Болезни Военный билет Призыв

Нормы санпин по температурному режиму в школе. Оптимальные параметры температуры воздуха в помещениях общеобразовательных учреждений. Температура класса в школе – санитарные нормы России

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 29-12-2010 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2-4-2-2821-10... Актуально в 2018 году

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется.

При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 25 °C.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Наружная температура, °C Длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4 - 10 25 - 35
От +5 до 0 3 - 7 20 - 30
От 0 до -5 2 - 5 15 - 25
От -5 до -10 1 - 3 10 - 15
Ниже -10 1 - 1,5 5 - 10

Температура, при которой отменяют школу, может колебаться от -25 до -35 градусов. Более подробную информацию на эту тему вы узнаете из материалов представленной статьи.

Общие сведения

Как известно, дети и подростки проводят в общеобразовательных учреждениях практически все свое время. Именно поэтому для их родителей очень важны условия, в которых они пребывают. Ведь освещение помещения и санитарно-гигиенические показатели играют огромную роль для детского здоровья и иммунитета. Это связано с тем, что особенности маленького организма таковы, что даже незначительные изменения в микроклимате отражаются на терморегуляции. Поэтому все школьники остро нуждаются в обеспечении максимального комфорта и соответствующего Если такие условия в образовательном учреждении не соблюдаются, то отдача тепла растущего организма заметно увеличивается. Это нередко приводит к переохлаждению, что в большинстве случаев способствует появлению простудных заболеваний.

В связи со всем вышесказанным следует отметить, что практически каждого родителя школьника интересует вопрос о том, какой должна быть температура, при которой отменяют школу? Чтобы ответить на него, следует обратиться к санитарным нормам.

Санитарные нормы

Наверняка каждому ребенку известно, при какой погоде отменяют школу. Ведь такие изменения позволяют «законно» прогулять занятия. Но помимо общего условия («сильный холод»), существует и более конкретная температура, при которой отменяют школу.

Как известно, микроклимат любого помещения зависит от влажности, температуры воздуха и скорости его перемещения. Некоторые из этих показателей регулировать довольно легко. Однако температура воздуха в школах зависит от нескольких факторов. Одним из них является теплоотдача системы отопления. Таким образом, если общеобразовательное учреждение подключено к центральной отопительной системе, то для комфортного пребывания в здании его руководство может дополнительно установить радиаторы, которые будут иметь высокий КПД.

Также следует отметить, что поддерживать нормальную температуру в школе довольно эффективно помогают плотно прилегающие двери и качественные стеклопакеты. Если же такие меры не предусмотрены, то в учебном заведении рекомендуется вести температурный журнал. Чтобы его заполнить, следует каждый день проводить замеры. В дальнейшем результаты следует предъявить теплоснабжающему предприятию.

Существующие нормативы в помещении

Какова температура, при которой отменяют школу? Этот вопрос касается не только температуры воздуха на улице, но и в помещении. Согласно нынешним нормативам, посещать общеобразовательное учреждение можно при следующем режиме:

  • от 15-ти градусов в школьных мастерских и цехах;
  • от 17-ти градусов в обычных учебных кабинетах;
  • от 15-ти градусов в зале для занятий физической культурой;
  • от 16-ти градусов в общей библиотеке школы;
  • от 19-ти градусов в гардеробных и раздевалках;
  • от 17-ти градусов в уборных;
  • от 17-ти градусов в залах для культурного развития (актовых залах);
  • от 21-ого градуса в медицинском кабинете.

Если существующая температура в кабинетах и других помещениях учебного заведения ниже указанной нормы, то вполне может встать вопрос об отмене всех занятий.

У природы есть плохая погода?

Когда отменяют занятия в школе? Задав этот вопрос школьнику, вы услышите ответ, что чаще всего это происходит в зимнее время. И действительно, температура внутри учебного здания не может не зависеть от внешней температуры. Ведь, как показывает практика, даже самые толстые и качественные двери и окна не могут спасти от сильнейшего холода. Именно поэтому зимние морозы очень часто являются поводом для «законного» прогула школьных занятий.

Существующие нормативы

В нашей стране существуют следующие нормативы: если температура за окном варьируется в пределах -25...-40 градусов, то все общеобразовательные учреждения обязаны отменить занятия.

Кстати, нередко родителей школьников интересует вопрос и о том, при каком ветре отменяют школу. Ведь данный параметр тоже имеет большое значение. Итак, если ветер менее 2-ух метров в секунду, то все учебные занятия отменяются при следующем режиме:

  • -30 градусов для тех детей, кто обучается в 1-4 классе;
  • -35 градусов для тех детей, кто обучается в 5-9 классе;
  • -40 градусов для тех, кто обучается в 10-11 классе.

Отмена занятий при очень сильном ветре

Если на улице превышает 7 метров в секунду, то занятия в школах отменяются при следующих температурных значениях:


Почему отменяют занятия?

Некоторые люди недоумевают, почему иногда в зимнее время занятия в школах отменяются. Как известно, такие примерные нормативы вводятся в целях охраны здоровья школьников, предупреждения у них переохлаждений и обморожений.

Как узнать об экстремальных температурах воздуха?

О несвойственных для определенных регионов нашей страны, сообщают местные телеканалы, печатные издания и радио. Иногда при помощи СМИ население информируется и о закрытии общеобразовательных учреждений на определенный промежуток времени. Однако лучшим способом узнать о том, отменена ли учеба в школе, является телефонный звонок учителю, завучу или классному руководителю.

Следует также отметить, что родителям необходимо руководствоваться и здравым смыслом. Ведь если на улице сильнейший мороз, а дорога в учебное заведение превращается в экстремальный путь, то не стоит отпускать своего ребенка на занятия, даже если они официально не отменены. Лучше подучить со своим чадом пройденный в его отсутствие учебный материал, нежели лечить его потом после переохлаждения.

Отменят ли шестидневку в школе?

Разговоры о введении в нашей стране ведутся довольно давно. И вот совсем недавно партия «Справедливая Россия» внесла в Государственную Думу соответствующий законопроект. Как известно, он предусматривает обязательную пятидневную учебную неделю, но только для школьников, которые обучаются с 1-ого по 9-ый классы. Что касается учеников старшего возраста (10 и 11 классы), то отменять им шестидневку или нет - имеет право решать только администрация школы, полагаясь на свое усмотрение.

Как известно, на такой законопроект партию подвигли данные Министерства здравоохранения. Ведь, как показывает практика, в последнее время нагрузка в общеобразовательных учреждениях настолько выросла, что дети стали намного чаще болеть.

Так когда отменят шестидневку в школах? Такую учебную неделю предлагают ввести с 1 сентября нынешнего (2014) года.

Достоинства и недостатки

Разумеется, тот факт, что школьники получат дополнительный выходной и смогут больше времени быть рядом с родителями, является самым главным достоинством этого изменения. Однако у него имеются и существенные недостатки. Теперь вся учебная нагрузка будет распределяться не на шесть дней, как раньше, а на пять. Другими словами, заметно увеличится количество уроков. Более того, ученикам придется выполнять больше домашних заданий.

IV. Требования к зданию

<...>

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

Не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

Не менее - 3,5 м 2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м 2 .

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов, площадью не менее 4,0 м 2 ; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, площадью не менее 14,0 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые, площадью не менее 12 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты, площадью не менее 8,0 м 2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных организациях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.<...>

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1–4 классов, и на высоте 0,7–0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5–11 классов.

Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.<...>

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.<...>

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов – не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски–- не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – 70–90;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II–III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. <...>

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22 °С, душевых – 25 °С. <...>

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зале следует прекращать. <...>

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. <..>

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. <...>

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения. <...>

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300–500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300–500 лк, на классной доске – 300–-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради jсвещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

<...>

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. <...>

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. <...>

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. <...>

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

  • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
  • организованных подвижных игр на переменах;
  • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
  • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
  • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. <...>

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. <...>

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. <...>

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций

11.1. Во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. <...>

11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации . <...>

Говорить только об уровне температуры в школьных помещениях не совсем верно, потому как при разработке нормативов к воздушно-тепловому режиму образовательных учреждений учитываются несколько факторов:
- наличие воздухообмена и его интенсивность;
- относительная влажность;
- температура воздуха.

Из чего складывается оптимальный температурно-влажностный режим

Учитывая вышеперечисленные параметры и изучив их воздействие на здоровье школьников, ученые разработали оптимальные критерии для различных школьных помещений, которые изложены в «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН 2.4.2.2821 – 10).

Во внимание принимается площадь, максимальный поток учащихся, проходящий за день через тот или иной кабинет, возможность проветривания. Совершенно недопустимы наглухо закупоренные на зиму окна, сделанная раз в день влажная уборка, так как даже при соблюдении оптимальной температуры, но при нарушении уровня влажности, создается не комфортная для детского организма среда.

Не допустимо, чтобы температура в школе определялась настроением администрации, работниками теплосети, обслуживающими котельную школы, или родителями, которые приучили ребенка к более высокой температуре воздуха в помещении. Тем более что температурный режим каждого человека индивидуален. Законом для образовательного учреждения является СанПиН, и иначе быть не может.

Требования к кабинетам

В кабинетах небольшой площади, где проводят индивидуальную работу психолог или логопед, оптимальной считается температура воздуха от 18 до 24 градусов. Такая же приемлема для актового зала, фойе, библиотеки и столовой, где большое количество детей и преподавателей бывает, но не на протяжении всего дня.

В мастерских, где дети заняты зачастую физическим трудом, температура немного ниже (17-20). Эта же относится к спортивному залу, где даже рекомендуется держать открытыми фрамуги во время занятий, не допуская сквозняка. Это правило действует, если температура воздуха на улице выше + 5. При низких температурах сквозное проветривание необходимо проводить между уроками.

Если в школе оборудованы при спортивном зале душевые, то там температура должна достигать 22-25 градусов. В спортивных раздевалках и медицинском кабинете 20-22.

Во время каникул допустимо снизить температуру воздуха в школе до 15 градусов. Чтобы осуществлять постоянный контроль соблюдения температурного режима, необходимо все помещения школы снабдить термометрами.

Влажность воздуха не должна выходить за допустимые пределы 40-60 %. Соблюсти эти нормы поможет регулярное проветривание, которое следует проводить в любое время года. Если температура окружающего воздуха ниже –10, то достаточно сквозного 5-минутного проветривания на большой перемене и минутного на маленькой. По мере повышения температуры на улице увеличивается и время проветривания.

Соблюдение этих правил требует регулярного выполнения со стороны учителя, которому, возможно, не всегда хочется выводить весь на маленькой перемене из кабинета. А администрации школы следует во время летнего ремонта позаботиться о том, чтобы окна или фрамуги были в рабочем состоянии.

Вам не приходило в голову, что школьники часто болеют не только по причине слабого здоровья, но и из-за порой маниакального стремления педагогов к чистоте и свежему воздуху? Осенняя переменчивая погода - повод вспомнить о том, в каких условиях должны заниматься дети в школах, гимназиях и др. учебных учреждениях.

В квартирах, как всем известно, минимально допустимая температура в холодное время года - +18 0 С. А в школе? Данный вопрос, как выяснил обозреватель портала , регламентирует специальный документ – «Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях», который был утвержден Минздравом Беларуси 15 июля 2010 года.

Режим проветривания должен быть следующим. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До и после окончания уроков, а также между первой и второй сменами проводится сквозное проветривание классов. Так, при наружной температуре воздуха от +10 до +6º С в малые перемены освежать атмосферу в классах можно от 4 до 10 минут (в большие - 25-35). При +5... 0º С - 3-7 и 20-30 минут соответственно, при 0…–5º С - 2-5 и 15-25 минут, при –5…–10º С - 1-3 и 10-15 минут, а при ниже –10º С - 1-1,5 и 5-10 минут соответственно. В теплые же дни уроки проводятся при открытых фрамугах и форточках.

Сами классы не должны напоминать тюремную камеру с малюсеньким зарешеченным окошком под потолком. Но и превращать комнату для занятий в аквариум никто не позволит. Конечно, до таких крайностей ни один здравомыслящий проектировщик не додумается. А в санитарных нормах говорится, что в каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг и форточек предусматривается не менее 1/50 площади пола. При этом фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях должны быть доступны к открыванию круглогодично. В классах установлены стеклопакеты? Все их створки должны быть оборудованы механизмами, обеспечивающими постоянное проветривание (неплотное закрывание) помещений.

Вы можете спросить: а как же родителям можно проконтролировать соблюдение всех этих параметров? Да, на переменах к каждому классу надсмотрщика не приставишь. Но если вам показалось, что в классе «дубак», можно сверить свои ощущения с показаниями термометра. Таковыми, согласно упомянутым в начале публикации «Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам», должны быть оснащены помещения с пребыванием учащихся.

Напоследок - информация к размышлению. По словам заместителя начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РБ Татьяны Мигаль, в сентябре планируется изучить вопрос выполнения инструкции по организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования, прежде всего - в школах. Планируется провести хронометраж рабочего времени, пересмотреть штаты и нагрузку медицинских работников. А вообще, по итогам профилактических осмотров, в прошлом году 85,5% детей имели 1-ю и 2-ю группы здоровья, из них 27,3% были признаны абсолютно здоровыми. Но за время обучения в школе увеличивается удельный вес детей с хронической патологией. Так стоит ли усугублять ситуацию частыми простудами? Хотя пользу свежего воздуха для работы мозга пока никто не отменял.

Оптимальные параметры температуры воздуха в помещениях общеобразовательных учреждений

№ п/п

Наименование помещений

Температура воздуха

в помещениях

Учебные помещения

Спортивный зал

Раздевальные при спортивном зале

Кабинет врача

Спальные помещения

Умывальные помещения

Санитарные узлы

не ниже +25º С

Актовый зал, лекционные аудитории,

киноаудитории

не ниже +17…+20º С

Помещения детского творчества

В ближайшее время портал расскажет о том, при какой температуре воздуха в спортзале или на улице школьники имеют полное право не идти на урок физкультуры.

Александр Нестеров