Болезни Военный билет Призыв

Основные черты классического либерализма. Неолиберализм. Что такое либерализм и в чем его особенности? Либералы 19 века

В XIX веке в России начинают складываться основные классические направления политической мысли, характерные для периода Нового времени в Европе - консерватизм, либерализм, а также политический радикализм.

Основателем русского консерватизма был историк и литератор Н.М. Карамзин (1766-1826). На формирование консервативной политической мысли в России оказали большое влияние идеи видных европейских традиционалистов Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бо- нальда, Э. Галлера и других. Консерватизм как политическое течение выдвигал в качестве своих основных требований прежде всего сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, ее правовых и нравственных устоев. Для данного направления характерно критическое отношение к теориям естественного права, свободы и гражданского равенства. Российский консерватизм ратовал за незыблемость монархии, сохранение крепостного права и сословного построения общества. «Отеческое» правление признавалось в качестве идеального: властитель должен быть строгим и добрым отцом, исповедующим православную веру и приверженцем заветов старины.

Так, Карамзин в своей работе «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811) доказывал, что неограниченная власть монарха наиболее благоприятна и желательна для России. Он считал, что сильный монарх (пусть не обязательно наследственный) должен опираться в своей деятельности на законы и принимать меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народа. Выступая против принципа разделения властей, мыслитель придерживался естественно-правовой теории, утверждая, что в нравственном государстве гражданские законы должны соответствовать естественным.

В своей «Записке» Карамзин подвергал критике либеральные реформы Александра I и сформировал универсальные принципы русского консерватизма, в дальнейшем получившего название «охранительного»: опасность преобразований и существование аристократии как посредника между властью и народом. Идеи Карамзина о пагубности механического переноса европейских ценностей и необходимости осмысления собственного исторического опыта оказали существенное влияние на дальнейшее развитие русского консерватизма.

В первой половине XIX в. в русле консерватизма сложилась идеология славянофильства. Славянофилы выдвинули ряд принципиально новых идей, в частности: о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о повышении значимости крестьянской общины и местного самоуправления, об усилении роли государственного начала, о соотношении закона и обычая.

Так, яркий представитель славянофильства К.С. Аксаков (1817- 1860), критикуя Запад, указывал, что республика является «самой вредной правительственной формой». Им была разработана теория «негосударственности» русского народа, согласно которой истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ - вдела государства. Он обосновывал тот факт, что в допетровской Руси правительству была предоставлена неограниченная свобода управления, а народу - свобода жизни, которую охраняло правительство. Реформы же Петра I толкнули народ на путь борьбы и поиски своих политических прав. Поэтому в России необходимо, полагал К.С. Аксаков, восстановить древнее гражданское устройство, дать возможность народу жить жизнью духовной, а не политической.

Важный вклад в развитие идей славянофильства внес Н.Я. Данилевский (1822-1885), автор знаменитой книги «Россия и Европа» (1869), в которой обоснована концепция о принципиальном расхождении между Европой и «славянским культурно-историческим типом». Ученый доказывал необходимость «самобытного национального развития», выступал против заимствования западного опыта, противопоставляя славянский мир и Россию - Западу, считая его враждебным.

Профессор Московского университета, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827-1907) также утверждал неприемлемость для России европейского пути развития. В своей работе «Великая ложь нашего времени» (1896) он выражал крайне негативное отношение к либеральным идеям парламентаризма и народовластия, считая их ложными. Провозглашение политических прав и свобод в европейском понимании, по мнению К.П. Победоносцева, приведет Россию к анархии, что повлечет за собой необходимость установления диктатуры. Он выступал против существования любых конституционных учреждений («говорилен»), против свободы печати и отделения церкви от государства.

Подвергая сомнению теорию парламентаризма, ученый указывал, что выборы - это процесс накопления лжи; они не отражают волю избирателей, единодушие там лишь мнимое, а избранные представители руководствуются в своей деятельности собственными честолюбивыми интересами. Лжи парламентаризма может противостоять лишь монархия, в основе которой лежит «народоправство», опирающееся на глубокую духовность и религиозность русского народа. Патерналистское правление считается мыслителем единственно возможной формой для России.

Таким образом, можно выделить ряд общих признаков, присущих развитию консервативной мысли того времени. Это - декларирование идеи о сохранении традиционной системы отношений; провозглашение необходимости собственного пути развития для России, основанного на самодержавии; признание «отеческого» или патерналистского правления как идеального и единственно возможного для страны; критика либерализма, в частности, идей народного суверенитета, парламентаризма, свободы и равенства; опора на религиозное (православное) мировоззрение.

Идеи либерализма начали привлекать к себе внимание еще со времен правления Екатерины II, практически сразу же после их теоретического оформления в Западной Европе. Напомним, что в целом для либерализма как политической идеологии характерно признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность, и провозглашение их верховенства над интересами государства и общества. Однако в России при существующих на тот период социально-экономических условиях и отсутствии основ гражданского общества государственная власть была вынуждена сама инициировать процесс распространения либеральных ценностей и осуществлять модернизацию «сверху».

С воцарением Александра I этот так называемый правительственный либерализм стал обретать характер конкретной программы действий, которую сформулировал выдающийся государственный деятель М.М. Сперанский (1772-1839), по праву считающийся еще и основателем политико-правовой традиции в России. В его произведении «Введение к Уложению государственных законов» (1809), вошедшего в историю как «план Сперанского», были провозглашены идеи правового государства, конституционного ограничения самодержавия и разделения властей. В связи с этим отметим, что в отечественной политикоправовой традиции идея разделения властей эволюционировала от осмысления проблемы ограничения монархической власти до признания необходимости создания демократических институтов и разделения властей. Среди мыслителей, занимавшихся этой проблемой, прежде всего необходимо отметить таких, как: С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, Б.Н. Чичерин и другие.

Считая, что современная ему Россия - государство деспотическое, М.М. Сперанский не призывал к упразднению монархии и отмене крепостного права, а предлагал лишь модернизировать государственный и общественный строй поэтапно и «сверху» усилиями правящего класса. Для этого и предусматривалось принятие конституции, которая бы упорядочивала процесс осуществления власти, во главе которой стоял Император - верховный законодатель, верховный охранитель правосудия, «верховное начало силы исполнительной» и глава Церкви.

В своем проекте мыслитель различал понятия «гражданские права» и «политические права». Гражданские права означают безопасность лица и имущества, которую имеют дворяне, купцы, мещане и другие свободные люди. Под политическими правами подразумевались гарантии соблюдения правительством гражданских прав, участие в законодательной, исполнительной и судебной «силах».

Непоследовательное проведение реформ «сверху» усиливалось возникновением оппозиционного либерализма, представители которого резко критиковали самодержавие и крепостничество с позиций естественного права, провозглашали идеи законодательного закрепления прав граждан и установления конституционной монархии (С.Е. Дес- ницкий), или республики (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), основанных на принципе разделения властей. В частности, С.Е. Десницкий (1740-1789) - профессор права Московского университета, считающийся основателем русской юриспруденции, использовал концепцию разделения властей Ш. Монтескье, намереваясь адаптировать ее к российской действительности. Именно в его произведениях либеральная тенденция нашла свое наиболее полное развитие. Ученый также попытался приложить английскую конституционную модель к российским условиям, предложив передать значительный объем законодательных полномочий выборному представительному органу - Сенату с сохранением за монархом верховного суверенитета и права вето. Кстати, именно С.Е. Десницкий первым доказал обусловленность политических и правовых институтов экономическим положением страны.

Один из основоположников политической мысли в России и видный деятель либерального движения Б.Н. Чичерин (1828-1904), признавая единство государственной власти, подразумевал необходимость согласования всех ее элементов. Его концепция строилась на взаимодействии четырех ветвей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха. Либеральная программа Чичерина включала в себя отмену крепостного права, свободу частного предпринимательства, обеспечение гражданских и политических свобод, установление конституционной монархии. Саму сущность либерализма теоретик видел в «примирении» начала свободы с началом власти и закона, поэтому этот либерализм носит название «охранительный», или консервативный. В политической жизни либеральные меры должны были сочетаться с наличием сильной власти, блюстительницы государственного единства, охраняющей порядок и надзирающей за законом. В отличие от классического либерализма, рассматривающего государство преимущественно как «ночного сторожа», существенно ограничивая пределы его вмешательства в жизнь гражданского общества и сводя функции власти только лишь непосредственно к функционированию, консервативный либерализм признавал ценность свободы и «охранительных» начал, сохраняя традиции государственности, религии и национальной культуры.

Вместе с Т.М. Грановским, Н.В. Станкевичем, К.Д. Кавелиным и М.Н. Катковым Б.Н. Чичерина считают представителем так называемого западнического крыла в русской социально-политической мысли XIX в. Напомним, что западники связывали будущее страны с перенесением достижений западной цивилизации на российскую почву. Это касалось прежде всего идей правового государства, парламентаризма, общественного договора и разделения властей.

Кроме указанных направлений русского либерализма, правительственного и охранительного, третьим течением стал либерализм социальный, который сформировался в России на рубеже XX в. Основная идея социального либерализма заключалась в обосновании необходимости установления в России правового государства и превращения его в государство социальное, которое бы обеспечило человеку достойное существование. Крупнейшие представители данного направления П.И. Новгородцев, Л.И. Петраржицкий, Б.А. Кистяковский и С.И. Гессен существенно расширили рамки классического либерализма с его идеями свободы и правами личности, соединив их с постулатами социал- демократии о социальном равенстве, справедливости, социальной защите и социальными реформами. К тому же, например, Б.А. Кистяковский (1868-1920), утверждал, что «социальное» правовое государство, универсальным признаком которого является народное представительство, со временем станет «социалистическим правовым государством».

П.И. Новгородцев (1866-1924) подверг критике классический либеральный подход к понятию государства и права, понимая под государством прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни как средство для устранения эксплуатации. Цель права по-прежнему состоит в гарантиях свободы, и поэтому, согласно его взглядам, во имя свободы именно право должно взять на себя заботу об обеспечении каждого правом на достойное человеческое существование.

Как видим, русский либерализм, в отличие от западноевропейского, имел свои особенности, обусловленные особой исторической ситуацией, он прошел в своем развитии три основных этапа и существенно отличался от западноевропейского.

На первом этапе, охватившем периоды правления Екатерины II и Александра I, возник правительственный либерализм, который был инициирован «сверху». Его идеологи выступали за установление просвещенной ограниченной монархии, что, в конечном счете, вызвало возникновение оппозиционных либеральных идей. На втором этапе, в пореформенный период 60-80-х гг. XIX в., произошел расцвет консервативного или охранительного либерализма. Он соединил в себе основные идеи традиционного либерализма (свобода и права личности) и консерватизма (сильная власть, порядок и религиозно-нравственные традиции). И, наконец, третий этап - начало XX в. - охарактеризован появлением социального либерализма, попытавшегося синтезировать либеральные и социалистические идеи.

Политический радикализм был представлен такими мыслителями- социалистами, какН.П. Огарев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, и мыслителями-анархистами - прежде всего М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным. Вместе с тем для всех направлений радикализма было характерно практически полное неприятие социально-экономических и политических основ российского общества, стремление разрушить их через революцию и создать новый, социалистический уклад.

Зарождение радикализма было связано с распространением революционных просветительских идей такого известного писателя и де- мократа-просветителя, какА.Н. Радищев (1749-1802), который в своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) попытался найти особые социальные и политические условия для достойного существования труженика, в основе которого будет «равенство в имуществах», «выравнивание доходов» и т.п. В качестве основополагающей гарантии социальной справедливости он называл демократический республиканский строй. Свои воззрения он основывал, опираясь на теории естественного права и общественного договора, а также радикальные концепции эпохи Просвещения. Государство рассматривалось А.Н. Радищевым как общественный договор, вступая в который граждане передают только часть своих прав, сохраняя за собой право защиты жизни, чести и собственности. Кстати, частную собственность писатель считал естественным правом человека, обеспеченным первоначальным общественным договором. Считая, что крепостничество противоречит естественному праву, он предлагал его упразднение вместе с самодержавием.

Отвергая доктрину «просвещенного абсолютизма», А.Н. Радищев предлагал установление вместо монархии народного правления. В данном случае мыслитель предлагал собственную модель реализации классической доктрины Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете: подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание против несправедливости властей.

Важную роль в развитии рассматриваемых принципов в XIX в. сыграли декабристы Н.М. Муравьев(1796-1843) и П.И. Пестель(1793-1826), выступившие с двумя принципиально разными конституционными проектами. Н.М. Муравьев предлагал установление федеративного устройства с разделением властей, независимостью суда, свободами и правами граждан; П.И. Пестель же создал модель унитарного республиканского государства с жесткой диктатурой, предполагающее разделение властей, народный суверенитет, ликвидацию самодержавия и провозглашение свободы печати и вероисповедания. Равенство перед законом сопровождалось у него равенством социальным, предполагающим равные экономические возможности и мерами против неумеренного обогащения.

Идеи П.И. Пестеля оказали несомненное влияние на формирование идей политического радикализма, а именно концепции «русского (общинного) социализма», которая была в дальнейшем сформулирована революционерами-демократами, а затем народниками в лице П.Л. Лаврова (1823-1900), П.Н. Ткачева (1844-1885), М.А. Бакунина (1814-1876) и Н.К. Михайловского (1842-1904). Суть «общинного социализма» состояла в признании необходимости коренного преобразования общества на социалистических началах путем крестьянских революций. Крестьянская община признавалась в качестве готовой ячейки будущего социалистического общежития.

Родоначальником теории «русского социализма» явился русский мыслитель А.И. Герцен (1812-1870), находившийся под впечатлением революционных событий во Франции 1848 г. Осознав, что Западная Европа оказалась не в состоянии воплотить социалистический идеал, он считал данную миссию возможной для России. Благодатной почвой для этого, согласно его взглядам, являлась крестьянская община, воплощающая в себе три элемента: право каждого на землю, общинное владение ею и мирское управление (единодушное принятие решений сходкой). Недостатком же крестьянской общины А.И. Герцен считал отсутствие свободы личности, что не позволяло сразу перейти к построению социалистического общества. Вопрос о том, как соединить права личности и общинное устройство, должна была решить русская революция. По мнению теоретика, отмена крепостного права при сохранении общины позволила бы перейти от феодализма к социализму, минуя капитализм. При этом государство А.И. Герцен понимал как форму политики, как инструмент различных сил для достижения своих целей, которые могут быть как реакционными, так революционными. А в целом для народа существование государства есть традиция, передающаяся из поколения в поколение, а все новое народ принимает «в старых одеждах».

Переход к социализму через крестьянскую общину обосновал в своих работах другой русский мыслитель Н.Г. Чернышевский (1828-1889), испытавший на себе сильное влияние А.И. Герцена, а также таких западных теоретиков, как Гегель, Руссо и Прудон. Характерен и тот факт, что он подверг критике либеральные идеи. В частности, Чернышевский считал, что либерализм отстаивает лишь права абстрактные, которые не связаны с материальными потребностями простого народа, что эти права существуют лишь для материально обеспеченных людей.

Как следствие, свою концепцию социализма мыслитель выдвинул в качестве оппозиционной теории либерализма, считая будущее и России, и западных стран социалистическим. При этом в русской общине он находил много черт социалистического общества, полагая, что сущность государства определяется экономикой, поскольку каждое действие государственной власти непременно производит «перемену в экономическом отношении».

Вместе с тем и А.И. Герцен, и Н.Г. Чернышевский выделяли две формы правления - монархию и республику, причем «социальную республику» считали самой приемлемой формой правления, поскольку она основана на «самодержавии» народа.

Наиболее радикальной политической концепцией в России был анархизм , представленный М.А. Бакуниным (1814-1876) и П.А. Кропоткиным (1842-1921). Под анархизмом как направлением социалистической идеологии ими понималось отрицание государственной власти и замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком анархизма в XIX в. явился П.Ж. Прудон (1809-1865), известный по работе «Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти» (1840 г.).

В своих рассуждениях русские идеологи анархизма отталкивались от тезиса Ж.-Ж. Руссо о государстве как о зле и утверждали, что государство есть механизм насилия над обществом. Поэтому они допускали полную ликвидацию всех институтов власти, а затем предполагали немедленный переход к социалистическому обществу, которое будет опираться на самоуправление рабочих ассоциаций. Доктрина анархизма родилась как противоречие социалистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, Бакунин не верил в пролетариат как господствующий класс, а диктатуру пролетариата считал формой правления одной части общества над другой. Поэтому главной силой свержения государства в результате переворота он называл крестьянство.

Кропоткин в своих рассуждениях исходил из представления об историческом развитии человеческих обществ, законе цикличности и прерывистости этого процесса. Он отмечал, что к XIX в. государство уже стало тормозом исторического развития, что может привести к гибели человеческого сообщества, при этом единственным средством спасения от этого является анархия. По мнению теоретика, в основе исторического прогресса лежит «биосоциологический закон взаимной помощи», без которой люди не могут существовать. Более того, государство противоречит положениям этого закона, оно полностью исчерпало себя. Поэтому только социальная революция сможет устранить и государство, и частную собственность, поскольку она освободит от ига капитала и объединит людей в самоуправляющие коллективы. П.А. Кропоткин также отвергал диктатуру пролетариата как средство построения коммунизма, что в дальнейшем, по его мнению, может привести к деспотизму.

В целом же для всех направлений политического радикализма были характерны критическое отношение к существующему социально- экономическому и политическому устройству российского общества, стремление к его разрушению через революцию и тенденция к созданию затем нового общественного уклада.

  • От греч. anarhia - безначалие, безвластие.
Кафедра :

Реферат

по отечественной истории на тему: «Русский либерализм XIX века».


Подготовила : студентка группы ЭБ0301

Якушева Юлия Алексеевна.

Проверила :

1 Введение. 3

1.1 Обоснование выбора темы.. 3

1.2 . Понятие либерализма. 3

2 Зарождение либерализма в России. 4

3 Либерализм в эпоху Александра I. 5

3.1 Курс реформ Александра I. 5

3.2 Реформы М.М. Сперанского. 7

3.3 Проблемы реформ Александра I. 9

4 Идейное развитие либерализма в царствование Николая I. 9

4.1 Течения общественной мысли при Николае I. 9

4.2 Либеральные концепции Б.Н. Чичерина. 11

5 Реформы Александра II. 14

5.1 Состояние либеральной мысли в начале царствования. 14

5.2 Реформы Александра II. 15

5.3 Половинчатость реформ Александра II и кризис Российского либерализма. 17

6 Контрреформы Александра III. 19

7 Последние либеральные реформы Российской империи. 20

8 Заключение. 23

9 Список использованной литературы ……….……………24

Вся история России состоит из чередования периодов либеральных реформ и последующей реакции. Споры о том, необходимы ли либеральные реформы, или лучше авторитарная власть в стране, не угасают и сегодня. Для того чтобы разобраться в этом, необходимо обратиться к истории российской общественной мысли, т. к. либерализм - одна из важнейших ее составляющих. Поэтому я считаю, что тема моего реферата представляет интерес не только с точки зрения истории, но и с точки зрения сегодняшнего дня. Опыт российского либерализма XIX в. трудно переоценить, ведь многие проблемы, стоявшие перед Россией, существуют и сейчас. Это необходимость реформы судопроизводства, взаимоотношений правоохранительных органов и гражданина, весь комплекс проблем, связанных с обеспечением прав человека. Отдельно стоит подчеркнуть проблему экономических свобод человека, оптимального сочетания экономических интересов личности и государства.

Либерализм возник в Европе в XVIII-XIX веках в ответ на монархический абсолютизм. Если монархи претендовали на божественное право управлять жизнью общества, либерализм отвечал, что лучше всего предоставить гражданское общество самому себе - в религии, философии, культуре и в экономической жизни. Иногда путем революции, а чаще путем постепенных реформ либерализм осуществил значительную часть своей программы.

Либерализм ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как:

Идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия;

Идея частной собственности, как необходимого условия индивидуальной свободы;

Принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства, равенства возможностей;

Идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств;

Гарантия основных прав и свобод личности;

Всеобщее избирательное право.

Либерализм - это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика.

Итак, понятие «либерализм» происходит от латинского слова liberalis, что в переводе означает «свободный». Следовательно, либерал – это человек, который выступает за свободу личности – политическую, экономическую, духовную. Известно, что либерализм как идейное течение пришёл к нам с запада, но, тем не менее, необходимо сказать несколько слов о некоторых семенах либерализма, лежавших в русской почве и в силу исторических причин не развившихся.

В XI-XIII вв. быстро увеличивалось количество городов с самоуправлением в виде вечевых собраний горожан. Это не позволяло князьям, претендовавшим на полную власть над городами, слишком усиливаться. Но когда началось нашествие монголо – татар, города, которым наносили удары завоеватели, уничтожались или облагались разорительной данью. Монгольские владыки, ослабив вольнолюбивые русские города, укрепили великокняжескую власть. Разгромив Орду, московские князья, а затем и цари не допустили появления внутри страны такой силы, которая смогла бы успешно сопротивляться их власти.

Можно условно сказать, что история либерализма в России берет свое начало 18 февраля 1762г., когда император Петр III издал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Произвол императорской власти по отношению к личности, обладавшей дворянским достоинством, ограничивался, а сам дворянин мог выбирать: служить ли монарху по военной или гражданской части или заниматься хозяйством в своем поместье. Так впервые в России появилось сословие, обладавшее гражданскими свободами и частной собственностью, признанной государством и защищенной законом.

В конце XVIII в. сложились основные черты, характерные для российского либерализма. Либеральные свободы проповедовали представители дворянства. Их идеалом стала британская конституционная монархия – сочетание экономических и политических свобод (свободы слова, печати и т. п.) с сохранением дворянских привилегий по отношению ко всем другим сословиям.

Царствование Александра I по праву может считаться эпохой наибольшего расцвета идей либерализма в дворянской среде. Воспитатель Александра гражданин республиканской Швейцарии Лагарп сумел убедить своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ - отмены крепостного права и введения конституции. Учитель предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Нет, большинство их будет сопротивляться, защищая свое экономическое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь царской власти необходимо использовать для проведения реформ и просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.

«Дней Александровых прекрасное начало…» - знаменитые пушкинские слова о заре правления государя Александра Павловича. Мнение это разделяли многие современники, что совсем не удивительно. Вот ряд первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его царствования.

15 марта 1801г. восстановлены дворянские выборы в губерниях; снято запрещение на ввоз ряда товаров.

22 марта объявлен свободный въезд в Россию и выезд за ее пределы, весьма ограниченный при Павле I.

31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-за границы. В то время это была немыслимая свобода для многих стран Европы, в особенности для наполеоновской Франции.

2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты дворянству и городам. В тот же день уничтожена Тайная экспедиция (учреждение политического сыска). В стране не стало, правда, ненадолго, и самой тайной полиции.

Верный заветам Лагарпа, император Александр Павлович стремился окружить трон единомышленниками. Начиная с 1801г., высшие государственные посты занимали сторонники английского конституционализма: канцлер А. Р. Воронцов, его брат, долгое время прослуживший в Лондоне С. Р. Воронцов, адмиралы Н. С. Мордвинов и П. В. Чичагов, знаменитый реформатор М. М. Сперанский. На мировоззрение этих сановников сильно повлияла Французская революция. Они опасались, что такие же потрясения может пережить и Россия.

Сторонники реформ отвергали революцию как способ обновления общества, считая, что этот путь ведет к анархии, гибели культуры и в конце концов к возникновению диктатуры. Семен Романович Воронцов, критикуя деспотическую политику Павла I, писал: «Кто не желает, чтобы у нас никогда не могла восстановиться ужасная тирания прошедшего царствования? Но нельзя только сразу совершить прыжок из рабства в свободу, без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства».

Чтобы не повторить судьбу отца, Александр I стремился проекты многих реформ разрабатывать втайне от широких кругов дворянства. Он сформировал нечто вроде «конспиративного штаба» по подготовке преобразований. В него входили ближайшие и наиболее доверенные друзья царя: А.Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и П.А. Строганов. Современники прозвали этот штаб Негласным комитетом. Члены Негласного комитета видели свой политический идеал в британской конституционной монархии. Но до серьезных реформ дело не дошло: помешали войны с Наполеоном, начавшиеся в 1805г. Преобразовательным замыслам Александра мешало и мощное пассивное сопротивление чиновничества и консервативно настроенных групп аристократии, тормозивших любые проекты в этой сфере.

Большую роль в развитии либерализма в России сыграл М. М. Сперанский. Михаил Михайлович Сперанский родился в семье бедного сельского священника и в семь лет поступил во Владимирскую духовную семинарию. Осенью 1788г. он как один из лучших учеников был направлен в только что созданную Александро-Невскую семинарию в Петербурге. Он много времени отдает занятиям философией, изучая труды Декарта, Руссо, Локка, Лейбница. В своих первых философских произведениях он обличает произвол и деспотизм, призывает уважать человеческое достоинство и гражданские права русского человека.

Революции в западной Европе и Америке способствовали оформлению в XIX в. основных идеологических направлений: консерватизма, либерализма и социализма.

Революционный поток вызвал естественный страх имущих слоёв за сохраниение существующих порядков.

Это направление общественной мысли получило название консерватизм.

Два других направления тесно связаны с веком Просвещения. Либерализм развивал мыли эпохи о том, что новое общество в конечном счёте приведёт к социальной гармонии. Социализм же унаследовал от просвещения революционный пафос отрицания, перенеся критику на новый капиталистический порядок.

Консерватизм.

Консерватизм - [от лат. Conservare – сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Впервые термин “консерватизм” употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой французской революции.

Консерватизм – направление, в основе которого лежит желание сохранить старые традиционные ценности: сословные привилегии, преданность династии и др. В целом консерватизм характеризуется следующими чертами:

· То, что можно не менять, менять не надо;

· Мудрость предка и мудрость обычая нужно предпочитать индивидуальным решениям и суждениям;

· Любые меры должны рассматриваться не по немедленным результатам, а по отдалённой перспективе;

На основе этих фундаментальных подходов сформировались характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов(которые не могут произвольно меняться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убеждённость в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы.

Человек, по мнению консерваторов, несовершенен, и поэтому совершенный общественный порядок невозможен. Однако при правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже не в совершенном обществе улучшения.

Основные идеи консерватизма были сформулированы ещё в XVIII в. Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали успехи либерализма после Великой французской революции 1789 г. Потрясённые попытками радикального политического переустройства, «духовные отцы» этого направления – Э. Бёрк, Ж. де Местор – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Эдмунд Бёрк – «отец-основатель» консерватизма.

Главный элемент воззрений Бёрка –преклонение перед святостью традиций. Соблюдать традиции – значит следовать естественному ходу вещей, действовать в соответствии с природой, с вековой мудростью.

«Честный информатор» - утверждал Бёрк, не может рассматривать свою страну, как чистый лист, но котором он может писать всё, что ему заблагорассудится. Государственному деятелю должны быть свойственны «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе».

Особм признанием Бёрка пользовались реформы, нацеленные на восстановление традиционных прав и принципов. Идеальным образцом такой реформы он считал «славную революцию» 1688 года, в ходе которой «все изменения были сделагы на основе принципа уважения к старине».

Политические идеи Жозефа де Местора.

Он сделал попытку опровергнуть основные положения теории «естественного права» и восстановить католическое учение о государстве и праве. Критикую французских просветителей, исходивших из представлений о всесилии человеческого разума, в соответствии с требованиями которого они предлагали создать новый общественно-политический строй. Политические учреждения создаются Богом и не могут быть изменены к лучшему человеческим разумом. На этом основании, он выступал против конституций, вводящих «новшества», и считал, что только «древние учреждения» имеют право на существование, т.к. они воплощают в себе «божественный разум».

Путь к спасению общества он видел в усилении роли религии, в духовной и светской областях. Он выдвинул идею создания общеевропейской монархии во главе с римским папой, власть которого «всегда …консервативна».

По мнению, Местора «естественные права» человека не могут существовать, так как «человека вообще нет, а есть люди различных наций, для которых Бог создал различные учреждения. Люди в природе неравны и созданы рабами.

Либерализм.

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д.

Локка, Т. Гобса, А. Смита в конце XVII-XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

Либерализм – это идеология промышленной буржуазии, стоящей у власти в союзе с другими слоями собственников в передовых странах Америки и Европы. Он выступал под знаменем свободы против всяких стеснений со стороны государства. Став в середине XIX века господствующим мировоззрением в обществе, либерализм повёл активную борьбу с абсолютизмом, сохраняя тем самым своё передовое назначение. Либералы стремились решать революционные задачи методами реформ. Государство они рассматривали в качестве правового, ограниченного в своей деятельности законами.

Характерными чертами либерализма являлись:

· Договорная природа государства

· Участие народа в решении государственных дел;

· Избирательное право;

· Самостоятельность местного управления;

· Правовое равенство граждан (равноправие женщин);

· Суд присяжных;

· Равномерное распределение налогов; свобода слова, собрания, совести.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь, совмещение демократии и свободы, верности и конкретному Отечеству и универсальных прав человека.

Социализм.

Идеи социализма известны в мире с древнейших времён, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX веке. Большое значение для их концептуализации имели идеи французского мыслителя Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

Промышленный переворот в Англии, победоносная революция во Франции привели в начале XIX века к полному торжеству нового капиталистического порядка в ведущих странах Европы, по этому же пути развивались и США.

Но на деле события XVIII века привели к разрушению твердынь феодализма, но не принесли трудящимся действительной свободы. Разочарование в «царстве разума» привело к появлению новых социалистических и коммунистических теорий.

Слова «социализм» и «коммунизм» были введены в широкое употребление французскими мыслителями 30-х годов XIX век. Тогда понятием «социалистический» определяли стремление идеологов самых разных классов, не только вскрыть «язвы» нарождающегося капитализма, но и набросать картину лучшего общественного устройства.

Существовали различные течения социализма.

Так, ряд мыслителей стремились не только убедить правящие круги в необходимости социальных реформ, но и примером собственной деятельности указать новый путь либо найти непосредственное основание будущего порядка в самой действительности. В вопросе о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного и насильственного пути. Несмотря на эти различия, общими для творцов социализма была глубокая идейная убеждённость, непоколебимая вера в светлое будущее.

Шарль Фурье (цивилизация, по его мнению, дошла до высшей точки развития. В обществе каждый человек находится в состоянии войны с другими людьми, добавьте к этому анархию, конкуренцию, несправедливое разделение материальных благ – вот наша цивилизация. Источником всех этих проблем является торговля, которую он называл «системой узаконенного обмана». Путь к лучшему – установление общества на началах ассоциации – производственного коллектива, состоящего из 1600 человек, эти фаланги будут объединены согласованными и интересами).

К. Маркс, Ф Энгельс (видели своей целью организовать пролетариат для борьбы за свои прав. По их мнению, коммунизм – общественный порядок, представляющий собой ассоциацию производителей, общество, основанное на началах коллективизма, базирующееся на крупной промышленности, единой общественной собственности с общим планом, с единой бесклассовой структурой, с распределением из общественных запасов)

Либерализм

В своем возникновении и развитии либерализм прошел два этапа:

1_17-19 век: классический либерализм

2_от начала 20 века до сегодняшнего дня: неолиберализм или социальный либерализм

Отцами-основателями либеральной идеологии считаются Джон Локк, Жан Жакк Руссо («Об общественном договоре»), Джон Стюарт Милль («О свободе»), Томас Пэйн («Права человека», «Здравый смысл»). Идеология либерализма это идеология нового времени, когда средневековье и феодалимз уходят в прошлое и развивается капитализм. Основные идеи классического либерализма:

1_Признание человека в качестве высшей ценности. Либерализм это идеология индивидуализма.

2_Признание равенства всех людей и признание за человеком естественных, обретаемых в силу рождения неотчуждаемых прав (основные: право на жизнь, собственность, свободу).

3_Признание свободы как высшей из ценностей, которыми обладает человек. В то же самое время человек несет ответственность за свои поступки. Единство свободы и ответственности - один из краеугольных камней либералистической идеологии.

4_Верховенство закона. Только закон может ограничить свободу человека.

5_Антиэтатизм - как можно более минимизированное государство.

6_Моральная и религиозная толерантность.

7_Отношения между обществом и государством носят характер договора.

8_Вера в общественный прогресс.

9_Признание свободной конкуренции, свободного частного предпринимательства и рынка в качестве естественных регуляторов экономических и социальных отношений.

Этатизм это активное вмешательство государство в экономическую и политическую жизнь страны.

Либералы столкнулись с рядом проблем: равенство людей, свободное предпринимательство и рынок могут регулировать много, но не все, требуются другие регуляторы, следствием появления которых стало увеличивание государства и его роли.

Неолиберализм

С течением времени ряд положений классического либерализма подвергся пересмотру и неолиберальные идеи в основном были сформулированы после Второй Мировой войны.

В 1947 году был создан Либеральный Интернационал, который объединил более 20-ти партий. Сейчас в нем присутствуют все страны Европы.

Теоретиками неолиберализма являются: Хайек, Белл, Тоффлер, Арон.

Основные идеи неолиберализма:

1_Повышение эффективности производства на основе высоких технологий

2_Главный инструмент - поощрение свободы частной собственности и предпринимательства.

3_Государство должно сократить свое непосредственное участи в экономике.

4_Свои социальные функции государство должно ограничить заботой о занятых в постиндустриальном производстве, то есть оно должно заботиться только о благополучии двух третей общества, которые создают богатство страны.

5_Интернационализация экономики, разработка и реализация программ региональной и глобальной интеграции.

6_Забота о благоприятной природной среде, развитие экологических программ, решение глобальных проблем.

Сущность основных идей социал-демократии

Основные идеи демократического социализма, они изложены в Декларации принципов социалистического интернационала (1989)

Взаимозависимость общества и личности

Политическая демократия:

Парламентаризм

Многопартийность

Признание оппозиции

Право на инакомыслие

Ориентация на ненасильственное эволюционное развитие

Экономическая демократия, смешанная экономика

Общественно-политические организации и движения, их типология и функции

Общественно-политические организации и движения это добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общих интересов и целей.

Партии тоже входят в эту группу, но сильно выделяются. Только они ставят четкой целью достижение власти, использование власти. Только партии имеют жесткую структуру и четкую схему достижения власти. Другие общественные организации менее политизированы.

В отличие от партий эти движения и организации не ставят перед собой цель овладеть государственной властью. Количество общественно-политических организаций и движений сильно превышает количество партий.

Типология общественно-политических организаций и движений

По сфере деятельности:

1_РСПП – Российский союз промышленников и предпринимателей

2_профсоюзы

3_спортивные союзы

4_творческие союзы и ассоциации

5_правозащитные организации

6_экологические движения и др.

По степени и форме организации:

1_стихийные

2_слабоорганизованные

3_с высокой степенью организации

По времени существования:

1_кратковременные

2_долговременные

Польский социолог и политолог Евгений Вятр считает, что практически все общественно-политические организации и движения проходят в своем развитии ряд стадий:

1_Создание предпосылок движения. Реальные проблемы и противоречия становятся основой обсуждения и появления активных личностей, предлагающих варианты решения этих проблем. Вырабатывается общее видение проблемы.

2_Выработка идейных и организационных основ. Движение формирует четкую позицию, создает программу, проводит организационные съезды или выступления руководителей движения в органах печати или телевидения.

3_Стадия агитации. Для любой организации массовость – залог успеха.

4_Стадия развернутой политической деятельности. Начинается сама работа партии. Эта стадия зависит от поставленных целей. Если цели достижимы, стадия может длиться недолго, если цели недостижимы или труднодостижимы, стадия может растягиваться на очень долгое время.

5_Стадия затухания движения. Движение или организация могут прекратить свое существование, когда поставленная цель выполнена или оказывается ложной/недостижимой; под давлением власти; когда нет средств продолжать борьбу и т.д.

В последнее время (20-30 лет) во многих странах мира наибольшее распространение получили так называемые альтернативные движения (АД). Это новые общественные движения, стремящиеся найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем: распространения ядерного оружия, ресурсов, экологии, войны и мира, качества жизни. Деятели этих движений заявляют, что старые политические структуры неэффективны и неспособны решить глобальные проблемы.

Эти движения непопулярны в России и популярны в Европе. В альтернативных движениях участвуют люди, как правило, не имеющие экономических затруднений. Возраст – от 18 до 35 лет, горожане, представители среднего класса, учащиеся школ и студенты. Уровень образования – высокий.

Наиболее активные и организованные альтернативные движения:

1_Экологическое (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы и др.).

2_Антивоенное и антиядерное.

3_Движение в защиту гражданских прав.

4_Организации сторонников альтернативного образа жизни.

5_Феминистское.

6_Движение пенсионеров.

7_Потребительское.

Дочерние движения бывают экстремистскими, например, экологическое – Peta.

Партийные системы

В своем функционировании в рамках политической системы в зависимости от характера и числа партий, все партии данной страны складываются в так называемую – партийную систему.

Принято выделять:

1) Однопартийные системы

2) Двухпартийные

3) Многопартийные

1е считаются анахронизмом и распространены меньше других (Китай, Северная Корея, Куба, Вьетнам). Происходит сращивание партийных и государственных органов. Прежде всего – партии и исполнительной власти.

Многое зависит от тех требований, которые предъявляются к партии для того, чтобы они считались партиями общественного масштаба. Одни из самых жестких требований – в РФ.

Партия должна отвечать следующим требованиям:

1) Состав – не менее 50000 человек

2) Должна иметь региональные отделения более, чем в половине субъектов РФ

3) Более или в половине субъектов РФ должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 человек

2я. Действует в странах, где несколько партий (ок.20). Однако, только у 2х партий есть реальная возможность выиграть на парламентских выборах и прийти к власти.

2 самые влиятельные партии сменяют друг друга у власти (в классическом виде представлено в США – демократы и республиканцы). В некоторых странах действует модифицированная 2хпартийная система (2+1, 2,5) – такая система сложилась в Германии – XDC | XCC, СДПГ. Партия свободных демократов – роль маятника. Примерно такая же система существует и в Великобритании.

Аналитики отмечают, что у подобной системы есть явные плюсы:

1) Удобство выбора для избирателей

2) Система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и переходу их на более умеренные позиции

3) Позволяет приблизиться к идеалу «ответственного правления»: одна – у власти, другая – в оппозиции.

Если избиратели недовольны работой правительства, они голосуют за оппозиционную партию на выборах в парламент.

3я. Многопартийная система действует, где в стране несколько достаточно крупных и влиятельных партий, каждая из которых набирает значительное число голосов на выборах в парламент. (Италия, Финляндия, Греция).

При такой системе в парламенте может быть до 10 партий. Их было бы еще больше, если не устанавливался так называемый «избирательный порог/барьер». Как правило, он составляет 5%. В РФ до выборов 2007г. Был 5% - сейчас – 7%

При многопартийной системе, партии на выборах часто объединяются в избирательные блоки. В РФ такие блоки можно было создавать до 2007г. По новому закону это запрещено.

Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах - испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.

Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей истории его существования. Либерализм - это утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либерализм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число неотчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что собственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосылка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государства.

Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где начинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксируются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объединений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощение принципа свободы и условие успешного экономического развития страны.

Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозначенный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 - 70-80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка , а создатели классического либерализма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представителями позднего Просвещения в Англии. На протяжении 19 века либеральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия).

От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процессами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Великой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправдывают социальную действительность, сложившуюся в Европе после Великой Французской революции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественный прогресс и силу человеческого разума.

Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны других лиц, организаций, общества и государства.


Если рассматривать принцип индивидуализма с точки зрения его соответствия действительному положению вещей, следует констатировать его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на это обратил внимание один из основоположников классического либерализма И. Бентам. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государства.

Принцип утилитаризма представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество - это фиктивное тело, состоящее из отдельных личностей. Общее благо - также фикция. Действительный интерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов. Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцениваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конструирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нужное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие.

Основываясь на принципах индивидуализма и утилитаризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной вполне конкретную модель общества и государства. Государству не следует вмешиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее нарушить гармонию, чем содействовать ее установлению.

Концепции общественной саморегуляции в сфере политики соответствует концепция правового государства. Целью такого государства является формальное равенство возможностей граждан, средством - принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материальное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового государства кратко выражается формулой: «закон превыше всего».

Правовое «маленькое государство» должно быть светским. Классический либерализм выступал за отделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в том числе и классический, в целом безразличен к религии, которая не рассматривается ни как положительная, ни как отрицательная ценность.

Программы либеральных партий обычно включали следующие требования: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то есть переход к таким формам организации государства, при которых правительство формируется парламентом; провозглашение и реализация демократических прав и свобод; отделение церкви от государства.

Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал-демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные программы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов.

Социальное страхование по болезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образование и т.п. - все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 века существовали и продолжают существовать благодаря введению прогрессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие меньшие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос.

В настоящее время влиятельность либерализма как политического мировоззрения растет. Это связано как с воскрешением неоконсерваторами ряда основополагающих положений классического либерализма, так и с распадом СССР, мировой системы социализма, с переходом входивших в нее европейских стран к либеральной экономической модели и политической демократии западного образца, в утверждении которой решающую роль сыграли либерализм и либеральные партии. В то же время кризис либеральных партий продолжается.

Социализм

Понятие «социализм», которое вошло во всеобщее употребление в третьем десятилетии 19 века, призвано было обозначить направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений. Дать краткое содержательное определение этой идеологии сложно, поскольку понятие социализм объединяет большое количество сильно различающихся между собой концепций, которые могут быть разделены на две большие группы: собственно социалистические и коммунистические.

В концепциях первой группы предполагается, что достойная жизнь трудящихся может быть достигнута в обществе, основанном на сочетании общественной и частной собственности на средства производства, а всеобщее абсолютное равенство не обязательно и не желательно. Концепции второй группы предлагают создать общество, основанное исключительно на общественных формах собственности, что предполагает полное социальное и имущественное равенство граждан.

Характеристика социалистической идеологии, учитывающая существование двух обозначенных выше направлений социалистической мысли, может быть дана следующим образом. Социализм предполагает критику буржуазного общества с позиций некоторого идеала, «расположенного» по мысли социалистов в будущем. Формулировка основных черт будущего общества дается с позиций наиболее обездоленной части населения, зарабатывающей на жизнь своим трудом. Само общество социальной справедливости предполагает существенную роль общественных форм собственности, сближение крайностей богатства и бедности, замену конкуренции солидарностью, взаимопомощью. Новое общество мыслится как способное обеспечить более быстрый и всесторонний общественный прогресс, чем буржуазное.

Первый исторический тип социалистической идеологии - это гуманистический социализм первой половины 19 века, называемый также утопическим социализмом (в настоящее время второе название представляется необоснованным, так как марксизм также оказался утопией, хотя и в ином смысле). Его основоположниками и крупнейшими представителями являются Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье (Франция), Роберт Оуэн (Англия). Гуманистическим это социализм назван потому, что его создатели, формулируя основные черты общества социальной справедливости, исходили из интересов человека вообще, а не представителя какого-либо класса или слоя, хотя наибольший выигрыш реализация предложенной модели должна была принести людям труда.

Конкретные системы взглядов основоположников гуманистического социализма были различны, но в общем и целом общество социальной справедливости мыслилось как основанное на сочетании общественной и частной форм собственности, на сотрудничестве классов. Предполагалось сохранение общественного и имущественного неравенства, связанного с неодинаковостью вклада - финансового и трудового - в развитие предприятия, с разной ролью представителей различных социальных слоев в обществе. Переход к новой общественной организации мыслился как постепенный и происходящий исключительно мирным путем. В качества средств перехода предлагались: обращение к власть имущим, к представителям крупного бизнеса, создание на новых принципах образцовых предприятий, пропаганда положительного опыта. Именно обозначенные средства перехода к обществу социальной справедливости вызвали к жизни название «утопический социализм».

В 40-е годы 19 века возник марксизм, называемый также рабочим или экономическим социализмом, а также научным коммунизмом. Эта идеология появилась на основе осуществленного Карлом Марксом анализа экономических отношений буржуазного общества в условиях роста рабочего движения. Основные положения марксизма таковы.

Капиталистическое общество неизбежно утратит свою экономическую эффективность из-за свойственного ему противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Чтобы ликвидировать это противоречие и открыть простор развитию производительных сил, следует ликвидировать частную собственность на средства производства. Соответственно будущее общество социальной справедливости станет одновременно экономически наиболее эффективным. В нем будет общественная собственность на средства производства, не станет классов, исчезнет эксплуатация, утвердится полное общественное и имущественное равенство, прекратит свое существование государство как политическая организация экономически господствующего класса (его заменит общественное самоуправление), станет возможна творческая самореализация каждого человека.

Переход к новому обществу возможен лишь путем классовой борьбы и социальной революции, которую осуществит рабочий класс во главе с коммунистической партией, вооруженной знанием законов общественного развития. Непосредственно после победы революции утвердится диктатура пролетариата, которая станет новой, высшей формой демократии, поскольку к тому времени пролетариат будет составлять в обществе большинство населения.

Развитие марксизма во второй половине 19 - начале 20 века привело к появлению двух современных типов социалистической идеологии: марксизма-ленинизма и идеологии социал-демократии. Марксизм-ленинизм, называемый также большевизмом и научным коммунизмом, возник как приспособление марксизма к условиям России и к практике социалистического строительства после победы российской революции 1917 года. Принявшие эту идеологию партии стали, как правило, называться коммунистическими.

Попытка претворения в жизнь марксистской модели, осуществленная в СССР и других странах мировой системы социализма, привела к появлению общества, в котором государственная экономика управлялась из единого центра в условиях отсутствия политической демократии. Это была еще одна попытка преодоления кризиса либерализма и либеральной экономической модели. Однако созданное общество не стало ни более гуманным, ни более экономически эффективным, чем капиталистическое, в долгосрочной перспективе, а потому и ушло с исторической арены.

Идеология социал-демократии, сформировавшаяся в 90-е годы 19 века, возникла как критика, ревизия марксизма. Ее основные положения были разработаны германским социал-демократом Эдуардом Бернштейном и постепенно приняты международной социал-демократией, хотя и не без острой борьбы мнений. Произошел отказ от таких основополагающих положений марксизма как социальная (социалистическая) революция, диктатура пролетариата, полная замена частной собственности на средства производства общественной собственностью.

Пересмотр марксизма оказался возможен и неизбежен, поскольку в последние десятилетия 19 века стало очевидно, что положение рабочего класса не ухудшается с развитием капитализма, как предсказывал К. Маркс, а улучшается. Из этого факта Э. Бернштейн сделал далеко идущие выводы, не потерявшие своего значения в наши дни, и разработал программу построения демократического социализма.

Поскольку экономическое развитие в условиях капитализма ведет к росту материального благосостояния рабочих, задача социал-демократических партий должна заключаться в совершенствовании существующего общества, а не в его ликвидации и замене другим, принципиального отличным от буржуазного.

Необходимым условием такого совершенствования является политическая демократия. Э. Бернштейн обратил внимание на то, что последовательная реализация основных либеральных принципов политического устройства ведет к ликвидации политического господства буржуазии, если рабочий класс сумеет организоваться и будет постоянно поддерживать свою партию на выборах.

Таким образом, следовало бороться за углубление политической демократии, победу партии рабочего класса на парламентских выборах, формирование социал-демократического правительства. Такое правительство при поддержке парламентского большинства должно неуклонно осуществлять программу растянутых во времени реформ, направленных на улучшение материального положения рабочего класса, рост его социальной защищенности, повышение культурного и образовательного уровня и т.п.

С этой целью, а также ради повышения экономической эффективности следовало постепенно осуществлять частичную национализацию промышленности, прежде всего, убыточных предприятий и отраслей, наладить государственное регулирование частного капиталистического сектора, разработать и осуществить широкие социальные программы на основе перераспределения прибыли от имущих к малоимущим через систему налогов.

В начале 21 века основными ценностями международной социал-демократии продолжают оставаться солидарность, свобода, равенство, политическая демократия, регулируемая государством рыночная смешанная экономика, социальная защищенность населения. Постепенное увеличение государственного сектора экономики более не считается целесообразным.

В настоящее время, несмотря на то, что социал-демократические партии периодически приходят к власти в европейских странах, сменяя неоконсерваторов, кризис социал-демократической идеологии нельзя считать преодоленным, поскольку новых конструктивных идей, способных обновить программу и практику демократического социализма, у международной социал-демократии нет.