Болезни Военный билет Призыв

Описания петра 1. Гигантская фигура Петра совмещала в себе бездну противоречий. Опередив на целую голову своих современников в отношении умственных запросов, жажды деятельности и почти нечеловеческой работоспособности, он остался сыном своего времени в см

В истории Российского государства было много самых разных правителей: великих дипломатов, замечательных стратегов и гениальных полководцев. Но только один из них сочетал в себе все эти качества - Петр Великий. Его называли гениальным реформатором, сумасшедшим, хулиганом и Антихристом. Как формировалась личность царя Петра, какие факторы повлияли на это?

Необычный царь

Петр Алексеевич Романов сильно отличался от своих предшественников. Несомненно, между ними была глубокая наследственная связь. Но все правители России были хозяевами, которые трепетно оберегали богатство страны для себя и использовали для работы чужие руки. А сын Алексея Михайловича был царем-тружеником в прямом смысле этого слова. Четырнадцать профессий, которыми владел царь Петр Великий - это не красивая сказка, а правда.

Характер первого русского императора

Петр Первый обладал сложным и противоречивым характером. Живость, неуемную любознательность и бойкость мысли он унаследовал по материнской линии. В детстве он был смышленым и красивым мальчиком, сильно отличавшимся от своего соправителя, брата Ивана.

Главными чертами характера Петра были вспыльчивость, порывистость, впечатлительность и недоверчивость. Когда он не мог доходчиво что-то объяснить, то легко впадал в ярость. В таком состоянии он нередко хватался за трость. К слову сказать, отходил царь быстро и уже через несколько минут мог простить провинившегося. Но его простота была обманчивой. Петр Первый просил обращаться к нему без титула, но в случае явного неповиновения приговор был скорым и жестоким.

Как формировалась личность царя Петра Великого? Благодаря чему он так сильно отличался от остальных правителей России? Ответ надо искать в самых ранних годах маленького царевича.

Детство Петра Первого

О том, где родился будущий первый русский император, неизвестно. Называют несколько предполагаемых мест, но точных данных у исследователей нет.

Пытаясь понять, как формировалась личность царя Петра Великого, нужно обратиться сначала к его родителям - тем, кто оказывал непосредственное влияние на него с самого рождения.

В 4 года он лишился отца, который его очень любил. Алексей Михайлович, одаривая сына игрушечными солдатиками и пистолями, зародил в ребенке первый интерес к оружию и военному делу. По свидетельству современников царя, в детстве он не интересовался никакими другими игрушками и забавами, кроме военных.

Отец, желая дать малолетнему сыну правильное военное обучение, приставил к нему полковника Менезиуса в качестве военного наставника. Так и вышло, что военному делу Петр Первый начал обучаться раньше, чем грамоте. Было малолетнему наследнику тогда 4 года. Знакомство с грамотой началось для него в пятилетнем возрасте.

Обучение по церковным книгам для живого и непоседливого ребенка было настоящей мукой, поэтому Никита Зотов, учитель малолетнего царя, обучал его и по популярным тогда «потешным» книгам с картинками. Много внимания наставник Петра уделял изучению военной истории России, рассказывая о князя Владимира и

До десяти лет царевич спокойно и беззаботно жил с матерью под Москвой, в селе Преображенском. Здесь для него было построено земляное укрепление с пушками, где он со своим «потешным» войском, набранным из сверстников, мог заниматься военным делом, играя во взятие крепости.

Детство Петра Первого не было безоблачным. свидетелем которого был малолетний Петр, не мог не оставить отпечатка на психике ребенка, став причиной нервного расстройства будущего императора. Из-за этого лицо царя в минуты сильного волнения искажали судороги.

После прихода к власти сестры Софьи его вновь отправили в Преображенское. Зотова от него удалили, и молодой наследник был предоставлен сам себе. Другого праздный образ жизни бы испортил, но цельная и деятельная натура Петра не дала убить любознательность и желание узнавать новое. Сам он впоследствии говорил, что ему очень не хватает знаний, не полученных в детстве.

Царь Петр Алексеевич учился до самой смерти. В 14 лет он узнал об астролябии и поручил привезти ему ее из Франции. Затем он нашел голландца, который смог в общих чертах показать, как обращаться с прибором. Талантливому юноше этого было достаточно, чтобы дальше разобраться самому. Так было всегда. Увидев или узнав о чем-то неизвестном для него, царь тут же загорался идеей изучить новое дело и не успокаивался, пока не становился его знатоком. Так, увидев заброшенный бот, он выучился плавать на нем и даже заложил собственную верфь.

Окружение

Как формировалась личность царя Петра Алексеевича? Вопрос этот крайне интересен, учитывая тот факт, насколько сильно он отличался от своих предшественников. Окружение юного наследника сыграло огромную роль в воспитании тех качеств, которые были присущи Петру Великому. Ему повезло - сначала отец, а после его смерти старший брат Федор уделял много внимания воспитанию и обучению наследника престола. Учителя, Менезиус и позже приставленный к Петру дьяк Никита Моисеевич Зотов, зародили в нем тягу к знаниям и поддерживали интерес ко всему новому.

Сподвижниками и наиболее близкими для царя людьми были Франц Яковлевич Лефорт, Александр Данилович Меншиков, Павел Ягужинский, Яков Брюс.

Первый русский император - гениальный реформатор или самодур?

Судить о личности Петра Первого сложно. В нем тесно переплелись противоположные черты характера. Вспыльчивость, жестокость, мстительность соседствовали с трудолюбием, любознательностью, неуемной жаждой жизни, веселым нравом. Уникальность личности Петра Алексеевича заключалась в том, что он обладал сильной тягой к знаниям и огромной работоспособностью, при помощи которых стремился преобразить отсталую во всех отношениях Россию и сделать ее великой державой.

Биография. 3

Детство, юность, образование 3

Начало самостоятельного правления 3

Личная жизнь царя 4

2. Стрелецкие бунты конца XVII в. Правление царевны Софьи. 4

3. Северная война 1700-1721 гг. 4

Победы Карла XII (1700-1706) 4

Перелом в ходе войны (1706-1718) 5

Завершение войны (1718-1721) 5

4. Реформы Петра I. 6

Первые преобразования 6

Уроки Северной войны 6

Реформа управления 7

Преобразования в экономике 7

Преобразования в области культуры 7

Итоги петровских реформ 7

5. Западное влияние при Петре Ι. 8

7. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1741 гг.). 8

Нарышкины и Милославские 9

После смерти Петра Великого. Меншиков и Долгорукие 9

«Затейка верховников»: попытка дать первую конституцию 9

Взлет и падение Бирона 10

Дочь Петра приходит к власти 10

Переворот Екатерины II 10

Неудавшиеся заговоры против Екатерины II 11

Павел I 11

Разница между государственным и дворцовым переворотом 12

8. Царствование Елизаветы Петровны. 12

Детство, образование, характер 12

Воцарение 12

Внутренняя политика 13

Внешняя политика 13

Характер правления. Личная жизнь 13

Детство, воспитание 13

До вступления на престол 14

11. Екатерина II. Характеристика и биография. 15

Происхождение, воспитание и образование 15

Жизнь в России до вступления на престол 15

Вступление на престол 16

Характер и образ правления 16

Отношение к религии и крестьянскому вопросу 16

Личная жизнь 17

12. «Наказ» Екатерины II и деятельность уложенной комиссии. 17

13. Основные направления внешней политики Екатерины II. «Северный аккорд» гр. Панина. 17

14. 1-я и 2-я Русско-турецкие войны в царствование Екатерины II. 18

Война 1768-1774 18

«Греческий проект» и война 1787-91 19

1768-1795 гг. Русско-Турецкие войны 20

15. Разделы Польши. 1768-1795 гг. 20

Разделы Польши. 20

16. Павел I. Характеристика царствования. 21

Внутренняя политика 21

Внешняя политика 22

Переворот 1801 22

17. Суворов. Итальянские и швейцарские походы. 22

Суворов Александр Васильевич 22

Начало военной карьеры 22

Становление полководца 23

Теоретик и практик-новатор 23

Последние кампании 24

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА. 25

Швейцарский поход Суворова. 26

18. Русская культура и просвещение в XVIII в. 27

Особенности. 27

Образование. Новшества. 27

Литература. 27

Архитектура и живопись. 27

19. Социально-экономическое положение России в конце XVIII в. 29

20. Александр I. Проекты внутренних преобразований. М.М. Сперанский. Реформы начала царствования. 30

Личность императора Александра I. 30

Реформы начала XIX в. 30

Проекты реформ М.М. Сперанского. 31

21. Внешняя политика до 1812 г. 32

22. Отечественная война 1812 г. 33

Причины и подготовка к войне 33

Начало кампании 34

Московский период и начало преследования французов 35

Катастрофа наполеоновской армии на Березине 36

23. Внутренняя политика в 1815-1825 г. Итоги царствования Александра I. 37

Послевоенные реформы 37

Усиление реакции 37

24. Возникновение тайных обществ в России (кон. XVIII - 1-й четв. XIX вв.), программы декабристов. 38

26. Внутренняя политика Николая I. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. 39

27. Внешняя политика Николая I. 42

28. Общественная мысль 2-ой четв. XIX века. Славянофилы и западники. 44

30. Крымская война 1853-1856 гг. 45

31. Русская культура I-ой пол. XIX в. 45

36. Присоединение Кавказа и Средней Азии (2-я пол. XIX в.) 49

37. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. 50

39. Покушения и убийство Александра II народовольцами. 51

42. Внешняя политика Александра III. 51

44. Русско-Японская война. 1904-1905 гг. 53

45. Революция 1905-1907 гг. 53

1. Петр I. Характеристика и биография.

Биография.

Детство, юность, образование

Лишившись в 1676 отца (род. 30 мая (9 июня) 1672), Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, выбравшего для него в учителя подьячего Никиту Зотова , обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись на его психике и мировоззрении. Результат бунта – компромисс: на трон возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, энергичный, много времени проводил в играх. Позднее ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии. В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на р. Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу, где впервые познакомился с европейским бытом и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей. В августе 1689 до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, и он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Гигантская фигура Петра совмещала в себе бездну противоречий. Опередив на целую голову своих современников в отношении умственных запросов, жажды деятельности и почти нечеловеческой работоспособности, он остался сыном своего времени в смысле грубости нравственных принципов и дикости своей натуры.

Петр 1 талантлив, обладает незаурядной силой воли, активен и деятелен, но способности его направлены не на возвышение собственной личности, а во славу России. Он упорен в достижении цели, а при временных поражениях не теряет присутствия духа. Но закладка флота, строительство новой столицы на костях тысяч и тысяч людей, массовые казни, преследования старообрядцев – всё это тоже деяния Петра.

Петр Алексеевич не терпел непослушания, хотя и просил обращаться к нему «просто» и «без Великого», т. е. без постоянного титулования. Если не исполнялись его повеления, то расправу требовал суровую и показательную. Например, в письме московскому губернатору о глуховском коменданте Волкове, уличенном в казнокрадстве, требует: «…за оное воровство велите его на площади или на болоте казнить смертно и труп его в земле не хоронить до самой весны пока большой теплоты не будет».

Петр, будучи щедро одарённым природой человеком, имел влечение к любым видам техники и к самым различным ремеслам. С детских лет он искусно плотничал, столярничал, малярничал. Пятнадцатилетний Петр увлекался прикладными математическими дисциплинами, в частности геометрией. Этот интерес у него сохранился на всю жизнь. Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность царя очень сложна и противоречива, но при этом, он был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было всё же рациональное зерно. Вся противоречивость характера Петра 1 проявилась во время строительства новой столицы – Санкт-Петербурга. С одной стороны, намереваясь встать твердой ногой на Балтике, Россия должна была получить опорный пункт и базу для флота. Но с другой – гибель тысяч людей в ходе строительства города показывает, какой дорогой ценой обходилось порой воплощение государственной воли царя. Не щадя себя, не умея беречь своё здоровье и жизнь он не жалел и своих подданных, легко жертвуя ими ради своих замыслов.

Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив. Не умея терпеливо объяснить другим то, что для него было очевидным Петр, встречая непонимание, легко впадал в состояние крайнего гнева и часто «вколачивал» истину сенаторам и генералам своим огромным кулаком или посохом. Правда, царь был отходчив и через несколько минут уже мог хохотать над удачной шуткой провинившегося.

Внешность и характер Петра I О внешности Петра писали многие, особенно отмечая его высокий рост. Портретные и скульптурные изображения императора не соответствуют истине, кроме, разве что, шемякинского памятника в Петропавловской крепости, вызывающего споры зрителей. Художник Валентин Серов, посвятивший целый ряд произведений Петру, составил собственное представление об этом государе. Он говорил: «Обидно, что его, этого, в котором не было ни на йоту слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно „кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище, с беспрестанно дергающейся головой... Страшный человек». Действительно, царь был неуравновешен, легко выходил из себя, а то, что лицо его при этом дергалось, возможно, являлось следствием пережитого в детстве потрясения от стрелецкого бунта. Историк В.О. Ключевский отмечал такое свойство государя: «В домашнем быту Петр до конца жизни оставался верен привычкам древнерусского человека, не любил просторных и высоких зал и за границей избегал пышных королевских дворцов. Ему, уроженцу русской безбрежной равнины, было душно среди гор в узкой немецкой долине. Странно одно: выросши на вольном воздухе, привыкнув к простору во всем, он не мог жить в комнате с высоким потолком и, когда попадал в такую, приказывал делать искусственный низкий потолок из полотна. Вероятно, тесная обстановка детства наложила на него эту черту». Петр действовал решительно, напористо, энергично, хотя временами конвульсивно и даже суетливо. В нем сочетались потрясающее трудолюбие и неуемная жажда развлечений. Петр испытывал непреодолимое влечение к знаниям. Его любознательность и живой ум позволили ему составить представление о самых разных областях науки, освоить многие ремесла. Круг его интересов был необъятен - кораблестроение и артиллерия, фортификация и дипломатия, военная наука и механика, медицина, астрономия и многое, многое другое. Русский государь встречался с великими учеными того времени - Г. Лейбницем и И. Ньютоном, а в 1717 году был избран почетным членом Парижской академии наук.

Личность Петра Великого не так проста, как мы привыкли ее себе представлять. То, что в этой личности сразу бросалось в глаза, действительно просто -- склонность Петра к физической работе, его практическая сметливость и сноровка, его веселость, кажущаяся прямота и чисто стихийные порывы в выражении ласки и гнева, склонность этого человека к простой жизни и к грубым шумным удовольствиям, к близкому общению с простым людом -- все это в царе, слишком громко и открыто заявлявшее о себе, весьма упростило образ того, кого называют преобразователем России. И в нашем воображении особенно крепко засело представление о Петре, как о «царе-плотнике», «мастере», как о «моряке» с «матросским аппетитом», к чему как-то больше подходила необычная для царя повадка, и вообще, вся простецкая обстановка жизни этого государя. Интересно и поучительно всесторонне понять этого человека, с детства на всех нас производившего сильное впечатление своим гигантским ростом, своею необыкновенною силою, жестокостью, всей своей гордой и величественной осанкой, повелительным суровым выражением красивого, но немного грубоватого круглого лица, обрамленного откинутыми назад густыми, вьющимися волосами...

Уже с самого своего рождения (в ночь на 30 мая 1672 г.), Петр обещал быть физически выдающимся человеком: новорожденный ребенок оказался великаном -- 11 вершков в длину и 3 вершка в ширину. Он не пошел ни в своего отца, царя Алексея Михайловича, ни в деда по отцовской линии -- людей, не отличавшихся крепким здоровьем и вообще представлявших иной тип личности. Игрушками и забавами, окружавшими раннее детство Петра, развивались в нем преимущественно военные вкусы. Эти самые ранние игрушки и игры были семенами, упавшими на очень благодарную почву: они-то и пустили первые и весьма жизнеспособные побеги необыкновенной любви Петра именно к военному ремеслу; по свидетельству современника Крекшина, маленький царевич не интересовался никакими забавами, кроме военных. Ранним физическим и умственным развитием он, по-видимому, значительно опередил своих ровесников, которые скоро ему наскучили, и их пришлось заменить взрослыми, из которых по повелению царя был набран полк со знаменем, в зеленом мундире, вооруженный настоящим ружьем и названный «Петров полк», по имени своего воинственного полковника по 4-му году от роду. петр реформа государственный

С детства в Петре были заложены такие качества как торопливость, трудолюбие, нетерпеливость, саморазвитие, любопытство, остроумие, интерес к новшествам.

Ум Петра справедливо считают гениальным, но не достаточно, кажется, определяют, в чем собственно заключалась эта гениальность. Поразительная, чрезвычайно редко встречающаяся, способность переходить от привычных умственных ассоциаций к новым -- необычным для той же культурной среды, молниеносно входить во вкус этих новых accoциаций, делать их своими собственными и самостоятельно создавать из них новые ряды и комбинации ассоциаций -- вот в чем состояла гениальность петровского ума. В петровском уме, несмотря на громадную его чуткость и переимчивость, было много самостоятельности, основанной на крепком здравом смысле, на чисто русском «себе на уме».

Интересы России, русского народа были для Петра исключительными, единственными интересами, ради которых он жил и работал «в поте лица», «не покладая рук».

Петр Великий сделал очень много для развития и процветания своего государства и народа, что вызывает множество противоречий.