Болезни Военный билет Призыв

Наследственность что к ней относится краткое описание. Что такое наследственность? Генетика и ее виды. Наследственность – что это такое

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся:

· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),

· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),

· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:

· развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении - прямохождение, развитие речи),

· предрасположенность к целенаправленному труду,

· развитие мыслительных способностей человека,

· осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

· физический облик,

· цвет волос,

· физические данные;

· группу крови и резус-фактор,

· задатки способностей;

· программирует также свойства нервной системы,

· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.


Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это

· умственные способности,

· тонкость и точность ручных движений,

· развитая память,

· совершенная речь и ряд других.

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:

· математические,

· музыкальные,

· лингвистические,

· литературные,

· художественно-творческие,

· технические,

· спортивные,

· организаторские,

· экономические и др.

Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...». Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.

Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.

Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.

Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.

Развитие человека с физиологической точки зрения - очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания

Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.

Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов - и наследственности, и среды.

Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

Наследственностью занимается наука генетика. Зачатки ее прослеживаются ещё в доисторические времена. Уже тогда люди понимали, что некоторые признаки могут передаваться от поколения к поколению. Но основы современных представлений о наследственности были заложены в середине XIX века благодаря открытию Г. Менделя. Он изучил дискретность наследственных факторов и разработал скрещивания и учета признаков у потомства. Менделевские законы наследственности заложили основу для величайшего открытия естествознания XX века - генной теории. Генетика превратилась в бурно развивающуюся отрасль биологии. В 1953 году Ф. Криком и Дж. Уотсоном была создана структурная ДНК в виде двойной спирали. Недавно возникло новое направление в генетике - генная инженерия. Это система приемов, позволяющих конструировать генетические системы.

Носителями наследственной информации являются гены. Ге­ны состоят из молекул ДНК. Благодаря наследственности все живые организмы сохраняют в своих потомках определенные характерные черты вида. Внутри ядра каждой клетки находятся хромосомы. Они могут со­держать тысячи и сотни тысяч пар генов. Каждый признак контролирует определенная генная пара. Во всех клетках человека, кроме половых, двойной набор хромосом. Хромосомы, определяющие пол человека, назвали X и Y. В яйцеклетке две X-хромосомы, а в мужском сперматозоиде - или Х-, или Y-хромосома. При оплодотворении пол плода определяется набором половых хромосом XX, мужской - набором XY.

Некоторые гены несут доминирующие признаки, а дру­гие - рецессивные. К примеру, гены кудрявых волос доминируют над генами прямых. Ученые изучили такие признаки, как цвет глаз, кожи, волос и могут сказать, как они унаследуются людьми. Ребенок, кроме внешних признаков, также наследует особенности центральной нервной системы, степень подвижности или уравновешенности, задатки способностей и одаренность.

К сожалению, многие заболевания тоже связанны с определенными генами. Вероятность заболевания особенно высока, когда наследуется от обоих родителей. Традиционно генетические заболевания делятся на 3 группы. Первая - это хромосомные болезни, обусловленные изменением структуры или числа хромосом. При этом изменены несколько генов. Наиболее известный пример - гемофилия. Этим заболеванием страдают, в основном, мужчины, но наследуется оно вместе с Х-хромосомой.

Болезни, вызванные мутацией одного гена, относятся ко второй группе. Это болезнь Альцгеймера, некоторые типы атеросклероза, фенилкетонурия. И третья группа представляет заболевания, вызванные мультифакторным наследованием. Они обусловлены изменением нескольких генов и факторами окружающей среды. Таким образом наследуется большая часть психических заболеваний.

Определить возможность наследования определенной болезни помогают генетические исследования. Благодаря им можно избежать наследственных заболеваний.

Почти каждый человек знает, что такое наследственность. С научной точки зрение наследственность - это умение организма передавать особенности развития и признаки своему потомству. Каждый ребенок перенимает от родителей некоторые черты характера и особенности внешности, это и есть ответ на вопрос о том, наследственность. Помимо этого, организм способен перенять и тип обмена веществ, и заболевания, и задатки. Это происходит благодаря ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоте) - генетическому материалу.

Генетика

Что такое наследственность, знают даже многие дети, а вот о том, что наука о наследственности - это генетика, знают далеко не все.

Виды генетики

Если говорить о человеческой генетике, то разделяют ее на следующие виды:

  1. Популяционная. Занимается изучением генетических процессов в группах людей, которые происходят при определенных браках, под влиянием мутации, отбора, изоляции или же Также она изучает закономерность формирования человеческого генотипа.
  2. Биохимическая. Занимается изучением специфических, генетически контролируемых биохимических синтезов, при этом используя самые современные методы биохимии (электрофорез, анализы, хроматографию и т.д.).
  3. Цитогенетика. Занимается изучением материальных носителей наследственности, то есть изучает хромосомы, их функции и строение.
  4. Иммуногенетика. Выделяется благодаря установлению многих иммунологических признаков. В основном это антигены лейкоцитов и эритроцитов, белковые группы сыворотки крови.

Виды наследственности

На сегодняшний день различают следующие виды наследственности:

1. Ядерная. Она связанна с передачей признаков (наследственных), которые находятся в хромосомах ядра. Ее второе название - хромосомная.

Критерии типов ядерной наследственности:

  • наследование аутосомно-рецессивное встречается редко (не в каждом поколении). При наличии этого признака у обоих родителей детям его тоже не избежать. Также он может быть и у детей тех родителей, которые таких признаков не имеют;
  • аутосомно-доминантное встречается в каждом поколении. При наличии признака хотя бы у одного из родителей ребенок тоже будет его иметь;
  • голандрическое (сцепленное с Y - хромосомой) является только мужским признаком и встречается часто. Передается по мужской линии;
  • рецессивное с Х - хромосомой встречается редко. У женщин может быть только в том случае, если этот признак есть у отца;
  • доминантное с Х - хромосомой встречается у женщин в 2 раза чаще.

2. Цитоплазматическая. Выявляется при помощи сравнения результатов различных реципрокных скрещиваний.

Наследственность и среда

В одной и той же ситуации люди будут вести себя по-разному. Такой факт относят к наследственности. Но хотя она и играет немаловажную роль в жизни и развитии человека, среда тоже имеет довольно большое значение. Окончательное зависит от психологического и человека. Наследственность и среда всегда связаны между собой. Чем благоприятнее среда, тем больше шансов воспитать из ребенка достойного человека, даже если генетическая наследственность оставляет желать лучшего. Теперь, получив ответ на вопрос: "Что такое наследственность?", вы можете воспитать прекрасного человека.


Наследственность, свойство (способность) живых организмов повторять в ряду поколений внешний облик, тип обмена веществ, особенности развития и другие признаки, характерные для каждого биологического вида.

Наследственность осуществляется благодаря процессу наследования – повторяющегося в поколениях определённого способа передачи «вещества наследственности», или генетического материала.

Начиная с Гиппократа, Аристотеля и других учёных античности, развитие биологии в значительной мере было связано с попытками найти ответы на вопросы о материальном носителе наследственных задатков, о механизмах их образования и передачи и, главное, о способах раскрытия, реализации наследственных задатков в те или иные признаки и свойства организма. Несмотря на издревле существовавший интерес к проблеме сходства и отличий между «родителями» и «детьми» у всех живых существ, наука о наследственности и изменчивости – генетика – сравнительно молода. Она родилась в нач. 20 в., когда были переоткрыты и стали широко известными сформулированные Г. Менделем закономерности наследования. К этому времени уже были в главных чертах выяснены цитологические, или клеточные, основы наследственности: установлены механизмы митоза, мейоза и оплодотворения, изучено поведение хромосом в этих процессах, выдвинута и затем подтверждена ядерная гипотеза наследственности, связавшая наследование признаков с клеточным ядром. Сразу после переоткрытия законов Менделя был сделан следующий шаг в познании наследственности – менделевские «наследственные факторы» были помещены в хромосомы. Так, перейдя на более глубокий (субклеточный) уровень, начала формироваться хромосомная теория наследственности.

Наконец, в 1950-1960-х гг. были раскрыты химические, или молекулярные, основы наследственности. «Веществом наследственности» оказались сложные биополимеры – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Раскрытие пространственной структуры ДНК позволило объяснить, как гены (участки ДНК) осуществляют свою функцию по хранению, воспроизведению и реализации наследственности. Процесс наследования стали рассматривать как процесс передачи генетической информации, которая заключена в химическом строении ДНК. Стали понятными также и такие фундаментальные качества наследственности, как её консервативность, устойчивость, с одной стороны, и способность претерпевать передающиеся в поколениях изменения – с другой. Первое свойство обеспечивает точность, постоянство воспроизведения и реализации генетического материала, а следовательно, и постоянство видовых признаков; второе свойство даёт возможность биологическим видам, изменяясь, приспосабливаться к условиям среды, эволюционировать. Таким образом, наследственность и изменчивость неразрывно связаны, т. к. в их основании лежат одни и те же материальные (клеточные и молекулярные) структуры.

Наследственность всегда реализуется во взаимодействии генетических факторов и условий существования. При индивидуальном развитии организмов (их онтогенезе) наследственность определяет границы (норму реакции) изменчивости организма, т. е. набор тех возможных вариантов (фенотипов), которые допускает данный генотип при изменениях среды (модификационная, онтогенетическая изменчивость). При историческом развитии организмов (их филогенезе) наследственность, закрепляя изменения генетического материала (генотипическая изменчивость), создаёт предпосылки для эволюции организмов.

Наследственность - способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены.

Типы наследственности

Нехромосомная

Явление нехромосомной (внехромосомной, внеядерной) наследственности было открыто в 1909 г. немецкими исследователями К. Корренсом и Э. Бауром при изучении наследования пестролистности у растений. В опытах с ночной красавицей (Mirabilis jalapa) К. Корренс обнаружил, что окраска листьев (зеленая или пестрая) зависит от материнского растения (материнская наследственность). Если пестролистное растение (материнское, опыляемое) скрещивалось с зеленым (отцовским, от которого брали пыльцу), то в первом поколение среди потомков присутствовали пестролистные, зеленые и бесцветные (гибнущие на стадии проростка) потомки, причем их количественные соотношения не подчинялись менделевским закономерностям. Если же в качестве материнского использовали растение с зелеными листьями, то потомки первого поколения были зелеными. Позднее явление материнской наследственности было обнаружено у кукурузы, львиного зева, хлопчатника, что свидетельствует об универсальности данного явления. Многими исследованиями было показано, что явление материнской наследственности обуславливается мутациями генетического материала ДНК, локализованной не в ядре, а в других клеточных органеллах (пластидах и митохондриях) или в цитоплазме клеток (плазмиды, вирусы и др.). Наиболее полно изучены две формы нехромосомной наследственности: пластидная и митохондриальная.

Пластидная наследственность

Пластицидная наследственность, внехромосомный способ наследования пластидных признаков, осуществляемый посредством самих пластид.

В зависимости от условий оплодотворения припластицидной наследственности пластидные признаки наследуются или только по материнской линии, или от обеих родительских форм. О первых фактах пластицидной наследственности и генетических свойствах пластид сообщили еще на заре развития генетики (1908) немецкие ботаники и генетики Э. Баур и К. Корренс изучившие наследование пестролистности у некоторых растений (герань, ночная красавица, хмель и др.). Отдельные авторы считают, что генетическими информация пластид заключена в их дезоксирибонуклеиновой кислоте. Совокупность пластид клетки как структур, способных передавать наследственную информацию, названа пластидомом. Из всех структурных элементов цитоплазмы растений, с которыми можно связать передачу некоторых свойств и признаков материнского организма потомству, пластиды наиболее удобны для анализа, т.к. в большинстве случаев они четко различимы в цитоплазме благодаря целому ряду морфологические особенностей. Кроме того, они способны к скачкообразным изменениям - пластидным мутациям, которые впоследствии четко воспроизводятся.

Митохондриальная наследственность

Митохондрии передаются с цитоплазмой яйцеклеток. Спермии не имеют митохондрий, поскольку цитоплазма элиминируется при созревании мужских половых клеток. В каждой яйцеклетке содержится около 25 000 митохондрий. Каждая митохондрия имеет кольцевую хромосому. Описаны мутации различных генов митохондрий. Генные мутации в митохондриальной ДНК обнаружены при атрофии зрительного нерва Лебера, митохондриальных миопатиях, доброкачественной опухоли (онкоцитоме), при прогрессирующих офтальмоплегиях. Для митохондриальной наследственности характерны следующие признаки. Болезнь передаётся только от матери. Больны и девочки, и мальчики. Больные отцы не передают болезни ни дочерям, ни сыновьям.

Методы изучения наследственности человека

Генеалогический метод - составление родословного дерева многих поколений и изучение типа наследования (доминантный или рецессивный, сцепленный с полом или аутосомный), частоты и интенсивности проявления наследственных свойств. Результатом изучения обычно является определение типа наследования, а также риска проявления наследственных нарушений у потомков.

Цитогенетический метод - изучение хромосомных наборов здоровых и больных людей. Результат изучения - определение количества, формы, строения хромосом, особенности хромосомных наборов обоих полов, а также хромосомных нарушений.

Биохимический метод - изучение изменений в биологических параметрах организма, связанных с изменением генотипа. Результат изучения - определение нарушений в составе крови, в околоплодной жидкости и т. д. Близнецовый метод - изучение генотипических и фенотипических особенностей однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Результат изучения - определение относительного значения наследственности и окружающей среды в формировании и развитии человеческого организма. Популяционный метод - изучение частоты встречаемости аллелей и хромосомных нарушений в популяциях человека. Результат изучения - определение распространения мутаций и естественного отбора в популяциях человека.



Значение слова НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Энциклопедии Биология

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Свойство (способность) живых организмов повторять в ряду поколений внешний облик, тип обмена веществ, особенности развития и другие признаки, характерные для каждого биологического вида. Наследственность осуществляется благодаря процессу наследования - повторяющегося в поколениях определённого способа передачи «вещества наследственности», или генетического материала. Начиная с Гиппократа, Аристотеля и других учёных античности, развитие биологии в значительной мере было связано с попытками найти ответы на вопросы о материальном носителе наследственных задатков, о механизмах их образования и передачи и, главное, о способах раскрытия, реализации наследственных задатков в те или иные признаки и свойства организма. Несмотря на издревле существовавший интерес к проблеме сходства и отличий между «родителями» и «детьми» у всех живых существ, наука о наследственности и изменчивости - генетика - сравнительно молода. Она родилась в нач. 20 в., когда были переоткрыты и стали широко известными сформулированные Г. Менделем закономерности наследования (см. Менделя законы). К этому времени уже были в главных чертах выяснены цитологические, или клеточные, основы наследственности: установлены механизмы митоза, мейоза и оплодотворения, изучено поведение хромосом в этих процессах, выдвинута и затем подтверждена ядерная гипотеза наследственности, связавшая наследование признаков с клеточным ядром. Сразу после переоткрытия законов Менделя был сделан следующий шаг в познании наследственности - менделевские «наследственные факторы» были помещены в хромосомы. Так, перейдя на более глубокий (субклеточный) уровень, начала формироваться хромосомная теория наследственности. Наконец, в 1950—1960-х гг. были раскрыты химические, или молекулярные, основы наследственности. «Веществом наследственности» оказались сложные биополимеры - нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Раскрытие пространственной структуры ДНК позволило объяснить, как гены (участки ДНК) осуществляют свою функцию по хранению, воспроизведению и реализации наследственности. Процесс наследования стали рассматривать как процесс передачи генетической информации, которая заключена в химическом строении ДНК. Стали понятными также и такие фундаментальные качества наследственности, как её консервативность, устойчивость, с одной стороны, и способность претерпевать передающиеся в поколениях изменения - с другой. Первое свойство обеспечивает точность, постоянство воспроизведения и реализации генетического материала, а следовательно, и постоянство видовых признаков; второе свойство даёт возможность биологическим видам, изменяясь, приспосабливаться к условиям среды, эволюционировать. Таким образом, наследственность и изменчивость неразрывно связаны, т. к. в их основании лежат одни и те же материальные (клеточные и молекулярные) структуры. Наследственность всегда реализуется во взаимодействии генетических факторов и условий существования. При индивидуальном развитии организмов (их онтогенезе) наследственность определяет границы (норму реакции) изменчивости организма, т. е. набор тех возможных вариантов (фенотипов), которые допускает данный генотип при изменениях среды (модификационная, онтогенетическая изменчивость). При историческом развитии организмов (их филогенезе) наследственность, закрепляя изменения генетического материала (генотипическая изменчивость), создаёт предпосылки для эволюции организмов. Наряду с ядерной (хромосомной) наследственностью существует т. н. цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность, обусловленная наличием генов у органоидов (митохондрий, хлоропластов и некоторых других), находящихся в цитоплазме клетки и способных независимо от клеточного ядра синтезировать необходимые им белки.

Энциклопедия Биология. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Энциклопедии трезвого образа жизни:
    — свойство организма без изменений передавать через наследственный аппарат половых клеток родителей структурные и функциональные признаки потомству. Это свойство определяет …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Лексиконе секса:
    свойство организмом повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Обеспечивает постоянство и многообразие форм …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Способность живого организма передавать потомству признаки и особенности своего развития. Обеспечивает преемственность ряда поколений по их морфологической, физиологической и биохимической …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Медицинских терминах:
    свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах - признаков) от предков к потомкам. Обеспечивает биологическую преемственность поколений, …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (физиол.) — Под Н. разумеется способность организмов передавать свои свойства и особенности от одного поколения в другое, покуда длится самый …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Энциклопедическом словарике:
    свойство организмов повторять в ряду поколений признаки и особенности развития. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности - генов, локализованных в специфических …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. Свойства организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. Материальные носители наследственнос- ти …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
    НАСЛ́ЕДСТВЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ МЕТАЛЛОВ, восстановление формы и кристаллографич. ориентации к.-л. элементов структуры металлов после прямого (при охлаждении) и обратного (при нагревании) …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НАСЛ́ЕДСТВЕННОСТЬ, свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена в-в и индивид. развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (физиол.) ? Под Н. разумеется способность организмов передавать свои свойства и особенности от одного поколения в другое, покуда длится самый …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Словаре Кольера:
    присущее всем живым существам свойство быть похожим на своих родителей. Однако особи каждого вида, будучи в целом схожими, все же …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    насле"дственность, насле"дственности, насле"дственности, насле"дственностей, насле"дственности, насле"дственностям, насле"дственность, насле"дственности, насле"дственностью, насле"дственностями, насле"дственности, …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    гомозиготность, …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: наследственный (4). 2) Способность живых существ передавать свои качества, свойства потомству. 3) Совокупность …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    насл`едственность, …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    наследственность, …
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ в Орфографическом словаре:
    насл`едственность, …