Болезни Военный билет Призыв

Обучение с помощью мобильных устройств. Система инновационной оценки "портфолио". Переосмысление ролей учителей

10.11.2018 15:00

Ведущая вебинара

Современные дети живут в условиях повсеместного Интернета и использования мобильных устройств. Они не помнят другой жизни – без смартфонов, планшетов и всемирной сети. Развитие мобильных технологий бросает нам определенные вызовы. Мобильные технологии все активнее интегрируются в систему традиционного образования – оно трансформируется и оптимизируется. Что же такое мобильное обучение?

Рассказывает Татьяна Долгова, кандидат экономических наук, автор концептуальных подходов к проектированию систем электронного обучения, руководитель отдела апробации и методического сопровождения компании «МЭО» .

- Популярность мобильного обучения возрастает. Почему это происходит именно в наше время?

Растущая популярность мобильного обучения продиктована потребностями поколения, временем. С одной стороны, мобильные устройства дают нам ряд удобств, которыми мы пользуемся ежедневно, но, с другой стороны, развитие мобильных технологий бросает нам определенные вызовы. Происходит общая глобализация: глобализация нашего сознания. Для нас уже не является чем-то из ряда вон выходящим тот факт, что мы можем позвонить человеку, находящемуся за 10 тысяч километров от нас. Мы к этому привыкли, и наше сознание становится еще более глобальным.

За счет глобализации сознания расширяется культурное и социальное разнообразие: в интернете мы можем общаться с людьми, которые находятся от нас очень далеко и которые от нас достаточно сильно отличаются культурой, традициями, образом жизни.

Возрастает уровень технологизированности. Она прочно входит в нашу жизнь, в том числе, в сферу образования. Это предпосылки.

Каковы причины роста востребованности мобильного образования? Мобильное образование помогает реализовать растущие потребности современного человека. Это желание получать образовательные услуги в удобном месте и в удобное время, не ограничивать себя посещением школьного здания, учиться там, где удобно; это стремление к самостоятельному выбору: что изучать? как изучать? какие ресурсы для этого использовать? это растущая мобильность населения, вовлечение в общественную и профессиональную жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья; это потребность в педагогических кадрах, особенно она заметна в сельских и малокомплектных школах; это желание использовать современные цифровые технологии как инструмент для обучения; это поддержка дистанционного обучения на государственном уровне.

- Что же это такое мобильное обучение?

Мобильное обучение не существует отдельно от традиционной системы обучения, поскольку это — технология, способ обучения. Мобильные технологии все больше интегрируются в систему традиционного образования: происходит трансформация и оптимизация традиционного обучения. С точки зрения выбора ученик становится более свободным: он имеет возможность выбирать самостоятельно. Кажется, это нонсенс?! Это возможно!

Мобильное обучение - это обучение с использованием мобильных (портативных) устройств: планшетов, смартфонов, нет-буков, мини-компьютеров. В более широком понимании, мобильное обучение – это обучение с возможностью самостоятельного выбора учащимися времени, места, темпа и средств обучения.

— Какие возможности для каждого из нас открывает мобильное обучение?

Мобильное обучение осуществляется с применением разнообразных мобильных устройств. Мобильное обучение не зависит от времени, оно не ограничено рамками 45-минутного урока. Мобильное обучение не зависит от «географического положения» ученика и учителя. Мобильное обучение позволяет нам расширить границы обучения, сделать их гибкими, позволяет вовлечь учащегося в постоянное обучение для дальнейшей перспективы обучения в течение всей жизни.

Наличие системы и методики применения мобильных устройств в учебном процессе позволяют педагогу персонализировать учебный процесс и органично встроить мобильное обучение в нашу традиционную классно-урочную систему. То есть мобильное обучение в данной ситуации - не вопреки. В грамотном сочетании мобильного обучения и традиционного, традиционное обучение становится более интересным и более эффективным.

Мобильное обучение отличает гибкость и удобство. Это возможность выбирать наиболее благоприятное время для образования. Например, есть дети-«совы», которые обычно поздно ложатся спать и не любят вставать рано. Утром на первых уроках им хочется спать, материал они не воспринимают. В ситуации мобильного обучения этот вопрос можно решить.

Интенсивность мобильного обучения значительно выше, чем у традиционного. В ситуации мобильного обучения ребенок «подключается» к обучению в удобный для него момент. Мобильное обучение даёт возможность общения не только с одноклассниками, но и с ребятами из других школ, из других районов, из других регионов России, из других стран.

Эти свойства рождают ряд преимуществ для мобильного обучения:

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Русский язык География Биология Физика Химия Обществозна́ние История Литература Алгебра Матема́тика Природоведение Учителя Преподавателя

Директор Розуэллской школы в американском штате Джорджия Эдвард Сперк однажды вдруг поймал себя на мысли, что в последнее время он только и занимается тем, что без какой-либо пользы наказывает учеников за то, что они приносят свои мобильные девайсы в школу. Мистер Сперк бросил это дело и начал убеждать родителей, что ученикам необходимо брать свои телефоны и планшеты на занятия - чтобы уже, наконец, начать толком учиться. Ведь практика показала, что мобильные девайсы и приложения легко встраиваются в процесс обучения и даже делают его более эффективным.

Что такое Mobile Learning и где этому научиться?


Мобильное обучение, на самом деле, не такое новое явление: оно зародилось еще в 1901 году, когда компания Linguaphone выпустила уроки иностранного языка на восковых цилиндрах. Выделяют 5 основных направлений, где может быть широко использовано mLearning: самообразование, школьное, вузовское, дистанционное и корпоративное обучение. В 2002 году в Канаде даже был создан Консорциум мобильного обучения (The mLearning Consortium), к которому присоединились несколько крупных компаний, а также колледж Seneca College и институт Northern Alberta Institute of Technology. Во время пилотного курса 300 студентов изучали курс бухучета и пользовались для этого мобильным доступом к аудио- и видео-источникам. На LinkedIn есть большое развитое комьюнити World Academy Online - Digital and Mobile Learning Community , где можно узнать, например, о таких mLearning-ресурсах как My Mobile University . Это чрезвычайно полезный ресурс, где можно бесплатно слушать и смотреть на мобильных девайсах лекции и курсы крупнейших университетов и бизнес-школ.

Mobile Learning-ресурс My Mobile University с бесплатными университетскими мобайл-лекциями

Ники Хокли (Nicky Hockly)

Известный педагог и консультант по дистанционному обучению. Идеолог сайта Emoderationskills.com , посвященного педагогике и онлайн-обучению. Профессиональный опыт Ники включает работу в Cambridge -ESOL CELTA , испанских и латиноамериканских университетах. Директор по педагогике в организации The Consultants -E , которая занимается онлайн тренингами и девелопментом. Соавтор книги «Как преподавать английский с помощью технологий» (How to Teach English with Technology).

Еще один интересный блог о мобильном образовании Learning In Hand ведет американский учитель Тони Винсент. На его ресурсе можно найти массу цифровых инструментов, которые пригодятся в образовании как преподавателям, так и ученикам/студентам.

Блог американского учителя Тони Винсента о мобильном образовании Learning In Hand, «Образование на руке»

QR в mLearning

Исследования британского университета Бата показали, что еще в 2008 году только 13% студентов в принципе знали о том, что такое QR -коды, а в 2010 году - 38%. В 2013-м уже начали скептически относиться к QR -кодам и другим мобильным форматам, и это совершенно преждевременно. Просто все технологические решения хороши для одного спектра задач и совершенно никакие для другого. QR -коды, например, неожиданно нашли отличное применение в образовательных процессах.

QR означает Quick Response , то есть быстрый ответ. В QR -коды можно зашифровывать некоторый объем информации, например, ссылку на сайт. «Война и мир», туда пока не помещается, но раз уж QR -коды вошли в образование, это, наверняка, дело времени. Для того, чтобы читать QR -коды, нужны мобильный девайс с телефоном, Wi -Fi и софт QR -ридер, лучше кроссплатформенный. Создавать QR -коды проще простого: любой поисковик предложит множество бесплатных QR -генераторов (например, http://www.qrcoder.ru/ или http://qrcode.kaywa.com/). В строку QR -генератора вставляется URL или сообщение длиной до 250 знаков. После этого автоматически генерируется код, в котором зашифровано послание.

Поскольку механизм работы с QR -кодами проще некуда, эту мобильную технологию можно использовать для удобства образовательного процесса: добавлять QR -коды с линками на источники в презентации, книги и учебники, наносить QR -коды на реальные объекты в аудиториях (например, на постеры, доску или whiteboard). В QR -коды можно зашифровывать длинные, неудобные для запоминания и воспроизводства ссылки на веб-источники.

  • Образовательный QR -квест «Поиск сокровищ» Treasure Hunt . В рамках игрового обучения сбор QR -кодов с подсказками и линками по текущей теме превращается в игру-квест (своего рода, образовательные «Дозоры») и вносит момент здорового азарта в обучение, возрождая постоянно угасающую мотивацию школьников и студентов. Тот, кто соберет все линки с заданиями и образовательными источниками и первым выполнит задание, получает приз. Эта небольшая образовательная инновация получила название Treasure Hunt - «Охота за сокровищами».
  • Мультимедиа на выездных лекциях и Augmented Reality . Mobile Learning - это обучение на ходу. Мобильные технологии отвязывают образование от конкретного учреждения и места: с лекциями, экскурсиями и семинарами можно выезжать туда, где есть бесплатный городской Wi -Fi . QR -коды позволяют в процессе «полевых» занятий давать студентам ссылки на мультимедийные источники: зашифровывать в QR -коды видео-ролики, аудио, ссылки на сайты, задания и картинки. Достаточно показать группе очередной код, чтобы его быстро просканировали и, например, посмотрели YouTube -ролик, который удачно дополнит данный отрезок лекции. Во-первых, это делает образование современным и технологичным, что нравится людям чисто психологически. А во-вторых, само качество лекций резко возрастает: объемнее воспринимается и лучше запоминается информация, приходящая к человеку одновременно через разные каналы: визуальный, аудиальный, тактильный. QR -коды в образовании позволяют задействовать максимум каналов. При этом речь идет уже фактически о дополненной реальности (Augmented Reality ).
  • QR -коды на уроках иностранных языков . Для преподавателей может оказаться интересным применение QR -кодов для игрового обучения иностранным языкам. Смысл в том, что преподаватель зашифровывает вопросы в QR -коды, а ученики отвечают на них и оставляют свои ответы на полосках бумаги рядом с распечатанными и прикрепленными к доске/стене QR -кодами. Идеолог Emoderation Skills Ники Хокли отмечает, что QR -коды в обучении языкам оказались полезнее не столько с технической стороны процесса, сколько с точки зрения психологии обучения: сами ученики ее групп признаются, что считывание вопросов с помощью QR -кодов больше мотивирует, заставляет концентрироваться и помогает запоминанию материала.

Ресурс о Mobile Learning и технологиях в обучении www.emoderationskills.com

Bump & NFC в mLearning

Edutainment , тимбилдинг, обучение через игровые практики: во всех этих образовательных областях могут оказаться востребованными такие стандарты обмена информацией:

  • Технология техно-коммуникации посредством сближения девайсов или соприкосновения телефонами NFC (Near Field Communication означает «коммуникация ближнего поля»). Технология обеспечивает идентификацию и передачу информации с использованием радиосвязи на небольших расстояниях - от миллиметров до нескольких сантиметров. Обмениваться данными можно телефонам на ОС Android с поддержкой NFC и функцией Android Beam. Вообще телефонам достаточно оказаться в радиусе 10 см друг от друга, но зачастую для удобства ими просто соприкасаются. С помощью NFC можно передавать веб-ссылки, фото, музыку и видео.
  • Бесплатное приложение Bump для беспроводного обмена информацией между мобильными устройствами через постукивание корпусами, разработанное Bump Technologies для операционных систем iOS и Android. Bump и означает «столкновение». Меняться так же можно контактами, ссылками, фото, роликами и вообще файлами.

Что NFC и Bump делать в образовательных процессах? Edutainment -форматы предполагают образование через развлечение и развлечение через образование: education + entertainment . Передача информации в рамках образовательного процесса посредством постукивания телефонами - это fun ! Считается, что эти отличные изобретения в теории всем нравятся, а на практике ими особо не пользуются. Одна из возможных причин - это как-то неловко из-за возникающего «момента игрового контакта». В обычной жизни это может восприниматься, как «игрушечный» и нарочитый жест. В образовательном процессе любого уровня (от школы до университетских лекций, языковых курсов и офисных тренингов), как правило, важны усвоение знаний через игровые техники и тимбилдинг. А частью создания команды или обучения групповой работе обычно является тот самый игровой контакт. Так что использование NFC и Bump технологически «украсит» обучение: с их помощью можно раздавать домашние задания, делиться познавательными роликами и ссылками на онлайн-лекции.



Apps в mLearning

Существует множество незамысловатых, но очень эффективных бесплатных мобильных приложений, которые помогают изучать сложные термины на родном языке и иностранные языки. Например, словари, приложения с испанскими глаголами, английскими идиомами и грамматикой, которыми можно заняться, если вы не любите рассматривать людей в метро. Также в маркетах мобильных приложений можно скачать книги на иностранных языках, например, бесплатную английскую классику с точеным языком Джейн Остин или Чарльза Диккенса. Существуют также приложения по физике и химии. Даже такие, казалось бы, незначительные сеансы мобильного обучения способны в сумме внести существенный вклад в образование и самообразование.


Просканируйте QR-код!

Мобильное обучение

Мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением , отличием является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от местонахождения и происходит при использовании портативных технологий. Иными словами, мобильное обучение уменьшает ограничения по получению образования по местонахождению с помощью портативных устройств.

Возможности

  • Дети и студенты используют переносные компьютеры , PDA или переносные системы голосования в классной комнате или комнате лекции.
  • Студенты, использующие мобильные телефоны и карманные компьютеры в классной комнате, повышают сотрудничество между студентами и преподавателями.
  • На производственном обучении те, кто имеют доступ к обучению на мобильном телефоне, получают знания как раз вовремя, чтобы найти решение возникшей проблемы.
  • Обучение в музеях и галереях с использованием переносных технологий.
  • Обучение на открытом воздухе, например на производственных практиках.
  • Использование личных технологий для поддержки информативного или постоянного обучения, например использование переносных словарей или других средств для изучения языков.
  • Повышение уровня грамотности, развитие мышления и участие в обучении среди подрастающего поколения.
  • Предоставление звуковой и видео поддержки, чтобы повысить уровень обучения, обеспечивающих в корпоративной среде или в другой классной комнате.

Проблемы мобильного обучения

Технические проблемы:

  • Возможности подключения и срок действия батареи
  • Размер экрана и ключевой размер
  • Многочисленные стандарты, размеры экрана и операционные системы

Возможность видоизменять существующие электронные учебные материалы для мобильных платформ

Социальные и образовательные проблемы:

  • Доступность и ценовой барьер для конечных пользователей
  • Как оценивать обучения вне классными комнатами
  • Как поддерживать обучение в разных ситуациях
  • Развитие соответствующей теории обучения для мобильного возраста
  • Дизайн технологии для поддержки всего времени обучения
  • Отслеживание результатов и правильное использование этой информации
  • Отсутствие ограничений на расписание
  • Личная и частная информация и содержание
  • Никаких демографических границ

Технологии

Большинство личных технологий могут поддерживать мобильное обучение, включая:

  • Личный цифровой помощник, в классной комнате и на свежем воздухе
  • Tablet PC UMPC мобильные телефоны, мобильные камеры и Smartphone
  • Изучение Mobile Author, например для публикации WAP, J2me и Smartphone
  • Личный аудио плеер, например для прослушивания аудио записей с лекций
  • Переносные звуковые и мультимедийные гиды в музеях и галереях
  • Переносные пульты для игр, современные, такие как Sony PSP или Nintendo DS / Wii

Техническая поддержка для мобильного обучения:

  • 3GP Для сжатия и способа доставки аудиовизуального содержания, связанного с мобильным обучением
  • Wi-fi предоставляет доступ к преподавателям и ресурсов через Интернет
  • GPRS сервис обеспечивает высокую скорость подключения и нормальную передачу данных

См. также

  • Интернет-образование
  • «Журнал Аудитория»

Ссылки

mobile-learning.ru

  • «Журнал Аудитория» Зовнішнє незалежне оцінювання 2010 Мобільне навчання
  • Tara Brabazon (2007) Mobile Learning: the iPodification of Universities.
  • McConnetha, Doug (2007) Mobile Learning in the Classroom . Research paper on the use and effectiveness of using mobile phones for learning with college students using a commercial m-learning platform. West Chester University. Delivered at SALT Conference in Arlington, VA. August 2007.
  • Naismith, L., Lonsdale, P., Vavoula, G. & Sharples, M. (2005) Literature Review in Mobile Technologies and Learning . Report 11, NESTA Futurelab. Bristol: NESTA Futurelab.
  • Attewell,Jill(2005)Mobile technologies and learning: A technology update and m-learning project summary . Technology Enhanced Learning Research Centre, Learning and Skills Development Agency. London: Learning and Skills Development Agency.
  • Sharples, M. (Ed., 2007). Big issues in mobile learning: Report of a workshop by the Kaleidoscope Network of Excellence Mobile Learning Initiative . Nottingham, UK: University of Nottingham, Learning Sciences Research Institute.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мобильное обучение" в других словарях:

    мобильное обучение - Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося. [ГОСТ Р 52653 2006] Тематики информационные технологии в образовании EN m learningmobile learning … Справочник технического переводчика

    Эту страницу предлагается объединить с E learning. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/9 сентября 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата на … Википедия

    Дистанционный репетитор частный преподаватель, который занимается с учениками на расстоянии, используя интернет технологии или другие средства, предусматривающие интерактивность. Дистанционный репетитор обладает знаниями в области… … Википедия

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    группа - 1.3.2 группа: Лампы с одинаковыми электрическими параметрами и характеристиками катода, физическими размерами и методом зажигания. Источник: ГОСТ Р МЭК 61195 99: Лампы люминесцентные двухцокольные. Требования безопасности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (Canada) I. Общие сведения К. государство в Северной Америке. Входит в состав Содружества (британского). Занимает северную часть материка Северной Америка и многочисленные примыкающие к ней острова: вдоль западных берегов Ванкувер,… … Большая советская энциклопедия

    Групповой терминал видеоконференцсвязи (HD) Видеоконференция (англ. videoconference) область информационной технологии, обеспечивающая одновременно … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? модуля, чему? модулю, (вижу) что? модуль, чем? модулем, о чём? о модуле; мн. что? модули, (нет) чего? модулей, чему? модулям, (вижу) что? модули, чем? модулями, о чём? о модулях 1. Модуль это… … Толковый словарь Дмитриева

    В. С. Лукьянов, 1985 год Дата рождения: 18 августа 1945(1945 08 18) (67 лет) … Википедия

Книги

  • Мобильное обучение иностранным языкам Учебное пособие Mobile teaching of foreign languages Manual , Титова С., Авраменко А.. Новейшие Мобильные и облачные технологии способствуют оптимизации преподавания иностранных языков. Цель данного пособия - анализ возможностей, способов и условий успешной интеграции мобильных…

Всё ближе время, когда не нужно будет ездить в другие города или страны, чтобы получать образование. С развитием технологий обучаться можно в любом месте, имея телефон в кармане и хороший сигнал LTE.

Мобильное обучение - сравнительно новый способ учёбы, при котором знания люди получают через гаджеты: смартфон, планшет или лэптоп. Несколько лет назад для этой цели представляли и разрабатывали специальные устройства: что-то вроде КПК и электронных книг, содержащих программы для обучения. С развитием интернета и телефонов последние взяли роль «учителя» на себя. А учебную программу составляют приложения, которые пользователь скачивает.

Другой аспект мобильного обучения: организационный. Постепенно учёба или передача какой-то информации «по удалёнке» внедряются в школах и ВУЗах. Электронные дневники, группы в социальных сетях, документы с открытым доступом - всё это позволяет гаджетам помогать в учёбе.

Приложения для обучения

Начать обучаться при помощи смартфона и без помощи университетов можно уже сейчас, загрузив из App Store или Google Play пару бесплатных приложений.

Наверное, лучшая в мире платформа для изучения языков. «Дуолинго» использует игровую механику: уроки расположены по уровням, чтобы перейти на следующий, нужно пройти предыдущий частично или целиком. За ежедневное посещение пользователю выдаются опыт и разные приятные виртуальные бонусы.

2. Нетология и Фоксфорд

Нетология - это онлайн-университет для получения интернет-профессий. Обучение там проводится в форме вебинаров, которые можно потом скачать и повторно прослушать. В конце выдаётся сертификат о прохождении курса. Также есть курсы из видеоуроков, которые тоже можно купить и скачать.

«Фоксфорд» - группа приложений от Нетологии. Они помогут пройти школьный курс по всем предметам, подобрать репетитора, решить сложные задачи.

Три приложения от российской компании также созданы для изучения другого языка. Только здесь это не последовательные уроки, как в Duolingo, а удобный высококачественный переводчик, словарь и сборник популярных фраз.

Академия Хана бесплатно предоставляет более 4000 лекций по разным предметам: математика, физика, история, биология, химия, экономика и многие другие. Их можно посмотреть с официального сайта либо скачать приложение. Конечно, на английском лекций больше, но на русский также переведена значительная часть.

Quizlet обучает по карточкам. Здесь и подготовка к экзамену по любым предметам, и тренировка памяти, и игровой процесс. Карточки можно как придумывать и создавать самому, так и пользоваться тем многообразием, которое оставили после себя другие пользователи. Приложение поможет в игровой форме запомнить любую важную информацию, поэтому подходит практически для всех сфер обучения.

Плюсы и минусы мобильного обучения

Большинство плюсов такой формы получения знаний, наверное, многим уже очевидно.

  • Возможность учиться в любом месте и, как правило, в любое удобное время.
  • Доступность. Часто приложения или учебные онлайн-программы либо бесплатны, либо стоят гораздо дешевле, чем услуги репетитора или семестр в ВУЗе (имеется ввиду средняя стоимость одного занятия).
  • Геймификация. Многие приложения для обучения используют игровую механику, поэтому учиться тянет гораздо больше. Особенно этот плюс оценят школьники.
  • Программы для обучения делают часть работы за учителей, помогая им преподнести информацию несколькими способами. Поэтому возрастают и качество, и стоимость услуг преподавателя.

Минусы, казалось бы, могут возникать только из-за технической стороны. Но нет.

  • Концентрация внимания. Трудно сконцентрироваться на обучающем приложении, когда кроме него в телефоне есть ещё много других, более интересных приложений, мессенджеров и игр. Поэтому качество учебного процесса может снижаться.
  • Отсутствие документальных подтверждений результатов. Личные познания могут расширяться стремительно, но пока довольно мало возможностей пройти курс ядерной физики, выучить японский через смартфон и в конце получить подтверждающий сертификат. Получается, что мобильное обучение служит только как вспомогательный способ учёбы.
  • Не всем вещам можно научиться при помощи программ или онлайн-курсов. Даже для полного знания английского необходимо вживую говорить на нём с человеком, а не диктовать фразу приложению через микрофон.