О чем произведение во весь голос. Анализ вступления поэмы “Во весь голос”
Поэма Владимира Маяковского "Во весь голос" - очень сильное и откровенное произведение. Изучать его в школьной программе все равно, что читать "Архипелаг Гулаг" А. Солженицына в 5 классе. Чтобы понять столь глубокое произведение, нужно иметь за плечами хотя бы два-три десятка лет. Сам поэт не дожил и до сорока, однако его восприятие жизни в разы масштабнее и полнее, чем у среднестатистического человека.
С чего начать анализ поэмы Маяковского "Во весь голос"
Изначально произведение значилось вступлением к поэме, но закончено оно не было, а то, что дошло до нас, оформилось в вполне законченное стихотворение. По традиции при анализе "Во весь голос" Маяковского произведение называют поэмой.
Как человек прямой, автор начинает свое творение с обращения "Уважаемые товарищи потомки..". Очень интеллигентно, не так ли, учитывая нравы молодого поэта-футуриста, который любил шокировать публику далекими от художественности выражениями. Впрочем, и тут поэт не изменит своей традиции: "роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме...". Противопоставление - самый излюбленный прием мастера, если он мягко стелет в начале предложения, то ожидай "горячего" словца в конце. В этом весь Владимир Владимирович. По рассказам его близких и друзей, поэт был достаточно скромным и очень чутким человеком, а что касается личных отношений, то и вовсе - стеснительным, романтичным и очень ранимым.
Ключевая мысль поэмы заключена в строках "я сам расскажу о времени и о себе". Выбирая такой путь, поэту остается одно: правда и ничего кроме. А если учесть реалии того времени, когда была написана поэма Маяковского, то кроме метафор и иносказаний других средств, чтобы выразить себя и пройти цензуру у поэта не было. И справился он, действительно достойно! Жестко и прямолинейно звучит его стих:
Я, ассенизатори водовоз,революциеймобилизованный и призванный,ушел на фронтиз барских садоводствпоэзии -бабы капризной.
Все стихотворение в целом проникнуто революционным пафосом, политически "окрашено". Но за внешней стороной стиха можно заметить внутреннюю поэтичность и игру слов. Это очень важно учитывать при анализе "Во весь голос" Маяковского.
Рифма по-маяковски
В области рифмы и стихосложения Владимир Владимирович искуснейший теоретик и практик. Всем известна его работа "Как писать стихи". Но его творчество шире и показательнее любого трактата.
"Обнаруживая - оружие, ласкать - волоска, Гегелю - бегали" - вот стандартная для поэта рифма. Она у Маяковского всегда богатая, изощренная. Поэт находит варианты рифмовки там, где ее, казалось бы, быть не может, меняя ударения, переставляя и переделывая слова так, как считает нужным. Может быть поэтому его стихи всегда пестрят неологизмами.
Чтобы прочувствовать и понять стиль и стих Маяковского, его нужно перечитать не единожды. И тогда анализ "Во весь голос" Маяковского станет проще и результативнее. Помимо сложной для неподготовленного читателя структуры стиха, расположения строф, у поэта в минимуме слов - максимум смысловой нагрузки. Тот, кто поймет лирического героя Маяковского, увидит гораздо больше, чем рядовой читатель.
А что же хотел сказать поэт?
На первый взгляд, это неявно, но в стихотворении автор дает характеристику своей поэзии, своему творческому кредо. Говоря иными словами, поэт рассуждает о своем предназначении, о будущем страны и человечества в целом, о поэзии, как о сильнейшем оружии. Слились воедино далекие цели, размышления о современности, о силе духа, о воле, о каждодневном мучительном творческом процессе. Все произведение проникнуто одной важной мыслью: писать для будущих поколений – очень ответственно, это тяжкий труд, который не окупится ни славой, ни деньгами.
Яухословомне привык ласкать;ушку девическомув завиточках волоскас полупохабщиныне разалеться тронуту.Парадом развернувмоих страниц войска,я прохожупо строчечному фронту.
Владимир Маяковский знал цену и силу поэтического слова, и поэтому понимал свою ответственность перед обществом и временем. Как бы не хотелось ему писать о личном, об отношениях, он предпочел для масс оставаться поэтом-борцом и агитатором. А ведь интимная лирика у поэта пролетариев - его сильная сторона, которая всегда оставалась в тени. Любовь у Маяковского - пронзительное, страстное, нежное, безнадежное и, вместе с тем, сильнейшее чувство. Он, как никто, вывернул свою душу наружу и заявил в поэзии о том, что любить – это больно. Но вернемся к анализу неоконченного «Во весь голос» Маяковского.
Его «кавалерия острот» всегда готова к бою, «поднявши рифм отточенные пики». Завещая свои стихи нам, он дает наказ бороться дальше уже без него, с верой, что его жизнь и работа не пропадет, не забудется, а поставленные цели будут достигнуты.
Поэтический язык поэмы «Во весь голос» Владимира Маяковского
В стихотворении, как и во всем творческом наследии Владимира Владимировича встречаются его собственные «перлы» - неологизмы. Это индивидуально авторские слова, которые создает сам поэт, подчиняя их художественному замыслу. «Кудреватые - мудреватые», «мандолинят» - от названия музыкального инструмента, «очки-велосипед», «песенно-есененный», «амурно-лировой», «свинцово-тяжело», «разалеться». Играть со словами поэт любил и умел, отсюда его неповторимый стиль. Кроме того, в стихотворении мастер слова то и дело играет звуками – аллитерация для стихов Маяковского - норма. Обратите внимание, как в следующем четверостишии он подбирает слова со звуками «г» и «л»:
Слушайте,товарищи потомки,агитатора,горлана-главаря.Заглушапоэзии потоки,я шагнучерез лирические томики,как живойс живыми говоря.
А в следующих строках отчетливо прослеживается мастерски исполненная аллитерация («п», «р» и «л»):
И всеповерх зубов вооруженные войска,что двадцать лет в победахпролетали,до самогопоследнего листкая отдаю тебе,планеты пролетарий..
Нельзя не упомянуть и такое стилистическое средство, как инверсия, а проще говоря перестановка слов в предложении. При анализе стихотворения Маяковского "Во весь голос", стоит учитывать, что большинство предложений - инверсионные. Этот прием помогает выделять слова, акцентируя на них внимание. Чтобы понять смысл фразы, иногда приходится перечитывать строки несколько раз. Это поэтичность по-маяковски, она сложна, как и характер, и душа поэта.
И все-таки он лучший!
Несмотря на то, что свою жизнь, как в стихотворении, поэт «протопал» достаточно быстро, а давалась она ему порой нелегко, Владимир Маяковский - гениальный поэт!В русской литературе так и не появился тот, кто смог бы так же сильно и бескомпромиссно перевернуть все с ног на голову и затмить его славу. Пусть партбилетов и ЦК уже нет, есть сила поэтической мысли великого поэта, он актуален, непримирим и всегда жив в своих стихах.
Первое вступление в поэму
Уважаемые
Товарищи потомки!
В сегодняшнем
Окаменевшем г
Наших дней изучая потемки,
Возможно,
Спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
Ваш ученый,
Кроя эрудицией
Вопросов рой,
Что жил-де такой
Певец кипяченой
И ярый враг воды сырой.
Профессор,
Снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
О времени и о себе.
Я, ассенизатор
И водовоз, революцией
Мобилизованный и призванный,
Ушел на фронт
Из барских садоводств
Поэзии –
Бабы капризной.
Засадила садик мило,
И гладь –
Сама садик я садила,
Сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
Кто кропит,
Набравши в рот –
Кудреватые Митрейки,
Мудреватые Кудрейки –
Кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина –
Мандолинят из-под стен:
“Тара-тина, тара-тина,
Т-эн-н…”
Неважная честь,
Чтоб из этаких роз
Мои изваяния высились
По скверам,
Где харкает туберкулез,
Где б… с хулиганом
Да сифилис.
Агитпроп
В зубах навяз,
Строчить
Романсы на вас –
Доходней оно
И прелестней.
Но я себя
Становясь
Собственной песне.
Слушайте,
Товарищи потомки,
Агитатора,
Горлана-главаря.
Поэзии потоки,
Через лирические томики,
Как живой
С живыми говоря.
Я к вам приду
В коммунистическое далеко
Как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
Через хребты веков
И через головы
Поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
Но он дойдет не так,-
Не как стрела
В амурно-лировой охоте,
Не как доходит
К нумизмату стершийся пятак
И не как свет умерших звезд доходит.
Громаду лет прорвет
Как в наши дни
Вошел водопровод,
Сработанный
Еще рабами Рима.
В курганах книг,
Похоронивших стих,
Железки строк случайно обнаруживая,
С уважением
Ощупывайте их,
Как старое,
Но грозное оружие.
Не привык ласкать;
Ушку девическому
В завиточках волоска
С полупохабщины
Не разлететься тронуту.
Парадом развернув
Моих страниц войска,
Я прохожу
По строчечному фронту.
Стихи стоят
Свинцово-тяжело,
Готовые и к смерти,
И к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
К жерлу прижав жерло
Нацеленных
Зияющих заглавий.
Любимейшего
Рвануться в гике,
Кавалерия острот,
Поднявши рифм
Отточенные пики.
Поверх зубов вооруженные войска,
Что двадцать лет в победах
Пролетали,
До самого
Последнего листка
Я отдаю тебе,
Планеты пролетарий!
Рабочего
Громады класса враг –
Он враг и мой,
Отъявленный и давний.
Велели нам
Под красный флаг
Года труда
И дни недоеданий.
Мы открывали
Каждый том,
Как в доме
Собственном
Мы открываем ставни,
Но и без чтения
Мы разбирались в том,
В каком идти,
В каком сражаться стане.
Диалектику
Учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
Она врывалась в стих,
Под пулями
От нас буржуи бегали,
Бегали от них.
За гениями
Безутешною вдовой
Плетется слава
В похоронном марше –
Умри, мой стих,
Умри, как рядовой,
Как безымянные
На штурмах мерли наши!
Мне наплевать
На бронзы многопудье,
Мне наплевать
На мраморную слизь.
Сочтемся славою –
Ведь мы свои же люди, –
Пускай нам
Общим памятником будет
Построенный в боях
Социализм.
Словарей проверьте поплавки:
Выплывут
Остатки слов таких,
Как “проституция”,
“туберкулез”,
“блокада”.
Для вас, которые
Здоровы и ловки,
Вылизывал
Чахоткины плевки
Шершавым языком плаката.
С хвостом годов
Я становлюсь подобием
Ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь, давай
Быстрей протопаем,
Протопаем
По пятилетке дней остаток.
Не накопили строчки,
Краснодеревщики
Не слали мебель на дом.
Свежевымытой сорочки,
Скажу по совести,
Мне ничего не надо.
Явившись
В Це Ка Ка
Светлых лет, н
Ад бандой
Поэтических
Рвачей и выжиг
Я подыму,
Как большевистский партбилет,
Все сто томов
Партийных книжек.
(No Ratings Yet)
- Б. Ш. ОКУДЖАВА ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ! Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли – Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили...
- План I. Неоднозначность толкования поэмы Блока “Двенадцать”. II. Вперед, к туманной цели! 1. Где же враг? 2. “Неугомонный не дремлет враг!”. 3. Образ Христа: богохульство или буржуазный предрассудок? 4. Новые...
- А. С. ПУШКИН * * * Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит...
- РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Волк и лиса В сказках о животных рассказывается о приключениях диких и домашних животных. Сказка “Волк и лиса”-это забавная история о проделках хитрой лисы. В ней рассказывается...
- У нас на кухне, справа от газовой плиты, на стене висят часы. Они занимают такое положение, что точное время можно узнать, находясь в любом уголке нашей большой кухни, что, конечно...
- Формирование русского стиха Русский стих формировался веками и испытал множество влияний и трансформаций. Народный стих представлял собой довольно разноречивую с ритмической точки зрения стихию, не поддающуюся единой классификации. Можно с...
- Н. А. Некрасов. Стихотворения “Элегия (“Пускай нам говорит изменчивая мода…”) “Элегия. А. Н. Е<рако>ву” (“Пускай нам говорит изменчивая мода”) (1874) представляет собой образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Н....
- С. А. ЕСЕНИН РУСЬ БЕСПРИЮТНАЯ Товарищи, сегодня в горе я, Проснулась боль В угасшем скандалисте! Мне вспомнилась Печальная история – История об Оливере Твисте. Мы все по-разному Судьбой своей оплаканы,...
- М. М. ЗОЩЕНКО ГАЛОША “Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно”. В трамвае ведь давка, теснят и на ноги наступают. Рассказчик зашел в трамвай в двух галошах, а вышел – в...
- Школа – это самый интересный этап нашего детства. Сколько же лет мы учимся в школе? На первый взгляд – очень много. Но, на самом деле, обучение в школе дает нам...
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. И. Тютчев От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых...
- РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа По жанру “Палата номер 6” – скорее не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя). Н. С. Лесков дал следующий отзыв...
- “В поэзии, в искусстве – на первом месте сама личность художника! – писал Брюсов. – Она и есть сущность – все остальное форма! И сюжет, и “идея” – все только...
- Н. А. НЕКРАСОВ РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ Княгиня Трубецкая (Фрагменты) Поэма в двух частях (1826 год) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Покоен, прочен и легок На диво слаженный возок; Сам граф-отец не раз, не два...
- Сначала было Слово… Так начинается книга книг – Библия. Именно в слове берет все свое начало. Сегодня мы не придаем слову такого большого значения, как в древности. Человек мало обеспокоен...
- Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и даже сам автор выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что...
- Ранний романтизм достаточно четко проявился в таких работах Горького, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” , в революционных песнях. Герои этих рассказов сильные и мужественные, красивые и целеустремленные. Эти герои...
- Александр Твардовский – явление огромное и значимое в духовной жизни нашего народа. Но как только произносишь имя писателя, в сознании возникает главная его книга – “Василий Теркин” и, разумеется, ее...
- “МАЯКОВСКИМ РАЗРЕШАЕТСЯ ЭЛЕМЕНТАРНАЯ И ВЕЛИКАЯ ПРОБЛЕМА ПОЭЗИИ ДЛЯ ВСЕХ, А НЕ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ” (О. Э. Мандельштам) 1 вариант С появлением В. Маяковского в поэзии, как говорили современники, “случилось что-то огромное”....
- РЕЧЬ О ДОСТОЕВСКОМ Чем сильнее поэтический талант автора, тем большее количество людей и тем глубже заставляет он чувствовать и любить, что сам чувствует и любит. Чем выше идеал, тем выше...
- План 1. Человек и окружающий его мир. 2. Мы и наши друзья: А) что значит настоящая дружба; Б) друзей много не бывает. 3. Берегите друзей! Нет на земле несчастнее такого,...
- Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
- Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.3. Барокко во французской литературе Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании,...
- Б. А. Слуцкий Стихи Бориса Слуцкого (1919-1986) “Кельнская яма”, “Лошади в океане”, “Баня” были на слуху у всех. С одной стороны, он был представителем той плеяды поэтов-ифлийцев, которые с конца...
О роли поэта и назначении поэзии в жизни рассуждали практически все крупные писатели. Русская литература всегда была тесно связана с общественным движением и обсуждала самые актуальные проблемы той или иной эпохи. Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве В. Маяковского. Автор призывал подходить к явлениям искусства с позиции общественной значимости. Он считал, что каждый художник должен нести народу прежде всего правду.
Во вступлении к поэме «Во весь голос», которая так и не была окончена, В. Маяковский заявляет о том, что хочет рассказать о времени и о себе. Лирический герой и автор буквально сливаются в единое поэтическое «я» - центральный образ во вступлении. В. Маяковского часто упрекали в эгоцентризме, в том, что его лирический герой воспринимает себя как центральную точку, вокруг которой вращается и мир, и космос, и вся вселенная. Поэт же, наоборот, воспринимал себя «революцией мобилизованным и призванным».,
В произведении содержится скрытая полемика с С. Есениным, всей силой своего поэтического таланта воспевшего неповторимые пейзажи, а также создавшего большой пласт любовной лирики, которую В. Маяковский иронично называет «амурно-игривой охотой».
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот -
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки -
кто их, к черту, разберет!
Сам ритм стиха в этом отрывке убыстряется, чтобы показать, как тематически мелка и ритмически однообразна подобная поэзия. В двадцатые годы действительно существовали поэты К.Н. Митрейкин и А.А. Кудрейко, принадлежащие к литературной группировке конструктивистов. Сейчас они неизвестны читателю. Этот факт лишний раз подчеркивает справедливость критики В. Маяковского. Но возможно, что забвению как раз и способствовала столь уничтожающая и оглушительная критика.
Важно, что поэт в произведении В. Маяковского не ищет личной выгоды от своего нелегкого ремесла.
Для В. Маяковского на первом месте стоит идея гражданского и общественного долга. Он восклицает:
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Поверхностно было бы видеть в этих строках манию величия. Цель поэта не самоутвердиться, а донести свои убеждения. Именно поэтому он стремится писать.громче, плакатнее, рельефнее. Именно таким масштабным, размашистым, укрупненным, по мнению автора, должен быть стих, который будут знать и помнить потомки через столетия.
В. Маяковский гневно клеймит поэзию-однодневку, награждая ее рядом красноречивых сравнений («как стершийся пятак», «как свет умерших звезд»). Для поэта стихотворение - важнейший труд. Новизна его столь же значима и прогрессивна, как, например, водопровод:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
Наречия «весомо», «грубо», «зримо» здесь словно усиливают друг друга, характеризуя стиль настоящего талантливого произведения. Известно, что критики частенько упрекали самого Владимира Маяковского в излишней грубости и эгоцентризме. Действительно, в данном произведении вынесенное в начало строки местоимение «я» звучит величественно и торжественно. Однако это поэтическое «я» несколько шире авторского. Под ним правильнее понимать не конкретного человека»та творческого художника вообще. Что касается грубой лексики, то эти упреки представляются более справедливыми. И хотя бранные" словечки, несомненно, привносят в произведение яркие, запоминающиеся краски, они одновременно и снижают эстетическое качество поэтического текста. В связи с этим данным прием трудно оправдать в художественном смысле. В современной поэзии стало модным включение в текст стиха откровенной брани, но это качество как раз не способствует увеличению жизненной силы произведения, а лишь сужает круг поклонников того или иного автора.
Прием, призванный шокировать читателя, называется эпатажем. В. Маяковский любил и часто применял его. Возможно, поработав над поэмой чуть больше, автор и отказался бы от откровенно бранной лексики, но в существующем варианте она занимает хоть и небольшое, но ключевое по местоположению в произведении место своих идей и своего поэтического голоса: иными словами, накричаться вдоволь, чтобы быть, наконец, услышанным и признанным.
Стихотворения В. Маяковского создавались, чтобы защищать одно и ниспровергать другое. Его философское мировоззрение включало ряд утопических черт. Поэт верил в идею создания идеального будущего и оценивал прошлое и настоящее с позиций этого будущего. При этом В. Маяковский соглашался с мыслью о том, что величие цели оправдывает средства.
В. Маяковский сравнивает поэзию с непримиримой борьбой, с грозным оружием. Ему помогает в этом ряд выразительных метафор, связанных с военными реалиями («страниц войска», «строчечный фронт», «кавалерия острот», «рифм пики»). Поэт считает, что злободневные в его историческую эпоху произведения переживут века и будут актуальны и для благодарных потомков, рассказывая им о мятежной эпохе начала XX века. Ведь именно для тех, кто будет жить в новом, справедливом обществе будущего, претерпевают все лишения и трудности борцы за победу социализма.
В. Маяковский успел написать лишь вступление к поэме "Во весь голос". В центре вступления — личность самого поэта, обращающегося к потомкам, представляющего им себя — творца, «ассенизатора и водовоза», «революцией мобилизованного и призванного», «агитатора, горлана-главаря». Поэт отвергает творчество камерное, созданное разными «кудреватыми Митрейками» и «мудреватыми Кудрейками», которые «мандолинят из-под стен: / «тара-тина, тара-тина, / т-эн-н... ». Он утверждает значимость поэзии дела, чернорабочей, являющейся результатом изнурительного, но благородного, преодолевающего, побеждающего время труда.
Поэзию В. Маяковский приравнивает не только к черновому тяжелому труду, но и к «старому, но грозному оружию», считает, что она не должна ласкать «ухо словом», ублажать слух девичий, а служить, как воин, «планеты пролетарию». Чтобы подтвердить этот главный тезис, в произведении используется развернутое метафорическое сравнение художественного творчества с военным смотром — парадом, в котором участвуют стихи, поэмы, остроты, рифмы.
В произведении утверждается значимость поэзии, служащей рабочему классу, овеянной красным флагом, рожденной в боях и сражениях («Когда / под пулями / от нас буржуи бегали, / как мы / когда-то / бегали от них»).
Вторая идея вступления — о бескорыстии художественного творчества, особенно активно звучащая в заключительной части произведения. В. Маяковский выражается лаконично, эмоционально, слова его звучат как клятва в верности народу, потомкам.
И еще одна идея проходит через произведение — полемическое, критическое отношение к «поэтическим рвачам и выжигам», к сторонникам поэзии облегченной, не запрограммированной на «чернорабочий подвиг».
По жанру поэма задумывалась как лирико-публицистическая, однако вступление к ней имеет форму монолога, написанного в лучших традициях красноречия, ораторского искусства. Отсюда — многочисленные обращения («Уважаемые товарищи потомки! », «Слушайте, товарищи потомки»), повторы («Мы открывали... », «Мы диалектику учили...»), инверсии («Я ухо словом не привык ласкать»). Однако в целом во вступлении сохраняется прямой порядок слов.
Как и в прежних произведениях, В. Маяковский удачно использует выразительные тропы — эпитеты («старое, но грозное оружие», «стихи стоят свинцово-тяжело», «зияющие заглавия»), метафоры («вопросов рой», «харкает туберкулез», «горло собственной песни», «строчечный фронт»), сравнения («поэзия — баба капризная», «Мы открывали / Маркса / каждый том, / как в доме собственном / мы открываем ставни»).
В стиле В. Маяковского во вступлении к поэме — использование оригинальной авторской, корневой, составной рифм: «потомки — потемки», «вопросов рой — сырой», «водовоз — садоводств», «потомки — томики», «провитязь — правительств», «охоте — доходит» и т. д. Многие рифмы у поэта новаторские, консонансные, в них соблюдается созвучие согласных звуков. В. Маяковский часто рифмует разные части речи. Не обходится великий мастер-словотворец и без неологизмов («выжиги» — прожигатели жизни, «чахоткины плевки», «не разаляться» (от слова «алый»), «сработанный», «мандолинят»).
Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.
Задачи:
- художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
- умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
- умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
- овладение историко-литературными знаниями.
Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская».
На доске написаны слова:
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Работа с цитатой.
– Как вы понимаете слова М. Цветаевой,
сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М.
Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается
внутренняя связь Маяковского и Цветаевой.
III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского.
Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.
Разъяснение непонятных выражений
ярый враг воды сырой
– при вспышке холеры
Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал
не пить сырой воды
очки-велосипед
– круглые очки без душек
ассенизатор
– тот, кто удаляет и
обезвреживает нечистоты
водовоз
– в значении, что вода – это то, что
жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило»
– строчка из
популярной в те годы песни «Сама садик я садила,
сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки»
– молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин,
принадлежащие группе литераторов, которых
Маяковский неоднократно критиковал за
эстетство.
«тара-тина, тара-тина»
– строка из
стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп
– отдел массовой агитации,
пропаганды и партпросвещения, существовавший до
1930 года при местных комитетах партии
ЦКК
– центральная контрольная комиссия,
партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь
– неологизм Маяковского,
образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима
–
имеется в виду водопроводная система Рима –
акведуки – является архитектурным памятником
античности из Леты выплывут – Лета – в
древнегреческой мифологии река забвения (утрата
памяти) в подземном царстве
Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос»
(Перед чтением обратить внимание на интонацию)
Беседа с классом:
1. О чем это произведение?
(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания
боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали»,
«года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)
2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)
3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)
4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)
5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.
(К потомкам:
«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с
потомками, а не ожидать, что им будут
рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я
обращаюсь непосредственно к потомкам в своей
поэме, которая называется «Во весь голос».
В.В. Маяковский. Выступление в Доме
комсомола
Красной Пресни. 1930)
6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?
(Автору важно предостеречь потомков от
высокомерно-пренебрежительного подхода к
социальной поэзии, который усвоили его
современники («певец воды кипяченой и ярый враг
воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость
оценок своего творчества, вводя грубые
самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был
певцом воды кипяченой, так как во время голода и
эпидемий это занятие приобретает великий смысл
на пути к счастливому будущему». Вспомните
работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому
социальный заказ, и поэт не чурался никакой
работы, если считал, что она поможет
строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет:
«Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого
ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков,
поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую,
независимую и даже вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь.
Это не стилизация «под простонародность», таким
образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В
борьбе с пороками Маяковский не боялся
прибегнуть к антиэстетическим чувствам.
Неэстетический образ поэта-ассенизатора
укладывается в эстетическую систему
Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и
выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что
поэт революции должен быть «активным борцом», не
гнушаться никакой черной работы, если эта работа
полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский
заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно
для жизни. Мы не признаем бесполезного
искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский
писал: «Наша постоянная и главная ненависть
обрушивается на романсово-критическую
обывательщину».)
7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)
Ученикам предлагается по тексту найти антитезу.
(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает
параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не
«ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в
раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием.
Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо
кастетом кроиться миру в черепе»
Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку
приравняли перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И
песня, и стих – это бомба и знамя»
8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)
9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?
(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:
«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»
Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)
11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:
«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»
Некоторые считали, что Маяковский все годы,
прожитые им при советской власти, фальшивил,
ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я
поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое
перо в услужение, заметьте – в услужение,
сегодняшнему часу, настоящей действительности и
проводнику ее – советскому правительству и
партии»
(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:
«Поймите ж –
Лицо у меня
Одно –
Оно лицо, а флюгер»
Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:
«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –
Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)
IV. Групповая работа
Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?
Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.
Разное:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
«Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». «Цветите,
юные! И здоровейте телом! Есенин не с молодыми, он уступает им дорогу. Сам же пойдет своим путем. |
«Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката» Будущее этих здоровых и ловких зависело от него. Его поэзия для них. «Здоровы и ловки» во многом благодаря ему так, как Маяковский подготовил почву для нового поколения. Маяковский с ними, молодыми. |
Общее:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
«Отдам всю душу Октябрю и маю, но только
лиры милой не отдам» Принимаемая
разумом новая жизнь слабо воспринимается
сердцем. Подлинно драматический разлад.
|
«…наступал на горло собственной песне»
В этих словах горечь, трагедийность. Но
горечь заглушается сознанием победы над самим
собой во имя будущего.
|
V. Беседа с классом
1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?
(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»
«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».
Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив
бескорыстного творческого служения поэта,
рыцарски преданного революции.
«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»
Маяковский уверен, что он придет в будущее не
стихом, а трудом стиха.
Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры
поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях
социализм.)
VI. Групповая работа
Разное:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
Смысл жизни для лирического героя
Есенина в самой жизни; ему дорого все, что
происходит в настоящем.
|
«Пускай нам общим памятником будет,
построенный в боях социализм». Главное для лирического героя Маяковского – устремленность в будущее. Смысл жизни – это построение прекрасного будущего, которое обязательно наступит, когда «проституция», «туберкулез», «чахоткины плевки», «поэтические рвачи и выжиги будут …теплиться «слабым напоминанием прошлого ». |
1.Почему поэма оптимистична?
(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую
интонацию. Это не просто «братание с жизнью».
Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых
десятилетия…
И насколько же больше в этих словах,
одновременно грустных, тяжелых и победных
,
в этом по-маяковски грубоватом и крепком
«протопаем», – насколько больше во всем этом
силы и мужества
, чем в безумно-веселых
выкриках».
З. Паперный)
VII. Заключительное слово учителя
Несмотря на то, что Маяковский (вместе с
футуристами) ратовал за новое искусство, если
рассмотреть его поэзию по существу, то легко
установить ее связь с русской культурой.
Гуманистический пафос поэзии Маяковского
сближает ее с русской классикой – это
гражданственность его поэзии, живой отклик на
современные события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал,
чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали
жить в согласии с ним, и тогда окажется, что
никакого мифа не было, все окажется правдой.
Поразительная поэтическая честность, с которой
он служил идеологии…Он был более предан
идеологии, чем сами творцы ее. Поистине
трагическая преданность…»
Используемая литература
- Л.С.Азерман «Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода» – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1997 год
- «Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений» под ред. Ю.И. Лыссого. – Москва, Мнемозина, 1998 год