Болезни Военный билет Призыв

Основы гештальтпсихологии. Макс Вертгеймер - один из основателей гештальтпсихологии: биография, книги, вклад в психологию

Макс Вертгеймер (нем. Max Wertheimer; 15 апреля 1880, Прага - 12 октября 1943, Нью-Йорк) - один из основателей гештальтпсихологии.

После двух лет изучения права решил заняться философией. Защитил диссертацию доктора философии в Вюрцбургском университете (1904, научный руководитель - Освальд Кюльпе). В 1910-х годах работал в Психологическом институте Франкфуртского университета, где заинтересовался исследованиями восприятия. Вместе с двумя ассистентами, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой провёл исследования эффекта движения изображений, предъявляемых на тахистоскопе (так называемый фи-феномен), после чего опубликовал свою известную статью «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912). С 1916 по 1925 год жил и работал в Берлине, после чего вернулся во Франкфурт на должность профессора.

В начале марта 1933 г. Вертгеймер покинул Германию и уже в Чехословакии получил приглашение от Элвина Джонсона стать преподавателем Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, где он в течение десяти лет возглавляет кафедру психологии, которую затем возглавит его ученик Соломон Аш.

Единственное относительно полное изложение его теории - книга «Продуктивное мышление», которая была выпущена им за несколько недель до смерти в 1943 году, после приблизительно двадцати лет подготовки к печати.

Продуктивное мышление

Вертгеймер представляет продуктивное мышление, направленное на решение задач, следующим образом. Имеется начальная и конечная ситуация. Далее возможны два варианта - начальная ситуация по сравнению с конечной: а) имеет структурные нарушения или пробелы (структурную незавершённость), либо б) «слишком сложна или беспорядочна, либо обладает простой, но основанной на внешних признаках структурой». Структурные особенности начальной ситуации определяют действия по её переструктурированию (создают «векторы… направленные к улучшению ситуации»). Конечная ситуация - «это такое состояние, которое как хорошая структура поддерживается внутренними силами, в котором существует гармония взаимных требований и в котором части определяются структурой целого, а целое - структурой частей».

«Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения её структуры…».

А. Б.

Переход от начальной к конечной ситуации - лишь относительно замкнутый (изолированный) процесс. «Он - частичное поле в пределах общего процесса познания и понимания, в контексте общего исторического развития, внутри социальной ситуации, а также в личной жизни испытуемого». Начальная стадия - лишь относительно начальная, конечная - относительно конечная.

В общем виде Вертгеймер классифицирует задачи следующим образом (S1 - начальная ситуация, S2 - конечная ситуация):

  • а) задачи с незавершённостью структуры: S1 … S2,
  • б) задачи с несовершенством структуры: S1 ….

Вертгеймер замечает, что существует и третий вид продуктивных процессов, который можно изобразить так:

  • в) … S2.

Это, например, художественное творчество. Здесь S2 (результат) существует вначале в представлении создателя лишь в самом общем виде, даже структура целого разворачивается только в процессе творения.

Статья познакомит вас с выдающимся немецким психологом, одним из основателей гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. В его трудах особое внимание уделено проблемам человеческого достоинства, психологии личности, теории этики, которыми он занимался на протяжении всей своей жизни.

Биография

Макс Вертгеймер (1880-1943), создатель гештальтпсихологии, родился в Праге. Он был вторым из двух сыновей Вильгельма и Розы Цвиккер Вертгеймер. Отец являлся основателем очень успешной и инновационной бизнес-школы под названием Handelsschule Wertheimer, а мать была профессиональной пианисткой хорошо образованной в культуре, литературе и искусстве. С раннего возраста мама учила его игре на фортепиано, а став постарше Макс получал уроки игры на скрипке. В подростковом возрасте сочинял камерную музыку и даже писал симфонии. Родителям казалось, что он свяжет свою жизнь с музыкой, станет профессиональным музыкантом.

Благодаря искусству Макс Вертгеймер налаживал социальные отношения, к примеру, с Альбертом Эйнштейном. Они довольно часто играли камерную музыку и обсуждали философские и научные проблемы. Друзья и ученики Макса вспоминали, как он любил импровизировать на фортепиано, а затем просил угадать, что он описывает этой музыкальной композицией - человека или событие. Также он любил использовать примеры из произведений различных композиторов в своих лекциях и работах, чтобы продемонстрировать концепцию структуры.

Знакомство с трудами Спинозы

Вертгеймер познакомился с социальной и философской мыслью своего деда по материнской линии Якоба Цвиккера, который был так доволен зрелостью внука, что в десятый его день рождения подарил ему кое-что из произведений Спинозы. Полное поглощение Макса Вертгеймера книгой, подаренной дедом, привело к тому, что его родители ограничили чтение. Это не помешало читать Спинозу тайно, пользуясь добротой горничной, которая прятала книгу от родителей в своем сундуке. Спиноза не был чем-то приходящим, он оказал влияние на Вертгеймера на всю жизнь.

Университеты Макса

Вертгеймер, окончив гимназию (в возрасте 18 лет), не мог определиться, какую специализацию выбрать. Тем не менее, остановил свой выбор на юридическом факультете Пражского университета. В нем изучал закон и право. К моменту окончания университета, его больше интересовала философия права, чем практика. Ему не нравилось, что проходившие судебные процессы не искали истину, а были больше заинтересованы в защите и обвинении. Его же интересовали пути достижения истины, и это заставило его работать в психологии показаний.

В 1901 году Макс продолжает учебу в Берлинском университете, где изучает психологию и проводит исследования с Карлом Штумпфом и Фридрихом Шуманом. Но круг его интересов был шире основного предмета обучения, поэтому он включает в курс обучения еще историю, музыку, искусство и физиологию. В 1903 году он учится в университете Вюрцбурга, у Освальда Кюльпе и получает степень доктора философии. Диссертация была посвящена детектированию вины преступника в ходе следствия по методу слов.

Докторские исследования

Его докторские исследования включали изобретение детекторов лжи, которые он использовал как объективный способ изучения свидетельств. Другим аспектом его работы был метод словосочетания, который он создал до того, как К.Дж.Юнг разработал его как диагностический метод.

Поскольку Макс Вертгеймер был финансово независимым, ему не нужно было занимать какую-либо академическую должность, и он мог посвятить себя независимым исследованиям в Праге, Берлине и Вене. Он продолжал работу, связанную с достоверностью свидетельских показаний, а также в нейропсихиатрической клинике Венского университета работал с анамнезами пациентов с нарушениями речи и теми, у которых произошли нарушения в чтении, при поражении различных отделов коры левого полушария. Им были разработаны новые диагностические методы, которые показали, что нарушение речи связано с потерей способности воспринимать неоднозначные и сложные визуальные структуры. Эта работа является связующим звеном между гештальтпсихологией и теорией неврологов Адемара Гельба и Курта Гольдштейна.

Ранние гештальт-теории

Работая в Вене, Вертгеймер формулирует идеи, ставшие важными компонентами гештальтпсихологии. Что такое гештальтпсихология? Это раздел психологии, который концентрируется на вопросах объяснения восприятия и мышления личности, при этом ключевым является - как личность воспринимает информацию.

Максу Вертгеймеру казалось, что психология оторвалась от конкретных реалий повседневной жизни: проблемы в центре академической психологии имели малое сходство с реальным поведением человека. По словам Вертгеймера, необходимо было разработать методы, которые отвечали бы строгим научным стандартам.

Методы работы со свидетелями

Благодаря проводимым исследованиям, Макс Вертгеймер подробно разработал методы определения подлинности свидетельских показаний:

  • Метод ассоциаций заключается в реакции испытуемого на предложенные слова. Он должен отвечать словом, которое приходит ему в голову, как ассоциация на предложенное.
  • Метод репродукции заключается в использовании текста на запоминание, в котором содержится информация схожая со скрываемыми фактами, похожая на скрываемые факты и не имеющая никакого отношения к скрываемым фактам. Через время испытуемый при воспроизведении текста будет ошибаться.
  • Метод ассоциативных вопросов. В основе исследования лежит специальный перечень наводящих вопросов. В процессе отыскания ответов на них найдутся такие, которые приведут к решению проблемы.
  • Метод восприятия . В его основе лежит распознавание типа человека в зависимости от его репрезентативных систем: визуал, аудиал, кинестетик и дигитал. Далее работа с человеком в ключе его репрезентативной системы.
  • Метод отвлечения внимания включает много вариантов, включающих обман, шок, чрезмерный поток отвлекающей информации.

Эксперименты и интерпретации

Вертгеймер в своих исследованиях постоянно искал примеры из области восприятия. Так, наблюдая, как вспыхивающие огни на вокзале создавали иллюзию движения или Рождественские гирлянды огней, которые, кажутся, «бегущими» вокруг деревьев, он подумал об оптическом явлении, которое оказалось подходящим в его работе. Для этого он купил игрушечный стробоскоп - вращающийся барабан с прорезями для просмотра и картинками внутри, и провел эксперимент, заменяя полоски бумаги, на которых он нарисовал ряд линий для картин в игрушке.

Результаты были такими, как ожидалось: изменяя временной интервал между экспозицией линий, он обнаружил, что он мог видеть одну линию за другой, две линии, стоящие рядом друг с другом, или линию, движущуюся из одной позиции в другую. Это «движение» стало известно как явление феномен phi и явилось основой гештальтпсихологии. Это явление - феномен phi, используется в кинематографии при создании кинофильмов. На экране зритель видит то, что не является на самом деле тем, что он видит. Это можно назвать иллюзией. Вертгеймер объяснил, что зритель видит эффект «целого события», но не сумму составных частей. Аналогично и с бегущей гирляндой огней. Наблюдатель видит движение, притом, что только одна лампочка светится в ряду таких же лампочек.

Работа трех психологов

Макс Вертгеймер и два его помощника: и Курт Коффка, используя свои наработки и исследования, сформировали новую школу гештальт, убедившись в том, что сегментированный подход большинства психологов к изучению поведения человека был недостаточным. Как результат экспериментальных исследований, выходит статья Вертгеймера "Экспериментальные исследования в восприятии движения".

Первая мировая война прервала совместную работу гештальтпсихологов. Только после её окончания они продолжили свои дальнейшие исследования. Коффка вернулся во Франкфурт, а Кёлер стал директором Психологического института в Берлинском университете, где уже работал Вертгеймер. Используя заброшенные комнаты Императорского дворца, они основали известную в настоящее время аспирантуру, в тандеме с журналом под названием «Психологическое исследование».

Продуктивное мышление

Перед Второй мировой войной Вертгеймер с семьей уезжает в Штаты. Там он продолжает проводить исследования по решению проблем или, как он предпочитал называть это, «продуктивным мышлением». Макс Вертгеймер поддерживал контакты с Коффкой и Кёлером, чья более ранняя работа с шимпанзе по проницательности была аналогичной. Он продолжил исследования в области человеческого мышления. Типичным примером этого продуктивного мышления является ребенок, пытающийся решить проблему с геометрической фигурой - создание области параллелограмма. Внезапно ребенок берет ножницы и разрезает треугольник по линии высоты с вершины треугольника, поворачивает его и прикрепляет к другой стороне, образуя параллелограмм. Или, работая с пазлами, раскладывает их в нужные места.

Вертгеймер назвал этот вид обучения «продуктивным», чтобы отличить его от «репродуктивного» мышления, простого ассоциативного или пробного и ошибочного обучения, в котором не было понимания. Он считал истинное человеческое понимание как переход от ситуации, которая бессмысленна или непонятна той, в которой смысл ясен. Такой переход - это нечто большее, чем просто создание новых связей, оно предполагает структурирование информации по-новому, формируя новый гештальт.

Работа "Продуктивное мышление" Макса Вертгеймера, в которой обсуждались многие его идеи, была опубликована посмертно в 1945 году.

Наследие

Гештальтпсихология Макса Вертгеймера радикально отличалась от психологии который стремился понять человеческий разум, идентифицируя составляющие части человеческого сознания так же, как химический состав, который можно разложить на элементы. Сложному подходу Зигмунда Фрейда в психопатологии, был предложен альтернативный метод, изложенный Максом Вертгеймером. Вклад в психологию Ветргеймера и его коллег подтверждается знакомством с именами их учеников в литературе психологии, среди которых Рудольф Арнхайм, Вольфганг Мецгер, Блюма Зейгарник, Карл Данкер, Герта Копферманн и Курт Готтшальдт.

Книгами Макса Вертгеймера в настоящее время пользуются студенты, врачи, психологи. К ним можно отнести:

  • "Экспериментальные исследования восприятия движения".
  • "Законы организации в перцептивных формах".
  • "Теория Гештальта".
  • "Продуктивное мышление".

"Невероятные сложности человеческой мысли связаны с чем-то большим, чем сумма его частей, тем нечто, в котором части и целое связаны друг с другом", - говорил Макс Вертгеймер.

15.04.1880, Прага – 12.10.1943, Нью-Йорк) - немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии. В 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое „короткое замыкание“. С 20–х гг. приступил при помощи метода „рассуждения вслух“ (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии „примитивных народов“, парапсихологией. Известны его разработки „детектора лжи“.

ВЕРТГЕИМЕР МАКС

Макс Вертгеймер родился 15 апреля 1880 г. в Праге. Его отец был директором бизнес-колледжа, мать хорошо разбиралась в искусстве. Вертгеймер получил образование в частных школах Праги, а затем поступил в Карловский университет. После его окончания Вертгеймер уехал в Германию, где изучал философию и психологию под руководством Карла Штумпфа Особую роль для него сыграла работа в лаборатории О. Кюльпе, т.к. именно в ней было получено много наиболее интересных экспериментальных данных в области мышления человека. В 1904 г. он получил степень доктора философии. Темой его диссертации было детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов. Последующие несколько лет Вертгеймер занимался различными проблемами психологии, продолжал разработку контроля свидетельских показаний, а также изучал пациентов, страдающих афазией (нарушением речи). В результате этих исследований им были определены несколько методов определения подлинности свидетельских показаний 1. Метод ассоциаций. Его суть заключается в том, что испытуемый должен на каждое предъявляемое ему слово реагировать любым другим, приходящим ему в голову. Таким образом, используя слова, несущие определенную смысловую нагрузку, можно определять качество показаний. 2. Метод репродукции. При использовании этого метода испытуемому предлагается текст для запоминания, который содержит некоторые элементы, сходные с содержанием скрываемого, другие - похожие на него, а также элементы, не имеющие никакого отношения к скрываемому содержанию. По истечении некоторого времени при воспроизведении текста могут наблюдаться ошибки. Следующие три метода не разрабатывались Вертгеймером столь же подробно. Это метод ассоциативных вопросов, метод восприятия и метод отвлечения внимания. В 1910 г. его заинтересовал феномен кажущегося движения, и М. Вертгеймер провел ряд экспериментов. Предметом этих опытов служили простейшие случаи кажущегося движения, которое наблюдается при наблюдении одного предмета в разных положениях. То, что при этом в восприятии имеется, кроме предметов, еще и движение, М. Вертгеймер назвал фи-феноменом. Также он исследовал некоторые закономерности, возникающие при этом. В частности, фи-феномен наблюдается только при определенной длительности промежутка времени между показом двух предметов. Если этот промежуток меньше оптимальной величины, оба раздражения воспринимаются одновременно и неподвижно, если больше - они видны последовательно, но тоже неподвижно. Вертгеймер определил, какова в различных условиях величина этого оптимального промежутка, и определил ее зависимость от расстояния между предметами. Результатом этих исследований стал доклад, прочитанный в 1912 г., основная идея которого заключалась в том, что воспринимаемое зрительное движение не может быть получено в результате простого суммирования ощущений или восприятий. Качество опыта не может быть выведено из свойств составляющих его элементов. Со временем Макс Вертгеймер, а также Курт Коффка и Вольфганг Келер, также принимавшие участие в экспериментах, пришли к выводу, что этот принцип применим не только к феномену зрительного движения, но и ко всей психологической науке в целом. Таким образом, в своем докладе Вертгеймер заложил основу будущей теории гештальтпсихологии. Суть ее заключается в том, что интегрированные целостные системы (гештальты) не являются простой суммой своих составных частей. Скорее наоборот, характеристики гештальтов определяют природу, роль и функции своих составляющих. С 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления, а позже - над созданием концепций решения задач и творческой мысли. Эта работа была прервана войной. Ученый был привлечен к работе по обнаружению подводных лодок. В 1923 г. он женился на своей студентке Анне Каро. В 1929 г. Вертгеймер уехал их Берлина во Франкфурт, где работал на кафедре философии и психологии Франкфуртского университета. В начале 1933 г., когда политическая ситуация в Германии сильно усложнилась, Вертгеймер уехал в Чехословакию, а в сентябре того же года - в Соединенные Штаты Америки, где он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В Америке Вертгеймер продолжил свои исследования, их результаты легли в основу создания книги «Продуктивное мышление». Согласно существовавшим тогда теориям, понимание любых поведенческих особенностей человека может быть обеспечено экспериментальной работой по получению простых ассоциаций или связей «стимул-реакция». Вертгеймер доказал, что подобные теории не могут объяснить продуктивного мышления. Он утверждал, что для полного понимания процессов познания и процесса решения задач необходимо рассматривать целостные структуры, имеющие организованные составные части, функции и роль которых зависят от их положения в гештальте. В процессе разработки этих частных задач у Вертгеймера окончательно оформляется его теория. Основой ее является гештальт - ярко выраженное целое, система, в пределах которой ее элементы находятся во взаимосвязи друг с другом и с единым целым, где каждая часть или подчасть имеет собственное место, роль и функцию, отводимые для нее природой целого. Структура гештальта такова, что изменение в одной его части влечет изменение во всех остальных частях и в едином целом, поскольку части гештальта не изолированы друг от друга. На основе этой теории Вертгеймер разрабатывал концепцию процесса научения. По его мнению, природа происходящих при этом процессов и событий не может быть понята при помощи ассоциативных связей. В основе истинного научения лежит понимание, прозрение, по Вертгеймеру - инсайт. Как объяснял ученый, процесс научения состоит в переходе от состояния, когда что-то представляется совершенно бессмысленным, к ситуации, когда нечто ранее бессмысленное становится ясным, доступным пониманию. Если научение состоялось, то перенос его на другую ситуацию, к которой оно тоже применимо, не составляет никакого труда. Таким образом, чтобы проверить, действительно ли научение состоялось, необходимо убедиться, можно ли обобщить изученное и перенести его на другую ситуацию, к которой оно тоже применимо. Концепция решения задач также подробно рассматривалась Вертгеймером в его книге «Продуктивное мышление». По его мнению, чтобы решить задачу, требуется выработать соответствующее поле задачи. Это может быть переход от хаотичного восприятия предлагаемой информации к получению организованной концепции этой информации. Или, например, выработка поля задачи может заключаться в том, чтобы реорганизовать ошибочное представление об этой задаче в другое, более действенное. Важным элементом научения является процесс понимания, что та или иная стратегия «сработает» в данной ситуации. Этот феномен получил у М. Вертгеймера название этапа Хеффдинга, по имени датского философа и психолога Харальда Хеффдинга, который сформулировал этот феномен в конце XIX в. Он выдвинул предположение о том, что сходство, или подобие, является решающим фактором, определяющим узнавание. Осознание этого сходства делает возможным перенос. Работая в Нью-Йорке, Вертгеймер не прекращал заниматься более подробной разработкой теории гештальтов. Особое внимание он уделял проблеме анализа и синтеза, причем первому придавалось большее значение. По его мнению, анализ должен идти не снизу вверх, а сверху вниз, т.е. от целого к части, поскольку лишь изучение первичного целого может дать представление и определение его частей. Вертгеймер считал, что нужно начинать анализ с уровня целого, затем переходя к его элементам, а не пытаться подняться до уровня гештальта, начиная с его составных частей. В 1943 г. Макс Верт1еймер умер. Он не закончил своих исследований, но тем не менее остался в истории психологии как основатель гештальттеории, первоначально названной теорией Вертгеймера. Его последователи - Курт Левин, Курт Коффка и Вольфганг Келер - более подробно разрабатывали эту теорию в различных направлениях. Огромное значение для практической, прикладной психологии имели его разработки в области проверки истинности свидетельских показаний.


«Расскажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я запомню. Позовите меня с собой, и я пойму». Конфуций (древний мыслитель и философ Китая).

Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний – знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в ХVI веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В XVII – XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и детальность человека. А уже с XIX в. психология — самостоятельная (экспериментальная) область научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология (нем. gestalt - образ, форма; gestalten - конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер . Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты » (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена» , суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

  • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
  • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
  • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
  • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление» , в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития» , посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности : существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости : тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität ) введен в психологическую науку Х . Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру , расположенный на фоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальт–терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психолог Фридрих Перлз . Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
  • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта . Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Гештальт–упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

1. Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

2. Упражнение — Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытатьсостояниеприсутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

З. Упражнение «Я/Ты»

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  1. Сконцентрируйтесь;
  2. Глаза должны быть открытыми;
  3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
  4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
  5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

Гештальт-картинки

Рисунки перевертыши (зрительные иллюзии): Что вы видите? Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок? Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств. Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы». Читайте подробнее про друдлы на .

Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание , начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.

Краткая биография

Замечание 1

Макс Вертгеймер родился в Праге15 апреля $1880$ года. Отец Макса служил директором бизнес-колледжа, а мать великолепно разбиралась в искусстве. Свое образование Вертгеймер получил в частных школах Праги, после чего он поступил в Карловский университет. Окончив его, Вертгеймер переехал в Германию и занялся изучением философии и психологии под руководством Штумпфа. Особую роль для становления ученого сыграла деятельность в лаборатории Кюльпе. В ней ученым было получено множество интересных экспериментальных данных в сфере мышления человека.

В $1904$ году Вертгеймер получил ученую степень доктора философии. Темой его докторской диссертации стало детектирование вины преступника в процессе следствия методом ассоциативной связи слов.

После защиты Вертгеймер занимался разными проблемами психологии, в частности разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов, страдающих нарушением речи. С $1912$ года Макс Вертгеймер активно занялся проблемами психологии мышления и созданием концепции творческой мысли и решением задач.

В $1921$ году Вертгеймер совместно с немецкими психологами Коффкой и Кёлером основал журнал «Psychologische Forschungen», в котором публиковались работы известных гештальтпсихологов того времени.

В $1923$ году ученый женился на студентке Анне Каро. Вертгеймер уехал во Франкфурт из Берлина в $1929$ году. Там он работал на кафедре психологии и философии Франкфуртского университета. Политическая ситуация в Германии в этот период стала усложняться, и Вертгеймер в $1933$ году уехал в Чехословакию, а затем в Соединенные Штаты Америки, где занимался преподаванием социальных исследований в Нью-Йорке в Новой школе.

Теория Макса Вертгейма

Полное изложение его теории содержится в книге «Продуктивное мышление», выпущенной им в $1943$ году всего за несколько недель до своей смерти.

Самые первые труды Вертгеймера посвящены исследованию зрительного восприятия при помощи экспериментов. При помощи тахистоскопа ученый экспонировал с разной скоростью последовательно два раздражителя. Когда интервал был большой между предъявлениями, то испытуемые воспринимали раздражители последовательно, при коротком интервале раздражители уже воспринимались, как будто появившиеся одновременно. В определенный момент испытуемые движение начинало восприниматься как чистое, т.е. без перемещения объекта. Данное явление получило название фи-феномена.

Макс Вертгеймер в результате своей научной деятельности выделил несколько методов для определения истинности свидетельских показаний:

  • метод ассоциаций, когда испытуемый на каждое предъявляемое слово реагирует другим, которое приходит ему в голову;
  • метод репродукции;
  • метод ассоциативных вопросов;
  • метод восприятия;
  • метод отвлечения внимания.

Базой теории Вертгеймера служил гештальт. Структура гештальта такая, что изменение одной части влечет за собой изменение во всех остальных частях, а также в целом, так как части гештальта друг от друга не изолированы.

На основе гештальта Вертгеймер разрабатывал свою концепцию научения. Он считал, что природа происходящих процессов и событий при научении не может быть понята посредством ассоциативных связей. В основе научения лежит понимание и прозрение, то есть инсайт. Процесс научения, по Вертгеймеру, заключается в переходе от состояния в котором нечто представляется бессмысленным, к ситуации, когда это нечто становится ясным и доступным пониманию.

Замечание 2

Вертгеймер также известен работами в сфере музыкального восприятия, разработками «детектора лжи» и трудами по психологии «примитивных народов».