Болезни Военный билет Призыв

Нестандартные формы проведения урока иностранного языка

Методе проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, что предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, решающих поставленную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией результата (продукта).

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Всё это достигается при личн.-ориентр. подходе, а метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире , поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Проект. тех-я позволяет : 1– развивать творческие возможности уч-ся,
2. развивать умения уч-ся: - самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, - ориентироваться в информационном пространстве, - анализировать полученную информацию.

Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

5 А также: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий :

1 Тематик а может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

2. Проблема , предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3.Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки

Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению .

В проектной методике используются:1.Разнообразие 2.Проблемность 3.Учеба с удовольствием . 4.Эгофактор , (возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах).5. Новизна

В курсе иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. .

Этапы проектирования

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Здесь важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.

4. Scenario lessons. Types of the lessons, planning and management .

Сценарные уроки – нестандартные уроки, т.е. уроки нестандартной формы, обладающие большой мотивацией. Органичное сочетание образования, развития и воспитания.

Сценарий – прописанная система действий в конкретной ситуации, которая характеризуется тем, что позволяет выбрать вариант ситуации и определить адекватные действия.

Уроки даются после изучения темы. Выполняют функцию контроля.

Уроки в нетрадиционной обстановке.

Характерна атмосфера праздника.

Обязательное участие всех.

Обязательное использование средств слуховой и зрительной наглядности.

Минимальное участие учителя.

Виды:

Урок-дискуссия.

Урок-мозговая атака.

Урок-ролевая игра.

Урок-ток шоу.

Урок-проект.

Урок-экскурсия.

Урок-конкурс (викторина).

Урок-симуляция.

Сценарные уроки: урок-мозговая атака. Рекомендации по организации урока.

Суть её заключается в следующем: один желающий ученик выходит для ответа перед классом – он объект атаки - «атакуемый», все остальные задают ему вопросы по теме. Задающий вопросы ученик – «атакующий» - должен формулировать его чётко, лаконично, так, чтобы ответ был неодносложным. Соответственно «атакующий» и сам должен знать ответ на задаваемый вопрос. В случае если «атакуемый» не знает ответа на поставленный вопрос, «атакующий» сам должен дать ответ. (Это один из эффективнейших видов работы, так как позволяет включить в работу весь класс, учит чётко формулировать вопросы и выстраивать ответы в соответствии с ними, приучает к активной речевой деятельности, что в настоящее время является важнейшим компонентом изучения языка; также учащиеся учатся быть корректными собеседниками и слушателями. Кроме этого, такой вид работы позволяет оценить активность 5 – 6 учащихся. После проведения мозговой атаки необходимо попросить учащихся прокомментировать и оценить ответы «атакуемого», но не только эмоционально, но и критически, при этом вырабатывается умение давать аргументированную оценку ответа товарища. Такие задания помогают развитию логического мышления учащихся, укрепляют память, создают предпосылки для становления принципиальности.)

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Следовательно, способы, средства и приемы повышения эффективности урока являются проблемой, находящейся в поле зрения как ученых, так и учителей-практиков.

В педагогической литературе уроки подразумеваются на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные или прямые методы и приемы воспитательно-педагогического воздействия учителя на обучаемых основываются на таких методах, как совет, подсказка, приказ, требования, напоминание и т.д. При постоянном использовании эти методы приводят к исчезновению творчества в в учебном процессе, снижают внутреннюю мотивацию учения, так как ориентируются на указания, принуждение, контрольно-оценочную деятельность.

Обобщение опыта педагогов-новаторов показало, что в школьной практике появилась новая стратегия обучения, сформулированная в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, одним из положений которой является утверждение педагогики сотрудничества, предполагающей новый стиль общения учителя и учащихся, и учащихся между собой. В работах этих ученых указывается, что педагогическое общение не должно сводиться только к передаче и принятию информации и обмену знаниями, оно должно включать взаимоотношения учителя и учащихся, строящиеся на основе сотрудничества и партнерства, творческого подхода, выдумки и изобретательности. Новый стиль учебного общения ориентирован на косвенное педагогическое взаимодействие, на превращение учащихся в равноправных участников учебного общения. Учитель направляет, помогает учебной деятельности обучаемых, обсуждает возможные направления работы, советует, какие учебные материалы можно использовать, выступает в роли речевого партнера, советчика, старшего товарища, консультанта. Такой подход позволяет оказывать косвенное педагогическое воздействие на основе игровых, проблемных, интенсивных, проектных и других методах обучения. Они рассматриваются как резерв интенсификации обучения и относятся к нетрадиционным или нестандартным видам учебных занятий.



Новые формы учебного процесса, закрепившиеся в школьной практике, являются импровизированными учебными занятиями, имеющими нетрадиционную структуру и позволяющими изменить традиционные роли учителя и учащихся на уроке. Сотрудничество строится на основе диалога учителя и ученика, оно воспитывает и формирует у обучаемых самостоятельность, «независимость» от учителя, умение взять на себя ответственность за результаты своего собственного обучения.

Уроки, имеющие нестандартную форму,

Пробуждают интерес к учебе,

Повышают творческую самостоятельность учащихся,

Повышают результативность усвоения материала,

Создают доброжелательную атмосферу общения,

Активизируют речевую активность за счет увеличения доли неподготовленной речи,

Воспитывают умения работать в команде,

Развивают личную ответственность перед группой за результат совместной деятельности,

Увеличивают сплоченность класса,

Дают возможность обучаемым приобрести важные социальные навыки,

Формируют умение строить свое поведение с учетом позиции других,

Снижают трудности дисциплины.

Для правильной организации и проведения нестандартного урока учитель должен:

Начинать работу с большой предварительной подготовки (оборудование урока должны готовить учащиеся, выполняются предварительные задания, накапливается учебный материал);

Обязательно включать всех учащихся в подготовку и проведение урока;

Учитывать фактический уровень подготовленности группы, возможность справиться с задачей,

При анализе результатов оценивать не только достижение цели, но и интерес, инициативность, взаимопомощь, доброжелательность учащихся в процессе работы и при представлении результата.

Существуют различные виды нетрадиционных уроков.

Одной из самых распространенных форм нестандартного урока является дискуссия – развернутое обсуждение в форме диалога проблемного вопроса,

по которому имеются различные точки зрения, с целью найти его решение не просто путем столкновения мнений, а и в процессе логически последовательного аргументирования и контраргументирования. Применение метода дискуссии на старшей ступени обучения предполагает управление дискуссией, развитие дискуссионного умения, обучение умению аргументировать. Целью этой работы является такое усложнение мыслительной деятельности учащегося, которая влечет за собой формирование неподготовленной речи и обогащение словарного запаса. Следует связывать основную тему беседы с ранее освоенными темами, переводить общение в

межтематичский план.

Дискуссия наиболее характерна для такого типа урока как «урок-круглый стол». Такие уроки проводятся на заключительном этапе работы над устной темой. Необходимо в аудитории составить из парт круглый стол, за который садятся учитель и ученики. Главное требование к беседе «за круглым столом» - реальное, соответствующее действительности содержание высказываний учащихся. Успех «круглого стола» определяется четкой постановкой проблемы и решением комплекса, связанных с ней задач. Такой урок обеспечивает речевую практику школьников в диалогической и монологической формах, в аудировании. Задачи воспитательного и развивающего характера определяются спецификой и содержанием конкретной темы.

Такой урок может включать занимательные моменты: викторины, конкурсы, предъявление дружеских шаржей. особенно оживляет общение появление «гостей», например, «английской школьницы». Однако беседа не должна превращаться в обыкновенный монтаж, когда присутствующие заранее знают, кто и когда будет говорить. Не следует заранее знакомить учащихся со сценарием урока и тем более устраивать репетиции, исключения оправданы для слабоуспевающих учащихся. Интересные беседы, проходящие в спокойной доброжелательной атмосфере, позволяют учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения, что благотворно сказывается на их отношении к урокам и изучению предмета вообще.

Для учащихся среднего звена, не в достаточной мере владеющих еще иностранным языком, можно предложить уроки творчества , на которых они делятся на небольшие группы. Каждой группе дается определенное задание: составить кроссворд по определенной теме, чтобы другие расшифровали его; написать план-сценарий по прочитанному тексту, чтобы другие смогли разыграть его; составить загадки, чтобы другие отгадывали. На подготовку задания предлагается не более 10 минут, а остальное время отводится на решение заданий.

Эффективно проведение урока-экскурсии. Такой урок можно проводить и в классе. Для того, чтобы он действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательного интереса и углубления знаний перед проведением урока целесообразно разбить класс на группы и предложить каждой свое задание или несколько вопросов, ответы на которые они должны найти самостоятельно. Каждая группа идет своим путем, а затем отчитывается о проделанной работе, отвечает на возникающие вопросы своих товарищей. Например, посетители экскурсии в «Музей науки слушают сообщения сотрудников музея на темы «Научный прогресс и мы», «Великие ученые», «Чудеса света».

Особое внимание в методической литературе уделяется игровым формам обучения. (См. соответствующие материалы семинара по игровым и проектным заданиям)

24. Методика использования фономатериалов и лингфонного практикума на уроке иностранного языка

В распоряжении учителя находятся различные материальные средства, призванные помогать ему в организации и проведении учебно-воспитательного процесса по ИЯ. Можно утверждать, что успех в обучении ИЯ во многом определяется умением учителя пользоваться ими с максимальной эффективностью.

К основным преимуществам использования ТСО в учебном процессе большинство методистов относят

1 – создание искусственной языковой среды через звучащую речь носителей языка, подкрепленную экстралингвистическим фоном;

2 – усиление наглядности обучения ИЯ (слуховая и зрительная наглядность, социокультурный компонент);

3 – расширение диапазона аудирования иноязычной речи, увеличение времени на изучение ИЯ (слушают/смотрят вне урока);

4 – введение элементов индивидуализации;

5 – введение новых форм занятий: видеоурок, лабораторные занятия, самостоятельная работа с ТСО;

6 - увеличение количества источников информации, обеспечение неизменности звучания и образцовости речи;

7 – создание возможности для оптимальной организации и управления самостоятельной работой учащихся над языком во время и вне урока.

Следует сразу предостеречь учителей ИЯ от использования ТСО без достаточной мотивированности, просто для украшения урока, придания ему «современности». ТСО являются вспомогательными средствами обучения, они должны помогать в проведении урока, а не украшать его. ТСО следует использовать в строго определенных случаях, только тогда, когда без них обойтись невозможно. А именно:

  1. Для дополнения учебной деятельности преподавателя в ходе многократного повторения речевых образцов, исполнения песен, демонстрации образцов диалогической и монологической речи носителей языка.
  2. Для полной или частичной замены преподавателя во время урока или при выполнении учащимися самостоятельной работы во внеурочное время (лабораторные работы, фонозал, лаборатория устной речи).
  3. Для интенсификации учебного процесса с целью повышения времени языковой и речевой практики каждого ученика.
  4. Для контроля языковых навыков и умений устной речи учащихся (лабораторные работы, запись речи учащихся на пленку).

В учебном процессе ТСО классифицируются по каналу поступления информации:

зрительные, слуховые, зрительно-слуховые.

Учебные материалы, демонстрируемые с помощью технических средств, можно разделить на три группы: (1) фотограммы (диафильмы, слайды, неозвученные фильмы), демонстрируются с помощью проекционной аппаратуры и направляют изучаемый материал только по визуальному каналу сенсорной системы учащихся; (2) фонограммы, предъявляются с помощью звукотехнической аппаратуры и направляют учебную речевую информацию только по слуховому каналу сенсорной системы учащегося; (3) видеофонограммы или учебные фильмы всех типов демонстрируются с помощью звукотехнических устройств и синхронно направляют как языковую, так и экстралингвистическую информацию по аудитивному и визуальному каналам сенсорной системы учащихся.

Сфера применения того или иного технического средства меняется в зависимости от цели и этапа обучения и от тех конкретных методических задач, которые решаются каждым самостоятельным фрагментом учебного процесса. Так при обучении фонетике и аудированию в любом случае решающую роль должна играть фонограмма, в то время как при обучении устной речи на первое место выйдут видеотехнологии.

Опыт применения слуховых технических средств в обучении иностранному языку позволяет выделить следующие методические принципы , отражающие закономерности успешного усвоения учебного материала:

1. Принцип опережающего слушания.

2. Принцип многократного повторения.

3. Принцип расчленения и паузирования речевого потока.

4. Принцип имитации речевого образца.

5. Принцип управления речевой деятельностью с помощью инструкции.

К слуховым ТСО относят три функциональных группы фономатериалов.

1. Фонограммы (Ф1 →), которые используются в чисто рецептивном плане. Они «отдают» информацию слушателю, не требуя от него немедленной реакции. Применяются с целью традиционного прослушивания отрывков диалогической и монологической речи. Некоторые учителя ошибочно считают, что без таких фонограмм можно обойтись. Однако, это не так.

Фонограмму можно неизменно повторять любое количество раз.

Можно записать текст, наложив его на музыку, что обеспечит эмоциональное воздействие на учащихся.

Фонограмму можно паузировать, не нарушая коммуникативной направленности материала (что важно для начального этапа обучения).

Фонограммы такого типа обучают учащихся устной речи опосредовано, благодаря внутренней речи. Внутренняя речь выполняет в данных условиях две функции:

1 - обеспечивает беззвучное повторение услышанного (в свернутой или развернутой форме), что является своеобразной тренировкой в говорении.

2 - выполняет коррегирующую и регулирующую функции, так как выступает в качестве обратной связи (ключ является образцом).

Большое значение эти материалы имеют для обучаемых «аудитивного типа».

Общая структура этой группы фонограмм несложная: кроме инструкции, в которой ставится цель и объясняется порядок аудирования, фонограмма имеет основную часть , то есть источник иноязычной информации. Специальные задачи к прослушиваемому материалу и наличие обратной связи не являются во всех случаях обязательными.

Таким образом, данная группа фономатериалов характеризуется тем, что обработка речевой информации происходит в чисто рецептивном плане, а ее использование осуществляется, как правило, в отсроченное время.

Фонограммы второго типа (Ф2↔) предполагают активную переработку учащимися прослушанной информации. Для проверки правильности речевых или учебных действий используется обратная связь. Фонограммы такого типа не только сообщают слушающему информацию, но и требуют от них ответа и обеспечивают проверку правильности ответа. Фонограмма содержит набор заданий, которые выполняются в паузах, а проверка осуществляется с помощью ключей разных типов.

Традиционно такая фонограмма состоит из инструкции, материала для прослушивания с заданиями, пауз для ответа и ключа для обратной связи. Иногда в структуру записи добавляется четвертый компонент – вторая пауза для повторения учащимися ключа. Наиболее полезной считается инструкция, которая «ведет» учащихся от одного этапа задания к другому, предостерегая от возможных ошибок, давая по ходу необходимые пояснения и комментарии на более низком уровне громкости, то есть сквозь звучание учебного материала.

Некоторые методисты считают такие задания чисто механической тренировкой, которая является малоэффективной так как не требует от учащихся активной мыслительной деятельности, а сводится только к повторению за образцом. Нет оснований переоценивать значение таких упражнений, однако их значение повышается, когда возникает необходимость самоконтроля результатов усвоения небольшого объема языкового и речевого материала. Монотонность и малоинформативность таких упражнений можно уменьшить за счет разнообразия традиционного ключа. Это может быть:

Повторение диктором правильного ответа,

Подсказка диктора, «наталкивающая» на правильный ответ (одно слово, словосочетание, грамматическая форма и т.д.),

Использование печатных материалов,

Использование рисунков, схем, картинок.

Не во всех случаях ключ является обязательным элементом фоноупражнения, так как чем более творческое задание, тем меньше предсказуемость ответа.

Важно так построить фоноупражнение, чтобы учащийся не только реагировал на реплики диктора, но и был инициативным речевым партнером.

В этой главе речь пойдет о видах сценарных уроков, а также методике их

проведения. Прежде, чем говорить о каждом виде сценарных уроков в

отдельности, целесообразно проанализировать общие черты таких уроков.

Во-первых, сценарные формы урока английского языка реализуются, как

правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя

функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной,

нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки

целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении

итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в

традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные

формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии

всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным

использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках

удается достичь самых разных целей методического, педагогического и

психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

Осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по

определенной теме;

Обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение

учащихся к уроку;

Предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Во-вторых, сценарные уроки имеют 3 основных базовых этапа:

1) Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы

учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к

нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в

которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные

задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем

результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения

учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей

работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к

оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и

психологические особенности.

2) Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных

"нестандартных" формах организации их мыслительной активности.

3) Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не

выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения,

воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус

урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся

друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Как уже отмечалось ранее, подробнее мы остановимся на следующих

сценарных уроках: урок-дискуссия, урок-мозговой штурм, урок-ролевая игра,

урок-проект, урок-спектакль.

Урок-дискуссия

Этот тип предполагает создание ситуаций решения собственно

коммуникативно-познавательных задач. Коммуникативное взаимодействие и

сотрудничество – это всегда всестороннее обсуждение общего для всех

предмета познавательной активности. К совокупности коммуникативно-

познавательных задач можно отнести широкий спектр моделирования ситуаций

в рамках симуляции (simulation), дебатов, диспутов и конференций, различных

интервью. При подготовке таких ситуаций учитель определяет темы,

формирует задания для самостоятельной подготовки учениками материалов

будущих дискуссий, является ее организатором. Участники же дискуссии (то

есть учащиеся) должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и

ее обосновать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения

партнеров, видеть сходства и различия мнений, должны уметь формулировать

вопросы для уяснения содержания высказываний. При организации дискуссии

учитель следит не только за правильностью речи выступающих, ее

лексическим и грамматическим богатством, но и за правильностью понимания

возможность учащимся высказывать самые разнообразные точки зрения,

обращая внимание на противоречивые и альтернативные высказывания по

поводу одного общего предмета. Учитель также обобщает и демонстрирует

общие результаты дискуссии. Темы обсуждения должны соответствовать

жизненным и познавательным интересам учеников, как, впрочем, и все

По мнению Р.С. Аппатовой, групповая дискуссия является одним из более

продуктивных способов организации общения на уроке. В процессе такой

дискуссии учащиеся анализируют полученную информацию и принимают

единое, обоснованное решение. «Дискуссия как способ последовательного

решения коммуникативных задач вносит существенный вклад в активизацию

устноречевого взаимодействия учащихся, в обучении полилогическому

общению» . А если совместить дискуссию с ролевой игрой, то это

позволит учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить

объем их речевой практики, поможет каждому спланировать свое

высказывание, а всех вместе – объединит сюжетом, организационными

формами, правилами и т.п.

Способность вести дискуссию включает в себя множество

лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений.

Дискуссия с ее давно сложившимися традициями является механизмом ведения

организованного обсуждения различных тем. Участники дискуссии излагают

свои аргументы и контр-аргументы, убеждая друг друга правоте своей точки

зрения и риторических навыков. Таким образом, изучение методов ведения

дискуссии предоставляет изучающим отличную возможность поднять свое

умение говорить и общаться на гораздо более высоком уровне.

Дискуссия развивает умения логически и критически мыслить, умение

организовывать свои мысли; владение устной речью, риторические умения,

способность работать в группе, способность сосредотачиваться на сути

проблемы, умение держаться на публике.

Ведение дискуссии на иностранном языке оказывает неоценимую помощь

в следующем: устной практике, сознательном использовании иностранного

языка в практических целях; преодолении комплексов. В целом, умение вести

беседу способствует развитию навыков, необходимых для того, чтобы

учащиеся были в состоянии эффективно общаться, мыслить критически.

Научась этому умственному процессу, люди будут способны к:

1) Анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения и умению

поставить себя на место других.

2) Осознанию того, что чувства представляют собой реакцию на ситуацию, и

что они были бы другими, будь отношение к ситуации иным.

3) Общению и справедливому отношению к людям.

4) Мобилизации всех имеющихся у них средств для решения проблемы и

поиска оптимального решения.

5) Умению приветствовать интересные вопросы как возможность направить

мысль в новое русло.

6) Развивать наблюдения и выводы.

7) Различать факты, имеющие и не имеющие отношение к теме.

Участники дискуссии должны уметь правильно использовать: повествование,

описание, пояснение с помощью примеров, сравнение или

противопоставление, выводить причину и следствие, давать определения,

умело пользоваться аргументацией. Последние два направления (определение

и аргументация ) особенно важны с точки зрения участников дискуссии. При

обучении ведению дискусии следует помнить о понятиях риторики:

определение (ключевые понятия, определения, термины должны

сопровождаться определениями с тем, чтобы их значения были понятны всем

участникам)

Типы определения:

* Логическое(краткое, ясное, объективное)

* Образное(обычно основанное на метафоре)

* Расширенное(детальное, длительное)

Определения необходимы для разъяснения заявлений и утверждений. Сами по

себе заявления не имеют смысла. Для их обоснования необходимы аргументы.

Однако аргументы нуждаются в подкреплении их с помощью доказательств

Аргументы могут вытекать из определения; происходить из связи между

причиной и следствием; порождаться ситуацией или обстоятельствами;

основываться на аналогии; основываться на доказательствах.

Способы развития аргументации:

* индукция - использование фактов и доказательств для выведения общего

заключения.

* дедукция - движение от общего к частному, характерно использование

силлогизмов.

Школьников необходимо обучать подготовке к ведению дискуссии.

Следующие исследовательские навыки представляются крайне необходимыми:

1) Работа в библиотеке

2) Использование справочников, газет, журналов,и т.д.

3) Анализ цели

4) Подход к теме с различных точек зрения

5) Ведение записей

6) Правильное документирование

Суть курса по ведению дискуссии заключается в непрекращающихся

диспутах. Тем не менее, и другие виды деятельности необходимы для

понимания школьниками всех граней ведения дискуссии. Эти виды

деятельности включают речь и анализ текста, упражнения по языковому

осознанию, коммуникационные игры, упражнения в риторике, совместная

работа в течение всего процесса - от подготовки до выступлений .

Дискуссия - это сложный вид деятельности, и, таким образом, очень

важно избежать стремления объяснить и научить школьников всему сразу.

1) стоит заранее объявить тему урока-дискуссии и те вопросы, которые будут

обсуждаться.

2) рациональна подготовка и распределение ролей в дискуссии, предоставление

определенного материала учащимся, т.к. такой урок требует тщательной

подготовки.

3) составление плана урока-дискуссии с учетом элмента спонтанности.

4) подготовка наглядных средств, аудиовизуальных материалов, опор, которые

будут являться базой при ведении дискуссии.

5) заранее можно подготовить не самых сильных учеников, т.к. для них это

будет шанс проявить себя, и такой подход даст им возможность поверить в свои

6) подготовка системы анализа, оценки и поощрения учеников. Здесь важно

учитывать не только то, достигнуты ли основные цели, но и то, в каком

настроении пребывают ученики в конце урока-дискуссии. Ведь позитивное

настроение - это мощный толчок к дальнейшим успехам и заинтересованности

учащихся в изучении иностранного языка.

Урок-мозговая атака

Метод и термин "мозговой штурм", или "мозговая атака", предложены

американским ученым А. Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического

диалога Сократа). Изобретателем было отмечено, что коллективно

генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях

творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно

существующими барьерами (психологическими, социальными,

педагогическими и т. д.). Эту ситуацию удобно выразить при помощи модели

"шлюза". Творческая активность человека чаще всего потенциально

сдерживается, как вода при помощи "шлюза". Поэтому нужно открыть "шлюз",

чтобы ее высвободить. Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики,

сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление

положительных эмоций - все это выполняет роль "шлюза". Диалог в условиях

"мозговой атаки" выступает в роли средства, позволяющего убрать "шлюз",

высвободить творческую энергию участников решения творческой задачи.

Принцип “мягкого соревнования”

При обучении надо использовать мягкое соревнование, так как оно

способствует активному вовлечению детей в учебный процесс.

При проведении мягкого соревнования необходимо соблюдать следующие

1. организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные;

2. соревновательная деятельность не должна быть связана с

вознаграждением, оценками в журнал и т. д.;

3. состав команды должен постоянно меняться.

Оценка мягкого соревнования:

По количеству идей, выдвинутых командой;

По количеству оригинальных идей (это те идеи, которые другие

команды не предлагают).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Сценарий первого урока второго иностранного языка

(французский язык) в 6 классе.

Тема урока: «Первая встреча с французским языком!»

Цель урока: формирование представления о тесной взаимосвязи языка и культуры, введение в язык.

Задачи урока:

    Формирование мотивации к изучению предмета и чувства толерантности к культуре, традициям, реалиям и языку другой страны.

    Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире.

    Развитие коммуникативной компетенции в некоторых видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение).

    Овладение аспектами языка: лексическим и фонетическим.

    Развитие умения анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя.

    Развитие умений работать индивидуально, в группах и парах.

    Формирование основ самоконтроля и самооценки.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, колонки, видеопроектор, учебник, аудиоприложение к учебнику, раздаточный материал (цифры, имена известных французов).

Ход урока

Речь учителя:

Здравствуйте, ребята! С этого года вы приступаете к изучению нового, важного и интересного предмета – французский язык, для вас он - второй иностранный язык. Я надеюсь, мы сможем получить основные представления об этом прекрасном языке и насладиться его культурными сокровищами! Я уверена, вы удивитесь французскому менталитету, узнаете о выдающихся людях и событиях этой страны, а также сможете блеснуть знаниями разговорных фраз этого экзотического для нашей местности языка! Цель первого занятия – получить представления о связи языка и культуры, а также познакомиться с французским языком в общем. Предположите, что вас ожидает сегодня к концу занятия? Чему вы можете научиться за первые 45 минут французского языка в вашей жизни?

II Основной этап (32 минуты)

Речь учителя:

Прежде чем перейти к практике на французском языке, мне бы хотелось обсудить с вами следующие вопросы: «Для чего нам нужен ИЯ?», «Стоит ли изучать культуру страны изучаемого языка?» и «Связан ли язык с культурой?».

(Слайд №2). «Человек столько раз человек, сколько языков он знает.» Пьер Брантом.

Обсуждение высказывания. Учитель мотивирует обучающихся на изучение иностранных языков и подводит к мысли, что их изучение – важная необходимость в современном мире. Язык – средство приобретения знаний.

(Слайд №3). «Ни один человек не должен путешествовать, пока он не изучил язык страны, которую посещает. В противном случае он добровольно делает себя большим ребенком - таким беспомощным и таким нелепым.»Ральф Уолдо Эмерсон.

Обсуждение высказывания. Учитель подводит обучающихся к мысли, что иностранный язык необходим как средство общения с представителями других народов, приводя примеры из личного опыта путешествий.

(Слайд №4). «Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.» Пифагор Самосский.

Обсуждение высказывания. Учитель подводит обучающихся к мысли, что культура тесно связана с языком, отражение культурных ценностей народа можно найти в языке. Примером служит рассказ об эскимосах Аляски, имеющих в своем повседневном речевом обиходе свыше 40 лексем, обозначающих понятие «снег», что подчеркивает их особое отношение к снежным осадкам. Подобное уважение к снегу отсутствует в речевом и культурном аспектах русского человека, что говорит также о разнообразии культур мира.

Речь учителя:

(Слайд №5). На самом деле, вы часто употребляете в речи французские слова, даже не подозревая, что они – французские. Слово «l’étoile» переводится с французского как «звезда», игра «patience» переводится как «терпение», театральный суфлёр получил свое название от французского «souffler», то есть «дышать, выдыхать, подсказывать», а вот слово «la fourchette» означает вовсе не фуршет, а «вилку», шарф, надеваемый под пальто и прикрывающий горло – «к ашне» («le cache-nez») буквально переводится с французского как «прячь-нос», всем известный «ш езлонг» (« une chaise longue») в глазах французов – ничто иное как «длинный стул». Интересный пример - слово «помидор» происходит от французского «pomme d’or» и переводится как «золотое яблоко»! Вы можете привести похожие примеры?

Работа в группах . (Слайд №6). Для следующего задания обучающиеся делятся на 3 группы.

Речь учителя:

Я попрошу вас выделить особенности французского языка, во-первых, на слух, прослушав аудиозапись разговора французов, во-вторых, визуально, изучив слайд (на нём одна и та же фраза написана на английском, немецком, французском языках).

После того, как группы пришли к своим выводам, обменялись наблюдениями, учитель с помощью слайда №7, акцентирует внимание на неозвученных особенностях (среди особенностей: мелодичность речи, ударение в слове на последнем слоге, диакритические знаки, носовые гласные, «картавый» звук и другие).

Речь учителя:

Поскольку нам удалось выяснить, чем французский принципиально отличается от нашего родного языка и от английского/немецкого, предлагаю попрактиковаться в освоении первых слов и фраз! Обращайте внимание на те особенности произношения, которые вы ранее выделили.

Ouvrez vos livres sur la page 8. Le ç on 1. (Сопровождение слов действиями)

Развитие умений чтения. Работа над произношением.

Опора на опыт владения первым иностранным языком (разъяснение, что многие согласные французского языка читаются так же, как и в их первом иностранном языке). Введение правил чтения буквосочетаний ou [ u ] и om , on [õ]. Введение правил чтения согласных t , s и гласной e на конце слова (не читаются). Отработкой чтения хором и индивидуально. Используется наглядный материал учебника и записи на доске.

Речь учителя :

Ecoutez et répétez les phrases après le speaker. (Прослушивание диалога-приветствия, класс повторяет за диктором фразы из упражнения.).

Работа в парах. Ученики читают диалог по ролям.

Работа в парах + физкультминутка . Ученики вытягивают карточку с цифрами и ищут себе нового речевого партнера, имеющего такую же цифру (перемещаются по классу, пересаживаются и т.п.) Обучающиеся тренируются составлять аналогичный диалог-приветствие-прощание, заменяя имена героев уже на свои имена и здороваются друг с другом. Затем обучающиеся вытягивают себе листы с именами известных французов и разыгрывают диалог-знакомство, представляясь чужим именем.

III Заключительный этап (7 минут)

Домашнее задание. Объяснение стратегии выполнения.

Домашнее задание:

В качестве первого домашнего задания обучающие находят информацию о человеке, именем которого они представлялись, и готовят краткое изложение информации о нём (годы жизни, профессия, значение для Франции), а также тренируют умения чтения в ранее прочитанных предложениях.

Оценивание работы на уроке.

Введение методики «Отчёт за две недели». На первом уроке учителю необходимо разъяснить технику работы с данной методикой, цели таких отчетов. Первый раз такой опросный лист они заполнят на следующей неделе, так как в учебном плане урок 2ИЯ – 1 час в неделю.

Суть данной методики формирующего оценивания: Ученикам необходимо письменно ответить на три вопроса: «Чему я научился за эти две недели?», «Что осталось для меня неясным?», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?».

Подведение итогов урока. Обсуждение достигнутой цели, постановка планов на будущие занятия. Благодарность классу за урок. Прощание.

Список использованных источников и литературы:

    Береговская Э. М. Французский язык. Книга для учителя. 2015.

    Береговская Э. М. Французский язык. Учебник для 5 класса. 2015.

    Кобринец О. С. Французский за 15 минут. Начальный этап. 2015.

    Пинская М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. 2013.

    Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому как второму иностранному языку. 2005.

Учебно-методическое обеспечение: Click On 2, Virginia Evans – Neil O’Sullivan

Время реализации занятия: 45 минут

  1. Cреда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word;
  2. Презентация: 30 слайдов (Power Point, Microsoft Word)
  3. Структура презентации:
Структурные элементы Временная реализация № кадра
1 Организационный момент 1 минута №1
2 Постановка цели урока 2 минуты №2, №3
3 Повторение лексики по теме. 2 минуты №4
4 Аудирование. 5 минут №5
5 Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы. Просмотр слайдов с видами парков. 10 минут №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11. №12, №13, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27
6 Обсуждение, выражение своего мнения о парках. 10 минут №28, №29
7 Диалог-расспрос о посещении парков учащимися. 10 минут №3
8 Рефлексия. 3 минуты №3
9 Домашнее задание. 2 минуты №30
  1. Титульный лист.
  2. Тема урока.
  3. Задачи урока.
  4. Что это?
  5. Тематические парки: Леголэнд, Диснейлэнд, Парк Астерикс.
  6. Парк Леголэнд.
  7. Виды парка: Святой Георгий и дракон.
  8. Виды парка: метро.
  9. Виды парка: Трио.
  10. Виды парка: Мой Город.
  11. Виды парка: Биг Бэн.
  12. Виды парка: страна Минилэнд.
  13. Парк Астерикс.
  14. Персонаж мультфильма Астерикс.
  15. Виды парка: аттракцион Зевса.
  16. Виды парка: галльская деревня.
  17. Виды парка: американские горки.
  18. Виды парка: комната страха Трансдемониум.
  19. Виды парка: улица.
  20. Парк Диснейлэнд в Париже.
  21. Виды парка: замок Спящей красавицы.
  22. Виды парка: аттракцион “Космическая миссия”.
  23. Виды парка: аттракцион “Путешествие по киностудии”.
  24. Виды парка: аттракцион “Пираты Карибского моря”.
  25. Виды парка: аттракцион “ Шоу трюков”
  26. Виды парка: Пещера Дракона.
  27. Персонаж мультфильма Минни-Маус.
  28. Информация о тематических парках.
  29. Как выразить свое мнение: речевые образцы.
  30. Если вы хотите узнать больше о тематических парках, посетите сайты:

www.themeparkreview.com/europe2005/

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем и т.д.);
  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  3. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

Задачи занятия:

Образовательные – познакомить учащихся с различными тематическими парками, учить высказывать свое мнение по предложенной теме.

Развивающие – развивать умение анализировать текст, отбирать нужную информацию.

Воспитательные – формировать коммуникативные умения, воспитывать уважение к мнению другого человека.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор.

План урока:

Части-блоки урока Время реализации
1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих 1 минута
2. Постановка цели урока, мотивация, актуализация знаний учащихся. 2 минуты
2 минуты
4. Аудирование. 5 минут
5. Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы. Просмотр слайдов с видами парков. 10 минут
6. Обсуждение, выражение своего мнения о парках. 10 минут
10 минут
8. Рефлексия. 3 минуты
9. Домашнее задание. 2 минуты

Ход занятия:

Время Ход урока Примечания
1 минута 1. Организационная часть:

Good afternoon! I’m glad to see you!

Who’s absent today? What date is it today?

Слайд №1
3 минуты 2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.

Do you like holidays? What do you usually do when on holiday? (Ss answers)

Have you ever been abroad? Have you ever gone hiking? (Ss answers)

Look at the picture! What are we going to talk about today? (Ss answers)

Today we are going to visit three theme parks abroad. Their names are: Legoland, Disneyland Paris and Asterix Park. By the end of the lesson you should give your opinion about these theme parks and tell if you had ever been to a theme or an amusement park.

Слайд№2

Ученики отвечают, что они обычно делают в каникулы, где они бывали.

По фотографии на слайде пробуют догадаться, какая тема урока.

Учитель ставит цель урока.

1 минута 3. Повторение лексики по теме.

Look at the pictures and say what we can see at a theme park.

(Famous cartoon characters, rollercoasters, a castle, live shows and attractions)

Слайд №4
5 минут 4. Аудирование.

There is so much to do and see at the parks. Listen and decide if the sentences are true or false.

(Ученики отмечают предложения буквами Т (верно) и F (неверно).

Слайд №5

Документ Word (рабочий лист)

10 минут 5. Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы.

Would you like to know more about these parks? Read the text on page 31, fill in the table the information about them. Write down your opinion about these parks. After that you can look through the slides with the pictures of the parks.

(Ученики открывают рабочий лист. Читая текст в учебнике, заполняют таблицу.

Затем просматривают виды парков.)

Compare your answers with the table! Talk about each theme park.

(Ученики сравнивают свои ответы с таблицей и рассказывают о парках.)

Слайд №5
10 минут 6. Обсуждение, выражение своего мнения о парках.

Tastes differ. I want you to give your opinion about these theme parks. Use the different expressions given in the list.

Слайд №7.

Ученики выражают свое мнение о парках, используя выражения из списка.

10 минут 7. Диалог-расспрос о посещении парков учащимися.

Have you ever been to a theme park or to an amusement park?

Ask your partner. Answer his/her questions.

Cлайд №3.

Ученики в парах расспрашивают друг друга о посещении парков развлечений.

3 минуты 8. Рефлексия.

1) Have you found out anything new at the lesson?

2) Which activities were the most interesting for you?

3) Which activities were boring?

2 минуты 9. Домашнее задание.

If you want to know more about these theme park, visit the sites.

Your hometask is: to prepare a talk about the theme park you have ever visited or about the park you have got acquainted with today. Use the information on p.32 in the student’s book.

Слайд №30.

Схема взаимосвязи кадров презентации.

1. Listen and decide if the sentences are true (T) or false (F).

a) At Legoland there is something for all the family.
b) At Asterix Park you can travel back in time through ten centuries.
c) You can try a fantastic Dragon Ride at Disneyland Paris.

2. Read the text. Fill in the table the information about the theme parks:

3. Write your own opinion about these parks.