Болезни Военный билет Призыв

Памятка по русскому языку. Памятки по русскому языку

1. В русском языке 33 буквы.
2. Звуки бывают гласные и согласные.
3. Букв, которые обозначают гласные звуки – 10 (а, о,у,ы,и,ы,е,ё,ю,я,э).
Гласных звуков – 6 [а], [о], [у], [ы], [и], [э].Буквы е, ё, ю, я играют две роли1) обозначают два звука, если:- стоят в начале слова;- стоят после гласного звука;- стоят после Ь или Ъ знаков2) обозначают мягкость предыдущего согласного.
4. Согласные звуки бывают: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие.

Всегда твёрдые (не имеют мягкой пары) - [ж], [ш], [ц]. Всегда мягкие (не имеют твёрдой пары) - [ч], [щ], [й].
Парные согласные по глухости - звонкости б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
5. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.


Предложение

Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение имеет законченную мысль.

По цели высказывания

По интонации

По строению

Повествовательные

Восклицательные

Распространенные

Вопросительные

Невосклицательные

Нераспространенные

Побудительные

Предложения, в которых содержатся сообщения, ответы на вопросы, называются повествовательными.
Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.
Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба.
Предложения, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, называются восклицательными.
Распространенные предложения состоят из главных членов предложения и второстепенных.
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов предложения.

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают? какова? и т.д.

Имя существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении имя существительное бывает подлежащим и второстепенным членом. Различают одушевленные им.сущ (кто?) и неодушевленные им.сущ (что?) Имена существительные бываютмужского рода – он, мой женского рода – она, моя среднего рода – оно, моё
Имена существительные изменяются по числам и падежам.

Изменение имен существительных по падежам называется склонение.
Различают 3 склонения имен существительных.

Чтобы определить безударный гласный в окончании имени существительного в ед.ч., нужно определить падеж и склонение.

Падежи имен существительных.

Падежи Вопросы Предлоги
Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего? От, до, из, без, у, для, около, в
Дательный Кому? Чему? К, по
Винительный Кого? Что? В, на, за, про, через
Творительный Кем? Чем? Под, над, за, перед, с, между
Предложный О ком? Очем? В, на, о, об, обо, при
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. - и - и
Д.п. - е - и
Т.п. - ой, - ей
П.п. - е - е - и


Морфологический разбор имени существительного

1. Имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос…

2. Начальная форма – И.п., ед.ч.

3. Постоянные признаки (одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

4. Непостоянные признаки (число, падеж)

5. Роль в предложении.


Образец разбора имени существительного

К осени скворцы собираются в шумные стаи.

К осени - (к чему?, когда?), сущ., предмет, н. ф. - осень, неодуш, ж. р., 3 скл., ед. ч., Д. п., обстоятельство времени.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и родам (в единственном числе).
Имя прилагательное согласуется с именем существительным (какого числа, рода, падежа имя существительное, от которого зависит прилагательное, такого же числа, рода и падежа имя прилагательное).
В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом.
Безударное окончание имени прилагательного определяется по вопросу – какое окончание в вопросе, такое окончание и у прилагательного

(но! нужно обращать внимание на твердость или мягкость согласного)
Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч., мужской род (какой?)


Морфологический разбор имени прилагательного

1. Зависит от сущ. …., отвечает на вопрос, имя прилагательное, обозначает признак предмет.

2. Начальная форма – И.п., ед.ч., м.р.

3. Постоянные признаки - не

т4. Непостоянные признаки (число, падеж, род ед.ч.)

5. Роль в предложении.

Образец разбора имени прилагательного

В зелёных лугах всё лето цветут одуванчики.
Зелёных (в лугах)- каких?, прилаг., признак предм., н. ф. - зелёный, мн. ч. , П. п., определение

Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола – это неопределённая форма.
Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? Не изменяется по числам и временам, оканчивается на -ть, -чь, -ти

Глаголы изменяются по числам и временам.

Глаголы прошедшего времени в ед.числе изменяются по родам.

От рода зависит окончание глагола.

М.р. что делал?- нулевое окончание

Ж.р. что делала?- окончание -а

Ср.р. что делало?- окончание -о

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.

Изменение глаголов по числам и лицам называется спряжением.

Глаголы бывают I и II спряжения
К I спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред – ть, имеют суффиксы А,О,У,Ы,Е и глаголы-исключения: брить, стелить
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред –ть имеют суффикс И и 11 глаголов-исключений: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидетьгнать, держать, дышать, вертетьи зависеть, и терпеть
Чтобы определить безударный гласный в окончании глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму.

Если глагол I спряжения, то в окончании надо писать букву – Е, если II спряжения – то букву –И.

Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.

I спряжение II спряжение
лицо Ед.ч. Мн.ч лицо Ед.ч. Мн.ч
1 -у, -ю -ем 1 -у. –ю -им
2 -ешь -ете 2 -ишь -ите
3 - ет -ут, -ют 3 -ит -ат, -ят

НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать.
Морфологический разбор глагола

1. Глагол, отвечает на вопрос, обозначает действие предмета.

2. Начальная форма – неопределённая форма.

3. Постоянные признаки: спряжение.

4. Непостоянные признаки: число, время, лицо (в наст.и буд.времени), род (в прош.времени ед.ч.)

5 Роль в предложении – сказуемое.

Образец разбора глагола.

Мощный ураган срывал крыши с дачных домов.

Срывал - что делал?, глагол, действие предмета, н. ф. - срывать, I спр., ед. ч., пр. в., м. р. , сказуемое

Фонетический разбор слова (образец)
Сентябрь -– 2 слога

с - [с′] – согл., глух., мягк.
е - [и] – глас., безуд.
н - [н] – согл., звон., тв.

т - [т′] – согл., глух., мягк.

я - [а] – глас., удар.
б - [б] – согл., звон, тв.

р - [р′] – согл., звон., мягк.
ь - [ - ]

8 б., 7 зв.

Ручеёк – 3 слога

р - [р] – согл, звон, тв.

у - [у] – глас., безуд.

ч - [ч′] – согл., глух., мягк.

е - [и] – глас., безуд.

ё - [й′] – согл., звон., мягк. [о] – глас., удар.

к - [к] – согл., глух., тв.
6б., 7 зв.

Морфемный (разбор слова по составу)

1. Определить часть речи. (Существительное, прилагательное, глагол);

2. Выделить окончание. (Окончание это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении);

3. Показать основу слова. (Основа - это часть слова без окончания, в основу входит корень, суффикс, приставка);

4. Выделить корень. (Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл однокоренных слов, чтобы найти корень. нужно подобрать как можно больше однокоренных слов);

5. Выделить приставку(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов) и суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов).

Разбор предложения

1. Какое предложение по цели высказывания?

2. Какое предложение по интонации?

3. Распространенное оно или нераспространенное?

4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.(Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя.З адаем вопрос от сказуемого.Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.-обстоятельствоПошли (когда?) после дождей – это Вт.член.- обстоятельствоПосле дождей (каких?) теплых – это Вт.член. - определение

Разработка данной идеи позволит облегчить работу на уроке, выработать орфографическую и пунктуационную грамотность, систематизировать орфограммы и пунктуационные правила, научиться объяснять и исправлять допущенные ошибки в письменных работах.

Обучение русскому языку в школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по языку, развивать их языковое чутье, способствовать анализу языковых явлений, умения наблюдать факты речи.

Обратимся к возрастной группе пятиклассников (9-11 лет). Основной этап обучения орфографии начинается с повторения того материала, которым овладели учащиеся на начальном этапе (1-4 классы). Ученики, пришедшие в 5-й класс, уже знакомы с основными правилами обозначения звуков буквами на письме, с правилами раздельного написания знаменательных и служебных слов, с основными правилами употребления прописной буквы и с общими правилами переноса. Одним словом, о русской орфографии пятиклассники имеют первоначальное представление, на основе чего у них сформировались навыки правописания.

Но для учащихся этой возрастной группы характерна сформированность неустойчивых навыков правописания. Объясняется это не только тем, что происходит адаптация классного коллектива к новым условиям обучения, но и некоторыми специфическими особенностями. Для начального этапа обучения (1-4 классы) орфографии характерен практический уклон. Система упражнений помогает учащимся осознать способ орфографического действия в его самом общем виде.

Важнейшим умением, которое формируется в период перехода в среднее звено, является умение обнаруживать орфограммы.

Работа начинается с того, что учащиеся, анализируя слова с одной орфограммой, получают представление о написаниях, определяемых произношением и не определяемых им. Например, в слове стопа написание трех букв (с,т,п) определяется произношением: в этом слове никаких других букв, кроме данных, написать нельзя. Что же касается безударного звука [о], то по правилам графики можно написать как букву а, так и букву о. Это сомнительное написание и есть орфограмма. Какую из возможных букв правильно употребить, диктует правило: в проверочных словах с тем же корнем (стопы, стопочки) пишется буква о ; значит, по законам русского правописания безударный звук передается той же буквой – сто па.

Аналогичное рассуждение проводится и при аргументации обозначения на письме согласных звуков.

Анализ допущенных ошибок сразу учащиеся самостоятельно выполнить не в состоянии, их надо обучать, и потому запись оформляется параллельно на доске и в тетрадях под контролем учителя.

Учитель вслух комментирует условие выбора орфограммы, в которой допущена ошибка, т.е. графически обозначает орфограмму и условие, при котором орфограмма отработана.

Трудности выполнения учащимися анализа письменной работы связаны с рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Отсутствие четкого плана анализа и классификации орфограмм.
  2. Отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм.

Прививая навыки научного орфографического анализа и постепенного внедрения пунктуационного анализа слов и синтаксических единиц, учитель может облегчить работу учащимся, предложив им “Памятку по русскому языку”.

“Памятка по русскому языку” включает в себя первоначальный набор изученных орфограмм. После изучения новых тем необходимо пополнять данную “Памятку”, показывая принцип графического обозначения и проверки предполагаемой ошибки.

Каждая орфограмма именована, предлагается порядок работы с данной орфограммой и прописано графическое обозначение правила. После указаний дается пример отработки ошибки на данную орфограмму. К недавно изученным орфограммам прилагается формулировка правила на данную орфограмму с целью облегчить поиски правильного написания и укрепить недавно изученное правило.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Д ети рады.

  1. Пропуск буквы.
  2. Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

    Звонок- зво нок

  3. Перенос слова.
  4. Раздели слово на слоги для переноса.

    При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

  5. Мягкий знак, обозначающий мягкость.
  6. Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Ель , тень , пень .

  7. Гласные после шипящих.
  8. Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

    Малыши , карандаши

  9. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
  10. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Дочк а, речк а, мощн ый

  11. Ударение.
  12. Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

    Алфав`ит, `азбука, портф`ель

  13. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  14. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

    Са ды – са д; во лна - во лны.

  15. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
  16. Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

    Яго да, яго да, яго да.

    Хокк ей, хокк ей, хокк ей.

  17. Парные звонкие и глухие согласные.
  18. Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

    Мороз – морозы ;

    Ягод ка – ягода .

  19. Большая буква в имени собственном.
  20. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Илья, С оловьев, О мск

  21. Разделительный Ь.
  22. Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

    Вь юга, листь я, соловь и

    Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

  23. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звезд ный – звезда ;

Чест ный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

По летели, по бежали, по тянули.

  1. Правописание предлога.
  2. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

    К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

    Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

    Лодка от плыла от берега

  3. Разделительный Ъ.
  4. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

    Съе ст, объя вления, объе м.

    Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

  5. Ь на конце существительных после шипящих.
  6. Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

    Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

    Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

    Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

  7. Соединительные гласные в сложных словах.
  8. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

    Водо воз, само лет.

  9. НЕ с глаголом.
  10. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

    Не_пришел, не_выучил.

    Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

  11. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
  12. Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

    На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

  • Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
  • Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

    К лесу (какому ?) дальнему , в лесу (каком ?) дремучем, с шариком (каким?) синим .

  • Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
  • Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

    Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

    Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

  • Правописание безударных личных окончаний глаголов.
  • Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

    Спряжение глаголов

    Личные окончания глаголов

    1-е спряжение

    2-е спряжение

    –УТ, – ЮТ

    –АТ, – ЯТ

    Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

  • Ь в неопределенной форме глагола.
  • Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

    Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь , стеречь .

    Пунктуация

    1. Знаки препинания в конце предложений (. ? !).
    2. Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

      Слава нашей Родине ! Слава труду !

    3. Однородные члены предложения.
    4. Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

      Знаки препинания при однородных членах

    О да (=и) О

    О, да (= но) О

    О и О,и О,и О

    Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

  • Обобщающее слово при однородных членах.
  • Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

    Знаки препинания при обобщающем слове

    Ребята, берегите учебники! О,

  • Сложное предложение.
  • Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

    Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

  • Предложения с прямой речью.

    Запиши правильно предложение. Составь схему.

    “А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П?” - а.

    В этой книге собраны для вас самые разные памятки, которые помогут вам выполнить любое задание учителя: написать предупредительный или объяснительный диктант, сочинение по картине или сочинение в жанре интервью, изложение или рецензию (отзыв) на прочитанную книгу.

    ПАРОНИМЫ.
    (Научный стиль)
    Паронимы - это слова, близкие, но не тождественные по звучанию, различные в смысловом отношении и иногда ошибочно употребляемые в речи одно вместо другого. Например: факт - действительное, невымышленное событие, явление и фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса или явления, определяющая его характерные особенности.

    Различно произноситься у паронимов может начало слова (форум и кворум), середина слова (контакт и контракт) либо конец слова (комплект и комплекс).

    Среди паронимов, как это мы видим, значительное место занимают имена существительные. Паронимы, выраженные другими частями речи, встречаются реже, например: одинарный (от имени числительного один) и ординарный - обыкновенный; сточить - обточить до основания и стачать - сшить сквозной строчкой.

    Будьте внимательны, не путайте в своей речи паронимы! (Из учебника «Современный русский язык»).

    СОДЕРЖАНИЕ
    ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
    ПАМЯТКИ-РУКОВОДСТВА
    Как подготовиться к диктанту по учебнику
    Как писать предупредительный диктант
    Как писать объяснительный диктант
    Как составить план текста
    Как подготовиться к изложению
    Как работать над сочинением
    Как работать над черновиком изложения и сочинения
    Как работать над ошибками в изложении и сочинении
    Как работать над орфографическими ошибками
    Как работать над сочинением по картине
    Как работать над сочинением-интервью
    Как написать рецензию (отзыв) на прочитанную книгу
    Стили речи
    Типы речи
    Тропы и стилистические фигуры
    Комплексный анализ текста
    ПЛАНЫ И ОБРАЗЦЫ ВСЕХ ВИДОВ РАЗБОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    Фонетический разбор
    Словообразовательный разбор
    Разбор слова по составу (морфемный разбор)
    Морфологический разбор
    Имя существительное
    Имя прилагательное
    Имя числительное
    Местоимение
    Глагол
    Причастие
    Деепричастие
    Наречие
    Предлог
    Союз
    Частица
    Синтаксический разбор
    Словосочетание
    Простое предложение
    Сложное предложение
    Лексический разбор
    Орфографический разбор
    Пунктуационный разбор
    ОРФОГРАММЫ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
    ПУНКТОГРАММЫ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Приложение 1. Говори правильно!
    Приложение 2. Пиши правильно!
    Приложение 3. Словарик синонимов
    Приложение 4. Словарик антонимов
    Приложение 5. Краткие сведения о художниках
    ЛИТЕРАТУРА.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Памятки по русскому языку, 5-9 класс, Ушакова О.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
    • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014
    • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000

    Род имен существительных

    Главные и второстепенные члены предложения

    Части речи

    Изменение глаголов по лицам и числам

    Части речи

    ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    1.Пропуск, замена, искажение букв.
    Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги.

    Например: ВОК-ЗАЛ.
    2. Словарные слова.
    Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на это же правило, т.е. словарное. Например: Ва гон, вокзал, однажды.

    Составь и запиши предложение с этим словом. Например: Вагон тронулся.
    3. Заглавная буква в именах собственных.
    Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы.

    Например: Саратов - название города. Подбери и запиши ещё 2 слова на это же правило, подчеркни в них эту орфограмму. Составь и запиши предложение.
    4. Сочетания: жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн.
    Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием.

    Например: ужин, чижик, лыжи. Подчеркни сочетания. Составь и запиши предложение.
    5. Перенос слов,
    Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса.

    Например: у/че/ник, уче-ник.

    6. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
    Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило.

    Например: пеньки, коньки, угольки. Составь и запиши предложение.
    7. Парные согласные.
    Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово.

    Например: Мороз – морозы, дружки – дружок. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

    Составь и запиши предложение.
    8. Безударные гласные.
    Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово. Например: морской – море. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

    Составь и запиши предложение.
    9. Разделительный мягкий знак.
    Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.

    Составь и запиши предложение
    10. Двойные согласные.
    Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный.

    Например: аллея, аллея, аллея.

    11. Предлоги.
    Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

    Например: в лесу - в_(сосновом) лесу. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

    Составь и запиши предложение.

    12. Приставки.
    Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой.

    Например: побежал, поехал, посмотрел.
    Составь и запиши предложение.
    13. Непроизносимые согласные.
    Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.

    Например: грустный - грусть. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

    Составь и запиши предложение.
    14. Разделительный твёрдый знак.
    Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд. Составь и запиши предложение
    15. Мягкий знак после шипящих.
    Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь.

    Например: речь - ж. р., обруч - м. р.

    Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.
    16. Частица не с глаголом.
    Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не.

    Например: не ел, не хотел, не гулял.
    Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

    17. Окончания имён существительных.
    Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание.

    Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.
    Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

    18. Имена существительные мн. ч., Р. п.
    Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.

    Например: задач - мн. ч., Р. п.
    Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

    19. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
    Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) - 1 спр., строят (строить) - 2 спр.
    Памятка. 1 спр. - глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. - глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать).
    Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

    Проверяемые безударные гласные



    Правописание парных согласных

    Непроизносимые согласные

    Алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных после щипящих

    Знаки препинания при обращении

    Фонетический разбор

    Принимайте участие!

    Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

    Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

    Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

    Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

    Читайте новые статьи

    Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.