Болезни Военный билет Призыв

Ощущение понятие физиологическая основа условия возникновения. Физиологические основы ощущений и восприятия. Систематическая классификация ощущений

ощущений

(рецептор)


Здесь происходит трансфор­мация определенного вида энергии в нервный процесс


По афферентным, или центростреми­тельным, путям возбуждение передает­ся в центральный отдел анализатора

Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения


Физиологическая основа ощущений заложена в работе специальных нервных структур, названных И. Павловым анализаторами. Анализаторы - это ка­налы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внешней среде, так и о собственном, внут­реннем состоянии).

В своей совокупности анализаторы образуют сен­сорную систему человека.

Начало ощущению дает физический процесс раз­дражения, который возникает при воздействии сиг­налов внешней или внутренней среды на органы чувств человека: зрение, обоняние и др. Ощущения обеспечиваются работой мозга. Мозг связан с органа­ми чувств, реагирующими на «свои» раздражители. Чтобы мозг мог воспринимать эти раздражения, они должны подаваться ему в определенной форме, а именно в форме электрических сигналов. Энергия раздражителей различной природы (свет, запах и др.) должна быть преобразована в электрическую энергию. Задача перевода сигналов различной модальности в электрическую форму решается рецепторами.

Рецептор - это специфический нейрон, осуще­ствляющий прием физических сигналов внешней сре­ды и сигналов внутреннего состояния человека. Ра­бота рецептора специализирована. Каждый рецептор работает со «своими» сигналами: зрительный реагирует на световые раздражители, слуховой - на звуко­вые и т.д. Но это не простое реагирование. Мозг тре­бует информацию не только о наличии раздражите­ля, но и о его характеристиках (например, по шкалам интенсивный - слабый, большой - малый, сладкий -горький и др.). Следовательно, рецептор должен уметь кодировать эти характеристики, чтобы передавать све­дения о них в мозг. Такое кодирование реализуется через преобразование физических раздражителей в электрические сигналы с параметрами, соответствую­щими характеристикам раздражителя. Так, например: ощущения приятного тембра голоса соответствуют электрическим сигналам синусоидальной формы; ощущения прикосновения к руке - последователь­ному ряду прямоугольных электрических импульсов (при этом легкому прикосновению соответствует ма­лое количество импульсов в ряду, сильному давле­нию - большое количество).



Кодированные электрические сигналы определен­ной формы с соответствующими параметрами по нервным путям (афферентным нервам) поступают в рецептивные зоны коры больших полушарий. Каж­дый рецептор той или иной модальности имеет «свою» рецептивную зону. Перемещение сигналов обеспечивается физиологическим процессом возбуж­дения - свойством нервных клеток (нейронов) реа­гировать на раздражение. При возбуждении клетка переходит из состояния физиологического покоя к активности. Если амплитуда возбуждения достигает пороговой величины, то оно распространяется на со­седние участки нервной системы. В коре больших полушарий электрический сигнал вызывает простей­шие эмоциональные переживания ощущений. Резуль­таты переживаний в виде распространяющегося воз­буждения через эфферентные нервы поступают на периферию организма (к мышцам, железам).

1.6.2.Анализаторы

Функциональная схема анализатора




Анализатор не пассивный элемент. Его работа мо­жет перестраиваться под изменяющимся воздействи­ем раздражителей. Другими словами, природа анали­затора рефлекторна, т.е. отражает реальные измене­ния в среде. Естественно, рефлекторна и природа ощу­щений. Ощущения всегда связаны с двигательными компонентами. Это происходит либо в виде вегета­тивной реакции (сужение зрачков, кровеносных сосу­дов и др.), либо в виде мышечной реакции (дерганье руки, поворот глаз, напряжение мышц губ и др.).

Действительно, ощущение не ограничивается про­стым отражением действительности в мозгу челове­ка. Обязательным элементом ощущения (без которо­го, собственно, оно невозможно) является ответная реакция организма. Эта реакция может иметь форму движения или внутреннего процесса, например оз­доровительного. Давно известно, например, что пение птиц, шум морского прибоя уравновешивают нервную систему; звуки музыки типа «хард-рок» и «рок-мьюзик» часто вызывают у поклонников агрессивное воз­буждение нервной системы, а также острые желудоч­ные спазмы.

Организм реагирует и на ощущения запахов. Япон­ская фирма «Сиейдо» успешно применяет «запахотерапию» для повышения стрессоустойчивости своих работников. Используется синтез ароматов на произ­водстве и дома. Результат - погрешности в работе снизились более чем на 50%.

Не менее остро реагирует организм на продолжи­тельное или полное отсутствие раздражителей (сен­сорный голод или сенсорная депривация). Сенсор­ный голод (сенсорная депривация) - явление, свя­занное с резким снижением «ассортимента» ощуще­ний (или полной потерей), испытываемых человеком в ситуациях его физической и психологической изо­ляции.

Результаты сенсорного голода могут быть разру­шительными для психики человека. Потеряв слух, Людвиг ван Бетховен пережил жизненную драму: сто­ронился людей, глубоко страдал от одиночества: «Мне не дано находить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности. Один, со­вершенно один!.. Я должен жить, как отверженный».

Чтобы у оператора слежения за воздушными це­лями по экрану радиолокатора в режиме длительного и непрерывного обзора «пустого» пространства не при­туплялась бдительность, не снижалась работоспособ­ность, ему на экран время от времени «подбрасывают» ложную отметку цели от специального имитатора.

Физиологическая основа ощущений


Введение

2. Понятие ощущения

3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

3.2 Свойства ощущений

3.3 Классификация ощущений

4. Виды ощущений

4.1 Зрение

4.3 Вибрационные ощущения

4.4 Обоняние

4.7 Проприоцептивная чувствительность

Список литературы


Введение

Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий - с психических познавательных процессов. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим познанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании существенную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) основывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения, мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (например, более высокая или более низкая температура).


1. Сенсорная организация личности

Сенсорная организация личности - это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека - это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие. Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность. Главная особенность сенсорной организации человека - это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.


2. Понятие ощущения

Ощущение - это проявление общебиологического свойства живой материи - чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма. Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира. Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление. Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через «входы» сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.

2.1 Обработка ощущений

После получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность. Вообще говоря, ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения. Тем не менее, понятно, что количество доступных вариантов и качество выбора различны для разных людей и зависят, например, от: - психических свойств личности; - стратегий взаимоотношений с окружающими; - отчасти физического состояния; - опыта, наличия нужных сведений в памяти и возможности их извлечения; - степени развития и организации высших нервных процессов и т.д.


3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов - анализаторов, состоящих из 3 частей: - рецептор - воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс); - центральный отдел анализатора - афферентные или чувствительные нервы; - корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов. Определенным рецепторам соответствуют свои участки корковых клеток. Специализация каждого органа чувств основана не только на особенности строения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Анализатор является не пассивным приемником энергии, он рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей.




По определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека. Восприятие – результат...

Человеческого организма,целостности чувственного отражения объективного мира. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый...

Вопросы

Лекция 1.6. Ощущения и восприятие

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.

2. Виды и свойства ощущений.

3. Характеристика основных видов ощущений.

4. Понятие о восприятии.

5. Свойства и виды восприятия.

6. Развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка.

Мир психических явлений человека многообразен (психические процессы, психические свойства, психические состояния). Психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые. На этой лекции мы начинаем разговор о познавательных процессах , благодаря функционированию которых человек познает окружающую его действительность. К познавательным процессам относят: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь .

Познание мира человеком начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Для описания чувственного познания в психологии употребляются понятия «ощущение» и «восприятие». Проделайте небольшой опыт: попросите товарища закрыть глаза и коснитесь его ладони незнакомым предметом, а потом спросите, что он может сказать о предмете. Если испытуемый не узнает, что это такое, то он ответит: «Что-то твердое, гладкое, холодное» или «Мягкое, теплое шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек. Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов.

Ощущение – познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на ораны чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира .

Ощущения считаются самой простой и первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой . Низкоорганизованные животные отражают только отдельные , имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений . То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.

В отличие от животных, на ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие . Ощущения людей опосредствованы осуществляемой ими практической деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями. В ощущении условно можно выделить объективную и субъективную стороны . Объективная сторона связана с характеристиками воздействий внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущений определяется индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Доказано, что характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, специальных упражнений и др.


Ощущение не есть простое отражение воздействий внешнего мира органами чувств. Важным звеном ощущений выступает ответная реакция организма на воздействие. Эта реакция носит опосредованный и активный характер. Ощущение опосредовано сознанием человека, его жизненным опытом, сформированными навыками и др. Ощущение взаимосвязано со многими психическими явлениями. Например, накопленная при помощи органов чувств информация является необходимым условием для развития мышления . Также наблюдается прямая взаимозависимость многих ощущений с эмоциями человека (весеннее пение птиц, морской прибой, музыка часто вызывают у человека положительные эмоции). Ощущения всегда эмоционально окрашены . Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый кажется легче, второй – тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус. Не случайно в языке слова «чувствительность» (имеется в виду характеристика познавательной функции ощущений) и «чувство» (переживание) имеют одинаковые корни.

Осознаваемые ощущения присущи только живым организмам, имеющим головной мозг и кору головного мозга. При нарушениях в работе мозга или временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознано воспринимать мир . Такое происходит во время сна, при наркозе, при болезненных состояниях сознания.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие , представление ) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование познавательной деятельности.

Без ощущений невозможна психическая активность человека. В настоящее время в связи с задачей освоения космоса и дна Мирового океана проводится много опытов, выявляющих влияние сенсорной изоляции (полного или частичного отсутствия раздражителей) на психику и организм человека. Опыты показали, что меньше чем через сутки при полной сенсорной изоляции наблюдаются нарушения сознания: появляются галлюцинации, возникают навязчивые идеи. Таким образом, постоянное «превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания», осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики.

Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды .

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом , объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы . И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений. Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1). Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор предназначен для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).

Таким образом, ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный , слуховой , обонятельный , вкусовой , кожный , двигательный и другие анализаторы . Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс, его проведение в мозг, формирование ощущения и ответного действия – все это развернуто во времени. Отрезок времени от нанесения раздражения до возникновения ответной реакции называется латентным (скрытым) периодом. Он неодинаков для разных ощущений. Так, латентный период тактильных ощущений 130 миллисекунд, болевых – 370.

Понятие ощущения

Ощущение является одним из простейших познавательных психических процессов. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений при помощи органов чувств. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы­ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением.

Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение – продукт развития в филогенезе раздражимости. Раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.

Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Ощущение – простейший психический процесс отражения отдельного качества (свойства) предмета при непосредственном воздействии раздражителей на воспринимающую часть анализатора.

На этом уровне еще нет синтеза ощущений в более качественное отражение. Это уровень наиболее элементарного отражения. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Благодаря ощущениям человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока мы узнаем тогда, когда пробуем его. Или, например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук или только укус, никак не связывая эти ощу­щения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Тем не менее, ощущения – это главный источник поступления информации для человека. На основе этой информации строится вся психика человека – сознание, мышление, деятельность. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие субъекта с материальным миром. Т.е., ощущения лежат в основе всей познавательной деятельности человека.

Физиологическая основа ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферический отдел , называе­мый рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Понятие о восприятии. Свойства восприятия.

Классификация основных видов восприятия

1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ

Определение ощущений.

Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятель­ности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонирует­ся (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.

Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущени­ями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование ка­кой бы то ни было познавательной деятельности.

Без ощущений невозможна психическая активность человека.

Физиологические основы ощущений.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внут­ренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецептор­ных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий голов­ного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двига­тельному) нерву.

Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором.

Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движени­ем, либо с перестройкой вегетативных процессов.

Итак, физиологический механизм ощущений может быть охаракте­ризован как механизм условнорефлекторной деятельности анализато­ров, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлек­сов. В первосигнальные механизмы ощущений человека включена дея­тельность второй сигнальной системы.

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ Классификация ощущений.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время нас­читывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

· По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную (з рение, слух, обоняние) и кон­тактную (вкусовую, болевую, тактильную) рецепцию.

· По расположению на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

· По времени возникновения в ходе эволюции животного мира вы­деляют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецеп­цию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структу­ре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.

Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодейс­твие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности.

Понятие порога ощущений , или порога чувствительности выражает психологическую характеристику "зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей.

В психофизиологии различают два вида порогов : порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению .

Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности .

Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхнимабсолютным порогом чувствительности .

Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя су­ществует обратная зависимость: чем большая сила нужна для воз­никновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Поро­ги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Порог чувствительности к различению - та наи­меньшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений.

Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первона­чального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг - 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зритель­ных- 1/100. (ознакомьтесь с исследованиями Вебера).

Адаптация - приспособление чувствительности к постоянно дейс­твующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой.

Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности од­ной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Это объясняется корковыми связями меж­ду анализаторами.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствитель­ность в другой.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ана­лизаторов, а также систематических упражнений называется сенси­билизацией .

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает од­новременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее.

Широко известно явление последовательного контраста. После хо­лодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Последовательный образ - физиологический механизм его возникновения таков: прекращение действия раздражителя не вызывает мгновен­ного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.

Синестезия - возбуждение возникшими ощущениями одной модаль­ности ощущений другой модальности.

Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодейс­твия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувстви­тельности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Си­нестезия усиливает чувственный тон ощущений.

(Так, звук становится окрашенным и т.п.)

СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – характерный для инди­вида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.

В животном мире преимущественный уровень развития чувствитель­ности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) - обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно, на нее влияет деятельность.

3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия .

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ

Общая характеристика восприятия.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокуп­ности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущени­ями, кроме которых оно включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп­ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Основными х-ками восприятия являются константность, пред­метность, целостность и обобщенность.

Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, нес­мотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя орга­ническая взаимосвязь частей и целого в образе.

Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Несколько правил группировки частей в целое были сформулированы Вертгеймером.

1. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выс­тупать сходство по размеру, форме, по расположенности частей.

2. Правило общей судьбы. Множество элементов, движущиеся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются це­лостно, как единый движущийся объект (или когда эти объекты не­подвижны но движется наблюдатель).

3. Правило близости. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко к друг другу, воспринимаются как единый объект.

Целое доминирует над частями. Выделяют три формы такого до­минирования: 1. Один и тот же элемент, будучи включенным в раз­ные структуры воспринимается по разному. 2. При замене отдельных элементов но сохранении соотношений м/у ними структура образа остается неизменной. 3. Структура воспринимается как целое и при выпадении некоторых ее частей.

Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объ­ектов, имеющему название.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожден­ными и развиваются в течении жизни человека.