Болезни Военный билет Призыв

Переселение славян на Балканы. Начало. Сербский взгляд. Сербы: "балканские русские"

Шесть из них - традиционно православные ( , ). Термин «традиционно» упомянут здесь потому, что практически все из этих государств официально светские. Материал ниже не носит никакого академического характера, можно рассматривать его просто как наблюдения. плюс сведения о некоторых особенностях Православия в .

Начнем с вопроса, который каждую зиму волнует очень многих: кто когда празднует Рождество. На Рождество празднуют также, как и мы, т.е. 7 января Сербская церковь (соответственно, сербы и черногорцы), также непризнанная Македонская церковь и монашеская республика Афон (территориально - часть Греции). Остальные, а именно: Греческая, Болгарская и Румынская церкви празднуют Рождество также, как и католики - 25 декабря. Вообще, среди всех поместных церквей, также как мы (7 января) Рождество празднуют Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Афон. Все остальные поместные Православные церкви празднуют Рождество 25 декабря. Но вернемся к неформальным оценкам состояния Православия в балканских странах.

Сербия

Приняла православие позже всех Православных Церквей. В XIII веке она получила автокефалию. Что касается сербского православия в настоящее время, то можно с уверенностью сказать, что оно «на подъеме». До недавнего времени (до 15 ноября 2009) Сербской Православной Церковью управлял человек, которого в православном мире вообще считают святым. Это был 44-й сербский Патриарх Павел. Что же касается самих сербов, то в храмах в крупных городах по большим праздникам «не протолкнуться». По воскресным дням в храмах тоже пусто не бывает. Сербская Православная Церковь, так же как и Русская, подвергалась гонениям в социалистические времена. Как ни парадоксально, но возможно это и стало причиной массового возврата сербов в Церковь.

В сербском Православии есть своя особенность. В отличие от русских, где каждый крестящийся человек получает крестное имя (имя святого, в честь которого крестится), у серба крестное имя уже определено до крещения, и не только до крещения, но и до его рождения. Это так называемый феномен сербской «Славы». Крестное имя (или «Слава») передается по мужской линии из рода в род. Начало идет от Святого Саввы, основателя Сербской Православной Церкви. Крестя сербов Святой Савва давал им крестные имена, которые с тех пор передаются по мужской линии из рода в род. Т.е. сын будет иметь такую же «Славу», что и его отец. С женщинами сложнее. Девочка до замужества имеет «Славу» своего отца, а выйдя замуж, ее «Славой» будет «Слава» ее мужа.

В рассказах о Сербии разумно было бы добавить Черногорию и Македонию, так как эти страны являются канонической территорией Сербской Православной Церкви, хотя в последние времена Македонская церковь претендует на самостоятельность и претендует очень настойчиво.

Македония

С Македонией все сложно. Македонская православная церковь претендует на самостоятельность (т.е. независимость от Сербской). Процесс идет, но завершенным его назвать нельзя. Официального признания независимой Македонской Церкви пока нет. Те кто посещали Македонию отмечали, что вера среди славянского населения (именно, славянского, так как в последнее время сильно растет албанская составляющая) реально существует. Народ массово посещает храмы, и не раз в год, а регулярно.

Болгария

В Болгарии с Православием дела обстоят абсолютно иначе. Православие в Болгарии сейчас находится в упадке. Люди массово забывают веру своих предков, придумывая порой самые нелепые объяснения этому забвению. Одно из самых распространенных объяснений, которые приходилось слышать, - это тот факт, что начиная с социалистических времен в церквях вместо священников служат офицеры спецслужб. Вероятно, какой-то процент действительно служит, или, правильнее сказать, служил. Ровно так же, как и в СССР. Но к массовому отходу от Церкви в России это не привело, даже наоборот, а вот в Болгарии народ в Церковь после краха социализма возвращаться решительно не хочет, и это очень явно видно. В больших городах по великим праздникам в храмы заполнены в лучшем случае наполовину. В Болгарии огромное количество храмовых развалин, которыми болгары гордятся, как памятниками архитектуры, абсолютно забывая о том, что это ни что иное, как свидетельства состояния их православия. Резюме: массовый отход (или невозврат после социализма) есть, и он заметен очень явно. Очень яркий пример: в крупнейшем Болгарии Рильском монастыре, - 8 монахов вместе с настоятелем. В некоторых действующих монастырях есть только настоятель, например, в монастыре Свв. Константина и Елены в одноименном приморском городке. Все это удивительно, учитывая, что Болгарская Церковь не подвергалась таким жестоким гонениям как в России или Сербии.

Румыния

В отличие от Болгарии в соседней Румынии Православие - это больше, чем традиция. Люди в храмы ходят. Присутствовавшие на службах в румынских храмах отмечают, что в Румынии Православие «самое домашнее». Большинство прихожан приходят со своими ковриками. В моменты коленопреклоненных молитв опускаются на них. Храмов в Румынии очень много. Один только пример: на 3 миллиона жителей Бухареста - 300 православных храмов. Для сравнение в Москве на 15 миллионов - 400. 90% населения - православные, причем не на словах, а на деле.

Греция

В Греции православие особенное. Его вполне можно назвать либеральным. Оно менее строгое, чем в России. Это выражается, например, в необязательности исповеди перед каждым Причастием. Службы, как правило, короче, чем в России и в Сербии. Но, что безусловно. Православие - это определенно часть Греции. Храмы совершенно точно не пустуют. По некоторым сведениям, до недавнего времени Церковь была богатейшим институтом Греции.

Из особенностей следует отметить греческое духовное пение. Человек, который никогда не сталкивался с греческим духовным пением, вряд ли отличие его от пения муэдзина в мечети. Четверть-тоновые ходы, мелизмы. Православная литургия в сопровождении такого пения, а хоры в Греции не обязательное явление, часто просто стоит один человек с микрофоном, выглядит довольно необычно. О том, какой момент службы сейчас реально совершается, часто можно догадаться только по действиям священников.

10 апр 2017 - 16:39:18 11

История Сербии - это история борьбы за свободу и независимость. За свою историю Белград был завоёван 40 армиями, и 38 раз отстраивался заново. Сербы никогда ни на кого не надеялись, кроме России. Не зря говорят, что русские и сербы - братья навек.

Почему "сербы"?

Однозначного мнения на тот счет, откуда произошел этноним "сербы" до сих пор нет, однако версий множество. Славист Павел Шафарик возводил слово "сербы" к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить».

Макс Фасмер интерпретировал слово "сербы" как "принадлежавший к тому же роду, тому же племени". Подобное значение поддерживали также филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, "серб" - это "человек, член родового союза".

Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова "серб" с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение "сторожить, охранять скот".

В 1985 году исследователь Шустер-Шевц высказал предположение, что слово "сербы" родственно русскому диалектному глаголу "сербать" (хлебать). Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой "с-р", значение которого "отделять,выделять, выдавливать".

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит "резать, разрезать,отделять". В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало "отделять, выделять, выдавливать". Это значение сохранилось, например, в русском главголе "черпать", который произошел от того же глагола "сербать". Такого же происхождения и слово "сера". Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Таким образом, можно сказать, что слово "сербы", вероятнее всего, значит "выделенный, отделенный по какому-либо признаку". Если учитывать, что предками славян в европейской историографии считались венеды, то, скорее всего, сербы были названы так при отделении, выделении именно из венедов.

Есть также версия, которой придерживаются те, кто сербов недолюбливает. Харватские националисты вслед за Анте Старчевичем считают, что этноним "сербы" произошел от латинского слова servus – раб. В рамках этой версии считается, что хорваты - наследники германцев, перешедшие на славянский язык для того, чтобы лучше справляться с сербскими рабами. Как говорится, комментарии излишни.

Борьба за свободу

Сербы впервые упоминались у Геродота и Птоломея ещё во II веке нашей эры, Сербия же как территориальное образование ведет свою историю с VI века, в VIII веке уже возникли сербские протогосударственные образования. В XIII веке в Сербском государстве к власти пришла династия Неманичей, в это же время страна освободилась от власти Византии.

Сербия достигла больших высот и развилась в крупное государство, которое стало занимать почти весь юго-запад Балканского полуострова. Наибольшего рассвета Сербское государство достигло во времена правления Стефана Душана (1331-1355), однако после смерти монарха история Сербии резко изменилась. Османская империя в середине XIV века стремительно завоевывала территории. Сербский князь Лазарь Хребелянович стремился объединить сербские земли, чтобы успешнее противостоять турецкой агрессии, однако времени для этого у него не хватило.

В 1382 году Мурад взял крепость Цателицу. Сил проивостоять мощной осанской армии у сербов не было, и Лазарем было принято непросто решение о заключении перемирия на кабальных условиях. По условиям договора, он обязался давать султану 1000 своих воинов на случай войны.
Такое положение дел не устраивало ни одну, ни вторую сторону: турки стремились развить экспансию, а сербы были недовольны сомнительными условиями перемирия.

Военная агрессия турков продолжилась, и в 1386 году Мурад I взял город Ниш, после чего сербы объявили о начале народного восстания. Мощная армия Османской империи 15 июня 1389 года нанесла поражение армии сербских князей в битве на Косовом поле. Это привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году.

С этого времени практически 400 лет Сербия находилась под властью Османской империи. Однако на всем протяжении османского владычества в Сербии не прекращалось освободительное движение. То и дело вспыхивали восстания, которые курировались Печским патриархатом, которому удалось наладить связи с Испанией, Венгрией и Испанией. Наибольшего успеха достигли восстания в XIX веке (первое и второе сербские восстания). Однако только в 1878 году Сербия получила долгожданную независимость.

Братья навек

Сами сербы признают, что нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.

Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.

Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.

Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре Первом. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини "Славянское царство".

В 1723 году Пётр Первый разрешил Ивану Албанезу, черногорцу по происхождению, создать поселение в районе города Сумы, куда переехало больше сотни сербских семей. Отсюда взяли свое начало два сербских территориальных образования, существовавших в Российской империи – Славяносербия и Новая Сербия.

Ледяная Голгофа

В Первую мировую войну (которая фактически началась в Сербии) Николай II встал на сторону братского государства. Не имея возможности помочь сербской армии русскими войсками, российский император организовал доставку в Сербию боеприпасов, военного снаряжения и провианта. Также в Сербию было отправлено несколько санитарных отрядов. В самом начале войны сербское войско смогло выдержать несколько лобовых наступлений австрийской армии, и дважды очищало свою территорию от захватчиков.

Однако в октябре 1915 года удар в спину сербам нанесла Болгария. Сербия оказалась в тяжелейшем положении. 9 октября пал Белград, уже на следующий день болгары соединились с австрийцами в Нише.

Зимние бои с превосходящими вражескими силами не сулили ничего хорошего, поэтому для того, чтобы избежать плена, сербские военные приняли решение об отступлении 300-тысячной армии на юг, к Адриатическому морю. Однако для того, чтобы там оказаться сербам нужно было пройти через албанские горы. Вместе с солдатами и простыми людьми, которые были вынуждены покидать свои земли, чтобы не попасть под призыв (новобранцев отправляли на Галицкий фронт, где нужно было воевать с русскими) в горы ушел и престарелый сербский король Петар.

Это отступление сербов вошло в историю под названием "ледяной Голгофы". Каждый третий погиб. Позже сербы стали говорить: "Нас спрашивают, почему мы называем детей несвяточными именами? У нас на Ледяной Голгофе замерз каждый третий мальчик, поэтому с тех пор у нас все имена святые".

Четники

Сербам свойственна высокая степень народной самоорганизации, особенно на основе национально-освободительного движения. Особого упоминания заслуживает такой феномен в истории Сербии как "четничество".

Его создание можно отнести к 1903 году, когда в Белграде был создан так называемый Сербский комитет, который, помимо внешней деятельности, занимался созданием вооруженных четницких формирований для дальнейшей борьбы с турецкой властью на Балканах.

Отряды созывались по мере необходимости и принимали участие как в обеих Балканских, так и в Первой Мировой войнах. В межвоенный период, после обретения Сербией независимости, четничество "воспитывало" молодежь – оно представляло собой ветеранские организации, которые вели идеологическую пропаганду, а также занималось поддержкой инвалидов боевых действий и семей погибших.

Негативная окраска термина "четник" уходит своими корнями к событиям Второй Мировой войны. На территории Югославии она переросла во внутреннее вооруженное противостояние. Часть югославской армии во главе с полковником Драголюбом Михаиловичом (ветераном Балканской и Первой мировой) отказались признать капитуляцию Королевства Югославии.

Сам Михаилович не опирался непосредственно на предыдущие четницкие организации, считая себя все еще составной частью Армии Королевства, и называл подконтрольные ему силы Югославской Армией в Отечестве. Четниками их прозвал уже народ. Национально настроенные монархисты первоначально пытались бороться со странами Оси совместно с партизанами Иосифа Броза-Тито, но, спустя несколько месяцев, союз между националистами и коммунистами распался.

Отдельные группировки четников стали открыто сотрудничать с оккупационными властями против красных партизан. Михаилович до последнего лавировал между неприятием коммунистической идеологии (невзирая на уважительное отношение к вооруженным силам Советского Союза), и нежеланием сотрудничать с оккупационной властью.

В конце концов, находящийся уже в звании генерала Михаилович, был снят эмигрантским правительством со всех командующих постов. Невзирая на это, он продолжал вооруженную борьбу вплоть до марта 1946 года, когда его отряд был разгромлен силами Броза-Тито уже после занятия Югославии Красной Армией. Драголюб Михаилович был казнен после суда, не учитывавшего показания спасенных четниками пилотов американских ВВС (всего которых было около 500 человек), 15 июля 1946 года.

Родина римских императоров

Сербия является родиной многих римских императоров. Город Сремска Митровица, в античные времена назывался Сирмий и был частью Римской империи. Этот город считается родиной шестнадцати римских императоров. В Сербии также родился Константин Великий.

В Сербии оливье называют русским салатом, сладкий квас - русским квасом, русским же называют почему-то черный сладкий хлеб, который может быть с мармеладом.

Сербия - настоящая "малиновая страна". Здесь выращивается треть всей малины мира.

  • 11 просмотров

В мире нет другого народа, который бы так верно и стойко хранил свои братские чувства к России и русским, как сербы. И не только потому, что своей независимостью они обязаны нашей стране. Многие сербские святые, мыслители и литераторы неоднократно утверждали, что, несмотря на очевидные языковые и этнокультурные различия, а также сотни километров, разделяющие русских и сербов, мы – один народ. Почему? Попробуем разобраться.

«Нас и Руса триста миллиона», - эта старинная сербская пословица, не нуждающаяся в переводе, широко известна. Хотя мало, кто знает ее продолжение: «А без Руса пола камиона». То есть «полгрузовика».

Увы, этот горький факт неоднократно давал о себе знать. Самые трагические страницы сербской истории всегда были связаны с тем, что именно в эти моменты наши братья оказывались с внешним противником один на один. Без поддержки большой России. Но победы сербов всегда были нашими общими победами, ведь именно благодаря им западный рубеж православной цивилизации вот уже более тысячи лет держится в самом центре Балканского полуострова.

Несколько лет назад героический лидер Сербской радикальной партии профессор Воислав Шешель, выступая на допросе в Гааге, бросил обвинителям:

«Почему американцы и их западные союзники против нас, сербов? Потому что мы маленький, но непокорный народ. И потому что мы близки к русским: и этнически, и как союзники, и культурно, да в каждой сфере. Мы на самом деле происходим от русских, от восточных славян…»

Действительно, предки сербов, упомянутые в «Географии» Птолемея еще во II веке от Рождества Христова, жили на территории современной России - на Северном Кавказе и Нижней Волге. Но ближе всего нас породнили отнюдь не кровь, не почва и даже не родственный славянский язык, а православная вера, которую мы приняли практически одновременно. Сербы - в IX веке, а русские - столетие спустя.

Хотя, конечно, близость русской и сербской речи тоже зачастую позволяла нам находить общий язык. Что, кстати, неоднократно отмечали в своих воспоминаниях русские солдаты и офицеры, участвовавшие как в сербской борьбе за независимость в XIX веке, так и в войнах века XX. В Белградской операции 1944 года и череде войн, прошедших в 1990-х годах в стремительно распадавшейся Югославии.

Вообще прошедший XX век стал очень тяжелым испытанием как для русского, так и для сербского народов. Но сербы вплоть до сегодняшнего дня прекрасно помнят, что в августе 1914-го Российская империя вступила в Первую мировую войну именно в защиту их страны. А потому и сейчас в Сербии и Республике Сербской (Босния и Герцеговина) не просто глубоко почитают императора Николая II, но на всенародно собранные средства устанавливают ему памятники.

К слову, сербские элиты это тоже прекрасно понимали. А потому после революционных событий 1917 года и Гражданской войны, именно сербский монарх - король Александр I Карагеориевич - дал возможность десяткам тысяч белых эмигрантов найти приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (позднее получившем название Королевство Югославия).

Позднее, в годы Второй мировой войны, многие русские принимали участие в югославской народно-освободительной войне против гитлеровских оккупантов. Причем как на стороне титовских красных партизан, так и в рядах сербских православных повстанцев-монархистов - четников.

Освобождение Югославии советскими войсками, которые на сербской территории практически не встретили сопротивления (даже коллаборационисты отказывались поднимать оружие против русских), стало одной из завершающих фаз Второй мировой войны. И, наверное, неслучайно полгода спустя после того как на Пасху 1944 года англо-американская авиация разбомбила Белград, советские летчики ошибочно (а может, и «ошибочно») вступили в воздушный бой с американскими ВВС, потерявшими, по разным данным, до семи самолетов.

В итоге 20 октября 1944-го войска 3-го Украинского фронта под командованием маршала Федора Толбухина во взаимодействии с югославскими партизанами освободили Белград. Фронт был отодвинут к северу более чем на 200 км, что создало возможность для успешного проведения Будапештской операции и дальнейшего наступления на Берлин.

Без малого полтора века назад Федор Михайлович Достоевский в своем «Дневнике писателя» произнес очень горькие слова:

«…Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!..

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации…»

К сожалению, эти слова оказались пророческими: сегодня мы видим, что многие наши братья по крови - причем не только западные славяне, но порой даже православные болгары - именно так и относятся к России. Практически все славянские страны устремились в НАТО, и сегодня стараются продемонстрировать Брюсселю и Вашингтону свои верноподданнические чувства.

И только сербы, несмотря даже на то, что мы не смогли оградить их от НАТОвской агрессии 1999 года, продолжают говорить «Маjкa Русиjа!» («Россия - матушка!»), а российского Президента в Белграде встречают цветами и транспарантами со словами «Владимире, спаси Сербию!»

И это лишний раз подтверждает то, что сербы - это не просто наш братский народ. Это самые настоящие русские на Балканах.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

Отрывок о переселении славян на Балканы из книги современного сербского историка Симы Чирковича.

На этой карте Балкан показаны первые годы (ок.

На этой карте Балкан показаны первые годы (ок. 530-550 гг. н.э.) после переселения славян на Балканы.

На карте на розовом фоне курсивом подписаны славянские племенные образования: сербы, дукляне (будущие черногорцы), хорваты, карантанцы (будущие словенцы), другувиты (или драговичи), конавляне, неретляне, захумляне, северцы (или северяне), стримонцы, ободриты, дулебы и ряд других;

На красном фоне курсивом подписана совместная территория славян и авар (авары - племя с сильным тюркским влиянием);

Синим - обозначена территория Византийской империи.

Также заглавными буквами подписаны провинции Византийской империи: Далмация, Дакия, Мезия, Паннония, Македония, Ахейя, Фракия, над которыми после прихода славян в союзе с аварцами Византия стала терять контроль, хотя некоторые из провинций позднее Византийская империя смогла вернуть;

Зеленым обозначена территория тюрок-протоболгар;

Также на территории Италии посреди византийских владений обозначены два лангобардских (германских) княжества - Сполетское и Беневето.

ПРОЧИТАНО В...

Сима Чиркович пишет:

«Переселения славян стали завершающим этапом в процессе названном в истории Великим переселением народов. Славяне начали свое мощное движение, когда большинство других народов и племен уже нашли новое пристанище в разных областях Римской империи . Направления миграций славян известны еще меньше, чем волны перемещений большинства германских племен и других участников Великого переселения.

Распространяясь за пределы своей загадочной, недостоверно известной «прародины», находившейся, по разным предположениям, где-то между Вислой и припятскими болотами , славяне заполняли пространства, которые покидали германские племена, продвигавшиеся на запад устремленные вглубь Римской империи. На юг, к дунайскому лимесу (лимес — укрепленная граница Римской империи. Прим. сайт), шли два потока славян: один, проходя восточнее Карпат, спускался через Средиземноморскую и Паннонскую низменности. Поражение гипид(ов) (также германского племени, но находящегося в союзе с Византией) в войне с лангобардами (также одним из германских племенами) (567) и уход лангобардов в Италию помогли славянам в Среднем Подунавье достичь границ Римской империи ...

На границах Восточной Римской империи славяне сталкивались другими племенами, также стремившимися продвинуться на ее территорию. Самым крупным среди них были (тюркский племенной союз) авары: они достигли Подунавья в 558 г. и подчинили себе славян, оказавшихся к ним ближе всех остальных . Нередко отряды славян под предводительством аваров совершали набеги на византийские территории. (Одновременно славяне на Балканах сталкивались с пришедшими туда . Прим. сайт).

В VI в., в период тяжелых кризисов в Византии, начинают появляться упоминания о славянах в сочинениях византийских ученых и писателей. Редкие свидетели тех событий главным образом описывают то, что больше всего их волновало: страдания людей в провинциях, увод их в рабство, опустошение и разорение.

На основе рассеянных по их сочинениям свидетельств можно составить неполную хронику нападений варваров на территорию Империи. В то время, согласно этим источникам, у варваров не было завоевательных целей: они довольствовались захватом имущества и увозили добычу обратно через границу. Лишь немногие из таких набегов отличались глубиной проникновения на территорию Империи или массовым характером. Например в 550 г. славяне достигли реки Места (Места — река в современной Болгарии и Греции, впадающая в Эгейское море. Прим.сайт), а в 550-551 гг. они впервые перезимовали на византийской территории «как на своей земле»

В последнее десятилетие VI века войскам Византийской империи, благодаря тому, что она заключила краткосрочный мир с Персией, удалось перейти в наступление и не только вернуть занятые к тому времени аварами важные приграничные города Сирмий и Сингидунум, но и перенести военные действия на другой берег Дуная. Таким образом империя ослабила натиск на свои границы, разбив самые близкие к ним отряды варваров. Однако случилось так, что именно это наступление в 602 году привело к нежелательному повороту событий: солдаты, которых заставляли зимовать на вражеских территориях, подняли восстание и сбросили воинственного императора Маврикия (582-602), а главное — армия покинула область лимеса (напомним, от лат. Limes — «дорога», «граничная тропа», позже «граница», здесь в значении приграничная область Прим. сайт), отправившись в Константинополь с целью обеспечить власть вновь провозглашенному императору Фоке (602-610).

Именно после волнений на границе славяне, словно бурный поток, хлынули на территорию Византии и за несколько лет дошли до самых дальних уголков Балканского полуострова.

Около 614 г. под их натиском прекратил свое существование город Салона (Солин близ современного города Сплит) — столица одной из провинций; около 617 г. они осаждали Салоники; около 625 г. напали на острова в Эгейском море, а в 626 г. вообще поставили под угрозу существование Византии, осадив, под предводительством аваров, одновременно с пришедшими из Малой Азии персами, Константинополь.

Начало переселения славян: под предводительством аваров

Славяне, находившиеся тогда в основном в подчинении у аваров из Подунавья, сопровождали их в набегах, а в серьезных военных операциях обеспечивали армии аваров массовость. Славяне хорошо владели искусством ведения боя на воде и нападали на крепостные стены византийских городов с моря, в то время как на суше в бой вступала ударная сила — отличавшаяся прекрасной маневренностью аварская конница. После победы авары обычно возвращались с добычей в паннонские степи, а славяне оставались на завоеванной территории и обосновывались там. (Паннония — одна из исторических римских провинций, ныне в Хорватии. Прим. сайт).

Византийская империя в те годы потеряла все территории в континентальной части Балканского полуострова; ей подчинялись лишь прибрежные города на всех четырех морях (Эгейском, Средиземном, Адриатическом, Черном) и острова, с которыми Константинополь поддерживал связь благодаря своему мощному флоту и преимуществу на море.

Пережив в 626 г. один из самых серьезных кризисов, Византия во время правления императора Ираклия (610-641) постепенно пришла в себя и, благодаря сохранившемуся преимуществу в Малой Азии и внутренним реформам, консолидировала оставшиеся земли, а затем начала упорную, длившуюся столетиями борьбу за возвращение утраченных провинций.

Переселение славян: поселенцы среди оставшегося населения Римской империи

Славяне не могли полностью и равномерно заселить обширные и многообразные пространства Балканского полуострова. По всей видимости, они двигались по древним римским дорогам и селились в тех областях, которые уже были некогда освоены и оказались пригодны для жизни .

За спиной славян или среди них оставались небольшие анклавы с остатками древнего населения провинций. Количество этих туземных «островков» и их местонахождение в окружавшем их славянском море по позднейшим данным установить уже невозможно.

Очень вероятно, что в самый ранний период заселения славянами Балкан большая часть автохтонного населения оставалась в горах и других труднодоступных местах. Известно, что немалое их число проживало на территории современной Северной Албании, в соседних с ней областях Македонии и в Фессалии, которая в эпоху раннего Средневековья называлась « » (walh - с древненемецкого «чужой» или «иностранец». Прим. сайт).

Скорее всего, некоторые группы автохтонного населения еще в раннем Средневековье жили на всем протяжении Динарского массива (ныне в Словении. Прим.. Они встречались там и в эпоху позднего Средневековья.

На своей новой родине сербы как и большинство других славянских племен, встретились со многими народами и племенами.

Прежде всего, это были ромеи, подданные византийских императоров, затем романы, жители приморских адриатических городов и островов, сохранившие в византийскую эпоху свой язык, происшедший от вульгарной латыни. Это были также , или мавровлахи, которые жили небольшими группами внутри полуострова и не имели связи с византийскими центрами, и, наконец, арбанасы (албанцы), жившие в горной местности за городом Драч. Они были близки к влахам по образу жизни и по экономическому устройству, но отличались от них тем, что сохранили свой архаичный язык, романизированный лишь частично.

Нет данных о самых ранних контактах славян с остатками старого балканского населения. Предания гораздо более поздних времен говорят о вражде между местными христианами и пришельцами-язычниками . Некоторые представления об этих контактах можно получить по языковым данным — по следам взаимовлияний и заимствованиям. Было, например, выявлено, что названия больших рек славяне заимствовали из автохтонных языков, а маленькие притоки получили славянские названия. Названия значительного количества гор и городов также романского происхождения. Даже славянский этноним для эллинов — грек, греки — происходит от латинского graecus . Некоторые романские и албанские элементы в сербской скотоводческой терминологии и славянские элементы в аграрной терминологии влахов и албанцев тоже обязаны своим происхождением эпохе заселения Балкан славянами.

Племена первых славян на Балканах

О составе праславянской общности и о том, что она из себя представляла как социальная структура до ее разделения в результате переселений на восточную, западную и южную ветви, известно так же мало, как и о прародине славян.

С помощью исследования древнейших языковых пластов удалось достоверно установить только то, что изначально различались восточная и западная славянские общности. Этот вывод соответствует данным, полученным в результате попыток реконструкции древнейших пластов славянской религии.

Современники переселений славян называют их тремя общими именами: венеды, склавины и анты . Первое название употреблялось у западных соседей славян, другие два использовались их южными соседями.

Последнее название — анты — было впоследствии быстро забыто, так что самым распространенным этнонимом, несомненно, предшествовавшим по времени именам отдельных славянских племен, оказался этноним славянского происхождения — склавины.

Славяне стали известны другим народам под своим общим именем, и оно веками служило арбанасам, и романам для обозначения ближайших к ним славянских соседей.

Название скье у влахов и арбанасов, производное от слова «склавины», служило обозначением сербов.

У романов как в сочинениях писателей, так и в древнейших правовых документах соседи назывались славяне (sclavi, slavi), и лишь намного позже появятся хорваты на севере и сербы на юге.

Итальянцы и западные авторы называли именем Sciavonia всю западную часть Балканского полуострова, а для венецианцев и дубровчан (жителей Дубровника) Sciavonia являлась территорией сербского государства и в XIV и в XV вв. (царь Душан — Imperator Sclavonie, а правители XV в. — despoti Sclavonie).

В настоящее время память об общеславянском названии удержалась только в этнониме Славония (regnum Slavonie, Slovinje) — так называется территория между реками Драва и Сава.

Внутри восточной и западной групп праславянской общности еще до эпохи Великого переселения существовали племенные союзы, названия которых позднее встречаются в разных частях заселенных славянами территорий. Названия хорваты, северцы (или северяне) и дулебы засвидетельствованы у восточных, западных и южных славян; названия сербы и ободриты — у западных и южных; название другувиты (или драговичи) — у восточных и южных .

Современная наука не дает никаких достоверных данных о различиях между ними. Вероятно, это действительно были племенные союзы, существовавшие длительное время и осознавшие, что именно делает их одной общностью и отделяет от других. Важную роль в этом осознании, вероятно, играли легенды о происхождении, верования и символы культуры.

О том, насколько велико было участие в процессе переселений того или иного племенного союза, можно судить по территории, которую он в результате занял. Распространенность самоназвания племени на обширной территории говорит о том, что здесь селилась значительная его часть. Но и на таких территориях остались свидетельства о присутствии также других племен. Так, части древнего племени хорватов оставили следы в топонимике Эпира и Косова поля; следы сербской топонимики сохранились на хорватских землях (жупа, т.е. область, Срб в Средние века), а также в Фессалии близ местечка Србица и по соседству с другувитами, заселившими территории Македонии и Фракии.

У нас нет никаких сведений, относящихся к эпохе переселений, и мы не можем сказать, как именно протекал этот процесс. Сохранились только записанные много позднее предания о том, как пришли на Балканы племена сербов и хорватов. В сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного (Порфирогенета) (913-959) рассказывается о том, что хорваты и сербы пришли на Балканы во время правления императора Ираклия (610-641), то есть в период, когда первая волна славян уже прокатилась по всему полуострову . В данном сочинении говорится, что сербы откликнулись на приглашение императора и пришли в качестве его союзников и помощников в защите Византийской империи. Они переселились на полуостров из так называемой «Белой Сербии», находившейся по соседству с «Франачкой» (землями, которые впоследствии заселят венгры) и с «Белой», или «Великой», Хорватией.

Однажды сын вождя «взял половину народа» и пришел к императору Ираклию, который его принял и дал ему для заселения край, прозванный Сервия (Србица) близ Салоник. Но здесь сербы долго не задержались: спустя некоторое время они захотели вернуться и уже перешли Дунай, но внезапно передумали и вновь потребовали от императора дать им землю.

Тогда император предоставил сербам опустевшие пространства между Савой и Динарским массивом, выходившие к морю, по соседству с хорватами, которые также переселились на полуостров (из «Белой Хорватии») под предводительством троих братьев и двух сестер и несколько лет воевали с аварами.

У славянских племен, обосновавшихся на пространствах Балканского полуострова, не было единой политической организации. На территории их поселений вскоре возникло достаточно много больших и маленьких княжеств, что дало византийцам повод называть все эти земли характерным словом во множественном числе — склавинии. Известно, что первоначально словом «склавинии» византийцы называли славянские территории на другом берегу Дуная. Из всех тогдашних славянских поселений только об этом сохранились некоторые сведения благодаря одному византийскому руководству по военному искусству, предназначенному для воевавших против славян византийцев.

Это сочинение носило чисто практический характер и потому содержало информацию только о конкретных врагах — славянах, а не о варварах вообще. В нем помимо прочего говорится, что славяне селились вблизи рек и лесов; что их поселения были расположены так, чтобы они могли поддерживать связь друг с другом; при этом они были хорошо защищены естественными препятствиями. Упоминается также, что славяне были земледельцами и хранили в своих жилищах запасы продовольствия и что помимо земледелия они занимались разведением скота. Как воины, славяне обладали упрямством и хитростью и владели особой тактикой. У них было легкое вооружение и легкие доспехи (разумеется, с точки зрения византийцев).

Пространства по другую сторону Дуная были испещрены большим количеством рек, территория между которыми была заселена множеством мелких племенных союзов. Ими управляли местные князья (архонты, reges). Одних византийцы покоряли, а других склоняли на свою сторону, опасаясь, что эти племена могут объединиться в своего рода «монархию» — сильную политическую структуру с единоличной властью.

После того как славяне расселились по всему Балканскому полуострову, в византийских источниках появляются упоминания о множестве «склавинии» на пространстве от Салоник до Константинополя, а позднее также в районах, расположенных выше далматинских городов.

Сведения о славянах в период «темных веков» (после заселения ими Балкан) остаются скудными и соответствуют тому, что о них было известно, когда они еще проживали вне границ Византийской империи. Тем не менее уже около 670 г. появляются сведения об отдельных славянских племенах, населявших Салоникский регион. Некоторые вожди славян воюют с византийцами, другие ведут с ними переговоры. В то время как одни славянские племена держат Салоники в осаде, другие снабжают город продовольствием.

У нас нет сведений о количестве балканских «склавиний». Весьма приблизительную и неполную карту можно лишь отчасти реконструировать на основании скудных данных того времени,а также благодаря возникшим позднее названиям административных единиц, епископств и географических областей. На пространстве от Венского леса до Черного моря сохранилось около двадцати названий когда-то существовавших славянских княжеств и племенных союзов. У некоторых из них были названия общеславянского происхождения, например хорваты, сербы, северцы, драговичи, дулебы; у других названия возникли уже на новом месте обитания. Иногда они образовывались от древних названий рек (стримонцы, неретляне), иногда от древних названий населенных пунктов (карантанцы — от названия civitas Carantana, дукляне — от названия античного города Доклея (ныне черногорцы. Прим. сайт).

На пригодных для земледелия пространствах в карстовых полях между Динарским массивом и побережьем Адриатики, заселенных сербами, возникли княжества неретлян (от реки Цетина до реки Неретва), захумлян (от Неретвы до окрестностей Дубровника) и травунян (от Дубровника до Боки Которской).

С ними непосредственно соседствовало княжество дуклян (в долинах рек Зета и Морач его граница тянулась от Боки до реки Бояна), В глубине полуострова все эти княжества граничили с обширной территорией, сохранившей племенное название Сербия.

Преемственность сербам обеспечивала династия правителей, состоявшая из потомков того самого «сына вождя», который привел их на Балканский полуостров. Это весьма обширное сербское княжество Константин VII Багрянородный (Порфирогенет) называет «Крещеная Сербия», в отличие от некрещеной «Белой Сербии» на севере. На западе «Крещеная Сербия» граничила с Хорватией, прежде всего с ее наиболее продвинутыми на восток жупаниями (областями) Плива, Хлевена (Ливно) и Имота. Восточной приграничной областью «Крещеной Сербии» был Рас (близ современного города Нови-Пазар), за которым начиналась Болгария.

Но долго в таких протяженных границах княжество сербов не просуществовало. К середине Х в. внутри него уже наметились контуры области Босния, находившейся у истоков реки с тем же названием. Впоследствии Босния начнет самостоятельное развитие и расширит свою территорию.

Еще позднее (XII-XIII вв.) на севере «Крещеной Сербии» появится земля Усора, простиравшаяся от Врбаса до Дрины. А когда-то приграничный город Рас станет центром восточносербских земель.

Первые славяне и их противники на Балканах

Славянским племенным союзам (склавиниям) угрожала опасность со стороны трех главных противников .

С одной стороны, это были уже упоминавшиеся авары, под частым предводительством которых славяне осваивали Балканы . С конца VII в. мощь аваров ослабевает, а в следующем столетии их государство уничтожают франки, которые таким образом становятся непосредственными и весьма опасными соседями славян, прежде всего хорватов.

А сербы подвергаются еще более сильной угрозе со стороны двух других центров — Болгарии и Византии. Болгария возникла в 680 г., когда (тюрки)-протоболгары завоевали семь славянских племен (одним из них было племя северцев), живших между Дунаем и Балканскими горами. Они не вмешивались во внутреннее устройство покоренных славянских племен, но использовали их в качестве военной силы при завоевании славян-соседей.

Земли «склавиний» с юга поглощала Византия, постепенно расширяясь за пределы своих опорных пунктов — приморских городов. Византийские императоры обычно превращали завоеванные славянские княжества в военно-административные единицы — фемы. Фемами управлял стратег, которого назначал император. В названиях отдельных фем сохранились славянские этнонимы; например, фема Вагепетия (напротив острова Корфу) получила название от славянского племени ваюнитов, а фема Стримон — от княжества струмлян.

Завоевание «склавиний» шло постепенно. Триумфом стал прорыв армии императора Юстиниана II (685-695) по суше от Константинополя к Салоникам в 689 г.