Болезни Военный билет Призыв

Почему человек оказывается в изоляции. Поршнев Б. Ф. Последствия изоляции человека от общества. Неприятный тип одиночества

Невероятные факты

Есть такие люди на Земле, которые огромное количество времени провели в полной изоляции от мира и от других людей.

Это был либо их собственный выбор, либо заточение происходило по принуждению.

Будь то заключённый, мистический отшельник или эксцентричный затворник, их судьбы порой трагичны, но всегда убедительны.

10. Джон Бигг (John Bigg)

В 1649 году к окончанию гражданской войны в Англии, пуританские войска Оливера Кромвеля ("Круглоголовые") взяли под свой контроль английский парламент и поспешили отдать под суд правящего монарха Карла I за государственную измену.

Саймон Мэйн (Simon Mayne), английский судья и член парламента в то время, стал одним из государственных обвинителей в суде над Карлом. Подчинённый Мэйна, Джон Бигг, по слухам, был одним из палачей в капюшонах, которые обезглавили царя .

Быстрый суд и последовавшая за ним казнь Карла вызвали широкое неодобрение. "Круглоголовым" Оливера Кромвеля пришлось избавиться от половины парламентариев всей Англии, чтобы хоть как-то взять ситуацию под контроль.

Оливер Кромвель

Но тем не менее, ситуация оставалась крайне напряжённой. К примеру, участник расправы над монархом Томас Хойл (Thomas Hoyle), которому удалось сохранить своё место в парламенте, покончил с собой в первую годовщину смерти Карла. Роялисты позже говорили, что его постоянно преследовал безголовый призрак.

Ещё один участник суда, Роуленд Уилсон (Rowland Wilson), как говорили, умер от меланхолии и всепоглощающего чувства вины в том же году.

Джон Бигг отдал себя в руки метафорической смерти вскоре после свершения расправы над Карлом. Когда монархия была восстановлена в 1660 году, Мэйн предстал перед судом, был признан виновным в цареубийстве и умер в Лондонском Тауэре.

Тауэрская башня

Возможно из чувства страха или ощущая свою вину, Бигг поселился в подземной пещере дома Мэйна, и жил там в полном одиночестве до конца своих дней. В последний раз его видели на фото начала 18 века, очень похожего на персонажа "Звездных войн" Эвока. То есть человек изолировал себя от мира более, чем на 40 лет.

Эвок из "Звездных войн"

Несмотря на свою фамилию и негабаритный размер обуви, Джон не был гигантом. Когда в его одежде образовывалась какая-то прореха, он просто пришивал кожаную заплатку поверх. Таким образом, его внешний вид был очень своеобразным и громоздким.

Изоляция человека

9. Дороти Пейдж (Dorothy Paget)

Владелица эксцентричной скаковой лошади Дороти Пейдж в юности была опытным всадником, но с годами начала страдать от ожирения. Достигнув веса в 127 кг и выкуривая около 100 сигарет в день, Пейдж, в конечном итоге, стала выглядеть вдвое старше своего возраста.

Она немного похудела после того, как несколько оставшихся в её окружении мужчин - поклонников конного спорта, сказали, что других представителей сильного пола воротит от неё. Понятно, что рядом с ней не было близкого мужчины .

Даже когда её рысак, Золотой Миллер, выиграл на соревнованиях, люди недобро пошутили, что, скорее всего, это единственный мужчина, с которым она целовалась за свою жизнь.

Несмотря на то, что Пейдж выглядит властной, пугающей и грубой, Дороти страдает от чрезмерной застенчивости. На ипподроме она изолирует себя от общества огромным количеством помощников женского пола, и постоянно надевает синее твидовое пальто и берет.

Иногда она запирается в туалете, дожидаясь, пока разойдется толпа, а во время путешествия на поезде, она часто арендует целый вагон, чтобы сохранить своё личное пространство от вторжения.

Дороти общается со своими сотрудниками посредством записок, а все возникающие вопросы решает при помощи специально разработанной кодовой системы цветов , при этом ни к кому не обращается по имени.

Кроме лошадей, судя по всему, только ещё одно живое существо ощутило на себе всю полноту привязанности Пейдж – это Ольга де Манн (Olga de Munn), племянница принцессы Мещерской.

Мещерский, русский иммигрант, управлял одной из парижских школ, в которой испорченная и непослушная Пейдж была вынуждена завершить своё формальное образование, после того, как её выгнали из шести других школ.

К 54 годам Пейдж стала полным отшельником, живя в своём доме в Chalfont Saint Giles. Она изолировала себя полностью от внешнего мира, "купаясь" лишь в пожелтевших страницах газеты "Sporting Life", и делая ставки исключительно по телефону.

Она была настолько изолирована от общества, что букмекеры позволяли ей делать ставки даже после окончания гонок, потому что они были уверены, что в силу своего отшельничества Пейдж никогда не узнает об обмане .

Дороти работала по ночам, а днём спала. Однажды рано утром в феврале 1960 года кто-то из "цветного" персонала нашёл её труп, лежащий на календаре с расписанием гонок. Женщине было 55 лет .

Тогда в газетах появилось огромное количество кислых статей с обзором её образа жизни, что и побудило Ольгу де Манн сделать публичное заявление в защиту своей несчастной подруги.

8. Кевин Таст (Kevin Tust)

Кевин Таст – это одинокий охотник, но не в обычном смысле этого слова. Он провёл десятилетия в одиночестве, месяцами не вставая с колен, находясь на западном побережье Новой Зеландии. А всё ради того, чтобы сфотографировать канадского лося .

Первая попытка «заселить» лосями Новую Зеландию состоялась в 1900 году. Тогда их осталось только четверо, 10 особей погибли во время сурового морского путешествия из Канады. Ко времени прибытия на место животных описывали как ручных, домашних пони.

В ходе того эпического путешествия они также стали зависимыми от печенья . Один из них в течение многих лет обитал возле того места, где их высадили на берег, вероятно, в надежде найти печенье.

Канадский лось

Следующая партия лосей "прибыла" в Фьордлэнд в 1910 году. Всего было 10 особей: четыре самца и шесть самок. Это попытка "внедрения" была более успешной, несмотря на то, что одна из самок повредила плечевую кость в день прибытия на новое место, а другая была убита спустя неделю.

Свободные от "печеневой" зависимости, эти лоси довольно быстро адаптировались к новым условиям. Их потомков редко, но видели вплоть до 1953 года .

Шло время, и считалось, что канадский лось уже давно вымер из-за конкуренции за еду с увеличивающимся размером популяции благородного оленя.

Благородный олень

Тем не менее, биолог Таст нашёл доказательства того, что несколько лосей всё же выжили. Сейчас он живёт в полном одиночестве в дебрях Фьордлэнда, чтобы запечатлеть на плёнку живых лосей .

Его многомесячные одиночные пребывания и исследования на местности дали некоторые результаты. Анализ ДНК шерсти различных животных, найденных им в Фьордлэнде, подтвердил, что их происхождение связано с канадским лосём. Поиски Таста продолжаются.

Женщины в заточении

7. Бланш Монье (Blanche Monnier)

Она провела 25 лет своей жизни запертой в абсолютно тёмной комнате, всегда полуголодная и голая. Всё это время Монье лежала на матрасе, покрытом вшами в своих же собственных экскрементах.

Её единственными друзьями были крысы, с которыми женщина делила свой кусок хлеба. К моменту «сближения» с крысами она уже сильно постарела и начала потихоньку сходить с ума. В чём же было её преступление?

Бланш полюбила человека, который принадлежал к роду, ниже её семьи по социальному статусу. Справедливо сказать, что Монье стала жертвой страшной несправедливости, и что любовь не всегда побеждает.

После анонимной наводки женщина была обнаружена французской полицией и освобождена в 1901 году. Изначально полагали, что она не выкарабкается, и хотя впоследствии физически она более-менее пришла в норму, её здравомыслие так никогда и не восстановилось.

Между тем, мир был потрясён, узнав, что женщину, которая позже стала известной, как "секвестрированная Пуатье", заперли члены её собственной семьи после того, как она отказалась отречься от своей любви к неуспешному местному адвокату.

Бланш Монье была привлекательной энергичной брюнеткой, взять в жёны которую хотели несколько состоятельных мужчин города. Но к большому ужасу её семьи, принадлежащей к высшему классу, своё сердце она отдала обычному адвокату.

Бланш после освобождения

Семья Монье, полагая, что их репутации придёт конец в случае одобрения союза дочери и адвоката, решили не дать браку состояться, ограничив молодую девушку.

Реализовывал идею по заточению её брат - чиновник, но сама задумка принадлежала матери, которая надеялась, что девушка вскоре поменяет своё решение. Но Бланш никогда так и не передумала.

Мать девушки

Её возлюбленный адвокат умер за 16 лет до спасения Бланш. Когда подробности шокирующего преступления всплыли наружу, мать женщины посадили в тюрьму, где она вскоре умерла от сердечной недостаточности, осознав истинный ужас своего преступления.

Люди с раздвоением личности

6. Пятый герцог Портлендский

Истинные масштабы таинственности уединения этого человека трудно себе представить. Возвращаясь в викторианскую эпоху, стоит заметить, что герцог, как было заявлено, оставался взаперти на территории своей частной недвижимости, аббатства Уэлбек, был реальным Джекил и Хайд (повесть шотландского писателя Роберта Стивенсона о раздвоении личности).

Под его хоромами была сооружена обширная сеть подземных проходов и помещений, может быть, созданных для того, чтобы помочь ему вести двойную жизнь .

История жизни этого человека вполне могла бы служить основой для написания викторианского романа. Некоторые специалисты даже предполагали, что этот человек стал вдохновением для создания незавершённого романа Чарльза Диккенса "Тайна Эдвина Друда".

Вдова по имени Анна Мария Дрюс (Anna Maria Druce) в течение нескольких десятилетий настаивала на том, что её свёкр, Томас Чарльз Дрюс (Thomas Charles Druce), владелец расположенного на Бейкер-стрит текстильного магазина, был никем иным, как тем самым герцогом Портлендским.

Буклеты, изданные Анной, доказывающие её теорию

Хотя Томас Дрюс умер за 15 лет до смерти герцога, Анна утверждала, что похороны были мистификацией. Она просила об эксгумации тела, и была уверена, что гроб либо пуст, либо полон свинцовым грузом.

Томас Дрюс, по её заверениям, инсценировал свою собственную смерть, чтобы целиком "отдать себя" герцогу. Анна никогда не отказывалась от своей, казалось бы, возмутительной истории, тем более тогда, когда речь зашла о наследстве сословий Портленда.

Томас Чарльз Дрюс

В 1903 году Анну определили в особое учреждение, диагностировав у женщины некоторые психические расстройства. После этого другие члены её семьи продолжили настаивать на теории Анны, хотя предоставляемые ими доказательства оказывались ложными.

Бюст герцога Портлендского

Поэтому несколько главных свидетелей по делу получили суровые наказания за дачу ложных показаний. Когда всё-таки гроб Томас Дрюса был вскрыт в 1907 году, и там было найдено тело, то дело прекратили из-за "необоснованности притязаний".

Тем не менее, версия Анны Марии вполне может быть истинной. Рассмотрим доказательства, о которых говорили свидетели.

Герцог отдавал свои распоряжения в основном через записки. Во время путешествий занавески на окнах всегда бы задёрнуты, а передвигался он в отдельном вагоне поезда, в котором, предположительно (!) находился, потому что никто этого точно не знал .

Много лет спустя рабочие нашли тоннель, который связывал его лондонский дом с Бейкер-стрит. Из-за изоляции герцога никто точно не знал, в какой момент он находится в своей комнате.

Ему оставляли еду, но никто не видел, когда он её ел и ел ли вообще. Даже будучи больным, герцог общался с лечащим врачом через дверь, который говорил о возможном диагнозе на основании тех симптомов, которые озвучивал герцог.

Кроме того, окна его офиса на Бейкер-стрит всегда были закрыты красными бархатными занавесками, а сотрудникам было сказано не беспокоить босса, когда занавески закрыты.

Когда место нахождения герцога было известно, Дрюс таинственным образом исчезал из поля зрения и наоборот. После похорон Дрюса, герцог стал постоянно проживать в своём аббатстве.

Люди - отшельники

5. Джон Слейтер (John Slater)

Джон Слейтер, бывший спецназовец Royal Marine, был известной английской эксцентричной личностью со склонностью к дальним, очень длительным и одиноким прогулкам по береговым линиям.

После увольнения с военной службы из-за того, что "пришло время, когда я потерял интерес к изучению того, как убивать людей, использую мои руки", Слейтер подался в миссию самопознания, проводя целые месяцы жизни на улицах Лондона среди бездомных.

После этого его стало бросать из стороны в сторону, он поменял много рабочих мест и разрушил отношения с родственниками и друзьями. В какой-то момент он вызвался быть человеком-экспонатом в лондонском зоопарке в течение шести месяцев, чтобы собрать денег для гигантских панд. Его предложение было отвергнуто .

Позже он босиком отправился на установление мирового рекорда, намереваясь пройти по всей береговой линии своей страны. Он завершил свою "прогулку" одетым в яркую полосатую пижаму, а его сопровождающий колли, при этом, нёс на себе замшевые пинетки.

Чтобы собрать деньги на благотворительные цели он также прошёлся по всей береговой линии Шотландии всего за четыре месяца . Позднее он соорудил работающий автомобиль из битых старых гоночных машин, поломанных стиральных машин, гладильных досок и бутылок от кока-колы.

В конце концов, он отрастил себе длинную бороду и стал жить в отдалённой пещере на берегу океана на западном побережье Шотландии. В течение последних десяти лет как минимум четыре месяца в году он проводил в этой пещере.

Дважды в день он был вынужден собирать свои вещи и уносить их к задней части пещеры из-за приливов. По ночам пещера наполнялась крысами, которые ползали по нему и мешали спать. Неудивительно, что его жена отказалась принять такой образ жизни, и они развелись .

Как бы дико это не казалось, но Слейтер полностью обосновался в своей пещере. "Здесь такая тишина, как в соборе. Она помогает мне думать. Я пристрастился к гармонии спокойствия. Только здесь можно услышать дыхание планеты, которое создаёт невероятную энергию в вашем сердце", - рассказал он как-то The Herald newspaper .

Слейтер также рассказал о мечте в один прекрасный день поведать миру о своих мистических идеях и глубокой мудрости, которая родилась в нём именно в пещере.

Заточение человека

4. Мэри Молсуорт (Mary Molesworth)

После дебюта в Дублинском театре, талантом и красотой Мэри стали восхищаться во всей Ирландии. К сожалению, публичность этой истории привлекла внимание полковника Рочфорта (Rochfort), человека, известного из-за своего скверного характера.

Мэри не хотела выходить за него замуж, но её отец настоял. Полковник был очень богатым человеком и мог предложить Мэри земли и титул. Так, против её воли, Мэри Молсуорт стала леди Белеведере (Belevedere) в 1736 году, родив ему несколько детей.

Забытая и одинокая, она начала проводить время с братом графа Артуром и его женой Сарой. Несколько месяцев спустя граф получил письмо, в котором говорилось, что жена изменяет ему с его родным братом во время его отлучек.

Белеведере был в ярости и угрожал застрелить Артура на месте, чем вынудил его бежать из страны. Между тем, Мэри он заточил в своём имении в Гаулстауне. Её держали под неусыпной охраной, при этом сбежать ей удалось только один раз .

Бедняжка побежала в Дублин искать защиты у отца, но он отказался помочь ей и сразу же выдал её охранникам мужа, когда последние пришли её искать.

16 лет Мэри провела в заточении. Люди, видимо, совсем забыли о ней, вспомнив только тогда, когда Артур вернулся на родину. Он предстал перед судом, который признал его виновным и обязал заплатить огромный штраф – компенсацию. Но у Артура не было такой суммы, поэтому он оказался в тюрьме.

После этого Мэри была пленницей в течение ещё 16 лет. После смерти графа в 1774 году её освободил родной сын.

После освобождения о ней написали: "Кто бы мог поверить, что она была женщиной, о красоте которой мы слышали так много. Она слаба и замучена. Ни о какой красоте не может быть и речи! Её волосы белы как снег, в её глазах дикий потухший блеск, в них страшно смотреть, она говорит дрожащим голосом, который едва не переходит в шепот, а одежда на ней была модной 30 лет назад!".

Даже на смертном одре Мэри продолжала говорить о своей невиновности , так же себя вёл и Артур Рочфорт, который умер в своей тюремной камере. Их трагическая история стала одним из величайших скандалов в Ирландии 18 века.

Отшельник в лесу

3. Кристофер Найт (Christopher Knight)

Одноклассники Кристофера говорили о нём как о тихом, умном и немного заторможенном человеке. Закончив школу в 1984 году, Кристофер выказал небольшой интерес к компьютерам, а затем ушёл в леса Мэин (Maine woods).

В последующие 27 лет, по сообщениям, его видели лишь однажды . Случайный турист столкнулся с ним, они поздоровались, и он пошёл дальше.

Местные жители поняли, что в лесополосе кто-то прячется, потому что их дома регулярно грабили. Найт совершил сотни взломов за несколько десятилетий. Он воровал спальные мешки, одежду, канистры с пропаном, батарейки для рации, а также огромное количество еды и алкоголя.

Во время ареста Найт утверждал, что очки были единственной его собственностью, однако, представители закона позднее нашли его пристанище и всё остальное украденное . При расчистке его лагеря было забито вещами два пикапа.

Найт проводил время в лесу, играя в Nintendo Gameboy, медитируя на опрокинутом ведре, смотря телевизор, разводя костёры зимой, читая ворованные книги и журналы, а также напиваясь и слушая радио.

"Лагерь" Кристофера

Его арест вызвал бурю эмоций в СМИ. За одну ночь он стал почти легендой: люди писали о нём стихи, предлагали заплатить залог и даже хотели выйти за него замуж .

Найт отказался давать интервью и отвергнул все предложения помощи. Его адвокат перевёл пожертвованные средства в фонд выплаты компенсаций людям, пострадавшим от его воровской деятельности.

Кристофер Найт

Найт провёл в тюрьме несколько месяцев, затем его признали алкоголиком и направили на участие в специальной трехлетней программе, разработанной для того, чтобы помочь человеку адаптироваться в обществе.

Он должен был еженедельно посещать психологические консультации и регистрироваться у представителей закона. Тем не менее, психических отклонений у человека найдено не было, ему просто комфортно в одиночестве.

Жизнь отшельника

2. Уильям Бекфорд (William Beckford)

Бекфорд был единственным законным сыном невероятно богатого сахарного магната. После получения наследства в 1770 году лорд Байрон назвал его "богатейшим сыном Англии". Байрон, а также некоторые другие влиятельные писатели того времени, иначе как о гении о нём не говорили.

Так почему же человек с таким талантом и такими деньгами в конечном итоге стал изгоем и жил один в башне? И как ему удалось растратить всё свое состояние?

Уильям Бекфорд

Бекфорд был архетипическим романтиком, который тратил безграничные количества денег на удовлетворение своих фантазий. Он никогда не прекращал коллекционировать редкие книги, предметы мебели и произведения искусства.

На первый взгляд можно подумать, что вряд ли это его пристрастие каким-то образом повлияло на стабильный ежегодный доход от плантаций в Вест-Индии. Но с отменой работорговли ситуация в сахарной промышленности начала меняться и прибыль значительно снизилась.

Вдобавок ко всему Бекфорд спускал деньги на ветер, реализуя архитектурный проект своего аббатства в Фонтхилле.

Фонтхилл был удивительной работой в неоготическом стиле. Потребовались годы, чтобы закончить его, но так как первостепенно Бекфорд был обеспокоен его эстетической красотой, а не практическими реалиями физического мира, аббатство рухнуло спустя два года после того, как Бекфорд продал его в 1823 году.

Полностью обезумевший от потери своей монументальной гордости, Бекфорд переехал в Бат, где его накрыла одержимость по строительству огромных башен. Он стал вести отшельнический образ жизни в своей знаменитой башне Лэнсдаун , которая представляла собой необычную работу в неоклассическом стиле высотой в 37 метров, стоящая по сей день.

Он также оставил после себя одно из величайших недооценённых сокровищ готической литературы – очень свойственный ему творческий роман "Арабская сказка". Он находится в свободном доступе в интернете.

Одиночная камера

1. "Ужасный" Томми Сильверштейн (Tommy Silverstein)

Томми Сильверштейн был одним из самых жестоких преступников за всю историю Америки. Заключённый в тюрьму в 1977 году за вооружённое ограбление, его приговор изменили на "пожизненное заключение без права помилования" после того, как он убил двух сокамерников.

Его назвали личностью, у которой "нет человеческого контакта", после того, как он убил охранника в тюрьме Марион.

Некоторые правозащитники утверждают, что его вердикт противоречит американской конституции, которая официально признаёт вне закона жестокие наказания.

Томас Сильверштейн

Сильверштейн отсидел в одиночной камере в тюрьме Атланты несколько месяцев перед тем, как его перевели и заперли в одиночке в тюрьме Ливенворс, где он провёл 18 лет. Наконец, последним пунктом его назначения стала тюрьма "Supermax" в Колорадо.

Бывший начальник этой тюрьмы высказался об этом человеке как о "чистой версии ада". Теперь Сильверштейн буквально погребён в своей камере за звуконепроницаемой дверью в течение 23 часов в сутки.

Он ест в одиночестве и получает всего один час одиночного отдыха внутри несколько большей по размерам камере. Некоторые говорят, что эта адская среда намеренно создана для того, чтобы свести заключенных с ума и сделать их более сговорчивыми.

Пагубные психологические последствия одиночного заключения фиксируются документально. Сильверштейн утверждал, что он пережил депрессию, галлюцинации, дезориентацию, и потерю памяти.

Он также рассказывал, что вышел за пределы того, с чем большинство людей могут психологически смириться. Сильверштейн живёт в одиночной камере уже более 30 лет . Хотя это рекорд для американских федеральных пенитенциарных учреждений, удивительно, но некоторые заключённые застревали в одиночной камере в тюрьмах Луизианы ещё дольше.

К примеру, Герман Уоллес (Herman Wallace) провёл в такой камере 41 год и умер через три дня после освобождения в возрасте 71 года.

История знает немало описанных случаев, когда человек в силу разных причин оказывался оторванным от социума. Человечеству так же известны истории о покинутых, заблудших или «волчьих» детях. Их можно найти в различных легендах и сообщениях древних и средневековых летописцев (Геродот, Ливий, Салимбен), в трудах философов и педагогов (Ж.Ж.Руссо). Сообщения о «волчьих детях» мы находим по сегодняшний день.

Проблемам изоляции посвящено немало трудов многих зарубежных и отечественные ученых различных областей науки. На сегодняшний день разработаны базовые проблемы изоляции, даны определение ее типологии.

Формы социальной изоляции различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений человека или группы с широким социумом. По этому признаку М,Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом, и каж­дый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоя­тельств, независимо от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров ко­манда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.);

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные в условиях различных исправительно - и воспитательно-трудовых учреждений, подследствен­ные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, боль­ные, подвергнутые принудительному лечению от наркома­нии, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний;

б) закрытие группы, членство в кото­рых, во всяком случае официально, не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственно­му желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «соци­альному затворничеству» требованиями социума (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места, и т.д., т.е. те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринима­ются как обязательное условие сохранения своей личности);

4) добровольно-вынужденную, или добровольно-прину­дительную изоляцию, когда достижение какой-то значи­мой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контак­ты с привычным окружением. Это могут быть многообразные профессиональные закрытые груп­пы (команды подводных лодок, экипажи длительных космических полетов и т.д.), а также профессионально-специализированные учеб­ные учреждения интернатного типа элитарного характера (интернаты для осо­бо одаренных детей и подростков, спортивные школы-ин­тернаты, нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Д

Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактнов

епривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий «лишение или ог­раничение возможностей удовлетворения жизненно важ­ных потребностей», в достаточной мере и в течение длительного времени.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации.

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальность.

Как показывают наблюдения, недостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Сенсорный голод вреден для человека любого возраста, а для ребенка он особенно губителен.

Ребенок, который с детства страдает ограничением сенсорных стимулов (например, в силу врожденной слепоты или глухоты) или воспитывающийся без матери в раннем детстве, попадая в обедненную среду детского дома, больницы, интерната имеет отрицательное воздействие на психическое развитие.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать, регулировать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами или болезнями не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Установлено, что медицински необходимое ограничение движений детей с врожденным вывихом бедра посредством распорок приводит к заметному повышению тревожности этих детей, которые становятся плаксивыми и обидчивыми.

У взрослых людей в условиях кратковременной изоляции (операторская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя; ожидания экстренных действий) могут наблюдаться состояния близкие к депривации и связаны они с проблемой гипокинезии (ограниченной двигательной активности).

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями обеспечивающих формирование личности)

Депривация социальная – ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли, осуществления общественной самореализации, приобщения к общественно значимым целям и ценностям.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых, внешне обеспеченных и благополучных мам, ухаживающих за своими детьми.

Не только молодые хрупкие женщины, но и здоровые сильные мужчины страдают от социальной изоляции. Так, например, выяснилось, что летчики, находящиеся в одиночестве при дальних монотонных полетах, воспринимают одиночество и однообразность среды как угнетающее. Недостаток вариабельных стимулов и уединение приводили в некоторых случаях даже к деперсонализации и дереализации, а иногда и к галлюцинациям. Пилоты (до 35%) реактивных самолетов, водители автомобилей при ночной езде на длинных однообразных автострадах, наблюдатели радарных установок на подводных лодках, а также рабочие при довольно стереотипной работе на конвейере знакомы с этим чувством изоляции.

Весьма интересными являются примеры полярных исследователей и людей, потерпевших кораблекрушение, которые месяцами жили в одиночестве в однообразной среде снежных или морских просторов. Все они приводят примеры тягостных ощущений, которыми их переполняла вечная неизменность среды, от которых они спасались лишь трудом. Причем нередко они уходили в навязчивое придерживание стереотипных видов деятельности и строго соблюдали ежедневную рутину.

Депривационное поражение - психическое состояние характеризующееся особой индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достигает человек в депривационной ситуации.

Ученый. Ричард Бэрд, в 1938 году в одиночестве провел 6 месяцев в Антарктиде. Он стремился выяснить сущность воздействия уединения на личность. Надо сказать, что как человек, он любил уединение. Но, тем не менее, он предпринял все меры, чтобы разнообразить свою деятельность и не замерзнуть. Несмотря на это, после трех месяцев пребывания в одинокой антарктической избушке он впал в глубокую депрессию. Позднее, анализируя произошедшее, Р.Бард писал: «Думаю, что человек не может обойтись без звуков, запахов, голосов, общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями. Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на мня ночами… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и душевного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность».

Социальная изоляция как таковая у взрослого че­ловека не обязательно ведет к социальной депривации. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, пред­ставлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возник­новению депривационного синдрома. Наиболее ярким примером могут служить подвижники - религиозные, политические, которые могли годами сидеть в одиноч­ной камере, сохраняя бодрость духа, ясность мысли, или добровольно становиться отшельниками.

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался дипривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

С

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более устойчивой психической структурой

оциальная изоляция в детском возрасте имеет более серьезные нарушения. Проявления чувств характеризуются с одной стороны, бледностью, а с другой стороны, острой эффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций – от бурной радости, до гнева. У них отсутствуют устойчивые чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутомимая потребность в любви и внимании.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время ждут подвоха со стороны других людей.

Серьезную проблему представляет культурная депривация. У ребенка проживающего в изоляции от культуры современного общества не возникает потребность жить культурно, т.е. потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом. Низкий культурный уровень проявлений делает его отличным от других, остальное общество его не принимает и вытесняет вплоть до изоляции.

В каждом обществе имеются дети, потребности которых не развиваются и не удовлетворяются соответственно данным действующим культурным моделям, хотя и к этим детям также предъявляться обществом тождественные требования, а их поведение будет оцениваться тождественным нормам.

Депривация возникает также при некоторых ситуациях, которые не подходят для включения в какую-нибудь из предшествовавших категорий. Их характерными признаками являются определенная чрезвычайность события, внезапность проявления, широкая общественная значимость; драматическое течение и ограниченная продолжительность во времени.

В основном можно различать две категории подобных чрезвычайных обстоятельств:

    вызванные стихийными бедствиями;

    вызванные общественными переворотами.

Чрезвычайные жизненные ситуации, вызванные стихийными бедствиями, крупными наводнениями, пожарами, опустошающими смерчами, катастрофической засухой и т.д. – в мировых масштабах встречаются сравнительно часто. Они могут сопровождаться эвакуациями или добровольным переселением жителей, временным разрывом семейных связей, голодом, истощением и другими физическими страданиями.

При таких обстоятельствах у ребенка может легко возникнуть временная недостаточность в эмоциональных, а также сенсорных стимулах и недостаточное удовлетворение основных психических потребностей. Если такое состояние продолжается длительное время, и если ребенок с повышенной чувствительностью к депривации, и если этот ребенок в возрасте, характеризующимся пониженной сопротивляемостью, - то можно предположить, что опасность депривации здесь столь же реальна, как при других ситуациях.

К счастью, чрезвычайные обстоятельства при подобных событиях бы­вают обычно кратковременными, а возвращение к нормальной жизни предоставляет возможность уравновесить временный недо­статок в стимулах развития.

Эмпирические данные и результаты исследований в области психо­логических реакций детей на стихийные бедствия и их общественные последствия являются пока немногочисленными. Значительно большее внимание привлекали случаи второй категории, а именно общественные катастрофы, войны и революции. С данной точки зрения вторая мировая война (и не только она, но и военные события сегодняшнего дня) явилась жесточайшим естественным экспериментом грандиозных раз­меров.

Из детей, пораженных войной специальному исследованию подвергались две группы:

    дети, эвакуированные из областей, находящихся под угрозой, в более безопасные места, причем главным образом с отрывом от своих семей;

    дети беженцев и дети из концентрационных лагерей.

В целом можно утверждать, о детях, лишенных семейной жизни в концентрационных лагерях или беженский пунктах, что их поражения гораздо более глубоко и серьезно, чем то, которые наблюдается у эвакуированных детей, остававшихся все-таки в контакте с собственными семьями, а также - по большей части - в сравнительно хороших жизненных условиях.

Последствия «лагерной депривации» проявляются зачастую в более поздние годы развития. Неспособность этих людей взять на себя обязанности взрослого периода, оправдать себя в любви и браке, удовлетворить психические потребности собственных детей на приемлемом уровне – все это подготавливает почву для эмоциональной депривации собственных детей. Нарушения личности могут, таким образом передаваться от поколения к поколению.

Психическое состояние, возникшие в результате любой депривации характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Существенна именно психологическая сто­рона этих последствий: ограничена ли моторика чело­века, отлучен ли он от культуры или от социума, лишенли с раннего детства материнской любви - проявления депривации психологически похожи. Тревожность, де­прессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депри­вации может охватывать весь спектр возможных нару­шений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Страница 21 из 32


Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация

Социальная изоляция, арест, террор, психоиндокринация – это мощные стрессовые факторы (их также можно назвать и экстремальным), которые у большинства людей, перенесших их, приводят к развитию психосоматических заболеваний, и в первую очередь, к развитию тяжелых форм депрессий.

Социальная изоляция – это изоляция человека от привычной для него социальной среды. Примером социальной изоляции может служит заключение под стражу, лишение свободы, помещение человека в одиночную камеру.

Влияние социальной изоляции на здоровье и психику человека достаточно хорошо изучено в экспериментальных моделях по сенсорно-социальной депривации на животных и в экспериментальных исследованиях на людях, помещенных в так называемую “камеру молчания”. Что происходит с нейроэндокринной системой человека в таких условиях, особенности работы его психики в условиях социальной изоляции, последствия этой изоляции для человека, эти и другие вопросы становятся особенно актуальными в связи с длительными полетами человека в космос.

Вот описание одного из многочисленных экспериментов по сенсорно-социальной изоляции человека. Студентам предложили, за соответствующее вознаграждение, выступить в роли испытуемых в камере сенсорной изоляции. Человек в такой камере не слышит никаких звуков (модель акустической изоляции), на руки надеваются специальные перчатки, которые уменьшают тактильные ощущения, непременное условие эксперимента – никаких социальных контактов. Время, проведенное в камере, не ограничивалось, по первому требованию испытуемого эксперимент прекращался. Более того, студентам было разрешено взять с собой книги, учебники. Первоначально, желающих было очень много, еще бы, за приличную почасовую оплату можно в спокойной обстановке, наконец-то посвятить все время учебе, подготовится к экзаменам, не отвлекаясь ни на какие раздражители. Просто мечта студента. Каково же было удивление испытуемых, что, несмотря на сильную положительную мотивацию, немногие из участвующих в эксперименте смогли продержаться в камере более трех часов.

Полная тишина явилась тяжелым стрессовым фактором для мозга человека, привыкшего находится в постоянном мире звуков, шумов. Большинство здоровых испытуемых описывали появление беспричинного чувства страха, сильного психического дискомфорта, появление разнообразных зрительных и звуковых галлюцинаций, в таких условиях нахождение в камере становилось физически невозможным.

Одиночество и темнота в сочетании с изоляцией могут привести человека, не подготовленного соответствующими упражнениями, к психологическому сопротивлению, к психическому кризу. Например, тюремные психозы, состояние беззащитности при аресте. У людей, попавших в такие условия, возникает агрессивное возбуждение, нарушение ориентировки, появляются суицидальные мысли.

Исследование состояния людей, подвергшихся репрессиям , на фоне недоедания, лишения сна, длительного пребывания в освещенной камере, подвергавшихся длительным допросам, способствуют нарастанию суицидальных настроений, нарушению поведения, появлению разнообразных психосоматических заболеваний.

Исследования психических нарушений у лиц, подвергавшихся преследованиям по политическим и религиозным мотивам, показали, что жизнь в условиях террористической угрозы (гетто, нелегальное положение, жизнь в укрытиях, принудительный труд, концлагеря) причиняет ущерб психическому здоровью.

Психиатрия преследуемых свидетельствует о том, что у большинства, переживших систематический террор, выражены анестетические, реактивно-депрессивные, фобо-невротические и другие диссоциативные расстройства. У переживших вынужденную миграцию, слежку, преследования и систематические издевательства возникают реакции такого же типа. Личностные нарушения у жертв преследования выражены тем сильнее, чем продолжительнее на них воздействие. Это ограничивает их шансы на защищенность, стабилизацию психического состояния и установления солидарной связи с другими преследуемыми.

Заключенные концлагерей заканчивали жизнь самоубийством, у них развивался острый аффективный паралич (“аффективная анестезия”) со сновидно-дереализационным отключением от актуальной угрожающей ситуации, происходило редуцирование поведения до квазианималистической техники переживания (сверхугодливость при исполнении заданий в лагерях), развивалась прогрессирующая апатия вплоть до пассивного суицида при длительном голодании и страхе – список различных психопатологий можно продолжать очень долго.

После освобождения у этих людей наблюдался целых комплекс психосоматических нарушений.

Как правило, человек, подвергшийся преследованиям, остается на протяжении всей жизни травмированным опытом соприкосновения с терроризмом. Воспоминания об ужасных сценах прошлого преследуют людей в ночных сновидениях, дневных фантазиях, многие, потерявшие родных или близких, мучаются собственной виной перед ушедшими. Даже дети лиц, подвергавшихся террористическому преследованию, вследствие неуравновешенности своих родителей, страдают личностными нарушениями – синдром “преследуемые второго поколения”.

При психических заболеваниях жертв терроризма и насилия, предрасположенных к шизофренным и афффективным психозам, перенесенная психологическая травма и эндогенная (внутренняя) предрасположенность играют роль совместного причинного фактора в течение болезни.

Разрушение личности происходит вследствие воздействия тоталитарных доктрин. Формирование так называемого единообразного способа поведения у людей происходит под влиянием религиозных сект, милитаризированных организаций и группировок. Технология психологического воздействия на личность отработана веками. В психологии такое воздействие называется индокринированное разрушение личности – нарушение личности вследствие воздействия тоталитарных доктрин.

Квазирелигиозные ритуалы экстатического “очищения” и политическая техника перевоспитания (“промывание мозгов”) приводят к поразительному выравниванию личностных особенностей, к удивительному сходству вовлеченных в индокринацию людей.

В первой фазе “индокринации” происходит резкое отторжение от прежних групп и связей (“отрезание хвоста”). Сразу же устанавливается реальная или воображаемая конфронтация со стимулом, вызывающим страх: бесовскими проповедями, прикосновением ядовитой змеи, демонстрацией открытых экзекуций и т.п. При этом, вызванное страхом или экстазом, формируется состояние сужения сознания, интенсивность которого увеличивается монотонными ритмическими движениями. Достигается имплантирование нового поведенческого стереотипа с помощью приема, который в психологии называют “формой эмоциональных качелей”. Что представляет собой этот прием? Это эмоциональное устрашение, например, угроза жизни родственникам человека, информационная блокада, которая объявляется несогласным, депортация упрямых и строптивых. На фоне запугивания параллельно идет награда за желательные декларации, поощряется доносительство. Еще один прием – лишение сна. Формирование нового поведения и профилактика возможного возврата к прошлому достигается через жесткие связи в ячейках, через коллективные исповеди, требования прекращения биосоциальных контактов, различными “испытаниями мужества”, требованиями преданности.

В настоящее время применение деструктивного психоиндокринирования наиболее опасно в криминальных молодежных сектах. Входящие в группу и связанные клятвой, общими “идеалами”, подростки объединены социальной изоляцией через вынужденную проституцию и криминализацию. Выйти из организации нельзя, так как вне ее их настигнет Закон. Преступления, которые совершают члены банды, человеческим обществом наказываются. Но и в банде правят свои жестокие законы, нарушение которых грозит смертью или страшными наказаниями.

Деструктивная индокринация тем действеннее, чем менее выражены существующие у данной личности религиозные, политические и другие установки и умственные способности. Такая индокринация может быть продолжительнее и крепче, чем более выражено давление на группу страха и насилия групповой солидарности. Элементы этой практики можно найти в солидарных действиях радикальных террористических объединений, в коллективной правовой пропаганде и методах перевоспитания, применяемых политическими диктаторами.

Люди, прошедшие обработку деструктивным психоиндокринированием, нуждаются в многолетнем лечении у психиатров, помощи психотерапевтов и психологов, социальной защите и поддержке. Таким образом, как бы хорошо ни было организовано общество, как бы социально оно не было обустроено, в нем всегда будут оскорбленные, несчастные, обиженные, неустроенные. Следовательно, социальная защита (как институт) необходима при любом государственном строе и политическом режиме. Конечно, если во главу угла правящих групп ставится такая непреходящая общественная ценность, как здоровье нации.

“Эксперименты природы”, как иногда называют связанные со стрессом заболевания, очень плохо поддаются причинно-следственному анализу. Пример, приводимый американским психиатром Сэмом Гьюзом, показывает, насколько сложно бывает отделить одни факторы от других. Женщина средних лет, страдавшая тяжелой депрессией, имела более или менее нормальное детство до тех пор, пока, вскоре после смерти матери от рака груди, у нее не развилась астма. Свидетельствует ли это о связи между раком и депрессией. Или же это означает, что смерть матери как причина стресса привела к “психосоматической” астме, а спустя много лет последствия той же психической травмы выразились в повышенном риске заболевания депрессией? А может быть, в основе всего лежит более общая, вероятно наследованная, недостаточность иммунной системы, которая привела к раку у матери и обусловила у ребенка повышенную чувствительность к ранее переносимым загрязнениям окружающей среды? Все эти предположения кажутся сомнительными. Но если бы мать, подавленная безнадежностью своей болезни, покончила с собой, то в этом случае, пожалуй, можно было бы думать, что и у матери, и у дочери имелась генетическая предрасположенность к развитию эффективного психоза.

Все эти объяснения могли бы быть и верными, и неверными. Во всяком случае исключить роль тех или иных факторов не менее трудно, чем доказать их участие в многогранных и запутанных причинно-следственных связях, которыми пронизана вся наша жизнь. Или – если изложить ту же мысль проще – всякое событие в любом отдельном клиническом случае можно истолковывать по-разному. Чтобы установить специфическую причинно-следственную связь между стрессом и болезнью, нужно сначала как-то выяснить, почему для одних людей некоторые события более стрессогенны, чем для других. Все эти вопросы весьма существенны для решения важнейших проблем здоровья и болезни, но, по крайней мере, на данном этапе, они мало доступны для имеющихся ныне исследовательских поисков.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

Социальная изоляция

Социа́льная изоля́ция - социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Типы

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества может переживаться человеком как тяжелейшее испытание или величайшее блаженство. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой»). Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная изоляция" в других словарях:

    Социальная изоляция. См. общественная изоляция. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

    Изоляция детей от положительного межличностного контакта может лишать их важных компонентов социализирующего опыта. Длительная изоляция может вызывать или увеличивать несоответствия в соц. адаптации, приводя тем самым к ухудшению соц.… … Психологическая энциклопедия

    общественная (социальная) изоляция - Элемент генетики человека снижение частоты или отсутствие формирования браков (т.е. «скрещиваемости») между представителями разных общественных слоев, классов, рас, религиозных групп, жителями различных районов и т.п.; наличие О.и.… … Справочник технического переводчика

    Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также трудоустройства. Завершение… … Психологическая энциклопедия

    Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

    Изоляция: Гидроизоляция защита от проникновения воды. Репродуктивная изоляция это механизмы, предотвращающие обмен генов между популяциями. Изоляция в популяционной генетике исключение или затруднение свободного скрещивания. Изоляция в… … Википедия

    С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community … Психологическая энциклопедия

    Новолатинск. isolatio; этимологию см. Изолированный. Уединение наэлектризированного тела. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ИЗОЛЯЦИЯ разобщение отделение;… … Словарь иностранных слов русского языка

    Изоляция - социальная депривация, выращивание или содержание животных в условиях пониженной возможности контактирования с представителями своего вида или полного ее отсутствия (ограниченная изоляция). Как правило, И. сопровождается и другими видами… … Словарь дрессировщика

    Социальная девиация социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению… … Википедия

Изоляция может быть добровольной, например, для единения с Богом, для ухода от соблазнов мира, для выполнения какой-то работы, которая требует максимального сосредоточения, для сохранения целостности своей личности или сохранения своей национальной самоидентичности. Но ограничение может быть и навязанным человеку, например, его заключение в тюрьму, или волею судьбы оказался на необитаемом острове. Человек может быть ограничен манипуляторами, например, принадлежащий какой-либо религии, партии, захваченный какой-либо идеей. Хотя ограничения могут быть и в семье, например, ревнивый муж или жена, сооружают психологическую клетку для другого человека, ограничивая его свободу (в этом случае страдающая сторона пытается вырваться из этой психологической клетки). Навязанные или насильственные способы уединения обычно являются результатом психологического манипулирования одного человека над другим человеком или другими людьми. Но уединение может быть и внутренним, при котором человек отстраняется от всего, что прежде являлось полем его жизни. Рассмотрим более подробно некоторые формы изоляции

Добровольная самоизоляция может быть у человека, идущего духовным путём, в тот период, когда он готовится к следующему шагу в своей внутренней работе. Например, он преодолел зависимость от влияний внешнего мира и ему предстоит более тонкая работа на более высоком уровне сознания. И для того, чтобы в этот переходный период ничто не отвлекало его и не соблазняло прежними ценностями мира, над которыми он поднялся, он временно изолирует себя. Но после того, как он укрепится в новом состоянии сознания, - он вновь выходит в мир, но для него уже иной мир, потому что его сознание и его видение мира уже изменились. И теперь в этом новом для него мире он будет получать другие уроки Божественного. Но самого главного он уже достиг - полного внутреннего равновесия, ненарушаемого никакими внешними влияниями.

Человек может изолировать себя от внешних влияний не ограничивая себя от внешнего мира. Такого рода изоляция может быть внутренней, что становится возможным тогда, когда человек подходит к реальности этого мира с позиции исследователя. Он пытается понять причины происходящего и причины своих собственных внутренних реакций на внешние влияния. Действительно, у различных людей на одни и те же внешние обстоятельства будут не одинаковыми внутренние реакции. При этом человек не должен винить обстоятельства, этим самым оправдывая свои внутренние реакции. Такая работа изолирует человека от внешних влияний, для которых он становится недоступным. По крайней мере недоступной, изолированной является та его часть, которая наблюдает и внешние события, и внутренние состояния и осознаёт их причины.

Кроме того, человек может частично изолировать себя от интересов, привязывающих его к внешнему миру, если стоит на пути познания, в котором требуется его полная концентрация. Это могут быть пути науки, философии и ещё каких угодно других направлений, которые являются частью реальности этого мира. И стремление к изоляции в таких случаях оправдано, так как нельзя познать всю глубину изучаемого направления реальности этого мира, не будучи полностью сосредоточенным на ней.

На проявленном плане этого мира одной из важных задач, которую должен решать человека - это раздвигать границы познанного. На самом деле все знания уже существуют и ни один человек или даже целые институты ничего нового внести в бесконечный океан знаний не могут. Но область познанного человеком чрезвычайно мала. Существуют два пути познания, которые доступны человеку. Первый путь - это познание самого себя, что делает человека всё более созвучным скрытой реальности этого мира, являющейся основой всей проявленной реальности. На этом пути человек, став созвучным со всем мирозданием, становится единым с ним, это созвучие духовный искатель переживает как всезнание. Но в действительности, это всезнание остаётся недоступным для ума, так как оно принадлежит к его истинной части. Но даже в том случае, когда человек становится единым с его истинной частью его знания так и останутся недоступными внешнему уму, который может манипулировать только внешними символами. Знания - это скрытая реальность мира, которая может быть проявлена во внешней реальности, и восприниматься органами чувств, как объекты внешнего мира и их взаимодействия между собой. Обработанные умом, эти проявленные знания превращаются в символы слов, формул и т. д. Таким образом, ум непосредственно к знаниям отношения не имеет, и оперирует только символами, отражающими проявленную часть этого мира. Следовательно, переживание человеком состояние всезнания на определенном этапе внутренней работы - истинно, но остаётся недоступным для его ума, что приводит человека к ложному мнению, что эти знания не реальные, но мнимые.

Добровольная самоизоляция может быть и социальной - это всевозможные национальные общины, еврейские гетто и многие формы других объединений, основной идеей которых является сохранение самоидентичности, стремление не раствориться в другом более многочисленном народе.

Социальная самоизоляция чаще всего бывает неполной и примером этому могут быть не только различные объединения по национальному признаку, но и по профессиональному и религиозному признакам. Социальная самоизоляция всегда содержит в себе элемент насилия, так как во главе такой социальной группы всегда есть люди, которые распространяют свою власть, на всех людей, входящих в эту группу. И это всегда приводит к последствиям, характерным для депривации - психологической деградации, какой-либо из граней личности человека.

Каждый человек имеет определенное количество открытых и открывающихся возможностей и тех, которые должны при благоприятных условиях открыться. Если человек оказывается в изолированных условиях, в которых, если так можно сказать, нет достаточно места для его открытых возможностей, и тем более для открывающихся и потенциально способных открыться при благоприятных условиях, то эти возможности или не открываются или же открываясь, принимают извращённую форму в соответствии с теми условиями, в которых человек находится. Но вынужденная изоляция может и не привести к деградации и даже, напротив, открыть в человеке те возможности, которые в других более открытых условиях могли бы и не раскрыться. Примером этому могут быть изоляции подвижников, внешние условия и свои собственные возможности которых были предельно сужены. В этом случае их стремление к расширению, в какой-то степени характерные для любого другого человека, направляются вглубь своего существа, что приводит к открытию в нём духовных возможностей, которые в других условиях могли бы и не открыться. Ещё пример, ребёнок в своём развитии находится в стеснённых внешних обстоятельствах - у него нет игрушек, которыми он мог бы играть, в чём обычно выражается жажда познания у детей. Но от этого его стремление познавать мир не становится меньше. И тогда это стремление может найти для себя другой выход, например, ребёнок начнёт сам мастерить для себя игрушки или делать то, что ему интересно. Но, как мы уже здесь говорили, направление, в котором могут раскрываться возможности у человека, во многом зависят от условий, в которых он находится. Условия - это некая психологическая или социальная форма, которой в своём развитии постепенно начинает соответствовать человек. Внутренняя жажда роста, расширения может привести к тому, что, не имея готовых внешних объектов, которыми он мог бы занять своё время, он начинает сам творить объекты. Но для того, чтобы что-то творить, необходимо для этого прилагать свою фантазию, усилие воли, быть изобретательным. Современный мир потребителей, насыщенный всевозможными изделиями, создаёт те условия, в которых может в полной мере раскрыться потребитель, но не творческая личность. Когда у людей удовлетворяются желания, он не только перестаёт творить, но в нём гаснет жажда знаний и слабеет воля и примером этому может быть современное поколение людей, не любящих читать и не желающих учиться. Но, зато очень любящих поговорить, ни о чём, просто так, на ту же самую тему, на которую акын поёт свои бесконечные песни. И говорящим, и их слушающим невдомёк, что бесцельные речи - это не только переливание из пустого в порожнее, и не только напрасная трата времени, но и разрушение внутренней целостности человека, и растрачивание впустую его энергии.

Можете проделать такой эксперимент. У вас появилась какая-либо идея, какие-то знания или какая-то важная тема для разговора. Если вы внимательны, то можете осознать, что эта идея, знание или тема для разговора внутри вас осознаётся как некое пространственное образование, имеющее определенную форму и объём. Если вы осознали в себе это образование, то остановите внимание на нём и удерживайте его осознание некоторое время. при этом вы можете осознать, что ваша речь, о чём бы вы ни говорили, приобретает тот ритм и громкость, которая соответствует вашему внутреннему состоянию. И даже ваши движения, например, вы ходите, починяются этому состоянию, которое вы несёте в себе. Но поговорите некоторое время с вашим собеседником о чём угодно, и вы заметите, что внутреннее пространственное образование, содержавшее в себе какую-то идею, в значительной мере растворилось, его консистенция стала более рыхлой. А если вы потратите ещё какое-то время на разговоры, то внутри вас образуется пустота, заполненная неопределенностью. Если вы были достаточно внимательны, исследуя свои состояния, то вы могли обнаружить, что состояния, которые вы осознавали, были в районе груди, а содержание какой-либо идеи, было в голове. Но если вы всё это «проговорили», то уже ничего не обнаружите, ни в области сердца, ни в своей голове.

Человек может оказаться в изолированных условиях и в множестве других случаях, например, его изолировали по решению суда, или он оказался в изоляции добровольно, так как решил создать семью. Но в любом случае, любая изоляция имеет определенную форму, и хочет человек этого или нет, со временем он будет соответствовать этой форме. Но в одних случаях человек смиряется с этой формой, а в других стремится освободиться от ограничивающих его условий. Деформация личности человека, которая происходит в местах заключения, может со временем стать необратимой и тогда такой человек уже не может жить в обычном человеческом сообществе. Но деформация личности может произойти и у супругов и этому может быть много причин. Между супругами почти никогда не бывает равенства. По-видимому, это заложено в человеческой природе, со стремлением человека к значимости, в которой он всегда стремиться превзойти другого человека или других людей. Отсюда стремление к власти и отсюда же ревность одного из супругов. Кстати, ревность никакого отношения к любви не имеет. Когда человек любит другого человека, то он не будет определять для него, какие поступки правильные, а какие неправильные. Любящий человек полностью доверяет тому, кого он любит. У него не остаётся места для чувства подозрения или неверия, и он не определяет пределы допустимого или недопустимого во взаимоотношениях своего любимого человека с другими людьми. Человек ревнует, потому что он собственник и он не может оставить другого человека свободным. Для него это будет выглядеть так, как будто его собственность вдруг оказалась ничейной и, в связи с этим он может потерять власть над ней. Ревнующий человек далеко не всегда знает, что он ревнует. Если он ментальный человек, то он будет находить множество причин объясняющих неправильное поведение его супруга или супруги, а если он преимущественно витальный человек, то просто будет страдать сам и заставлять страдать близкого ему человека. у ревнивцев всегда логика нарушена, о чем они не подозревают, поэтому их убеждённость - неубедительна, а их подозрения навязчивы и насильственны. В семье ревнивца атмосфера удушающая и безысходна. Клетка, в которую ревнивец (неважно будет ли это он или она) стремится втиснуть близкого человека, по мере того, как этот человек сдаётся становится всё более тесной и удушливой и этому нет конца. Вернее, он есть, но пределом этой ситуации является полное обезличивание и обезволивание того человека, который сдаётся ревнивцу, чтобы сохранить в семье какой-то мир. Я говорю мир, потому что гармонии отношений между прежде близкими людьми уже никогда не будет. Ревность - это болезнь, о которой часто не знает больной, но зато хорошо знают те, которых он к кому-то ревнует. Как и в каждой болезни в ревности есть критическая грань, перешагнув которую она становится хронической, и тогда ревнивец ревнует другого человека к кому угодно, и ум его всё это будет логически обосновывать, и его доказательства будут казаться иногда бесспорными. Во всех других отношениях такой больной не проявляет видимых отклонений от нормы. Он как бы чуть-чуть сошёл с ума, только в чём-то одном ведёт себя ненормально, и таким людям психиатры ставят диагноз - бред ревности. Вообще, психиатрия очень интересная наука. Психиатр у каждого найдёт какое-то психическое отклонение от нормы и поставит соответствующий диагноз. Хотя никто не знает границ нормы для человека и где начинается патология. Если мы внимательны к людям, которые окружают нас и внимательны к самим себе, то можем осознать, что люди очень часто неадекватны в своих взаимоотношениях с другими людьми, в противоположность нам, адекватным. Поэтому весь мир вместе с мартышкой из басни Крылова, смотрит в зеркало и видит, как много в этом мире отклонений от нормы. И, слава Богу, что есть хоть один человек нормальный - это мы сами. Возможно, мы в недалёком будущем ещё вернёмся к клеткам, в которых мы изолируем других людей или самих себя, рассмотрим стальные прутья мнений, которыми мы ограничиваем пространство создаваемых нами клеток, и даже клеток для самих себя. Мы ограничиваем друг друга, потому что не знаем что такое свобода, мы даже не знаем в каком направлении следует идти, чтобы обрести её.