Болезни Военный билет Призыв

Отношения в рабочем коллективе: три типа неприятных коллег. Как наладить отношения с коллективом

Этот тест поможет вам разобраться, какое место вы занимаете в коллективе, насколько ценят вас ваши коллеги и как относится к вам начальство. Выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос.

Вопросы
1. Вы решили посещать спортивный клуб, потому что там занимаются ваши коллеги. Как долго вы будете его посещать?
а) с упорством будете добиваться лучших показателей;
б) все зависит от настроения;
в) не продержитесь и недели.
2. Если кто-то попытается влезть в очередь перед вами, что вы сделаете?
а) выразите свое недовольство;
б) промолчите, но не пропустите;
в) пропустите свою очередь, проклиная свою застенчивость.
3. Ваши коллеги начали спорить о вопросе, в котором вы отлично разбираетесь. Как вы себя поведете?
а) поможете коллегам разобраться;
б) не станете вмешиваться, пока не спросят вашего мнения;
в) останетесь в стороне, потому что уверены, что ваше мнение никого не интересует.
4. На улице к вам обращается с вопросом корреспондент телевидения. Ваша реакция?
а) спокойно ответите на вопросы;
б) будете разговаривать, только если тема вам интересна;
в) откажитесь от разговора.
5. Парикмахер предложил вам попробовать новую стрижку. Согласитесь ли вы на эксперимент?
а) полностью доверитесь мастеру;
б) только если вы сами придумаете стрижку;
в) останетесь верны привычной стрижке.
6. На работе вам поручили важное дело, выполнение которого зависит только от вас одного. Будете ли вы волноваться по этому поводу?
а) нет, любое задание вам по силам;
б) все зависит от того, что вам предстоит сделать;
в) да, постараетесь отказаться от задания.
7. На какое время вы запланируете важную встречу?
а) на раннее утро;
б) на вторую половину дня;
в) узнаете у собеседника, когда у него будет свободное время для встречи с вами.
8. Вы занялись интересным для вас делом, но вам нужно завершить работу с бумагами. Ваши действия?
а) работа важнее всего;
б) доделаете свое любимое дело до конца, а потом приметесь за работу;
в) будете заниматься своим личным делом.
9. Вы дали другу почитать вашу любимую книгу, а он возвратил ее безнадежно испорченной. Что вы предпримете?
а) не станете делать из этого трагедии;
б) потребуете компенсации;
в) промолчите, но больше никогда ему ничего не дадите.

Инструкции
За каждый ответ под буквой «а» поставьте себе 1 балл, «б» – 2 балла, «в» – 3 балла. Суммируйте полученные баллы.

Результаты теста
До 13 баллов. Вы незаменимый человек в коллективе. Ни один важный вопрос не решается без вашего непосредственного участия. Вы с легкостью справляетесь с любыми заданиями руководства. При полной загруженности вы еще успеваете дать дельный совет тем, кто в нем нуждается. Вы – лидер по своей природе. Вас часто задействуют в новых проектах, так как вы легко ориентируетесь в незнакомой обстановке и быстро реагируете на меняющиеся обстоятельства. Вы уже давно завоевали авторитет среди коллег, и у начальства вы на хорошем счету.
13-20 баллов. Вы обладаете определенной амбициозностью, но вам не хватает целеустремленности. Вы никогда не откажетесь от нового задания, но и особого энтузиазма не будете проявлять при его выполнении. Коллеги вас уважают, но за советом обращаются редко. Вы не являетесь для них авторитетом. В ближайшем будущем продвижения по службе не предвидится. Вы добиваетесь уважения и признания не напором и быстротой, а усидчивостью и верностью компании. Ваши старания будут вознаграждены.
21-27 баллов. Вас можно охарактеризовать как очень неуверенного в себе человека. Вам трудно ориентироваться в незнакомой обстановке, а общение с новыми людьми выбивает вас из привычной колеи. Вы довольствуетесь тем малым, что имеете, и к большему даже не стремитесь. Ваши коллеги часто сваливают на вас всю рутинную работу. Вероятнее всего, вы так и будете занимать всю свою жизнь одну и ту же должность. Перспектива смены работы пугает вас настолько, что вы будете держаться за прежнее место даже в том случае, если вам полгода не будут платить заработную плату. Вам просто необходимо поменять свои жизненные принципы.

Новая работа, наконец-то, найдена. Вместе с ожиданием стабильного дохода, новых ощущений, знакомств, приходят всевозможные страхи, появляются новые задачи. Что предпринять, чтобы показать себя с лучшей стороны и быстрее влиться в коллектив?

Роли коллег

Психологи говорят: каждый трудовой коллектив уникален - это целый живой организм, каждый работник в нем служит связующим звеном, поэтому не заменим. Выполняя свои трудовые и социальные функции члены коллектива играют определенную роль. Если вы хотите быстрее влиться в коллектив, узнайте, кто есть кто и найдите своё место в схеме взаимодействия.

Координатор - человек, который организует работу, направляет коллег.

Не обязательно в этой роли выступает руководитель. Это может быть другой человек, даже самый неожиданный (не начальник отдела, а рядовой специалист). Как правило, он работает в организации даже дольше директора, «болеет всей душой» за общее дело. Поэтому всем дает поручения, подсказывает, как лучше поступить. Сам коллектив настолько привык получать задания от этого человека, что в случае вопросов и внештатных ситуаций бежит именно к нему.

Как вести себя с ним? Ни в коем случае не пытайтесь занять его место, пока он работает в этой компании, никому и никогда это не удастся. Поскольку весь коллектив привык получать от него указания. Слушайте его внимательно, спрашивайте, он будет рад помочь. Если он поймет, что нужен вам, а вы ему (вы толковый сотрудник), сможете заручиться его поддержкой. С таким покровителем место в коллективе вам обеспечено.

Правая рука босса или «серый кардинал»

Чаще всего эту роль исполняет заместитель директора - мужчина или женщина. Этот человек выполняет 80% обязанностей руководителя, на нем держится весь бизнес. Правая рука решает глобальные задачи (встречи со СМИ, переговоры с партнерами, поставщиками, распределение средств, комплектация штата), а бытовые остаются на совести координатора. Кстати, «серый кардинал» может совмещать эти две роли.

Как себя вести? Беспрекословно подчиняться, относиться с уважением, ведь благодаря ему бизнес не просто держится на плаву, а процветает.

Генератор идей

Практически в каждом коллективе найдется сотрудник, выходящий за общепринятые рамки поведения. Ему прощается всё, ведь только он способен генерировать новые идеи, ставить нестандартные задачи, направлять бизнес по новому пути, который всегда приводит к долгожданным результатам - повышению прибыли, расширению.

Как вести себя с ним? Спорить бесполезно, особенно новичку. Этот «светлый мозг» коллектива, «лучик надежды» босса всегда прав. Только он может видеть истинный путь… Старайтесь найти способы реализации его задумок - верный способ заявить о себе, влиться в коллектив и дать начальнику то, ради чего он взял на работу нового человека.

Неприкасаемые - приближенные к начальству, верные помощники директора.

Эта роль достается друзьям детства, близким родственникам, которые когда-то были взяты на работу. Они не будут служить вам помехой, скорее станут хорошим товарищем на работе, с которым можно пошутить, попить чашечку кофе, побеседовать.

Как вести себя с ним? По-дружески. Но помните, при них ни слова о директоре, только если вы хотите сказать что-то хорошее.

В каждом коллективе свой набор ролей, вам могут встретиться: «гороховые шуты», пустословы, «заботливые мамы», энтузиасты, работяги, склочники и даже «козел отпущения». Ваша главная задача, во время периода адаптации быть толерантной со всеми (1-3 месяца), запомнить имена своих коллег и постараться найти к каждому из них подход (для этого обратите внимание на их привычки, особенности поведения, традиции).

Как наладить отношения с коллективом

Соблюдайте основные правила поведения, которые помогут быстрее влиться в новый коллектив.

  1. Приходите на работу в опрятном, ухоженном виде. Но ничего вызывающего не одевайте. Отдайте предпочтение скромным, но солидным нарядам.
  2. Улыбайтесь чаще. Скажите доброе утро с улыбкой и вам будут рады.
  3. Будьте открыты, рассказывайте о себе, своих буднях (но не о личных проблемах). Так вы продемонстрируете коллегам, что вы обычный человек - открытый, добрый и настроен на общение. Тогда люди сами к вам потянутся, примут за своего и будут вас опекать, пока вы не окрепнете (пока не завершиться ваш процесс адаптации), а может и дольше.
  4. Приходите людям на помощь. Покажите, что вы готовы быть частью команды: ради этого, будете выходить за рамки своих непосредственных обязанностей. Опять же в этом совете нужно чувствовать тонкую грань, при пересечении которой на вас сваляться многочисленные часы неоплачиваемой работы.
  5. Наладьте контакт с теми, кто сидит рядом. Покажите, что вы хотите быть полезной, заинтересованы в скорейшей адаптации на новом месте, желаете влиться в коллектив и вам помогут быстрее обустроиться.
  6. Не стесняйтесь задавать вопросы, но и не переборщите с ними (на многие вопросы вы можете найти ответ самостоятельно, чтобы не слишком докучать коллегам, не стать для них обузой).
  7. Следуйте принятым традициям и не пытайтесь устанавливать свои, если они противоречат привычному образу жизни коллектива.

Как найти свое место на работе

Универсальные советы психологов:


Адаптация в новом коллективе

Период адаптации на новой работе - самый сложный процесс в профессиональной жизни. В это время на вас сваливаются неимоверные психологические нагрузки (общение с новыми людьми, психологическое давление, стремление понравиться и страх не справиться). Чтобы новые обязательства оказались вам по плечу, чтобы удалось влиться в коллектив быстрее и успешно преодолеть испытательный срок (если таковой имеется), поддерживайте сами себя.

Напоминайте себе - ради чего вы пришли на работу в эту компанию. Говорите себе - ты обязательно справишься! Используйте нерабочее время, чтобы перевести дух и подготовиться к следующему дню: подберите очередной наряд, приведите себя в порядок, почитайте о компании (её историю, достижения, о коллективе, об отделах). С такой информационной базой вам будет проще влиться в коллектив. И спокойно ложитесь спать. Самое главное в период адаптации - хорошо высыпаться.

3. КАК НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В КОЛЛЕКТИВЕ.
КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ.
КОМУ ПОДЧИНЯТЬСЯ, А КЕМ КОМАНДОВАТЬ.

Возглавляете ли вы коллектив, находитесь на самом его дне, или зависли где-то в середине, вы все равно должны выстроить Деловую пирамиду. Только с ее помощью удастся понять свое положение. Разумеется, если вы возглавляете коллектив, то вам будет достаточно выстроить одну Деловую пирамиду (на себя любимого). Если же вы находитесь в подчинении, то сначала нужно разобраться с главной пирамидой (на вашего начальника), понять у кого из сослуживцев какие перспективы. А затем построить пирамиду на себя для правильного обращения с коллегами, установки горизонтальных связей внутри компании.

ДЕЛОВАЯ ПИРАМИДА ДЛЯ ЗМЕИ.

ПОДЧИНЕННЫЕ (Крыса, Дракон)

Это базовые знаки для Змеи-начальника. Идеальный материал для начальственной педагогики. Власть Змеи в данном случае именно в том, что ее идеи наиболее плодотворны для Крысы и Дракона, которые смогут стать самыми лучшими учениками, преданными, готовыми ловить каждое слово. Тут главное - не забыть дать указание.

Если Крыса или Дракон формально равны Змее, то стоит заботиться о них, давать им советы и ни в коем случае не отвергать предложенные ими услуги. Одним словом, расслабьтесь и энергия сама потечет к вам.

Наиболее сложно выстроить свое поведение, если Крыса или Дракон - формальные начальники. Забросать их советами, показать свое энергетическое превосходство? Это слишком рискованно. Лучше всего пассивно выжидать. Может быть, начальник сам потянется к вам за советом, сам начнет продвигать по службе. Впрочем, и тут не теряйте бдительности. Нет ничего опаснее, чем энергетически подчиненный вам начальник.

СОРАТНИКИ (Кабан, Петух).

В данном случае торжествует полная демократия. Кто бы ни были ваши Соратники по своему статусу, как высоко или низко по отношению к ним не стояли бы вы сами, отношения будут самыми гармоничными. Смысл этих отношений в том, чтобы всегда иметь под боком человека, который будет идеально вас дополнять. В данном случае речь идет о том, что Змея слишком настроена на скорейшее достижение конечного результата, на доведение идеи до товара самым прямым, но возможно не самым новым и успешным путем. Змее не хватает изобретательности, способности к генерации свежих идей, тяги к закладыванию новых проектов. Именно для этого и нужны Змее Петух или Кабан.

Если Змея - начальник, то он очень выиграет, если приблизит к себе одного или двух пионеров-новаторов, коими и являются эти два знака.

Если Змея в подчинении у Петуха или Кабана, то надо приложить серьезные усилия к тому, чтобы убедить начальника в своей крайней полезности и необходимости опереться именно на вас.

Если же Реализатор-Змея и Пионер Петух или Кабан стоят на одной горизонтали в иерархии компании, то есть смысл объединить свои усилия, ибо Соратники - это огромная сила, такому тандему любые задачи по плечу.

Количество Соратников в вашем окружении теоретически не ограничено. Но реально в большом количестве Соратники не нужны. Лучше всего иметь одного-двух персональных Соратников.

Соблазн велик, особенно если Слуга сам пришел и сам предложил свои услуги. С другой стороны непредсказуемость векторных отношений слишком уж велика. А вдруг Слуги впадут в оцепенение и совсем уж перестанут "мышей ловить"? Или такой вариант: слишком большое число Обезьян в окружении Змеи делает ее некритичной к себе, стимулирует необоснованное нахальство, притупляет бдительность в отношениях с теми, кто энергетически равен Змее или превосходит ее.

Начальник, окруживший себя Векторными Слугами доказывает свою энергетическую слабость и скрытую неуверенность в себе.

Подчиненная Змея, ползущая к кабинету начальника, в котором властвует Обезьяна, рискует слишком напугать начальника своей энергетической властью. Уж лучше ждать, когда начальник сам будет очарован вашим блеском. Но и тогда надо быть повнимательнее, не форсировать события.

В случае формального равенства сближаться надо не торопясь, стараясь не искать в контакте выгоды. Это вообще самое рискованное - приручать Слугу (Обезьяну), надеясь извлечь из этого выгоду.

ВЕКТОРНЫЙ ХОЗЯИН (Коза).

Максимальное количество вопросительных и восклицательных знаков. Предсказать заранее, чем обернется тот или иной векторный контакт, не возможно. Диапазон разброса максимальный: от дружбы не разлей вода, до самой страшной ненависти.

Если начальник - Змея, то теоретически она не имеет права держать при себе Векторных Хозяев, облеченных какими-либо полномочиями, поскольку соблазн для Векторного Хозяина "сожрать" начальника в какой-то момент станет просто непреодолимым. Слишком велик риск! В личной жизни - пожалуйста, хоть сто Хозяев, но зачем так рисковать на службе? На практике желающие рискнуть всегда найдутся. Причина в том, что Векторный Хозяин нравится именно тем, кто очень высоко энергетически взлетел (большим начальникам), которым некуда силы девать. Тут-то и появляется Векторный Хозяин, как пиявка, откачивая "дурную кровь".

Если Векторный Хозяин - ваш начальник, и он вам действительно нравится, то вполне допустимо продемонстрировать свою преданность и ту особую духовную близость, которую дарят векторные отношения.

Если же Змея и Коза находятся формально в равном положении, то ситуация обретает максимальную непредсказуемость. Хочется дружить - дружите, но помните, что векторная дружба тяготеет к интимности, панибратству. А вот если задумаете враждовать, то рассчитайте заранее свои силы. Во-первых, Коза, практически наверняка победит, а во-вторых, векторный конфликт втягивает в свою орбиту слишком многих и может всех его участников поставить под удар.

Единомышленники конечно же нужны Змее, но не в таком большом количестве, как может показаться. Обычно единомышленник нужен на начальном этапе становления дела, когда так важно договориться по самым главным темам. В дальнейшем, когда дело в основном налажено и единомыслие уже само собой подразумевается, Клоны начинают выяснять отношения по мелочам. И тут выясняется главная проблема Клонов: они не в состоянии уступать друг другу, не в состоянии дополнять друг друга, они могут только спорить, выискивая абсолютное тождество, что практически невозможно и вызывает грандиозный перерасход сил.

Если Змея - начальник, то Клонов следует удалять от себя по функциям, территориально или даже географически. Лучше всего назначать их руководить какими-то филиалами. Так чтобы сталкиваться и спорить как можно реже. Другой вариант: дать те функции, в которых начальник не компетентен совершенно и просто доверяет Клону принимать решения самостоятельно.

Змея, находящаяся у Клона в подчинении должна доказать свою самостоятельность, продемонстрировать свое равенство, не бояться спорить. И уж конечно не упустить случая продемонстрировать единомыслие. Пусть начальник увидит, как вы похожи.

Если Змее действительно понадобится совет, то почему бы не обратиться к мудрым волевикам? Энергетически, конечно, общаться с советниками нелегко, однако все имеет свою цену. Нужен совет - заплати энергией. Если же энергии мало, то лучше общаться с Советниками пореже.

Если Змея - начальник, то увлекаться набором Советников не стоит, особенно же опасно давать им какие-либо полномочия. Потихоньку съедят.

Если же Змея находится в подчинении у одного из трех волевых знаков, то ситуации диаметрально противоположна. Именно под руководством волевого знака Змея может вырасти быстро и мощно, научиться уму-разуму, сделать настоящую карьеру.

Если Змея и волевой знак стоят на одной горизонтали, то самим форсировать отношения не стоит, пусть сближение идет на взаимовыгодной основе. Они вам - совет, вы им - свою симпатию.

ПРИМЕРЫ ИЗ ИСТОРИИ:

АЛЕКСАНДР III

Не слишком долгое правление, без войн и каких-то особенных событий, упорное сворачивание реформ. Может быть, поэтому ротация среди подчиненных была не велика.

Не густо, честно говоря. По классической схеме могло бы быть значительно больше.

Сергей Соловьев (Дракон) - блестящий историк, преподававший историю будущему императору. Вряд ли Александр был очень прилежным учеником.

Николай Игнатьев (Дракон) - министр внутренних дел, простоял всего год, потом - отставка.

Николай Гирс (Дракон) - бессменный министр иностранных дел при Александре III. Самостоятельно политики не вел, выполняя указания императора, что наверное не плохо. Как ни крути, а войн в правление императора не было, и это большая редкость. Собственно говоря, из Подчиненных этот был самым главным и самым надежным.

СОРАТНИКИ (Кабан, Петух).

Без Соратников Змее никак нельзя, ибо сразу начинается нехватка свежих идей. Впрочем, правление Александра III и так признано анти-реформаторским. Так что Соратников точно не хватало.

Сергей Витте (Петух) министр финансов с 1892 года - это уже самый конец правления.

Илларион Воронцов-Дашков (Петух). В 1881 - 97 министр императорского двора и уделов.

Победоносцев (Кабан) - обер-прокурор Синода. Вот уж воистину центральная фигура в окружении императора. Он был ближайшим советником Александра в течение всей его жизни. Государь очень ценил его ум, образованность и твердость убеждений. Влияние Победоносцева вызвано было не превосходством его воли - император обладал достаточной силой, чтобы не поддаваться внушениям. Он доказывал это неоднократно. Но, будучи человеком ограниченным, он часто не мог ясно выразить свои чувства и мысли. Победоносцеву приходилось лишь формулировать то, что уже созрело в душе и на уме у императора. Он был его внутренним голосом, его вторым "я" и очень редко ошибался. "Это правда странно, как мы сходимся мыслью", - не раз удивлялся Александр, получая очередной совет Победоносцева.

ВЕКТОРНЫЙ СЛУГА (Обезьяна).

Мария Александровна - мать, умерла еще до начала царствования своего сына.

Яков Грот - выдающийся филолог, преподавал будущему императору литературу.

ВЕКТОРНЫЙ ХОЗЯИН (Коза).

Жена Мария Федоровна - в дела мужа вмешивалась весьма активно, что для этой позиции в пирамиде вполне естественно.

Дмитрий Толстой - министр внутренних дел, один из главных людей в окружении императора. Может быть, самая сомнительная позиция во всей пирамиде.

КЛОНЫ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ (Кот, Бык, Змея).

Самое удивительное - позиция пуста.

СОВЕТНИКИ (Лошадь, Тигр, Собака).

Александр II (Тигр) - отец императора. Все правление Александра III - попытка опровергнуть дело отца по реформированию России

Михаил Драгомиров (Тигр) - преподавал военное искусство будущему императору.

Михаил Катков (Тигр) - публицист, один из вдохновителей контрреформ.

Общая оценка скорее положительная. Чуть маловато Подчиненных и слишком опасно в секторе Векторного Хозяина. А так очень даже хорошо. Оттого и правил удачно.

ЕЛИЗАВЕТА I ТЮДОР

Одно из самых удачных правлений в истории человечества, а потому надежды на правильную, сбалансированную пирамиду очень высоки.

ПОДЧИНЕННЫЕ (Крыса, Дракон).

Фрэнсис Дрейк (Крыса) - победитель испанской "непобедимой армады", великий мореплаватель

Уолтер Рэли (Крыса) - пират, историк, драматург, фаворит королевы.

Уильям Сесил, барон Берли (Дракон) - первое лицо в Тайном Совете. Талантливейший, фантастически работоспособный человек, занял пост Государственного секретаря. Он был ключевой фигурой еще в прошлое царствование. Премьер-министр.

Роберт Дадли граф Лейстер (Дракон) - фаворит королевы и ее министр.

Эдмунд Спенсер (Крыса) - поэт, воспел Елизавету в поэме "Королева фей".

Кристофер Марло (Крыса) также воспел Елизавету. А еще среди ее поэтов - Уильям Шекспир (Крыса).

СОРАТНИКИ (Кабан, Петух).

Роджер Эшем (Кабан) - учитель Елизаветы Тюдор

ВЕКТОРНЫЙ СЛУГА (Обезьяна).

Лорд Говард Эффингем - лорд-адмирал Елизаветы I, командующий английским флотом.

Френсис Уолсингем - государственный секретарь и глава английской разведки.

ВЕКТОРНЫЙ ХОЗЯИН (Коза).

КЛОНЫ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ (Кот, Бык, Змея).

СОВЕТНИКИ (Лошадь, Тигр, Собака).

Роберт Девре лорд Эссекс (Тигр) был фаворитом Елизаветы. Ему место не столько в деловой пирамиде, сколько в брачном разделе.

Мария Стюарт (Тигр) - враг, причем обезглавленный.

Даже люди с солидным стажем и богатым опытом, накопленным за долгие годы трудовой деятельности, при переходе на новое место работы испытывают чувство волнения, тревоги, неуверенности. Что же говорить о новичках, впервые в жизни переступающих порог учреждения, которое отныне должно стать их вторым домом? Естественно, что в голове у них помимо вопроса: «А достаточно ли у меня знаний, справлюсь ли я?» роятся и вопросы другого рода: «Как вести себя? Как и что говорить? Как расположить к себе или, по крайней мере, не настроить против себя начальство и своих будущих коллег?»

Ответы на эти вопросы в каждом конкретном случае будут звучать по-разному. Ведь это зависит как от конкретного коллектива с его сложившимися традициями и системой взаимоотношений, в том числе и неформальных, так и от личностных качеств самого «новобранца». Тем не менее, можно назвать ряд общих правил, которых нужно придерживаться, чтобы успешно «вписаться» в коллектив, найти и занять свое место в нем.

Этим мы сейчас и займемся.

С самого начала следует наметить стратегию своего поведения на новом месте и в дальнейшем следовать ей, внося по ходу дела некоторые коррективы. Оставим в стороне сугубо профессиональные качества: знания, умения, навыки, и обратимся к аспектам, носящим скорее социальный, психологический, этический характер.

I. Знакомство с коллективом

Поскольку вам предстоит работать в коллективе с уже устоявшимися традициями и сложившимися взаимоотношениями, ваша задача – влиться в него и занять свое место, не нарушая действия этого хорошо отлаженного механизма.

В крупных компаниях имеются менеджеры по персоналу, которые помогут вам освоиться на новом месте, снабдив первичной информацией. В не столь многочисленных коллективах присмотритесь к сотрудникам и постарайтесь сами найти себе такого помощника. Это может быть человек, исполняющий работу, схожую с вашей, или человек, пришедший сюда незадолго до вас. Возможно, вам посчастливится сблизиться с кем-то из коллег на основе общих интересов или свойств характера. К тому же в любом коллективе есть свои неформальные лидеры, неплохо было бы установить контакт и с ними. Наконец, встречаются люди с задатками «шефа-наставника», любящие опекать молодежь. Не отказывайтесь от их помощи.

II. Проявите свои лучшие качества и заинтересованность в работе

Покажите своим новым коллегам, что вы ответственно относитесь к порученному вам делу, что вы человек аккуратный, дисциплинированный, что на вас можно положиться. Однако делать это нужно не в подчеркнуто демонстративной манере, а скромно и ненавязчиво.

Приходите на работу немного раньше положенного и не срывайтесь с места сразу же по окончании рабочего дня. Задержитесь на несколько минут, чтобы, например, навести порядок и подготовить свое рабочее место к началу следующего дня.

Внимательно прислушивайтесь к тем советам и замечаниям, которые адресованы вам, благодарите за них и всегда принимайте к сведению, даже если они кажутся вам пустыми придирками.

Пока вы еще не освоились со своей работой, не стесняйтесь спрашивать и переспрашивать коллег и своего непосредственного начальника. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность в общем деле.

Вы приспосабливаетесь к коллективу, но и коллектив изучает вас. Поэтому не следует путать настороженное отношение с недоброжелательством. Относитесь к критическим замечаниям, как к помощи со стороны более опытных коллег.

Вместе с тем нужно учесть, что в некоторых коллективах имеет место такое отношение к новичкам, когда их стремятся использовать в качестве «мальчика на побегушках», заставляя выполнять стороннюю работу, не входящую в их прямые обязанности. Такие попытки нужно пресекать в самом начале, так как сделать это после будет гораздо сложнее. Твердо, но вежливо, не вступая в конфликт, отклоняйте подобные притязания.

III. Два «ведущих» принципа

Первое время, пока еще начальство и коллектив пытаются «раскусить» вас, постарайтесь держаться скромно и «не высовываться». Последнее выражение звучит грубовато, но именно таким и должен быть стиль вашего поведения. На это указывал еще Гёте, чье авторитетное мнение вполне согласуется с высказыванием современных психологов.

Не старайтесь оспаривать чье-либо мнение или активно вмешиваться в текущие процессы, не пытайтесь разрушить или изменить отношения, сложившиеся в коллективе задолго до вашего появления в нем. Не выступайте с критикой в адрес старых работников и начальства, даже если совершенно очевидно, что они не во всем правы.

Впоследствии, когда вы вживетесь в коллектив, завоюете его доверие и уважение, вы сможете внести конструктивные изменения в работу вашего учреждения, но на первых порах ограничьтесь тем, чтобы добросовестно делать порученное вам дело и присматриваться к жизни коллектива, к тем явным и «подводным» течениям, которые могут вынести вас на поверхность, но могут и утянуть на дно.

Второй важный принцип – избегайте крайностей, соблюдайте чувство меры во всем. Плохо прослыть лентяем, но не следует и подчеркнуто демонстрировать свое неуемное рвение, чтобы не прослыть «выскочкой». Даже в манере одеваться постарайтесь не слишком выделяться из окружения, сохранив, в то же время, некоторые детали, оттеняющие вашу индивидуальность. В еще большей степени это можно отнести к манере общения.

IV. Правила общения в коллективе

Пожалуй, этот аспект представляет наибольшие трудности для новичка. Но именно он, в первую очередь, определяет, какое о вас сложится мнение, и как в дальнейшем станут к вам относиться ваши коллеги, будет ли это содействовать взлету вашей карьеры, или же приведет к невозможности дальнейшего пребывания в данном коллективе.

С самого начала внимательно присматривайтесь к своим коллегам и постарайтесь найти индивидуальный способ общения с каждым из них.

Постарайтесь запомнить всех по именам. В одних местах принято обращение друг к другу по имени-отчеству, в других – только по имени, в некоторых официальных случаях – по фамилии. Не нарушайте этих традиций.

Не будьте фамильярны, даже если собеседник, казалось бы, дает вам к этому повод. Слишком незначительный срок, проведенный вами в стенах данного учреждения, еще не дает вам права на панибратские отношения.

Не уклоняйтесь от разного рода «неформальных» обычаев и мероприятий. Если на вашей работе существует обычай знакомства с новым работником, например, за чашечкой чая с тортом, не разочаровывайте своих будущих коллег, доставьте им эту радость, устроив небольшое чаепитие после первой зарплаты.

Если в коллективе нет единства, придерживайтесь нейтральной позиции. Не стремитесь встать на чью-либо сторону, заняв непримиримую позицию по отношению к оппонентам: ведь вам еще не известны все скрытые причины подобного раскола и вы можете легко и непоправимо ошибиться.

В этот период предпочтительнее больше слушать и меньше высказываться. Если окружающие поинтересуются вашим мнением, лучше скромно начать: «Мне кажется...», – и дальше изложить свои мысли в неагрессивной манере.

Совершенно недопустимо принимать участие в сплетнях и пересудах, которые порой ведутся за спиной «осуждаемого».

Воздержитесь от того, чтобы давать советы старым работникам, даже если вы ясно видите свое профессиональное превосходство.

Пока вы не обзаведетесь близкими друзьями, старайтесь не докучать своим собеседникам нескромными вопросами по поводу их личной жизни, не лезьте в их душу, но и сами не раскрывайтесь полностью. Ведь вполне возможно, что ваши взаимоотношения в дальнейшем потекут по иному руслу и вам или вашему собеседнику придется пожалеть о своих откровениях.

Воздержитесь от праздных вопросов, а если узнать что-то необходимо, выберите для этого момент, когда человек не занят своей работой и может уделить вам минуту-другую.

Наконец, чтобы расположить к себе окружающих, будьте всегда доброжелательны, приветливы, отзывчивы. Почаще улыбайтесь. Реагируйте на все спокойно, с чувством юмора. Покажите себя готовым к восприятию критики и к устранению собственных недостатков. Не замыкайтесь в себе или в узком кругу «избранных», будьте открыты любым контактам. Все эти, казалось бы, сами собой разумеющиеся советы, помогут вам быстро «вписаться» в новый коллектив, стать в нем своим человеком, а возможно, и найти себе новых друзей.

В заключение стоит остановиться еще на одном вопросе. Как показывают проведенные исследования, период адаптации занимает обычно около трех месяцев. Не стоит растягивать его на больший срок. Указанного периода вполне должно хватить на преодоление всех трудностей и утверждение в коллективе на правах равноправного члена. Если же этого не произошло, если вам так и не удалось стать «своим человеком», – тут возможны два варианта выхода из сложившегося положения.

Попробуйте проанализировать свое поведение и, если обнаружите какие-то ошибки и промахи со своей стороны, исправить их. Хотя теперь сделать это будет труднее, но все же возможно.

Если же вы в принципе не согласны с положением дел в компании, если вы не можете реализовать свои знания и силы, если вам чужда сама атмосфера, царящая в данном коллективе, – в таком случае лучше сменить место работы.

Возглавляете ли вы коллектив, находитесь на самом его дне, или зависли где-то в середине, вы все равно должны выстроить Деловую пирамиду. Только с ее помощью удастся понять свое положение. Разумеется, если вы возглавляете коллектив, то вам будет достаточно выстроить одну Деловую пирамиду (на себя любимого). Если же вы находитесь в подчинении, то сначала нужно разобраться с главной пирамидой (на вашего начальника), понять у кого из сослуживцев какие перспективы. А затем построить пирамиду на себя для правильного обращения с коллегами, установки горизонтальных связей внутри компании.

ДЕЛОВАЯ ПИРАМИДА ДЛЯ ЗМЕИ.

ПОДЧИНЕННЫЕ (Крыса, Дракон)

Это базовые знаки для Змеи-начальника. Идеальный материал для начальственной педагогики. Власть Змеи в данном случае именно в том, что ее идеи наиболее плодотворны для Крысы и Дракона, которые смогут стать самыми лучшими учениками, преданными, готовыми ловить каждое слово. Тут главное — не забыть дать указание.

Если Крыса или Дракон формально равны Змее, то стоит заботиться о них, давать им советы и ни в коем случае не отвергать предложенные ими услуги. Одним словом, расслабьтесь и энергия сама потечет к вам.

Наиболее сложно выстроить свое поведение, если Крыса или Дракон - формальные начальники. Забросать их советами, показать свое энергетическое превосходство? Это слишком рискованно. Лучше всего пассивно выжидать. Может быть, начальник сам потянется к вам за советом, сам начнет продвигать по службе. Впрочем, и тут не теряйте бдительности. Нет ничего опаснее, чем энергетически подчиненный вам начальник.

СОРАТНИКИ (Кабан, Петух).

В данном случае торжествует полная демократия. Кто бы ни были ваши Соратники по своему статусу, как высоко или низко по отношению к ним не стояли бы вы сами, отношения будут самыми гармоничными. Смысл этих отношений в том, чтобы всегда иметь под боком человека, который будет идеально вас дополнять. В данном случае речь идет о том, что Змея слишком настроена на скорейшее достижение конечного результата, на доведение идеи до товара самым прямым, но возможно не самым новым и успешным путем. Змее не хватает изобретательности, способности к генерации свежих идей, тяги к закладыванию новых проектов. Именно для этого и нужны Змее Петух или Кабан.

Если Змея - начальник, то он очень выиграет, если приблизит к себе одного или двух пионеров-новаторов, коими и являются эти два знака.

Если Змея в подчинении у Петуха или Кабана, то надо приложить серьезные усилия к тому, чтобы убедить начальника в своей крайней полезности и необходимости опереться именно на вас.

Если же Реализатор-Змея и Пионер Петух или Кабан стоят на одной горизонтали в иерархии компании, то есть смысл объединить свои усилия, ибо Соратники - это огромная сила, такому тандему любые задачи по плечу.

Количество Соратников в вашем окружении теоретически не ограничено. Но реально в большом количестве Соратники не нужны. Лучше всего иметь одного-двух персональных Соратников.

ВЕКТОРНЫЙ СЛУГА (Обезьяна).

Соблазн велик, особенно если Слуга сам пришел и сам предложил свои услуги. С другой стороны непредсказуемость векторных отношений слишком уж велика. А вдруг Слуги впадут в оцепенение и совсем уж перестанут «мышей ловить»? Или такой вариант: слишком большое число Обезьян в окружении Змеи делает ее некритичной к себе, стимулирует необоснованное нахальство, притупляет бдительность в отношениях с теми, кто энергетически равен Змее или превосходит ее.

Начальник, окруживший себя Векторными Слугами доказывает свою энергетическую слабость и скрытую неуверенность в себе.

Подчиненная Змея, ползущая к кабинету начальника, в котором властвует Обезьяна, рискует слишком напугать начальника своей энергетической властью. Уж лучше ждать, когда начальник сам будет очарован вашим блеском. Но и тогда надо быть повнимательнее, не форсировать события.

В случае формального равенства сближаться надо не торопясь, стараясь не искать в контакте выгоды. Это вообще самое рискованное - приручать Слугу (Обезьяну), надеясь извлечь из этого выгоду.

ВЕКТОРНЫЙ ХОЗЯИН (Коза).

Максимальное количество вопросительных и восклицательных знаков. Предсказать заранее, чем обернется тот или иной векторный контакт, не возможно. Диапазон разброса максимальный: от дружбы не разлей вода, до самой страшной ненависти.

Если начальник - Змея, то теоретически она не имеет права держать при себе Векторных Хозяев, облеченных какими-либо полномочиями, поскольку соблазн для Векторного Хозяина «сожрать» начальника в какой-то момент станет просто непреодолимым. Слишком велик риск! В личной жизни - пожалуйста, хоть сто Хозяев, но зачем так рисковать на службе? На практике желающие рискнуть всегда найдутся. Причина в том, что Векторный Хозяин нравится именно тем, кто очень высоко энергетически взлетел (большим начальникам), которым некуда силы девать. Тут-то и появляется Векторный Хозяин, как пиявка, откачивая «дурную кровь».

Если Векторный Хозяин - ваш начальник, и он вам действительно нравится, то вполне допустимо продемонстрировать свою преданность и ту особую духовную близость, которую дарят векторные отношения.

Если же Змея и Коза находятся формально в равном положении, то ситуация обретает максимальную непредсказуемость. Хочется дружить - дружите, но помните, что векторная дружба тяготеет к интимности, панибратству. А вот если задумаете враждовать, то рассчитайте заранее свои силы. Во-первых, Коза, практически наверняка победит, а во-вторых, векторный конфликт втягивает в свою орбиту слишком многих и может всех его участников поставить под удар.

КЛОНЫ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ (Кот, Бык, Змея).

Единомышленники конечно же нужны Змее, но не в таком большом количестве, как может показаться. Обычно единомышленник нужен на начальном этапе становления дела, когда так важно договориться по самым главным темам. В дальнейшем, когда дело в основном налажено и единомыслие уже само собой подразумевается, Клоны начинают выяснять отношения по мелочам. И тут выясняется главная проблема Клонов: они не в состоянии уступать друг другу, не в состоянии дополнять друг друга, они могут только спорить, выискивая абсолютное тождество, что практически невозможно и вызывает грандиозный перерасход сил.

Если Змея - начальник, то Клонов следует удалять от себя по функциям, территориально или даже географически. Лучше всего назначать их руководить какими-то филиалами. Так чтобы сталкиваться и спорить как можно реже. Другой вариант: дать те функции, в которых начальник не компетентен совершенно и просто доверяет Клону принимать решения самостоятельно.

Змея, находящаяся у Клона в подчинении должна доказать свою самостоятельность, продемонстрировать свое равенство, не бояться спорить. И уж конечно не упустить случая продемонстрировать единомыслие. Пусть начальник увидит, как вы похожи.

СОВЕТНИКИ (Лошадь, Тигр, Собака).

Если Змее действительно понадобится совет, то почему бы не обратиться к мудрым волевикам? Энергетически, конечно, общаться с советниками нелегко, однако все имеет свою цену. Нужен совет - заплати энергией. Если же энергии мало, то лучше общаться с Советниками пореже.

Если Змея - начальник, то увлекаться набором Советников не стоит, особенно же опасно давать им какие-либо полномочия. Потихоньку съедят.

Если же Змея находится в подчинении у одного из трех волевых знаков, то ситуации диаметрально противоположна. Именно под руководством волевого знака Змея может вырасти быстро и мощно, научиться уму-разуму, сделать настоящую карьеру.

Если Змея и волевой знак стоят на одной горизонтали, то самим форсировать отношения не стоит, пусть сближение идет на взаимовыгодной основе. Они вам - совет, вы им - свою симпатию.

ПРИМЕРЫ ИЗ ИСТОРИИ:

АЛЕКСАНДР III

Не слишком долгое правление, без войн и каких-то особенных событий, упорное сворачивание реформ. Может быть, поэтому ротация среди подчиненных была не велика.

ПОДЧИНЕННЫЕ (Крыса, Дракон).

Не густо, честно говоря. По классической схеме могло бы быть значительно больше.

Сергей Соловьев (Дракон) - блестящий историк, преподававший историю будущему императору. Вряд ли Александр был очень прилежным учеником.

Николай Игнатьев (Дракон) - министр внутренних дел, простоял всего год, потом - отставка.

Николай Гирс (Дракон) - бессменный министр иностранных дел при Александре III. Самостоятельно политики не вел, выполняя указания императора, что наверное не плохо. Как ни крути, а войн в правление императора не было, и это большая редкость. Собственно говоря, из Подчиненных этот был самым главным и самым надежным.

СОРАТНИКИ (Кабан, Петух).

Без Соратников Змее никак нельзя, ибо сразу начинается нехватка свежих идей. Впрочем, правление Александра III и так признано анти-реформаторским. Так что Соратников точно не хватало.

Сергей Витте (Петух) министр финансов с 1892 года - это уже самый конец правления.

Илларион Воронцов-Дашков (Петух). В 1881 - 97 министр императорского двора и уделов.

Победоносцев (Кабан) - обер-прокурор Синода. Вот уж воистину центральная фигура в окружении императора. Он был ближайшим советником Александра в течение всей его жизни. Государь очень ценил его ум, образованность и твердость убеждений. Влияние Победоносцева вызвано было не превосходством его воли - император обладал достаточной силой, чтобы не поддаваться внушениям. Он доказывал это неоднократно. Но, будучи человеком ограниченным, он часто не мог ясно выразить свои чувства и мысли. Победоносцеву приходилось лишь формулировать то, что уже созрело в душе и на уме у императора. Он был его внутренним голосом, его вторым «я» и очень редко ошибался. «Это правда странно, как мы сходимся мыслью», - не раз удивлялся Александр, получая очередной совет Победоносцева.