Болезни Военный билет Призыв

О чем говорят последние строчки баллады светлана. Жуковский «Светлана» – анализ. В чем состоит своеобразие стиля Жуковского

В начале творческого пути во многом подражал перу немецких и английских поэтов. У Бюргера Жуковский позаимствовал сюжет для баллады «Светлана». Написана она была в 1812 году. Переложив первоисточник на свой манер, Жуковский подарил русскому читателю удовольствие от знакомства с лёгкой, насыщенной невероятными событиями и русским фольклором, балладой.

Тему произведения «Светлана» определить не сложно: страшный сон девушки во время гадания и утреннее пробуждение, принёсшее радость и счастье. Автор прикасается в балладе также к темам любви, верности, страха, душевной муки, сомнения, неожиданности, судьбы. Судьба, по мнению Жуковского, не может быть предопределена свыше. И никакие гадания судьбу не решают. Только человек сам может влиять на свою жизнь. Тема святочных гаданий раскрывается автором иронично.

Начинается и заканчивается баллада светло и радостно. Начало повествует о крещенских гаданиях русских девушек. Что только они не делали, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу: и башмачок за ворота бросали, и воск растапливали, и украшения клали в воду. Жуковскому нравятся эти девушки, нравится их молодость и наивность. Первые четырнадцать строк баллады струятся легко и непринуждённо. Так и слышишь за строчками смех весёлых девушек.

Радостные строки вскоре сменяются грустными: автор знакомит читателя с печальной Светланой, которая не гадает и не веселится с подружками. Она уже год не получает писем от милого друга. Душа девушки томится в тоске и неизвестности. Подругам она просто объясняет своё нынешнее настроение: «Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко…» Мы видим очень чувствительную, преданную, искреннюю девушку, которую постигла безутешная грусть от разлуки с любимым.

Подружки предлагают Светлане погадать на суженого. Она соглашается… И вот с этого момента в повествовании появляются тревожные ноты наступающей страшной неразберихи, которая окутывает читателя с головы до ног. Он становится очевидцем фантастического приключения, происшедшего со Светланой.

Бледное и унылое лицо любимого, оживший мертвец, странный голубь, завывание бури, снег, кони, сани, церковь, гробы, хижинка - всё перечисленное держит читателя в жутком напряжении! Кажется, что вот-вот произойдёт что-то страшное.

В финале баллады мы видим счастливую Светлану. Сон-то оказался не в руку! Живой и невредимый друг по санному снежному пути примчался к своей милой возлюбленной. Конец баллады добр и справедлив: человек побеждает обстоятельства. Автор радуется за свою героиню, он счастлив её счастьем: «Будь вся жизнь её светла, будь весёлость, как была, дней её подруга.»

Баллада «Светлана» строится из простых и незатейливых предложений. И в этом - её прелесть и очарование. Ничего лишнего, ничего вычурного. Размер стиха - хорей - помогает быть балладе звучной, изящной и быстрой, как ручей. Перекрёстная рифма также придаёт произведению мелодичность.

Среди языковых средств, повышающих эмоциональное отношение автора к событиям, в «Светлане» прежде всего нужно отметить яркие сравнения : «…в ней душа - как ясный день» , «…слава - нас учили - дым; свет - судья лукавый…». Несчастье сравнивается со лживым сном, счастье - с пробужденьем, сверчок - с вестником полуночи. Жуковский использует в балладе антитезу , которая помогает понять исключительность событий, их противоречивость: «снег валит клоками» - «всё утихло…вьюги нет…» ; «и над чашей пели в лад песенки подблюдны» - «Как могу, подружки, петь?» ; «не добро вещает он - горькую судьбину» .

Образные определения дают точную характеристику героям, предметам или явлениям: «тайный мрак, грозными очами, светлыми глазами, милая Светлана, дружным бегом, снежный прах» .

Лирических героев в романтической балладе «Светлана» много: подружки, автор, голубок, мертвец, жених, поп, дьяконы, кони. Но главная лирическая героиня - всё же Светлана. Светлая, как её имя, верная, чистая и прекрасная. Прекрасная в своей вере и преданной любви.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Малогрибановская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района

Воронежской области

Конспект урока

по литературе по теме:

« Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МКОУ Малогрибановская СОШ

Черниговская О.А.

Класс: 6

2015 год

Тема. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Цель :

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литература. 6 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях автора-составителя Г.С.Меркина (М.: «Русское слово», 2015)

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт, которого литературоведы называют отцом русского романтизма. Известность пришла к автору вначале как к переводчику известных произведений европейских романтиков. В 1808 г. Жуковским была переведена баллада немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», только главная героиня получила имя Людмила. Перевод имел большой успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.

Над написанием баллады «Светлана» Жуковский задумался в 1808 году и только в 1812 году она была закончена.

2. Беседа с учащимися.

Вспомним, что такое баллада? (Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера ).

Перечислите виды баллад. (Виды баллад: героические; бытовые; любовные).

III. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».

    Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Слово учителя.

Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады «Ленора».

«Светлана» - самое задушевное произведение Жуковского. Оно было посвящено Саше Протасовой. Автор при создании баллады «Светлана» использовал романтический сюжет. В результате появилось национальное произведение, близкое к фольклору.

Жуковский, обладая светлым взглядом на мир, хотел передать его своим читателям в своей балладе.

3.Проверка домашнего задания.

Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя?

Светлана – русское имя, означает «светлая» и создает соответственное настроение. Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «свет».

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

Назовите антоним слову «свет». Какие ассоциации связаны со словом «тьма»?

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

4.Лексическая работа.

В тексте баллады встречаются слова, которые вышли из нашего употребления. Как они называются? (устаревшие слова)

Назовите устаревшие слова, которые встретились в произведении и объясните их значение.

(учащиеся называют слова «запона», «Зиждитель», «лоно», «паникадила», «перси», «провиденье», «тесовы», «фамиам», «ярый» и др.)

5. Беседа.

Когда происходит действие баллады? О чем мы узнает в самом начале произведения? Что это за народная традиция и что вы о ней можете рассказать?

Действие баллады происходит в «крещенский вечерок». Это время, когда молодые девушки гадали. Это народная традиция. И поэтому девушки собрались узнать о своем будущем, а именно о женихах и замужестве.

Что вы знаете о гаданиях? Как гадали девушки в балладе?

(ответы учащихся)

(«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»; «Снег пололи»; кормили «счётным курицу зерном»; «Ярый воск топили»).

Однако, интересным, хотя и, наверное, самым страшным являлось гадание с зеркалом и свечой, потому что зеркало ассоциировалось с потусторонним миром: темным и враждебным.

В балладе «Светлана» идет переплетение двух тем: темы «света» (счастья) и темы «тьмы» (несчастья). Сюжет произведения построен по принципу движения от тьмы к свету, от страшного ночного сна к солнечному утру.

Кто является главной героиней баллады? Что мы узнаем о ней?

(Главная героиня Светлана – молодая, романтическая девушка с русской душой. Жуковский стремился в ней изобразить национально-русский женский тип).

6. Выразительное чтение отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель».

О каких чертах характера Светланы мы узнаем из этого отрывка?

(ответы учащихся)

Героиня Жуковского находится в атмосфере народного деревенского быта, с теми праздниками, обычаями, гаданиями, которые существовали в то время. Он считает, что счастье героини зависит не от каких-то вмешательств реальных и нереальных, а от нее самой. Именно нравственные ценности, которые в ней заложены, способности к сопротивлению жизненным невзгодам и вера в благую волю Провидения, сделают ее счастливой.

7. Выразительное чтение от слов «Где ж?... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?»

Вспомните, что такое лейтмотив. Назовите в данном отрывке слова, которые являются лейтмотивом баллады.

Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки.

8. Слово учителя.

В данной балладе светлый мотив беспечной юности, которая радуется жизни, которая заглядывает в будущее, противостоит, противоположный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада носит драматичный характер. Её лейтмотивом является тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»

Какие два цвета преобладают в балладе и почему?

(ответы учащихся)

В произведении читатель оказывается в другом мире – мире мистики. С помощью какого литературного приема это происходит?

(Героиня погружается в сон).

Какие изобразительно-выразительное средства использует автор в своей балладе? Что такое антитеза? Считаете ли вы, что произведение построено на антитезе?

Является ли сон Светланы мистическим?

(ответы учащихся)

9. Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».

Цена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? (Для нагнетания страха) .

Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?

Какие образы помогают Светлане спастись?

(Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух).

Что такое кульминация произведения? Назовитие кульминационный момент баллады «Светлана».

Кульминация – это пробуждение Светланы.

10. Выразительное чтение отрывка «Что же твой, Светлана сон…» до конца баллады.

Стала ли героиня счастливой? Что помогло ей? Ответ найдите в тексе баллады.

(Вера в провидение помогла Светлане стать счастливой. Она искренне верила в счастье и оно пришло к ней).

Баллада Жуковского заканчиваетя оптимистично, а это противоречило всем законам данного жанра. Почему?

(ответы учащихся)

IV. Подведение итогов урока.

Жуковский, работая над балладой «Светлана», пережил разные чувства: и надежду, и разочарование.

И эти чувства проявились в произведении глубоким меланхолическим мотивом, который противостоит оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.

V. Домашнее задание.

2.Письменно ответить на вопрос: « Что сближает балладу Жуковского со сказкой?»

Оценка:____________________

Заместитель директора по УВР Суховерхова Е.В.

Рецензия на проведённый урок по литературе.

Урок разработан и проведён Черниговской Ольгой Александровной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, образование высшее, стаж педагогической деятельности – 15 лет.

Тема: Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана» (6 класс).

Это один из уроков, входящих в систему сценариев, разработанных учителем по разделу «Литература 19 века».

Цели данного урока:

выявить лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини;

развивать логическое мышление, исследовательские навыки;

воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

Урок проведен по четкому алгоритму. Шестиклассники легко воспринимают этот алгоритм. В его основе лежит работа воображения, обращение к ассоциативному – невербальному мышлению ребенка, к эмоциональной сфере его психики. Ученики работали на уроке очень активно, не скрывали своих эмоций, не боялись выражать свои мысли вслух. Ученики 6 класса весь урок занимались поисковой и исследовательской работой.

Учитель на уроке совершенно естественно, в процессе анализа поэтического текста говорил с детьми о важнейших проблемах реальной жизни, о добре и зле.

О высокой эффективности урока говорит эмоциональное выразительное чтение отрывков баллады учениками. Дети демонстрировали понимание поэтического текста и авторского замысла.

Черниговская О.А. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности учащихся. Урок литературы, проведенный О.А.Черниговской, представляет собой целостную систему.

Данный урок проведен на высоком методическом уровне.

Заместитель директора по УВР

МКОУ Малогрибановская СОШ _______________Суховерхова Е.В.

Баллада - это повествовательная песнь, с драматическим развитием сюжета, в основе которой лежит какой-либо необычный случай. Миру известны итальянские, французские любовные и героические баллады. Большой вклад в развитие этого жанра внес и Василий Андреевич Жуковский, дополнив каноническую основу приметами русской культуры и быта. Он сделал данный жанр понятным для русского читателя.

Баллада «Светлана» является одним из самых знаменитых произведений Жуковского. Она была написана в 1812 году.

В основу своего поэтического произведения автор положил балладу «Ленора» Г. Бюргера. Но он расширил ее и буквально адаптировал для русского читателя, воспитанного на колыбельных, сказках, пословицах, поговорках и прочих жанрах народного творчества. В начале текста Жуковский ставит зачин, характерный для русских народных сказок, здесь присутствует особый слог, постоянные эпитеты («перстень золотой»), заимствованные оттуда же. С этой же целью в начале баллады используется прием ассонанса, то есть повторения гласного звука (в данном случае протяжного «о»).

Стоит обратить внимание и на имя главной героини - Светлана. Сегодня это весьма распространенное имя. Но, оказывается, оно было выдумано Востоковым незадолго до написания данной баллады и приобрело популярность после выхода в печать произведения. Светлана - свет, дарующий дорогу в темноте ночи, это надежда на светлое будущее, то выход из любой ситуации. Даруя своей главной героиня такое имя, да еще и ставя его в названии произведения, автор будто намекает на хороший конец.

А поволноваться за героиню читателю приходится не раз! Чего стоит только сцена скачки с мертвым женихом… А образы черного ворона, темной дали, от которых так и веет мистикой. Способствует этому и ритмичный хорей.

Но все ощущение тревоги постепенно улетучивается, как только начинается описание настоящего - светлого и доброго. В создании этой картины автору помогают олицетворения.

В данной балладе Жуковскому еще раз удалось доказать, что никогда не стоит отчаиваться, падать духом. Нужно бороться до последнего и тогда стремящегося обязательно ждет победа.

Василий Андреевич Жуковский полюбился читателям самобытностью и народностью своих произведений. Его стихотворения пропитаны русскими традициями и волшебством поверий.

Баллада "Светлана" была написана Василием Андреевичем в 1812 году. Вдохновение он нашел в произведении Бюргера "Леонора"

Главная тема стихотворения

Баллада повествует нам о самом сокровенном таинстве у девиц того времени - рождественском гадании на суженого.

Жуковский умело рисует своими строками картину трепета, волнения и ожидания чуда. Но радостный настрой переходит в тревожность и суеверный страх. Героиня стихотворения Светлана, истомившись в безответном ожидании жениха, решает приоткрыть завесу тайны и заглянуть в грядущее. Но вместо желаемых свадебных колоколов, над ней раздается лишь крик ворона. Страх и ужас нападают на девицу, показывая ей леденящие душу видения: старый заброшеный дом, гроб, воставшего мертвеца. Лишь искренняя вера и молитва помогают пробудиться девушке от кошмара. И с солнечными лучами ее встречает ее суженый, живой и здоровый. Баллада заканчивается на позитивной ноте, свадьбой и отрицанием суеверных страхов и опасений.

Главная героиня произведения предстает перед читателем девушкой с очень чистым и светлым сердцем. Ее молитва и любовь помогают побороть страхи и сомнения. Увиденное ею "пророчество" способно пошатнуть любого, но девушка крепка в своей вере.

Жуковский создал эталон русской невесты, полюбившийся многим.

Структурный анализ стихотворения

Баллада поражает своим композиционным строением. Она построена настолько реалистично, что не сразу понимаешь разницу между явью и сном. Переход к кошмару настолько плавный, что лишь резкий петушиный крик, упомянутый в финале стихотворения, "пробуждает" читателя.

Особое настроение создают междометия, риторические восклицания и вопросы. Баллада кажется живой, энергичной и очень динамичной.

Жуковский очень точно рисует перед читателем мир кошмара. Детальное описание происходящего, окружающего пейзажа и даже таких мелочей, как крик ворона, создает ощущение реальности происходящего. Автор одухотворяет природу, придавая ее явлениям сакральное значение: крики ворона, радостная песнь петуха.

Разграничивая сон от реальности эпитетами, Жуковский решает сразу несколько задач: описание окружающей героиню дествительности, передача настроения и состояния души Светланы.

Вывод

Романтический сюжет, привязка к национальным традициям и особый слог делают это произведение близким к фольклорному творчеству. Именно благодаря этому "Светлана" уже более 200 лет находит отклик в сердцах читателей.

Бюргера «Ленора » своё известное стихотворение «Людмила ». Однако оно не вполне удовлетворило поэта, и через некоторое время он написал на ту же литературную тему новую балладу, «Светлана», в которой сюжет «Леноры» еще больше смягчен и изменен. «Светлана» (см. её полный текст и краткое содержание на нашем сайте) относится к одним из лучших произведений Жуковского, недаром в литературном обществе «Арзамас » ему самому была дана кличка – «Светлана».

В. А. Жуковский. Светлана

Баллада начинается с описания чисто русского обычая, гадания девушек:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат,
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны».

Одна из девушек, Светлана, тоскуя о своем женихе, решается ночью гадать одна: накрывается стол на два прибора, и Светлана со свечей сидит перед зеркалом, ожидая увидать в нем отражение своего жениха. В полночь действительно является жених Светланы, она выходит с ним в морозную ночь, садится к нему в сани, и кони мчат их по снежному полю.

Ночная скачка Леноры с женихом превратилась в чисто русскую езду на санях. Но, как и в «Леноре», все, что встречается на пути, наводит страх и жуть на душу девушки. То едут они мимо церкви, в которой идет отпевание покойника, то подымается метель, то черный ворон жутко каркает над ними. Наконец, кони останавливаются перед маленькой хижиной. Внезапно и кони, и сани, и жених исчезают. Светлана одна входит в хижину, перед ней гроб со свечой у иконы.

Виден ей в избушке свет:
‎Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
‎Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
‎Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
‎Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
‎В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
‎Безответный житель.

Светлане страшно и она начинает тихо молиться, – и что же? К ней на плечо откуда-то слетает белый голубок, воркует, ласкается. Жуковскому захотелось смягчить впечатление жуткого страха, и он послал своей героине этого утешительного голубка.

Но нарастание страха продолжается: покров срывается с гроба, перед Светланой мертвец, в котором она узнает своего жениха... Он поднимается, протягивает к ней руки, – голубок старается ее защитить, – Светлана вскрикивает... и просыпается! Весь пережитой ужас был сном.

«...Уж рассвело, –
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы».

Светлана слышит дальний звон колокольчика; ближе, ближе, и вот остановились сани у ворот:

«Статный гость к крыльцу идет...
Кто? Жених Светланы!»

Радостно заканчивает Жуковский свою балладу счастливой встречей влюблённых. Вот во что обратился страшный рассказ о Леноре...

«Светлана» – одна из лучших баллад в творчестве Жуковского ; она проникнута русским духом; на всем произведении лежит отпечаток светлой, мягкой души автора.