Болезни Военный билет Призыв

Особенности математической готовности детей к школе

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Математическая подготовка ребенка к школе

Уважаемые родители! Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале

На момент поступления в школу, ребенок должен уметь:

  • считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
  • уменьшать и увеличивать число на 1;
  • сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
  • сравнивать предметы по длине, высоте, ширине;
  • размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
  • различать цвет и форму предметов;
  • различать геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги.

С целью развития мышления детей можно использовать приведенные ниже задания: задачи на нахождение одинаковых свойств предмета, задачи на нахождение различных свойств предмета, игра "Что лишнее?", задачи на поиск недостающих фигур, задачи на количественные и качественные соотношения предметов, счет в пределах 10.

Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета

Предложите ребенку отыскать два одинаковых предмета.

Задачи на нахождение различных свойств предмета

Предложите ребенку найти предмет, фигуру, отличающуюся от других и обосновать свой выбор.

Игра "Что лишнее?"

Задание 1.

Какая геометрическая фигура лишняя?
- Почему?

Задание 2.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Что лишнее?
- Почему? Назови отличительный признак.
- Как одним словом можно охарактеризовать оставшиеся предметы?

Задачи на поиск недостающих фигур

Из пронумерованных фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задачи на количественные и качественные соотношения предметов

1. Покажи на картинке самое большое, маленькое дерево.

2. Какая рыбка плывет глубже других?

3. Покажи самый короткий, длинный карандаш.

4. Покажи картинку, на которой зеленый кубик находится впереди синего кубика.

Счет в пределах 10

Задание 1.

Задание 3.

а) Нарисуй столько зеленых кружочков, сколько ножек у стула.
б) Нарисуй столько синих палочек, сколько пальцев на левой руке.
в) Нарисуй четыре разноцветных треугольника.
г) Нарисуй красным карандашом семь кружков.

Задание 4.

а) Бабушка связала Свете две пары варежек. Сколько варежек связала бабушка?
б) В коробке лежали 4 кубика. Один кубик взяли. Сколько кубиков осталось в коробке?
в) Купили 3 булочки с изюмом и 1 булочку с повидлом. Сколько булочек купили?
г) В корзине сидят котята. У всех котят 5 пар ушек. Сколько котят в корзине?


Консультация для родителей.

«Математическая подготовка к школе»

Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов - выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе,

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны знать:

1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

3. Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; Монеты достоинством 1, 5, 10 коп.

4. Название текущего месяца, а также последовательность дней недели.

1. Называть числа в прямом и обратном порядке.

2. Соотносить цифру и количество предметов.

3. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

4. Измерять длину предметов с помощью условной меры.

5. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

6. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ориентироваться на листе бумаги.

9. Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду.

10. Составлять число из единиц (в пределах 10)

11. Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).

При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 го дам должен многое знать и уметь.

Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясь с ним дома. Разумеется, речь не идет о каком-то спе циальном обучении, предваряющем школьное. Мы имеем в виду такие подготовительные занятия с ребенком, которые закладывают фундамент успешности его обучения в школе.

Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание.

С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре.

Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение - труд. Чтобы выполнить работу , приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.

Задания, которые мы вам предлагаем, используются в практической работе с детьми при подготовке их к обучению в школе, и, как правило, они не новы.

Материал сгруппирован таким образом, чтобы родители могли проверить готовность своего ребенка к успешному обучению математике в школе, знали, какие задания, и в каком, объеме посильны ребенку данного возраста и как развить необходимые умения.

Как это лучше сделать - зависит в значительной степени от вашего желания и изобретательности. Используя наши рекомендации, вы сами можете придумать задания, аналогичные предлагаемым, особенно если ребе нок испытывает трудности при их выполнении.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ

Для успешного обучения математике ребенок дол жен иметь понятие о величине, сформированные пространственные и количественные представления, овладеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством, знать геометрические фигуры.

Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач.

Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Как правило, каждая сюжетная задача отражает оп ределенную жизненную ситуацию. Так, в начальной школе много арифметических задач, в содержании которых упоминаются различные профессии. Например: "Плотник изготовил.., садовник вырастил или обработал..." Важно, чтобы дети имели достаточно полное представление о профессиях.

Большую роль при подготовке ребенка к школе играет формирование пространственных и количественных представлений (больше - меньше, много - мало и т. д.). Трудности в решении задач могут быть связаны с недостаточным пониманием ситуации, отраженной в задаче, со сложностью выделения главной мысли, вопроса, математических связей и отношений между числовыми данными. И, конечно, решение задач невозможно без знания состава числа.

Наша задача и задача родителей - помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы. С учетом этого и построено наше дальней шее изложение.

Чтобы ребенок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора.

Упражнения, задачи и игры раздела "Математика" имеют целью расширить кругозор ребенка именно в области математических знаний и представлений.

Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи

Обычно родители очень рано начинают учить детей считать и гордятся счетными умениями детей.

Мой Коля отличником будет: шести лет нет, а считать умеет до ста. Боюсь только, что в школе начнет баловаться – ведь все уже знает!

Многие из вас слышали подобные разговоры, восхищались умом Коли, который считает до ста, сочувствовали Петиной маме. Значит ли это, что Пете уже сейчас, в шесть лет, предопределена судьба неуспевающего по математике?

Да, многое в успехах первоклассников, в том числе и математических, завит от их дошкольной подготовки. Нет людей неспособных к математике. Причины плохой успеваемости по математике могут быть различными и одна из них – неправильное обучение на самом раннем этапе, в частности, чрезмерное увлечение счетом, желание научить детей считать как можно раньше, быстрее, дальше. Ребенок не привыкает вдумываться в содержание тех действий, которое он делает, механически за взрослыми называет слова-числительные, не понимая смысла счетной деятельности.

Учебник для первого класса называется очень серьезно «Математика». Это значит, что в первом классе ученик будет не только считать, но и познакомиться с арифметическими действиями, приемами вычислений, овладеет некоторыми элементами математической речи, научиться решать простейшие задачи и уравнения, познакомится с элементами геометрии, с величинами и способами их измерений. Всему этому научит учитель. Но обучать можно только того ученика, который готов к усвоению нового материала, иначе ребенку трудно следить за объяснениями учителя, он не поймет некоторых слов, выражений учителя, не сможет быстро, в нужном темпе выполнить задание. И, конечно, в результате будет отставать.

Подобных неприятностей можно избежать. Надо только уделить немного больше внимания математическому развитию ребенка перед школой. Для этого не обязательно заставлять ребенка насильно считать, решать задачи, запрещать ему играть. Первое и главное условие – сделать занятия математикой интересными, занимательными, научить видеть математические отношения предметов в окружающих вещах, явлениях. Тогда ребенок и сам будет находить, выделять эти отношения в самой привычной обстановке: на кухне, в комнате, во дворе, в магазине, в своем игровом уголке. И математика станет близкой, понятной и интересной, а затем появится желание преодолеть те трудности, которые могут возникнуть при изучении этой науки. В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему-либо ребенок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, которые окружают ребенка.

Задача обучения счету состоит не в том, чтобы научить трехлетнего малыша считать до 3, пятилетнего до 7, а семилетнего до 10. Главное – овладение правильными приемами счета, умение сознательно применять эти приемы в самых разнообразных условиях.

Для математического развития важно овладеть понятиями «больше», «меньше», «равно». Их дети осваивают постепенно. Сначала это делается без чисел, способом соотношения один к одному. Затем равенство – неравенство устанавливается на различных количествах: два больше одного, один меньше двух. Установив, что две группы предметов по количеству равны (или неравны), ребенок должен сделать их неравными (или равными), добавив (или убрав) нужное количество предметов.

Скоро придут гости. Сколько ожидаем гостей? Для шести гостей нужно приготовить шесть приборов. Принесли 6 блюдец, а чашек 5. Сколько надо добавить чашек? Положили 7 вилок. Сколько надо убрать вилок. Один гость не пришел. Сколько приборов уберем со стола.

Можно использовать самые разные жизненные ситуации, чтобы лишний раз поупражнять ребенка.

Вы пришиваете пуговицы. Ребенок рядом рассматривает, перебирает их, любуясь цветом. Воспользуйтесь случаем и предложите: «Возьми 4 пуговицы, разложите их по одной. Положи еще одну пуговицу. Сколько получилось пуговиц? Как получилось 5, если у нас уже есть 4? Как снова сделать 4, если у нас есть 5 пуговиц?». Подобные упражнения можно провести с разными предметами, например посадить каждую куклу на стул, поставить каждого солдатика возле своего орудия и т.д. При этом ребенка спрашивают, хватит ли соответствующих предметов (например стульев для всех кукол), что изменится, если мы уберем один предмет, или убрать один предмет).

Предлагайте детям для счета разнообразные по цвету, форме и величине предметы: игрушки, посуду, мебель, овощи. Легче сосчитать предметы, расположенные в ряд, близко друг к другу. Поэтому старшие дошкольники должны упражняться в счете предметов, удаленных друг от друга: машины на улице, окна дома, деревья в парке. Овладение счетом будет более совершенным, если в этой деятельности участвует не только зрение, но и слух, и мускульно-двигательные ощущения. Поэтому полезно считать предметы на ощупь, не видя их, считать звуки (хлопки в ладоши, количество ударов на барабане), считать движения.

Для закрепления знаний детей чаще используйте настольно-печатные игры, которые можно приобрести в любом магазине для детей. Среди них есть специально предназначенные для упражнения детей в счете. Например, лото «Сколько?» знакомит детей в интересной, увлекательной форме с составом числа, игра «Стук-стук» предназначена для счета звуков, «Учить читать и считать» поможет познакомить с цифрами и знаками математических действий.

К семи годам ребенок должен считать от любого числа до 10 и обратно, уметь отсчитать нужное количество из большей группы предметов, понимать, что число не зависит от величины взятых для счета предметов и их пространственного расположения, понимать отношения между смежными числами, знать количественное и порядковое значение числа, уметь раскладывать число на группы в пределах пяти, уметь самостоятельно составлять простые задачи и решать их, различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Математическая подготовка детей к школе»

Подготовила: Петрова Людмила Геннадиевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Цель программы: развитие математических представлений и логики у детей подготовительной группы к обучению в школе.

Задачи:

Развитие математических представлений о числах и цифрах;

Знакомство с математическими знаками;

Развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

Развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Актуальность разработки и реализации данной рабочей программы по математике в нашем образовательном учреждении была обусловлена наличием двух подготовительных к школе групп воспитанников, которые в будущем учебном году должны начать обучение в школе. Современная школа предъявляет некоторые требования к уровню математических знаний и умений воспитанников, что необходимо учитывать, переводя ребенка из детского сада на следующую ступень образования. Кроме того, родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. А если ребенок, имеющий недостаточный математический уровень готовности к школе, станет первоклассником, велика вероятность сложной адаптации к условиям школьного обучения. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы - восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

    Учет индивидуальных возможностей и способностей ребят.

    Уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

    Комплексный подход при разработке занятий.

    Систематичность и последовательность занятий.

    Вариативность содержания и форм проведения занятий.

    Наглядность.

Форма занятий - совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

Средства, необходимые для реализации программы:

    учебно-тематическое планирование;

    рабочие тетради;

    прописи « Изучаем математику» Бурдиной С.В.;

    наглядные пособия;

    счетный материал;

Тематическое планирование.п/п

Тематика занятия

Кол-во часов

Дата проведения

ТБ на занятиях и во время перемены. Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0.

Число и цифра 1. Логические задачи (на пространственную ориентацию, определение геометрических фигур в рисунках).

Число и цифра 2. Состав числа 2. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 3. Состав числа 3. Логические задачи (продолжение логического ряда).

Число и цифра 4. Состав числа 4. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сравнение чисел. Логические задачи (нахождение в группе предметов «лишнего» предмета).

Число и цифра 6. Состав числа 6.

Число и цифра 7. Состав числа 7. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 8. Состав числа 8. Сравнение чисел. Логические задачи (продолжение логического ряда).

Число и цифра 9. Состав числа 9. Повторение состава чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Число и цифра 10. Состав числа 10. Сравнение чисел.

Счёт через один в пределах первого десятка. Прямой и обратный счёт до 10.

Логические задачи (продолжение логического ряда, заполнение девятого квадрата, рисование фигур по клеточкам). Сравнение чисел.

Числа 1-10. Прямой и обратный счёт. Сравнение чисел. Повторение.

Смысл арифметического действия «сложение».

Смысл арифметического действия «вычитание».

Прибавление и вычитание числа 1.

Прибавление и вычитание числа 2. Состав чисел.

Прибавление и вычитание числа 3. Логические задачи (нахождение лишнего).

Прибавление и вычитание числа 4.

Знакомство с задачей.

Прибавление и вычитание числа 5. Решение задач. Повторение состава числа 5.

Прибавление и вычитание числа 6. Повторение состава числа 6.

Прибавление и вычитание числа 7. Придумывание задач по рисунку и выражению.

Прибавление и вычитание числа 8. Счёт через один. Логические задачи (

Состав числа 10.

Повторение состава чисел 8 и 9. Логические задачи (определение геометрических фигур в рисунке).

Образование чисел второго десятка. Счёт в пределах 20.

Ожидаемые результаты.

К концу года обучения у дошкольников формируются следующие предпосылки универсальных учебных действий:

Предметные:

    называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

    соотносить цифру с числом предметов;

    пользоваться знаками арифметических действий;

    составлять и решать задачи в одно действие сложение или вычитание;

    порядковый счет в пределах 20;

    состав числа первого десятка;

    предшествующее число, последующее, числа - соседи;

    понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

    геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;

    знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;

    направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении;

    ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Формы и способы подведения итогов реализации программы.

Способы и методики определения результативности образовательной программы разнообразны. Степень помощи, которую оказывает учитель обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий. Наглядное представление о результатах работы дают рабочие тетради и прописи детей. Положительные результаты поощряются печатью с рисунком. Это помогает обучающимся внимательнее и серьёзнее подходить к собственным работам и стимулирует их активность. По окончанию обучения проводится последнее открытое занятие для родителей.

По итогам учебного полугодия и года курса обучения проводятся диагностические занятия, на которых знания и умения обучающихся оцениваются словесно.

Литература:

    Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Бурдина С. В. Изучаем математику. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1, 2. - Киров: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2014.

    Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993.

    Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. - М., 1994.

    Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] - М. : Просвещение, 2012.

    Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992

    Чилигрирова Л, Спиридонова Б. Играя, учимся математике М., 1993

ова НА., Герасимова Л.П.

,
логопед-дефектолог.

Что должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:

Счёт

Ребенок дошкольного возраста должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40...), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее состав¬ляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и...? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавли¬вать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.

Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориенти-роваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».

На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.