Болезни Военный билет Призыв

Парфянское царство история. Парфянское царство. Краткая история. Падение Парфянского царства

Александр 1 и его реформы: задуманное и осуществленное. Сперанский, Аракчеев, Новосильцев.

Реформы осуществленные Александра I:

1. указ о «вольных хлебопашцах» (20 февраля 1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);

2. в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;

3. указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из гос бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

4. в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав. Надзор за печатными изданиями возлагался на цензурные комитеты, находящиеся в ведении Главного управления училищ Министерства народного просвещения. Цензорам вменялось в обязанность в том месте, которое будет ими сочтено «двойным по смыслу», трактовать в пользу сочинителя. Запрещалось писать лишь против Бога, власти и личной чести граждан.

5. в 1816 введены военные поселения. Целью проекта являлось освобождение страны от содержания армии и прикрыть западные границы

Еще в 1803 году Александр заочно поручил Сперанскому подготовить план устройства судебных и правительственных мест в империи, в котором автор высказался в пользу разграничения ветвей власти и создания представительных органов правления. В 1809 году Александр уже лично предложил Сперанскому разработать проект государственных преобразований. Сперанский смог достаточно адекватно представить себе как потребности страны, так и возможности ее реформирования. Не желая забегать вперед, он, будучи противником крепостничества, не включил в проект крестьянскую реформу. При этом существенные изменения касались сословной системы в целом. Главным критерием получения политических прав должно было стать не происхождение или выслуга, а имущественный ценз, по достижении которого политическими правами наделялся любой гражданин. Причем дворяне малоимущие, недвижимостью не обладавшие, лишались политических прав. Таким образом в России открывались перспективы буржуазного развития. Самодержавная монархия фактически превращалась в монархию ограниченную. Предусматривалось создание Государственной Думы – высшей законодательной инстанции. Причем политическая культура прививалась благодаря четырехступенчатой системе с самого низшего волостного уровня, где создавалась волостная дума (затем окружная и губернская). Хотя окончательно законы утверждаться должны были императором, равно как и сам император мог предлагать законы, ни один из них не получал силу без обсуждения в Государственной Думе. Кроме того, Сперанский предполагал отделить исполнительную власть от судебной путем учреждения Сената правительствующего и Сената судебного. Однако данному полезнейшему проекту не суждено было состояться.

были предприняты попытки ограничения свободомыслия в стране, что проявилось в 1817 году в ограничении свободы университетов, установлении жесткой цензуры. Вместе с тем, в 1817 году по предписанию императора А.А.Аракчеев начал разрабатывать проект отмены крепостного права в России , в 1815 году Царству польскому была дарована конституция, в 1818 году Александр предложил Н.Н.Новосильцеву подготовить конституцию для России . Его проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» был закончен к 1820 году. Произошедшее в этом году восстание Семеновского полка, шефом которого являлся сам царь, заставило императора отложить дальнейшие реформы. В 1822 году последовал запрет тайных обществ в России. Но, несмотря на все эти ограничения, открытой реакции в стране не было. Даже декабристские тайные организации, о деятельности которых знал Александр, продолжали функционировать.

Причины провала либеральных преобразований

Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.

Декабристы: основные программные документы и причины провала восстания. Конец эпохи дворцовых переворотов или рождение революционного либерализма?

Основные программные документы и причины провала восстания

В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Далее был создан Союз Благоденствия(1818-1821), о существовании которого было известно даже императору. Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества.

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 вИспании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

1 августа 1822последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

В 1821 году будущие декабристы эволюционировали в два тайных общества, в которых относительно четко были сформулированы цели, задачи и методы деятельности – Северное и Южное. Несмотря на намерения совершить политический переворот, они были категорическими противниками революции. Рассчитывая на собственные силы, декабристы в этом отношении продолжали традиции эпохи дворцовых переворотов. Тем не менее, принятые программные документы («Русская правда» П.Пестеля – Южное общество и «Конституция» Н.Муравьева – Северное общество) заметно выделяли их на фоне авантюрных предприятий дворянских группировок предыдущего столетия. Проект Северного общества предполагал установление в России конституционной монархии, в то время как в «Русской правде» речь шла о республике, Муравьев выступал за федеративное устройство, Пестель – за унитарное государство. Расхождения были достаточно существенными, однако неприятие самодержавной монархии, крепостного права и сословной системы объединяли декабристов.

«Русская Правда» провозглашала республику. Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания»

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Державная дума состояла из пяти членов, избранных народным вечем на пять лет. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

«Конституция» Н.Муравьева
Женщины по конституции Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, автор был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства.

Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Сверх этого конституция Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.

Крестьянин-общинник не считался «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно.

Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным. Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе следующее: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено.

Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными.

Конституция Никиты Муравьева была конституционно-монархической. Но, в крайнем случае, автор предполагал введение республики.
Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье (8 млн. рублей в год) и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось). Но конституция трактовала всю придворную челядь, всех камергеров и т.д. как личных прислужников царя.

Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия должна быть федеративным государством, Муравьев был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Было пятнадцать держав (и областей).

Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата – Верховная дума, нижняя – Палата народных представителей. В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат – палаты выборных и Державной думы.

Причины провала восстания

Неорганизованность, разобщенность, неподготовленность и главное - они не заручились поддержкой населения:
Главной причиной неудачи восстания декабристов было то, что руководители восстания действовали нерешительно, потеряли время, а также упустили инициативу. Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.

Пресловутый "народ", от которого декабристы были "страшно далеки", в силу своей неграмотности и отсталости не мог в течение всего 19 века стать субъектом российской истории, поскольку существовал в условиях традиционной общины. Община же жила по феодальным обычаям и ни в какой конституции не нуждалась.

Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов своей революционной направленностью. Именно в декабристах видел истоки русского революционизма В.И. Ленин, им отводилась роль людей, разбудивших Герцена, который, в свою очередь, развернул революционную агитацию.

В 1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В 1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.
.Реформы М.М.Сперанского

«Введение к уложению государственных законов»

Государственной думе принадлежит законодательная власть; министерства осуществляют исполнительную власть; Сенату принадлежит судебная власть

Новый орган – Государственный совет, должен был стать совещательным органом при императоре (должен рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу)

Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство 2) «среднее состояние» (купцы мещане государственные крестьяне) 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие)

Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; третье сословие получало общие гражданские права.

Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом

Назначаемый царём канцлер должен был руководить работой Думы

Манифест о создании государственного совета

Главная задача: наведение порядка в подготовке и принятии законов. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

«Уложения Правительствующего сената»

Разделение сената на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения)

В 1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В 1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева - государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были.

Основные положения Уставной грамоты

Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени - губернские, 2-й степени - уездные, а 3-й - все прочие. Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти.

По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти

Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг. http://duma.tomsk.ru/page/8340/#7 - Предыстория Российского парламентаризма

Введение…………………………………………………………………………3

    Правительственные проекты конституционных реформ после войны 1812года…………………………………………………………………..6

    Конституционный проект Н.Н. Новосильцева…………………………12

    Основные положения Уставной грамоты………………………………14

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………………..19

Введение

Конституция Российской Федерации и конституционное право - это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д.

Конституция 1 - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Тема курсовой работы - «Конституционные проекты преобразования России XIX века».

История конституционализма в России, представляющая собой учения о конституции или учения о политических свободах, - важная составная часть истории русской общественно-политической мысли.

Свою историю развитие конституции в России начинает еще в девятнадцатом веке. Известные государственные деятели пытались оформить созревшие идеи о создании правового общества в некие подобия современной конституции.

Идеи конституции отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. Например, Свод законов Российской империи открывался Сводом основных государственных законов - совокупностью основных правил устройства государства. Его первым разделом были «Основные государственные законы», вторым – «Учреждение об императорской фамилии». Ряд актов царского правительства, принятых на разных этапах, носил характер государственных реформ (в частности, освобождение крестьян от крепостной зависимости, судебные реформы, введение земских учреждений и др.).

Отмена крепостного права в 1861 г., начавшееся развитие промышленного капитализма, формирование новых, буржуазных отношений дали сильный импульс конституционному движению в России. Тесные связи России с Западом не могли не наталкивать передовые слои русского общества на мысль об усвоении политического опыта Западной Европы - представительного правления, самоуправления, конституции.

В данной курсовой работе будет рассмотрено постепенное развитие российской конституции девятнадцатого века.

Как видно из вышеизложенного, тема курсовой работы актуальна.

Таким образом, исходя из этого, определим цель работы - изучение конституционных проектов преобразования России XIX века.

Согласно цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть конституционное развитие России начала XIX века;

2. Изучить развитие конституционно-правовых проектов в России после разгрома наполеоновской Франции;

3. Проследить за развитием российского конституционализма конца XIX и начала ХХ в.в.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы.

При написании курсовой работы использовались работы таких авторов, как Авакьян, С.А. 2 , Исаев И.А., 3 Смоленский, М.Б. 4 , они хорошо рассматривают проблемы данной контрольной. Также для ее написания использовались учебник «Великие государственные деятели России.» 5 и интернет-ресурс. 6

    Правительственные проекты конституционных реформ после войны 1812года.

Насколько идеи конституции были известны и популярны в мире и России в начале ХIХ века? В большинстве стран Европы правящие власти длительное время отказывались от самой мысли о писаной конституции. В Англии, где впервые была разработана конституция (в ХVII веке), практически изначально утверждается отрицательное отношение к тому или иному систематическому законодательному изложению основ государственного управления. Известно высказывание Пальмерстона о том, что он готов дать хорошую награду тому, кто принесет ему экземпляр английской конституции. В Великобритании и сегодня не делают существенного различия между конституционным и любым другим законом. Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции имелись только в Америке, Франции, Испании, Португалии, Финляндии (автор Сперанский), Польше (легла в основу конституции Муравьева 7). Накануне XIX века Карамзин так писал о конституции: «Конец нашего века почитали мы юнцом главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последует соединение теории с политикой, умозрения с деятельностью; что люди, уверяясь нравственным образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их со всей точностью и под сенью мира, в крове тишины и спокойствия насладятся истинными благами жизни... Где теперь сия утешительная система?.. Она разрушилась в своем основании...». Слово «конституция» было знакомо лишь дворянству. «Конституция» фигурирует у Корфа М.А. в анекдоте о том, что солдаты называли этим именем жену цесаревича Константина в период декабрьских событий 1825 года. 8

После Венского конгресса заканчивается отход Александра I 9 в сфере внутренних преобразований.

Первым шагом к преобразованию в чисто русских губерниях стало учреждение должности генерал-губернатора пяти центральных губерний (Воронежской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Тульской). На этот пост был назначен генерал А.Д. Балашов, занимавший ранее пост министра полиции и используемый императором для выполнения особо доверительных поручений. Его задачей была подготовка к постепенному преобразованию системы управления губерниями. Первые изменения стали вводиться в Рязанской губернии.

Новый реформаторский прилив особо не скрывался. Царству Польскому даруется конституция. Александр I рассматривал конституционный опыт в Польше как прелюдию к общероссийской конституции. Его речь, произнесенная в Варшаве в марте 1818 года при открытии первого польского сейма, была напечатана в русских газетах. В канцелярии Новосильцева, доверенного лица Александра I в Польше, создается комиссия по составлению проекта русской конституции под названием «Уставная грамота Российской Империи». В комиссию включаются французские исполнители. Одна из парижских газет публикует информацию о содержании проекта. Подобными шагами император как бы дает возможность дворянству последовать его примеру уступить часть власти. Однако делает он это не в самый подходящий момент: европейская гегемония России и начавшийся экономический подъем только прибавили самоуверенности русскому дворянству.

Впервые текст русской конституции был опубликован только в 1830 году польскими повстанцами, когда в их руках оказался архив. Под напором дворянской реакции, испытывая страх от информации о деятельности тайных обществ, Александр I отступает от курса реформ и делает ставку на тотальную слежку. 10

После войны 1812 года Александр неоднократно обращался то к одному, то к другому государственному деятелю, предлагая сочинить проект крестьянской реформы (ведь даже Наполеон в своих прокламациях обещал крестьянам свободу). Иные старые деятели оказались в этом вопросе более либеральными, чем молодые реформаторы. А.Р. Воронцов предлагал, например, проект о владении крестьянами недвижимой собственностью как первый шаг к освобождению. Адмирал Мордвинов - председатель Государственного Совета, человек с взглядами английского тори - поддерживал идею о праве владения купцов, мещан и казенных крестьян недвижимым имуществом, но твердо считал, что освобождение крестьян от крепостной зависимости может произойти только по желанию дворян. Мордвинов предполагал выкуп личной свободы крестьян у помещиков за счет самих крестьян. О выкупе земли речь не шла. Будучи либералом, он надеялся на то, что хозяйства с достаточным количеством хуторян или фермеров с наемными рабочими вытеснят помещичьи и безболезненное освобождение состоится экономически.

Граф Д.А. Гурьев 11 также подключался к разработке проекта освобождения крестьян, для чего была создана специальная секретная комиссия. Планировалось разрушение общины и создание в России капиталистического сельского хозяйства. Известен также проект Е.Ф. Канкрина, будущего министра финансов при Николае I, предполагающий медленный выкуп крестьянами помещичьих земель за 60 лет. Все расходы взяло на себя государство. Проект света не увидел, так как был весьма смелым для того времени. 12

Александр официально поручает Аракчееву составить проект освобождения крестьян, что было явлением неординарным. В своих рекомендациях Александр просил не допустить никакого насилия со стороны государства по отношению к помещикам. И Аракчеев сочинил план постепенного выкупа крестьян у помещиков с наделом в две десятины. Личная свобода и две десятины стоили государству 5 млн рублей ежегодных выплат помещикам. Выкуп затягивался на 200 лет. Но даже в пределах грубой аракчеевской реформы Александр был не в силах довести дело до конца. Вся эта проектная работа предшествовала началу работы над русской конституцией и была ключевым условием ее принятия. Правительство, предложив помещикам Эстляндии выгодные условия, инициировало их на освобождение крестьян без земли путем предоставления личной свободы. Крестьяне получили право владения движимым имуществом и четко определенные повинности. К аналогичному шагу подталкивались полтавские и черниговские помещики, однако, они отказались это сделать. Уровень развития товарно-денежных отношений в этих районах был ниже, чем в Прибалтике. Дело освобождения крестьян окончательно заглохло.

В 1822 году, когда из доносов императору стало известно о кружках свободолюбивой молодежи из дворян, следует реакция: указ о праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь, удвоении полиции, изгнании свободомыслящих из университетов, цензура в печати. Информация о силах тайных обществ была преувеличена. Александр решил, что Россия находится накануне военной революции и Гражданской войны, что страну ожидает весьма реальная перспектива испытать в ближайшем будущем все «ужасы» Французской революции.

В 1825 году императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, была смертельно больна. Отправляясь с ней в Таганрог вместо европейских курортов, царь знал, что это их последнее совместное путешествие. Мысли о грядущей смерти посещают его в это время. Царь увлекается мистикой, становится религиозно замкнутым.

Перед поездкой Александра I в Таганрог Н.М. Карамзин сказал ему: «Государь, Ваши дни сочтены, Вы не можете более ничего откладывать и должны еще столько сделать, чтобы конец Вашего царствования был достоин его прекрасного начала». Последовали известные события 14 декабря в результате династического кризиса, происшедшие после смерти императора или ухода его из мира под именем старца Федора Кузьмича (есть и такая историческая версия). 13

Царствование Николая I стало новой эпохой в политическом развитии России. Одна из характерных ее черт - потеря интереса власти и общества к конституционным идеям. Для власти решающим доводом в отказе от конституционализма стали события 1830 и 1848 годов, когда революции в Европе показали, что само по себе введение конституции не является гарантией от внутренних потрясений. После подавления польского восстания 1830-1831 годов была ликвидирована конституция в Королевстве Польском и стала невозможна постановка вопроса о создании конституции в Российской империи. Именно в эпоху Николая I оформилось представление о прямой противоположности между государственными порядками Российской империи и конституционным устройством. Ослабел интерес к конституционным идеям и у русского общества. Конституционализм первой четверти XIX века основывался в основном на идеях «века просвещения», для которых характерны представления об общественном развитии и трактовка государственного строя как результата рациональной деятельности правителей. Во второй четверти XIX века в России, как и во всей Европе, стали господствовать новые идеи, получившие название «романтизм». Для них характерно особое внимание к своеобразию национального развития каждого народа и признание органичности развития государственного строя, который определялся не столько усилиями отдельных деятелей, сколько «народным духом» каждой нации. И хотя «национальный дух» русского народа понимался по-разному, все же и сторонники «официальной народности», и первые представители либерализма в лице западников и славянофилов, и зачинатели революционно-демократического движения искали его не в конституционных идеях. Новый подъем интереса русского общества к конституционализму приходится на рубеж ХIХ-ХХ веков. 14

    Конституционный проект Н.Н. Новосильцева

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. 15

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева - государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были. 16

    Основные положения Уставной грамоты

Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени - губернские, 2-й степени - уездные, а 3-й - все прочие. Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти. 17

По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти

Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг. 18

Заключение

Таким образом, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века.

Один из первых конституционных проектов, появившихся в России, - «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Сперанский определял «конституцию» как «государственный закон, регламентирующий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой». Он ратовал за постепенную отмену крепостного права, пропагандируя идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом.

С 1826 г. Сперанский руководил работами по кодификации Основных государственных законов Российской империи (1832 г.), подготовкой «Полного собрания законов» и «Свода законов» Российской империи.

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его «Русская правда» была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Говоря о зарождении конституционного процесса в России, нельзя не отметить «Конституцию» Никиты Михайловича Муравьева, составленную в 1821-1825 годах. Основой всех конституционных проектов декабристов стали идеи эпохи Просвещения, принципы «естественного права». По проекту Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия, законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная – наследственному монарху, судебная – Верховному судилищу. Отменялось крепостное право, при этом владения помещиков сохранялись за старыми хозяевами, а освобожденные крестьяне получали до двух десятин пахотной земли на двор. Провозглашалось равенство всех граждан перед законом, а также свобода слова, печати и вероисповеданий.

Муравьев придерживался очень умеренных позиций, сведя в один документ многие нереализованные конституционные проекты эпохи Александра I.

Единственным условием, дававшим возможность реализации революционных проектов декабристов, было антиправительственное восстание. Однако восстание декабристов потерпело поражение.

Александр I стал первым правителем России, решившим провести реформирование политического строя страны путем создания Конституции, которая гарантировала бы жителям права и свободу. В 1820 году был подготовлен проект, получивший название «Государственной уставной грамоты Российской империи», принятие которого было отложено.

Александром I Царству Польскому была дарована Конституция, которая гарантировала свободу печати, неприкосновенность личности, создание двухпалатного сейма. Эта Конституция должна была стать пробным шагом для подготовки введения Конституции в России. После бунта в 1830 году, Конституция в Польше была отменена.

Во второй половине XVIII - XIX столетий представителями государства и общества был выдвинут целый ряд конституционных проектов, предполагавших внедрение парламентских начал в государственное устройство Российской империи.

Большая их часть даже и не предполагала формирования законодательных учреждений народного представительства.

Тем не менее, они не были реализованы, так как российская монархия видела в народном представительстве с любыми полномочиями претензии на ее абсолютный характер.

Список использованной литературы

    Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, Сашко, 2000.

    Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996.

    Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995.

    Смоленский, М.Б., Мархгейм, М.В. Конституционное право Росси1ской Федерации: Учебник. – М.: ИКЦ МарТ, 2003.

    http://ru.wikipedia.org/

1 http://ru.wikipedia.org/

2 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.,2000.

3 Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995.

4 Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995.

5 Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996.

6 http://ru.wikipedia.org/

7 Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996., С.147

8 Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995., С.457

9 Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996., С.124

10 Там же., С.457

11 Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996., С.165

12 Там же, С. 458

13 Там же,С. 460

14 Там же, С.459.

15 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.,2000., С. 145

16 Там же, С. 145

17 Смоленский, М.Б., Конституционное право Росси1ской Федерации: Учебник. – М.,2003., С.254