Болезни Военный билет Призыв

Организация здоровьесберегающей среды на производстве. Здоровьесберегающая среда в доу. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Выступление Зыковой Г.В.,

заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 23 г. Липецка

на обучающем семинаре 22.11.2013

Добрый день уважаемые коллеги!

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека.

Одной из основных проблем последнего столетия, и особенно в современном образовании, является снижение уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности.

В народном образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности - это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути. К сожалению, в школьном образовании сегодня еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей здоровье учащихся в образовательном процессе. В этой связи современная ситуация характеризуется наличием ряда противоречий, которые отражают объективно существующую проблему поиска необходимых и достаточных условий внутришкольной деятельности, направленной на развитие здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе.

Эффективность управления развитием здоровьесберегающей среды обеспечивается развитием здоровьсберегающих человеческих ресурсов, мотивацией учителя к поддержанию здоровья учащихся, установлением результативного взаимодействия со специалистами других областей, связанных со здоровьем школьника, позволяющие получать качественно новые продуктивные результаты учебного процесса.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-Р (п 2) приоритетными задачами ставит создание условий для повышения качества общего образования.

Сегодня на школу и учителя возлагается, казалось бы, несвойственная им задача - забота о здоровье учащихся. Это определено следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в образовательном процессе.

В-третьих, современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем, так как изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе.

Поэтому мы считаем, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, - педагог.


1. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

1.1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

    это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

    это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

    это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

    это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

    специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

    показатели роста и развития;

    текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;

    наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

    уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

    благоприятное социальное окружение;

    духовно-нравственное благополучие;

    оптимальный двигательный режим (культура движений);

    закаливание организма;

    рациональное питание;

    личная гигиена;

    отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

    положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.


2. Подходы к созданию здоровьесберегающей среды

2.1. Классификация здоровьесберегающих технологий

В образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения:

здоровьеформирующие образовательные технологии направлены на воспитание у воспитанников и учащихся культуры здоровья и интерес к занятиям по физической культуре.

здоровьесберегающие технологии: 1 - раскрывают рациональную организацию образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; 2 - создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

1. Образовательная подсистема, реализующаяся учебно-воспитательный процесс.

2. Служба здоровья как подсистема сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Системообразующая роль принадлежит компоненту управления, который включает в себя научно-методический центр здоровья и административный центр по политике содействия здоровью.

Все центры имеют свои функции.

В организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий выделяются следующие направления деятельности:

1. формирование здоровьесберегающей пространственной среды;

2. формирование здоровой образовательной среды;

3. рациональная организация учебно-воспитательного процесса;

4. организация рационального питания;

5. физкультурно-спортивная деятельность.

6. здоровьесберегающая воспитательная деятельность и формирование навыков здорового образа жизни;

7. оздоровительная деятельность;

8. диагностика состояния здоровья воспитанников и учащихся.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

    быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

    спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

    задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
    Результаты:

    создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы;

    повышение уровня развития здоровьесберегающей компетенции субъектов образовательного процесса;

    обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.

Заключение

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физическо го (соматического), психического (душевного) и духовно-нравствен ного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, забо тясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимо применять комплексный подход.

Современное образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся. Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, способствуют укреплению здоровья школьников.

Список использованной литературы

    Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

    Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.

    Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

    Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61

    Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61.

    Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

    Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

    Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

    Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

    Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.

    Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45

Группировка факторов риска обусловливающих здоровье

Из табл. 1 видно, что более 50% факторов риска связаны с образом жизни человека . Такая же тенденция сохраняется и при изучении влияний на отдельные хронически протекающие заболевания, такие как сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания, обменные, аллергические, эндокринные, онкологические, нейропсихические и другие расстройства (табл. 2).

Таблица 2

Распределение факторов риска при различных хронически протекающих заболеваниях и травмах

Состав факторов образа жизни (см. табл. 2) соответствует таким большим факторам риска здоровью, как курение, потребление алкоголя, психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, гиподинамия и пр. Именно эти факторы составляют нездоровый образ жизни, вернее, образ жизни, неблагоприятный для здоровья человека в условиях, созданных им самим, его деятельностью или активностью. Образ жизни выступает как собирательное социологическое понятие или категория.

По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. К категории первичных факторов риска относят такие, которые обычно действуют первично, являясь причиной заболевания.

Выделяют также различные патологические состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска. Они являются вторичными факторами по отношению к различным заболеваниям, например, артериальная гипертония является вторичным фактором для атеросклероза, ишемической болезни сердца.

В табл. 3 приведены данные ВОЗ о первичных и вторичных больших факторах в риска здоровью (с учетом их “рейтинга”).

Таблица 3

Большие факторы риска

Кроме отдельных факторов риска, выделяют еще группы риска, т.е. группы населения, в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям. К ним могут быть отнесены старики, дети, беременные женщины, лица, работающие на вредных производствах и пр. (табл. 4).

Таблица 4

Основные группы риска населения, их классификация

Тема 1.3. Организация здоровьесберегающей среды

«Если вы хотите в этой жизни состояться, насладиться ею, для себя, для своих близких, - вы должны, прежде всего, думать о том, каковы ваши возможности. А ваши возможности возрастают тогда, когда вы можете управлять своим здоровьем». Л.А.Бокерия

План

    1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

    2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса

    3. Ориентированная оценка эффективности внедрения здоровьесберегагощих образовательных технологий в работу образовательной организации. (ОО)

    4. Проблемное поле образовательной организации, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями

    5. Мониторинг здоровья обучающихся

      Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

      Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем

      Организация здоровьесберегающей среды при работе с компьютером

      Здоровье и мобильный телефон

1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда.

Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.

Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека-это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

Физическое здоровье – при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье – это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 – 55 %, состоянием окружающей среды – на 20 – 25, генетическими факторами – на 15 – 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 – 10 %.

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются:

    неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

    неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

    недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

    нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

    низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

    проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

    вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.

Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения.

Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани.

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма.

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении.

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате – 18 – 20 ◦C. Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами – 6 ◦C, а между потолком и полом - 3◦C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ◦C.

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции:

Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

В-третьих, питание – это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей – роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует "приоритет сохранения здоровья учащихся", что и регламентировано Федеральным Законом Об образовании в Российской Федерации.

Здоровье молодёжи – одна из главных ценностей любого общества и одновременно является важнейшим достижением личности, которое помогает достичь высшего уровня его развития и самореализации на благо Отечества.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху практически во всех регионах России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25-30% детей приходящих в 1-й класс нашей школы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами - с 1,6 до 2,8%, нарушениями осанки с 19 до 46%. Одна из частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети - это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

И работников квалифицированного труда с начальнымДокумент

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области...

Тема 1.3. Организация здоровьесберегающей среды
«Если вы хотите в этой жизни состояться, насладиться ею, для себя, для своих близких, - вы должны, прежде всего, думать о том, каковы ваши возможности. А ваши возможности возрастают тогда, когда вы можете управлять своим здоровьем». Л.А.Бокерия

План


  1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

  2. Оптимальный режим дня

  3. Обеспечение безопасной окружающей среды

  4. Принципы организации профилактических мероприятий в учебных учреждениях

  5. Здоровьесберегающая организация учебного процесса

  6. Мониторинг здоровья обучающихся

  7. Организация здоровьесберегающей среды при работе с компьютером

  8. Здоровье и мобильный телефон

1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда.

^ Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.

^ Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека-это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

Физическое здоровье – при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье – это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 – 55 %, состоянием окружающей среды – на 20 – 25, генетическими факторами – на 15 – 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 – 10 %.

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются:


  • неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

  • неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

  • недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

  • нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

  • низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

  • проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

  • вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.
Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения.

Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани.

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма.

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении.

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате – 18 – 20 ◦C. Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами – 6 ◦C, а между потолком и полом - 3◦C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ◦C.

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции:

Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

В-третьих, питание – это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей – роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

^ 2. Оптимальный режим дня

Большое значение для сохранения здоровья в любом возрасте, в том числе и в зрелом, имеет умение рационально распределить время, т.е. правильно формировать режим дня.

Режим дня во многом определяется полом, тем, как распределяются домашние обязанности, профессией, трудовым ритмом, индивидуальными привычками. Однако в течение суток можно выделить основные виды деятельности практически любого человека.

К таким видам деятельности можно отнести:

Работу (учебу) вне дома - включая дорогу до места работы (учебы)

и обратно;

Работу по дому (приготовление пищи, уборка помещения, стирка, глажение белья, покупки, уход за детьми, помощь другим членам семьи и т.п.);


  • уход за собой (личная гигиена, макияж и т.д.);
свободное время (досуговое).

Среди них можно выделить виды деятельности, затраты на которые являются относительно стабильными и фиксированными. Так, оптимальным для большинства здоровых людей является 8-часовой сон; ежедневно каждому человеку необходимо уделять минимум 30 минут на физические упражнения, около 30 минут - на уход за собой; в условиях большого города на работу вне дома необходимо затратить не менее 11 часов. Таким образом, около 20 часов в сутки являются лимитированными. Оставшиеся 4 часа распределяются между свободным временем и работой по дому: их соотношение зависит от состава семьи, наличия детей, их возраста, состояния здоровья и других факторов. В связи с этим является целесообразным изучение затрат времени на выполнение различных видов деятельности в течение суток и правильное распределение времени между этими видами деятельности.

^ 3. Обеспечение безопасной окружающей среды

Важной проблемой остается поддержание безопасной окружающей среды, что связано с началом активной трудовой деятельности, ответственностью за окружение, поведением в повседневной жизни.

Потенциально опасные ситуации могут возникать:


  • в связи с выполнением профессиональных обязанностей, на работе;

  • в домашней обстановке;

  • вне дома.
При осуществлении трудовой деятельности человек может столкнуться с рядом неблагоприятных и/или вредных производственных факторов. Вредные производственные факторы могут привести к:

  • развитию профессиональных заболеваний;

  • временному или стойкому снижению работоспособности;

  • повышению частоты соматических и инфекционных заболеваний;

  • нарушению репродуктивного здоровья;

  • нарушению здоровья потомства.
Потенциально опасными производственными факторами могут быть:

А) физические факторы:


  • температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

  • неионизирующие магнитные поля и излучения

  • ионизирующие излучения;

  • производственный шум, инфразвук, ультразвук;

  • вибрация (общая и локальная);

  • аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

  • освещение: естественное (отсутствие или недостаточное) и искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, прямая и отраженная слепящая блеклость);

  • аэроионы;
Б) химические факторы:

  • вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты и др.);

  • вещества, получаемые химическим синтезом;

  • вещества, для контроля которых используются методы химического анализа;
В) биологические факторы:

  • микроорганизмы-продуценты;

  • живые клетки и споры;

  • патогенные микроорганизмы;

  • Г) факторы трудового процесса:

  • тяжесть труда;

  • напряженность труда.
Меры по обеспечению безопасности на работе:

  • строгое соблюдение предусмотренных правил техники безопасности на рабочем месте;

  • использование средств индивидуальной защиты при проведении работ с вредными производственными факторами.
Потенциально опасными дома могут стать:

  • средства бытовой химии;

  • лекарственные препараты;

  • некачественная пища (некачественные продукты, нарушения технологии приготовления пищи);

  • неосторожное обращение с огнем (при приготовлении пищи, курении и т.п.);

  • незнание точного расположения и устройства инженерных коммуникаций в квартире, доме (электропроводка, водопровод, газовая подводка);

  • стелющиеся по полу провода, стеклянные двери, незакрепленные коврики и другие предметы, способные привести к падениям;

  • осуществление хозяйственной деятельности в доме (мытье окон, полов и т.п.);

  • осуществление ремонтных работ;

  • электробытовые приборы;

  • домашние животные;

  • проникновение в жилище посторонних.
Этими ситуациями не исчерпывается список опасностей, требующих принятия соответствующих мер или соблюдения определенных правил.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности в домашних условиях:


  • хранить средства бытовой химии в строго определенном месте, в заводской упаковке, строго следовать инструкциям по их применению;

  • принимать лекарственные препараты после консультации с врачом, следить за сроками годности, не применять просроченных препаратов;

  • использовать в пищу только свежие продукты, хранить продукты в соответствии с условиями хранения, замороженные продукты размораживать только в необходимом количестве;

  • проявлять осторожность с сигаретами и спичками: не курить в постели, не выбрасывать непотушенные сигареты и спички; установить противодымную сигнализацию, приобрести ручные огнетушители; следить за исправностью электропроводки, изучить пути эвакуации;

  • изучить расположение кранов и рубильников инженерных коммуникаций, научиться перекрывать их в случае необходимости;

  • убрать стелющиеся и свисающие провода, закрепить коврики и половики, использовать в дверях небьющиеся стекла, обеспечить в доме хорошее освещение;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении домашних хозяйственных работ, ремонта: не пользоваться стремянкой в одиночку, использовать только соответствующее оборудование (щетку для мытья окон на длинной ручке, стремянку, а не стулья и т.п.); при мытье полов вытирать их насухо; использовать защитные маски при покраске;

  • не хранить дома неисправные электробытовые приборы, пользоваться только исправными и в соответствии с инструкцией;

  • иметь специальную посуду для кормления домашних животных, мыть руки после любого контакта с ними, сделать все необходимые прививки, не оставлять детей наедине с животными;

  • установить соответствующие двери, дверные и оконные запоры, замки, дверные цепочки, глазки или видеосистемы для наблюдения, сигнализацию; просить у незнакомых людей предъявления удостоверения личности, не держать дома большие суммы денег.
Потенциально опасными факторами вне дома могут стать:

  • позднее возвращение домой или выход из дома (на работу, за покупками, в аптеку и т.п.);

  • участие в демонстрациях, митингах, шествиях;

  • работа на приусадебном участке, в саду, огороде;

  • поездки в автомобиле, в том числе длительные;
занятия спортом, физические упражнения, активный досуг.

Список потенциальных опасностей, равно как и мероприятия по их предупреждению, перечисленными ситуациями не исчерпывается и может быть продолжен.

^ Основные мероприятия по обеспечению безопасности вне дома:


  • избегать пустынных мест и опасных районов, по возможности до говариваться о встрече с кем-либо из окружения, не садиться в попутный транспорт, не носить с собой большого количества денег и драгоценностей;

  • следовать правилам поведения в толпе (см. также раздел 2,5.8);

  • использовать защитные средства при использовании ядохимикатов, химических удобрений, учитывать направление ветра при работе с химическим веществами, строго следовать инструкции, использовать правильные позы при работе в саду, применять средства для переноски тяжестей;

  • избегать чрезмерного пребывания на солнце, использовать защитные средства против солнечных ожогов и перегревания (кремы, лосьоны, легкая одежда, солнцезащитные очки и т.п.), потреблять достаточное количество жидкости;

  • при поездках в автомобиле использовать ремни безопасности, соблюдать правила дорожного движения, при длительных поездках -иметь при себе все необходимое (аптечку первой медицинской помощи, достаточный запас топлива, минимальный набор инструментов, одежду и обувь для возможного пешего перехода, необходимые документы, телефоны для вызова аварийных служб и т.д.);

  • следовать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и занятиях спортом.

^ 4. Принципы организации профилактических мероприятий в учебных учреждениях

Известно, что одним из эффективных методов реализации программ укрепления здоровья является реализация обучающих и психологических программ по проблемам, связанным со здоровьем, в учебных учреждениях. С одной стороны, это связано с тем, что здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и стереотипов в поведении, которые легче правильно выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом. С другой стороны, через образовательную среду проходят практически все дети и подростки на территории Российской Федерации.

Школьные программы укрепления здоровья должны быть комплексными (Рис. 1.8) и включать в себя информирование, обучение, воспитание, мониторинг, формирование здорового образа жизни. В зависимости от содержания и задач программы в нее могут входить те или иные компоненты.

Многие при планировании профилактических программ, особенно касающихся репродуктивного здоровья, исходят из принципа "мы в свое время этого не знали!". Между тем если ребенку не сообщить информацию по интересующей его теме, то он сам найдет способ получить ее, зачастую в искаженном виде.

Между тем одного только информирования недостаточно для формирования здорового жизненного стиля. Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно, возникает необходимость в участии психологов в подобных программах. Решение подобной проблемы требует комплексного подхода.

Планируя и проводя образовательные программы по формированию здорового образа жизни школьников, необходимо привлекать к ним не только сверстников, но и родителей и других значимых взрослых. Любые программы профилактики неэффективны без изменения окружающей школьников среды (Рис. 1.9). Если не изменить окружение школьников, то оно будет оказывать на них давление. Зачастую это давление негативно и не способствует формированию здорового образа жизни.

Следует помнить, что еще на этапе планирования профилактические программы должны проходить обязательное согласование. Какими бы безобидными ни казались программы формирования здорового образа жизни, все они направлены на изменения стиля поведения детей и подростков и, значит, затрагивают его психологическую сферу.

Обычно программы, направленные на формирование здорового образа жизни, должны быть согласованы с:


  • родителями (родительским комитетом)

  • педагогическим коллективом

  • департаментом образования территории

  • департаментом здравоохранения территории

  • Министерством образования и науки РФ

  • Министерством здравоохранения и социального развития РФ
Каждая согласующая инстанция, орган, имеет свои цели. Так, родители на добровольной основе определяют возможность участия их ребенка в профилактической программе; знакомятся со степенью, глубиной, объемом и способом подачи материала. Особенно это касается программ охраны репродуктивного здоровья. Сама возможность реализации подобных программ требует обязательного согласования с родителями, которые должны иметь возможность отказаться от участия ребенка в этих программах в силу личностных, религиозных или каких-либо других убеждений.

Педагогический коллектив рассматривает возможность проведения профилактической программы в данном учебном учреждении, выделяет материально-технические средства для реализации профилактической программы (аудитории, часы и т.д.).

Руководящие органы систем образования и здравоохранения могут выделять средства на реализацию профилактических программ, проводят внешнюю экспертизу, лицензирование программ, а также осуществляют общий контроль и руководство при проведении профилактических мероприятий.

Основная цель программ профилактики - формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение. При планомерной реализации этих программ будет происходить формирование ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей.

Чтобы повысить эффективность формирования здорового образа жизни, при планировании профилактических программ необходимо учитывать исходные знания целевой аудитории.

Так как программы профилактики, особенно охраны репродуктивного здоровья, могут противоречить личностным убеждениям детей и их родителей, то должна существовать разумная добровольность участия в профилактических программах. С одной стороны, если предложить подростку участвовать или не участвовать в подобного рода программах, то он, скорее всего, выберет "не участвовать", так как при этом от него требуется меньше усилий. С другой стороны, нельзя заставлять ребенка посещать занятия, если он или его родители считают, что излагаемый материал по каким-либо причинам неприемлем. Только при условии добровольности участия профилактические программы могут отвечать основному требованию медицины: "Не навреди!".

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Игровое пространство ДУ, как здоровьесберегающая среда. Воспитатель: Самсонова Н.Ю.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

К сущностным характеристикам предметно - пространственной среды следует отнести: - морально-психологический климат; - экологию и гигиену; - рациональный режим жизни, труда и отдыха; - современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения. - современный дизайн;

Особенности личностно – ориентированной модели воспитания: - в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе!» - содействовать становлению ребёнка, как личности; - обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру; - радости существования; - развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности; - знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.

Помимо двигательного центра, в группах организуются следующие подпространства: -Уголок природы. -Познавательно – исследовательский центр. -Книжный уголок (речевой деятельности). -Центр дидактических игр и мелкой моторики. -Строительно – конструктивный центр. -Уголок изодеятельности. -Уголок театрализации и музыкальной деятельности. -Учебная зона. -Зона ПДД и гараж. -Уголок сюжетно – ролевых игр. -Зона для кукол. -Уголок уединения.

Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья: - Личная гигиена. - Проветривание. - Влажная уборка. - Режим питания. - Правильное мытьё рук. - Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. - Полоскание ротовой полости после еды. - Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Предметно – пространственная среда – это мощный обогащающий фактор детского развития, который способствует: - Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни. -Воспитанию и развитию ребёнка в коллективе. -Развитию опорно – двигательного аппарата. -Развитию у детей организованности, инициативности. -Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками. -Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр. -Обогащению нравственно – эстетическими ценностями. -Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и др. -Формированию личности.

Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты: · мониторинг состояния развития; · определение уровня здоровья; · наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.

Утренняя гимнастика!

Двигательная деятельность!

Спортивные развлечения!

Спортивный уголок!

Подвижные игры!

Картотека подвижных игр.

Главная задача педагога – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников.
Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье.
Из них 30-35 % детей уже имеют хронические заболевания при поступлении в школу. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения, осанки; в 4 раза увеличивается количество нарушений психического состояния учеников; в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.д.
Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Нормой каждого должен стать ЗОЖ и санитарная культура. ЗОЖ принципиально не совместим с вредными привычками. Здоровье подрастающего поколения республики и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время – важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счёту. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. Именно поэтому в нашей школе система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных физических и психологических особенностей детей.
Администрация и педагогический коллектив школы используют в своей практике здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учеников. Однако мы испытываем некоторые затруднения, так как стоит вопрос и об улучшении материально-технической базы, необходимой для работы в данном направлении.
Целью деятельности нашей школы по здоровьесбережению учащихся является:
- формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.
- приобщение к занятиям физкультурой и спортом.
-формирование ценностных установок, жизненных приоритетов на здоровый образ жизни;
- вооружение учащихся:

Санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту;

Знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;

Знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа.

Помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.
Четыре взаимосвязанных направлений представляют систему работы школы, направленную на охрану и укрепление здоровья школьников.
Деятельность школы по созданию в ней здоровьесберегающей среды как условия для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся мы разбили на такие сферы деятельности:
- условия реализации формирования здоровьесберегающей среды в школе (условия в соответствии с СанПиНом:
расположение здания школы;

Участок образовательного учреждения;

Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);

Водоснабжение и канализация;

Учебные кабинеты: площадь и оснащенность;

Наличие учебных мастерских;

Соблюдение размеров мебели;

Воздушно-тепловой режим;

Освещенность мест занятий;

Отличное санитарное состояние;

Наличие двух спортивных залов, раздевалок, подсобных помещений;

Спортивное оборудование и инвентарь;

Расписание;

Наличие зала для занятий ЛФК;

Медицинский кабинет и оборудование.

Мониторинг здоровья (уровень физического, психического развития, уровень заболеваемости детей, уровень знаний о здоровье и т. д.)
- коррекционно-оздоровительная деятельность школы (организация горячего питания, спортивные секции, школа дополнительного образования, работа медицинского персонала, логопеда, психолога и т. д.)
- обучение здоровью или формирование потребности в здоровом образе жизни (уроки физической культуры и ОБЖ, дни, недели и праздники здоровья, физминутки на уроках, викторины, конкурсы и классные часы по ОБЖ и ПДД, уголки здоровья, участие детей в исследовательской деятельности по здоровьесбережению)
Условия реализации по оздоровлению детей в школе достаточно благоприятные и позволяют в полном объеме проводить мероприятия по сохранению здоровья учащихся. Кабинеты в школе светлые, теплые, проветриваемые. Рекреации просторные и предназначены для отдыха детей. Классы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: освещение, режим работы школы, учебный план, наполняемость классов, вентиляция учебных помещений, но, к сожалению, не во всех классах размеры ученических столов и стульев соответствуют росту детей. Для всех учеников занятия организованы в одну смену. Уроки имеют продолжительность 35 минут с пятидневной нагрузкой в наделю. Для питания учащихся начальной школы отведена перемена 15 минут после второго и третьего уроков. Остальные 10-минутные перемены позволяют ученикам восстановить свои умственные и физические способности после напряженного труда на уроках. Решен вопрос организации питьевого режима в школе: в каждом классе стоят кулеры с питьевой водой. В учебно-воспитательной работе решена задача нормирования учебной нагрузки и объема домашнего задания учащихся с учетом расписания. Наша школа располагает работой двух спортивных залов: малого и большого с наличием спортивного инвентаря. В школе функционирует кабинет ЛФК и медицинский кабинет.
Одним из следующих направлений в работе школы по здоровьесбережению является мониторинг состояния здоровья детей, то есть создание системы учета контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, педагогических, медицинских обследований детей. В течение каждого учебного года проводятся анкетирования детей и их родителей по проблемам здоровья учащихся. Специалистами – медиками проводятся по плану диспансеризация детей, по необходимости – прививки и витаминизация. Практически все ученики обследованы врачами – стоматологами и ежегодно получают стоматологическую помощь в стоматологическом кабинете в школе. Своевременно медработником заполняется листок здоровья в журналах. Ежегодно учителями и медработником ведется учет и контроль за состоянием здоровья того или иного ученика, проводится диагностика. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года по классам. В зависимости от результатов корректируется и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Например, по результатам обследования уровня физического развития и здоровья в 2006-2007 учебном году был выявлен низкий уровень координации движения учащихся 1-11 классов, было принято решение о введении тренировочных упражнений на координацию движений в большем объёме на уроках физкультуры, физкультминутках на других уроках, в подвижных играх в ГПД. Результатом такой работы стало изменение показателей уровня физического развития учащихся в 2007-2008 учебном году по координации движений в лучшую сторону на 15%.
При посадке детей за парты учителя обязательно учитывают зрение детей и руководствуются медицинскими показаниями.
Следующим направлением в работе школы по здоровьесбережению учащихся является коррекционно-оздоровительная деятельность. Большая часть детей начальных классов охвачена горячим питанием. В начале учебного года с самых первых дней совместно с родителями, логопедом, психологом, учителем отслеживается адаптация детей (особенно первоклассников) к школьным занятиям, т.к. именно от этого зависит психологическое здоровье младших школьников. Для такой комплексной диагностики используются следующие методы: ознакомительная беседа с ребёнком и его родителями, логопедическое и психологическое тестирование, анкетирование родителей, знакомство с материалами медицинской карты. Всю информацию, полученную в ходе тестирования, используют:
-для определения уровня развития учащегося с целью профилактики возможных трудностей в обучении,
-зачисления его в основную или подготовительную группу занятий на уроке физкультуры, соответствующую группу развивающих занятий с психологом,
-выявления необходимости занятий с логопедом, в группе ЛФК.
После обобщения информации по классу в целом вырабатываются рекомендации для учителей, работающих в этом классе, планируется работа с родителями (тематика родительских собраний, тренингов, индивидуальных встреч и другие).
Ежегодно учителя начальных классов работают над преемственностью учеников из начального блока в среднее звено школы. Система внеурочной занятости, сложившаяся в нашей школе, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной. У нас в школе работает эстетический центр «Гармония» и филиал школы искусств №2, где дети занимаются хоровым пением, актерским искусством, хореографией, музыкой, фольклором, танцами. Ученики нашей школы охотно посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях. У нас в школе действуют секции бокса, легкой атлетики, гимнастики, футбола, волейбола. В летнее время около 80 % детей младшего школьного возраста отдыхают в школьном лагере на базе нашей школы.
Еще одним аспектом в деятельности школы по здоровьесбережению учащихся является обучение здоровью. Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима учеников.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учителя проводят физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока.
Кроме того, определяют и фиксируют психологический климат на уроке, проводят эмоциональную разрядку, строго следят за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки учителя начальных классов проводят, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток учителя начальных классов включают:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. Преподавание 2-х уроков физической культуры в школе ведётся в основном учителями начальных классов.. Организация урока позволяет осуществлять индивидуальный подход, дифференцировать нагрузку в зависимости от группы здоровья ребёнка, а значит создавать ситуацию успеха у каждого. В программу по физической культуре 1-4 классов обязательно входят уроки физ-ры на свежем воздухе.
На каждом уроке обязательно проводятся ОРУ для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, укрепления мышц глаз.
Работа спортивных секций, участие в школьных, окружных, городских спортивных соревнованиях, Днях здоровья способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся, закаливанию, пропаганде здорового образа жизни. Для педагогического состава школы и родителей предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье, посещая школьный спортзал для игры в волейбол.
Ежегодно в школе проводятся дни здоровья. На классных часах постоянно пропагандируется здоровый образ жизни. В ходе данного мероприятия выпускаются стенные газеты, листовки; дети пишут сочинения на определенную тему. Например, «Все о вреде курения», « Что такое ЗОЖ?», «Будь здоров, малыш», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Зачем надо заниматься спортом?», «Вредные привычки» и т.д. Огромную работу ведут учителя начальных классов по преподаванию правил безопасности дорожного движения. Это и беседы, и конкурсы, и викторины «Светофорчик», « Маленький ЮИД», «Что там за окном?», «Правила безопасного движения» и т.д.
Наши ученики уже в начальной школе занимаются исследовательской, проектной деятельностью. В предыдущие годы наши ребята выступали на заседаниях школьного клуба «Надежда» со своими проектами. Например, 3 «В» класс предоставил на конкурс проектов работу «Мы за чаем не скучаем», 3 «Б» - «Шоколад: за и против», 3 «А» - «Жевательная резинка. Все «за и против», 4 «А» - «Соль. Полезна или вредна?», 4 «Б» - «Сколько весит наш портфель?», 2 «А» - «Береги глаз как алмаз», 2 «Б» - «Вредность курения», 1 «А» - «Все про физминутки», 1 «Б» - «Как сохранить здоровье на долгие годы?», 1 «В» - « Вся польза и вред мобильного телефона». Работа над проектами помогает развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску. Дети приобретают навыки решения жизненно важных задач, в том числе и задач укрепления здоровья.
Все мероприятия в начальной школе наши учителя направляют на создание здоровьесберегающей среды для наших детей. Методическим советом учителей начальных классов выбрана тема «Школа – источник здоровья». Наши учителя ищут самые оптимальные пути обучения детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс обучения был радостным, доступным, здоровьесберегающим.