Болезни Военный билет Призыв

Осознавать эмоции. Как распознать и осознать собственные эмоции. (5). Последствия игнорирования своих эмоций

Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И ещё реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей — столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключёнными в ней. Причём, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность.

Что же является причиной иллюзий?

Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живёт каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг — сама доброта, что всё вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди — злыми и настроенными против нас, а всё вокруг, не видится ли нам серым, грязным, чёрным, отвратительным?

Что поменялось? Наши эмоции!

Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение… Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся" . Но это ещё не всё, и это очень важно, — есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.

В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далёкую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гёте" . Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлечённости в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни , они позволяют нам почувствовать за игрой актёра или действием книжного героя реальную жизнь и пережить её так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстранённых свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из неё, мы реагируем и поступаем . Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится — "хорошим".

Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек . В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределённые личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности — это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития.

В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания:

  1. На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает. Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребёнок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции — не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьёзная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо её уже ничего не воспринимаем, она — центр нашего инфантильного сознания, она — наше "я". Будь то зубная боль или нанесённая кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств".
  2. Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным . На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создаёт свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я" . Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом, созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нём мы путаем объективный мир и свои субъективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится всё то, о чём мы говорили об эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, всё ещё инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все ещё находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чём сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть. Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всём правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений… В целом, необходимо самопознание.
  3. Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить своё "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли… Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение — наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актёров, ораторов — делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять — как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души . Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.

И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трёх этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где всё взаимосвязано. Развитие сознания — это непрерывный процесс, не имеющий чётких и однозначных границ. В нём участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.

Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остаётся открытым лишь вопрос времени и желания.

Осознанность – это умение воспринимать происходящие события, не оценивая их, оставаться НАД собственным эмоциональным центром притяжения, то есть осознавать свои чувства, прислушиваться к ним, но не сливаться с ними.

Установите границу между собой и эмоциями

Нашей психике присуща уникальная и не очень-то приятная особенность – реагировать на мысли, чувства и ощущения, сливаясь с ними; причем до такой степени, что они начинают нас определять. Другими словами, вместо того, чтобы отделять наши переживания (они приходят и уходят), мы начинаем считать их неотъемлемой частью нашей личности.

Вместо того, чтобы напомнить себе, что каждому время от времени приходит мысль «я никчемный» или «я трус», мы всерьез верим, что эта мысль отражает реальность – я плохой, неудачник.

В психологии есть понятие «открытое расширенное сознание» – то есть способность посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, учесть разные точки зрения - в противоположность суженному и реактивному сознанию, когда мы концентрируемся только на неудаче и выливаем на себя поток жесткой самокритики (кстати, она только усиливает чувство одиночества и изоляции).

Ходите новыми тропами – старые зарастут

Когда вы замечаете появление мыслей и избавляетесь от них, вы и практикуете осознанность. Задача не в том, чтобы следить за дыханием, а в том, чтобы осознать, на что вы отвлекаетесь, и спокойно принять решение, хотите вы сейчас тратить на это душевные силы, или нет.
Например, вы то и дело возвращаетесь мыслями к ранящим воспоминаниям об отношениях с токсичным человеком (родитель, партнер, кто-то, кого вы считали своим другом и т.д). Представьте, что эти мысли – тропки в лесу. Чем чаще вы будете принимать осознанное решение не ходить по ним, то есть не лелеять травму в своем сознании, тем быстрее травма исчезнет (= тропки зарастут). В реальности так и происходит: нейронные проводящие пути в мозге – основа наших привычек – возникают и исчезают под влиянием наших повторяющихся действий и мыслей. Мы можем ими управлять – проложить новые нейронные пути и позволить «зарасти» старым.

Не избегайте негативных эмоций

Чтобы испытать приятные чувства - любовь, радость, удивление - нужно быть готовым испытать неприятные - грусть, злость, страх. Не важно, насколько мы осторожны, невозможно избежать негативных переживаний – так устроена жизнь.

Многие жизненные проблемы – разорвать отношения или попытаться сохранить, завести ребенка или нет, найти новую работу или оставаться на прежней – не имеют «правильного» решения. Пытаясь его найти, мы только сильнее запутываемся в паутине тревоги и стресса.

Помните, что наши эмоциональные реакции – естественны, это не признак слабости или недостатков. Жить наполненной жизнью – значит замечать боль и принимать ее, а не пытаться сделать так, чтобы она ушла. Если относиться к симптомам паники, стресса, нервной усталости, как к естественным телесным способам реакции, которые со временем пройдут, и не реагировать на их сообщение об угрозе, начинаешь меньше бояться, и приступы паники снижаются по частоте и интенсивности. Если присутствовать в жизненной ситуации, а не избегать ее, тревога со временем уменьшается.

Завершайте цикл стресса

Если мы спешим любым способом заглушить неприятные эмоции, мы их только усиливаем.

Скажем, вы привыкли съедать «ведро» мороженого или целый торт по вечерам, чтобы выпустить накопившийся за день стресс. Это ваш способ себя успокоить. Что происходит на самом деле? Вы искусственно тормозите свои реакции, не даете себе до конца осознать свои переживания и, тем самым, завершить цикл стресса. Вместо того, чтобы выйти из стресса, вы застываете в нем - это мучительно и вредно для здоровья и еще больше осложняет жизнь, и так наполненную стрессом.
Позвольте себе прочувствовать стресс до конца, не давите на тормоз раньше времени. Эмоции – туннели: нужно пройти до самого конца, через темноту, и выйти на свет.
Например, вместо того, чтобы бросаться к еде, остановитесь и осознайте свои внутренние ощущения - дышите вместе с ними, примите их, позвольте им существовать и быть такими, какие они есть. Можно сказать себе: «Это то, что я испытываю здесь и прямо сейчас. Не важно, что это за чувство, оно уже здесь, и я принимаю его». Не обращайте внимания на напряжение и жесткость, сосредоточьтесь на своем дыхании – сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Переосмыслите свои «но»

Часто мы говорим себе, что хотим сделать что-то, но существует причина, почему мы не можем. Например, человек, страдающий от панических атак, может сказать себе: «Я хочу пойти в магазин/спуститься в метро, но мне страшно».

Попробуйте, когда ловите себя на мысли, что думаете или говорите «но», подставить союз «и» вместо «но». «Но» предполагает, что вторая часть предложения (мне страшно) более важная, чем первая (я хочу пойти в магазин/спуститься в метро). «И» подразумевает, что обе части предложения верны.

Пусть вас ведут ценности, а не эмоции

Наши эмоциональные реакции снабжают нас важной информацией о неприятной ситуации, но они не всегда подталкивают нас к действиям, которые нам помогут. Мы привыкли верить, что чувства предшествуют действию, побуждают к нему. На самом деле мы можем делать все, что угодно, несмотря на свои эмоции в данный момент.

Представьте, что вы пилот и вам нужно посадить самолет, в котором произошла авария. Вокруг кричат в панике взволнованные пассажиры, ваши помощники-пилоты безостановочно предлагают разные варианты. Эти образы - ваши эмоции в данный момент. Ваша задача – не поддаваться им, сохранять спокойствие (то есть наблюдать сверху за своим эмоциональным центром) и действовать, как считаете нужным, делать то, во что вы верите.

Чтобы понять, как лучше действовать, нужно решить, каким человеком вы хотите быть в этой ситуации – то есть выбрать, что для вас ценно. Один из способов осознать свои ценности – представить, чем бы вы занялись, если бы не испытывали страха, вины, злости или другой негативной эмоции, на которой вы в данный момент сфокусировались.

Например, если для вас ценен здоровый образ жизни, вы учитесь терпеть, когда хочется позволить себе прорву шоколада, или пересиливаете себя и идите в тренажерный зал в холодный дождливый вечер, несмотря на то, что хочется свернуться калачиком на мягком диване. Мы готовы ощутить дискомфорт, чтобы по-настоящему участвовать в своей жизни, и ценности – наши ориентиры. Они наполняют наши действия достоинством и смыслом в каждый проживаемый момент.

Ценности – это, по сути, предпочтения. Не бывает правильных и неправильных ценностей, важно то, что дорого вам на данном жизненном этапе, и вы не обязаны стараться, чтобы кто-то другой принял ваши ценности.

Знак, что вы следуете не своим ценностям, а чужим, и это делает вас несчастным – когда ваши ценности звучат для вас как непреложное правило, безоговорочный приказ, что вы должны что-то делать (нет, не должны).

Практикуйте любопытство и самосострадание

Это два мощнейших рычага в управлении эмоциями – в первую очередь, тревогой.

Когда нет уверенности в будущем, тревога – естественная реакция. Когда морально истощен, избегание – естественная реакция. Выход из этих состояний – самосострадание. Глубоко вздохнуть и позволить своему сознанию расшириться – наблюдать и замечать полный спектр своих реакций, но не судить их, просто признать.

Осознанность позволяет взглянуть на ситуацию новыми глазами - с любопытством исследовать нашу негативную реакцию, так словно это – захватывающее приключение, новый опыт. Чем раньше вы заметите тревогу и найдете пару минут записать на бумаге свои чувства, тем лучше. Так вы научитесь распознавать моменты, когда сознание отвлекается от настоящего и погружается в воображаемое пугающее будущее или тратит ваши душевные силы на мучительный эпизод прошлого. Осознанность переносит фокус внимания на настоящее, и мы можем увидеть новые, скрытые решения…

Ксения Татарникова

Что ты сейчас чувствуешь? — спрашивает Наталия, мой психотерапевт. Иногда я без труда выпаливаю: облегчение, тоску, безысходность. А иногда теряю контакт со своими чувствами, и кажется, не ощущаю ничего, кроме пустоты. Но это не значит, что чувства нет. Просто что-то мешает ему проявиться…

В начале психотерапии я была похожа на овощ. Если точнее — на капусту. Понадобилось больше четырех лет, чтобы, снимая лист за листом, приблизиться к сердцевине. Тогда я поняла — того, что мы знаем, мало. Сколько бы мы ни думали, какими бы умными и начитанными ни были, сколько бы стран ни объездили, мы никто, пока до конца не понимаем своих чувств.

Моя цель на год — развитие эмоциональной осознанности, чтобы научиться управлять собой и собственной жизнью. Хочу корректировать своё поведение, использовать чувства и их энергию для преодоления препятствий и . Все это я буду транслировать в блоге и в своем профиле в Инстаграм .

Перед тем как перейти к проекту, хочу рассказать, почему понимание природы чувств так важно для каждого из нас.

Эмоции = чувства?

В статьях, посвященных проекту, чувства и эмоции будут восприниматься как синонимы. Но между ними есть разница, которую важно понимать.

Эмоции описывают физическое состояние и генерируются подсознанием. Мы их не контролируем. Они имеют проявления, которые можно измерить или увидеть — расширенные зрачки, потоотделение, активность мозга, частота сердечных сокращений, выражение лица, уровень гормонов, изменение дыхания. Пол Экман выделяет 6 базовых эмоций — гнев, удивление, страх, радость, грусть и отвращение.

Чувство — это субъективная реакция на эмоцию, которая генерируется сознанием и зависит от нашего опыта. Два человека могут испытать разные чувства по отношению к одной и той же эмоции. Например, увидев паука, кто-то испугается, кто-то почувствует отвращение, кто-то — любопытство. Но в основе все равно будет лежать страх. Всего человек может распознать около 500 чувств. Но возможно, их гораздо больше.

Мы можем испытывать эмоции, не испытывая чувств, но не можем испытывать чувства, не испытывая эмоций.

Зачем нам эмоции

Когда мы радуемся, то не задумываемся, зачем нам чувствовать. Но переживая сильные негативные эмоции, хочется стать бездушной ящерицей. Психотерапевты говорят, что помимо физического у человека есть «эмоциональное тело», которое формируется с детства и выстраивает мимику, телесные привычки, влияет на способ жизни и отношения с другими людьми. Так зачем же нам все это?

  • Мотивация. Положительные чувства (успех, счастье) заставляют ставить и добиваться цели. Отрицательные чувства защищают от опасности. Страх не даст нам перейти улицу на красный свет, а чувство удовольствия заставляет знакомиться, создавать семьи и продолжать род.
  • Общение. Эмоции помогают общаться с другими людьми, выстраивать отношения и границы. Мы повышаем голос, когда злимся, улыбаемся и киваем, чтобы проявить интерес, прекращаем говорить, если видим, что человеку скучно. Нас привлекают люди, которые управляют своими эмоциями и строят свое поведение, учитывая настроение других.
  • Предпочтения. Эмоции помогают понять, что нам нравится, а что нет. Это влияет на выбор хобби, ценности, круг общения, работу, интересы, предпочтения в литературе, еде и спорте.

Не бывает плохих и хороших эмоций

Гнев не менее важен, чем счастье, а иногда полезнее радости. Не совсем правильно делить чувства на хорошие и плохие. Плохим, а скорее неприемлемым, может быть только способ их выражения.

Все, что мы чувствуем, сообщает ценную информацию о происходящем. Нельзя стремиться только к позитивным эмоциям, избегать и ругать себя за негативные. Вместо того, чтобы думать, что мы не должны испытывать раздражение, лучше сосредоточиться на том, что за ним прячется и почему.

Негативные чувства помогают достичь баланса и оценить переживания. Люди, которые стремятся испытывать исключительно положительные эмоции, со временем просто начинают игнорировать проблемы, которые действительно важны для формирования личности. Чем больше мы игнорируем неприятное, тем сложнее это пережить и оставить в прошлом.

Почему важно осознавать эмоции

До того, как я начала обращать внимание на то, что чувствую от момента к моменту, я не проводила параллель между своими эмоциями и действиями. Из-за этого я иногда неадекватно реагировала на действия других людей и не могла проявить сочувствие, когда это было необходимо.

Эмоции постоянно присутствуют в нашей жизни и влияют на все, что мы делаем.

Способность определять и выражать эмоции, понимать связь между чувствами и действиями и контролировать свое поведение называется эмоциональной осознанностью. Она является неотъемлемой частью .

Эмоциональная осознанность позволяет:

  • принять себя и осознать свои нужды
  • понять, что нравится, а что нет
  • проявить сочувствие к другим людям, когда они в этом нуждаются
  • общаться открыто и эффективно
  • принимать решения, основываясь на важных вещах, а не на импульсах
  • достигать целей
  • строить крепкие, здоровые и взаимные отношения
  • уменьшить силу стресса
  • перестать игнорировать разрушительные эмоции
  • избежать психосоматических заболеваний, которые развиваются как реакции организма на эмоциональные переживания
  • забыть про резкие скачки настроения
  • отдавать отчёт своим действиям и словам
  • запастись внутренней энергией и не растрачивать ее попусту
  • выражать свои потребности приемлемыми способами.

Как развить эмоциональную осознанность

Вот мы и подошли к главному. Перед тем, как продолжить читать, ответьте, пожалуйста, на 2 вопроса:

  1. Что вы сейчас чувствуете?
  2. Какие эмоции испытывали в последние несколько дней?

Возможно, вы ответили — у меня все “хорошо”, “не очень хорошо” или “нормально” и перечислили два-пять чувств. Наш запас эмоций не слишком разнообразный, потому что мы склонны делить жизнь на черное, белое и серое, и многим людям достаточно трудно назвать чувство которое они испытывают, независимо от его сложности.

Чем тяжелее нам понять, что мы чувствуем, тем сложнее контролировать это чувство. Мы думаем, что просто злимся на коллегу из-за того, что он не справился с задачей. Но на самом деле, это может быть тревогой из-за того, что теперь эту проблему нужно решить, ответственность лежит на вас, что скажет начальство, пострадает ваш имидж исполнительного сотрудника. В одном из сценариев мы ругаем коллегу, вызываем чувство вины, портим отношения. Или думаем, что эта ситуация для нас значит, пытаемся решить проблему вместе, понять, почему это произошло, сохраняем нормальные отношения.

Мы каждый день сталкиваемся с людьми, которые не могут выражать свои потребности здоровыми способами. Их легко вычислить по резкому тону, раздражительности, они срываются на близких и подчиненных, скорее всего они часто болеют, не понимая, что просто не могут осознать, что чувствуют, как с этим справиться и как попросить позаботиться о себе.

Несколько простых шагов для понимания и принятия своих эмоций.

  1. Сделайте привычкой включаться несколько раз в день, чтобы почувствовать, что вы ощущаете в разных ситуациях. Например, вы построили планы на выходные, отказали кому-то в просьбе или поговорили по телефону с родителями. Что вы чувствуете после этого? Просто заметьте и назовите. Это займет не больше пяти секунд, но станет отличным упражнением. Попробуйте заметить, как это чувство проходит, уступая место новым ощущениям.
  2. Оцените, насколько сильное чувство испытываете по шкале от 1 до 10.
  3. Делитесь своими чувствами с близкими. Это лучший способ превратить эмоции в слова. Такие разговоры сделают вас еще ближе, а отношения крепче. Можно делиться чем-то очень личным или повседневным. Помните, это не просто пересказ событий, это их чувственная оценка — на меня пролили соус в кафе и я разозлилась , или наоборот, мне стало жаль официанта, которого отчитал администратор.

Не нужно делить чувства на позитивные и негативные, просто замечайте, называйте и делитесь ими.

Проект 365 чувств

Человек, который умеет осознавать и контролировать свои эмоции, способен мыслить ясно и творчески, более эффективно справляться со стрессом и тревогой, общаться с другими людьми на равных, выражать любовь, доверие и сочувствие.

Чувства — это совершенно особенный слой, освоив который становится гораздо проще стать счастливым и жить жизнью, которую любишь. Поэтому после прошлого года, который меня немного потрепал, у меня огромные надежды на проект 365 чувств.

  • Чтобы расширить свои знания об эмоциях, раз в неделю я буду выбирать одно из чувств и описывать его в блоге. Первым станет чувство стыда.
  • Я начну вести дневник чувств, куда на протяжении дня буду записывать то, что испытываю. Это поможет разобраться, какие эмоции преобладают в моей жизни, изучить те, которые не могу распознать, и понять, какие легко или сложно назвать.
  • Хочу больше обсуждать с близкими чувства, а не только события. Учиться проявлять сочувствие и понимать, что чувствуют другие, чтобы сделать отношения более крепкими, личными и доверительными.

Следите за проектом, а лучше - присоединяйтесь!

Осознанность и эмоциональная устойчивость

Доказано, что практика осознанности существенно повышает эмоциональную устойчивость, то есть способность человека противостоять разнообразным ударам судьбы. Изначально устойчивость у всех разная. В ситуациях, которые пугают одних, будь то выполнение плана по работе, покорение Южного полюса или совмещение ухода за тремя детьми, стрессовая работа и выплата ипотеки, другие чувствуют себя как рыба в воде.

Что же позволяет этим непробиваемым справляться с ситуациями, от которых обычные люди хватаются за голову? Доктор Сюзан Кобаса из Нью-Йоркского университета смогла сузить психологические особенности таких людей до трех характеристик:контроль, целеустремленность ивызов . Еще один знаменитый израильский психолог, доктор Аарон Антоновски, который занимается социологией медицины, тоже попытался определить ключевые психологические черты, позволяющие некоторым людям справляться с особо стрессовыми ситуациями, непосильными для других. Он посвятил свое исследование пережившим холокост и свел поиск к трем чертам, которые вместе даютчувство согласованности : понятность, выполнимость и осмысленность. То есть стойкие люди уверены, что их ситуация имеет внутренний смысл, за который они могут поручиться, они могут управлять своей жизнью и их текущая ситуацияпонятна , иными словами ее можно постичь, даже если она кажется хаотичной и бесконтрольной. В значительной степени все эти черты, выявленные Сюзан Кобаса и Аароном Антоновски, определяют нашу эмоциональную устойчивость. Как правило, чем выше показатели по каждому из этих аспектов, тем проще человеку справляться с превратностями судьбы.

Команда Джона Кабат-Зинна с факультета медицины Массачусетского университета ведет постоянный мониторинг эффективности восьминедельного курса осознанной медитации, в рамках которого было решено проверить, способна ли медитация повысить эти показатели и сделать человека эмоционально более устойчивым. Результаты были совершенно однозначными. После выполнения программы участники не только стали счастливее, энергичнее и меньше подверженными стрессу, но также почувствовали, что получили больший контроль над собственной жизнью. Они осознали, что их жизнь наполнена большим смыслом, а к проблемам стоит относиться как к новым возможностям, а не угрозам. Другие исследования лишь подтвердили эти выводы. Однако самым интересным, пожалуй, был вывод о том, что эти «фундаментальные» черты характера отнюдь не неизменны и улучшить их можно всего за восемь недель тренировки осознанности. Такие трансформации не стоит недооценивать, поскольку они могут иметь огромное значение в нашей повседневной жизни. Хотя сопереживание, сострадание и душевное равновесие необходимы для общего благосостояния, в жизни требуется и некоторая выносливость, и тренировка осознанности может оказать огромное влияние на важнейшие аспекты нашей жизни.

Результаты научных исследований, с таким трудом полученные в лабораториях и клиниках по всему миру, имеют далекоидущие последствия. Они изменяют представления ученых о сознании и позволяют нам доверять опыту тысяч людей, которые на себе проверили преимущества осознанной медитации. Снова и снова мы получаем от них подтверждения того, что осознанный подход позволяет гораздо больше ценить жизнь. Многие внезапно обнаруживают, насколько удивительными снова становятся самые незначительные детали. По этой причине одной из наших любимых практик стала «шоколадная медитация», о которой мы подробно расскажем ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы смаковать кусочек шоколада, сосредоточив на нем все свое внимание. Почему бы не попробовать это упражнение прямо сейчас, до того, как вы начнете восьминедельную программу? Результат вас поразит.

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

«Шоколадная медитация»

Для этой медитации выберите шоколад, который вы никогда не пробовали. Это может быть насыщенный темный шоколад или же простой батончик.

Итак, приступим.

Разверните обертку. Вдохните аромат шоколада, полностью окунитесь в него.

Отломите кусочек и посмотрите на него. Внимательно исследуйте форму и очертания.

Положите кусочек на язык, чтобы он начал таять, и обратите внимание, хочется ли вам прижать его к небу. В одной плитке шоколада сконцентрировано больше 300 различных вкусов. Попробуйте почувствовать хотя бы некоторые из них.

Если вы заметили, что отвлеклись, просто отметьте, на что именно, а потом снова вернитесь к дегустации.

Когда шоколад полностью растает, медленно проглотите его. Почувствуйте, как он стекает по пищеводу.

Проделайте то же самое со следующим кусочком. Что вы чувствуете? Изменилось ли что-то? Показался ли вам шоколад в этот раз вкуснее, чем если бы вы ели его с обычной скоростью?

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Глава 4 Восьминедельная программа

осознанной медитации

В следующих главах книги вы узнаете, как при помощи осознанной медитации научиться укрощать собственное сознание, стать счастливее и получить удовольствие от жизни. Вы пойдете по пути, который когда-то прошли многие философы и адепты медитации и который, согласно научным открытиям, действительно помогает избавиться от тревоги, перенапряжения, морального и физического истощения.

Каждая из глав, которую вам предстоит прочитать, состоит из двух элементов: первый – это медитация или серия из коротких медитаций, которые в общей сложности занимают от 20 до 30 минут в день; второй – приемы избавления от старых привычек. Они довольно занимательны, и задача их состоит в том, чтобы возродить любознательность. Например, вам будет предложено пойти в кино и выбрать там любой фильм наугад или, придя на совещание, сесть не на то место, где вы привыкли сидеть, а на другое. Эти действия нужно будет проделать осознанно, максимально на них сосредоточившись. Приемы, о которых пойдет речь, могут показаться несерьезными, но они очень эффективно разрушают те самые привычки, которые вызывают в нас в негативные мысли. Они помогут победить рутину и подтолкнут к исследованию чего-то нового. Каждую неделю вам будет предложено попробовать новый прием.

В идеале каждую медитацию необходимо выполнять шесть дней из семи. Если по какой-то причине у вас не получается уложиться в этот график, вы можете просто перенести текущую медитацию на следующую неделю. Если вы пропустили всего несколько медитаций, можете переходить к следующей. Выбор за вами.

Не столь важно пройти весь курс за восемь недель, но нужно обязательно пройти его полностью, если вы хотите извлечь максимум пользы и в полной мере почувствовать, что может дать вам осознанность.

В каждой главе мы поместили практики недели, чтобы вам было легче искать нужную информацию, если вы захотите прочитать всю книгу, а потом начать выполнение программы. Если вы выберете этот способ, то лучше перед началом каждой недели перечитывать соответствующую главу, чтобы освежить в памяти цели и смысл каждой практики.

В течение первых четырех недель программы упор делается на то, чтобы стать открытым и внимательным по отношению к различным элементам внутреннего и внешнего мира.

Вы также научитесь использовать «трехминутную дыхательную медитацию» , которая помогает перезагрузить мозг или притормозить, когда вы чувствуете, что жизнь слишком ускоряется. Она объединяет те приемы, которым вы научитесь во время более продолжительных практик. Многие из тех, кто прошел наш курс осознанной медитации (а это люди со всего мира), утверждают, что «трехминутная дыхательная медитация» – самый важный навык, который они вынесли из всего курса и который помогает им вновь обрести контроль над своей жизнью.

Вторая половина программы основана на проделанной в течение первых четырех недель работе и учит рассматривать мысли как происходящие в сознании события – подобно облакам на небе, – а также развивает умение принимать, сострадать и сопереживать себе и другим. На этом состоянии ума построено все остальное.

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Описание программы по неделям

На первой неделе вы увидите собственный автопилот в действии и поймете, что происходит, если его отключить. На этой неделе основной будет медитация «дыхание и тело », которая успокаивает сознание и помогает проследить, что в нем происходит, когда оно на чем-то сосредоточено. Еще одна, более короткая медитация помогает восстановить связь со своими органами чувств за счет осознанного отношения к еде. И хотя обе практики предельно просты, они являются важной основой, на которой построены все другие медитации.

На второй неделе используется простая медитация «сканирование тела », которая помогает понять различия между собственно ощущением и нашим восприятием этого ощущения. Многие из нас столько времени проводят в собственных мыслях, что часто забывают ощущать мир через органы чувств, напрямую. Медитация «сканирование тела» помогает натренировать сознание, чтобы фокусироваться непосредственно на телесных ощущениях, не оценивая и не анализируя их. Это позволяет отследить момент, когда сознание пускается в размышления, и научиться чувствовать разницу между сознанием думающим и сознанием чувствующим.

Третья неделя отталкивается от первых двух и включает практику осознанного движения, основанную на йоге. Эти совсем не сложные движения позволяют яснее увидеть и почувствовать ограничения нашего тела и разума, а также научиться правильно реагировать на ситуации, когда мы достигаем этих ограничений. Они помогают разуму продолжить воссоединение с телом. Постепенно вы начнете замечать, что ваше тело становится очень чувствительным по отношению к эмоциям, которые нарушают ваше спокойствие, когда вы зацикливаетесь на определенных целях. Это позволяет понять, насколько мы можем быть напряжены, раздражены или недовольны, когда что-то происходит не так, как хочется. Это своеобразная «система раннего предупреждения», очень важная и мощная, которая позволяет остановить проблемы, прежде чем они разрастутся.

На четвертой неделе вы познакомитесь с медитацией «звуки и мысли », которая помогает понять, что вы, сами того не желая, слишком много думаете над чем-то. Вы научитесь рассматривать свои мысли как происходящие в сознании события, которые проявляются и уходят, подобно звукам, и ничего более. Прислушиваясь во время медитации к окружающим звукам, вы поймете, что сознание для мыслей – то же, что ухо для звуков. Вы научитесь видеть свои мысли и чувства со стороны и отслеживать, как они приходят в пространстве осознанного внимания. Вам будет легче фокусироваться на конкретных вещах и ситуациях, и вы сможете по-новому посмотреть на свою загруженность и проблемы.

Медитация пятой недели – « исследование сложной ситуации» –

помогает без страха реагировать на подобные ситуации, которые время от времени возникают в жизни, а не избегать их. Многие проблемы решаются сами собой, но к некоторым нужно подходить открыто, с интересом,

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

любопытством и состраданием, а если их игнорировать, они будут только отравлять вам жизнь.

На шестой неделе у вас будет возможность развить это умение и почувствовать, как негативные мыслительные процессы постепенно исчезают, когда вы активно практикуете милосердие и сострадание через «дружественную медитацию» и добрые поступки. Налаживание дружбы с самим собой, и в том числе с тем, что мы считаем неудачами и несовершенствами, – необходимое условие для того, чтобы найти гармонию в безумном мире.

На седьмой неделе вам предстоит исследовать тесные связи между повседневными делами, занятиями, поведением и настроением. Испытывая стресс и упадок сил, мы часто отказываемся от занятий, которые питают нас, чтобы найти время на более «срочные» и «важные» дела. Мы пытаемся «разгрести завалы». Поэтому на предпоследней неделе мы будем практиковать медитацию, которая помогает делать правильный выбор. Так вы сможете чаще делать то, что вас заряжает, и ограничить негативное воздействие тех занятий, которые истощают ваши внутренние ресурсы. Это, в свою очередь, повысит вашу креативность, эмоциональную устойчивость и поможет наслаждаться жизнью спонтанно и в таком виде, в каком она есть, а не в каком вы хотите ее видеть. Конечно, это не избавит вас от тревог, беспокойства и стресса, но эти негативные эмоции будут рассеиваться быстрее, если вы научитесь реагировать на них по-доброму.

Практика восьмой недели поможет вам внедрить осознанность в ваши повседневные занятия, чтобы вы могли воспользоваться ею тогда, когда это больше всего нужно.

В течение каждой недели мы специально концентрируемся на одном аспекте режима осознания, описанного в главе 3 , чтобы вы постепенно и на самом глубинном уровне понимали, что происходит, когда вы отключаете автопилот и живете настоящим.

Несмотря на то что каждая новая медитация учит новому аспекту осознанности, на самом деле они все взаимосвязаны. Как мы отметили ранее, изменение одного из этих параметров автоматически приводит к изменению других. Именно поэтому вам предлагается несколько практик, и каждую из них нужно выполнять на протяжении недели. Все они помогают достичь осознанности разными путями, и нельзя заведомо знать, какой из них в этот момент жизни лучше всего поможет вам воссоединиться с самой глубокой и мудрой стороной вашей личности.

В супермаркетах и интернет магазинах пожалуй можно найти любой, даже очень редкий коньяк, с огромной историей и длинным списком сортов, в него входящих

Эмоциональное сознание

Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И еще реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей - столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключенными в ней. Причем, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность. Что же является причиной иллюзий?

Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живет каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг - сама доброта, что все вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди - злыми и настроенными против нас, а все вокруг, не видится ли нам серым, грязным, черным, отвратительным? Что поменялось? Наши эмоции!

Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение... Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся". Но это еще не все, и это очень важно, - есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.

В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далекую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гете". Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлеченности в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни, они позволяют нам почувствовать за игрой актера или действием книжного героя реальную жизнь и пережить ее так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстраненных свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из нее, мы реагируем и поступаем. Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится - "хорошим".

Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек... В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределенные личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности - это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития. В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания.

На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает... Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребенок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции - не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьезная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо ее уже ничего не воспринимаем, она - центр нашего инфантильного сознания, она - наше "я". Будь то зубная боль или нанесенная кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств". Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным.

На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создает свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я". Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нем мы путаем объективный мир и свои субьективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится все то, о чем мы говорили о эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, все еще инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все еще находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чем сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть.

Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всем правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений... В целом, необходимо самопознание.

Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить свое "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли... Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение - наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актеров, ораторов... - делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять - как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души. Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.

И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трех этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где все взаимосвязано. Развитие сознания - это непрерывный процесс, не имеющий четких и однозначных границ. В нем участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.

Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остается открытым лишь вопрос времени и желания.

Илья Барабаш

URL ресурса: [email protected]