Болезни Военный билет Призыв

Ноев ковчег гора. Ноев Ковчег. Версии обнаружения на горе Арарат


Очертания потеков лавы, напоминающие корабль, в 30 км южнее Арарата.

Весть о сенсационной находке ученых облетела мир - на горе Арарат найден легендарный Ноев ковчег.
В этот раз повезло китайским археологам - они нашли деревянное строение, разделенное внутри на несколько помещений. Углеводородный анализ обнаруженных обломков установил их возраст - 4800 лет. Это соответствует времени описанного в Библии Всемирного потопа. Однако ученые по всему миру не спешат верить сообщению о сенсационной находке.

Экспедиция, состоящая из китайских и турецких исследователей, совершила восхождение на Арарат в октябре прошлого года. Но только сейчас ученые сообщили о своем открытии. Они уверены, что найденные деревянные строения - ковчег, построенный в ветхозаветные времена. Они предполагают, что именно в нем Ной и его семейство вместе с живностью спаслись от потопа.

Точное место обнаружения Ноева ковчега пока не разглашается, и посетить его без особого разрешения невозможно: эта часть Арарата находится в запретной для туристов зоне. Турецкая газета «Хюрриет» со ссылкой на администрацию провинции Агры, на территории которой находится гора, не опровергла сообщение об обнаружении остатков Ноева ковчега, но и не указала его координаты. В доказательство существования легендарного корабля опубликованы фотоснимки, сделанные китайскими учеными.

Сомнения
Однако директор Центра иудейских исследований в Институте свободы в Линчберге (США) доктор Рэндал Прайс, который в 2008 году исследовал гору Арарат, предполагает, что обломки ковчега подложные. Он заявил, что найденные китайцами остатки дерева - подделка. Прайс рассказал, что группа курдских проводников, стремясь одурачить ученых, два года назад разместила на Арарате крупные деревянные балки, взятые из очень старой постройки у Черного моря. Китайская группа прибыла на гору уже позже подлога, и, обнаружив деревянные балки, сделала вывод, что они принадлежат библейскому ковчегу.

Скандал набирает силу - мнения ученых разделились. Скептики считают, что сама история о ковчеге на Арарате лишь красивая легенда. Но даже они допускают - поскольку есть геологические подтверждения реальности Всемирного потопа, то судно, на котором спаслась семья Ноя, существовало, но оно могло причалить к другой горе.

Поиски
Первым о корабле на Арарате упоминал вавилонский историк Берос еще в 275 году до нашей эры. В конце XV века знаменитый путешественник Марко Поло писал, что «обломки ковчега еще видны на вершине Арарата». Начались поиски. В 1916 году русский военный летчик лейтенант Владимир Росковицкий, пролетая над горой Арарат, увидел остов деревянного корабля и предположил, что это Ноев ковчег. Он зарисовал увиденное и написал рапорт. Годом позже император Николай II послал на Арарат экспедицию из 150 человек во главе с Росковицким. Но после революции его отчет пропал.
Российские исследователи из объединения «Космопоиск» прошли по маршруту первой русской экспедиции в 2004 году, попав даже на территорию запретной зоны. И не нашли ковчега - то, что на аэрофотоснимках казалось кораблем, оказалось потеками вулканической лавы.

На южном, восточном и северном склонах горы Ноева ковчега нет, - рассказал «Жизни» руководитель общественного объединения «Космопоиск» Вадим Чернобров. - Обратите внимание, что китайские исследователи не сообщили о месте находки, что уже настораживает. Сообщается, что экспедиция была проведена осенью. С сентября на Арарате начинаются снежные бури, восхождения на вершину тогда физически невозможны. Ученых привлекает западный склон Арарата, но проникнуть туда нельзя - там находятся военные базы. Однако нам все же удалось посетить западный склон. Мы прошли по следам первой русской экспедиции 1916 года, поговорив перед этим с семьями исследователей. Даже нашли старые дореволюционные консервы. Представляете, каково было наше разочарование - вместо Ноева ковчега мы нашли там вулканические натеки, удивительно похожие на очертания корабля. Миф о том, что летчик Росковицкий нашел там именно ковчег, был развенчан. Я долго думал, почему после экспедиции 1916 года не осталось ни одной фотографии, ни одного документа, свидетельствующего о существовании ковчега. Ведь если ковчег был найден, то он стал бы символом спасения, поднял дух воинов в Первую мировую. А причина отсутствия документов в том, что исследователи, так же как и мы, вместо Ноева ковчега увидели вулканические натеки. Позже в Москве был проведен анализ взятых образцов - все образования - не дерево, а камень. Однако все-таки там была найдена смола природного происхождения. И ученые были удивлены, как она могла оказаться там! Так что турки своим последним сообщением о находке ковчега просто подогревают интерес иностранцев к своему государству.

Несколько дней назад в прессе опубликовали практически сенсационную информацию о том, что китайские ученые из NAMI нашли на Арарате обломки того самого Ноевого ковчега, который описывался в библейской истории. Он спрятан под толстым слоем снега и горных пород на территории Турции.

Однако правда ли это тот «корабль», в котором Ной, его семья и множество видов животных спаслись от Всемирного потопа? Действительно ли китайцы, которые говорят, что уверенны в своей находке почти на сто процентов, обнаружили что-то стоящее или они просто пытаются ввести весь мир в заблуждение?

История Ноевого ковчега

В «Бытии» Моисея в Старом Завете рассказывается легендарная история о Ное, сыне Ламеха, который, по приданию, был потомком тех самых Адама и Евы, которые стали родоначальниками человечества. Когда Ною было 500 лет (возраст мог в те времена исчисляться не так, как сейчас), у него появились дети.

Через сто лет после этого Бог решил уничтожить грешных людей во время потопа, оставив в живых только семью Ноя. Тогда Господь позвал главу семейства к себе и велел ему построить большой деревянный ковчег, дав даже примерные параметры судна (длина - 138 метров, ширина - 23 метра, высота - 14 метров).

По габаритам - это примерно пятиэтажка или «Титаник». Деревянная конструкция должна была быть прочной и хорошо просмоленной, а также способной вместить разные виды животных и птиц. Ной послушался Бога, соорудил «корабль» и посадил туда по семь пар «чистых» животных и по две - «нечистых». Всё это он успел сделать за семь дней.

Когда всех «пассажиров» посадили в ковчег, его плотно закрыли. После этого и начался всем известный Великий потоп. Он продолжался 150 дней и стер всё живое с лица Земли (кроме того, что было в ковчеге). Когда наводнение закончилось, судно «причалило» к горе Арарат. Так говорит Библия, а поскольку это «Книга книг», то и сомнений возникать не должно.

Аргументы китайцев по поводу их открытия

Многие годы ученые тщетно пытались найти легендарный Ноев ковчег. Но только в 2009 году китайская экспедиция обнаружила на турецкой территории Арарата огромную деревянную коробку, которая по описанию очень «смахивала» на библейский «корабль».

Ман Фай Юэнь, член исследовательской группы, рассказал, что на горе они нашли деревянную обледеневшую платформу, которая имела части стен по краям. По виду она была похожа на обломки большой деревянной коробки.

Внутри этого судна было несколько отсеков, которые разделялись между собой деревянными перекладинами. Взяв один кусок балки на анализ, ученые из Поднебесной установили, что конструкции примерно 4 800 лет. Это и служит свидетельством того, что находка действительно может быть настоящим ковчегом.

Более ранние находки

В Турции не отрицают, что на их территории, на горе Арарат, есть обломки Ноевого ковчега. Кроме того, многочисленные очевидцы постоянно рассказывают удивительные истории о том, что они находили легендарную конструкцию, описанную в библейских текстах. Однако историям этих людей ученые не верили, так как считали их обычными людьми, а значит «дилетантами» в раскопках и открытиях.

Например, в книжке «Потерянный корабль Ноя» её автор Чарльз Берлиц описал историю Георгия Хагопяна, который в детстве вместе со своим дедом нашел ковчег на Арарате, залез внутрь конструкции и увидел на верхней палубе надстройку с большим количеством окон.

По словам армянина, корпус конструкции был очень твердым, как будто камень, но он точно был изготовлен из дерева. Что о находке говорят эксперты? Исследователи относятся к сведениям об обнаружении Ноевого ковчега довольно скептически. Одни утверждают, что деревянная конструкция, пролежав столько веков под снегами, должна была бы прогнить и разрушиться.

Но эксперт из Ричмондского университета Порчер Тейлор считает, что находка действительно может быть ковчегом, ведь согласно Библии, он был сооружен с кипарисовой или кедровой древесины, которые по своей природе являются очень прочными. Ученый также считает, что помочь сохраниться «кораблю» мог лед, который «законсервировал» судно и не дал ему разрушиться в результате влияния разнообразных факторов.

Кроме того, нет уверенности, что ковчег находится именно в том месте, где указали китайцы, ведь это могут быть обломки и другого древнего судна. Некоторые историки считают, что описанные в Библии события случились на 400 лет позже, чем утверждают китайцы, потому найденный ими корабль не может быть тем самым ковчегом. Еще одним интерестным фактом является то, что библейские летописцы могли ошибиться.

Они назвали гору, к которой причалил ковчег, Араратом. Но действительно ли они имели такие географические познания, живя в районе Месопотамии? Жрецы могли только предполагать о горах, к которым пристал «корабль» Ноя и ими могли быть не Араратские, а Кордиенские горы, расположенные немного южнее.

Тогда площадь поисков судна значительно расширяется. Если даже предположить, что ковчег причалил действительно к Арарату, тогда есть несколько районов, которые «претендуют» на то, чтобы быть местом его нахождения.

Исследователи ранее изучали другое место, образующее собой «остров» посреди гор, на который могло поместиться громадное судно. Но и там площадь для работы очень большая, а значит - ученым придется отправить на Арарат ещё несколько экспедиций.

В поисках и находке Ноевого ковчега больше непонятного, чем известного, ведь китайцы проводили исследования самостоятельно, не приглашая специалистов из других стран. Более того, сначала они не предоставляли международному научному сообществу никаких снимков с Арарата, а позже они вдруг появились. Потому есть предположения, что их находка может быть очередной мистификацией.

Для верующих Ной — «человек праведный и непорочный в роде своем», тот, кто, по свидетельству Библии, «ходит перед Богом», кто «обрел благодать пред очами Господа», и кто умер девятьсот пятидесяти лет от роду.

Для науки Ной - всего лишь объект изучения. И если этот «объект» и жил, то был, возможно, не увенчанным сединами бородатым старцем, а далеким от святости бритоголовым торговцем.

Эта болезнь может поразить любого. Даже врача. Ведь ничего не предвещало беды, когда в середине прошлого века ею совершенно внезапно «заразился» ничем не примечательный и никому не известный американский анестезиолог Рон Уайетт. Именно ему принадлежит самая популярная гипотеза о существовании Ноева ковчега. Родилась она после того, как в руки Рона попал выпуск журнала «Лайф» от 1957-го года с опубликованными фотографиями окрестностей стратовулкана Тендюрек в горах Арарата (напомним, именно в Араратские горы, по Библии, и причалил Ной со своим ковчегом). Именно в этом районе капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар сделал с самолета свои знаменитые снимки, на которых изображены непонятные формирования, напоминающие останки ковчега.

Муза дальних странствий, как известно, манит человека. Отца Федора она вырвала из тихой уездной обители, а анестезиолога Рона Уайетта вынудила искать ковчег в горах Арарата. И неутомимый Рон его нашел. Вернее, лишь то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразный след окружало некое подобие глиняных стенок, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега. За ним то же самое повторили все охотники за ковчегом, тут же вписавшись в ряды верных «уайеттистов».

Впрочем, у геологов есть свое мнение на этот счет.

— Для меня, как геолога, непонятна их убежденность в том, что это дерево, -говорит профессор геологии Лари Коллинз. — Хаотичный рисунок представленных образцов этой «древесины» не имеет ничего общего со структурой окаменевшего дерева. Кроме того, окаменевшее дерево очень твердое, так как древесные клетки со временем заменяются молекулами силикатов, широко известными как кварц. Кварц же, подобно алмазу, невероятно твердый. Данный мне образец этим качеством не обладает.


Один из креационистов, эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд, который по настоянию Уайетта и предоставил образец геологу Лари Коллинзу, после заключения последнего даже перестал писать свою книгу о ковчеге, признав, что заключения Уайетта ошибочны. Чего не скажешь о самом Роне Уайетте, который был фанатично «уверен в себе» до конца своих дней. Равно как и остальные охотники за чудом.

— Рассматривая это фото, я, прежде всего, подумал, что это небольшой выступ в камне, так как там виден еще один подобный выступ, -признается геолог из Бостонского университета Фарук Эль-Баз. — Камни сползали вниз, образуя ров, и это хорошо видно на снимке. Я сомневаюсь, что это дело рук человека.

Длина искомого объекта в районе вулкана Тендюрек -157 метров. Длина Ноева ковчега, согласно Библии, 300 локтей (137 метров). Последователь Уайетта, некто Джерри Бауэн, находит объяснение этой разнице. Моисей, написавший Книгу Бытия, обучался в Египте, и он, очевидно, имел в виду меру длины, которая называется королевский египетский локоть. Таким образом, разница в итоге составляет не двадцать метров, а лишь несколько сантиметров.

Впрочем, размеры «локтей» сильно варьируют. И если очень хочется — можно все. Увидеть человеческое лицо на Марсе, объявить пустыню Наска аэродромом для летающих тарелок и разглядеть петроглифы в виде скафандров в стенах египетских пирамид.

— Чего же мы удивляемся, что ожидания увидеть на горе Арарат корабль увенчались успехом? — говорит российский исследователь Вадим Чернобров. — Тем более, что было найдено целых три его изображения в разных местах.

Несмотря ни на что, и это тоже — лишь общие фразы. Разберемся детально.


Еще одна сенсация, связанная с Ноевым ковчегом, появилась уже в 2000 г., когда были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. В седловине между двух его вершин, под снегом, кто-то вновь разглядел очертания корабля. Увы, ученые снова сочли это лишь обычной складкой сползающего ледника. В конце концов, специалисты совершенно уверены: ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. Ведь ледник движется и сносит все на своем пути к подножию гор. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

Ни много ни мало (локоть равен примерно 50 см), это размеры современного эсминца или мегаяхты арабского шейха. При длине 140 метров это был бы самый большой корабль во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи.

— Даже в XIX веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева, -говорит знаток судостроения Том Восмер. — Нужны были бы металлические детали. В море у такого судна потрескается обшивка и даст течь. Он утонул бы так же быстро, как обычный камень.

Каждой твари по паре

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».


Считается, что нашу планету населяет 30 млн. видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя целый флот «эсминцев», впихнуть невпихуемое -«по паре» каждого вида (итого 60 млн. особей) -было бы похлеще проблем Ландау. То же касается погрузки «тварей». Если верить Писанию, Ной и его семейство смогли осуществить это за неделю. По мнению экспертов, при реальной скорости на это бы ушло не меньше тридцати лет.

Возможно, Библия имеет в виду не всех животных, а лишь обитавших в той местности, где жил Ной? В Книге Бытия описаны конкретные виды: семь пар от десяти видов «чистых» животных (тех, которые могли приноситься в жертву Богу): овцы, антилопы, рогатый скот, козлы, олени. Там же описаны и «нечистые» звери: свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и т.д. Всего 30 видов. В сумме на борту ковчега должно было оказаться 260 особей. Это очень мало по сравнению с 30 миллионами (считай — 60 млн.), зато куда более реалистично.

От потопа ни следа

Вся легенда о Ное не имеет смысла без факта потопа. Потоп, описанный в Библии, неизменно оставил бы очень явный, видимый во всем мире, геологический след. Его поиски начались еще полтора века назад. Геолог Лан Плимер искал его на всех континентах, но все зазря. Впрочем, не совсем. Ему, как и многим другим, удалось, скорее, доказать, что ничего подобного никогда не было.

Но и это еще не все. Сама идея потопа перечеркивает все, что известно науке об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «… разверзлись все источники великой бездны», — подсказывает Писание.

— Не может быть, чтобы вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников, — говорит Лан Плимер. — Если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа.

Ной, Гильгамеш и Атрахасис

В расследование о ковчеге в свое время включились и филологи. Изучив язык легенды о Ное, они пришли к выводу, что она написана в VI веке до н.э. Ее вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне (современный Ирак — прим. авт.). Есть вероятность, что именно они и сочинили красивую притчу. Но ученым хорошо известно — любая из таких легенд всегда содержит определенную долю истины. Возможно, история о Ноевом ковчеге -лишь гипертрофированный пересказ реальных событий.

Сто пятьдесят лет назад англичанин Генри Лейерд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Обнаружив сотни клинописных табличек, он отправил их в Британский музей, где с ними могли работать соответствующие специалисты. Впрочем, работники музея не придали важности очередной партии глиняных книг и отправили их в запасники. Там они хранились до 1872-го года, когда сотрудник музея Джордж Смит нашел их и расшифровал. Вот его вывод оказался поистине сенсационным. Он обнаружил сходство между знаменитым «Эпосом о Гильгамеше» и библейской легендой о нашем Ное.

Дальше пошло как по маслу. На территорию Ирака была организована масса археологических и геологических экспедиций. Все они подтверждали -серьезный потоп в этом регионе действительно был. Он случился минимум пять тысяч лет назад на территории Месопотамии. А ведь именно там зародились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Им мы обязаны «Эпосом о Гильгамеше», равно как и предшественником этой легенды — эпосом о шумерском герое Атрахасисе. Все эти люди, как и Ной, с завидным постоянством внимают гласу богов, строят плот и спасаются на нем. Кроме того, оба эпоса повествуют о реальном потопе на территории Месопотамии, который, как мы уже сказали, случился пять тысяч лет назад.

А потому ученые предполагают, что легенда о Ное лишь христианский вариант языческого эпоса, написанного вскоре после вышеуказанного потопа. Последний размыл многие города Месопотамии, но, конечно, не весь мир.

Между тем ученый Алан Милорд уверен, что Библия ничего и не говорит о Всемирном потопе:

— На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что там описано наводнение местного характера.

Вероятно, пазл сложился.

А был ли Ной?

Ученые отвечают: «Очень может быть». Только если учесть приведенную выше логическую цепочку, придется перечеркнуть привычный нам образ библейского Ноя, который исторически был, вероятно, совершенно другим человеком.

Он был шумером. А это значит, был побрит наголо, красил брови и носил юбку. Так было принято в культуре шумеров. Как жил этот человек? В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что у него было и золото, и серебро. Получается, что Ной вовсе не был простым виноделом, он был торговцем. Вместо ковчега он, скорее всего, имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки скота, зерна, пива и других товаров. Торговые центры в тех краях лежали по берегам, поэтому перевозить товар по воде было проще и дешевле.

Какого размера была баржа Ноя? Ученые пока не нашли точных описаний шумерских торговых барж, поэтому они просто прикидывают предельно возможный размер подобного судна того времени.

— В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что лодка была разделена на секции, -комментирует специалист по древним судам Том Восмер. — Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько барж, например, стягивали вместе канатами, а наверху находился дом владельца судна.

Возможно, Ной жил на этом судне вместе с семьей, мог погрузить на него животных для продажи. Когда это судно было «пришвартовано», и Ной с семьей как раз находился на нем (по разным версиям, это был момент какого-то празднества), ураганный ветер оборвал веревку и понес баржу по водам реки Евфрат.

Ученые знают, что таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Такого половодья и дожидался Ной,чтобы отправиться по реке со своим товаром. Если предположить, что в это время случилась сильная буря, то Евфрат мог превратиться в бушующее море, став причиной наводнений. Однако в июле в этих местах редко бывают дожди, поэтому подобные потопы случаются не чаще, чем примерно раз в тысячу лет(неудивительно,что такие события обязательно фиксировались в летописях). В те времена климат в этих регионах был более жаркий и влажный, а потому ураганы и ливни — сильнее, чем сейчас. Если бы такая буря совпала по времени с таянием снега в горах, то могла бы затопить всю месопотамскую равнину. Что, вероятно, и случилось.

Но Библия пишет о 40 днях и ночах, когда лил дождь и «отворились окна небесные». Вавилонский эпос скромнее: он повествует лишь о семи днях. Но и этой недели бы хватило,чтобы «истребить с лица земли человеков». Возможно, оторванная от берега ураганом баржа Ноя, действительно, довольно долго дрейфовала, но уже не по пресным волнам Евфрата, а по морским. Ведь вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой.

Ученые рассчитали курс баржи по затопленной равнине и пришли к выводу, что ее, очевидно, унесло в Персидский залив. Неизвестно, как долго плавало семейство Ноя по заливу. Если верить Библии — год, если шумерскому эпосу — семь дней. Версия последнего, естественно, куда вероятнее. На борту Ноевой баржи, скорее всего, было пиво, которое варили здесь с незапамятных времен. Его и пили вместо воды родственники Ноя и он сам.

А вот возвращаться после наводнения обратно — в свой родной шумерский город Шурупак — шумерский Ной едва ли захотел. По шумерским законам, любого, кто задолжал денег и не смог вернуть долг, неизменно обращали в рабство. Будучи торговцем, Ной денег, вероятно, задолжал, а «погорев» на потопе, не смог получить прибыль, и ему нечем было отдавать долг.


Однако, по вавилонским источникам, Ной был не кто иной, как глава города Шурупак. Но и это ничего не меняло. Шумерские законы были равны для всех. Дальнейшая жизнь Ноя покрыта тайной. Но в одной,в из вавилонских табличек т все же рассказывается, что Ной остался в земле Дилмун (ныне остров Бахрейн — прим. авт.), а вот в горах Арарата баржа Ноя после потопа оказаться никак не могла. На острове Бахрейн очень много неисследованных могильников. Кто знает, может быть, один из них до сих пор хранит останки легендарного Ноя?

Альтернативное мнение

Оно, безусловно, есть. И заключается оно в том, что армяне, издревле населявшие окрестности Аратата, никто иные, как потомки Ноя. Годом основания столицы Армении Еревана — считают год основания урартского города Эребуни — 782 г. до н. э. Однако, армянские легенды говорят о том, что первые поселения в этих местах появились еще во времена Ноя. Основным доказательством считается народная этимология слова «Еревац!» (Она появилась!), которое якобы произнес Ной после того, как из-под воды появилась вершина Малого Арарата.

Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег». В конце XIX века зафиксирован азербайджанский вариант народной этимологии, производящий название Ираван от слов «ая-раван» (течет).

Как бы то ни было, правду знает, похоже, только Ной, если он, действительно, существовал. Нам остается полагаться на факты и, вероятно, просто верить.

Naked Science, ноябрь 2013

Рядом с горой Арарат кажется, что время остановилось и вот сейчас на землю ступит Ной с чадами и домочадцами и положит начало новой жизни на Земле. А ковчег занесет снегом и льдом, и останется он в памяти людей как первое спасательное судно.

Человечество, наверное, так никогда и не узнает, были ли описанные события в Библии или нет. Большинство происшедшего не доказано, и мы можем только гадать, где были Эдем, Содом и Гоморра и Ноев Ковчег.

Именно Ковчег и привлекает внимание человечества на протяжении почти трех тысяч лет. Был он, или это просто сказка?

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. (Быт.6:5,6)

Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своем, угодный Господу, и звали его Ной. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти привел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. (Быт.6:13-16)».

Ной сделал все так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с женами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых.

И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворен Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею и плавал по поверхности вод.

«И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт.7:19) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней, после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт.8:4,5). К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

И сказал Бог Ною: Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных <…> И не буду больше поражать всего живущего <…> И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…(Быт.8:15-9:1).

Так рассказывается в Книге Бытие – первой Книге Ветхого Завета. Потом уже Ковчег и Ноя присвоили мусульмане, переименовав его в Нуха и «уточнив» место остановки – около Нахичевана. Несмотря на то, что Ветхий Завет считается историей еврейского народа, в Книге Бытие нет и намека на национальность патриарха Ноя.

Древнееврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий подробно пишет о Ное, Всемирном потопе и ковчеге: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в горах Армении - там люди набирают смолу для изготовления амулетов».

Несколько неожиданную версию этой истории приводит другой автор I века нашей эры, Николай Дамасский, в своей «Хронике мира». По его словам, «в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от Всемирного потопа.

Там же, на вершине этой горы, остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время». Барис, или Масис, - древние армянские наименования горы Арарат.

Между тем, согласно армянской историографии, один из святых ААЦ св. Акоп Мцбнеци, пожелавший найти ковчег предпринимал множество попыток восхождения на Арарат. Но каждый раз, согласно легенде он засыпал на полпути и просыпался у подножия.

История повествует о том, как однажды во время очередной попытки к нему во сне якобы является ангел и просит не пытаться более найти ковчег, но обещает дать кусок деревянной обшивки судна.

Легенда гласит что проснувшись, Св. Акоп обнаруживает неподалеку фрагмент ковчега, и привозит его в Эчмиадзин (Вагаршапат), где этот фрагмент хранится и поныне. На месте, где, согласно поверью, был обнаружен фрагмент, позже был воздвигнут монастырь Св. Акопа, а Ахорское ущелье на северо-восточном склоне горы, также стало называться ущельем Св. Акопа. Эта легенда является адаптацией более ранней легенды, где фигурировала гора Джуди (вершина по-арабски).

В XIX и XX веках в тех местах побывало несколько экспедиций, и, хотя ни одна из них не обнаружила ковчега, многие из исследователей утверждали, что видели нечто, похожее на огромную ладью.

В 1955 году французский промышленник и исследователь Фернан Наварра предпринял экспедицию на Арарат, из которой привез остатки доски, отломанной, по его словам, от деревянного остова, предположительно являющегося Ковчегом.

Некоторые из проведенных исследований частично подтверждали возраст дерева в 5 000 лет, однако все они являлись весьма субъективными и вариабельными.

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия. Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат, в 2200 метрах от вершины.

Ученые, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находящаяся в районе армяно-турецкой границы, является военной закрытой зоной, и доступ туда ограничен.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Тендюрек, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В 1957 г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолета.

Капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту, американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций пришел к выводу, что данное образование - не что иное, как Ноев Ковчег.

В октябре 2009 года ученые побывали внутри и сняли на видео, как они утверждают, останки легендарного Ноева ковчега на горе Арарат. Археологическую находку удалось сделать во время совместной экспедиции ученых из Турции и Гонконга.

О ковчеге писали античные и средневековые авторы, в том числе фламандский путешественник, монах и дипломат, посол при дворе монгольского хана в XIII веке Биллем Рубрук и знаменитый венецианский путешественник XIII-XIV веков Марко Поло. Он проезжал мимо Арарата по пути в Китай.

В «Книге о разнообразии мира..», в которую вошли записанные за великим путешественником рассказы, упоминается и Армения: «Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова.

Однако нижние слои его подтаивают, и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной по­кров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных».

О недоступности древней святыни для осмотра рассказал в 1316 году главе католической церкви, пребывавшему в то время в Авиньоне, монах францисканского ордена Одерих: «Люди, живущие там, говорили нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, могло не понравиться Всевышнему».

Противоречивые сведения и труднодоступность данных районов даже в наше время невольно заставляют внимательнее прислушаться к этим словам средневекового монаха. Об араратской реликвии упоминает и немецкий путешественник начала XVI века Адам Олеарий.

В своих путевых заметках «Путешествие в Московию и Персию» он писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными, как камень».

Согласно легендам, остатки ковчега Ноя до сих пор находятся на горе Арарат среди вечных льдов. Начиная с первой половины XIX века поиски ковчега стали проводиться активнее.

Путь на знаменитую гору проложил французский альпинист Фридрих Паррот, правда, шел он туда со спортивной целью, и поиски ковчега в его задачу не входили. В честь альпиниста был назван ледник на северо-западных склонах горы.

Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата - Абихом - в 1845 году.

Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы.

После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошел на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».

Мы все любим сказки, а тем более такие, которые могут в один прекрасный день подтвердиться. Ноев ковчег действительно существовал – может и не такой, каким его позднее изображали.

Но пристал он именно к горам Араратским, то есть к Большому и Малому Масису. Есть что-то мистическое в этой горе – разделенная 12-километровой седловиной издали она смотрится как две рядом стоящие вершины. И кто знает, какие тайны еще, кроме Ковчега, лежат под огромным слоем льда…

Внимание, если вы обнаружите, что ролик по какой - то причине отсутствует, такое случается при науськивании соседнего с Арменией образования, просто забейте название видео в поиск ютуба, ролик обязательно будет в другом месте.

Тайна Ноева ковчега

Арарат (по-армянски Масис) - вулканический массив, состоящий из двух потухших вулканов: Большой Арарат и Малый Арарат. Расстояние между этими...

Арарат (по-армянски Масис) - вулканический массив, состоящий из двух потухших вулканов: Большой Арарат и Малый Арарат. Расстояние между этими двумя вулканами - 11 км. Высота Большого Арарата над уровнем моря - 5165 метров, расстояние горы от подножия до вершины - 4365 метров. Большой Арарат от 4250 метров и выше покрыт вечными снегами. Высота Малого Арарата над уровнем моря составляет 3927 метров.

Большой и Малый Арарат:





Араратская долина:


Неизвестно, когда Арарат извергался в последний раз. Ученые предполагают, что это могло произойти в 3-м тысячелетии до н.э. В некоторых источниках можно встретить информацию, что извержение Арарата было в 1840 году и сопровождалось землетрясением, в результате которого оказались разрушены монастырь Святого Якова и деревня Аргури, расположенные на горе. С тех пор на Арарате нет постоянных поселений. Однако в 1840 году извержение было фреатическим, т.е. оно происходило под уровнем грунтовых вод и выброса лавы из жерла вулкана не было.
Исторически Арарат принадлежал армянскому народу, однако в итоге войны между Арменией и Турцией в 1920 году и Московского договора между СССР и Турцией Арарат стал частью Турции.

Монастырь Хор Вирап в Армении на фоне Арарата:

Вид на Арарат из Еревана - столицы Армении:

Сейчас Арарат от Армении отделяют 32 км. Несмотря на это, Арарат изображен на гербе Армении.

Герб Армении

В ответ на протест турецкого правительства против того, что на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел СССР Георгий Чичерин ответил: "На флаге Турции изображен полумесяц, но Луна не является частью Турции".

Если присмотреться к гербу Армении, то на вершине Арарата можно увидеть Ноев ковчег, который, согласно Библии, остановился "в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских" (Бытие, глава 8).

Вера в то, что Ноев ковчег по сей день находится на вершине Арарата, отражена еще у Иосифа Флавия который в первом веке нашей эры писал: "Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. <...> Там люди набирают смолу для изготовления амулетов. <...> Армяне называют это место "причалом", где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части". Марко Поло, проезжавший в 15 веке мимо горы Арарат, писал: "Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова".
Вера в то, что вершина Арарата недосягаема для человека, существовала даже после того, как в 1829 году профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот покорил вершину Арарата, которая на тот момент была частью Российской империи. Двое из сопровождавших Паррота армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину.

Восхождение на гору Большой Арарат:



Летом 1916 года российский лейтенант Росковитский обнаружил на вершине Арарата Ноев ковчег, почти полностью вмерзший в лёд озера. Ковчег был тщательно обмерен, сделаны чертежи его основных конструктивных частей, полностью и по частям он был сфотографирован. Однако вскоре в России началась революция и документы экспедиции Росковитского были утрачены.
Этот случай был не единственным, когда Ноев ковчег или следы его присутствия были обнаружены на Арарате. Например, в 1974 году американцами была произведена фотосъемка Арарата с высоты 4600 метров. На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен объект, лежащий в одной из расселин горы, очень похожий по своей форме и размерам на ковчег.

Несмотря на многочисленные свидетельства, Ноев ковчег на Арарате пока остается полумифическим. При этом, в 1959 году в тридцати километрах от Арарата был обнаружен ковчег, по размерам совпадающий с библейским. Возможно, что это и есть настоящий Ноев ковчег, а не тот, который люди тщетно ищут на вершине Большого Арарата.