Болезни Военный билет Призыв

Особенности аккредитации образовательной деятельности в электронном виде. Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям. Документы для аккредитации образовательного учреждения

Поведенческая сторона у детей с общим недоразвитием речи является особой проблемой, т.к. это затрудняет процесс коррекции имеющихся у них нарушений, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Речевые нарушения являются достаточно распространенными среди различных отклонений в развитии личности. Они либо выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопутствуют другим формам патологии развития.

Современные исследования указывают на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степенип тяжести отклонения в формировании и развитии речи. наиболее часто встречающимся нарушением является общее недоразвитите речи. Среди детей, посещающих логопедические занятия в нашем Центре, они составляют примерно 70% от общего количества.

Общее недоразвитие речи, имеющее в разных случаях различную природу дефекта, характеризуются общностью типичных проявлений.

Как известно, недоразвитие речи подразделяется Р.Е. Левиной на три уровня, при этом несформированными оказываются все компоненты речи. И при каждом уровне развития у детей исследователями отмечены психолого-педагогические особенности.

Дети с первым уровнем развития практически безречевые, их характеризует негативизм, отсутствие форм и средств общения. Социальная адаптация детей в связи с этим затруднена.

Дети совторым уровнем развититя имеют уже определенный словарь общеупотребительных слов, владеют некоторыми грамматическими категориями. Их общая и речевая активность выше, чем у детей с первым уровнем, но по-прежнему их характеризует недостаточная устойчивость внимания, трудности его распределения, слабость мнестической деятельности и т.д. Дети могут быть самотически ослаблены, они имеют недостатки двигательной сферы и другие специфические особенности.

Дети с третьим уровнем развития, достаточно свободно общаются, однако их речь далека от совершенства, что прочвляется при попытках пользования развернутой связной речью.

Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень развития, что уже вошло в практику современной логопедии, представила описание таких детей (а их достаточно много): у детей отмечаются остаточные явления нерезко выраженного недоразвития речи.

Психическое развитие детей с общим недоразвитием обычно в целом протекает более благополучно, чем развитие их речи. Однако дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В Исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной отмечается, что:

  • у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
  • имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
  • преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Наличие общего недоразвития речи у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей.

У детей с общим недоразвитием речи (особенно I и II уровня) затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении.

Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью вопросов, касающихся особенностей поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, способов коррекции имеющихся у них нарушений, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Говоря об особенностях поведения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, следует отметить, что их поведение носит агрессивный характер. В то же время выявлено, что такие дети боятся агресии, у них имеется потребность в защите. Практически у всех детей с ОНР наблюдается наличие высокой потребности (возможно, неудовлетворенной) в общении. Поведение детей носит гиперактивный характер, имеется двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность, дети испытывают негативное отношение к ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, у некоторых детей низкая фмзиологическая сопротивляемость стрессу. Некоторые дети прибывают в состоянии эмоциональной напряженности, которая зачастую является ситуативной.

На занятиях многие дети быстро утомляются начинают вертеться, разговаривать на отвлеченные темы, т.е. перестают воспринимать материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимакют, а иногда и не могут повторить ответ за логопедом.

Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие ограниченных возможностей психо-речевого развития отмечается ряд особенностей: конфликтность, агрессивность, вспыльчивость либо пассивность и замкнутость.

Поведение детей младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, также имеет ряд отличительных особенностей.

Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова в результате исследований, отмечают некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников I-II классов с общим недоразвитием речи.

В отличии от детей с нормой речевого развития многим детям с ОНР свойственна пассивность, сенситивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

У учеников первых классов с ОНР наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций.

Как правило, нарушения устной речи при ее недоразвитии ведет к нарушениям письма и чтения у младших школьников.

К. Беккер, М. Совак выделяют две группы нарушения поведения при дефектах письменной речи.

  • У детей первой группы отмечается нежелание учмться, школьные страхи, замкнутость, неорганизованность, медлительность, нервозность, которые могут сопровождаться такими психосоматическими явлениями как астенизация, нарушение питания, недержание мочи.
  • У детей второй группы наблюдается непослушание, агрессивность к окружающим в школе и дома.

Таким образом, нарушения речи не только снижают и ухудшают работоспособность ребенка, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрфилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей личностного развития.

Значительные улучшения результатов логопедического воздействия наблюдается при параллельной работе логопеда с психологом. Занятия психолога активизируют потребность ребенка в общении, снимают тревожность, агрессивность поведения, повышают уверенность в себе и в своем успехе.

В связи с этим диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, в нашем Центре осуществляется комплексно, что дает возможность повысить эффективность коррекционной работы.

«Адаптация детей, имеющих речевые нарушения

в условиях образовательного процесса»

При решении задачи повышения качества образования и воспитания немаловажное значение имеет изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. Речевые нарушения являются серьезным препятствием в овладении учащимися на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах (старшие классы) – в усвоении грамматики родного языка и программы гуманитарных предметов.

При обследовании детей начальной школы выявлено, что 1\3 учащихся является неуспевающими по русскому языку. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования (нарушения внятности речи и аномальное овладение звуковым составом слова).

Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительной, но и лексико-грамматической стороны речи. В школе такие дети становятся неуспевающими учениками только по причине своего аномального речевого развития. На обучении сказывается и неблагоприятная обстановка в семьях и сопутствующие диагнозы ММД, ЗПР, педагогическая запущенность.

Ожидать от них высоких результатов не приходится, т.к. нарушены не только речь, но и психические процессы. Эти дети неусидчивы, быстро утомляемы, у некоторых отмечаются отклонения в поведении. К таким ученикам нужен дифференцированный и индивидуальный подход. Каждая ошибка обязательно исправляется учителем совместно с учеником. При этом, разъясняется суть допущенной им ошибки, а многократное выписывание своих ошибок и всевозможные упражнения в списывании текстов не приводят к должному успеху. К письменным упражнениям дети должны быть подготовлены устным звуковым анализом.

Наличие проблемы Как это сказывается на учебной деятельности

1. Смазанная, вялая Нечеткие ответы, стесняется своей речи, болезненно реагиру

артикуляция ет на замечания, касаюшиеся речи.

2. Недостаточный уровень Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный

развития памяти текст.

3. Снижение уровня кон- Ребенок не может на достаточное время сосредоточиться на

центрации внимания, одном задании, с трудом переходит от одного задания к др.,

неустойчивое внимание часто отвлекается.

4. Крайне низкий уровень Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи,

сформированности фоне- не дифференцирует мягкие и твердые согласные, все это

матического восприятия сказывается на письме.

5. Недостаточный уровень Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает

словесно-логического задачи, т.к. надо не только прочитать, но и понять смысл

мышления прочитанного.

6. Несформированность На письме сложности с правильным употреблением предло-

пространственных ориен- гов, трудности в решени и некоторых видов задач

тировок.

7. Замедленный темп дея- Долго делает уроки, не успевает в классе писать диктанты,не

тельности успевает за работой в классе.

Низкая работоспособность Быстро устает, работоспособности хватает на 10 минут.

8. Низкий уровень само- Делает уроки только с мамой, проверять свои работы не

контроля умеет.

9. Не сформирован учеб- Психологически к школе ребенок не готов, школа для него,

ный мотив. Прежде всего, перемены, друзья

Низкий уровень учебной Нет желания учиться, т.к. ребенок испытывает постоянный

мотивации неуспех

Избирательная учебная Старается делать только те задания, которые ему нравятся

Мотивация.

10. Повышенная тревож- Ребенок скован, боится отвечать в классе, боится контроль-

ность. ных. Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать

У доски.

11. Эмоциональная неус- Очень возбудим, неусидчив, быстро меняется настроение.

тойчивость, гипердина-

мический синдром.

12. Процесс чтения не Чтение послоговое, нет понимания прочитанного.

сформирован

13.Скрытая леворукость Затруднен процесс письма, снижает уровень пространст-

Венных представлений.

Среди учащихся образовательных школ, имеющих нарушения речи особую группу составляют заикающиеся дети. Заикание проявляется, главным образом, тогда, когда заикающийся обращается к кому-либо, или отвечает на вопрос, а вне общения прерывистость речи исчезает. Следует отметить, что усиление или ослабление заикания у одного и того же ребенка зависит от того, с кем именно он говорит (со взрослыми, с детьми, знакомыми или нет) и как именно (отвечает на отдельные вопросы, или делится впечатлениями, или же обращается к собеседнику, или отвечает урок и т.д.). В школе ребенок вступает в незнакомый ему коллектив. К речи школьника предъявляются высокие требования, она происходит при направленном на него внимании учителя и класса и осуществляется посредством более сложных высказываний. В этих условиях заикающиеся дети все более осознают свой недостаток, что в отдельных случаях ведет к его усугублению. Отрицательное воздействие на речь заикающихся оказывают и нетактичные замечания учителей. Постепенно возникает и закрепляется неуверенность в собственной речи, в своих возможностях. Изменяется поведение ребенка: он предпочитает молчать, избегает поручений, связанных с необходимостью говорить, становится необщительным, а иногда и нарушителем дисциплины (вследствие импульсивности и недостаточной организованности своего поведения).

Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что именно неправильный подход является иногда причиной, усугубляющей заикание (непонимание со стороны учителя, редкий т.н. «щадящий» опрос, только письменный опрос). Все это ведет к усилению заикания и пробелам в знаниях программного материала.

Чтобы этого не произошло необходимо:

Нельзя требовать быстрого ответа. Нужно подготовить ребенка к ответу заранее. Например: Сейчас будет отвечать Сидоров, а потом Иванов.

Продумать систему вопросов, их четкость и логичность.

Соблюдение педагогического такта.

Нельзя делать замечания в присутствии всего класса.

Необходимо давать посильные общественные поручения, привлекать к участия в самодеятельности.

установить контакт с родителями.

периодически находить время для индивидуальной беседы.

Как же помочь детям с нарушениями речи, которые обучаются в общеобразовательной школе?

Во-первых, нужно обратиться к логопеду. Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме и поддерживают постоянный контакт. Мы должны учитывать интересы ребенка, и объединить свои усилия в оказании ему помощи.

Во-вторых, на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, насмешек в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому, желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправлен я в тетрадях этого ученика красным цветом.

Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает самому учителю. Во-вторых, тетрадь, исписанная красным цветом, для ребенка с дисграфией, является дополнительным фактором стресса. Очень часто дети говорят, что они не хотят заниматься, потому что все бесполезно – их считают отстающими. (Можно предложить письмо простым карандашом. Учитель ставит отметку на поля. Исправленная ошибка не снижает оценку в журнале).

В-третьих, желательно отказаться от проверок на скорость чтения. Хорошо, если учитель проводит ее без акцентов, скрыто. А бывает, что создает обстановку экзамена. У наших детей-логопатов такой подход может вызвать невроз.

Поэтому, если уж необходимо провести проверку, сделайте это как можно в более щадящей форме.

В- четвертых, хочу обратить ваше внимание на дозировку материала. А для слабых детей нужно давать образцы выполнения того или иного упражнения.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать. И родители выполняют их буквально – все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов.

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с не откорректированным текстом для нахождения в нем ошибок.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Упражнение «Корректурная проба» (способствует концентрации внимания) можете посоветовать родителям или давать на уроке не реже пяти дней в неделю, лучше каждый день, в течение пяти минут, и через 2-3 месяца уменьшается количество ошибок. Корректурную пробу лучше начинать с одной-двух различных букв, затем смешиваемых по произношению или написанию. Результат обязательно будет.

Вообще, надо сказать, что в работе с такими детьми нельзя ждать быстрых результатов. Надо набраться терпения.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода.

Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять все упражнения, которые вы ему предложите. Другой уже через 7-10 минут не будет знать, куда деть руки и ноги.

Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Им бы набраться терпения уроки сделать. И развитие фонематического восприятия, и звуко-буквенный анализ, и развитие памяти, внимания – все это можно делать в любой обстановке.

Например: учитель в начале урока, в качестве разминки, может у детей спросить все, что угодно о здании школы, о школьном коридоре; проверьте память и внимание своих учеников, и вы увидите, что некоторые не знают, сколько этажей в здании; заставьте их не только смотреть, но и видеть. Развивая слуховое внимание, попросите минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.

Любые игры и просто действия направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без насилия.

Бывает так, что неуспешный в школе ребенок прекрасно занимается со специалистами. И происходит это потому, что его просто по-другому стали учить, учитывая все его особенности.

Я уверена, что превосходных результатов можно долиться в работе с детьми, страдающими нарушениями письменной речи тогда, когда вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и, конечно, родители. Причем действуют они сообща.

Таким образом, устранить пробелы в знаниях, создать условия для успешного усвоения программного материала в наших силах. Стоит только уделить больше внимания так называемым «трудным детям».