Народная архитектура в природной среде презентация. Биология и архитектура: от клеточного строения к единому организму. Офисный центр "Истгейт", Хараре, Зимбабве
Органическая архитектура - течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е - 1950-е гг.
Органика (Бионика) (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий) - это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое органический стиль.
Первые попытки использовать природные формы в строительстве
предпринял еще Антонио Гауди
. И это был прорыв! Парк Гуэля,
или как говорили раньше "Природа, застывшая в камне" - ничего
подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир,
еще не видели.Эти шедевры великого мастера
дали толчок к развитию архитектуры в органическом стиле.
В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружении Рудольфа Штайнера Гетеанум , и с этого момента зодчие всего мира взяли органику на "вооружение".
Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в органическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто .
Особенности стиля:
●
Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на
геометрии. Они динамические, неправильные
, возникающие
как результат контактов с реальностью. Вместе с тем каждую форму
органической архитектуры следует рассматривать как организм
,
который развивается в соответствии с законом своего собственного
существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со
своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые
организмы.
●
В противоположность функционализму, органическая архитектура видит
свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства
естественных материалов и органично вписанных
в
окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного
пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого
выделения здания и его составных частей из окружающего мира,
доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По
его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его
специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых
оно возводится. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома
прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды,
подобно эволюционной форме естественных организмов. Индивидуализм
органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с
потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными
памятниками этого направления были загородные особняки.
● В своей сущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В органическом доме спальня будет спальней, гостиная - гостиной, кухня - кухней. Рудольф Штайнер говорил: "Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как "место", где раскрывается смысл человеческого бытия".
Попытки в начале XXI века перенести принципы органической архитектуры на более крупномасштабные сооружения и гармонично вписаться в природу, создав в городских условиях психологически комфортную среду породили такой стиль как Bio-tech (Био-Тек) . Этот стиль пока находится на стадии разработки манифестов, но уже начинает активно захватывать позиции .
Природный ландшафт - важнейший фактор для композиции любого архитектурного объекта. Общеизвестно выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоема, масштабные соотношения с массивами зеленых насаждений и т.д.
При сравнительно одинаковых природных данных облик населенного места или композиционное решение отдельного сооружения определяются творческим методом архитектора , его профессиональным мастерством, знанием национальных традиций, пониманием природы. Рассматривая ландшафтные задачи проектирования зданий и сооружений, следует выделить три уровня :
- формирование архитектурно-ландшафтного ансамбля , гармоничное включение архитектурных сооружений в природное окружение, общая композиционная взаимосвязь архитектуры и природы, максимальное выявление в функциональном и композиционном решении природных предпосылок;
- детальная архитектурно-ландшафтная проработка открытых пространств , примыкающих к зданиям и формируемых ими, или организация их «архитектурно-ландшафтного стилобата»;
- введение природных элементов в архитектуру дома .
В последнее время архитекторы стали пользоваться архитектурно-ландшафтными методами и средствами. И выражается это не в отдельных деталях - устройствах для цветов и вьющихся растений на балконах и лоджиях, но и в общем методе проектирования от ландшафта. Особенно важно, когда архитектор оперирует не отдельными элементами среды, а значительными фрагментами культурного ландшафта, формирует архитектурно-ландшафтные ансамбли. Тенденция сближения архитектуры и природы имеет и более детальные аспекты: раскрытие внутреннего пространства и зрительное объединение интерьера с внешней средой - окружающими ландшафтами, устройство в зданиях лоджий, террас, балконов, обеспечивающих связь помещений с природой, архитектурно-ландшафтное решение интерьеров путем применения разнообразных живых и инертных материалов - цветов, декоративных трав, воды, гальки и т.п.
Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это преобразование может быть положительным (когда сооружение по форме, материалу, фактуре, масштабу и другим композиционным качествам гармонирует с ландшафтом) и отрицательным (когда архитектурные сооружения не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).
Для того чтобы достичь определенной степени согласованности архитектурных сооружений с ландшафтом, необходимо знать ряд композиционных приемов. Исходным является сравнение пространственных форм застройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ландшафта, которые он мало чем может изменить. Он должен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.
Природные пространственные формы характеризуют следующие основные свойства: величина, геометрический вид, фактура, цвет, светотень, положение в пространстве. Природный фон может быть нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов. По-разному воспринимаются небольшой дачный домик в горном ландшафте, где он подчинен среде, и крупный санаторный комплекс в равнинной местности, где он доминирует.
Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколько от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма здания, остроугольный его силуэт напоминают нам окружающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).
Как архитектурные сооружения, так и формы ландшафта могут иметь массивную или ажурную пространственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности архитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фактура материала . Органичнее всего композиционно увязываются с природным окружением простейшие сооружения из естественных материалов - дерева, камня, камыша. Фактура искусственных строительных материалов (пластмасса, алюминий и др.) контрастирует с фактурой природных компонентов.
Доминирующее или подчиненное положение сооружения в ландшафте во многом определяется его размещением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точках - к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне насаждений - всегда контрастна. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшафтом, оно должно иметь малую величину, ажурную пространственную структуру, геометрическую форму, аналогичную формам ландшафта, гармоничное цветовое сочетание архитектурных и природных компонентов.
К решению архитектурно-ландшафтных задач организации ближайшего окружения зданий, отдельных пространств под открытым небом необходимо подходить как к проектированию интерьера, в создании которого объединяется творчество архитекторов, художников, инженеров зеленого строительства, специалистов в области городского ландшафта и ландшафтного дизайна. Гармония человека и природы, архитектуры и ландшафта всегда будет достигнута, если архитектор не формально, а творчески, опираясь на определенную сумму знаний, исходит в своем поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчеркивая ее лучшие качества.
В крупном городе человек оторван от естественной природы. Решить вопрос удовлетворения потребности городского, жителя в общении с природой в значительной мере можно не только ландшафтно-градостроительными средствами, совершенствуя водно-зеленые системы города, активно выявляя в застройке местные природные особенности, но и вводя элементы природы и, прежде всего растения в здания и сооружения.
Природные материалы используются архитекторами как во внешнем, так и во внутреннем оформлении зданий. В экстерьере - это вертикальное озеленение фасадов, озеленение и цветочное оформление балконов, лоджий, окон, архитектурно-ландшафтное решение внутренних двориков, террас, плоских кровель. Малые архитектурные формы для ландшафтного благоустройства балконов и лоджий - напольные и навесные ящики для цветов, решетки - для вьющихся растений, кашпо - для ампельных. Необходимо добиваться стандартизации и сборности такого оборудования, чтобы избежать нежелательной самодеятельности, вносящей хаос в архитектуру зданий. Озеленение и цветочное оформление лоджий и балконов - это задачи в первую очередь жилищного строительства. Одна из причин -необходимость постоянного ухода за растениями, что в общественных зданиях, как правило, затруднено.
Для посадки грунтовых цветов чаще используются деревянные ящики шириной 20-30 см и высотой 20-25 см (длина определяется в зависимости от общей ком-, позиции лоджии или балкона, характера их ограждения, типа устройства для вертикального озеленения и пр.). Возможно применение малых форм из бетона, шамота, пластмассы. Бетонные изделия окрашиваются водостойкой полимерной краской либо содержат в фактурном слое цветные пигменты. Металлические детали покрываются масляной краской. Деревянные элементы лучше выполнять из тонированной древесины с последующим покрытием бесцветным водостойким лаком. Ящики для растений устанавливают на полу или на поручнях ограждения. Во всех случаях они должны быть надежно закреплены специальными кронштейнами и крючками толщиной не менее 0,5 см. Возможны как смешанные, так и однородные по ассортименту посадки. Рекомендуется в первом ряду высаживать ампельные (свисающие) или бордюрные растения (настурция, алиссум, лобелия, агератум, тагетис и др.); во втором - пеларгонию, клубневую бегонию, циннию, астры, петунию и др., в третьем - душистый горошек, ипомею, фасоль и т.д. Для северных фасадов выбор растений ограничен, однако и здесь можно высаживать низкорослые: маргаритки, анютины глазки, примулы, маттиолу, алиссум; среднерослые: настурцию, петунию, душистый табак, календулу, гипсофилу, фуксию. В лоджиях и на балконах иногда устраивают минирокарии .
Комплексное озеленение жилых домов с использованием высококачественного, выполненного в едином стиле оборудования для растений позволит значительно обогатить архитектуру типовой жилой застройки, повысить комфортность ее среды.
Особую область ландшафтного творчества составляют террасные жилые дома. Сады-террасы являются как бы продолжением жилища, «зеленой гостиной». Этот вопрос связан с организацией и других типов садов на крышах. В современной отечественной практике они еще мало распространены.
Родина садов на крышах и террасах - Ассирия и Вавилон. К смелым конструктивным решениям относятся «висячие» сады Семирамиды, созданные в VI в. до н.э. Из истории известны сады Помпеи, «плавающие» сады Греции и Малой Азии, роскошные сады на террасах византийских императоров, сады на крышах в немецких городах и др. С XIX столетия появились новые экономические и технические предпосылки создания садов на крышах. В XX в. широкое освоение плоских кровель нашло отражение в творчестве архитекторов Ле Корбюзье, Райта, Гропиуса и др.
Сегодня нельзя говорить только о садах на крышах. Правильнее ставить вопрос о принципах устройства садов на различных искусственных основаниях -крышах, террасах, эстакадах, перекрытиях подземных сооружений.
Устройство садов на искусственных основаниях связано с решением ряда социально-экономических, экологических, технических и эстетических проблем. Прежде всего это экономика градостроительства, рациональное использование городских земель, которые стимулируют создание многоуровневых надземных сооружений с площадями-платформами, эстакадами, террасами для пешеходного движения, стоянками и благоустроенными местами для кратковременного отдыха.
Разноэтажность современной застройки города не только создает предпосылки для эффективной эксплуатации плоских крыш малоэтажных блоков в качестве дополнительных мест отдыха, летних кафе под открытым небом и т.п., но и ставит чисто архитектурно-художественные задачи. Пока в большинстве случаев из окон и лоджий высотных зданий открывается неприглядный вид на черные крыши торговых центров, блоков обслуживания и др. Летом рубероидно-битумная поверхность кровли перегревается, излучает излишнее тепло и вредные летучие вещества, а в ветреную погоду пылит.
В зависимости от расположения относительно уровня земли сады на искусственных основаниях подразделяются на надземные (в прошлом - «висячие»); наземные, находящиеся на уровне земли; и смешанного типа. Это сады, соответственно устраиваемые на крышах зданий или на других конструкциях, приподнятых над землей, над подземными сооружениями и на сооружениях, которые частично заглублены или примыкают к склону местности. Таким образом, к садам на искусственных основаниях можно отнести те архитектурно-ландшафтные объекты, в которых зеленые насаждения отделены от естественного грунта теми или иными строительными конструкциями
Необходимо иметь в виду, что устройство садов на искусственных основаниях экономичнее и технически надежнее, если эти вопросы решаются при проектировании зданий и сооружений, а не при последующем приспособлении кровель и соответствующей технической реконструкции, их архитектурно-ландшафтном обогащении. Наибольшими эстетическими и экологическими возможностями обогащения «пятого» фасада города располагает ландшафтная архитектура. С устройством садов на крышах улучшается микроклимат, общий ландшафтно-художественный облик города. Проблема организации садов на искусственных основаниях актуальна не только для общественных центров и комплексов, но и для промышленных зон и жилой застройки. На территориях существующих промышленных объектов часто невозможно организовать даже небольшие площадки для кратковременного отдыха, в то время как плоские кровли зданий, как правило, пустуют. Большая плотность застройки в старых жилых кварталах также не позволяет увеличить площадь зеленых насаждений и площадок для игр детей и отдыха взрослых.
Сады подразделяются на эксплуатируемые и неэксплуатируемые. Группа эксплуатируемых садов предполагает активное использование их площади и представлена в основном рекреационными и реже продуктивными типами (последние создаются с целью выращивания цветов, овощей и т.п.). Группа неэксплуатируемых садов подразделяется на декоративные и защитные типы. Декоративные сады на крышах не предусмотрены для посещения людьми, а служат исключительно эстетическим целям, представляя собой фактически декоративные панно. Их покрытия выполняются с применением как естественных живых и неживых (трава, мхи, цветы, невысокие кустарники, камень, иногда вода), так и искусственных (керамика, кирпич, стекло, пластмассы и др.) материалов. Защитные функции садов на крышах связаны в основном с предохранением зданий от чрезмерного перегрева, от солнечной радиации. По преобладанию того или иного материала выделяются сады водяные (наиболее распространенный тип защитного сада на юге), растительные и сухие ландшафты. В «сухом ландшафте» используют неживые материалы - песок, гальку, валуны, коряги; иногда по примеру японского сада - мхи, малые архитектурные формы.
Растительные сады подразделяются на сады с почвенным слоем в виде сплошного покрова или нескольких участков, разделенных дорожками и площадками, и сады, в которых земля размещается только в специальных емкостях - контейнерах.
Из широко известны сад на перекрытии пятиэтажного гаража-стоянки в Окленде, США, а также сад на крыше музейных зданий Смитсониевского института в Вашингтоне (рис. 3.), сад с цветущими кустарниками, разбитый на крыше подсобных помещений цирка в Сочи, декоративное решение озеленения плоских крыш санатория «Приморье» там же и т.д.
По мнению специалистов, затраты на строительство садов на крышах сравнительно невелики, они определяются разницей в стоимости эксплуатируемых и неэксплуатируемых плоских крыш. Стоимость крыш с садом не более чем в 2 раза превышает устройство неэксплуатируемых кровель.
От развития практики устройства садов на искусственных основаниях можно ожидать многосторонний эффект:
- экономический - рациональное использование ценных городских земель и получение дополнительной полезной площади;
- экологический - улучшение санитарно-гигиенических параметров городской среды;
- социально-культурный - развитие системы новых мест общения и повседневного отдыха, совершенствование эстетики городского ландшафта.
Ассортимент посадок для устройства садов на крышах подбирается из местных (или давно интродуцированных) растений, наиболее приспособленных к необычным условиям произрастания.
Газон может создаваться на естественной почве , ковровый - на синтетической основе , а также с применением гидропоники. Иногда газон заменяют неприхотливыми почвопокровными и даже вьющимися растениями, а также применяют мхи. Цветы , как правило, высаживаются в кашпо и вазах , древесно-кустарниковые растения - в кадках, специальных контейнерах , редко в открытом грунте . Иногда деревья , высаженные в кадки, маскируют холмами земли с естественными очертаниями . При расположении растительности учитывается масса почвы, сила ветра, необходимость устройства дренажа, водостоков. Размещение почвы, растений увязывают с несущими конструкциями сооружения, на котором устанавливается сад Одним из средств дематериализации архитектуры является размещение зданий под землей или их частичное заглубление . С этим связано и применение «зеленых крыш» как нового экологического направления в градостроительстве и архитектуре.
Зеленая крыша применена в застройке студенческого городка Технологического университета в Делфте, доминантой является 40-метровый бетонный конус, пронизывающий зеленую крышу и замыкающий главную композиционную ось всего комплекса. Технологические свойства крыши позволяют поддерживать оптимальный микроклимат в течение всего года. Важна экологическая сторона архитектурно-конструктивного решения: дождевая вода по наклонной кровле собирается в специальные резервуары и в дальнейшем используется.
Возможны различные формы реализации визуальных взаимосвязей «здание - ландшафт», в том числе колористическая гармония сооружения и ландшафтного окружения, стены из зеркального стекла, как бы «растворяющие» здание в отражении неба, растений, воды и др.
Введение природных элементов во внутренние пространства зданий имеет множество форм. Для интерьера важны визуальные связи с окружающим ландшафтом. Это достигается раскрытием внутреннего пространства «на природу» через панорамные окна, устройством лоджий, террас, раздвижных стенок и т.п. Самостоятельной задачей является введение в интерьер природных элементов - растений, камня, воды и т.д. В архитектурно-ландшафтном решении интерьера выделяют два аспекта : создание зимних садов и использование растений в качестве архитектурно-декоративных композиций.
Зимний сад - сад экзотических растений, выращиваемых в условиях искусственного микроклимата. Создание зимних садов достаточно сложно, так как надо удовлетворить особые требования к температурно-влажностному режиму помещения, освещенности, а отсюда к ограждающим конструкциям, системе отопления и вентиляции, условиям естественного и искусственного освещения и т.д.
На практике чаще встречается второй вид натурализованного интерьера - различные формы декоративного озеленения и цветочного оформления помещений общественных и жилых зданий. В общественных зданиях кроме растений широко используются бассейны, фонтаны, скульптура, неживые природные материалы - камень, песок, дерево. Растения в помещениях играют санитарно-гигиеническую и декоративную роль. Они аккумулируют свежий воздух, регулируют температурно-влажностный режим, поглощают шум, пыль, конечно, в небольшом масштабе.
В композиции интерьера используется цвет, фактура, рисунок листьев, цветков, силуэт, масса растений и другие их качества. С помощью растений пространство расчленяется, зонируется . Возможны разнообразные формы исполнения: одиночное растение (чаще на фоне чистой плоскости стены); вертикальное озеленение вьющимися растениями, устройство зеленых бордюров и т.д. Часто различные приемы сочетаются. Отличается методика озеленения жилых, производственных и общественных зданий. Если в жилище декорирование растениями - индивидуальное творчество его владельца, то в общественных и производственных помещениях -это один из аспектов архитектурного решения, закладываемого в проекте.
При использовании декоративных возможностей одиночного растения на первый план выступают детали: рисунок и размер листьев, соцветий, оттенки цвета. Одиночные растения устанавливаются на фоне стены или светового проема в вазах, кашпо в углублении пола или на специальных подставках. Применяются разнообразные ящики для цветов в сочетании с мебелью (столики, подставки, выполняемые из дерева, металла, пластика).
Большую роль в формировании интерьера играют зеленые бордюры . При их проектировании внимание уделяется не индивидуальным качествам отдельных растений, а силуэту бордюра в целом. По цвету, композиции могут быть найдены контрастные и нейтральные решения. Расположение бордюра возможно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, вдоль оконных проемов, стен, передвижных экранов, на полу или в углублении пола, в виде обрамлений лестниц, заменяющих балюстраду. При высоком расположении зеленых бордюров возможны варианты ниспадающей зелени из ампельных растений.
Приемы, основанные на оформлении зеленью вертикальных плоскостей , также отличаются многообразием. Это или густая масса вьющейся зелени - зеленый занавес, или одна ветвь, затейливо ползущая по стене и образующая легкий прозрачный рисунок, или отдельные разбросанные пятна. Для оформления растениями используются как непрозрачные вертикальные плоскости, так и трельяжные стенки из металла или дерева. С помощью прозрачных перегородок, декорированных зеленью, зонируют помещения, частично отделяют одно от другого.
К объемным зеленым композициям относятся отдельно стоящие экземпляры, их группы, целые садовые уголки. Выразительны композиции в низких плоских вазах. В крупные кашпо высаживаются несколько растений, различных по высоте, характеру роста, контрастирующих по форме и фактуре листьев. Очень благодатный материал пенобетон. Он хорошо поддается обработке, резьбе обычным инструментом. В выдолбленные отверстия можно или непосредственно высаживать растения, или устанавливать цветочные горшки.
В группах растений, размещенных на плоскости пола или в специальном углублении, пространство между растениями заполняют до уровня пола или до края бордюра мхом, галькой, песком. Несколько крупных камней, уложенных между растениями, придают композиции естественность.
Ландшафтные композиции, продолженные за пределы интерьера (на террасе, в придомовой полосе) и разделенные лишь стеклом окон и балконных дверей, создают иллюзию единства внешнего и внутреннего пространств. Распространено у витринных окон со стороны экстерьера и интерьера устройство полос, засыпанных галькой. На них устанавливаются кактусы
В озелененном интерьере так же, как и в малом саду под открытым небом, большое внимание уделяется разработке плоскости земли, малым архитектурным формам, мебели, рассчитанным на близкое восприятие. Интересно, когда фойе или вестибюль решены в нескольких уровнях. Каждый уровень имеет свою растительность, и благодаря тому, что высота помещения увеличивается, возрастает контраст между высокими растениями на террасах с невысокими потолками и маленькими растениями в высоких помещениях. Эффект натурализации связан с видимым пространством парка за стеклом, а спускающиеся террасы вызывают ощущение спуска по рельефу.
Пока не представляется возможным вырастить в интерьере березовую рощу или группу яблонь, когда за окном стоит мороз. Растения живут ритмичными циклами соответственно смене времен года. Поэтому в условиях интерьера используются южные теплолюбивые вечнозеленые растения, интродуцированные в наших условиях. Однако попытки дендрологов включить в интерьер растения умеренного климата должны увенчаться в конце концов успехом, и это откроет новые возможности для архитекторов, работающих в области формирования интерьеров. К сожалению, приходится констатировать, что в озеленении интерьера, как и в озеленении городских территорий, часто преобладает непрофессионализм, ведущий к уходу от основного композиционного замысла автора-архитектора, бессистемному, количественному заполнению помещений растениями, во многих случаях безвкусному.
Часто озеленение и цветовое оформление производственных помещений связаны со специфическими трудностями . Далеко не все растения выдерживают постоянное искусственное освещение, загрязненность, запыленность воздуха и т.д. Возникают дополнительные трудности с содержанием растений в производственных помещениях. Из-за запыленности растения требуют дополнительного ухода (обтирание, опрыскивание). Опыт показал, что там, где запыленность превышает 3,8 мг/м 2 (например, в чесальном, ровничном цехах текстильного производства), озеленение нецелесообразно.
Освещенность в зоне озеленения должна быть около 800-1000 лк. Светильники (люминесцентные лампы) рекомендуется размещать непосредственно над растениями на высоте 1 м. Несмотря на более сложные условия произрастания растений, специфическую агротехнику, озеленение цехов, в том числе с искусственным освещением, возможно.
Зеленые зоны в производственных помещениях устраиваются с учетом направления движения работающих и внутрицехового транспорта, требований техники безопасности - так, чтобы не нарушать технологического процесса. Последние годы все чаще и шире в производственных и общественных интерьерах стали использоваться искусственные растения.
Тема: Проектирование садов, парков, лесопарков.
План:
1. Основные задачи проектирования садов.
2. Виды современных садов.
3. Виды парков.
4. Организация современного парка. Ландшафтная оценка территории парка.
5. Этапы проектирования парка.
6. Основные требования к функциональным зонам парка. Лесопарки.
→ Архитектурное проектирование
О природе архитектуры
О природе архитектуры
Началом архитектуры было строительство, возникшее еще на заре развития человеческого общества, когда человек вынужден был создавать средства, необходимые для защиты от неблагоприятных природных условий и диких животных. Постепенно приобретая более развитые формы, примитивное строительство переходило в более сложную область человеческой деятельности - архитектуру, зодчество.
За прошедшие тысячелетия вместе с изменениями в обществе зодчество прошло гигантский путь развития, переживая как периоды величайшего подъема, так иногда и периода временного упадка.
Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды, характер и степень комфортабельности которой определялись уровнем развития общества, его классовым составом, культурой, достижениями науки и техники. Эта жизненная среда, называемая архитектурой, воплощается в зданиях, имеющих внутреннее пространство, комплексах зданий и сооружений, организующих наружное пространство - улицы, площади, города и другие поселения.
В современном понимании архитектура - это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Она организует все жизненные процессы.
Архитектура призвана удовлетворять все разнообразие потребностей каждого человека и общества в целом: как часть средств производства (здания заводов и фабрик, сооружения транспорта, энергетики и т. д.) и как часть материальной среды существования общества (жилые и общественные здания) она составляет область материальной культуры; в то же время, эстетически формируя окружение человека, выражая в художественных образах общественные идеи, архитектура входит в сферу духовной культуры.
По своему эмоциональному воздействию - архитектура одно из самых значительных и древних искусств. Сила ее художественных образов постоянно влияет на человека, ведь вся его жизнь проходит в окружении архитектуры.
Таким образом, зодчество, архитектура - это специфическое общественное явление, занимающее в системе культуры особое место как по своей социальной значимости, так и характеру создаваемых в процессе архитектурного творчества материальных и духовных ценностей, связь между которыми неразрывна.
Соответствие своему практическому назначению, эмоциональная выразительность, красота являются необходимыми качествами подлинной архитектуры. Вместе с тем создание произведений архитектуры требует значительных затрат общественного труда и времени. Поэтому в круг требований, предъявляемых к архитектуре, наряду с функциональной целесообразностью, удобством и красотой входят требования технической целесообразности и экономичности. Формула единства «пользы, прочности и красоты» была провозглашена еще древними теоретиками архитектуры. Уже в этой формуле выражается важнейший принцип органической взаимосвязи функциональных, технических и эстетических начал в архитектуре.
Соответствие зданий их функциональному, практическому назначению, удобство (польза) - первое основополагающее требование, предъявляемое к произведениям архитектуры.
Создание наиболее благоприятной среды для деятельности человека зависит прежде всего от того, насколько правильно, целесообразно выбрана архитектурно-планировочная, объемно-пространственная структура здания, в которой учтены достижения науки и накопленный опыт в проектировании и эксплуатации подобных зданий.
Организация внутреннего архитектурного пространства определяется функциональной целесообразностью, соответствием объема и связи помещений тем социальным и технологическим процессам, для которых оно предназначается. Так, в зрелищных зданиях происходящий в них функциональный процесс вызывает необходимость создания такой структуры, которая наилучшим образом обеспечивает хорошую видимость и слышимость, быстрое заполнение и эвакуацию зрителей из залов. В зданиях, предназначенных для предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны), в планировке и объемно-пространственной композиции должна быть предусмотрена изоляция и одновременно связь обеденных залов и кухни. В производственных зданиях основной функцией является труд, производство продукции, в зависимости от характера которой и технологии ее изготовления определяются габариты помещений, степень и вид их освещенности, состав помещений для бытового обслуживания рабочих и характер их связи с производственными залами.
Кроме рациональной планировки помещений, соответствующей тем или иным функциональным процессам, удобство всех зданий обеспечивается правильным расположением лестниц, лифтов, размещением оборудования и инженерных устройств (санитарные приборы, отопление, вентиляция).
Таким образом, форма здания ео многом определяется функциональной закономерностью, но вместе с тем она строится по законам красоты. Прекрасное и целесообразное в архитектуре создаются в едином процессе формообразования.
О неразрывности пользы и красоты в архитектуре писали многие теоретики в разные периоды истории. Еще Гегель - представитель идеалистической эстетики - отмечал, что одной из великих красот классической архитектуры является то, что она не ставит колонн больше, чем необходимо для поддержания тяжести балок, и что в архитектуре в собственном смысле колонны, поставленные только ради украшения, не обладают истинной красотой.
Однако зависимость красоты от пользы в архитектуре - условие необходимое, но не достаточное. В противном случае были бы правы функционалисты и конструктивисты, односторонне видящие красоту только в рациональной организации производственно-бытовых процессов и конструктивной целесообразности.
Целесообразность не может определяться только соответствием функциональным или техническим требованиям - она предполагает решение всей широты задач, поставленных обществом перед произведением архитектуры - утилитарных, идеологических, художественно-эстетических.
Так что же такое красота применительно к архитектуре, что лежит в основе прекрасного?
Красота в архитектуре - понятие более сложное, чем в изобразительных или прикладных искусствах. К тому же эстетические проблемы архитектуры еще мало разработаны наукой. Сложность вопроса заключается в том, что произведения архитектуры в отличие от других искусств представляют собой одновременно и материальную и духовную ценность. Будучи вещественной реальностью, обеспечивающей выполнение обществом его многообразных жизненных функций, архитектура в то же время оказывает на общество исключительно сильное эмоциональное воздействие и неотделима от его идеологии. Это объясняется тем, что каждый социальный процесс затрагивает сферу не только материальной, но и духовной жизни человека. Поэтому в формировании материальной архитектурной среды, предназначенной для этих процессов, всегда присутствует духовная сторона, конкретно выражающаяся в эстетических качествах архитектурных сооружений.
Постоянно находясь в поле зрения человека, архитектура формирует его эстетические представления, воспитывая в нем понимание прекрасного, чувство гордости и любви к своей Родине. А ощущение прекрасного в архитектуре возникает в тех случаях, когда художественными средствами выражена сила идейного замысла, найдены соответствующие замыслу закономерности и пропорции формы, фактура и цвет материала, найдена гармония с окружающей средой.
В некоторых произведениях архитектуры, таких, как мемориальные музеи, мавзолеи, правительственные и культовые здания, идейная сторона приобретает особо важное значение. В этих случаях идейно-художественное содержание становится ведущим и воплощается в форме идейно-художественного образа.
Создание архитектурного образа - сложный творческий процесс. Он тем более сложен, что понятие образа в архитектуре отличается от других видов искусств. Архитектура не изображает предметы, как живопись, рисунок, скульптура, которые в художественных образах воспроизводят явления действительности. Архитектура - искусство созидательное. Архитектурный образ возникает на материальной основе (осмысление автором социальной и функциональной задачи) и специфическими средствами архитектурного языка отражает действительность в самых общих признаках, вызывая у зрителей (вернее, потребителей) те или иные эмоции - чувства радости, печали, глубокого уважения, гордости, ощущение торжественности или уюта.
Следовательно, можно говорить о разнообразии образов в архитектуре - эпическом, героическом, лирическом. Каждому сооружению соответствует свой образ: некоторым общественным зданиям - эпический, жилым домам - лирический. И в каждом жанре архитектор ищет свои особые средства архитектурно-художест-венной выразительности. И чем талантливее архитектор, тем эти средства разнообразнее и сильней.
Воплощение функциональной и эстетической организации пространства и объема задуманного сооружения в материальную форму происходит с помощью строительной техники, включающей строительные материалы, конструкции, машины.
В развитии архитектуры строительная техника, опирающаяся на достижения науки и техники, играет значительную, а иногда и решающую роль. В то же время архитектура, служащая удовлетворению различных потребностей общества, оказывает большое влияние на развитие техники, ставя перед ней новые задачи, обусловленные этими потребностями.
Вся история зодчества - свидетельство определенной зависимости, взаимосвязи архитектуры и строительной техники.
В периоды расцвета зодчества эта зависимость гармонична. Здесь конструкция выступает как творчески осмысленная, пластически разработанная архитектурная форма, выражающая определенный идейно-художественный замысел и правдиво раскрывающая физическую работу материала и строительных элементов.
Однако известны периоды, когда архитектурная форма, полностью отрываясь от своей конструктивной основы, приобретала чисто декоративную выразительность. В другие периоды, наоборот, конструкция подавляла архитектурную форму, уничтожая по существу ее смысл и назначение - периоды откровенного техницизма. И та и другая крайность тормозили развитие архитектуры, прерывая на время процесс совершенствования архитектурного творчества.
В наш век научно-технической революции индустриализация во многом определяет направленность архитектурного творчества. Передовая техника открывает перед архитектором почти неограниченные возможности, но она ни в коем случае не должна при этом подчинить творческую мысль зодчего. Цель архитектуры - удовлетворение всесторонних потребностей человека, как материальных, так и духовных, а строительная техника, каких бы высот она не достигла, - средство достижения этой цели.
Поэтому в настоящее время необходимо овладеть методикой заводского изготовления конструкций и индустриализации строительства так, чтобы они были совершенным инструментом в руках архитектора и служили развитию архитектурного творчества при активном взаимодействии функции, формы и технологии для достижения больших социально значимых целей.
Архитектурно-строительная деятельность требует огромных материальных затрат, что определяет многообразие связей архитектуры с вопросами экономики. Вопросы экономичности в архитектуре и градостроительстве очень непросты. Здесь далеко не всегда можно сказать «дешево - значит экономично». Кроме того, это понятие включает множество аспектов: при сооружении зданий, их комплексов, городов и поселков вместе с необходимостью максимальной экономии денежных средств, строительных материалов, рабочей силы нужно учитывать затраты, которые будут иметь место в период эксплуатации объекта строительства (энергоснабжение, отопление, обслуживание); в понятие экономичности входит также время окупаемости стоимости строительства, а это связано со степенью пропускной способности некоторых общественных зданий, увеличением объема продукции с 1 м2 площади производственных зданий и т. д.
Сокращение затрат в архитектуре и строительстве осуществляется рациональными объемно-планировочными решениями зданий, правильным выбором строительных и отделочных материалов, облегчением конструкций, усовершенствованием методов строительства. Главным экономическим резервом в градостроительстве является повышение эффективности использования земли.
Вместе с тем в проблеме «архитектура и экономика» следует различать экономику разовую, «сиюминутную» и экономику большую, действующую постоянно, которые часто находятся в сложных противоречивых взаимоотношениях. Нередко бывают такие ситуации, при которых малый экономический выигрыш сегодня приводит к значительным потерям впоследствии. И наоборот, увеличение первоначальных затрат может дать серьезный экономический эффект в будущем. Поэтому в архитектуре, заключающей в себе огромные материальные ценности, экономно то, что учитывает перспективу, содержит в себе потенциал развития.
История зодчества показывает, что в периоды расцвета экономика и все слагаемые архитектуры находились в тесном союзе. А это значит, что разумные экономические требования к сооружению в значительной мере предопределяют и понятия пользы, прочности и красоты.
Советский архитектор должен проявить высокую меру ответственности и мастерство, чтобы добиться наиболее экономичного решения в широком понимании, не снижая при этом других требований, предъявляемых к архитектуре, в том числе и эстетических.
Только в органическом единстве всех рассмотренных сторон архитектуры создаются подлинные ее произведения. Односторонний подход - пренебрежение или резкое выделение только одной из сторон - функциональной, технической, экономической или эстетической - ведет к разрыву этого единства, к искажению самого смысла архитектуры.
Вместе с тем требования, предъявляемые к отдельным сторонам архитектуры, не являются неизменными. Условия жизни общества - уровень развития производительных сил, способ производства, общественно-политический строй-оказывают огромное влияние на все требования, предъявляемые к зодчеству. Природные условия страны, национальные особенности ее народа также находят непосредственное отражение в характере архитектуры. Таким образом, два основных фактора - экономико-политический уровень развития общества и природно-климатические условия - и определяют отличительные особенности архитектуры разных стран и народов в определенные эпохи их исторического развития. Именно в силу своей социально-экономической обусловленности архитектура имеет особенности и черты, свойственные каждому строю общества.
В антагонистическом классовом обществе в архитектуре ярко отражаются классовые противоречия. Дворцы, усадьбы, виллы, правительственные и торговые здания, культовые сооружения служили и служат для удовлетворения потребностей и утверждения политического и материального могущества господствующих классов. В то же время сооружения, предназначенные для обслуживания нужд народа, в своей основной массе лишены как эстетических, так и элементарных комфортных качеств. Особенно остро противоречия классовых формаций самых разных эпох отражаются в застройке городов, разделяющихся на фешенебельные центральные районы и бедные окраины.
В современном капиталистическом обществе, несмотря на грандиозный прогресс науки и техники, эти противоречия еще углубились. Развитие архитектуры, охватывая здесь главным образом уникальные здания, обусловлено конкуренцией, рекламой, а не стремлением удовлетворить нужды всего общества. Поэтому гонка за экстравагантным формообразованием в архитектуре становится основным стимулом ее развития.
Сказанное выше отнюдь не умаляет отдельных значительных достижений в архитектуре прогрессивных мастеров современного капиталистического мира, но они не снимают классовой сущности этой архитектуры.
В советском обществе архитектура впервые получила принципиально новые качества; обслуживая все общество и охватывая все стороны жизни и деятельности человека, она приобрела уникальный общенародный характер, который обеспечивается самой сущностью советского строя.
Начиная с первых дней Советской власти вся деятельность архитекторов была направлена на службу народу. Теоретические работы по переустройству и созданию нового быта, новые идеи формирования городской среды оказали революционное воздействие на все дальнейшие свершения архитектуры последующих лет. Менялись формы советской архитектуры, но содержание ее оставалось незыблемым - она создавалась для народа.
Народность, демократичность советского зодчества проявились в первую очередь в широком развитии строительства зданий массового типа - жилых домов, школ, детских учреждений, кинотеатров, клубов. Это и определило ее социальный качественный признак.
Важнейшим преимуществом социалистической архитектуры, которую не связывает частная собственность на землю, является возможность комплексного решения всех вопросов, когда в сферу влияния архитектуры включаются не только отдельные здания и их комплексы, но разные поселения, города и даже целые регионы, планировка и строительство в масштабе всей страны.
Таким образом, основой новаторства социалистической архитектуры становится прежде всего новое содержание, отражение глубоких социальных преобразований и запросов общества. Неизмеримо возросло значение зодчества, его роль в ускорении социально-экономического прогресса, повышения уровня культуры, подъема общего морально-психологического климата. По мере развития количественной материальной стороны архитектуры вопросы эстетические в этих условиях приобретают все большее социальное значение.
Наша страна многонациональна, территориально расположена в самых разнообразных природно-климатических условиях. Поэтому важным качеством архитектуры Страны Советов является ее разнообразие, соответствие народным традициям как в создании материальной основы среды обитания, так и в ее эстетическом выражении.
Ведь каждому народу присущи свои традиции, основанные на многовековом опыте формирования архитектуры под воздействием природно-климатических особенностей, быта, развития культуры. Таким образом, национальный характер новой архитектуры должен заключаться не в поверхностном использовании орнаментики, а в глубоком проникновении в историческое развитие народа и его культуры.
Создание новых форм социалистического зодчества - сложный творческий процесс, требующий для своего завершения определенного времени.
Работа архитектора начинается с замысла, воплощаемого в проекте, а затем в процессе строительства - в материале. Отсюда можно понять огромную ответственность архитектора за создание сооружений, их комплексов, городов и поселков, которые должны отвечать всем разнообразным требованиям удобства, технического и художественного совершенства, экономичности. Творчество архитектора должно объединять в себе знания и способности инженера, художника, экономиста, глубокие знания тех жизненных социальных или производственных процессов, для которых сооружаются здания.
В поисках лучших решений, отвечающих требованиям жизни, архитектор изучает и оценивает опыт своих предшественников, который, будучи рассмотрен с позиций современности, будет служить опорой для дальнейшего развития архитектуры и новаторства. Создавая новое, архитектор бережно относится к архитектурному наследию, сохраняя все ценное и ставя его на службу современности.
Создавая свое произведение, архитектор думает не только об удовлетворении сегодняшних потребностей, одновременно он смотрит в будущее. Современные постройки рассчитаны на долгий срок физической службы, а темпы социальных требований к ним небывало ускорились. Для того чтобы здание морально не устаревало, архитектор должен обратиться к научному предвидению - прогнозированию. Таким образом, пристальное изучение прошлого и научное предвидение будущего органично входят в творческий метод архитектора.
В Советской стране работа архитектора имеет государственное значение. Он является проводником политики партии и государства в размещении производительных сил, в организации расселения. Его труд способствует повышению благосостояния общества, развитию культуры. Поэтому в содержании творческой деятельности архитектора понятие «человеческий фактор» звучит с особой социальной конкретностью. Все это требует от советского зодчего наряду с высоким профессиональным мастерством высокой гражданственности, идейности, принципиальности.
Проектирование и строительство здания или тем более комплекса зданий, населенного места не под силу одному человеку. Этот сложнейший процесс осуществляется большим коллективом людей многих специальностей, коллективом, в котором автор проекта - архитектор выполняет роль дирижера, организующего и координирующего общие усилия.
В этом коллективе проектировщиков и строителей технику-архитектору отводится ответственная роль разработчика идей и замыслов архитектора, а затем исполнителя чертежей, по которым осуществляется строительство. Поэтому техник-архитектор должен хорошо понимать замысел архитектора, уметь разбираться во всех элементах проекта, разрабатывать его отдельные узлы и детали. При этом техник-архитектор должен знать нормы проектирования, обладать совершенной графикой, уметь выполнять чертежи любой трудности, владеть современными приемами выполнения чертежей с помощью различных видов электронной техники.
Магистрант: Канаткин А.С.
Руководитель: проф. кан.арх. Дектерев С. А.
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить…
Томас Эдисон
Многие из нас думают, что могут подготовиться к грядущему будущему, однако представления большинства людей даже о завтрашнем дне ограничены навязанными мнениями и чужими ценностями. Мир стремительно меняется – появляются новые технологии, растет уровень урбанизации, повышается рост населения на планете. Параллельно с этим можно отметить и другой факт, в том, что увеличивается число природных катастроф, уменьшается уровень планктона в океане, вымирают многие виды животных. Все это случайность или может, есть взаимосвязь между этими двумя параллелями?
Для статистики приведем пример. «Температура холодных глубинных вод Гольфстрима понизилась на один градус, за последние девять лет скорость таяния ледников Гренландии возросла в три раза, за последние тридцать лет разрушительная сила ураганов увеличилось вдвое, растет количество природных катаклизмов. В десятилетие: с 1973 по 82-ой в мире произошло 1500 катастроф, с 83 по 92-ой -3500, с 93 по 2002-ой -6000» .
Если спросить сегодня простого человека на улице: «Виновата ли человеческая деятельность в том, что ураганов на земле становиться все больше, что силы их все более разрушительны»? Думаю, каждый второй ответит: «Да, это следствие человеческой деятельности»!
Человеческая деятельность сильно влияет на природу, следует, что и природа своим поведением может влиять на человека. Каждый из нас является источником информации, каждое наше действие, мысль, эмоция, слово, высказанное вовне, отделяются от нас и запоминаются водой. Мы знаем, что человек на 70- 90%, в зависимости от возраста, состоит из воды и это указывает на важный факт: нами запечатлевается все, что окружает и происходит вокруг. Нам всего лишь нужно научиться мыслить правильно (позитивно), проявлять благородные эмоции (любовь, веру, уверенность) и научиться говорить, как отметил римский философ Луций Анней Сенека: «Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.».
Каждый из нас является звеном в бесконечной цепи передачи информации и каждый в этой цепи влияет на окружающих своим поведением и поступками. Архитектура сделанная «кем-то» определенным образом будет передавать нам эмоции и внутреннее состояние того человека, который ее сотворил, если он был в уравновешенном, спокойном, благоприятном состоянии, тогда это передастся и другим людям, взаимодействующих с его произведением. А вот если он при проектировании слушал Hard Rock, например, тогда и результат будет соответствующий.
Давайте рассмотрим пример. Когда происходит ядерный взрыв, образуются волны, которые в земле очень быстро затухают, а вот вода может колебаться еще 30 дней, раскачиваясь как маятник, волны создают новый патологический порядок. Замечено, что после таких испытаний резко увеличивается число самоубийств. Доктор наук, профессор Виктор Инюшин сделал следующий вывод: «Мозг состоит из воды на 85%. В нем происходят изменения, возникает конфликт водных структур. В результате нарушается биоплазма мозга и человек лишается главного стимула- стимула к жизни ». Феномен структурной памяти позволяет воде запечатлевать все, что происходит вокруг, связывать между собой все живые системы.
Мы можем применить и учитывать это наблюдение в архитектуре. Архитектура имеет свои волны воздействия на психологическое состояние человека, находиться он внутри здания или смотрит на него издалека. Все это дает нам реакцию воды находящейся внутри нас, вследствие чего со временем мы видим результат, в основном неблагоприятный. Кристофер Дэй пишет: «Архитектура способна передавать свою болезненность людям, заставляя скверно их ощущать и даже болеть. Среду можно использовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше поведение. У людей, которые со всех сторон окруженные жестокостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность и эстетическое равновесие оказываются притуплены ». Отсутствует чувство полета, вдохновения, веры, стремления к чему-то лучшему, все это происходит от безграмотного отношения к архитектуре. Еще Рудольф Штайнер заметил, что «в мире ровно столько лжи и преступления, сколько есть пустоты на месте отсутствующего искусства ».
Архитектура, как высокое искусство уходит постепенно, вытесняясь безобразными зданиями, разрушениями памятников, вследствие чего из наших городов уходит и сама жизнь. Получается взаимосвязь: Человек создает архитектуру, затем архитектура воздействует на человека, (рис. 1) академик В.П. Гоч на эту тему пишет: «Человек влияет на пространство, а пространство – на человека. Необходимо обратить внимание на мысли и слова – они организуют пространство и производят в нем разрушения.». Представьте, здания, которые гармонизируют психологическое состояние человека и настраивают его на Абсолют, своей формой и идеей, эти здания будут считаться целебными, наша задача – научиться их делать.
рис. 1. Схема взаимодействия: «человек – архитектура – человек»
«Биология и психология поддерживают взгляд на то, что эстетическое чувство соответствует правильному приспособлению к среде в противоположность ошибочному. Искусство рождается в поисках приспособления, которое ощущается как удачное. Произведение становиться прекрасным, когда достигает состояния совершенства, награждающее ощущением уникальности, законченности и целостности» эти слова принадлежат психологу Ричарду Огдену. Природа эстетических оценок изменялась в течении исторического развития теории искусства и архитектуры. Оригинальной и очень наивной, – отмечает Хессельгрен, – была идея красоты как принадлежности объекта. Позже красота толковалась как часть восприятия – как «круглый» или «желтый». В этом случае красота могла бы быть отнесена к чувству приятного. И наконец, «красота» в оценочном суждении может быть поставлена в один ряд с психологической реальностью, включающей ощущения и эмоции, которые могут возникнуть в восприятии.
Хессельгрен рассматривает проблемы ассоциативной взаимосвязи эмоционально окрашенного восприятия с визуальной формой. О формах, обладающих различной степенью замкнутости (рис. 2), он говорит, что слова «закрытый», «открытый», «полуоткрытый», «распахнутый» связаны с миром наших ассоциаций, отражающих, например, некоторые особенности характера человека: «закрытый» – интравертность, «открытый» – экстравертность, поэтому открытые пространства более способны вызывать чувство простора и радости.
Рис. 2. Типы кривых линий
Можно сказать, что «открытость» как атрибут визуальной формы связана с базовой эмоцией. Эта связь может быть усилена и в других сочетаниях и добавлениях. Цвет и значение могут сделать открытую форму похожей на желтую чашечку цветка, и по отношению к этой форме (гештальту) смысл понятий «радость» приобретет значительно более определенное выражение. Другим примером ассоциативной связи восприятий разных модальностей может быть сопоставление двух интерьеров спален, из которых один решен в вычурном стиле, с шелковыми стегаными покрывалами сложной формы, второй – аскетичен и строг. Рядом с первым – изображение пирожных в гофрированных бумажных корзиночках, рядом со вторым – фотография черного хлеба (рис.3). Образы отражают переход одного эмоционального ощущения в другое: в первом случае в сознании появляется представление о сладком, во втором – о вкусе черствого черного хлеба.
Рис. 3. Пример ассоциативной связи
Формально-эстетические оценки зависят от характера восприятия (перцепции) и оценочных норм, свойственных данной культуре. Для информации: «Перцепция – это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств ».
Когда архитектор подходит к проектированию серьезно и ответственно, тогда и результат получается соответствующий и наоборот, если архитектура имеет хорошие эстетические качества, тогда и человек получает множество положительных эмоций и направляет их на создание чего-то положительного и благородного. «Причинный подход позволяет оценивать совершенство показа явления и безопасность получаемой информации, не расщепляющей сознание человека». Как написано в книге «Теория причинности»: «Пространство – форма существования бесконечно развивающейся Материи» , получается мы, и развиваем эту материю внесением в него разнообразных форм своих проектов и от того, как они будут выглядеть и как влиять на людей, зависит от нас самих.
Мироздание создано Абсолютом. Начало, которое произвело все сущее и все его материальные проявления. В каждом из нас есть частица воды первозданного океана. Каждое наше слово как капля воды — носитель мысли и источник информации и за это мы должны платить Абсолюту любовью и благодарностью.
Используемая литература:
- Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.
2. Душенко К. В. Мысли и изречения древних – М: Эксмо, 2007.
3. Лекции по истории эстетики. – Кн. 1–3/ Под ред. М. С. Кагана. – Л.: изд-во ЛГУ, 1973.–1977.
- Кристофер Дэй. Места, где обитает душа. – Москва, — «Ладья», 2000
- Степанов А. В. Архитектура и психология. – Москва, «Стройиздат», 1993
- Hesselgren S. Mans perception on manmade environment. An architectural Theory by Sven Hesselgren. – Lund, 1975.
Интернет источники:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Перцепция
Другие источники:
- Документальный фильм – «Вода». ФГУП «ГТК» Телеканал «Россия» 2006г. ООО ПЦ «Мастерская» 2006г.
1 Взаимосвязь природных и архитектурных форм
Природный ландшафт - важнейший фактор для композиции любого архитектурного объекта. Общеизвестно выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоема, масштабные соотношения с массивами зеленых насаждений и т.д.
Взаимосвязь архитектуры и природы исторически обусловлена и развивается вместе с обществом. При сравнительно одинаковых природных данных облик населенного места или композиционное решение отдельного сооружения определяются творческим методом архитектора, его профессиональным мастерством, знанием национальных традиций, пониманием природы. Рассматривая ландшафтные задачи проектирования зданий и сооружений, следует выделить три уровня:
Формирование архитектурно-ландшафтного ансамбля, гармоничное включение архитектурных сооружений в природное окружение, общая композиционная взаимосвязь архитектуры и природы, максимальное выявление в функциональном и композиционном решении природных предпосылок;
Детальная архитектурно-ландшафтная проработка открытых пространств, примыкающих к зданиям и формируемых ими;
Введение природных элементов в архитектуру дома.
Поиски интеграции искусственного и природного завоевывают у архитекторов все большую популярность. В последнее время архитекторы осознанно или интуитивно стали шире пользоваться архитектурно-ландшафтными методами и средствами. И выражается это не в отдельных деталях - устройствах для цветов и вьющихся растений на балконах и лоджиях, но и в общем методе проектирования от ландшафта.
Известно, что гармония архитектурного сооружения и ландшафта может быть достигнута различными приемами - контрастом, нейтральностью или полным подчинением. Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это преобразование может быть положительным (когда сооружение по форме, материалу, фактуре, масштабу и другим композиционным качествам гармонирует с ландшафтом) и отрицательным (когда архитектурные сооружения не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).
Для того чтобы достичь определенной степени согласованности архитектурных сооружений с ландшафтом, необходимо знать ряд композиционных приемов. Исходным является сравнение пространственных форм застройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ландшафта, которые он мало чем может изменить. Он должен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.
Природные пространственные формы характеризуют следующие основные свойства: величина, геометрический вид, фактура, цвет, светотень, положение в пространстве. Природный фон может быть нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов. По-разному воспринимаются небольшой дачный домик в горном ландшафте, где он подчинен среде, и крупный санаторный комплекс в равнинной местности, где он доминирует.
Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколько от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма здания, остроугольный его силуэт напоминают нам окружающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).
Как архитектурные сооружения, так и формы ландшафта могут иметь массивную или ажурную пространственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности архитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фактура материала. Органичнее всего композиционно увязываются с природным окружением простейшие сооружения из естественных материалов - дерева, камня, камыша. Фактура искусственных строительных материалов (пластмасса, алюминий и др.) обычно контрастирует с фактурой природных компонентов.
Доминирующее или подчиненное положение сооружения в ландшафте во многом определяется его размещением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точках - к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне насаждений - всегда контрастна. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшафтом, оно должно иметь малую величину, ажурную пространственную структуру, геометрическую форму, аналогичную формам ландшафта, гармоничное цветовое сочетание архитектурных и природных компонентов.
2 Растения в архитектуре зданий и сооружений
Природные материалы используются архитекторами как во внешнем, так и во внутреннем оформлении зданий. В экстерьере - это вертикальное озеленение фасадов, озеленение и цветочное оформление балконов, лоджий, окон, архитектурно-ландшафтное решение внутренних двориков, террас, плоских кровель.
Малые архитектурные формы для ландшафтного благоустройства балконов и лоджий - напольные и навесные ящики для цветов, решетки - для вьющихся растений, кашпо - для ампельных. Необходимо добиваться стандартизации и сборности такого оборудования, чтобы избежать нежелательной самодеятельности, вносящей хаос в архитектуру зданий. Озеленение и цветочное оформление лоджий и балконов - это задачи в первую очередь жилищного строительства. Одна из причин -необходимость постоянного ухода за растениями, что в общественных зданиях, как правило, затруднено.
Для посадки грунтовых цветов чаще используются деревянные ящики шириной 20-30 см и высотой 20-25 см (длина определяется в зависимости от общей композиции лоджии или балкона, характера их ограждения, типа устройства для вертикального озеленения и пр.). Возможно применение малых форм из бетона, шамота, пластмассы. Бетонные изделия окрашиваются водостойкой полимерной краской либо содержат в фактурном слое цветные пигменты. Металлические детали покрываются масляной краской. Деревянные элементы лучше выполнять из тонированной древесины с последующим покрытием бесцветным водостойким лаком. Ящики для растений устанавливают на полу или на поручнях ограждения. Во всех случаях они должны быть надежно закреплены специальными кронштейнами и крючками толщиной не менее 0,5 см. Возможны как смешанные, так и однородные по ассортименту посадки. Рекомендуется в первом ряду высаживать ампельные (свисающие) или бордюрные растения (настурция, алиссум, лобелия, агератум, тагетис и др.); во втором - пеларгонию, клубневую бегонию, циннию, астры, петунию и др., в третьем - душистый горошек, ипомею, фасоль и т.д.
Комплексное озеленение жилых домов с использованием высококачественного, выполненного в едином стиле оборудования для растений позволит значительно обогатить архитектуру типовой жилой застройки, повысить комфортность ее среды.
Особую область ландшафтного творчества составляют террасные жилые дома. Сады-террасы являются как бы продолжением жилища, «зеленой гостиной». Этот вопрос связан с организацией и других типов садов на крышах. К сожалению, в современной отечественной практике они еще мало распространены, хотя устройство их известно с глубокой древности.
Однако сегодня нельзя говорить только о садах на крышах. Правильнее ставить вопрос о принципах устройства садов на различных искусственных основаниях -крышах, террасах, эстакадах, перекрытиях подземных сооружений.
Устройство садов на искусственных основаниях связано с решением ряда социально-экономических, экологических, технических и эстетических проблем. Прежде всего это экономика градостроительства, рациональное использование городских земель, которые стимулируют создание многоуровневых надземных сооружений с площадями-платформами, эстакадами, террасами для пешеходного движения, стоянками и благоустроенными местами для кратковременного отдыха.
Разноэтажность современной застройки города не только создает предпосылки для эффективной эксплуатации плоских крыш малоэтажных блоков в качестве дополнительных мест отдыха, летних кафе под открытым небом и т.п., но и ставит чисто архитектурно-художественные задачи. Пока в большинстве случаев из окон и лоджий высотных зданий открывается неприглядный вид на черные крыши торговых центров, блоков обслуживания и др. Летом рубероидно-битумная поверхность кровли перегревается, излучает излишнее тепло и далеко не безвредные летучие вещества, а в ветреную погоду пылит.
В зависимости от расположения относительно уровня земли сады на искусственных основаниях подразделяются на надземные (в прошлом - «висячие»); наземные, находящиеся на уровне земли; и смешанного типа. Это сады, соответственно устраиваемые на крышах зданий или на других конструкциях, приподнятых над землей, над подземными сооружениями и на сооружениях, которые частично заглублены или примыкают к склону местности. Таким образом, к садам на искусственных основаниях можно отнести те архитектурно-ландшафтные объекты, в которых зеленые насаждения отделены от естественного грунта теми или иными строительными конструкциями.
Необходимо иметь в виду, что устройство садов на искусственных основаниях экономичнее и технически надежнее, если эти вопросы решаются при проектировании зданий и сооружений, а не при последующем приспособлении кровель и соответствующей технической реконструкции, их архитектурно-ландшафтном обогащении. Наибольшими эстетическими и экологическими возможностями обогащения «пятого» фасада города располагает ландшафтная архитектура. С устройством садов на крышах улучшается микроклимат, общий ландшафтно-художественный облик города. Проблема организации садов на искусственных основаниях актуальна не только для общественных центров и комплексов, но и для промышленных зон и жилой застройки. На территориях существующих промышленных объектов часто невозможно организовать даже небольшие площадки для кратковременного отдыха, в то время как плоские кровли зданий, как правило, пустуют. Большая плотность застройки в старых жилых кварталах также не позволяет увеличить площадь зеленых насаждений и площадок для игр детей и отдыха взрослых.
Декоративные сады на крышах не предусмотрены для посещения людьми, а служат исключительно эстетическим целям, представляя собой фактически декоративные панно. Их покрытия выполняются с применением как естественных живых и неживых (трава, мхи, цветы, невысокие кустарники, камень, иногда вода), так и искусственных (керамика, кирпич, стекло, пластмассы и др.) материалов. Защитные функции садов на крышах связаны в основном с предохранением зданий от чрезмерного перегрева, от солнечной радиации. По преобладанию того или иного материала выделяются сады водяные (наиболее распространенный тип защитного сада на юге), растительные и сухие ландшафты. В «сухом ландшафте» используют неживые материалы - песок, гальку, валуны, коряги; иногда по примеру японского сада - мхи, малые архитектурные формы.
Растительные сады подразделяются на сады с почвенным слоем в виде сплошного покрова или нескольких участков, разделенных дорожками и площадками, и сады, в которых земля размещается только в специальных емкостях - контейнерах.
Зимний сад - сад экзотических растений, выращиваемых в условиях искусственного микроклимата. Создание зимних садов достаточно сложно, так как надо удовлетворить особые требования к температурно-влажностному режиму помещения, освещенности, а отсюда к ограждающим конструкциям, системе отопления и вентиляции, условиям естественного и искусственного освещения и т.д.
На практике чаще встречается второй вид натурализованного интерьера - различные формы декоративного озеленения и цветочного оформления помещений общественных и жилых зданий. В общественных зданиях кроме растений широко используются бассейны, фонтаны, скульптура, неживые природные материалы - камень, песок, дерево.
Растения в помещениях играют санитарно-гигиеническую и декоративную роль. Они аккумулируют свежий воздух, регулируют температурно-влажностный режим, поглощают шум, пыль. Все это, конечно, в небольшом масштабе.
В композиции интерьера используется цвет, фактура, рисунок листьев, цветков, силуэт, масса растений и другие их качества. С помощью растений пространство расчленяется, зонируется. Возможны разнообразные формы исполнения: одиночное растение (чаще на фоне чистой плоскости стены); вертикальное озеленение вьющимися растениями, устройство зеленых бордюров и т. д.
ЛЕКЦИЯ № 6
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ МЕЖСЕЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ
Основные принципы проектирования территорий, являющихся объектами охраны (заповедники, заказники, национальные и природные парки и т.п.)
Архитектурно-ландшафтная организация рекреационных территорий (места отдыха, рекреационные зоны, рекреационные районы и регионы).
Методика архитектурно-ландшафтного проектирования дорожного пространства.
Принципы формирования и организация территорий производственных объектов.
1 Основные принципы проектирования территорий, являющихся объектами охраны (заповедники, заказники, национальные и природные парки и т. п.)
На региональном уровне архитектурно-ландшафтные вопросы являются составляющими более крупных экологических программ, которые могут иметь различия в зависимости от вида районной планировки, экономических, природных условий района, его географического положения. Кроме ряда разделов, связанных с вопросами охраны окружающей среды (охрана воздушного бассейна, водного бассейна, почвенно-растительного покрова, животного мира, улучшение санитарно-эпидемиологических условий, охрана среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, радиации и т.п.) и комплексной схемы охраны окружающей среды с урбоэкологическим зонированием, предложениями пространственной локализации природоохранных мероприятий и т.д., экологическая программа должна включать следующие разделы:
формирование единой системы зеленых насаждений района (установление минимально допустимой и оптимальной лесистости, величины и конфигурации зеленых массивов, образование «природного каркаса» из взаимосвязанных элементов - лесов и других насаждений различного функционального назначения);
охрана памятников истории и культуры (выявление, систематизация и разработка предложений по использованию и охране архитектурных, исторических, этнографических и других памятников во взаимосвязи с окружающей их природной средой);
создание системы охраняемых территорий (национальные и природные парки, заповедники, заказники, охраняемые ландшафты, отдельные объекты живой и неживой природы и т.д.);
охрана и улучшение ландшафтов (сохранение, обогащение и целенаправленное формирование облика природных и антропогенных ландшафтов, рекультивация территории, мероприятия по улучшению эстетических качеств ландшафтов и т.д.).
К охраняемым ландшафтным объектам относят заповедники, заказники, достопримечательные ландшафты, а также отдельные их компоненты, памятники садово-паркового искусства, архитектурно-ландшафтные ансамбли, природные (национальные) парки, рекреационные территории (места отдыха и туризма). Однако при современной постановке проблемы охраны природы мы не можем выделить охраняемые и неохраняемые ландшафты. Поскольку под охраной природы, ландшафтов понимается также их рациональное использование и научно обоснованное преобразование (формирование), а не только консервация, все ландшафты должны охраняться.
Уровень охраны ландшафтов определяется соотношением природоохранной и природопреобразуюшей деятельности. Поэтому вполне правомерным стало введение также понятий «особо охраняемый ландшафт» , «осо бо охраняемые ландшафтные территории», цля которых природоохранные задачи превалируют над природопреобразующими.
Заповедники - участки практически неизменных естественных ландшафтов, сохраняемые как эталоны природных комплексов для сравнения с хозяйственно-используемыми территориями и выявления благоприятных или неблагоприятных результатов деятельности общества. Цель заповедников - сохранение характерного для данной ландшафтно-географической зоны природного комплекса в целом, охрана особо примечательных участков местности, ценных в научном, культурном и хозяйственном отношениях, охрана отдельных редких видов флоры и фауны.
Заказники - территории, на которых сохраняется часть природного комплекса с исключением из хозяйственного оборота лишь тех объектов, для которых заказник организован (растительность, животный мир или др.). Известны были ботанические, геологические, гидрологические, охотничьи, мемориальные и другие заказники. Вокруг государственных заповедников и заказников в случае необходимости по решению правительства выделяются дополнительные охранные зоны, в которых устанавливается режим, запрещающий те или иные виды деятельности. В особо охраняемых природных объектах с точки зрения планировки, архитектуры застройки не может быть главных и второстепенных задач. Все служебные, хозяйственные здания, каждый указатель или другая малая архитектурная форма должны быть подчинены одной цели - охране и улучшению ландшафта.
Национальные природные парки - одна из перспективных форм охраны ландшафтов и организации отдыха и туризма. В современных представлениях о природных и национальных парках существуют две крайние точки зрения: природные парки - объекты охраны природы типа заповедников, в которые могут допускаться очень ограниченно туристы; природные парки - места массового отдыха в условиях малоизмененной природы.
Получает распространение тип природного парка, в котором вся территория организуется по принципу заповедника. Допускается строго регламентируемый и контролируемый туризм по пешеходным тропам с местами для ночлега (приюты, укрытия, бунгало).
Начался поиск путей и мер по ограничению потока посетителей. В основе этих мер - новые природоохранная и рекреационная программы парков, сокращающие развлекательные и спортивно-оздоровительные формы отдыха и туризма и усиливающие просветительные и эколого-воспитательные функции.
Соответственно потребовалась трансформация архитектурно-планировочной организации парков: сокращение сети автодорог, вынос комплексов отдыха в буферные зоны и т.п.
Особо охраняемая территория национального парка окружается рекреационно-буферными зонами («зонами-ловушками») с учреждениями обслуживания, автомобильными подъездами и стоянками, парквеями и т.д. Ставится задача такой архитектурно-планировочной и архитектурно-ландшафтной организации природного парка, которая прежде всего должна служить инструментом охраны природы, однако исходить не столько из системы запретов, сколько из принципа формирования устойчивого стереотипа поведения туристов в природ.
Архитектурно-планировочное решение национального (природного) парка, система и интенсивность обслуживания зависят от предполагаемой посещаемости и форм отдыха и туризма, которые в свою очередь определяются природными особенностями (пейзажное разнообразие, наличие акваторий, гор, охотничьих угодий, памятников культуры), размещением по отношению к городам, автомагистралям и т.д. В связи с ростом потребностей в местах организованного отдыха и туризма и одновременно с дифференциацией потребностей появились предложения по выделению различных типов природных парков. Например, пейзажно-прогулочный, спортивно-прогулочный, охотничий, архитектурно-исторический и пр. Видимо, такая классификация приемлема, однако основной задачей в организации и эксплуатации природных парков должна оставаться природоохранная.
2 Архитектурно-ландшафтная организация рекреационных территорий (места отдыха, рекреационные зоны, рекреационные районы и регионы)
Формирование рекреационных ландшафтов - процесс длительный, поэтому требует заблаговременного планирования. На территориях, намеченных к перспективному рекреационному освоению, следует поэтапно преобразовывать и улучшать ландшафты: вести посадки леса на неудобных землях, создавать водохранилища, в существующих лесах вести рубки ухода и ландшафтные рубки, а также новые декоративные посадки.
В местах наибольшей концентрации отдыхающих формируются лесопарковые насаждения с повышенным уровнем благоустройства, обеспечивающим охрану от рекреационных нагрузок до 30-40 чел/га. По мере удаления от учреждений отдыха, пляжей, центров культурно-бытового обслуживания уровень благоустройства может снижаться, постепенно переходя от характера лесопарка (8-12 чел/га) к рекреационному лесу (3-10 чел/га).
Существенно улучшает качество рекреационных ландшафтов создание искусственных водохранилищ. При использовании искусственных водохранилищ в рекреационных целях необходимо, чтобы колебания уровня воды в них во время купального сезона не превышали 0,2 м. Для купания должны быть выделены места в зоне, ограниченной изобатой 1,4 м. При проектировании водохранилищ рекомендуется исходить из расчета 1 га водной поверхности на 1000 человек. Прибрежная полоса шириной 10-70 м является основной зоной концентрации отдыхающих. В 100-200 м от берега водоема количество отдыхающих в 4-5 раз меньше, чем в прибрежной полосе, а в полукилометре - в 10 раз меньше.
Пешеходные дорожки, аллеи позволяют уменьшить вытаптывание травяного покрова. Под дорожно-тропиночную сеть в загородных парках рекомендуется отводить до 8-12% территории, в лесопарках - до 4%, в рекреационных лесах - до 1,5%.
Рекреационные территории различаются по величине, назначению, особенностям ландшафтно-природных условий и планировочной организации.
Место отдыха - первичный элемент рекреационных территориальных образований площадью от нескольких гектаров до нескольких квадратных километров, например сквер, парк, пляж, коллективный сад и др.
Рекреационная зона (зона отдыха и туризма, курорт) - территориальное образование от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных километров, включающее места отдыха, комплексы рекреационных учреждений, имеющее единую планировочную организацию, систему обслуживания, транспортного и инженерно-технического обеспечения.
Рекреационный район - сложное территориальное образование площадью в сотни квадратных километров, объединяющее зоны отдыха на основе общности природных ресурсов, экономических, транспортных и других взаимосвязей.
Рекреационный регион - наиболее крупное территориальное образование площадью в десятки тысяч километров, объединяющее рекреационные районы на основе общности народнохозяйственного развития.
Рекреационные районы и регионы выделяются, как правило, на базе уникальных природных комплексов (Южный берег Крыма, Карпаты и др.).
Для крупных и больших городов первый пояс рекреационных территорий, создаваемый на «пороге» города, формируется из наиболее часто посещаемых объектов - парков, лесопарков, спортивных комплексов и др. Следующий по удаленности от города пояс образуют территории и объекты, предназначенные для кратковременного отдыха с ночлегом (базы и летние городки отдыха, садоводческие товарищества и др.). Третий, наиболее удаленный пояс рекреационных территорий включает места и объекты преимущественно продолжительного отдыха (лагеря школьников и дачи дошкольников, пансионаты и базы отдыха предприятий и организаций и др.), а также места кратковременного отдыха в естественной природной среде (сбор ягод и грибов, охота и т.п.). На рис. 4.3 приведены схемы зонирования территории по уровню рекреационных нагрузок при линейном и компактном размещении рекреационных комплексов вдоль берега водоема.
Для многих ландшафтных условий неприемлемо создание обширных зон сплошной рекреационной застройки. Комплексы и отдельные учреждения рекомендуется отделять друг от друга массивами зеленых насаждений, создающих визуальную и звуковую изоляцию и обеспечивающих психологический комфорт. Ширина полосы насаждений, разделяющей комплексы рекреационных учреждений, должна быть не менее 300-400 м, а рекреационные учреждения - 100-150 м.
Архитектурно-ландшафтное проектирование системы отдыха и туризма и ее различных пространственных составляющих в силу большого разнообразия видов отдыха, типов рекреационных объектов, природных условий и других факторов - достаточно сложная задача. Поэтому в рамках учебного курса нами были изложены лишь основные направления решения задач.
Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, ... О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2007. Габриелян...Учебно – методическое обеспечение выполнения учебного плана выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно – методическими комплектами представленными в таблице
УчебникиУчебно – методическое обеспечение выполнения учебного плана. Выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно – методическими комплектами , представленными в таблице: Учебные предметы, ступень...
Учебно-методические комплекты Касьянова физике для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый
ПрограммаУровень. Важнейшая характерная особенность данного Учебно -методического комплекта , являющегося замкнутым концентром, - ... частицы). Важнейшая характерная особенность данного Учебно -методического комплекта , являющегося замкнутым концентром, - возможность...
Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)
Методические рекомендацииЭффективного отдыха и оздоровления детей Учебно -методический комплект (УМК) – это совокупность учебно -методических материалов и программно-технических...