Болезни Военный билет Призыв

Открытый урок обществознания 6 человек и человечность. Разработка урока обществознания на тему "человек и человечность" с презентацией. Отношение как к равному

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты : учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте!

учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (большими)

Успеха (указательными)

Большого (средними)

Во всем (безымянными)

И везде (мизинцами)

Здравствуйте! (всей ладонью)

II . Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек.

Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

О чем эта притча?

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника.

Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?

Тема урока: Человек и человечность.

План урока:

Что такое гуманизм.

Прояви внимание к старикам.

III .Введение в новый материал.

Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?

Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.

1. Что такое гуманизм.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (Записываем ответы учеников на доске.)

Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

Гуманное отношение к человеку:

Великодушие

Доброе

Уважительное

Готовность понять

Отношение как к равному

На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составим схему его сущности.

Гуманизм - это определенная система воззрений, признающая

- ценность человека

- права человека на свободу

- право человека на счастье

- право человека на развитие и проявления своих способностей

Гуманизм -

- Критерий оценки справедливого общества - благо человека

- Любовь к людям

- Уважение к людям

- Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия

Физминутка.

Происхождение понятия «гуманизм» относится к эпохе Возрождения. (начало 14 - конец 16 веков). Для возрождения были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами были Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

Рабочий материал:

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности (Конфуций)

Народу много, а людей немного (Диоген)

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным (К.Маркс)

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью (В.Гюго)

В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. (Ч.Диккенс)

Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку - никогда. (Ж. Ренан)

Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

На странице 101 учебника представлена притча писателя В.В. Вересаева «Легенда», прочтите и ответьте на вопрос.

В чем смысл этой притчи?

Самостоятельно прочтите рубрику «Жил на свете человек» на странице 101-102. Ответьте на вопросы в конце рубрики и обоснуйте свой ответ.

2.Прояви внимание к старикам

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови»?

Как вы думаете, что означает слово «благогови».

Благоговейное отношение - это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

В начале 18 века по указу Петра I были изданы правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого документа.

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?

Какие из этих правил вы выполняете?

Что подразумевается под понятием «почтенный возраст».

В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация - мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

Это твоя бабушка?

Нет, - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка.

Ну, тетя? Или знакомая?

Да нет же! нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка!

О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

V . Рефлексия.

На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.

VI . Подведение итогов.

Проверим себя, выполнив несколько заданий.

Домашнее задание:

Задания на выбор: творческое эссе: Задание 2 или 3 рубрики «В классе и дома» на странице 104 учебника.

Учитель: В заключении урока послушайте стихотворение Натальи Давыдовой "С сторонке бабушка стояла".

Помните: мы должны заботится о тех, кто в этом нуждается.
Список литературы:

1. Л.Н. Боголюбов Поурочные разработки,Москва, Просвещение. 2016 г.

2. Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание,6 класс. М.: Просвещение,2015 г.

Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент

Учитель:

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Учитель:

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Учитель:

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного .

Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

Что вы почувствовали, услышав об этом?

Ответ: Страх.

Как вы оцениваете действия правительства США?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Сострадание человеколюбие

Работа со словарем (задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

Несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

Делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

Нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

Достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

К людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь )

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим.
В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий .
Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти .

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке .

- Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов , для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

- Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни , описанный в этом рассказе.

Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

    Живи так, как тебе хочется.

    Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.

    Живи так, чтобы не навредить другим людям.

    Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.

    Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора : протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся : А вдруг это обман?

Учитель : Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Ответы учащихся : Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?

Ответы учащихся : Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия.

Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Ответ ученика.

Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

(Эти высказывания ученики подготовили дома)

Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Объясните.

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Л.Н.Толстой сказал: « Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».

Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор !

На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты, выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!

Домашнее задание: находим примеры человечности (история войны, современное время), параграф 12.

Вероника Барышникова
Конспект урока по обществознанию «Что такое человечность?» (6 класс)

Конспект урока «Что такое человечность

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке . (Страх, смелость, фобия) .

А кто может объяснить, что означают эти понятия? (Страх - это отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. Фобия - это страх, постоянная боязнь чего-либо и психическое расстройство человека . Смелость - способность подавлять страх).

У вас было д/з. Вы должны были написать и свои страхи и методы борьбы с ними, а также написать свои смелые поступки. (Выступления детей со своими ответами)

Вы все молодцы, что совершаете смелые поступки и пытаетесь бороться со своими страхами.

Ребята, у вас на столах есть небольшая сказка, давайте прочитаем её, а потом ответим на вопрос.

Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился : вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Спрашивает крот :

– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?

Пахарь отвечает :

– Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился крот :

– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.

Как вы думаете, о чём эта сказка? В чём её смысл? (Надо помогать другим, не быть эгоистом) .

А как называют человека , который помогает людям? (Добрый) .

А какое качество определяет доброго человека ? Оно является однокоренным со словом «человек » (Человечность ) .

Правильно! И как же тогда будет называться тема нашего урока ? («Человечность » ; «Человек и человечность » и т. д.).

А тема нашего урока будет называться «Что такое человечность (1 слайд)

А теперь, когда вы знаете тему урока , подумайте, чтобы вы хотели, изучить? (Что такое человечность ? Кого называют человечным ? Легко ли быть человечным )

Какие ассоциации возникают у вас со словом «Человечность » ? (уважение к людям; доброта; отзывчивость; искренность) .

Теперь давайте попробуем сформулировать, что такое человечность ? (Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость). (2 слайд)

Знаете ли вы, что человечность можно назвать ещё другим словом? (Да, нет) . Так вот это слово «гуманность» . Вы когда-нибудь слышали это слово? (Да, нет) .

Давайте запишем, что такое гуманность . Гуманность (от лат. humanus – человечность ) - любовь, внимание к человеку , уважение к человеческой личности ; доброе отношение ко всему живому; человечность , человеколюбие . (3 слайд)

Как вы считаете, какие поступки можно назвать гуманными?

Задание 1 (4 слайд)

Прочитайте ситуации и скажите, как бы вы поступили :

1. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?

2. Ты заходишь в подъезд и видишь маленького бездомного котенка. Как ты поступишь?

Ребята, как вы думаете, легко ли совершать гуманные поступки? (Да, нет) . А почему?

Сейчас мы с вами говорили про гуманность отдельного человека . А что ещё бывает гуманным? (Общество ) .

А какое общество называют гуманным ? (Гуманное общество - это такое общество , которое взяло за основу своего развития принципы гуманизма). (5 слайд)

Давайте прочитаем басню Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» . (6 слайд)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил : «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит : «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Что вы думаете об этой басне? Можно ли назвать её поучительной? (Да) . А чему она нас учит? А что вы почувствовали, о чем задумались? Как надо относиться к пожилым людям? Скажите, а может ли произойти такая история в наше время.

Так как вы считаете, кто в нашем обществе больше всего нуждается в защите? (Старики, дети) .

Давайте сейчас напишем синквей на тему «гуманность» , на это вам 3 минуты : (7 слайд)

Первая строка – название темы (одно существительное) ;

Вторая строка – описание темы в двух словах, два прилагательных;

Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

Четвёртая строка – это фраза, которая показывает отношение к теме (целое предложение) ;

Пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

Ребята, как вы думаете, мы достигли целей, которые ставили в начале урока ? (Да, нет) .

А что мы не успели изучить с вами на уроке , где можно найти ответы на них?

Ребята, а давайте сейчас оценим друг друга. Как вы считаете, кому какие оценки можно поставить? (ответы детей) .

Публикации по теме:

Рекомендации по использованию дистанционного урока по обществознанию в 11 классе Данный дистанционный урок – по предмету «Обществознание», 11 класс, по форме – урок-лекция, по типу – урок изучения нового материала. Урок.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.

Тема: «Человек и человечность»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием и ИКТ

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, видео-фрагменты, раздаточный материал в конвертах (прил.№1)

Этапы урока:

    Организационный момент

    Экспресс-опрос

    Изучение нового материала

    Итоги урока

Опрос => Ответьте «да» или «нет».

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести?

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Хиросима»

В небольшом фрагменте документального фильма вы увидели одно из событий Второй Мировой войны. США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

    Что вы почувствовали, глядя на кадры этого фильма?

    Как вы оцениваете действия правительства США?

    Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (человечность)

Мозговой штурм: ассоциации со словом человечность (запись на доске)

    уважение к людям

    сочувствие

    доверие

    добро

    самопожертвование

    честность

    искренность.

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью = > стихи, фразы, рисунки

    Для чего нужно быть человечным? (чтобы был мир, чтобы люди были счастливы)

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

    Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

Работа с глоссарием

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Гумани́зм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности

Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, призванные обеспечивать устойчивое социальное развитие.

Табу - это строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Творческое задание «Проблемы общества»

Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д . Все перечисленное записывается на доске.

=> какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой? Чаще проявлять человечность?

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В и генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве. Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применения ядерного оружия.

При взрыве бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года девочка Садако находилась в полутора километрах от эпицентра взрыва. В 1955 году она попала в больницу с диагнозом «лейкемия». Ей было всего 12 лет, она было вашей ровесницей. Надеясь на выздоровление, она делала бумажных журавликов. Японская легенда гласит, что если сделать 1000 таких журавликов, то исполнится любое желание. 25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячью бумажных журавликов.

Садако стала символом неприятия ядерной войны. О ней написаны книги, сняты фильмы, придуманы стихи. Во многих городах ей поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить .

«Журавлики» Александр Дерксен

Она хочет дожить до весны,

отпуская журавликов в небо,

но сжигают тело костры,

словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

но вы мудрость познаете взгляда,

она боль убивает смеясь,

не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

что спасают нетронутой душу,

светлый мир посещает во снах,

близость смерти покой не нарушит...

В память об этом уроке, я хочу подарить каждому из вас бумажных журавликов – символ человечности и доброты

Хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!!!

Можно пройти мимо, можно не заметить, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг и помогать, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

ФРАГМЕНТ ПРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Спасибо за урок, чтобы выяснить понравился он вам или нет, я попрошу достать из конвертов маленькие желтые круглые листочки и поставить там смайлик, который соответствует вашему отношению к уроку  

Приложение №1