Болезни Военный билет Призыв

Плещеев алексей николаевич для детей. Биография алексея плещеева. Период политической активности

ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич родился в семье губернского чиновника - поэт.

Его семья принадлежала к старинной дворян­ской фамилии. В 1827 отец Алексея Николаевича переводит­ся на службу в Нижний Новгород, где провел свои детские годы и будущий поэт.

До 13 лет Алексей Николаевич учился дома, где получил хорошее образование и знание иностран­ных языков.

В 1839 был отдан в Пе­тербургскую школу гвардейских подпра­порщиков, где некогда учился и Лермон­тов .

В 1843 поступает на восточный факультет Петербургского университета. Од­нако предметы, которыми он занимался «без всякой любви», заставляют его поки­нуть университет, чтобы на свободе за­няться «живыми» науками, близкими «к интересам времени» - историей и полит­экономией.

В 1844 появляются первые стихотворения Плещеева, которые он публикует в «Современнике», «Библиотеке для чте­ния», «Литературной газете».

В 1846 вышел первый сборник. Поэт звал в них к «доблестному подвигу», верил в «желанный час освобождения» народа из-под ига самодержавия. Он ста­новится членом общества, возглавляемого Петрашевским.

В 1849 кружок был разгром­лен. Алексей Николаевич вместе с другими членами круж­ка был приговорен к смертной казни, которая в последнюю минуту была заме­нена солдатчиной и ссылкой. Лишенный «всех прав и состояния», отданный рядо­вым в Оренбургские линейные батальоны, он почти 10 лет тянул солдатскую лямку.

В середине 50-х гг. Алексей Николаевич возобновляет прерван­ную литературную деятельность. Он актив­ный сотрудник «Современника», в 1859- 60 неофициально редактирует газету «Мос­ковский вестник».

В 1858, 1861 и 1863 выходят сборники.

В 1887, 1898 и 1905 - полное собрание его стихотворений.

В 1860 и 1896-97 - два тома повестей и расска­зов.

Плещеев издает в эту пору «Повести и рас­сказы» И. С. Тургенева , семь выпусков полезного пособия для учащихся - «Гео­графические очерки и картины» , литера­турные сборники для детей. Много пишет для театра. Закрытие «Современника», «Русского слова» ставят Плещеева в тяжелое по­ложение, он вынужден служить ревизо­ром Контрольной палаты Московского почтамта.

С 1867 в связи с возобновлением Некра­совым «Отечественных записок», сотрудничает с журналом.

В 1872 Алексей Николаевич получил разрешение на въезд в Петербург и стал бессменным секретарем некрасовского журнала, актив­ным его сотрудником.

С 1877 - заведую­щим стихотворным отделом. После за­крытия «Отечественных записок» вме­сте с основной группой членов редакции этого журнала перешел в «Северный вестник», где с 1884 по 1890 заведовал сти­хотворным и беллетристическим отделами. Плещеев заботился об успехе журнала и прила­гал много сил, чтобы улучшить его литературно-художественные отделы. Он при­нимал деятельное участие в работе Лите­ратурного фонда, был старшиной Артисти­ческого кружка в Москве, организован­ного Островским, одним из учредителей Общества русских драматургических пи­сателей, председателем Общества сцени­ческих деятелей, членом Театрально-ли­тературного комитета, активным участни­ком Общества российской словесности.

Стихотворения, вошедшие в сборник 1846, привлекли внимание читателей своей общественной направленностью. Испытав сильное воздействие Пушкина , Лермонто­ва, Огарева , Алексей Николаевич продолжал традиции граж­данской лирики.

Его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья...» было программным для петрашевцев. Прозванное «русской Марсельезой», оно звучало на митингах и маевках и стало песней рабочих, кото­рую пели в канун революции.

Не меньшей популярностью пользовалось стихотворение «По чувствам братья мы с тобой» , которое до не­давнего времени приписывали то Добролю­бову, то Рылееву . Призывавшее к бесстра­шию, оно способствовало сплочению пере­довых людей, было любимейшим в семье Ульяновых. Стихи поэта оказали огромное воздействие как на современников поэта, так и на последующие поколения.

Ни арест, ни солдатчина, ни ссылка не сломили убеждений поэта, страстного последователя идей Белинского , его стрем­ления честного служения своей музой об­ществу. Еще находясь в ссылке, Плещеев вни­мательно следит за деятельностью Чер­нышевского , Добролюбова, Некрасова. В первых же стихотворениях, написанных в середине 50-х гг., звучат мотивы сострадания к горю народа, к участи угнетенных. Поэт создает ряд стихотворений, где звучит призыв к юному поколению бороться во имя новой жизни («О, юность, где же ты?» ). Через многие стихотворения поэта проходит тема любви к родине и народу, страдаю­щему под игом самодержавия («Нищие», «Родное», «Скучная картина», «На улице» ).

Самое сильное стихотворение этого цик­ла - «Отчизна» , где изображена горькая жизнь труженика убогих деревень. Поэт мечтает о том дне, когда исчезнет «нена­висть племен», когда не будет «братской кровью меч народов обагрен» («Иль те дня еще далеки?» ).

Реалистические тенденции русской ли­тературы обусловили развитие сатириче­ского жанра в ней. Наряду с Некрасовым к нему обращается в 50-е гг. и Плещеев, кото­рому принадлежит ряд сатирических произведений («Мой знакомый», «Счастли­вец», «Дети века все больные» ). Самое силь­ное стихотворение этого цикла - «Марш отступников» , полное ненависти к ренега­там и предателям. Элементы сатиры мы находим и в элегических стихотворениях Плещеева. Поэт никогда не стоял в стороне от общественной жизни, он откликается на острые вопросы и политические собы­тия, обращаясь к молодежи, к единомыш­ленникам, участникам революционного движения. Он вновь, как и в начале своего пути, поднимает вопрос о назначении поэ­та и поэзии, причем поэт выступает уже не только как пророк, предсказывающий грозную расплату, но и как боец.

Как и Некрасов, он обращается к об­разам великих людей своего времени. Он посвящает стихи Белинскому, Чер­нышевскому, Добролюбову, в которых воплощены характерные черты замечатель­ных борцов революционной демократии. И, несмотря на то, что ни в одном стихотворении не обозначен адресат (из-за цен­зуры, особенно свирепствовавшей, когда эти произведения создавались), современ­ники узнали тех, чей облик нашел во­площение в стихах Алексея Николаевича.

Разгром революционного движения в 60-е гг., гибель Добролюбова, Михайлова, арест и ссылка Чернышевского потрясли Алексея Николаевича, он тяжело переживал эти события. Гнетущими были и условия работы в связи с наступлением реакции, необыкно­венно тяжелыми обстоятельствами личной жизни. Плещеев тяжело переживал в 60-70-е гг. то, что не мог сказать «нового слова» «свежим борцам», что ему приходилось только сочувствовать продолжающим дело, которому он отдал лучшие годы юности. Поэт болезненно переживал свою отор­ванность от крестьянской массы. Его мучило сознание, что он не может вопло­тить в жизнь свои идеалы, то есть принять непосредственное участие в борьбе за сво­боду народа, и эти раздумья мы находим в ряде произведений («Жаль мне тех, чья гибнет сила», «Старик», «Так тяжело, так горько мне и больно» ). Но лирический герой Плещеева не противостоит людям, обще­ству, а тесно связан с ними. Поэт никогда не совершал компромиссов со своей со­вестью, оставаясь верным служению отчизне.

Большое место в творчестве Алексея Николаевича 70-х гг. занимает пейзажная лирика, отличающая­ся простотой, задушевностью («Летние песни» ). Много сил и энергии отдал он, созданию детской литературы, посвятив самым маленьким читателям прекрасные стихотворения, проникнутые горячей лю­бовью к ним. Поэт-гуманист стремился познакомить ребенка с жизнью, объяс­нить окружающий мир. Он нарисовал пре­красные картины родной природы «роди­мой сторонки». Эти чудесные стихи по до­стоинству оценили Варламов, Мусоргский, Гречанинов, Кюи, Чайковский, написав­шие на них музыку.

Немалое значение имеет деятельность Алексея Николаевича как переводчика. В переводе он видел продолжение своего оригинального твор­чества, придавая большое значение выбору оригинала. Несмотря на крайнюю нужду, которая заставляла его переводить ради насущного хлеба, он относился к переводу как большому и важному средству в деле воспитания читателя, как высокому ис­кусству, как к работе художественной. Его перу принадлежат первые в России перево­ды из Стендаля, Золя, Ж. Занд, Додэ, Мо­пассана, Брет Гарта; он один из первых переводчиков Гейне, Петефи, Байрона.

Разносторонне образованный, обладав­ший тонким эстетическим чутьем, Алексей Николаевич был видным, талантливым критиком, которому принадлежит множество критических ста­тей, обзоров, рецензий, напечатанных ано­нимно и под различными псевдонимами во многих газетах и журналах.

Критические отзывы Плещеева очень ценились Добролюбовым, Некрасовым, Островским. Статьи революционно-демокра­тических критиков, а также редакционные рецензии некрасовских журналов «Современ­ник» и «Отечественные записки» отража­ли отношение передовых людей к творче­ству Плещеева, опровергали потуги реакционной и либеральной критики, стремившейся исказить гражданский характер его поэзии. Стихи Плещеева А.Н. переведены на многие европейские языки.

Умер – , Париж.

Плещеев Алексей Николаевич краткая биография русского писателя, поэта, переводчика, литературного и театрального критика изложена в этой статье.

Краткая биография Плещеева

Писатель родился 4 декабря 1825 года в городе Кострома в семье чиновника. Отец его умер, когда Алексею было 2 года. Мать поэта воспитывала сына в одиночку. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новгороде.

В 1839 году семья переезжает в город Петербург, где Плещеев поступил в школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков. Через 2 года он уходит из училища, а в 1843 году поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В этот период Алексей Плещеев увлекся социалистическими идеями, политической деятельностью и реформами в стране.

В 1845 году покинул и университет. К этому периоду Алексей Николаевич активно занимался литературной деятельностью — писал стихи, выступал как прозаик. В 1849 году Плещеева арестовали через связь с петрашевцами. Его обвинили в распространении запрещенной литературы и приговорили к смерти через расстрел. Но приговор решено было заменить 4 годами каторги, лишениям состояния. Но, еще больше смягчив приговор, его перенаправили в Оренбургский край для несения пограничной службы. Там Алексей Николаевич получил звание унтер-офицера, потом прапорщика, а вскоре он перешел на гражданскую службу.

В 1857 году писатель связал себя узами брака. Через два года Плещеев получил разрешение на переезд в Москву, где он полноценно стал заниматься любимым делом — творчеством. В городе Плещеев начал сотрудничество с журналом «Современник», печатался в журналах и газетах. Занимается написанием критических статей, давая отзывы о политической и общественной жизни России.

В 1863 году на писателя пытаются повесить обвинение в антиправительственной деятельности. Оно было снято за неимением каких-либо доказательств.

В 1864 году умирает жена поэта и позже Плещеев женится во второй раз. Чтобы обеспечить семью он вновь поступает на службу, параллельно пытаясь подзаработать на жизнь публикациями своих произведений.

С 1872 года Плещеев переезжает в Петербург и начинает работать в журнале «Отечественные записки». Он борется постоянно с нуждой, на износ работает, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своей семьи.

И судьба за долгие годы трудов вознаградила поэта — он получает наследство в конце жизни, позволившее ему безбедно жить, занимаясь творчеством.

Николай Алексеевич Плещеев, биография которого будет кратко изложена в статье, является ярким представителем русской интеллигенции XIX века. Он был прозаиком, поэтом, переводчиком, литературным критиком, и революционером.

Начало жизненного пути

Жизнь Плещеева была переполнена событиями, богата запоминающимися фактами. Родился писатель в семье, которая принадлежала к старинному дворянскому роду. Это радостное событие произошло в начале зимы 1825 года в Костроме. С 1826-го семья жила в Нижнем Новгороде, куда на государственную службу был переведен отец будущего поэта. Однако вскоре глава семейства умирает, и мальчик остается на попечении матери.

В 1839 году будущий поэт Плещеев вместе с ней переезжает жить в Петербург. Здесь он решает посвятить свою жизнь военной службе и поступает учиться в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Но, проучившись в учебном заведении два года, молодой человек понимает, что это не его предназначение. Он оставляет учебу и поступает в Петербургский университет на историко-философский факультет. Предметом его изучения становятся восточные языки.

Круг знакомых Плещеева к этому времени уже очень широк, несмотря на его молодой возраст. Он знаком с такими известными людьми, как Плетнев, Григорович, Краевский, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин.

Общественная деятельность

В середине XIX века среди дворянской молодежи считалось престижным состоять в различных общественных движениях, кружках, партиях. Не остался в стороне от современных веяний и молодой Плещеев. Биография поэта полна сведений о его участии в подобных организациях, в том числе и революционных. Все эти увлечения были страстными и оказывали непосредственное влияние на судьбу поэта.
Так, например, находясь под воздействием влияния Бекетова, который руководил одним из студенческих кружков, Плещеев охладел к учебе и оставил университет в 1845 году, не окончив обучение. В это же время он начал посещать заседания кружка Петрашевского. Но особая тяга у молодого поэта была к кружку Дурова, где преобладали не столько политические, сколько литературные интересы.

Раннее творчество

Стихи Плещеева начали появляться в печати с 1844 года, главным образом в таких известных в то время изданиях, как "Отечественные записки", "Современник", "Литературная газета", "Библиотека для чтения". В стихах, относящихся к раннему периоду творчества, явно чувствуется влияние произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

Поэзии Плещеева присущи мотивы печали, одиночества, романтики. Во второй половине сороковых годов лирика поэта наполняется энергией протеста, призывом к борьбе с несправедливостью, угнетением. Революционный характер стихов Плещеева не остался незамеченным как поклонниками его таланта, так и властями.

Годы ссылки

В 1849 году в Москве вместе с другими вольнодумцами, принадлежавшими к петрашевцам, был арестован и Плещеев. Биография поэта пополнилась еще одной страницей жизни. После ареста он был доставлен в Петропавловскую крепость Петербурга, где находился в заключении около восьми месяцев. 22 декабря на Семеновском плацу ожидал казни, которая в самый последний момент была заменена четырехлетней каторгой, лишением всех прав на наследование состояния и воинского звания.


Плещеев был отправлен в город Уральск, в отдельный Оренбургский корпус, в качестве рядового. С 1852 года служба проходила в Оренбурге, где за особые заслуги он был возведен в звание унтер-офицера, а в 1856 году офицерское звание было восстановлено. В 1857 году Николаю Алексеевичу Плещееву было возвращено и звание дворянина.

За годы ссылки поэт сближается с людьми, близкими ему по духу, такими как поэт Михайлов, польские революционеры. Меняется и лирика поэта. В стихах появляется искренность, чувствуется собственный взгляд на некоторые стороны жизни. В это же время рождается цикл стихов, относящихся к любовной лирике. Они были посвящены будущей жене Николая Алексеевича.

После ссылки

Годы жизни поэта Плещеева можно разделить на два периода - до ссылки и после нее. Время, проведенное в суровых условиях, только закалило характер поэта, но не заставило его изменить прогрессивным идеям.

В 1858 году Плещеев приезжает в Петербург и знакомится здесь с Добролюбовым, Чернышевским, Некрасовым. В 1859 году переезжает жить в Москву. Здесь он активно занимается литературной деятельностью. На творческих вечерах, которые Плещеев устраивал в своем доме, бывали самые известные представители русской интеллигенции, такие как Лев Толстой, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Петр Чайковский и многие другие писатели, поэты, актеры, музыканты.

Просветительская работа

Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия "Детская книжка", в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы. Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.

Прозаик и переводчик

В те годы жизни Плещеева, когда он работал как переводчик, проявился весь его литературный талант. Многие стихотворные переводы с французского, немецкого, английского, славянских языков, выполненные Николаем Алексеевичем, до сих пор считаются лучшими. Часто поэт брался за произведения, которые до него никто не переводил на русский Плещеева принадлежат и некоторые научные переводы на исторические и социологические темы. Литературная критика также интересовала Николая Алексеевича, ей отводится особое место в его работе.


На протяжении всей творческой деятельности поэт не оставлял работу над прозой. Но надо сказать, что созданные им произведения не выходили за рамки существующих в то время традиций. Некоторые из рассказов и повестей можно назвать автобиографическими.

Говоря о том, что годы жизни поэта Плещеева были наполнены яркими событиями, встречами, знакомствами, увлечениями, нельзя не сказать и о пристрастии Николая Алексеевича к театру. Сам Плещеев был отличным чтецом. Он понимал и любил театральное искусство. Из-под пера поэта вышли пьесы, которые ставились на сценах ведущих театров страны.

Литературное наследие

Николай Алексеевич Плещеев, биография которого может вызывать только восхищение потомков, оставил после себя богатое культурное наследие.

Оригинальные и переводные стихи Плещеева завораживают своей мелодичностью. Именно поэтому они не остались незамеченными такими великими композиторами, как Чайковский, Мусоргский, Кюи, Гречанинов, Рахманинов. Более ста поэтических произведений поэта положены на музыку, являясь образцами искусства. Около 13 оригинальных и 30 переводных театральных пьес принадлежат перу Николая Алексеевича. Некоторые из них и сегодня входят в репертуар театров страны.
Сотни поэтических произведений Плещеева издаются в сборниках. Многие, став классическими, входят в хрестоматии по литературному чтению.

Жизнь Плещеева оборвалась 26 сентября 1893 года в Париже, но похоронен Николай Алексеевич в Москве.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Биография Алексея Николаевича Плещеева Работу выполнила Рудикова Ольга Александровна

Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) п оэт переводчик прозаик д раматург критик

Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября 1825 года в Костроме в семье губернского чиновника. Отец и мать принадлежали к старинному родовитому дворянству. Однако семья Плещеевых жила небогато. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование.

В 1839 г. в Петербурге становится юнкером Школы Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Обстановка военного училища угнетала его и через год он поступает в университет, но через два года оставляет и университет. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств Плещеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с историей и политической экономией. Он писал стихи, а во второй половине 40-х годов Плещеев довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.

1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».

Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором. Всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.

Три последних года жизни Плещеев оказался освобождён от забот о заработках. В 1890 году он получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в Париже. Поэт внёс значительную сумму в Литературный фонд, учредил фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей.

В 1893 году, уже тяжело больной, А. Н. Плещеев в очередной раз направился на лечение в Ниццу и по пути, 8 октября 1893, скончался от апоплексического удара. Тело его было перевезено в Москву и погребено на кладбище Новодевичьего монастыря.

Где провёл детство Алексей Николаевич Плещеев? НИЖНИЙ НОВГОРОД

3. Известный детский сборник поэта?

4. Где жил Алексей Николаевич Плещеев после получения наследства и до самой смерти?

5. Где похоронен поэт?

Источники ru.wikipedia.org/ wiki / Плещеев,_Алексей_Николаевич


Плещеев Алексей Николаевич (1825 - 1893), поэт.

Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.

В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф.Достоевским, Н.Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.

В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.

В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".

В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".

В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.

В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".

Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).

Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).

В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. ПетЕфи и других поэтов.

Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.

Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А.Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).

В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".

В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".

Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.