Болезни Военный билет Призыв

Почему мы должны знать историю своей страны. История - что это и зачем? Суть познания прошлого. Что такое история

Мир монотонен,история ничему не учит людей и в каждом поколении всё те же страхи,
всё те же страсти,события не повторяются,но одно напоминает другое...
новости,открытия,откровения-всё изживает себя.

Умберто Эко

Человек многогранен в своем развитии. Так много сваливается на человека в первые годы его жизни! Что учить, Как учить, Для чего учить? И как понять современному молодому человеку, зачем ему надо знать, например историю древнего мира? Кто-то из великих сказал: «без прошлого нет будущего». И был прав. Сегодня множество людей, особенно молодёжь, не понимают: Зачем нужно знать историю ? Это действительно становится большой проблемой, особенно, если заглянуть в современные учебники по истории для средней школы. Известно, что каждая новая власть переписывает эти учебники с особым пристрастием на свой лад. Но то, что в них написано сегодня об истории нашего отечества - это больше походит на прикосновение анархии, т. е полный бред. Кто и зачем выпускает в свет эти учебниками огромными тиражами - не известно. Одни только факты поглупения подрастающего поколения на лицо. Молодёжь не понимает, зачем нужно знать историю, а о понимании единства культурно-исторического процесса уже и говорить не приходится, хотя, надо бы. Ведь для того, чтобы поднять страну «с колен» необходимы цельные, волевые, образованные и патриотически настроенные молодые люди. Но, к сожалению, времена декабристов давно миновали. Современная молодёжь воспитана СМИ на культе потребления и единственная цель большинства молодых людей сегодня: Веселиться, прожигать жизнь и ни о чём не думать .

В недрах Интернета есть ответы на этот вопрос. Например, чем вас не устраивает такой ответ: на вопрос «Зачем нужно изучать историю?» -: затем, чтобы анализировать ошибки великих неудачников и приобретать бесценный опыт мудрых правителей, отстаивать свою независимость и выигрывать сражения на политической арене, на наглядном примере увидеть к чему приводят неправильные решения и оценить стоимость победы в человеческих жизнях.

Сделаем маленькое отступление. Очень сложно понять историю России. Много людей думали над ответом на этот вопрос. Много любопытного можно найти, например, в трудах известного лингвиста Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938) Николай Трубецкой известен также как один из основателей евразийства — идеологии и политической программы, которые, как оказалось, с годами не только не забылись, но приобретают в России все более широкую известность, и даже некоторую политическую актуальность.

Нужда в европейской образованности, говорит Трубецкой, появилась в России как вполне понятный инстинкт самосохранения — ее необходимость диктовалась, прежде всего, военными соображениями. Но Петр чрезмерно увлекся вестернизацией России и вырыл в ней две пропасти — между ее настоящим и прошлым и между верхами и низами русского общества. Россия так и не смогла стать в ряды европейских стран, полностью ассимилировать европейскую культуру, потому что европеизм России культурно чужд самой массе русского народа. Трубецкой пишет:

Обе основные идеи, которые в разных комбинациях друг с другом создавали все разновидности русских политических направлений, — идея русской великодержавности и идея осуществления на русской почве идеалов европейской цивилизации, — были в самом своем корне искусственны. Обе они явились порождением реформ Петра Великого. Петр вводил свои реформы насильственно, не спрашивая, желает ли их русский народ; и потому обе идеи, порожденные его реформами, остались органически чуждыми русскому народу. Ни Россия как великая европейская держава, ни идеалы европейского прогресса русскому народу ничего не говорили. Европейская великодержавность России, с одной стороны, и европейское просвещение верхов русской нации, с другой, могли продержаться довольно долгое время над русской почвой при условии искусственной бессловесности и пассивности народных масс. Но и то, и другое неминуемо должно было дать трещину и начать разваливаться, как только зашевелилась самая народная масса, составляющая природный фундамент всего здания России .

В работе «Европа и человечество» Трубецкой дает следующее резюме:

Е вропейская культура не есть нечто абсолютное, не есть культура всего человечества, а лишь создание ограниченной и определенной этнической или этнографической группы народов, имевших общую историю; она ничем не совершеннее, не «выше» всякой другой культуры, созданной иной этнографической группой, ибо «высших» и «низших» культур и народов вообще нет… Поэтому, усвоение романо-германской культуры народом, не участвовавшим в ее создании, не является безусловным благом и не имеет никакой безусловной моральной силы; (более того) является безусловным злом для всякого не-романогерманского народа.

И отсюда вывод, носящий, казалось бы, характер благого пожелания:

Если народы, о которых идет речь, сталкиваясь с европейской культурой, будут свободны от предрассудков, заставляющих видеть во всех элементах этой культуры нечто абсолютно высшее и совершенное, то им незачем будет заимствовать непременно всю эту культуру, нечего будет стремиться искоренять свою туземную культуру в угоду европейской; наконец, не от чего будет смотреть на самих себя, как на отсталых, остановившихся в своем развитии представителей человеческого рода. Смотря на романо-германскую культуру лишь как на одну из возможных культур, они возьмут из нее только те элементы, которые им понятны и удобны, и в дальнейшем будут свободно изменять эти элементы, применительно к своим национальным вкусам и потребностям, совершенно не считаясь с тем, как оценят эти изменения романо-германцы со своей эгоцентрической точки зрения.

Надо изучать историю хотя бы для того, чтобы хотя бы понять, куда нам идти дальше в этом многокультурном мире?

Интересную статью Николая Трубецкого можно прочитать , чтобы глубже ответить на тот вопрос, который мы перед собой поставили.

Трубецкой пишет: "В самопознании человека заключается и высшая доступная человеку мудрость, как практическая, житейская, так и теоретическая, ибо всякое иное знание призрачно и суетно. Наконец, только достигнув самобытности, основанной на самопознании, человек (и народ) может быть уверен в том, что действительно осуществляет свое назначение на земле, что действительно является тем, чем и для чего был создан. Словом, самопознание есть единственная и наивысшая цель человека на земле. Это есть цель, но в тоже время и средство».

И вот эти слова должны натолкнуть на мысль. Каждый народ выражает себя через эмоции и чувства - так возникает национальное искусство, через разум - так возникает национальная философия и наука, и через действие, волю - так возникает национальная история (как процесс) . И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания, который так высоко ставит Трубецкой. Без этого самопознание будет неполным. Точно так же и изучая другой народ, мы изучаем его искусство, его философию, его историю.

Итак, мы погружаемся в историю.

Из коллекции историка Николая Баранова:

Главное, чтобы детям было интересно.

Очень интересную серию развивающих фильмов по истории стоит посмотреть вместе с детьми и поговорить с ними об истории.

Ну и ссылка на учебник по истории древнего мира . Трудно написать всеобъемлющий учебник. Почему так мало места в школьном курсе уделяется истории Византийской империи, которая просуществовала более 2000 лет? Трудно написать историю Италии (вспомним хотя бы Историю Рима, которую написал Момзен) не упоминая Данте, Гарибальди и других младоитальянцев, или историю Испании (недавно появилась интереснейшая книга о роли арабов, евреев и христиан в создании облика современной Испании), а как объяснить, что Германия была создана Бисмарком только в 19 веке, если не говорить о нибелунгах и о Вагнере? А почему принижена роль Ивана 3 в создании государства Российского, мало сказано и об Алексее Михайловиче. А как рассказать о личности Сталина? (посмотрите Михаила Федоровича Антонова), а о новейшей истории (однозначно дать оценку таким личностям, как Горбачев, Ельцин тоже невозможно) что можно сказать?

Школьники в большинстве своем не любят историю. Требуется заучивать кучу фактов, дат и имён, а интереса это никакого не представляет. Ну в самом деле, что ребятам с того, что допустим Людовик XIV правил Францией с 1643 по 1715 (аж 72 года!) или Банк Англии был основан в 1694? Весь материал воспринимается, как правило, как малосвязный набор фактов. Вот мой внук учит историю древнего мира, теперь историю Европы, потом будет изучать современную Россию. Выйдет из школы, а в голове в лучшем случае останется лишь некоторые фрагменты знаний.

Я написал эту страничку для себя, чтобы попытаться убедить собственных внуков в необходимости посещать музеи, смотреть, видеть, наблюдать, размышлять и научиться задавать вопросы. Хотелось, чтобы они жизнь свою прожили с интересом. А как это сделать?

А закончу я стихотворением горячо любимого мною поэта Роберта Рождественского, которое так и называется "История".

История! Пусть я - наивный мальчик. Я верил слишком долго, слишком искренне, что ты - точнее всяких математик, бесспорней самой тривиальной истины... Но что поделать, - мальчики стареют. Твои ветра по лицам их секут... Секунды предъявляют счёт столетьям! Я говорю от имени секунд... История - прекрасная, как зарево! История - проклятая, как нищенство! Людей преображающая заново и отступающая перед низостью. История - прямая и нелепая! Как часто называлась ты - припомни! - плохой, когда была великолепною! Хорошей - хоть была постыдно подлой! Как ты зависела от вкусов мелочных. От суеты. От тупости души. Как ты боялась властелинов, мерящих тебя на свой придуманный аршин! Тобой клянясь, народы одурманивали. Тобою прикрываясь, земли грабили! Тебя подпудривали. И подрумянивали. И перекрашивали! И перекраивали! Ты наполнялась криками истошными и в великаны возводила хилых... История! Весёлая история! Послушай! Ты ж не просто пыль архивов! История!.. Сожми сухие пальцы. Живое сердце людям отвори. Смотри, как по-хозяйски просыпаются бессмертные создатели твои! Они проглатывают немудрёный завтрак. Торопятся. Целуют жен своих. Они уходят! И зелёный запах взволнованно охватывает их. Им солнце бьёт в глаза. Гудки аукают. Плывёт из труб невозмутимый дым... Ты станешь самой точною наукою! Ты станешь. Ты должна. Мы так хотим.


Конспирология — сфера гуманитарного знания, в которой исторические изменения, особенно резкие, рассматривается в свете тайной борьбы и заговоров тайных сил — орденов, масонских лож, спецслужб, секретных международных организаций. Основная задача прикладной конспирологии — выявлять тайный смысл известных и кажущихся ясными событий. В том числе и — высший пилотаж — скрытый смысл самих конспирологических работ. В этом (но только в этом!) плане конспирология — это не столько отдельная дисциплина (хотя потенциально и дисциплина транспрофессионального типа), сколько подход, метод — дедуктивно-аналитический поиск неочевидного в очевидном, тайного — в явном, вычисление скрытых причин и причинных связей (рядов), которые эмпирически, индуктивно непосредственно не просматриваются, в лучшем случае — проявляются в виде неких помех, отклонений, странных пустот. Можно сказать, что конспирология — неотъемлемый элемент истории, социологии, политологии, политэкономии и т. д. Настоящий профессионал в этих областях должен быть еще и профессиональным конспирологом. Это обусловлено не только несовпадением явления и сущности, но и самой спецификой социального знания, в основе которого лежит несовпадение — принципиальное несовпадение истины и интереса, на порядок усиливающее в этой области знания несовпадение явления и сущности.

Каждый житель любого города соотносит себя с ним, называясь «москвичом», «петербуржцем», «ярославцем», «новгородцем», «мурманчанином», «петрозаводчанином»…
Однако задумываемся ли мы о значении и непосредственном влиянии города на наши жизни? Соотносим ли мы появления, развитие и становление города с историей своей семьи?

Как много мы знаем о величественном городе, в котором мы живем, сменившим три века своей истории?
Каждый город уникален и хранит свою историю, прежде всего, в своем народе. От того, как относимся мы к своей истории, зависит и дальнейшее развитие нашего города.

Художник Алексей Авдышев. Петрозаводск.

Довольно часто жители соотносят себя с территорией проживания, а потом уже с ее историей. В таком отношении теряется статус города и его богатая культура. Она растворяется за чередой обыденных дней и действий.

Наш яркий город Петрозаводск имеет богатейшую историю, к которой мы каждый имеем непосредственное отношение. Нашими руками он строился и укреплялся на мировой арене. Ведь изучить историю своего края – это прежде всего, познать самого себя, осознать свою значимость и огромную роль.

Петрозаводск. Кафедральный собор и церковь Петра и Павла.

300 лет истории! 3 века уникальных событий жизни города!

Не каждый город может похвастаться столь богатым прошлым. Недаром город Петрозаводск получил статус исторического города и был включен в специальный реестр исторических городов России.

Город, как и человек, имеет имя, возраст, свою историю возникновения, летопись событий, свою культуру, статус, свою семью, в которую входят не только приближенные к нему города, но и мы, его жители.

Наша роль на фоне истории всего человечества очень велика: сохранить те знания и опыт, который накапливался веками, и передать новому поколению, ведь именно мы, жители своего города, оберегаем его историческое наследие.

Поэтому необходимо знать историю своего края, своего города и своей страны.
Чтобы с гордостью сказать: «Я живу в Петрозаводске, основанном самим Петром I в годы Северной войны…»
Чтобы сохранить традиции своего города, историко-архитектурные, этнографические, культурные и природные памятники необходимо принимать активное участие в жизни города, интересоваться его историей и историей своей семьи.

Зачем знать историю?

“Кто не знает прошлое, тот остался без будущего”

История – это одно из немногих слов, за которым стоят целые эпохи. Она вмещает в себя миллионы судеб, её предметом изучения всегда является Человек и Время. Пожалуй, практически нет такого человека, который бы ни разу в жизни не слышал об Александре Македонском, о Христофоре Колумбе и Наполеоне Бонапарте. Эти люди оставили глубокий след в памяти мира и изменили ход всей истории. Они стали тонкой нитью, между прошлым и будущим.

Чтобы понять ценность истории для современного человека, нужно обратиться к её истокам. Одна из первых исторических книг – девятитомник Геродота «История» (5-й век до н. э.), для нас это образец жизни людей времен Античности, ещё Цицерон древнеримский политический деятель, оратор и философ говорил об этой книге, что она: «… свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Украинский историк Михаил Александрович Максимович (1804-1873), был одним из первых, кто исследовал историю древнего Киева, он посвятил этой теме более 25 статей. В них он впервые показал роль Петра Могилы в создании и развитии украинской культуры. Михаил Сергеевич Грушевский (1866 -1934), ему принадлежат более двух тысяч работ по истории, социологии, литературы, этнографии и фольклору Украины. Он вошёл в историю, как великий летописец и автор «Истории Украины». И много других выдающихся людей, которые собирали и сохраняли для нас сведения о прошлом нашей родины.

Все исторические книги, над которыми были потрачены не один год работы, люди прошлого оставили для своих последователей, для будущих поколений, дабы они, опираясь на опыт прошлого, предотвратили ошибки в будущем. Современный историк Агнес Мак-Кензи в книге «Кельтская Шотландия» пишет: «История – это нечто большее, чем изучение прошлого. Это изучение истоков настоящего и корней будущего».

История сохраняет целостность народа. Невозможно представить на всём земном шаре страны, которая бы не хранила в памяти свое прошлое. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Знание истории – это благодарность ушедшим поколениям, за то наследие, которое нам от них досталось. История – это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает, но она продолжается в нас. Каждым нашим словом и действием создаётся история. Мы невольно творим её, через хранение старого и созиданием нового.

Знание истории своего государства, своего народа и всемирной истории формирует в человеке национальное достоинство, помогает увидеть истоки национальной культуры, понять и осознать в ней свою роль. Знание истории помогает не повторять её. Это эволюция сознания человека, его питание и просвещение.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся историк В. О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Многие из нас не имеют ни малейшего представления о том, что случилось в прошлом и как это может повлиять на наше настоящее и будущее. История — это не просто школьный предмет. Это наша гордость, наш позор и наша тайна. Мы не можем стереть историю прошлых поколений, но можем извлечь много ценных уроков из истории. Вот то, почему настолько важно начать изучать историю.

1. Знать прошлое.

Мало кого волнует то, что сделали люди в прошлом. Вы не должны зацикливаться на прошлом, но разве не интересно знать, что произошло тысячу лет назад? Разве не интересно знать историю жизни вашего предка? История играет важнейшую роль в нашей жизни. Помогает нам избежать самых опасных ошибок, которые совершили люди много лет назад.

2. Признать ошибки.

Последние события могут преподать нам много ценных уроков. Когда мы признаем свои , мы можем избежать их или борьбы с ними. Мы можем избежать конфликтов, войн, холокоста, голодомора, и многие другие страшные события, которые случились в прошлом. Мы не можем изменить настоящее и будущее, не зная прошлого.

3. Понять прошлые поколения.

Моя однажды сказала: “ Если твоя прабабушка была жива, она смеялась бы над нашими образам жизни.” Мне было интересно узнать больше фактов о прошлых поколений и понять, почему у них были разные приоритеты в жизни и какие цели у них были.

4. Понять современное общество.

Есть тонкая грань между прошлым и настоящим. То, что произошло много лет назад может повлиять на происходящее сегодня. Узнайте о событиях, которые помогли сформировать жизнь ваших предков, а также вашу собственную жизнь. Это поможет вам понять современное общество лучше.

5. Это невероятно интересно.

Вы когда-либо хотели узнать больше о женщинах из истории, старинных зданий или выдающихся сражений? История невероятно интересна. Выберите тот аспект истории, которая полностью заинтриговывает вас и возьмите столько книг истории, сколько вы можете прочитать. Это может стать вашим новым хобби. История — это не скучно, когда вы любите то, что читаете.

6. Понять, как жизнь изменилась за эти годы.

Вы знаете о событиях, которые привели к первой и второй мировой войне? Мы знаем об этих войнах, но вряд ли знаем причины. Жизнь изменчива, но единственное, что может помочь нам понять те изменения, является история. События происходят в постоянно увеличивающемся темпе. Изучение истории — это простой способ быть в гармонии с настоящим.

7. Знать наиболее выдающихся людей.

Короли, королевы, мореплаватели, правители, учёные, художники и многие другие выдающиеся люди сделали многое для нас. Да, некоторые из них делали ужасные, отвратительные и ужасные вещи, как смертная казнь, но в целом у нас есть много вещей, благодаря им. Воспоминая их имён — один из лучших способов быть им благодарны за то, что они сделали.

8. Найти вдохновение.

Наконец, история — это фантастический источник вдохновения. История может вдохновить вас, чтобы создать событие, которое изменит вашу будущую семейную жизнь или ваше общество. Также она может вдохновить вас, чтобы стать лучшим человеком и найти своё истинное призвание в жизни. История помог многим людям раскрыть свои таланты и развить новые навыки. Кто знает, может быть, он тоже сможет вам помочь.

История очень нужна для нас. Я не любила предмет истории в школе. Для меня был одним из худших предметов. Теперь, когда я понимаю, насколько история важна для нас, я не жалею времени на чтение книг по истории. В конце концов, однажды все мы будем чьей-либо историей, так давайте не будем забывать о прошлом и создадим счастливое будущее.

14.09.2009

Вопрос: для чего детям знать историю своей страны , - задается в наше время необычайно часто. Хотя этот вопрос сродни тому, а стоит ли учиться на чужих ошибках, когда можно набивать собственные шишки?

Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?

И ответ напрашивается однозначный: конечно нет!

Многие возразят, что в наше время детям нужны лишь навыки для наилучшей адаптации к текущему времени, умение «выживать» и обеспечивать себя, а все остальное, в том числе и знание истории , совсем не является необходимым.

Отчасти это верно, господство материального вынуждает заботиться о развитии коммерческой жилки, возможностях получить профессию, дающую хороший заработок. Но только отчасти, ведь человек зарабатывает деньги, как средство к удовлетворению потребностей не только тела, но и души. Умея зарабатывать, мы получаем возможность отдыхать в красивых местах, путешествовать по миру и смотреть на чудеса природы и творения человеческих рук. А еще мы живем в обществе, где информация, отношения, события не ограничиваются только получением материальных благ.

История не учит, она скорее воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. По факту она формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.

История дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и отношениях между государствами, а значит понимать место своей страны на мировой арене.

Кроме того, человек, знающий свои корни причисляет себя к отечеству. На исторической гордости наций формируется патриотизм. Проще говоря, человек должен ассоциировать себя с отечеством, потому что страны и люди не безлики только с историей.

Если утверждать, что знание исторических событий прошлого не нужно, то о каком патриотизме среди молодежи может идти речь, что должно стать стержнем, объединяющим народ? Почему в таком случае «именем России» выбрано имя Александра Невского - уже глубоко исторического персонажа?

Кроме всего, история – это необычайно интересно, если преподавать её не скупо по школьным учебникам, когда запоминание дат и событий становится основной целью. История должна быть предметом рассказывающим. Думать и интерпретировать, делать выводы самостоятельно – вот чего лишены наши дети на уроках истории.

Понятно, что не каждый учитель может, а главное хочет изменить стиль преподавания истории. Достаточно вспомнить, что поколение сегодняшних учителей еще воспитывалось на 80 летнем однобоком видении новейшей истории России, когда всему населению буквально с младых ногтей внушалась нужная идеология. Но времена меняются, а вместе с ними пришло понимание, что у любого исторического факта не может быть однозначной оценки. История, как сама жизнь – она то, что мы думаем о ней.

Если взять историю России , то это, пожалуй, - самое богатое событиями и выдающимися людьми государство. Одно то, что на протяжении веков Россия сохраняла свою территорию и народ- это феноменальный, в общем-то, факт в мировом масштабе.

Неужели нашим детям не будет интересно узнать, что письменность пришла на Русь далеко не с её крещением, как это принято считать. Письменность, сочинительство песен, богословских книг, поэм и запись событий существовала и в дохристианской Руси. А ведь это ведет к пониманию всех последующих многовековых событий: кто, как и почему управлял Русью, уничтожая основу древних славян и заменяя её новой идеологией. А ведь люди, населявшие Русь во времена княгини Ольги и Вещих князей были единственной народом, в которой каждый человек был свободен.

А что наши дети знают о русской эмиграции? Рамки школьной программы довольно сухо комментируют этот исторический этап русской истории. Сейчас не каждый ребенок может с уверенностью ответить кто такой Ленин, а ведь еще совсем недавно незнание событий революции 1917 года было просто невероятным. , а в последствии нами - родителями воспринималась, как часть населения, предавшая Россию, не захотевшая поддержать новое государство после революции. Так нас учили в школе.

Революция уже давно считается спорным благом для России, а в последние годы и вовсе многими рассматривается, как катастрофа. Небезынтересно узнать, что революция была сделана на деньги кайзеровской Германии (не напоминает ли это финансирование оранжевой революции в Украине?).

А красное знамя революции было позаимствовано Лениным в той же Германии, у её социалистических партий. Становится понятным стремление уничтожить и категорически запретить большевиками всю символику России, убить царскую семью, разрушить православные храмы. Это отрезается от своей истории народ. Так, чтобы с чистого листа воспитывать послушное общество. Послушное кому? Тем, кто финансировал процесс?

Русская эмиграция в этом свете не видится толпой предателей, а лишь людьми, которые не могли смотреть на то, как губят народ и страну, и при этом бессильных. Странно было бы думать, что уехавшие за пределы России интеллигентные люди, писатели, священники, офицеры не обладали патриотизмом и пониманием ситуации.

Это ли не повод нашим детям знать достоверные факты прошлого, чтобы понимать политические события настоящего? Дети у нас умные, есть надежда, что знание истории убережет их от ошибок в будущем.

На этом небольшом примере знание истории имеет огромное значение. Она у человека воспитывает принадлежность не к стаду, а к свободно мыслящему и живущему обществу, которое способно отличить, куда его ведут и зачем.

У кавказских народов до сих пор есть обязательное знание своей родословной в семи поколениях.

Человеку нужно знать свои корни, чтобы уважать окружающих людей и себя в этом окружении.