Болезни Военный билет Призыв

Недостатки Человека! Как избавиться от своих недостатков? Психологические недостатки. Недостатки профессии психолога

Недостатки человека – это качества душевной и физической организации, считающиеся нежелательными, могут отображать личностные, поведенческие и физические проявления человека, включают его поступки и вкус. Т.е. касаются абсолютно любой сферы человеческого проявления, но не удовлетворяющие либо непосредственно человека, либо кого-то, кто оценивает личность. Достоинства и недостатки человека имеют субъективный радикал, как основной для определения. Невозможность однозначного и статичного разделения качеств на хорошие и плохие вносит путаницу в разграничение и классификацию человеческих проявлений как недостатков или же достоинств. Так же при различных ситуациях, вносящих разный смысловой контекст, одинаковые действия имеют разную трактовку, как проявление недостатка или же достоинства (например, быстрое реагирование, без учета малейших деталей, в семейной жизни – недостаток, тогда как в ситуации военной опасности данное качество играет первоочередную роль и считается достоинством).

Упоминание недостатка подразумевает контекст малого количества или отсутствия чего-либо, хотя в отношении характера подобное также справедливо (недостаток терпения или честности).

Что такое недостатки?

Под недостатками личности подразумеваются пороки и слабости, принимающие форму пагубных привычек или бесхребетности характера, сюда же стоит отнести проявление негативных и качеств из разряда и . Достоинства и недостатки человека являются полярными проявлениями, одно помогает двигаться вперед, достигать успеха, вызывает уважение, второе разрушает судьбу человека, перестраивает его личность, тем, что делает слабым, препятствует успеху, толкает на недостойные или даже незаконные действия и является основной причиной неуважительного отношения и избегания общения со стороны общества.

Недостатки обычно представляются как характерная особенность, являющаяся характеристикой человека довольно постоянное и длительное время. Все, что случается ситуативно и не системно может называться недостойным поведением, и акцентировать особое внимание на подобных единичных проявлениях не стоит столь сильно, как при постоянном варианте.

Бытует мнение, что в любимом человеке нравятся даже недостатки, но, к сожалению, любовь не столь мощна, чтобы противостоять серьезным личностным изменениям, влияющим на жизнь окружающих. Одно дело, когда это чувство позволяет принять некую неаккуратность, но смириться с неконтролируемыми вспышками на фоне алкозависимости с последующими побоями вряд ли поможет. Соответственно ждать, что мир будет продолжать крутиться вокруг и принимать все, как есть, не имеет ни смысла, ни надежды, недостатки нужно исправлять, заменяя их достойным поведением и проявлением, учась новым жизненным стратегиям, иначе потворство своим слабостям приведет к полнейшей личностной деградации и разрушению жизни.

Из похожей концепции принятия некоторые проповедники смирения пытаются сами и советуют другим не избавляться от недостатков, а принимать их. И идея сама по себе очень замечательная, она про принятие и ценность своей самости, но невозможно проявлять любовь к себе, оставляя активным разрушительное поведение. Любой вид зависимости – это латентный , любая обида занимает место и душевную энергию, где могла бы находиться любовь, время, потраченное на ссоры не вернуть, чтобы заняться созиданием. Для любого проявления необходимы ресурсы времени и энергии, а значит, расходуя их на недостойные вещи, вы тем сами лишаете какую-то эффективную свою часть возможности для реализации. Честное признание недостатка и поиск выгодной и полезной тенденции, на которую его можно заменить – более верный путь. Именно заменить, а не просто искоренить, поскольку пустое место потребует заполнения и лучше заранее выбрать, чего вы хотите достичь или что в себе развить, пока на место одного недостатка не влез другой.

Какие бывают недостатки у человека?

Как и вся человеческая природа имеет физическую и психическую сторону проявления, так же и недостатки разделяются относительно данных сфер. К психическим недостаткам относят любые подтвержденные медико-психологической комиссией отклонения от нормы психики (включает интеллектуально-мнестические и речевые нарушения, отклонения в эмоциональной и мыслительной сфере, задержки развития). К физическим недостаткам относят любые отклонения от нормальных критериев физического развития, ограничивающие физическую, психическую и социальную деятельность и имеющие подтверждение специально созданной врачебной комиссии.

Данные два типа недостатка имеют нормативные критерии и являются объективно признанными, но когда заходит речь о недостатках человека, большинство людей не вспомнит о психических и физических, относя их, скорее к сфере клинических заболеваний, при этом определяя, как недостатки некоторые личностные проявления. Именно характерологические особенности и модели взаимодействия считаются теми недостатками, с которыми необходимо бороться и которые человек в некоторой степени способен преодолеть самостоятельно.

К критике собственного поведения чаще всего относят бесхребетность и неспособность отказывать. Что мешает жить своей жизнью, а в некоторых случаях способствует специальному подставлению под удар своих потребностей, при этом довольно удобна окружающим. Причины кроются в и желании всем нравиться, а избавление влечет определенную перестройку жизни. Придется понять, что не всем своим знакомым вы приятны, многие просто используют вашу безотказность; придется принять собственную агрессию и силу, и научиться с ними обращаться, а не заталкивать в самый темный угол, как раньше. Неспособность отстаивать свои интересы и отказывать людям говорит о проблемах с внутриличностными границами и умением их отстаивать – посмотрите, не находитесь ли в созависимых отношениях и сколько своей собственной жизни у вас осталось.

Следующая черта, не добавляющая плюсов в вашем взаимодействии с социумом это высокомерие, причем замечено, что к незнакомцам в реальной жизни его проявляют крайне редко, зато относительно близкого круга людей или же на просторах сети все чаще возникают высказывания с надменным видом и в унижающей форме для других. Толкает на это иллюзорное ощущение безопасности (от любимого-то получить нелестный ответ тяжелее, чем от постороннего) и проблемы с . Мир полон людей, лучших и худших чем вы, но ни первое, ни второе проявление не являются вашей заботой, все вольны поступать как им угодно. Призывать к смирению можно бесконечно, но задумайтесь, почему вам так важно оставаться на мнимой вершине, критиковать и стремиться установить свои правила, неужели больше нечем заняться в собственной жизни, кроме как повышать свою значимость подобными способами?

Где-то рядом может выскочить потребность контролировать, и хорошо, если это окажется окружающее пространство, и вы пилите домочадцев за неверную последовательность расстановку баночек на кухне, а если это начинает касаться жизни, поступков и выборов других, то будьте готовы к тому, что окружающие скоро взвоют и сбегут. Опять разговор про нарушение границ и вторжение в чужую жизнь. Брать ответственность только за себя и давать советы только когда попросят – примерно к такому положению дел нужно стремиться.

Многие приписывают к недостаткам безосновательную , граничащую с и не дающую жить спокойно ни одному из партнеров. Это не считается проявлением страстности или страха потерять, на уровне ощущений подобное воспринимается как недоверие или даже оскорбление тем, что подобные мысли допускаются. Вскоре избыточная ревность тянет за собой еще один недостаток, который может существовать и отдельно – . Не учитывая лжи во благо, что тоже является сомнительным мероприятием, репутация вруна ни кому не шла на пользу, а разрушила довольно много отношений.

Негативных черт множество, были рассмотрены лишь те, жалобы на которые более распространены, но в любом случае при определении недостатков следует ориентироваться на собственную систему ценностей и ощущений (в среде киллеров – убивать это ремесло, оттачиваемое годами и уважаемое, но вряд ли это станет большим достоинством для воспитательницы в детской группе).

Недостатки любимого человека

Начиная с кем-то отношения, обычно мы впадаем в , что человек идеален, но со временем и старания по предъявлению только своих положительных качеств уменьшаются и открывается реальная картина и завеса из разбушевавшихся гормонов падает и оказывается, что рядом не такой уж принц. Тем, кому повезло, в любимом человеке нравятся даже недостатки и они могут найти совпадения в этих моментах, но тогда нельзя считать данные качества прям уж недостатками в системе мироощущения партнера, скорее это про навязанный социальный образ. А вот когда вас начинают бесить какие-то проявления партнера, и вы пытаетесь их искоренить, значит, вы столкнулись с тем, что является недостатком в вашей жизненной модели.

Стоит отметить, что рихтовка поведенческих и эмоциональных проявлений другого начинается с обеих сторон, сознательно или нет, поскольку различия в характерах без соответствующих изменений приведут к невозможности мирного существования на одной территории. Что считать недостатками каждый решает (или скорее чувствует) самостоятельно, но основании привычного отношения и семейных сценариев в родительских семьях. Но есть качества и звоночки, требующие проанализировать возможные последствия.

Сюда входят постоянные опоздания, без учета ценности вашего мнения, времени и планов. Грубость, проявляющаяся к окружающим, родственникам, лично вам. Возможно это словесная форма насилия, крик или применение силы – неумение человека сдерживать собственную импульсивность и агрессию является критичным недостатком для выстраивания отношений. Чрезмерная ревность может радовать самооценку в начале, перейдя потом в проявление собственничества и ограничения вашей свободы.

Любой недостаток, прежде чем раскрыться полностью и нанести необратимый урон вашей жизни или психике, проявляется в незначительных моментах, не бывает, чтобы ничто не указывало на возможность проявления или ухудшения ситуации. Так что, дабы не участвовать в реабилитационных мероприятиях, задумайтесь в начале и будьте внимательны к деталям.

  • Плюсы профессии психолога
  • Минусы профессии психолога

Профессия психолога в современном мире актуальна, престижна и популярна как никогда. Во многих учебных учреждениях, промышленных предприятиях, службах спасения и помощи людям есть специалисты, помогающие мятущимся душам найти выход из проблемных ситуаций. Практически в каждом университете выпускают психологов - спрос порождает предложение.

Что такое психология? С древнегреческого это слово переводится как «наука о душе», ведь психологические проблемы долгое время считались душевными ранами. Да и сейчас в нашем словаре есть такое слово как «душевнобольной», хотя все мы уже знаем, что проблемы таких людей заложены в мозге. Психология изучает мыслительные и эмоциональные процессы, структуру личности, способы связи человека со внешним миром, тонкости общения и отношений, специфику самовосприятия. Психология разделяется на теоретическую и практическую. Первая занимается исследованием нормальных и аномальных состояний психики, вторая - коррекцией проблем.

Получить профессию психолога сегодня несложно. Можно отучиться в университете, если решение помогать людям пришло в юном возрасте. Если это зрелое решение, то можно оставить в качестве базы уже имеющееся высшее образование и пойти на курсы, которых сегодня предлагается огромное количество. Главное - не попасться на удочку мошенника: хорошенько разузнать об учреждении и преподавателях, получить отзывы, поинтересоваться, какие именно знания дают на данных курсах.

Отучиться на психолога и стать им - это не совсем одно и то же. Начнем с того, что не все досконально знают, чем отличаются психологи от психотерапевтов и психиатров.

Психотерапевт и психиатр - это медицинские специальности, которые востребованы в больницах и различных медицинских центрах. Они предполагают наличие медицинского образования, поскольку врачи этой специальности должны знать анатомию человека, назначать препараты, уметь проводить диагностику с помощью различной аппаратуры.

Психология - это гуманитарное направление, которое не требует медицинского образования. Она раскрывает механизмы психических процессов и дает понимание причин их нарушения. Помощь пациентам производится посредством разъяснительных бесед, тренингов, практик.

Куда идти с дипломом психолога? Конечно, каждый мечтает открыть собственный кабинет, чтобы зарабатывать хорошие деньги на консультациях. Но дело в том, что частный психолог - это в первую очередь имя и репутация, новичок не сможет получать прибыть, сняв кабинет и развесив объявления на столбах. Поэтому сначала нужно поработать в государственной структуре. Это:

  • детские сады, школы, училища, вузы;
  • центры реабилитации (подростков, жертв домашнего насилия, заключенных, людей с зависимостями и т.д.);
  • службах спасения (МЧС, служба скорой помощи);
  • военные подразделения;
  • спортивные учреждения.

После получения определенной практики можно замахнуться на должность психолога на частном предприятии - заводе, проектном бюро, IT-компании. Здесь психологи участвуют в подборе персонала, организовывают тренинги, занимаются развитием корпоративной этики, ну и, конечно, проводят личные беседы. Они отвечают за положительный, эффективный и созидательный настрой команды.

Частная практика покоряется тем, кто давно работает в сфере оказания психологической помощи, хорошо себя зарекомендовал и уже имеет небольшой круг частных клиентов. Нередко психологи совмещают работу в госструктуре и частную практику.

Плюсы профессии психолога

1. Помочь людям

Приятно знать, что ты сделал что-то важное. Психологи спасают людей от самоубийств, помогают решить проблемы в семье, дают советы в разрешении конфликтов. Каждая спасенная жизнь, сохраненная семья или человек, не ставший на скользкую дорожку - на счету психолога. И когда ты знаешь, что приносишь людям пользу, то понимаешь, что жизнь прожита не зря.

2. Помочь себе

Многие идут учиться на психолога, чтобы разобраться в себе, понять собственные проблемы. По статистике, четверть психологов сами имеют психологические проблемы. Хорошо это или плохо? Практикующими психологами часто становятся люди, склонные к депрессиям, и в данном случае это даже хорошо. Во-первых, они могут понять пациента как никто другой, потому что сами сталкивались с его бедами. Кроме того, помощь другим считается лучшим лекарством от депрессий. Люди, осознающие свою важность и необходимость, реже страдают от упаднических состояний.

3. Познать человеческую глубину

Мы проникли в земные глубины, нырнули в океан, взлетели в космос, расщепили атом… Но до сих пор не знаем досконально самих себя. Человек - вот самая неизученная область науки. Но даже те знания, которые у нас есть, поражают. Изучив даже самые азы, мы понимаем, насколько интересно и незабываемо это - проникать в глубинные слои человеческих душ, понимать их. И при этом перед специалистом всегда будет поле для новых открытий.

Минусы профессии психолога

1. Эмоциональное выгорание

За время практики психологам приходится сталкиваться с самыми страшными кошмарами человеческой психики. Они всегда будут видеть чужое горе, в их глаза будут заглядывать, ища сочувствия и решения проблем.

Если психолог работает в школе, то через него будут проходить дети, которых бьют родители, подростки-наркоманы и воришки, юные хулиганы - в общем, самые проблемные ученики. Если он работает в центре психологической или физической реабилитации, он каждый день будет видеть десятки искалеченных тел и жизней. Продолжать список можно еще долго, но смысл один - психологу придется увидеть самую больную сторону человеческой сущности. Сможет ли он это выдержать? Это нужно осознать и решить заранее.

2. Жилетка для друга

«О, ты психолог! Посоветуй, что делать, у меня тут такая ситуация…» Каждый знакомый и полузнакомый человек, услышав, что вы учитесь на психолога или работаете им, попросит помощи или совета. Многим приходится вежливо отказывать и советовать записаться на консультацию. Естественно, не всем это нравится - только понимающие люди способны согласиться с тем, что психологу хотя бы иногда хочется отдохнуть от груза чужих проблем. Но найдется немало таких, кто обидится и будет считать вас злым и черствым человеком. Тут уж ничего не поделаешь.


3. Без права на ошибку

Психолог - это не просто работа. Это жизненная роль. Психолог, как и политик, судья или преподаватель, должен сверкать кристально чистой биографией. Он обязан блюсти себя, ведь для людей он что-то вроде мирского священника - они открывают ему свою душу, впускают в самые потаенные уголки своей жизни. Сможет ли работать по специальности семейный психолог, у которого три развода за плечами? Доверится ли пациент психологу с алкогольной зависимостью? «Лекарь, сначала излечи себя сам», - скажут ему. И правда, как можно помогать другим, если не можешь помочь себе?

Какие личностные качества необходимы психологу?

Чтобы стать психологом, нужно в первую очередь быть альтруистом, поскольку в такой профессии никакие деньги не компенсируют эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается специалист. Только любовь к людям может стать спасительным маяком, помогающим понять, для чего это все делается. Нужно обладать большой ответственностью, ведь для многих пациентов психолог - это единственная надежда. Нужно быть стрессоустойчивым, поскольку клиенты бывают разные, в том числе и враждебно настроенные. Нужно быть тактичным и деликатным, ведь встречаются обидчивые пациенты. И, что очень важно - общительным. Тот, кто способен общаться долгое время и не испытывать эмоциональной усталости, может стать хорошим психологом. Если же вы устаете от общения, то подумайте еще раз - ваше ли это?

Суть профессии психолога заключается в том, чтобы разобрать по кирпичикам все мотивы и факторы, которые руководят поведением людей. Если провести параллель, то психолог - это механик человеческой души, который понимает, как работает все это сложное и запутанное устройство, и способен починить его в случае неполадок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В наше время стало очень модным заниматься самосовершенствованием – занятие спортом, правильное питание, чтение книг… Это все очень хорошо, однако далеко не все правильно понимают суть самосовершенствования. Многие пытаются исправить недостатки своего характера. Но работать нужно над тем, чтобы стать лучше, чем ты есть в данный момент, а не над тем, чтобы стать не таким, каким ты есть сейчас.

Некоторые люди думают, что смогут стать более счастливыми и успешными, если избавятся от своих недостатков. Хотя весь секрет кроется как раз в том, чтобы сохранить свой характер и научиться использовать эти недостатки с пользой для себя.

Что такое недостатки? Это те сформированные черты личности, которые, по каким-то причинам, не принимались родителями, друзьями, сотрудниками, или другими окружающими людьми.

То есть, по сути, это те ваши черты характера, от которых вам нужно избавиться, чтобы достичь совершенства. Но что такое совершенство? Это высшая степень какого-то мастерства, качества или способности. Так можно ли достичь совершенства, если избавиться от тех особенностей своего характера, которые, по словам окружающих являются вашими недостатками? Конечно же, нет.

Психология: недостатки человека

Если же недостатки являются просто особенностями характера, то почему люди так пытаются скрыть их или избавиться от них? Родители часто говорят своим детям такие фразы, как: «Если ты будешь так делать, то я перестану тебя любить», «Будешь вести себя так, я оставлю тебя, мне не нужен такой ребенок» и т.д. Дети, в свою очередь, не понимают, что их родители не это имеют в виду, они воспринимают все слова взрослых буквально и начинают испытывать страх. В результате ребенок понимает, что любят хороших детей, а плохих – не любят. Тогда он начинает вести себя так, как будет удобно его родителям, чтобы соответствовать их требованиям и не разочаровывать их. И, со временем, когда ребенок вырастет и начнет жить своей жизнью, ему все равно будет казаться, что его, например, стеснительность – это недостаток, ведь так говорили родители. И он будет бороться с этой чертой своей личности уже во взрослой жизни. Это – основная причина возникновения тех черт характера, которые мы считаем недостатками.

К тем недостаткам, которые нашли у нас родители, прибавляются также те, о которых сообщили нам воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели… В общем, если прислушиваться ко всем этим замечаниям, то необходимо будет посвятить целую жизнь искоренению недостатков, чтобы избавиться от них всех . Но кому это нужно – вам или тем, кто вас окружает? Если вы хотите избавиться от каких-то своих недостатков, чтобы заслужить чью-то любовь – то это, скорее всего, невозможно. Они все равно найдут к чему придраться, и вам придется менять себя еще больше. Стоит ли оно того? Естественно нет. Чтобы стать счастливым необходимо не менять себя, чтобы быть удобным для кого-то, а принять свое несовершенство, чтобы удобно стало вам.

Естественно, есть определенные социальные нормы, которых нужно придерживаться, но они точно не запрещают человеку быть стеснительным, или, к примеру, очень энергичным. Наоборот, именно эти черты человека дополняют его как отдельную личность, и когда он начинает бороться с ними, то, получается, борется сам с собой. А в борьбе с самим собой, человек всегда будет оставаться проигравшим.

Исправить недостатки или использовать их?

Главное, что нужно помнить, это то, что недостатков, как таковых, не существует. Они являются лишь теми чертами характера, которые в детстве не принимали или подавляли наши родители. Как же решить эту проблему?

Во-первых нужно понять, что единственный способ не страдать из-за недостатков – это принять их и научиться с ними жить, а не пытаться исправить.

Во-вторых, следует перестать ждать одобрения родителей и не только, ведь если им не удалось понять и принять поведение ребенка в детстве, то они не смогут сделать этого и сейчас.

Есть несколько шагов для принятия своих недостатков:

Недостатки вашей личности

Сначала нужно написать список, почему вы считаете себя несовершенным . Возьмите лист бумаги, ручку и напишите все черты своего характера, которые вас раздражают, которые вы ненавидите и из-за которых вам сложно жить. Возможно, что, проведя своеобразную классификацию недостатков, вы обнаружите, что всё гораздо проще, чем вам казалось.

Психологическая ценность

Подумайте, в чем состоит ваша выгода от каждого недостатка? Это – эффективный шаг психологической самопомощи: осознать, в чем ценность для вас каждого вашего недостатка. Если у вас есть какая-то черта характера, то она должна выполнять соответствующую функцию. Напишите возле каждого пункта в списке, для чего вам нужна эта черта характера. Если сразу понять это не получается, то можете даже написать письмо этой черте, спросить, почему она у вас есть, а затем написать себе ответ от ее имени. Это действительно работает!

Сила недостатков

Разрешите себе быть собой. Теперь, когда вы поняли, откуда у вас эти черты личности и что они вам дают, пришло время их принять. Избавившись от представления о том, что какие-то черты вашего характера – это недостатки, вы сможете использовать их в полную силу. Попробуйте прочитать их вслух в таком предложении: «Я разрешаю себе быть застенчивым» «Я разрешаю себе быть импульсивным», и т.д. Вот увидите, когда вы сможете принять себя таким, каким вы есть, то и другие люди начнут воспринимать вас по другому.

Естественно, работа будет намного эффективнее, если она будет проводиться под присмотром специалиста. Поэтому лучше всего обратиться за помощью к психотерапевту.


Консультирование в процессе оказания психологической помощи подразумевает совместное обсуждение врача, клинического психолога, с одной стороны, и пациента или клиента, с другой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления и профилактики, а также информирование индивида о его индивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования, методах саморегуляции. Консультирование направлено на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям и стрессам с целью обучения способам восстановления или сохранения эмоционального комфорта в критических жизненных ситуациях.

Диагностические процесс в структуре психологического консультирования включает клиническое интервьюирование (см.главу 1) и использование батареи экспериментально-психологических методик для определения особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальности. Существенным при

Консультировании в практическом отношении является процесс информирования человека об объективных параметрах его психической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучение способам психической саморегуляции.

^ Информирование клиента представляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе. Существует несколько стратегий информирования, принципиально различающихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкой и используемой терминологией.

Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач получают в процессе обследования клиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка при информировании. Можно фиксировать внимание на: а) явных отклонениях функционирования организма и психики; б) всех имеющихся отклонениях; в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить; г) всем спектре проявлений - и нормальных и аномальных; д) нормативных признаках и проявлениях. Известны три подхода при фокусировке внимания и информировании человека: оптимистическая, пессимистическая и нейтральная. Одна и та же информация может быть воспринята как положительная, отрицательная или индифферентная. Классическим примером может служить информирование о количестве жидкости в стакане воды: 1) стакан наполовину полон, 2) наполовину пуст или 3) жидкость в стакане занимает половину объема. Возможен выбор различных объектов фокусировки внимания человека в процессе оказания психологической помощи. Это могут быть отдельные функции или деятельность всего организма наличности («У Вас качественно нарушен процесс мотивационного опосредования деятельности и изменена иерархия ценностей» или «У Вас отмечаются существенные отклонения в поведении, вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляции деятельности»).

В процессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, но и к описанию и оценке выявляемых в процессе интервьюирования и диагностики клинических феноменов. Возможны оиеночный или описательный подходы . В первом случае информирование включает оценочные категории (адекватный-неадекватный, нормальный-патологический, здоровый-больной, дефектный и т.д.). Во втором психолог или врач при информировании стараются избегать оценочных категорий и ориентируется лишь на описание клинических феноменов, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов.

Существенным в процессе информирования является также используемая клиницистом (психологом или врачом) терминология . Он может применять специфическую научную терминологию и даже жаргон («разноплановость мышления», «использование каузальной атрибуции» и пр.), непонятные обследованному, или, учитывая языковые и иные параметры клиента, делать заключение на обыденном языке.

^ Обучение навыкам саморегуляции в процессе психологического консультирования осуществляется различными способами с ориентацией на приоритетность предоставления клиенту или пациенту максимально возможной информации о способах и методах психологической защиты и компенсации, сано- и патогенетических паттернах мышления и прогнозирования, закономерностях развития, этапах и исходах межличностных и внутриличностных конфликтов. Индивид в процессе консультирования обучается навыкам рефлексивного стиля мышления, здравомыслию и адаптивным формам реагирования исключительно с помощью информирования, поскольку тренинговый способ входит в структуру иного вида психологической помощи - психокоррекции.

В первую очередь, клиент или пациент приобретают знания способов психологической защиты. Сутью их является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Выделяют следующие варианты психологических защитных механизмов: рационализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доминирующие идеи (М.Ярош).

Рационализация - стремление к самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде. Обвинение, например, окружающих людей в возникновении болезни или психологической проблемы. Больной при этом старается найти максимально убедительные и правдоподобные доказательства внешней обусловленности его болезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь сознательно или подсознательно уйти от признания тягостного факта развития у него болезни.

Проекция - приписывание другим своих неблагоприятных черт характера. Такой механизм личностной защиты наиболее часто отмечается у пациентов с погра-

Ничной психической патологией (при личностных расстройствах и неврозах). Больной осознанно или неосознанно старается создать у врача впечатление, что его болезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких ему людей.

Вытеснение - проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного ее непризнания. Наиболее ярко вытеснение проявляется при истерических расстройствах - пациент часто не помнит наиболее неприятные и тяжелые для него события.

Идентификаиия - достижение внутреннего психического успокоения путем сопоставления, идентификации себя с кем-либо другим (например, со своими детьми - желание, чтобы они достигли в жизни того, чего он не достиг сам).

Компенсаиия основана на стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточными физическими способностями, отсутствием дарований, дефектом речи (например, усиленные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себе внимание).

Гиперкомпенсаиия - стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физически слабый с помощью интенсивных тренировок старается быть самым сильным в каком-либо виде спорта, робкий и трусливый человек прикрывается напускной развязностью и грубостью, лживый человек стремится убедить других и отчасти даже сам убежден в своей исключительной честности).

Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешения какой-то тягостной ситуации, в идентификации себя с каким-то литературным или былинным героем. Оно способствует снижению тягостного внутрипсихического напряжения, вызванного жизненной неудачей или болезнью.

Доминирующие, или сверхценные, идеи - убеждения с сильным эмоциональным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мотивацион-ным стимулом к достижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающие трудности. При этом собственные неудобства и наносимые окружающим обиды не принимаются в расчет.

По мнению П. Лейстер, основные защитные механизмы личности имеют как преимущества, так и недостатки, о чем важно информировать клиента в процессе психологического консультирования для формирования у него осознанного или неосознанного отношения к психологическим проблемам, связанным с жизненными сложностями или внугриличностным конфликтам (таблица 22).

Усвоение индивидом знаний о механизмах психологической защиты способно сформировать новый взгляд на собственную психику, закономерности и особенности психического реагирования в стрессовых ситуациях; изменить эти представления, если они оказываются неприемлемыми после соответствующего анализа. Таким образом, в процессе консультирования и получения информации о методах психологической защиты сам человек сможет выбрать из предлагаемых вариантов подходящие ему. При консультировании не происходит навязывание клиенту или пациенту единственно верного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а дается многовариантный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции и психотерапии, выбор способа разрешения проблем или личностной трансформации остается за индивидом.

Психологическое консультирование используется при любых психологических проблемам человека как начальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использование сочетается с применением психокоррекции и психотерапии. Специфической мишенью консультирования являются психологические феномены, обусловленные кризисами идентичности и иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационные нарушения. В сфере анализа и оценки мировоззренческих кризисов, экзистенциальных проблем применение психокоррекции или психотерапии считается необоснованным и малоэффективным. Единственной возможностью оказать действенную психологическую помощь человеку в период экзистенциального кризиса, не сопровождающегося выраженными психопатологическими проявлениями, является использование психологического консультирования - совместный (клиента и психо-

479-


^ Таблица 22 Преимущества и недостатки методов психологической защиты

Преимущества

Недостатки

Рационализация

Подыскивается обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению. Самоуважения и самоутверждения против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Проекция

Можно «не видеть бревна и в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности

Вытеснение

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью

Идентификация

Благодаря интроекции происходит формирование Сверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроециро-ванных норм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я.

Сублимация

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

^ Образование реакций

Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей

Преимущества

Недостатки

Бегство

Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Оглушение

Благодаря алкоголю или наркотическому веществу устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотиков. Изменение органических структур, болезнь

Экранированность

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие - удовлетворительное временное освобождение

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

^ Толкование бессилием

«Я ничего не могу сделать - таковы обстоятельства» - таким образом человек избегает решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций

^ Разыгрывание ролей

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность найти себя за надетой, запрограммированной маской

^ Окаменение, притупление чувств

Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностные контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мышцы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, то становится больным телесно и психически

лога) поиск истины, рассмотрение философских вопросов бытия, жизни и смерти с различных позиций и точек зрения, а также эмоциональная поддержка человека. При этом следует учитывать, что выбор способа действия в таких условиях остается за индивидом.

Классическим примером столкновения различных видов психологического воздействия являются суицидальные намерения индивида, обусловленные межличностным или внутриличностным конфликтами. После исключения психопатологических (неосознанных или болезненных) мотивов стремления человека к совершению суицида клинический психолог, как правило, может выбрать три известных пути психологического воздействия на человека: «путь консультирования», «путь психокоррекции» и «психотерапевтический путь». Его выбор будет основываться, в первую очередь, на теоретических предпочтениях и понимании механизмов суицидального поведения, тогда как индивидуально-психологические особенности потенциального суицидента могут вообще не рассматриваться. В силу теоретических (мировоззренческих и профессиональных) воззрений психолог может выбрать либо консультирование с использованием совместного обсуждения экзистенциальных вопросов и переноса ответственности за принятие решения на самого клиента; либо психокоррекцию, в условиях которой станет заниматься тренингом, направленным на поддержание нацеленности насохранение жизни с помощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» на смерть; либо психотерапию, при которой будет рассматривать суицидальные мысли и намерения как патологию, требующую купирования, к примеру, суггестией.

Мишенью для психологического консультирования являются также межличностные конфликты: развод, измена, увольнение, наказание и другие, которые рассматриваются индивидом сквозь призму мировоззренческих и нравственных проблем. Внешние психо-травмирующие события трактуются человеком как безнравственные и вызывают к жизни принципиальные вопросы бытия - справедливости, верности, доверия и др. Следовательно, и в этих случаях наиболее адекватным следует признать применение психологического консультирования и отдать ему предпочтение по сравнению с другими методами психологического воздействия. Сходный процесс происходит и при появлении у человека соматического заболевания. Он также требует не коррекции или терапии, но, в первую очередь, консультирования.

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются рациональная

психотерапия (P.Dubois), логотерапия (V. Frankl), психология самореализации (А.Maslow), позитивная психотерапия (N.Peseschldan), когнитивная терапия (А.Веск), рационалъно-эмотивная психотерапия (A.Ellis) и психотерапия «здравым смыслом» . Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится т.н. патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева . Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:

Осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций

Осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов

Осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами

Осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций

Осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений

Научения понимания и вербализации своих чувств.

Обучения саморегуляции

Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором - осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем - решение конфликта и на четвертом - реконструкция системы отношений личности.

Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития психологических проблем и невротических симптомов ус-

Матривается в нравственных исканиях человека, конфликте совести и, в целом, в «экзистенциальном кризисе». Задачей логотерапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эйнштейна, выраженной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». V.Frankl считал, что вернуть утраченный смысл возможно с помощью метода убеждения. Убеждение использует систему логических обоснований уникальности ценностей (смысла) жизни при абсолютной ценности трансцен-денции - сущности существования. Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:

1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.

2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).

3. Аутентичность - способность познать истинные собственные потребности и возможности.

4. Способность принимать себя.

5. Потребность в любви.

A.Maslow признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности). К ценностям бытия относятся такие, как: 1) целостность - единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность; 2) совершенство - необходимость, естественность, уместность; 3) завершенность - конечность; 4) справедливость - законность, долженствование; 5) жизненность - спонтанность, саморегуляция; 6) полнота - дифференцированность, сложность; 7) простота - искренность, сущностность; 8) красота - правильность; 9) праведность - правота, желанность; 10) уникальность - неповторимость, индивидуальность, не-сравненность; П) непринужденность - легкость, отсутствие на-

Пряженности изящество; 12) игра - веселье, радость, удовольствие; 13) истинность - честность, реальность; 14) самодостаточность - автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:

Изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях

Познания традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов

Расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней

Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к сходному с имеющимися у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. К примеру, при патологической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него аллопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голоса. Транскультуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним способом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность - как способность телом сказать «нет», анорексия - как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).

Особое внимание в позитивной психотерапии уделяется формированию личностной и характерологической гармоничности с помощью предоставления информации о традиционных транскульту-ральных способах переработки конфликтов и формирования ценностей (см. главу 4).

Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается, что эмоциональные

Расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» - предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестоко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:

Сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая)

Катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий)

Произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость при вынесении умозаключений)

Персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений)

Дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей)

Выборочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста).

Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.

Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается раиионально-эмотивная терапия , нацеливающаяся на искоренение когнитивных искажений и т.н. «иррациональных установок и мыслей». A.Ellis описал двенадцать основных иррациональных идей, которые в процессе консультирования должны быть исправлены:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: установки долженствования («люди должны быть честными», «супруг должен быть верным»); катастрофические установки («все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («я должен быть счастилив»); оценочная установка. Основным способом терапии является сократовский диалог - когнитивный диспут с использованием законов логики.

На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод раииональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, избегание логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения появления невротических симптомов.

Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, т.е. переубеждения человека на основании логической аргументации и формирования правильного мышления, основанного на определенности, последовательности и доказательности, становление многовариантного способа осмысления действительности. Ой противопоставляется одновариант-ному (ригидному), являющемуся частью Патологического мыслительного паттерна при т.н. каузальной атрибуции. Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается «антици-пационная состоятельность» (В. Д.Менделевич) - способность человека предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе, используя прошлый жизненный опыт. Считается, что гармоничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироваться лишь в случае использования таких принципов, как: а) отказа от претензий («мне никто ничего не должен»); б) отказа от однозначности (при истолкований происходящих событий - «это может значить все, что угодно»); в) отказа от фатальности (при

Истолковании будущих событий - «все возможно»); г) выработки стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали» взамен «предвосхищающей радости».

Психология — это относительно молодая, но, тем не менее, необычайно актуальная на сегодняшний день наука. Профессия психолога востребована в любых организациях. Сегодня практически ни одно учреждение не обходится без помощи такого специалиста.

Конечно, менталитет наших граждан пока еще не позволяет так же свободно обращаться за помощью к психологам, как это принято на западе. Зачастую, не понимая самой сути психологии, люди приравнивают ее к психиатрии, и поход к психологу становится чем-то ужасным. Наш человек привык делить радости и горести как раз таки со своими знакомыми, нежели с квалифицированными специалистами. И зачастую это выходит боком, ведь никто не окажет такой же эффективной помощи в решении проблемы, которую может предоставить профессионал.

Что делает психолог

Главной задачей любого психолога является оказание помощи в адаптации человека к нормальной жизни, помощи в избавлении от негативных эмоций, решении проблем, вселении веры в хорошее будущее.

Специалист данного профиля может трудоустроиться практически в любых организациях, начиная от учебных и медицинских заведений, и заканчивая правоохранительными органами. Нередка и частная практика, которую начинают психологи после того, как получат достаточный опыт работы. Хорошего специалиста с удовольствием возьмут на должность менеджера по персоналу, психологического тренера. Чаще всего на психолога учатся женщины, однако в некоторых областях, требующих более жестких мер воздействия, преобладает мужской пол. Например, в политической сфере.

Психологи в начальных учебных заведениях помогают учащимся без проблем адаптироваться к окружающей обстановке, наладить общение с коллективом. Они проводят различные тесты, помогающие выявить яркие качества характера и определиться с будущей профессией. В больнице психолог в основном имеет дело с пациентами, страдающими от стресса и нервных потрясений. Специалисты, работающие в тюрьмах, подготавливают заключенных к скорому освобождению, помогают им вернуться к нормальной жизни после покидания ими тюремных стен.

Требования к психологу

Прежде всего, профессия психолог предполагает наличие у специалиста определенного объема знаний в этой сфере, получить который можно в любом высшем учебном заведении, занимающемся профильной подготовкой. Помимо теоретической базы, специалист должен обладать и некоторыми личными качествами:

  • оптимизм;
  • уверенность в собственных силах;
  • умение чувствовать эмоции пациента;
  • одинаковое отношение ко всем людям, вне зависимости от их индивидуальных особенностей;
  • коммуникабельность и способность донести до человека информацию;
  • вежливость и внимательность;
  • доброжелательность и умение расслабить клиента;
  • терпимость, психическая уравновешенность.

Зарплата психолога во многом зависит от профессионализма и учреждения, где работает специалист. В государственных организациях на большой доход рассчитывать не стоит, он приблизительно равен средней зарплате бюджетника по региону. В частной практике как такового предела нет, сеанс может стоять 30, 50 и даже 100 долларов.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии психолог

Преимущества:

  • возможность использовать профессиональные навыки в повседневной жизни;
  • помогая людям, получаешь моральное удовлетворение;
  • развитие толерантного отношения;
  • умение ставить перед собой реалистичные цели и достигать их;
  • возможность безграничного личностного роста.

Недостатки:

  • появляется желание всем дать совет по поводу и без него;
  • слишком близкое восприятие проблем клиента;
  • проекция собственных трудностей на жизнь клиента.

Карьера психолога сводиться к росту профессиональных качеств специалиста, его компетенции и востребованности. Что бы добиться успеха на этом поприще одних фундаментальных навыков недостаточно. Необходимо постоянно повышать квалификацию на тренингах и семинарах.

Психолог может работать как в специализированных центрах, так и в организациях, где требуются специалисты данного профиля (школы, университеты, исправительные учреждения). Некоторые работают вне штата, занимаясь частной практикой.