Болезни Военный билет Призыв

Олово (Tin) - это. "бронзовый век", которого не было

О традиционной оловянной утвари, которая применялась в XVI и XVII веках написано немного, хотя мы с детства и постоянно читаем об этой посуде в художественной литературе. Например: «Д"Артаньян наполнил свой оловянный кубок и поднялся. — Господа, — обратился он к своим товарищам, — предлагаю выпить за здоровье того, кому принадлежит первое место за этим обедом: за нашего полковника. Да будет ему известно, что мы к его услугам до самого Лондона и далее»!

Антикварные и псевдо - антикварные оловянные кубки сегодня на просторах интернета продаются в обилии, и если их и приобретают, то торжественно ставят на полку, так как, по мнению большинства граждан, пить из олова вредно. Итак, поговорим сегодня о вредности посуды из олова и также об её истории, в которой есть интересные нюансы и даже пикантные подробности.

Оловянная посуда: вредно или нет?


Оловянный кувшин с крышкой, муниципальный музеи Тангермюнде, Германия.
В пятнадцатом веке в Европейских городах уже существовали цеховые организации оловянных мастеров, были чётко прописаны законы, по которым мастера должны были делать посуду. Жёстко контролировался состав сплава, а также порядок маркировки готовой посуды.

Дело в том, что для того чтобы олово хорошо заполняло форму, в готовом изделии не было пустот и раковин, его надо было сделать более текучим. Для этого в сплав добавляли свинец, он был намного дешевле олова, поэтому ремесленники пытались положить его побольше, и таким образом снизить себестоимость качество изделия.Для всех была строго установлена оптимальная пропорция — десять частей олова к одной части свинца, это получило название «нюренбергской пробы». У отливок высшего сорта было соотношение 15:1, а все сосуды, не предназначенные для контакта с едой, выплавлялись даже из шести частей олова и одной части свинца.

Исторически состав сплава обозначали особой маркировкой, например, в немецких землях это были клейма с короной, розой, ангелом либо просто крылатой фигурой правосудия с весами в руках. В конце XVII века, а также в XVIII веке, первый сорт посуды маркировали буквой«X», а высший — «CL» (CLir uinl l.autcr), что значило «светлое и чистое» олово. Кроме этого личное клеймо ставили и мастера. Именно тот факт, что в оловянную посуду добавляли свинец, и породил широко распространенный миф, что оловянная посуда вредна. На самом деле посуда из этого металла считается четвертой по ценности после платиновой, золотой и серебряной. Как известно, олово не ржавеет. С течением времени такие предметы утвари становится только лучше и ценнее, так как покрываются красивой патиной.

Из истории изготовления оловянной посуды

В Европе оловянную посуду делали ремесленники из сырья, которое успешно добывали на саксонских Рудных горах, в то время оно являлось вторым по своей величине месторождением оловянной руды. Если серебряную посуду изготовляли методом чеканки, а железную ковали, то оловянную просто отливали. Вначале для этого использовали глиняные формы и добавляли в ним телячью шерсть, потом формы стали медными, латунными а ещё позже — железными.

Олово имеет очень низкую температуру плавления (231,9 °С), поэтому легко заливается. По этой причине многие оловянные литейные заводы когда-то предлагали бесконечный ассортимент предметов оловянной посуды. Кстати, для детей, особенно для мальчиков, было обычным хобби выливать оловянные фигуры, например, солдатиков.Сначала в ассортименте были обычные тарелки, кувшины и кружки, солонки, четвертины. Но постепенно мастера стали отливать в олове пластичные, красивые и выразительные вещи, которые теперь по праву считаются предметами декоративно - прикладного искусства. Хотя в XVII столетии, и тем более, позже, производство оловянной посуды не считалось чем-то особенным, это было просто необходимое для быта производство.

Плоское посудное литье сначала повторяло деревянные подносы прямоугольной формы, они предназначались в качестве раздаточных блюд при трапезе. Например, в XVII веке в Германии делали огромные плоские блюда диаметром более 70 см, с широким полем и совсем небольшим заглубленным дном, из-за сходства формы названные «шляпа кардинала». Блюда, выполненные позднее, отличаются большей глубиной и диаметром емкости и, соответственно, меньшей шириной поля.

Чуть позже общих блюд появилась индивидуальная посуда — тарелки, которые отличались меньшими размерами (не более 25—30 см в поперечнике) и прошли тот же путь видоизменений. Почти плоскими дисками кажутся тарелки известного остзейского оловянишника Цириака Клинтма, работавшего в Риге в 1540 —1592 годах: рельефный валик закраины вокруг широкого ноля, едва намеченный изящный изгиб донца, выступающий с оборота чуть выпуклым кольцевидным поддоном.


С 1730-х годов стиль рококо радикально изменил очертания посуды: тарелка представляла собой теперь собой пяти- или шестилепестковый цветок, с эффектно вырезанным нолем и изящным рельефным контуром по Краю.

Такие фигурные тарелки, названные барочными (Barockteller), бытовали вплоть до середины XIX века. Цветочный или геометрический орнамент поля обрамлял сюжетную композицию зеркала — галантную сцену, герб.

В XVIII веке бытовой уклад людей изменился, изготовители серебра и фарфора начали делать супницы, за ними последовали и оловянщики. Правда, миски простого обиходного типа известны еще с конца XVI века это традиционная для Европы полукруглая плоская чаша. Их делали чаще всего с напаянными на края одной-двумя пластинчатыми ручками, напоминающими ухо, отчего и были названы, например, в Германии Ohrenscbussel.


В центральных землях Германии производили оловянные миски строгой цилиндрической формы, структурно разделенные на поддон и корпус с прямыми вертикальными стенками; припаянные на середине высоты ручки — уже не пластинчатые, а отлитые фигурными скобками.


Со временем в оловянном деле вместо правильной геометрической появились фигурная форма. Около 1700 года в обиход вошли серебряные грушевидные натруски для перца, соли или сахарной пудры; эта форма широко распространилась не только в металлическом исполнении (серебро, олово, латунь), но и в фарфоре.

В комплексе с оловянным кофейником или чайником иногда использовали и оловянные чашки. В самом начале XIX столетия из олова производили чашечки с чуть расширяющейся кверху конической формой, с прямым или отогнутым краем и С-образной ручкой с маленьким черенком-упором сверху. Оловянные, как и серебряные чашки с блюдцами, в то время просто повторяли формы фарфоровой посуды.

Стаканы делали с прямыми стенками и отогнутым, мягко закругленным бортом. Со временем поверхность их начали украшать нарезными поясками или пунктирными насечками, а иногда снабжать литыми рельефными валиками, изображающими полосчатый обод, цепочку жемчужника или лавровую гирлянду.

Ещё хочу упомянуть об оловянных кружках. Это был не просто еще один тип оловянной посуды, а основа оловянного производства европейских мастерских от Балтийского моря до Альп.

Кружки из олова отливали издавна и повсюду, и именно оловянная кружка наглядно демонстрировала особенности местных форм и широкий диапазон декоративных приемов оловянщиков.


Кстати, про пикантные подробности, связанные с оловом, которые я обещала в начале статьи. Олово по своим свойствам боится сильных морозов, изделия из него под влиянием низких температур рассыпается. Под воздействием низких температур белое олово переходит в α-модификацию (серое олово), которое превращается в порошок. В связи с этим некоторые историки выдвинули теорию, что одним из реальных обстоятельств поражения армии Наполеона в России в 1812 г. была то, что трескучие морозы привели к тому, что оловянные пуговицы на их мундирах рассыпались. Несчастные солдаты наполеоновской армии не только замёрзали, но и боялись потерять свои брюки. Между прочим, ложки тоже рассыпались в прах. Это явление в истории называется «оловянная чума».

В наше время британская гильдия производителей создала сплав олова, в состав которого входит 5 процентов сурьмы и 2 процента меди, он и применяется в производстве современной посуды. Называется такой сплав «пьютер». Знаменитый «Кубок Америки», присуждаемый в Парусном спорте, который вы видите на фото ниже (первоначальный вариант), а также Оскаровские статуэтки, изготавливаются именно из него, и только потом покрываются золотом и серебром.

В заключение хочется сказать, что сегодня можно увидеть в продаже великолепные произведения декоративно - прикладного искусства из олова, как старинные, так и современного производства, любители ДПИ могут значительно обогатить свои коллекции. Например, вот эту восхитительную оловянную утку я обнаружила на эстонском продажном сайте osta.ee:

Использованы материалы:

Елена Елькова «оловянная посуда 17-18 веков»»

Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования»

Возможно вас заинтересует.

Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона Калюжный Дмитрий Витальевич

Олово и оловянная бронза = Sn

Олово и оловянная бронза = Sn

Оловянная бронза, то есть медь, в которой основным легирующим элементом было олово, постепенно стала вытеснять медно-мышьяковые сплавы. Появление оловянной бронзы ознаменовало начало новой эпохи в истории человечества, которая определена как бронзовый век. Медно-оловянные предметы находят в памятниках бронзового века на огромном пространстве всего Старого света.

Присадка олова к меди, начиная с минимальных долей процента, улучшает ее литейные качества, но изменяет пластичность сплава. Бронзы, содержащие до 5 % олова, допускают ковку и волочение вхолодную, при большем же содержании олова такая обработка возможна только вгорячую. С повышением содержания олова хрупкость бронзы увеличивается; бронзы, содержащие до 30 % олова, дробятся под молотком.

Небольшая добавка олова к меди незначительно понижает ее точку плавления, например медь с 5 % олова плавится при 1050 °C, с 10 % – при 1005 °C, с 15 % – при 960 °C. В древности из-за дороговизны олова, которое в большинстве стран было привозным и доставлялось нерегулярно, плавильщики заменяли его полностью или частично другими легирующими металлами: мышьяком, сурьмой, свинцом, никелем, а позднее и цинком. Поэтому состав древних оловянных бронз разнороден. Повышенные примеси металлов, кроме олова, объясняются также химическим составом медных руд, использованных плавильщиками, и в некоторых случаях переплавкой с медью лома бронзовых изделий.

Однако распространение оловянной бронзы ставит немало проблем. Неизвестно происхождение олова – как входившего в состав древней бронзы, так и использовавшегося самостоятельно. Последовательность открытия оловянной бронзы и олова также остается пока невыясненной. Можно было бы предположить, что до получения оловянной бронзы человек научился выплавлять олово из его руды, касситерита (SnO 2), тем более, что процесс выплавки не представлял трудностей, ведь температура плавления олова лишь 232 °C. Однако повсюду оловянные предметы появились либо одновременно с бронзовыми, либо позднее их.

В Европе медного века фактически не было – изделия из меди встречаются редко, однако изделия из бронзы появляются здесь внезапно и распространяются повсеместно. Это необъяснимо, как и то, что даже первые бронзовые изделия показывают высокое мастерство их создателей, возникшее без предварительных этапов. И в Юго-Восточной Азии искусство отливки появляется внезапно, словно занесенное извне.

Не говорят ли эти сообщения о том, что люди не всегда учились искусству выплавки и обработки металлов, а получали его в готовом виде? Так, искусство бронзы могло быть отработано в Египте и отсюда попало к народам всего мира. Точно так же произошло и с железом, но в этом случае, наоборот, оно было «занесено» в Египет.

Это подтверждает и поразительное сходство различных предметов, оружия из бронзы, обнаруженных археологами на территории всей Европы. Изделия до такой степени похожи друг на друга, что закрадывается подозрение, будто все они изготовлены в одной мастерской.

Сама выплавка олова из его природной двуокиси (касситерита) с древесным углем довольно проста, и выплавленный металл может быть добавлен к меди для получения бронзы. Другой вариант возможного получения бронзы – совместная плавка медных руд, предварительно смешанных с касситеритом (чистый касситерит содержит почти 80 % Sn). Следует, однако, учитывать, что совместная выплавка меди и олова в больших масштабах требовала доставки оловянных руд к местам, где находились источники меди. То есть это стало возможным только после развития средств передвижения.

Многие соображения относительно возможных источников олова в древности зачастую исходят из ошибочных и путаных сведений об олове в трудах древних и средневековых авторов. Месторождения олова по сравнению с другими металлами очень редки. Хоть и предполагалось, что установление источников олова в регионах, где расцветала металлургия, не представит затруднений, на самом деле эта проблема остается нерешенной до сих пор.

Источники олова искали в тех районах, где обнаружено много древних медно-оловянных предметов, например в Иране и на Кавказе. Однако, судя по современным геологическим исследованиям, в Иране месторождения оловянных руд отсутствуют. Металлогеническими и геохимическими методами была также установлена невероятность залегания в пределах Кавказа промышленных оловянных руд, как по запасам, так и по содержанию олова. На письменные сообщения разных авторов рассчитывать нельзя, так как свинец и олово не различали до позднего Средневековья.

Большинство известных в мире месторождений касситерита находится в Малайзии, Индонезии, Китае, Боливии, на Британских островах (на Корнуэлле), в Саксонии, Богемии, Нигерии. При этом довольно часто отмечается Богемия как один из центров снабжения оловом бронзовой металлургии. Но месторождения олова там слишком глубоко залегают в гранитах, вряд ли они были доступны древнему рудокопу.

Есть еще одна загадка. Во многих европейских языках нет различия между свинцом и оловом. По-польски олув – это свинец. И по-литовски и на языке пруссов свинец тоже называли оловом – алвас, алвис . Вся средневековая Европа путала свинец и олово, вернее и то и другое считали свинцом, только олово – белым свинцом (плюмбум альбум), а свинец – черным свинцом (плюмбум нигрум). Но для изготовления оловянной бронзы надо уметь их различать. Это еще одно указание на привнесенность бронзы в Европу.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Ифе и Бенин. Бронза и глина Конец прошлого века – период окончательного раздела Африки между европейскими державами. Спеша, сталкиваясь лбами, замирая на новых границах империй при виде пушек конкурентов и разражаясь в газетных статьях «благородным» негодованием в

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Тодайдзи. Дерево, бронза и камень Культуры народов неизбежно встречаются, «обмениваются опытом», сливаются. Архитектуру и искусство развозили по свету купцы и паломники, ученые монахи и беглые солдаты… Завоеватели приносили с собой нормы красоты и заставляли

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Бронза На рис. 6.29 и рис. 6.30 представлены великолепные бронзовые воинские шлемы из так называемой «казармы гладиаторов» якобы I века н. э., обнаруженные при раскопках в Помпее. Работа высокого технологического уровня. Обратите внимание на идеально правильные отверстия

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

3.6. Медь, бронза и железо Индустрия металлов определяла в последние несколько тысяч лет технологический прогресс. Недаром же исторические эпохи получили название: век каменный, бронзовый, железный…Первые медные изделия появились в неолитических культурах VII–VI тыс. до

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Бронза На рис. 6.28 и рис. 6.29 представлены великолепные бронзовые воинские шлемы из так называемой «казармы гладиаторов» якобы I века н. э., обнаруженные при раскопках в Помпее. Работа высокого технологического уровня. Обратите внимание на идеально правильные отверстия

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Олово, медь, бронза Хорошо известно, что металлургия олова сложнее, чем меди. Поэтому бронза, как сплав меди с оловом, обязана была появиться ПОЗДНЕЕ открытия олова. А в скалигеровской истории картина в точности обратная. Сначала, якобы, открыли бронзу. «Получился»

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Художественная бронза Китая В экспозиции Пекинского императорского музея большое место занимают классические образцы древней китайской бронзы XVI-III веков до нашей эры, их насчитывается в фондах музея свыше пятисот экземпляров. Техника обработки бронзы в Китае еще во

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

ФИНАЛЬНАЯ ФАЗА (БРОНЗА IV) Переход от великолепных культур фракийского бронзового века к железному веку происходил постепенно и систематически, без каких-либо разрывов или переломов. Недавние археологические исследования в Румынии полностью опровергли теорию о том, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава 2 МЕДЬ И БРОНЗА Важный прорыв в изучении предыстории Грузии и всего Закавказья произошел в последние несколько десятилетий, когда было обнаружено большое количество находок, относящихся к «энеолитической культуре Закавказья» (Мунчаев, Пиотровский), которую

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

МЕДЬ, БРОНЗА, ПЛАТИНА И... АЛЮМИНИЙ Вот уже почти девять тысячелетий продолжается эра металла.Греческий поэт Гесиод (около 770 до н.э.) рассказал известную легенду о четырех веках человечества: золотой, серебряный, медный и железный. Деление истории человечества на

Из книги Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса автора Окшотт Эварт

Глава 1 «Безжалостная бронза» Когда в начале второго тысячелетия до н. э. индоевропейцы двинулись на завоевание Древнего мира, они принесли с собой новую концепцию ведения войны, основанную на использовании быстроходных колесниц, запряженных лошадьми. Повозками правили

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1. Медь и бронза Обычно эпоха, не освещенная дошедшими до нас письменными памятниками, делится историками на три основных периода: каменный, медный и железный век. При этом медный век часто называют также бронзовым, поскольку историки полагают, будто бы бронза (сплав

автора

Бронза Это изобретенный человеком сплав меди с оловом и с другими металлами дал название целой эпохе в жизни человечества – бронзовому веку (ІV-І тыс. до н. э.).Слово «бронза», по некоторым версиям, имеет арабское или персидское происхождение. Плиний Старший выводит это

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Олово Сравнительно редкий металл, использование которого началось в очень древние времена. Изделия из чистого олова найдены археологами на территории Чехии, Словакии, Испании, Греции. Как и свинец, олово примешивали к меди для выплавки бронзы. В средние века оловом

Огромное значение в истории развития человечества имел переход от каменных видов орудий к металлическим. В третьем тысячелетии до н. э. у людей появилась необходимость в более прочных орудиях труда, чем каменные, которые были весьма непрочные при довольно внушительных размерах и весе. В процессе развития хозяйственной деятельности люди все чаще стали использовать металлы и изделия из них. Первым металлом, нашедшим широкое распространение и применение, была медь. Разыскивая камни, необходимые для изготовления орудий труда, нашим предкам попадались камни, имевшие зеленовато-серый или красновато-зеленый цвет. Первоначально их обрабатывали и использовали как и обыкновенные камни. Позже было замечено, что медь становится тверже после обработки каменным молотком, ее стали использовать для изготовления инструментов.

Наступила эпоха меди. Со временем люди обратили внимание еще на одно свойство меди — от сильного нагрева кусок меди плавился, а, остывая, приобретал необходимую человеку форму. Сначала это свойство использовали для изготовления украшений, позже — для изготовления орудий труда. Инструменты из меди по твердости уступали каменным, однако они легко и быстро затачивались. В конце третьего тысячелетия до н. э. было замечено, что при выплавке меди из руды, содержащей примесь олова, медь становится на порядок тверже обычной. В дальнейшем к меди стали добавлять олово, в результате чего появился искусственный сплав — бронза .

Наблюдение за новым сплавом показало, что он более плавкий и текучий. Улучшилось качество, точность литья, что позволяло изготавливать инструменты более сложных форм. Бронзовые изделия были тверже медных, они отлично шлифовались и затачивались. Теперь на последующую обработку понадобилось намного меньше времени и усилий, возросла производительность труда.

На смену медному уверенно пришел бронзовый век. Совершенствовалась и техника литья. Если вначале использовались одноразовые открытые формы из глины или песка, то со временем стали изготавливать многоразовые открытые формы из камня. Недостатком открытых форм являлось то, что в них можно было отливать лишь плоские изделия. Со временем мастера изобрели закрытые формы, состоящие из двух разъемных половинок. Перед литьем половинки соединялись и крепко фиксировались. Через отверстие между ними заливался расплавленный металл. Когда металл остывал и твердел, форму разъединяли или разбивали. Таким образом начали изготавливать изделия сложной формы.

В дальнейшем было изобретено литье по выплавляемым моделям или фигурное литье. Сначала из воска лепили точную модель нужного изделия, обмазывали ее глиной и обжигали в печи. Воск при нагревании плавился и выливался, а глина приобретала форму будущего изделия. В глиняную форму заливали бронзу, после того, как металл остывал, форму разбивали. Благодаря такой технологии была достигнута настолько высокая точность литья, что отпала потребность в дальнейшей обработке отлитого изделия. Благодаря такой технологии мастера уже могли отливать и пустотелые изделия довольно сложной формы.

Прогресс не стоит на месте, со временем появились такие технические приемы, как клепка, волочение, пайка и сварка, которые дополнили ковку и литье. Бронзовые изделия постепенно стали вытеснять каменные, хотя и не заменили их до конца. Не везде можно было найти медь, еще реже встречалась руда с содержанием олова. Для дальнейшей переплавки добытую руду приходилось перевозить на большие расстояния. Все это способствовало довольно высокой стоимости изделий из бронзы. С изобретением железа, ставшим знаковым в истории металлов, закончился бронзовый век.

«Не следует беззастенчиво лгать, но иногда необходима уклончивость».

(Маргарет Тэтчер)

Ввести в заблуждение человека не сложно. Ещё проще обмануть толпу. Причём, выдумывать ничего особенного, зачастую и не требуется. Достаточно промолчать, или сказать часть правды. Особенно, если ложь звучит одновременно в каждой аудитории всех образовательных учреждений мира. Тогда никому и в голову не приходит ставить под сомнение достоверность изложенной информации. Ну признайтесь, часто ли вы не верили своему учителю истории в школе? Вот то то!

Между тем, многие факты, считающиеся незыблемыми, на поверку не выдерживают испытания даже вопросами, заданными ребёнком, ещё не достигшим школьного возраста. Простейший пример: - Как только человек начинает по слогам читать первые в своей жизни сказки, он задаёт закономерный вопрос: - «Почему слова «бескорыстный», «беспечный» и «бессменный» написаны через букву «С», а если пишут, что у кого-то чего-то нет, тогда пишут слово «без», через «З»? А вы так, хлопаете глазами, и говорите, что мол, правила такие.

А кто придумал ПРАВила?

Учёные. Филологи.

Как же тогда можно называть это «правилами», если они совсем неПРАВильные?

Знакомая ситуация? А ведь не зря сказано, что устами младенца глаголет истина. Ребёнок ещё не научился врать. Он не привык жить в нашем мире, где врать, это норма. Он интуитивно чувствует ложь, и смело говорит об этом. Правда, когда он достигает того возраста, когда учитель истории рассказывает, о принятой градации эпох и периодов, его мозг уже отравлен ложью настолько, что ему в голову не приходит задать простой вопрос: - «А как бронзовый век мог наступить раньше железного? Ведь бронза, это сплав. А сплав, это как ни крути, более сложная технология, по сравнению с простой металлургией. Сначала можно открыть выплавку меди или железа, а потом только можно додуматься до того, чтоб в какой-либо из металлов добавлять что-то ещё, дабы получить его новые свойства. Но никак не наоборот»!

А вам не приходила в голову эта мысль? Ведь на самом деле так и есть. Образно говоря, нам предлагают верить в то, что электрическая лампочка была изобретена раньше открытия электричества.

Итак, разоблачаем миф о «бронзовом веке».

Непонятно почему, но мы не задумываясь, принимаем как аксиому, что Олово - один из первых металлов, освоенных человеком. Применение его в сплавах с медью определило целую эпоху в развитии человечества, получившую название «бронзовый век» со второй половины IV тысячелетия до IX-VIII в. до н. э. Документально подтверждено, что художественное литьё было развито много тысяч лет назад. В Египте найдены скульптуры, отлитые из бронзы, датирующиеся 3-им тысячелетием до нашей эры, в Китае — 2-м тысячелетием до нашей эры.

Также художественное литьё широко использовалось в Древней Греции и в Древнем Риме. Пик художественного литья из бронзы пришёлся на XVII-XVIII век в Западной Европе, когда любой более-менее богатый человек желал увековечить себя в статуях и эпических композициях. Всё так. Даже семиклассник - двоечник в курсе, что бронза состоит как минимум из меди и олова. И тут обнаруживаем удивительное… Если это такой «древний» сплав, что им тысячи лет назад древние египтяне обрабатывали гранит, и даже сверхтвёрдый диорит, значит олово широко было известно по всему миру.

И тут легко распознаётся первая порция лжи. По признанию всё тех же «историков» единственное известное месторождение руды, содержащей олово - где??? Ответ: - «Римляне называли его касситеридес и добывали из месторождения Корнуэлл в Англии. Для справки:

Касситери́т (от κασσίτερος — олово) — минерал состава SnO2. Устаревшие синонимы: оловянный камень, жильное олово, речное олово, аллювиальное олово, деревянистое олово. Главный рудный минерал для получения олова. Теоретически касситерит содержит 78,62 % Sn. Образует отдельные, часто хорошо образованные кристаллы, зёрна, прожилки и сплошные массивные агрегаты, в которых зёрна минерала достигают в размере 3—4 мм и более.

Вот он какой:

Химическая устойчивость Sn, нетоксичность его солей и сплавов обусловили широкое применение его в виде белой жести в консервной отрасли промышленности (32% добычи). Кроме того, олово используется для получения бронз, латуни, баббитов (22%), припоев (29%), типографских шрифтов и химической промышленности (15%), в производстве красителей, в стекольной и текстильной отраслях промышленности.

А теперь вопрос «историкам»: Каким образом касситерит попадал с Британских островов в «древние Египет, Шумер и Китай?» Что, сухогрузами развозили по всему миру, и всю Русь им заполонили, что все язычники скифы - пеласги дрались бронзовыми мечами?

А японские самураи откуда брали свои чудные “руболёты”?

Да, существуют различные виды бронзы, в которых в качестве добавки к меди использовался мышьяк, и другие элементы, но зачем тогда было сочинять сказки про олово? Но даже если так… Медь и мышьяк, прежде чем сплавить в одном тигле, необходимо сначала добыть!

А как можно добыть медную руду, не имея инструмента? Как можно выделить высокотоксичный мышьяк, не обладая необходимыми знаниями и технологиями, из элементов, в которых он содержится?

Ну и потом… Чтобы приготовить сплав, необходим сосуд для этого. Он был из чего? Ладно… Допустим первый металлург расплавил медь и мышьяк в каменной печи, оборудованной наддувом, а дальше что он делал со слитком? Чтобы из расплава изготовить предмет, необходимы, как минимум, сосуд для литья и форма. Они из чего были?

Получается в точности такая же ситуация, как в диспуте «Что появилось первым - яйцо или курица»? Без инструмента не добыть сырьё и не изготовить инструмент. Если не существовало наковальни, молота и щипцов, как же тогда изготовить простой нож, к примеру?

Наши предки знали ответ на этот вопрос. Небесный кузнец Сварог дал Руссам инструмент и научил плавить железо. ЖЕЛЕЗО, а не бронзу! Но теперь говорят, что Сварог - сказочный персонаж, а выдумать новое объяснение возникновению металлургии никто не удосужился.

Но предположим, что какой-то древний римлянин, который был столь гениален и трудолюбив, что изготовил-таки на острове за Ла-Маншем первый бронзовый меч. Он что, побежал всем врагам трезвонить о своём открытии? Римляне вооружали всех своих врагов по всему миру? Логика где? А что нам говорят об истории бронзы на Руси?

На Руси художественное литьё было развито с 11 века, когда отлив колоколов стал искусством. В XVI-XVII веках в России появились замечательные мастера-литейщики (Чохов, Дубинин, Моторины…), которые специализировались не только на колоколах, но и на отливе пушек.

Моторины в начале 18 века. Как вам нравится? А отчего не А Самолётовых и Электровозовых не было случайно?

“Почти 95% всех российских запасов находится в Верхояно-Чукотской, Сихоте-Алинской и Монголо-Охотской провинциях. Основной недостаток минерально-сырьевой базы России - большая удаленность оловодобывающих предприятий от центров переработки”.

Ну и как вам это? Даже ребёнку станет ясно, что вплоть до ХХ века на Руси бронзы просто не могло быть! А как же быть с мечами, предметами обихода, украшениями из бронзы? А колокола? Из чего были вечевые колокола в Пскове и Новгороде? Посмотрим на самый знаменитый:

Колокол Царь-колокол. XIX век. Фото Шерер, Набгольц & Ко.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила отлить его. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м,диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн!!! Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг).

У них что… были такие!?

Грузоподъемные характеристики автокрана Liebherr LTM 1200

И тут мы выявляем ещё одну порцию лжи: По легенде, колокол раскололся при пожаре, когда его поливали водой, чтоб он не расплавился. Ну не смешно ли?! Температура плавления бронзы около 1140 °C. Вы в таком пекле сможете бегать с вёдрами и кадками? Да и температура горения древесины не может никак быть выше 1090°C. Зачем врать? Да и вообще, зачем тратить на какой-то никому не нужный в хозяйстве предмет, аж 26240кг. безценного олова!?

Ясно, что колокол МЫ не делали. И Царь-Пушку тоже не делали, разве что лафет для неё отлили. Сдаётся мне, что эти мега-железяки, которые как и колокольня рядом с ними назывались раньше Иван-Колокол, и Иван-Пушка. И достались они нам от некоего Ивана Великого, который знал, для чего ему эти предметы, и использовал их по назначению. Мы же не можем даже представить себе, как их можно применять, вот и выдумали сказку о том, что не звонил… Не стреляла…

Какие же мы можем сделать выводы? Думаю, вы уже не станете отрицать того, что производство бронзы не могло быть налажено по всему миру раньше XIX века, если верить самим же «историкам» которые не смогли договориться с геологами, чтоб те понасыпали оловянную руду на каждом квадратном километре.

Значит, либо вся древняя бронза и весь бронзовый век - фикция, либо бронза была известна, но тогда её распространение могло произойти только по одной причине - не существовало никаких границ, государств, княжеств, а была единая мощная централизованная страна, с отлично действующими транспортной системой и высокотехнологичными предприятиями.

Откуда же взялись мифы о средневековом варварстве, невежестве, мракобесии? Всё больше склоняюсь к мнению, что мы потомки дикарей, которые построили свою цивилизацию на обломках побеждённой, или уничтоженной цивилизации. Мы просто не знаем, что делать с артефактами, доставшимися нам в наследство от исчезнувших Богов.

Это всё равно, что подарить индейцу, живущему в дебрях Амазонки микроволновую печь. Он ей будет гордиться, но применить сможет лишь в качестве сундучка для хранения бытовых предметов. А с нами ситуация ещё хуже, мы даже применения не можем найти тому, чем по великой случайности обладаем.