправности.

За организацию учебного процесса отвечает центр дистанционного обучения. Занятия проходят на базе общеобразовательной школы или непосредственно через центр. Нередки случаи, когда данный вид получения знаний сочетается с домашним и комбинированным обучением.

Дистанционное обучение школьников становится наиболее востребованным видом обучения в последнее время.

Вот уже в течение ряда лет набирает популярность тенденция отказа от школьного образования в пользу обучения ребенка на дому с последующей сдачей экзаменов в форме экстерната. У обеих систем, как школьной, так и надомной, есть свои сторонники и противники, которые приводят аргументы как в защиту, так и против каждой из систем. Давайте подробнее остановимся на каждой из них.

Уровень знаний

В том или ином случае необходимо проверить уровень знаний через какие-либо контрольные мероприятия (экзамены, зачеты и так далее). Согласно ФГОС, надомное обучение выбивается из традиционной структуры, что существенно осложняет подгонку ребенка под определенный стандарт.

Каким образом проходят контрольные мероприятия в школе? Если ребенок не может справиться с поставленной задачей, то есть не аттестуется, то, несомненно, это накладывает отпечаток на его судьбу и судьбу учебного заведения в дальнейшем. Таким образом, школы никогда не будут заинтересованы в большом количестве неуспевающих учеников. Поэтому любая аттестация в первую очередь проводится для школы, а не для учеников. Разумеется, даже при наличии огромного количества неуспевающих учеников аттестация будет пройдена. В случае же надомного образования такой заинтересованности нет. Что, безусловно, повышает спрос с ребенка, отказавшегося от обучения в системе. На экзамене такому ребенку могут устроить допрос с пристрастием. Ведь то, что выделяется, то и привлекает внимание окружающих. Стоит только вспомнить эксперимент с обезьяной: перед ней ставят несколько кубиков и шар, и она выбирает, конечно же, шар, но, когда перед ней ставят только кубики, причем все, кроме одного (красного), желтые, она выбирает красный.

В свете этих факторов аттестация надомников становится более жестким испытанием для детей. Однако благодаря этому знания обучающегося дома будут в разы превосходить знания обычного школьника. Кто-то может выступить против выборочного изучения предметов на дому, но разве в школе дети не выбирают любимые предметы, к которым у них больше способностей? Поэтому ничуть не уступает школьной программе домашнее обучение. Русский язык или математика будет в приоритете - это уже покажет время.

Школьная социализация

В во-первых, общение с преподавателем, а во-вторых, общение с ровесниками (коллективом). К сожалению, в школах четко проявляется доминирование преподавателя над учеником, что придает общению приказно-испольнительный тон. Еще Черчилль утверждал, что в руках школьного учителя есть власть, которая премьер-министру даже и не снилась. Такое общение вырабатывает сразу несколько сторон характера у ребенка. Тут и умение выкручиваться, и унижаться, подчиняться. Такая социализация делает людей психическими инвалидами, ведь они не умеют общаться на равных. Это прямая дорога в госслужащие. Такие люди чрезвычайно изворотливы, хитры, но их приходится ставить на место, как в волчьей стае, иначе, почувствовав хоть малую толику превосходства над другими, они начинают хамить.

Необходимость перевода

Теперь поговорим о том, каких детей переводят на домашнее обучение. Иногда действительно не стоит насиловать личность. Лучше дать ей гармонично развиться через семейное образование. Есть множество причин, по которым родители не отдают своих детей в учебные заведения.

Основания для перевода ребенка на домашнее обучение:

1. В случае, когда умственно ребенок на порядок опережает своих сверстников. К примеру, он уже умеет читать и писать, освоил самостоятельно программу Такой ребенок, попав в среду, где ему уже все понятно и известно, резко может потерять интерес к учебе вообще. Для таких детей есть и запасной вариант - пойти в школу, перепрыгнув несколько классов. Но такой подход не гарантирует полную адаптацию ребенка под окружающие условия, учитывая развитие психическое и физиологическое.

2. Если ваш ребенок серьезно увлекается каким-то делом, которое может стать его будущей профессией. Например, музыкант, художник и так далее. Сложно и непродуктивно смешивать эту деятельность с учебой в школе.

3. Если работа родителей требует постоянных переездов, что отнюдь не положительно сказывается на состоянии ребенка. Смена окружения - уже достаточный стресс, что уж говорить о социальной адаптации в каждой новой школе.

4. Когда родители отказываются отдавать ребенка в общеобразовательное учреждение по моральным, идеологическим или иным причинам.

5. Часто бывает так, что, если у чада серьезные проблемы со здоровьем, родители задумываются о том, как перевести ребенка-инвалида на домашнее обучение. Обычно родители договариваются с учителями, чтобы те приходили обучать их сына или дочь дома.

Как перевести ребенка на домашнее обучение

Для начала необходимо разузнать обстановку в выбранном учебном заведении. В его уставе должен быть прописан пункт о домашнем обучении, в противном случае ждите отказа. Тогда придется обращаться в другие места или непосредственно в департамент образования местной администрации, чтобы они предоставили вам список школ с включенным в устав домашним образованием.

Совсем немного документов потребуется для того, чтобы обеспечить обучение ребенка на дому. Потребуется следующее: свидетельство о рождении ребенка или его паспорт, заявление о переходе на домашнее обучение, а также медицинские справки в случае, если причиной перевода стало состояние здоровья ребенка.

Если родители сами решили дать своему ребенку семейное образование, им понадобится выполнить бесхитростные действия. А именно: собрать документы, написать заявление, если ребенок переходит на данный тип обучения по состоянию здоровья, то родителям необходимо обратиться к участковому врачу за направлением на психолого-медико-педагогический консилиум, где будет решено, стоит ли переводить ребенка на домашнее образование.

Заявление о переходе на домашнее обучение пишется на имя директора школы, но также есть вероятность, что он не захочет брать на себя такую ответственность и перенаправит заявление в отдел образования. Как вариант - написать заявление сразу в администрацию.

Это заявление должно отображать количество предметов и часов, установленное для обучения на дому.

Как перевести ребенка на домашнее обучение? Необходимо согласовать составленный график занятий с администрацией школы. Планирование домашнего обучения можно предоставить школьным педагогам, а можно самостоятельно выработать свою методику, исходя из увлечений ребенка.

Существует несколько разновидностей образования на дому:

1) Надомное обучение. При таком подходе ребенку составляют индивидуальный план обучения школьные приходят на дом и читают предметы согласно графику. Этот вид образования обычно назначается при наличии медицинских показаний.

2) Экстернат. Ребенок изучает школьную программу либо самостоятельно, либо с помощью родителей. Обучение происходит в удобном для него темпе и режиме. Такая методика предполагает самостоятельный контроль над сдачей экзаменов, к примеру ребенок может освоить двухлетнюю программу за один год и вырваться вперед своих сверстников по развитию.

3) Самостоятельное обучение. В данном случае ребенок сам выбирает стиль обучения, родители не принимают в этом никакого участия. Тем не менее все виды домашнего обучения подразумевают обязательное посещение ребенком школы два раза в год для сдачи экзаменов. Ведь только так ему удастся получить аттестат о получении среднего образования. Поэтому родителям необходимо взвесить все за и против, перед тем как отправлять ребенка в школу или обучать на дому.

Шаг вперед или обратно?

Сейчас в мире цифровых технологий, интернет-общения и всплеска соцсетей реальным стало даже обучаться не только на дому, но и виртуально. К примеру, в Германии даже открыли первую виртуальную школу.

Сейчас школа - это не место для воспитания ребенка. Всего 20-30 лет назад знания получались только из книг, сейчас же диапазон источников в интернете просто массивный. Это существенно облегчит родителям и ребенку задачу создать правильное направление домашнего обучения.

Школа больше не является оплотом нравственного или морального образца. Дома вы можете подобрать индивидуальные занятия для собственного ребенка, основываясь на его интересах, увлечениях, хобби. Так он со временем научится самостоятельно распределять свое свободное время, чтобы извлекать максимум пользы. Конечно, у ребенка появляется больше свободного времени после перехода на домашнее обучение, но этим не следует злоупотреблять, ведь время - наш строитель. Предлагайте ребенку различные занятия, хвалите за попытки и вдохновляйте на новые свершения.

Заменить школу интернет-академией!

Безусловно, многие родители вряд ли могут выделить достаточно времени своему ребенку. В таком случае на помощь приходит онлайн-обучение. В интернете есть целые академии для юных специалистов, наполненные видео различных тематик и уровней. Стоит отметить, что такие академии предоставляют свои услуги на совершенно безвозмездной основе.

Сегодня многие университеты мира стали проводить онлайн-лекции. Единственным препятствием может стать знание языка, но это же не мешает вам заняться изучением английского, немецкого и других языков дома посредством интернет-ресурсов, репетиторов и так далее. Все решаемо.

Знания или навыки?

Школа требует оценки, а в жизни детям пригодятся навыки. К примеру, работоспособность. «Хочу - не хочу» здесь не котируется. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно оперировать навыками изо дня в день. Такой навык вырабатывается не только в учебном заведении, а в занятиях интересным и полезным делом, вроде спорта, конструировании моделей, создании компьютерных игр. Очень важным еще является навык достижения результата. Такой навык сложно формировать в школьных условиях из-за того, что временной график не позволяет ребенку с головой погрузиться в знания и применить их на практике. Только ребенок начинает вникать, 45 минут учебного времени заканчиваются, и ему приходится срочно перенастраиваться. Этот метод изжил себя, так как память не успевает отложить полученные знания в отдельный «файл» в мозге ученика. В итоге школьные уроки превращаются во время, которое нужно просто «пережить». Обучение, как и любой процесс, должно приносить результат. Начал - закончил - получил результат. Такая схема научит не только терпению, трудоспособности, но и взрастит волевые качества ребенка.

Коммуникация

Миф о том, что в школе живое общение, давно устарел. Всем известно, что в школе ученик должен молчать, меньше привлекать внимание и вообще быть тише воды, ниже травы. Только на мероприятиях в неформальной обстановке реально выстроить полноценную коммуникацию.

Как показывает практика, дети с уймой интересов, которые посещают различные кружки и секции, наиболее социально адаптированы, чем те, что молчат в тряпочку на протяжении всего урока. Есть ли смысл насиловать своих детей только потому, что система прописала? Дайте своим детям общение, уверенность, и тогда все дороги перед ними будут открыты!

Оценки

Оценки - это всего лишь субъективное видение определенных людей. Они никак не должны влиять на ваши отношения с ребенком. Многие знаменитые люди вообще не заморачивались по поводу оценок и контрольных работ, потому что вовремя поняли, что в школе они теряли свое драгоценное время, которое могли потратить на совершенствование своих навыков и способностей.

Культивация интереса у ребенка

Поощряйте всячески любое проявление интереса у ребенка. Любое увлечение - это уже прекрасно, даже если вам что-то кажется несерьезным. Дайте детям быть детьми. Период для распознания - это возраст от 9 до 13 лет. Нужно внимательно прислушиваться ко всем мечтам своего ребенка и давать ему возможность реализовать свои стремления. Пока у него есть дело, которое он может делать без передышки, пока готов вкладывать силы, у него формируются важные жизненные навыки.

Защита от непрофессионалов

Далеко не каждый педагог является истинным учителем, которого стоит слушать. Есть такие учителя, что могут применять рукоприкладство или нецензурную брань во время урока. Если такое происходит с кем-то, об этом нельзя умалчивать. Только через реформы можно добиться развития и совершенствования.

Поверьте в своего ребенка

Только вы можете встать на его сторону, вы его опора и защита. Целый мир против вашего ребенка, встаньте на его сторону и поддержите его увлечения и интересы.

Решение о переводе ребенка на домашнее образование, или хоум-скулинг, как это принято называть сейчас, ложится полностью на плечи родителей, им придется взять на себя ответственность за будущее своего чада. И если так посмотреть, разве не их это прерогатива? С какой стати судьбу ваших детей должны решать чужие дяди-тети, учителя, чиновники и иже с ними?

Перед тем как перевести ребенка на домашнее обучение, его сперва нужно показать опытному психологу. Только сложив воедино пазл из особенностей характера, типа мышления, можно определить темперамент отпрыска. Именно эта процедура поможет выявить, готов ли он к хоум-скулингу.

Итак, мы рассказали вам, как перевести ребенка на домашнее обучение и в каких случаях это стоит делать. Теперь вы сможете принять правильное решение.

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то десять - пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим. По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном. И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду. Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?


Плюсы домашнего обучения

Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

Возможность контролировать моральные, этические нормы.

Возможность жить по естественным биологическим часам.

Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.


Минусы домашнего обучения

Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».


Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка. Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно. Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ. Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью. Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Понятие хоумскулинг (в переводе с английского, “домашнее обучение”, становится все более популярным в последнее время. Для того, чтобы понять что это такое, я предлагаю для начала обратиться к Википедии :

«Термином homeschooling обозначают образование детей дома, обычно силами родителей, хотя не исключено и привлечение других преподавателей, в противоположность обучению детей в государственных или частных школах».

При этом понятие не ограничивается лишь тем, что дети учатся дома. У хоумскулинга есть несколько видов:

Анскулинг — это обучение детей без заранее продуманной и четко расписанной программы. Также нет у анскулинга и заранее предопределенных целей и задач. Но при этом, метод не означает, что детей ничему не учат. Это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения.

Термин анскулинг в 1977 году ввёл в оборот Джон Холт в журнале «Растём без школы». Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в соответствии со своими интересами. Он предлагал родителям отказаться от искусственных условий обучения, а использовать для этого реальную жизнь. Джон Холт критиковал школьную систему и писал, что обязательное школьное обучение вредит здоровью и психике детей. В итоге он предложил избавиться от школ и от систематического образования вообще. Адепты теории считают такое обучение естественным, отталкивающимся от потребностей самого ребенка.

Какие формы домашнего обучения бывают?

Семейное обучение

Родители заключают договор со школой, в котором указаны формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Ребенок может ходить на занятия, которые ему нравятся.

Экстернат

Ребенок самостоятельно изучает школьную программу в удобном для него темпе и затем сдает промежуточные экзамены. Можно изучить два года школьной программы за полгода.

Надомное обучение

Договориться о надомном обучении можно, если у вас есть медицинские рекомендации. Тогда домой приходят школьные учителя и проводят занятия — от 8 до 12 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка.

Нонскулинг — вот здесь ребенка действительно специально ничему не учат, ничего ему не запрещают. Все, что он хочет делать сам, рассматривается, как естественная потребность в получении новых знаний.

Домашнее обучение преимущества и недостатки

Аргументы хоумскулеров

— Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.

— В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.

— Постоянное принуждение к учебе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать.

— Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.

— Школа ограничивает познавательный интерес ребенка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.

Критика домашнего обучения

— Без школы дети не социализируются, не учатся общаться и работать в команде.

— Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Школа все же учит мыслить.

— Не все родители могут сидеть с детьми дома. И не все родители могут эффективно организовать обучение детей вне школы.

— В будущем могут возникнуть сложности с адаптацией к учебе в университете и поиском работы

Марина Озерова, руководитель дистанционного семейного центра, педагог-психолог, Израиль

Я выбираю домашнее образование в первую очередь потому, что хочу обеспечить ребенку индивидуальный подход в обучении. Хочется свободы выбора — чему и как учить, когда и сколько. А, главное, чтобы обучение не было оторвано от практической деятельности и активной жизни семьи.
Степень общительности (которую часто путают с социализацией) зависит не от домашнего обучения, а от характера и темперамента человека. Кроме домашнего (или школьного обучения) умение быть в социуме зависит от множества факторов.