Болезни Военный билет Призыв

Особенности нравственного поведения детей с овз. Рабочая программа на тему: Программа духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ

Светлана Тушкова
Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были , есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

В современном мире отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах Российской Федерации. Педагогу коррекционной школы в современном образовании отводится особая роль в воспитании , становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности .

Множество повседневных и глобальных вопросов крутится в голове педагога. Главный из этих вопросов – как научить детей с ОВЗ жить по-человечески? Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание .

Что включает в себя понятие «нравственный человек » ? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, т. е. трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество. Он правдивый и честный.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими.

Темперамент и характер у детей с ограниченными возможностями здоровья различны. Некоторые из них уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Эти дети могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности.

Часто у детей такой категории наблюдаются двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда такой ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок.

Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка , но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима.

Правильное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Несмотря на то, что эти дети особенные , они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.

Основная задача школы – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятых норм поведения , воспитать достойных граждан своей страны.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах и при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.

Формы и методы воспитания могут быть различны :

1. Учебно – познавательная деятельность.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей , детей между собой . Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями . Учебная деятельность должна стать коллективным трудом, когда для решения общей задачи нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу как общую, так и относящуюся лично к ним.

2. Тематические беседы по нравственной тематике .

Это одно из средств, направленных на формирование нравственных суждений , оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений . Особенность проведения бесед о морали будет заключаться в том, что они не переходили в назидательность, содержали больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка, который помогает открывать человеку глаза на самого себя.

3. Общественно - полезный труд.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С. Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

4. Родительские собрания.

Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей . Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, педагога-психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение , отношение к окружающему миру.

Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства , но главное - включить их в различные виды деятельности. Так Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения : «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения , в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]:, 1956.- С. 87.

2. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной

школы. [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1997. – С. – 112.

3. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С (К) ОУ [Текст]: теоретические основания и практические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с.

4. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие для классного руководителя /С. Г. Молчанов. - Челябинск : ООО «Энциклопедия» , 2010. - 36с.

5. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании [Текст]: монография / Н. А. Соколов. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. –С. 252

6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://beloomutintlmr.edumsko.ru . – Загл. с экрана.

ДОКЛАД

«Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: Е.С. Жуковец, воспитатель I кв. категории

МО воспитателей

Будущее любой страны решается за школьной партой. Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети, обучающиеся в С(К)ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения. На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма. Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников с ОВЗ, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению. На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Обратимся к опыту великих педагогов. В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной и воспитательной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы в нем предусматривались ситуации, в которых воспитанник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях учащихся к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Главная проблема нравственного воспитания детей с ОВЗ сформулирована следующим образом: каковы социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?

Для решения данной проблемы необходимо:

1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновывать содержание нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) определять социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) разрабатывать методико-технологичские основы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность нравственного воспитания учащихся возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Данные мероприятия дают динамику развития нравственных качеств учащихся в сторону увеличения. И, наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы педагога?

Таким образом, совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.


Духовно-нравственное

воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления , слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной смысл воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт .

Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

создание условий для восприятия целостной картины мира;

формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи . Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Перед педагогом стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек , формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей воспитателя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Основная задача воспитателя – создать условия для развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Воспитатель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих воспитанников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Направления работы воспитателя:

Ценностно – ориентировочная деятельность

Встречи, игры, серии воспитательных часов(современные принципы этикета), "Символы России”, "Моя Россия”, праздники посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д.

Трудовая и общественно-полезная деятельность

Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики.

Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, «Праздник труда», серии воспитательных часов «В мире профессий»,

Художественно-эстетическая.

Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности (класс-школа-дом).

Организация и проведение праздников «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы», Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Спортивно-оздоровительная.

Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании.

Духовно-нравственная, патриотическая.

Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.

Участие в выставках поделок.

Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям.

Формирование культуры семейных отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид).

Деятельность в области формирования правовой культуры.

Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Формирование толерантности.

Экологическая деятельность.

Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.

Профориентационная деятельность.

Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и личной перспективы.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основныхфункций.

Функции:

Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

ВЫВОД:

Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть системной .

Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.

Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

Проблема нравственного развития всегда остаётся актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания. Вопросами нравственности, нравственного развития и нравственного воспитания занимались (А. Запороженцев, Д.Эльконин, В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, Л.С. Высотина, Н.Е. Ковалёв, Б.Ф.Райский, А. В. Бабаян и др.) Исследователи дают разные определения нравственного развития. Одни под нравственным развитием понимают «Результаты нравственного воспитания» , другие – «процесс становления и качественной перестройки сознания, чувств, поведения на основе внутренней переработки влияний объективных и субъективных факторов и самовыражения чинности в деятельности и поведении» . Третьи - интериоризацию индивидом основных, культурных правил социального действия.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания) . В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей.

Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, хотя основы морали закладываются уже в детском возрасте и закрепляются в подростковом и юношеском. Формирование этих нравственных качеств, длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни, является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении жизни, общаясь с взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «Так нельзя» «Так нужно» . Нравственное формирование личности дошкольников требует соблюдения, определенных педагогических условий:

  • четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
  • гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
  • создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения

Нравственное развитие детей с ОВЗ отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловливаемые указаниями, требованиями.

Нравственное развитие ребёнка связанно с выполнением разнообразных обязанностей и поручений, что создаёт благоприятные условия для углубления нравственного сознания и чувств, укрепления нравственной воли и поведения. В этом возрасте ребёнок сталкивается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований, правил, норм, которыми необходимо руководствоваться во взаимоотношения с воспитателем, другими взрослыми, сверстниками.

В аспекте изучаемой проблемы, наиболее существенным представляется анализ особенностей нравственного развития детей с нарушениями развития. С самого рождения эти дети имеют, длительный опыт эмоциональной травматизации. У них наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, физической боли. Это усугубляет оторванность ребёнка от окружающего мира и в последствии проявляется в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Таким образом, нравственное развитие детей с ОВЗ с задержкой психического развития не соответствует дошкольному возрасту, и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуаций, размытость нравственных норм, видение окружающих сверстников, как людей способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону её прагматичности. В силу ослабленного психического и эмоционального - волевого развития (инфантилизма) , независимости процессов самоконтроля, саморегуляции, а так же несбалансированности процессов возбуждения и торможения, дети с задержкой психического развития, как правило прибегают, к более доступным девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство) .

Список использованной литературы:

  1. Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ – начала ХХ вв. Монография. - Ставрополь: СКСИ - Пятигорск: РИА - КМВ, 2006. - 216 c.
  2. Ларианова С.В. Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Педагогика. Психология. Вестник КГУ им. А. Некрасова. - 2010. - №3. - С. 238 - 242.
  3. Нравственные проблемы развития личности / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение» , 2007. - 335 с.
  4. Приступа Е.. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2015. - 160 с.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Духовно-нравственное развитие не может обойтись без духовно-нравственного воспитания. А когда говорят, что и без воспитания люди могут быть нравственными, то это утверждение от лукавого. На самом деле человек все получает в воспитании. Иной вопрос – какова успешность воспитания? Мы всех учим математике, но может получиться так, что кого-то не научим считать и до десяти. Следует ли из этого, что мы должны запретить системное преподавание математики? Но что легче: обучение математике или нравственности? Но если обучение математике требует системности, то почему без системного воспитания можно развивать человека духовно и нравственно. И из того факта, что не все изучающие курс православной культуры станут нравственными, не следует, что он не нужен. Он нужен именно потому, что он развивает человека духовно и нравственно, подобно тому как наука – интеллектуально, а искусство – эстетически.

Таким образом, на уровне человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание, и, соответственно, на уровне социума в системе российского образования – системное духовно-нравственное воспитание.

Следующий вопрос – когда нужно? Ответ очевиден – как и физическое воспитание, он должно начинаться с первых дней жизни ребенка. И естественно, что оно должно быть системно представлено в детском саду.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Если же теперь от этого общего обоснования возвратиться к обоснованию содержания духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, то мы можем отметить его существенные особенности.

Во-первых, основу содержания духовно-нравственного воспитания в детских садах составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники, как нечто по-настоящему доступное для ребенка этого возраста.

Во-вторых, система народного творчества: сказки, песни, пословицы и т.д., но особенно сказка. Фольклор особенно важен в силу его нравственной определенности, а потому соответствия возрастным особенностям дошкольника.

В-третьих, природный календарь, как природный фон, на котором происходит развитие ребенка, который понятен ребенку, и в котором живет ребенок.

На более конкретном уровне содержание духовно-нравственного воспитания предполагает подготовку и разработку соответствующих учебно-методических материалов.

Таким образом, сегодня мы можем не только ответить на вопрос зачем нужно духовно-нравственное воспитание в российской системе образования в целом и зачем оно нужно в системе дошкольного образования, но и определить его оптимальное содержание и организацию во всех его звеньях.

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области более 10 тысяч. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в любви и уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей. Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же, воспитатели детских садов, учителя начальной, а позже и основной школы.

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.

Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте. У умственно отсталых детей, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным.

Не лучше обстоит дело и с нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного воздействия умственно отсталые дети их не усваивают.

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.

Так, во время одевания детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений.

Они связаны с правильной оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.

Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.

Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, все дети будут готовы к выходу на прогулку, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы друг другу и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.

Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев – о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность, как умение прислушиваться к взрослым, обращаться с людьми с почтением, помогать друг другу, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. В то же время мораль сказки прозрачна, она понятна детям и усваивается ими на эмоциональном уровне.

Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

Погружаясь в сказку, дети могут накопить силы, открыть новые возможности для конструктивного творческого изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурсы, дети переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к конструктивному социальному моделированию.

При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».

Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимо:

(На данный момент проблема ещё не решена)

1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновать содержание нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) определить социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) разработать методико-технологичские основы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Т.о., совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.

Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. А это возможно лишь нашими совместными усилиями.