Болезни Военный билет Призыв

Особенности лирики поэтов 2 половины 20 века. Поэзия второй половины XX века: А.А. Вознесенский

Хрущёвская оттепель дала мощный импульс для поэтического творчества. В 50-60-е годы именно поэзия с наибольшей полнотой отразила процессы, происходящие в общественном сознании. В эту эпоху страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы.

Традиционно поэзия была представлена тремя тематическими пластами:

1. Гражданская лирика (Твардовский, Смеляков, Евтушенко и др.).

2. Романтическая (Б. Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева и др.).

3. Философская лирика (Пастернак, Тарковский, Заболоцкий и др.).

Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Евтушенко ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую (именно ему принадлежит фраза «Поэт в России больше, чем поэт»). Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. В стихах Р. Рождественского провозглашён патриотизм. Характерные черты его творчества - публицистичность, ораторский стиль. В поэме «Реквием» прославляется подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. В то же время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику).Андрей Вознесенский продолжил традиции раннего Маяковского. Нормой существования он считал жизнь на пределе её возможностей, выступает как нравственный максималист, отстаивает приоритет духовного начала. Стиль Вознесенского критика определяет как экспрессивно-метафорический. Он использовал нетрадиционные стихотворные размеры, вводил новую лексику, в том числе научно-техническую, политическую, опирался на живой разговорный язык.Среди заметных поэтов второй половины ХХ в. достойное место занимает Арсений Александрович Тарковский (1907-1989). Важнейшие мотивы его поэзии: человек и мир, человек и космос, мир как текст - «нотная тетрадь», пушкинские мотивы, христианские мотивы, мотив двойственности человеческой природы, ее противоречивости. Основная идея всего творчества Тарковского - идея всеединства, основанная на учении В. Соловьёва и В. Вернадского о ноосфере. В творчестве Тарковского, «как и в теории «трёх миров» философа Г. Сковороды, можно увидеть «макромир» - космос, «микромир» - жизнь человека и мир «библейский»». В разные периоды творчества ведущими образами-символами были Дом, круг, зеркало, роза, свеча, ветер, причём образ Дома является центральным и сквозным в поэзии Тарковского.К особенностям стиля поэта можно отнести полярность художественного мира (оппозиция «бытие-небытие»), экспрессивность, романтическое восприятие мира, романтическое самовыражение, поиск опоры в культуре прошлого, генетические связи с поэзией символизма; преемственность традиций В. Хлебникова, А. Ахматовой, О. Мандельштама на уровне общих мотивов, образов, поэтических приёмов.



Талантливым поэтом второй половины XX в. был Давид Самойлович Самойлов (1920-1990). Самойлов считал, что «масштаб писателя определяется... объемом его культурного потенциала, в этом он - наследник данной культуры. А если не наследник, то и не писатель, а так, сочинитель». Д. Самойлов умело пользовался багажом, накопленным русской классической литературой. Многие его произведения пронизаны «пушкинским духом» («Болдинская осень», «Старик Державин», «Конец Пугачева», «Пестель, поэт и Анна» и др.). В его стихах осуществляется перекличка эпох через реминисценции и аллюзии: постоянно присутствуют знакомые поэтические и исторические образы, скрытые цитаты и прямые отсылки эрудированного читателя к русским и западным поэтам. Цель творчества поэт видит именно в передаче эмоционального накала своих чувств, в умении облечь его в словесную оболочку. Его поэзия ассоциативна, построена на звуковых образах, которые у него особенно удавались (мастерство звуковой инструментовки текста достигалось на всех уровнях: лексическом, синтаксическом, ритмико-мелодическом).На позднем этапе своего творческого пути Д. Самойлов сосредотачивается на размышлениях об ответственности поэта, о соотношении мысли и слова в стихах, об игровом элементе в поэзии, о подражаниях, свободном стихе и т.д.



Заметный след в русской литературе оставил Николай Михайлович Рубцов(1936-1971). К широкому читателю Рубцов пришел в средине 1960-х гг. С 1965 по 1971 гг. были изданы его книги: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Главным образом в лирике поэта является Русь, а его художественный мир определяют стихии: стихия воды, света, ветра, всепроникающая стихия музыки, стихия странствий («одинокая странствий звезда»). Лирический герой Рубцова остро ощущает душевное родство с людскими судьбами, разделяя общее чувство неблагополучия, сиротства - результата всенародных бедствий, гибели близких, распада родственных связей («Как много желтых снимков на Руси»). Стихам этого художника свойственны как импрессионистичность (в изображении переходных состояний природы и времени), так и экспрессивность (в изображении грозных событий и явлений). На основе городского романса, студенческих, туристских, «дворовых» песен зародилась авторская песня.

Одним из основоположников этого жанра был Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Булат Окуджава заявил о себе прежде всего как романтик: он дал в своём творчестве идеал нравственно прекрасной личности, определяющие качества которой - нонконформизм, способность к возвышенным переживаниям. А в своей любовной лирике Окуджава стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной.Многие свои стихи Окуджава посвятил войне, на которую ушел добровольцем после девятого класса («Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др.).Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро представлены мотивы, связанные с живописью («Живописцы», «Фрески», «Отчего ты печален, художник…»). Одним из определяющих мотивов этого мира является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны, это и дорога как символ жизненного пути, в котором житейская реальность сплетается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»).

Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) уже при жизни стал восприниматься как человек-легенда. Высоцкий был одновременно поэтом и композитором, режиссером и актером. Ему было присуще большое гражданское мужество. Во многих песнях поэт-бард высмеивает ограниченную, консервативную власть, которая не умеет управлять без помощи кнута.В стихотворении «Охота на волков» поэт аллегорически изображает борьбу власти с инакомыслящими в СССР. При этом автор не идеализирует себя и своё поколение. Высоцкий обличал ложь официальной пропаганды. Для художественного метода Высоцкого характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, переживания, жестов, а главное - предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи многочисленных персонажей. Героем произведений Владимира Высоцкого подчас становился «маленький» советский человек, пьющий, скандальный, но не чужой автору В.С. Высоцкий стал культовой фигурой, кумиром нескольких поколений. На его могиле на Ваганьковском кладбище рядом с памятником на сиреневый куст кто-то из посетителей повесил медаль «За отвагу». Это было посмертной наградой Высоцкому от самого народа.

Иначе сложилась судьба Александра Аркадьевича Галича(Гинзбурга) (1918-1977). Многие его песни разошлись в народе безымянными. Галич не имел никакого выхода на массовую аудиторию, а хранение его плёнок каралось по статье 70 «Антисоветская агитация и пропаганда».Начало собственного поэтического творчества Александра Галича приходится на 1960-е гг. В это время поэт начинает создавать стихи-песни, изобразившие в целой галерее лиц портрет нашей трагической эпохи.

Властителем дум стал Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Иосиф Бродский относил себя к поколению 1956 г., перелом в сознании которых осуществился под влиянием подавления «Будапештской осени» войсками ОВД. Многие мыслящие люди перестали верить советской пропаганде. Он четырежды арестовывался и в 1964 г.был подвергнут психиатрическому обследованию, а затем по обвинению в тунеядстве получил 5 лет ссылки на север. В ссылке он перенёс открытую операцию на сердце, после чего, благодаря протесту общественности (Ахматова,Шостакович), ссылка была сокращена до полутора лет. Поэзия Бродского носит интеллектуально-философский характер. Уже его ранняя лирика отличалась пессимистичностью и драматизмом. Однако драматизм этот сдержанный, подтекстовый. Бродский ориентировался на прозаизацию поэтической речи. Бесстрастно-отстранённый стиль был очень тесно слит с особенностями личности, Бродский признан как поэт мысли, а не чувства. Большинство его произведений посвящены размышлениям о смерти и бытии, о пространстве и времени, о культуре и цивилизации. Произведения Бродского отличает обязательная связь единичного и всеобщего. Сквозь конкретные формы времени проступает вневременное, бытийное, вечное. Смерть занимает значительное место в произведениях Бродского. Поэт даёт собственную идеальную модель бытия, которая, по его представлению, лучше рая мира земного. Образные обозначения - метафоры звезды, «той страны», «там». Поэт чувствует себя подданным «той страны».Лирический герой Бродского «примеривает» и собственную смерть. Этот опыт рождает понимание того, что смерть преодолима символическим бессмертием духа. Бессмертие для Бродского - оправдание жизни. Если ты остался, значит, ты что-то очень важное и ценное создал. Средство достижения бессмертия - поэзия. У него негативное отношение к режиму, а не отечеству. И.Бродский часто использует образ развалин, обломков. Храм своей души он видит как развалины, осколки, а страдания уподобляет контузии или лучевой болезни. Кроме того, в произведениях Бродского мотив холода органически переплетается с мотивом одиночества, которому в эмигрантском творчестве.

Рассмотрим основные особенности и направления в русской поэзии второй половины 20 века.

Поэты старшего поколения

В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Творчество поэтов старшего поколения было посвящено осмыслению «нравственного опыта эпохи» (О. Берггольц). В своих стихах Н.Асеев, А.Ахматова. Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В.Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности. В эти годы активно развивались жанры гражданской, философской, медитативной и любовной лирики, различные лироэпические формы.

Вершинами поэзии 1950— 1960-х годов стали философская лирика и лироэпические произведения А. Твардовского, "Северные элегии" и "Реквием" А. Ахматовой, стихи из романа «Доктор Живаго» и поэтический цикл "Когда разгуляется" Б. Пастернака.

В целом творчество поэтов старшего поколения отличает внимание к нравственной сфере современного человека в связи с историей, с прошлым, настоящим и вероятным будущим.

К "вечным" темам обратились в своем творчестве и поэты фронтового поколения, выражавшие собственное видение войны и человека на войне. Конечно же, главным мотивом их творчества была тема памяти. Для С. Гудзенко, Б. Слуцкого, С. Наровчатова, А. Межирова Великая Отечественная война навсегда осталась главным, если не единственным мерилом нравственности. Составной частью литературного процесса стали и стихи поэтов, погибших на войне, — П. Когана. М. Кульчицкого, Н. Майорова, Н.Отрады, Г. Суворова и др.

Эстрадники

В 1950-е годы в литературу вошло и новое поколение поэтов, чья юность пришлась на послевоенное время, — Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Р. Казакова, — их стих был ориентирован на ораторскую традицию. Продолжение этой традиции обусловливалось публицистической направленностью творчества молодых поэтов, поднимавших актуальные для своего времени вопросы. Именно этих поэтов современники называли эстрадниками. Годы «оттепели» были отмечены настоящим поэтическим бумом: стихи читали, записывали, заучивали наизусть. Поэты собирали спортивные, концертные, театральные залы в Москве, Ленинграде и других городах страны. Именно «эстрадники» впоследствии были названы «шестидесятниками».

"Тихая лирика"

Противовесом «громкой» поэзии шестидесятников во второй половине 1960-х годов стала лирика, получившая определение "тихая". Поэтов этого направления объединяла общность нравственных и эстетических ценностей. Если поэзия шестидесятников ориентировалась на традиции Маяковского, то тихая лирика наследовала традиции философской и пейзажной поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. К "тихой лирике" относится творчество поэтов Н. Рубцова, В. Соколова, С. Куняева и др. Их поэзию объединяют стремление осмыслить сложные противоречия века и поиски новой гармонии. По своему пафосу творчество "тихих лириков" близко реалистическому направлению "деревенской прозы". К "деревенской прозе" близок и Ю. Кузнецов, вошедший в литературу в 1960-е годы.

Гражданский пафос поэтов-шестидесятников и тонкий лиризм «тихих лириков» сочетался в творчестве дагестанского поэта Р. Гамзатова, на стихи которого написано множество песен. С «тихой лирикой» Гамзатова роднит вневременная, философская направленность его поэзии и обращение к национально-фольклорной образности.

Модернистская поэзия

С традициями модернистской поэзии Н. Гумилева, О. Мандельштама, А.Ахматовой связана поэзия А.Тарковского, И. Бродского, поэтов фронтового поколения Д. Самойлова и С.Липкина, шестидесятников Б.Ахмадулиной, А. Кушнера, О.Чухонцева, поэтов 1970— 1980-х годов В. Кривулина, О.Седаковой. Их поэзии в целом присуще чувство историзма, выражающееся в явном или неявном диалогическом цитировании классических произведений, в осмыслении памяти как основы нравственности, спасающей человека и культуру от хаоса.

И. Бродский

Вынужденный покинуть страну в 1972 году, И. Бродский в 1987 году был удостоен Нобелевской премии по литературе, а в 1991 году получил, как в свое время А.Ахматова, мантию и диплом доктора в Оксфорде. Талант Бродского ярко проявился в разнообразных прозаических, лирических и лироэпических жанрах. Уникальность этого поэта заключается в том, что его поэзия вобрала в себя богатые художественные традиции как отечественной, так и зарубежной поэзии от мифологии до XX века.

Авторская песня

С 1950-х годов развивается, ставший с течением времени необычайно популярным, жанр авторской песни. Творчество Б. Окуджавы. А. Галича, Н. Матвеевой. В. Высоцкого, Ю. Визбора и др. было одной из форм преодоления формально-содержательного догматизма, официоза казенно-патриотической поэзии и неглубоких эстрадных шлягеров. Внимание этих поэтов было сосредоточено на жизни обычного, «маленького», «частного» человека. 1960 — 1970-е годы — классический период в развитии этого жанра, ключевыми фигурами которого по праву признаны Б. Окуджава, А. Галич и В. Высоцкий.

Авангард

С 1960-х годов в отечественной поэзии возобновились авангардистские эксперименты. Современный авангард объединил различные поэтический группы: Лианозовскую, СМОГ, многие другие неофициальные поэтические клубы. Как правило, поэты этого направления были лишены возможности публиковать свои произведения, именно с ними связано возникновение андеграунда, который значительно пополнился в 1970-е годы. Уверенные и абсурдности и антигуманности общественной реальности, современные авангардисты лишены антиутопического пафоса, который был присущ авангарду начала XX века. Этим мироощущением обусловлены и художественные средства. Отказываясь от художественного правдоподобия, поэты создают деформированный образ мира, частицей которого является человек. Характерным приемом в поэзии современного авангарда является центон (стихотворение, составленное из строк других стихотворений), позволяющий иронически обыгрывать цитаты из классической литературы, разнообразные штампы официальной пропаганды и массовой культуры. Этим, в свою очередь, обусловлено смешение различных стилистических пластов лексики, обнаружение высокого в низком и наоборот.

Концептуализм

Одним из первых направлений современного авангарда стал концептуализм, с которым в разное время было связано творчество Г. Сапгира, Вс. Некрасова, Д. Пригова, И.Холина, Л. Рубинштейна. В 1980-х концептуальная поэзия получила развитие в иронических стихах А. Еременко, Е. Бунимовича и в творчестве Т. Кибирова и М. Сухотина. Концептуализм возник как эстетическая реакция на тоталитаризм советской эпохи, поэтому идейно-художественные возможности этого направления (игра с политико-идеологическими штампами официоза советской эпохи) на сегодня исчерпаны.

С экспериментами футуристов начала XX века связано развитие визуальной поэзии. Во второй половине 20 века эту поэтическую традицию наследуют А. Вознесенский, Г. Сапгир, Н. Искренко и др. Современная видеопоэзия представляет собой явление международное, связанное с общим стремлением культуры к освобождению от идеологического давления.

Стихотворная публицистика

Середина 1980-х годов, как и годы "оттепели", была отмечена взлетом стихотворной публицистики Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Осмыслению трагических событий прошлого и вечных общечеловеческих проблем были посвящены произведения В. Соколова, Б. Ахмадулиной, В. Корнилова, О.Чухонцева, Ю. Кузнецова, А. Кушнера и многих других поэтов.

Духовная поэзия

Своеобразным итогом трагического 20 века стала духовная поэзия, в основе которой — чувство раскаяния и искренняя вера в Бога. На рубеже 1980 - 1990-х годов религиозную окраску получила поэзия известного ученого С. Аверинцева, поэтов Ю. Кублановского. И. Ратушинской, Н. Горбаневской. Входят в это направление и молодые поэты: М. Рахлина, А. Зорина, О. Николаева, С. Кекова.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

Кожухарь Прасковья Никифоровна, учитель русского языка и литературы МОСШ № 2

г. Белоярский ХМАО-Югры Тюменской области

Урок для 11 класса

« Поэзия второй половины XX века»

Цель : приобщение учащихся к миру поэзии второй половины XX века

Задачи :

    познакомить учащихся с тремя направлениями поэзии второй половины XX века: гражданской лирикой (эстрадной поэзией) (Е.Евтушенко, А.Вознесенский), «тихой» лирикой (Н.Рубцов), авторской песней (В.Окуджава);

    развивать умение чувствовать поэтическое слово;

    прививать любовь к русской современной поэзии

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, тексты, выход в Интернет

Ход урока

I . Сообщение темы, цели и задач урока.

II . Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя.

Четырнадцать тысяч пиитов
страдают во мгле Лужников.
Я выйду в эстрадных софитах -
последний читатель стихов.

А.Вознесенский

Разговор о лирике всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души и особого поэтического взгляда на мир. Обращение к лирике второй половины XX века особенно сложно. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что сегодня «не век лирики»: стихами не зачитываются, ими не живут, поэтов не боготворят. Современная лирика принципиально другая, чем та, на которую настроены наши сердца классической поэзией: изменился ритм, внутренний и внешний строй стиха, изменились смыслы. И на пути к пониманию новой поэзии мы должны осознать мир, в котором живём, настроить ум и сердце на восприятие и понимание новых ритмов и интонаций. Дальнейший процесс приятия или отторжения поэзии должен быть мотивирован нашей собственной человеческой и читательской позициями.

Итак, обозначим пространство нашего диалога о лирике второй половины XX века и начнём урок.

    Гражданская лирика (эстрадная поэзия)

В 60-е - 80-е годы XX века поэтов в стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на насущные запросы: учила не приспосабливаться, а плыть против течения, быть самим собой. Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать с пути обновления жизни. Здесь громче всех звучал голос Евгения Евтушенко.

Сообщение учащегося о Евгении Евтушенко.

Учитель: Для поэзии Евтушенко характерно обращение к «полузапрещённым» в СССР темам. Обратимся к тексту стихотворения «Наследники Сталина» (Приложение 1). (Чтение стихотворения)

Какова общая интонация стихотворения?

Кого называет поэт наследниками Сталина?

Какой образ вождя создает поэт? Докажите, что образ Сталина противопоставлен стране, народу.

О чём мечтает лирический герой? В чём, по его мнению, главное отличие сталинского времени от сегодняшнего дня? Ответьте на эти вопросы строками их текста.

Возможный ответ: В стихотворении «Наследники Сталина» Евтушенко говорит о процессе гораздо более долгом и трудном, чем вынос тела из мавзолея, - о перестройке человеческого сознания, памяти. «Но как из наследников Сталина Сталина вынести?» Такие перемены не совершаются моментально. Для поэтической речи Евтушенко характерны взволнованность, поэта волнуют вопросы общественные, жизнь целой страны, всего народа.

Учитель: Лирический герой Евтушенко - типичный «шестидесятник» с его исповедальностью, романтическим максимализмом, больной совестью. (Читает стихотворение «Нет, мне ни в чём не надо половины!») Евтушенко задаётся вопросом – нужна ли его поэзия народу, настоящее ли всё то, что осталось позади – многолюдные вечера, успех, большие тиражи книг, споры вокруг его имени?

Осмыслению себя, своего места в обществе посвящено стихотворение «Граждане, послушайте меня…» (Приложение 1). (Чтение стихотворения)

- О каком отношении слушателей рассказал поэт?

- Услышали ли мы обвинение в глухоте к чужой боли, в безразличии, черствости?

- Какова роль приземлённых, нарочито сниженных деталей, противопоставления гармошки и гитары в этом стихотворении?

Возможный ответ: На пароходе, в толпе пассажиров его потрясает полный смятения и боли, мучительный крик души в начале песни: «Граждане, послушайте меня». Слова эти звучат как мольба о помощи, может быть, это боль души рвётся наружу, страдание не даёт покоя человеку? А «граждане не хочут его слушать». Его потрясает эта глухота к чужой боли, ведь сколько раз в любом кричало и шептало это же начало: «Граждане, послушайте меня». Лирический герой не озлобляется против людей, которые, в общем, совсем неплохие люди. Ведь для того, чтобы взволновать их, надобно нечто большее, чем риторические заклинания. Сомнения в том, что именно он скажет что-то важное и нужное людям, что его слово должны услышать, выражены в заключительной части стихотворения.

Учитель: Поэтической программой, манифестом Евтушенко стало вступление к поэме «Братская ГЭС» «Молитва перед поэмой» (звучит «Молитва перед поэмой»)

В ней нашли отражение характерные для всего творчества Евтушенко темы и мотивы: тема гражданского служения поэта, его особой роли в России – роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее, мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям.

А сейчас мы обращаемся к Андрею Вознесенскому. Его стихи, впервые появившиеся в печати, сразу же стали предметом обострённого и настороженного внимания критики. Поэт сразу нашёл дорогу к сердцам молодых читателей и завоевал их восторженное внимание. Молодёжь со слуха оценила его голос, непохожий на обычные голоса начинающих авторов, и стала жадно слушать, воспринимая эту непохожесть, нешаблонность его стихов.

Краткое сообщение учащегося об Андрее Вознесенском.

В 1957 году Вознесенский окончил Московский Архитектурный институт и отметил это окончание такими стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!» Вознесенский появился с поэтикой уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям не известны. Генезис его поэзии – это синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и логически-коструктивное мышление архитектора-профессионала. Одна из его первых книг не случайно называется «Мозаика». Во главу угла он поставил метафору, назвав её мотором формы. Его ранние метафоры ошеломляли: «по лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл», «мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир», «и из псов, как из зажигалок, светят тихие языки», но иногда шокировали: «чайка – плавки бога». После Маяковского в русской поэзии не было такой метафорической Ниагары.

Учитель: Прочитаем стихотворение «Пожар в Архитектурном институте»

Существуют разные, диаметрально противоположные оценки этого стихотворения. Одни говорили: «горит здание, пропадает народное добро, чья-то мысль, воплощённая в архитектуре, чей-то нелёгкий труд, а поэт, этакий юный Нерон, наслаждается зрелищем, радуется, поскольку вместе с институтом сгорели «дела», в которых занесён выговор поэту, и в заключении браво призывает: «Айда в кино!».

Другие утверждали, что пожар обладает символическим значением, знаменуя разрыв с прошлым для молодого человека, окончившего Архитектурный, но решившего посвятить себя поэзии, да ещё такой необычной, новаторской; и всё стихотворение представляет собой вызов мертвечине, скуке, инерции обыденного существования.

А как вы оцениваете лирического героя этого стихотворения, его поступки, действия?

Ответы учащихся .

Учитель: Для поэзии Вознесенского характерна публицистичность, конкретность места и повода поэтического высказывания. Поэт отзывается стихами на самые острые вопросы современности, на самые волнующие события.

Учащиеся читают стихотворения «Есть русская интеллигенция», «Смерть Шукшина», «Мой проект памятника жертвам репрессий».

Учитель: Противопоставление прошлого и настоящего, утверждение постоянного улучшения, совершенствования мира и человека сближают поэзию Вознесенского с поэзией футуристов. Давайте послушаем стихотворение «Ностальгия по настоящему» в исполнении Анатолия Белого.

Учитель: В заглавии стихотворения оксюморон, показывающий, что поэту чуждо обращение к темам памяти, прошлого, ностальгии. Через всё стихотворение проходит противопоставление, контраст.

Подумайте, что и чему противопоставляет Вознесенский?

Возможный ответ : Поэт помогает нам увидеть ещё одно значение слова «настоящее» - «современное» и «подлинное». «В сад распахнутая столярка» – полемика с Б.Пастернаком, который в последние годы жизни в « Переделкино» и любил проводить время в одиночестве в своей столярке. В лирику Пастернака современность входила очень осторожно, опосредованно, преломляясь в авторском восприятии, чего уже недостаточно для «злободневного» Вознесенского.

Учитель: Творчество Вознесенского можно назвать социальным авангардом, основанным на традициях русского футуризма, с его неприятием пережитков прошлого, злободневностью, экспериментированием в области художественных форм.

    «Тихая лирика»

Учитель: Эстрадная поэзия, добившаяся на первых порах решительного успеха, уже к концу 60-х годов уступила свои позиции, оказавшись несостоятельной в разрешении высоких нравственно- философских вопросов и задач. Разрешить их могла только поэзия, питающаяся живительными корнями великой русской литературы, поэзия глубоких идей и сильных человеческих чувств. И Владимир Соколов, и Анатолий Жигулин, и Николай Рубцов, и Станислав Куняев, и Глеб Горбовский и другие представители поэтического движения «тихой лирики» принадлежали к тому же поколению, что и Е.Евтушенко с А.Вознесенским.

«Тихой лирике», по выражению С.Чупринина, свойственно не громогласное утверждение, подчёркнутое обилием восклицательных знаков, как это было у «эстрадных» поэтов, а «слово полувопроса», пунктуационно проявленное многоточиями.

Именно к разряду этой лирики был причислен и Николай Рубцов.

Сообщение учащегося о Николае Рубцове.

Учитель: В стихах Н.Рубцова нашли отражение трагические события его детства, его трудовая юность, скитания по стране.

Читаем стихотворения «Элегия («Стукнул по карману – не звенит…»), «Дорожная элегия».

Какое настроение передано в «Дорожной элегии»?

Возможный ответ: Мотив дороги, пути, движения – один из самых важных в лирике Рубцова. При этом поэт становится продолжателем и наследником традиций А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. Все творчество Рубцова можно представить как большую лирическую поэму, герой которой – странник, идущий по жизни, по дорогам своей родины. С темой дороги, пути у Рубцова связано настроение грусти, одиночества, бесприютности, оторванности от близких людей. Даже ритм «Дорожной элегии» словно подчеркивает безнадёжность, однообразие пути, усталость путника .

Учитель : С темой странствий связана и тема возвращения домой, к истокам, корням, возвращения памятью к прошлому. Обратимся к стихотворению «Видения на холме»

- Какой видит свою родину поэт?

- Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России?

Что им противопоставляется в стихотворении?

- Найдите строки, где поэт выразил своё отношение к родине.

Возможный ответ: Родина для Н.Рубцова – прежде всего сельская Россия с её бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звёздное небо в стихотворении символизирует вечность, перед лицом которой даже нашествия Батыя – лишь «миг». Гармоничность природы Руси противостоит смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка. Нагнетание союза И, повторы придают стихотворению неторопливость, величавость.

Учитель: Для лирики Рубцова характерна философичность, осмысление места человека перед лицом мироздания, стремление постичь загадочный мир природы. Это сближает лирику Рубцова с творчеством Ф Тютчева. Послушаем стихотворение «Звезда полей» (Читает ученик)

Каково преобладающее настроение этого стихотворения? Какие чувства лирического героя переданы?

Что символизирует в данном случае звезда?

Учитель: Обратим внимание, что художественное пространство стихотворения расширяется за пределы родины, родных полей. «Звезда полей» горит не только над Россией, но «для всех тревожных жителей земли».

Как вы думаете?

Возможный ответ: Звезда в данном произведении выступает как традиционный символ судьбы и вечности. Почему же Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? Поле, как и небо, символизирует простор, свободу, широту горизонтов русской земли. Счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Можно полагать также, что символ звезды полей соотносится в стихотворении с символом рождественской звезды, напоминающей о том, что есть на земле место, где родился Спаситель, что усиливает оптимистическое настроение финала.

Стихотворение проникнуто ощущением сопричастности поэта этой земной гармонии, стремлением к нераздельной связи с родиной, ее природой, народом.

Учитель: А сейчас обратимся к стихотворению «Тихая моя родина». (Чтение стихотворения)

- Как вы понимаете эпитет «тихая» в применении к родине поэта?

- Какой пейзаж возникает в вашем воображении, когда вы слышите: «Ивы, река, соловьи»?

- Для чего приезжает лирический герой в родные места?

- Что изменилось в родном селе за несколько лет, которые лирический герой провел вдали от родных мест? Найдите признаки запустения.

- Каким чувством наполнена душа лирического героя?

Возможный ответ: В этом стихотворении Рубцов делает акцент на своём восприятии родины – «тихая». Тихая – негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная. В этом прилагательном заключено представление о таких чертах русского национального характера, как степенность, размеренность труда.

Ивы, река, соловей - каждая из этих деталей рождает свои ассоциации. Ивы - плакучие, воплощение печали русской земли; река – дорога жизни, текучее время; соловей - радующая душу чудесная трель маленькой птахи.

Лирический герой давно не был в родных краях. Первая потребность - поклониться могиле матери, тоска по ней, сыновняя любовь и нежность вечно живут в сердце. Уже в первой строфе заявлена тема сиротства - мальчик потерял мать в раннем детстве.

«Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз» – тема тишины продолжается. От грешного и суетного отделено кладбище: «Это на том берегу»

Нелегко покидать «деревянное» село в глуши северных лесов, пронзительная, щемящая боль окрашивает строки:

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Учитель: Послушайте песню «Тихая моя родина» в исполнении Александра Михайлова

Учащиеся делятся впечатлениями.

Учитель: Шестидесятые годы с их романтизмом, культом «дружества» и энтузиазма как безусловных жизненных ценностей породили особое явление: поэта с гитарой в руках, который поёт свои стихи, а потом эти стихи переписываются на магнитофонных лентах и становятся своеобразным фольклором, звуча у костра, в экспедициях и походах, на кухнях и во дворах. Творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима, А.Галича воспринимается сейчас как особое явление русской культуры второй половины ХХ века – «бардовская поэзия». Родоначальником «авторской песни» считают Булата Окуджаву.

Сообщение учащегося о Булате Окуджаве.

Учитель: Когда началась война, Окуджаве было 17 лет. Совсем юным человеком прошёл будущий поэт через суровые испытания и тяготы четырёх военных лет. Тема войны звучит в его песнях и стихах и спустя 30, и 40, и 50, и 60 лет после Великой Победы.

Обратимся к тексту стихотворения «Проводы у военкомата»

Первое четверостишие напоминает кадры из старой фотохроники, запечатлевшей проводы у военкомата. Звучит духовой оркестр. Вслед за названием «Проводы у военкомата» усиливается тема прощания, разлуки. Когда- то духовой оркестр играл на вокзалах перед отходом поезда и в парках по вечерам и выходным, оставляя томительное чувство, заставлявшее волноваться сердце. И ещё духовой оркестр звучал на похоронах.

Что он играет? Возможно, «Прощание славянки»?

- «Звук медовый». Как вы понимаете это сочетание?

Возможный ответ: Низкий, густой, медленный, связанный с золотым, медовым цветом медных труб.

Перед нами, словно неожиданно выхваченный камерой, появляется герой стихотворения: «Вот и я...». Возникает ощущение, что герой, постаревший, после окончания войны сидит вместе с нами, читателями, смотрит старую плёнку и видит себя самого – «молодого и бедового, с чёрным чубчиком, с болью в глазах».

Почему боль в глазах? Героя об этом не спросишь, задумаемся сами.

Возможный ответ: Боль расставания, разлуки, боль потери, страх оттого, что разлука может быть навсегда, страх смерти, боль оттого, что нужно улыбаться, «растягивать губы в улыбке», чтобы поддержать провожающих, запомниться молодым.

Учитель: «Машут ручки нелепо и споро». Это о ком? О тех, кто машет руками, прощаясь, или снова о лирическом герое, уходящем в строю?

Возможный ответ: Ускоренные, смешные движения похожи на детскую игру или детский рисунок. Что-то игрушечное, ненастоящее - на войну отправляется оловянный солдатик. Но вслед ему тянутся скорбные крики, действие замедляется, тянется, возникает ощущение трагедии, возникает «безумец из чёрного хора», голос рока, предсказывающий трагический грядущий сюжет. Строка «жизнь музыкой бравурной объята» вызывает в памяти строку из пушкинского романа: «Звучит муз ы ка полковая»; именно «муз ы ка», как называли игру полкового оркестра, передаёт ощущение безвозвратного перелома в жизни. По ту сторону остаются мирное время, любовь, к которым не будет возврата. Пополам, как нечто хрупкое, переламывается судьба. Впереди у героя испытания, которые ему предстоит преодолеть, подобно сказочному герою. Как раскаляющиеся медные трубы «превращаются в пламя и дым», ему суждено пройти «сквозь огонь и медные трубы». Вернётся ли он? Последние строки не дают надежды: даже если герой вернётся, он вернётся уже другим человеком. И только в памяти, провожавших его или на старой фотографии, он останется молодым...

Учитель: А сейчас послушаем песню.

Совпадают ваши впечатления?!

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Учитель : Следующее стихотворение также написано от первого лица. Это монолог лирического героя, обращённый к тому, кого он называет братом. Кто это: старый однополчанин или читатель-потомок? Прошли годы, что- то забылось, уже самому солдату не верится в то, что он был на войне.

Каждое из трёх четверостиший начинается одинаково: «Ах, что-то мне не верится, что я...». Затем в сильной позиции появляется глагол. Выпишем и задумаемся над возникшей цепочкой. «Воевал - убивал - пал в бою». Это очень короткое, но потрясающе ёмкое описание войны, судьбы человека на войне: воевал, убивал врагов, убит сам.

Война – это смерть, солдат убивает других и умирает сам, независимо от того, вернулся ли он. Даже если он вернулся, это уже другой человек, тот, довоенный, погиб, «давно живёт в раю», «а эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам». Здесь по- новому переосмысливается известная мысль: «Жизнь есть сон». Настоящее, живущее в памяти героя, хотя он не хочет в это верить, – война.

Отсылает нас к стихотворению «Проводы у военкомата» и попытка увидеть войну как рисунок ребёнка: нестрашный, игрушечный, ненастоящий («Машут ручки нелепо и споро» – «Я ручками размахиваю, я ножками сучу»).

Может быть, война – это только старое кино? («А может, просто вечером в кино я побывал?») Но вечернее кино не оставляет неизгладимого чувства вины в том, что «крушил чужую жизнь», был орудием войны. Не верится не в то, что воевал, а в то, что «руки чистые и праведна душа». Итак, война закончилась, но именно в это не верится читателю - война продолжается в памяти её участников, не отпуская их, не давая вернуться назад или жить новой жизнью.

Учитель даёт возможность учащимся задуматься над этим, ещё раз прочитав стихотворение про себя.

Учитель: В 60-80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все- таки находящей дорогу к своему читателю- слушателю авторской песни, существовало целое поэтическое пространство - неофициальная поэзия (поэты андеграунда). Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы. Но об этом мы с вами будем говорить на следующем уроке.

III . Рефлексия

- Согласны ли вы со словами эпиграфа? Если «да», то почему? Если «нет», то почему?

IV . Домашнее задание :

Для всех:

    Объясните высказывание «...Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чём они подобны друг другу». (Блок А. О лирике. 1907).

На выбор:

    Выучите наизусть понравившееся стихотворение поэта второй половины XX .

    Сделайте подборку стихотворений поэтов второй половины XX века для школьного «Альманаха»

Литература

1. Баевский В. С. История русской поэзии. - Смоленск: Русич, 1994.
2. История русской советской поэзии. В 2 т. - Л.: Наука, 1983.
3.
Кулаков В. Поэзия как факт: Статьи о стихах. - М.: Новое литературное обозрение, 1999.
4.
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. В 2 т. - М.: Академия, 2003.
5. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филолог. фак. высш. учеб. заведений / Сост. Тимина С. И., Черняк М. А., Кякшто Н. Н. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Приложение 1

Евгений Евтушенко

Наследники Сталина

Безмолвствовал мрамор.
Безмолвно мерцало стекло.
Безмолвно стоял караул,
на ветру бронзовея,
А гроб чуть дымился.
Дыханье из гроба текло,
когда выносили его
из дверей Мавзолея.
Гроб медленно плыл,
задевая краями штыки.
Он тоже безмолвным был -
тоже! -
но грозно безмолвным.
Угрюмо сжимая
набальзамированные кулаки,
в нем к щели глазами приник
человек, притворившийся мертвым.
Хотел он запомнить
всех тех, кто его выносил, -
рязанских и курских молоденьких новобранцев,
чтоб как-нибудь после набраться для вылазки сил,
и встать из земли,
и до них,
неразумных,
добраться.
Он что-то задумал.
Он лишь отдохнуть прикорнул.
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою:
удвоить,
утроить у этой плиты караул,
чтоб Сталин не встал
и со Сталиным - прошлое.
Мы сеяли честно.
Мы честно варили металл,
и честно шагали мы,
строясь в солдатские цепи.
А он нас боялся.
Он, веря в великую цель, не считал,
что средства должны быть достойны
величия цели.
Он был дальновиден.
В законах борьбы умудрен,
наследников многих
на шаре земном он оставил.
Мне чудится -
будто поставлен в гробу телефон.
Кому-то опять
сообщает свои указания Сталин.
Куда еще тянется провод из гроба того?
Нет, Сталин не умер.
Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли
из Мавзолея
его,
но как из наследников Сталина
Сталина вынести?
Иные наследники
розы в отставке стригут,
но втайне считают,
что временна эта отставка.
Иные
и Сталина даже ругают с трибун,
а сами ночами тоскуют о времени старом.
Наследников Сталина,
видно, сегодня не зря
хватают инфаркты.
Им, бывшим когда-то опорами,
не нравится время,
в котором пусты лагеря,
а залы, где слушают люди стихи,
переполнены.
Велела не быть успокоенным Родине мне.
Пусть мне говорят: "Успокойся!"-
спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина
живы еще на земле,
мне будет казаться,
что Сталин - еще в Мавзолее.

1962

ГРАЖДАНЕ, ПОСЛУШАЙТЕ МЕНЯ...

1963 Д. Апдайку

Я на пароходе "Фридрих Энгельс", ну а в голове - такая ересь, мыслей безбилетных толкотня. Не пойму я - слышится мне, что ли, полное смятения и боли:

Палуба сгибается и стонет, под гармошку палуба чарльстонит, а на баке, тоненько моля, пробует пробиться одичало песенки свербящее начало: "Граждане, послушайте меня..."

Там сидит солдат на бочкотаре. Наклонился чубом он к гитаре, пальцами растерянно мудря. Он гитару и себя изводит, а из губ мучительно исходит: "Граждане, послушайте меня..."

Граждане не хочут его слушать. Гражданам бы выпить и откушать и сплясать, а прочее - мура! Впрочем, нет,- еще поспать им важно. Что он им заладил неотвязно: "Граждане, послушайте меня..."?

Кто-то помидор со смаком солит, кто-то карты сальные мусолит, кто-то сапогами пол мозолит, кто-то у гармошки рвёт меха. Но ведь сколько раз в любом кричало и шептало это же начало: "Граждане, послушайте меня..."

Кто-то их порой не слушал тоже. Распирая рёбра и корёжа, высказаться суть их не могла. И теперь, со вбитой внутрь душою, слышать не хотят они чужое: "Граждане, послушайте меня..."

Эх, солдат на фоне бочкотары, я такой же - только без гитары... Через реки, горы и моря я бреду и руки простираю и, уже охрипший, повторяю: "Граждане, послушайте меня..."

Страшно, если слушать не желают. Страшно, если слушать начинают. Вдруг вся песня, в целом-то, мелка, вдруг в ней всё ничтожно будет, кроме этого мучительного с кровью: "Граждане, послушайте меня..."?!


Проводы у военкомата

Булат Окуджава

Б. Биргеру

Вот оркестр духовой. Звук медовый.

И пронзителен он так, что - ах...

Вот и я, молодой и бедовый,

С черным чубчиком, с болью в глазах.

Машут ручки нелепо и споро,

Крики скорбные тянутся вслед,

И безумцем из черного хора

Нарисован грядущий сюжет.

Жизнь музыкой бравурной объята -

Все о том, что судьба пополам,

И о том, что не будет возврата

Ни к любви и ни к прочим делам.

Раскаляются медные трубы -

Превращаются в пламя и дым.

И в улыбке растянуты губы,

Чтоб запомнился я молодым.

Ах, что-то мне не верится

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.

А может, это школьник меня нарисовал:

я ручками размахиваю, я ножками сучу,

и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.

А может, просто вечером в кино я побывал?

И не хватал оружия, чужую жизнь круша,

и руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.

А может быть, подстреленный, давно живу в раю,

и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...

А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:


2.1. Булат Окуджава

2.2. Юрий Визбор

2.3. Владимир Высоцкий

ГЛАВА 3. Творчество поэтов

Заключение

Список используемых источников

Приложения


Введение

В конце 50–начале 60-х годов прошлого столетия, во времена знаменитой «оттепели», которой предшествовал ХХ съезд партии, политическая либерализация, зарождались новые формы общения между соседями и друзьями – то, что, позднее назовут «московской кухней».

В московских компаниях сложился даже особый стиль общения. Собирались за столом, пели (обычно под гитару), танцевали – и говорили, говорили. Тогда по Москве ходило множество анекдотов – тоже признак времени, их пересказывали друг другу, не опасаясь получить за это срок. В каждой компании были свои любимые рассказчики. Как был и певец. И любимые песни. Это были странные песни: их нельзя было услышать по радио и их не исполняли со сцены, но знали все. Ю. Даниэль назвал это как-то те первые послевоенные годы “временем блатных песен”: “Медленно и постепенно они просачивались с Дальнего Востока и с Дальнего Севера. Они вспыхивали в вокзальных буфетах узловых станций. Указ об амнистии напевал их сквозь зубы. Как пикеты наступающей армии, отдельные песни мотались вокруг небольших городов, их такт отстукивали дачные электрички, и наконец на плечах реабилитированной 58-й они вошли в город. Их запела интеллигенция”.

Потом в московские компании пришли другие песни. Это были даже не песни, а пение стихов под гитару. Среди поющих поэтов сразу появились московские кумиры. Записи их песен расходились быстро благодаря появившимся магнитофонам. Стихи многократно перепечатывались, и с этого, собственно, начался самиздат.

То была пора, когда все только начиналось. Многие из родившихся тогда песен теперь считаются народными. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трех «предтеч»: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семеновича Высоцкого.

Логичным следствием этого были поставлены следующие задачи:

2. обозначить основные принципы бардовской песни;

3. обозначить этапы формирования жанра;

4. выявить представителей этого направления, представить их творчество.


Авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня – современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

В музыкальном отношении авторская песня опиралась на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде ее обитания и складывался из самых разнообразных источников. Среди них бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т. п. Особую роль в подготовке интонационной почвы бардовской песни сыграли песенные миниатюры А. Вертинского, лирика военных лет (вспомним, что свою первую песню – «Нам в холодных теплушках не спалось...» – Б. Окуджава сочинил на фронте. Отсюда, из этого всегда находящегося на слуху и постоянно пополняющегося интонационного словаря черпали свои незамысловатые мелодии, нимало не заботясь об их оригинальности, поэты-певцы «первого призыва» - М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, А. Городницкий, В. Берковский, Е. Клячкин, А. Якушева, Ю. Ким, Ю. Кукин, С. Никитин, А. Дулов, Б. Рысев и др. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того – лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены – представители той среды, в которой возникла и для которой существовала А. П. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников. И в этом, по-видимому, заключается один из секретов глубокого консолидирующего воздействия авторской песни.


В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. Эйфорией социального оптимизма был охвачен тогда едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, – и это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда – ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация («она совсем, не поучала, а лишь тихонечко звала» – Ю. Визбор), отсюда же – идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы «комиссаров в пыльных шлемах», «маленьких трубачей» и пр. Но главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, «песня странствий» с центральными для нее образами друга, дружбы и дороги-пути как «линии жизни» – пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. «Песня странствий» (неточно называемая «туристской») была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон – от философской лирики до шутки, от незамысловатой «костровой» до хрупких романтических песенных.

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.