Болезни Военный билет Призыв

Подготовить сообщение о джоне юзе. Чем знаменит Донбасс. Люди. Джон Джеймс Юз



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Коллекция Юза
  • 4 Дом Юзов
  • 5 Памятник в Донецке
  • Примечания

Введение

Джон Джеймс Юз (англ. John James Hughes , современная транскрипция - Хьюз ) (1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - валлийский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.


1. Биография

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение военно-морских сил ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 году покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.

В 2010 году общество терриконоведов присвоило имя Джона Юза одному из терриконов Донецка .


2. Семья

3. Коллекция Юза

4. Дом Юзов

Дом Юзов (ул. Клиническая, 1) - построен в Юзовке (старое название Донецка) для семьи Джона Юза . Это второй по счёту дом Джона Юза в Юзовке. Первый был в поместье помещицы Смоляниновой и представлял собой саманную хату, крытую соломой.

Фундамент дома заложен осенью 1873 года. Летом 1874 года построен одноэтажный дом из 8 комнат в 1,5 км к юго-западу от юзовского металлургического завода. Фасад был выполнен из красного кирпича. Крыша покрыта железом. За домом находились хозяйственные постройки: кухня, флигель для прислуги, погреб, сарай для угля и дров, конюшня, псарня. Также за домом был заложен большой сад. Усадьба Юзов была ограждена забором из дикого песчаника. В заборе были деревянные ворота, которые были обрамлены прямоугольной аркой из кирпича. Перед фасадом дома были разбиты клумбы с цветами и проложены дорожки из камня. От металлургического завода в дом были проведены водопровод и электричество.

Сначала Юз жил в доме со старшими сыновьями, затем из Англии в Юзовку приехали его жена, дочь и младший сын. Жене и дочери одноэтажный дом не понравился. Джон Юз стал искать архитектора, который бы спроектировал двухэтажный особняк. Проекты российских архитекторов Юза не устроили и он нанял архитектора из Англии. Работа над проектом была прервана в 1880 году сначала из-за смерти младшего сына, а затем жены Юза и была возобновлена в 1883 году. В это время архитектор приехал в Юзовку, и предложил проект пристройки к фасаду одноэтажного здания, которое к тому моменту уже было построено, двухэтажного особняка с учётом сохранения зелёных насаждений усадьбы. К постройке приступили в 1887 году. Смерть Джона Юза в 1889 году прервала строительство, но затем оно было продолжено старшими сыновьями Юза. Одновременно со строительством велась реконструкция внутренних помещений в одноэтажной постройке. Летом 1891 года все работы по строительству дома были окончены. Осенью этого же года братья Юзы начинают жить в новых апартаментах вместе со своими семьями.

Особняк был построен из кирпича местного производства и выполнен в формах стиля ренессанс. Кирпич был розовато-алого цвета. На первом этаже находилась терраса с ренессансной аркадой. На втором этаже был балкон, ограждённый фигурной решёткой. На балконе также были круглые колонны. Окна были большие, прямоугольные. Верхние своды окон были украшены прямоугольными узкими выступами. Железная крыша была окрашена в зелёный цвет. Верхняя часть крыши была увенчана узорчатой чугунной решёткой. От парадного входа во двор вела пологая лестница небольшой высоты и ширины. Двор был замощён брусчаткой. Во дворе располагались цветочные клумбы, фонтаном и беседки. Беседки были увиты плющом и диким виноградом. Дом был построен на возвышении и гармонировал с усадьбой. С балкона второго этажа был виден весь посёлок Юзовка и металлургический завод.

Юзы жили в доме до 1903 года, затем уехали из Юзовки навсегда. После их отъезда до 1907 года в доме жил управляющий заводом Андерсон, но после травмы, полученной на заводе, уехал в Англию. Новый управляющий Адам Александрович Свицын прожил в доме до 1918 года, пока завод не был национализирован большевиками. Долгое время дом был известен под названием «Дом Свицына». В годы гражданской войны дом Юзов частично был разграблен. В 1920-1930-е годы в доме жили директора металлургического завода. В годы Великой Отечественной войны рядом с одноэтажной постройкой разорвалась авиабомба, которая снесла крышу и западную стену этой постройки. Эта же бомба повредила крышу двухэтажного особняка. В послевоенное время крышу и стену одноэтажного особняка отремонтировали, а двухэтажный дом долго не восстанавливали. Одно время дом распродавали на кирпичи. В начале 1980-х годов частично отремонтировали его крышу.

После войны в доме располагались роддом, артель по производству безалкогольных напитков, артель общества глухонемых. С конца 1990-х годов здание было арендовано предприятием закрытого типа. Новые владельцы построили вокруг дома гаражи и обнесли забором. На территорию прилегающую к дому не пускают посторонних, в том числе журналистов и сотрудников донецкого областного краеведческого музея .

Географические координаты дома: 47.972061 , 37.814211 47°58′19.42″ с. ш. 37°48′51.16″ в. д.  /  47.972061° с. ш. 37.814211° в. д. (G) (O) .


5. Памятник в Донецке

Памятник Джону Юзу

Памятник Джону Юзу - установлен в Донецке в честь Джона Джеймса Юза - валлийского промышленника, основателя Юзовки (современного Донецка). Памятник расположен в Ворошиловском районе Донецка, на улице Артёма, у третьего учебного корпуса Донецкого национального технического университета и библиотеки, что может символизировать профессию Джона Юза - инженера английского завода.

Автор памятника скульптор - Александр Митрофанович Скорых. Памятник отлит в центральных ремонтно-механических мастерских и установлен 8 сентября 2001 года. Памятник стоит на низком постаменте, фактически в человеческий рост, что по замыслу скульптора символизирует человеческие качества этого деятеля.

Первоначально памятник стоял ближе к улице Артёма, а в августе 2009 года памятник был подвинут ближе ко входу в библиотеку .

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 13:11:25
Похожие рефераты:

Джон Джеймс Хьюз
(John James Hughes)
gtj.org.uk

Джон Юз - учредитель Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель завода - родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До нас дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской деятельности на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте, когда ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был богатый жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов г. Мертира. Он получил домашнее образование и в юношеские годы работал под началом своего отца, который в то время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с металлургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби Вейл.

Джон Юз и английский рабочие
в механическом цехе завода.
Юзовка, 1889
gtj.org.uk

Спустя некоторое время он основывает собственное механическое производство в Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот период раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Джон Юз впервые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-х годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский железопрокатный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя, появляются именно в эти годы. Он также посвящает много времени приготовлению рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. Продукция Мильвольского завода, на котором работал Джон Юз, успешно их выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее прочной и надежной.


gtj.org.uk

В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский историк Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном случае, он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором описывается, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони. Приведем это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и обстреливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных орудий. Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не чугуна, устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний: часто снаряд просто застревал в броне на полпути.

Джон Юз со своей семьей.
Юзовка, 1889
gtj.org.uk

Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ с целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так, впервые судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза пересеклась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с русскими военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который заключило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно договору кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления переуступил концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это предложение весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление идеи. Настольной книгой английского инженера становится исследование французского геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной «малороссийской» степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа одарила этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами железной руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не решался оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы, подтверждала и неудача с постройкой казенного металлургического завода, работавшего на местном сырье, в Лисичанске.

Сыновья Джона Юза:
John James и Ivor Edward,
1890 г.
gtj.org.uk

Дж.Юз уезжает в «Новороссию», чтобы самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей окрестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высочайшее утвержден 18 апреля 1869 года. Договор подписали министр путей сообщения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-секретарь М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору великобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн. руб.) для разработки каменного угля и основания рельсового производства на юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один из заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000 должны были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была достигать 2.000 английских тонн (одна английская тонна равнялась 62 пудам, т.е. чуть более 1000 кг) в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механические мастерские для нужд завода.


gtj.org.uk

Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение десяти лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на количество не более 3000000 пуд. (49000 т) в год. Причем эта премия должна была выплачиваться Обществу за каждые 100000 пуд. (1638 т) действительно выделанных и принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до 85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к устраиваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать 63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчеркивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти. Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем выпуска негарантированных акций.

Семейство Юзов сдрузьями.
Юзовка, 1890
gtj.org.uk

И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону деятельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с учреждениями и организациями на территории России регулировались законами Российской Империи.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз возвращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солидной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят 29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви, гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламента (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40 акций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций).


gtj.org.uk

Капитал Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегированные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общества от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущественные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 % годовых.

Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была задута печь. Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой, через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требовалась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается оптимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо - кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастающих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухова, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигнута только в 1887 году.


gtj.org.uk

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел известность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил выплавку в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.


gtj.org.uk

Россия стала для Джона Юза второй родиной, его семья (а у него 6ыло четверо сыновей) покинула родные места Южного Уэльса и переселилась в новый городок на юге России, возникший буквально на пустом месте. Окружающие знали английского инженера как энергичного, предприимчивого, целеустремленного человека с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу, а в глубине души он был мечтателем. Джон Юз желал, чтобы русский каменный уголь успешно бы конкурировал в Средиземноморье с английским, а русский чугун пользовался таким же успехом в Петербурге, как и английский. Он строил далеко идущие, но вполне реальные планы. Дж. Юз мечтал довести добычу каменного угля до 45 млн. пуд. (737000 т) в год, а выплавку чугуна -до 15 млн. Для осуществления своих планов он в июне 1889 г. прибыл в Петербург, но внезапно заболел и скончался 17 июня 1889 г. (ст.ст) в гостинице «Англетер». Именно в этой гостинице, которая называлась уже «Интернационал» 28 декабря 1925 года скончался классик русской поэзии Сергей Есенин. Итогом и своеобразным памятником двадцатилетней деятельности Юза стал хорошо устроенный завод, вокруг которого вырос многотысячный город.

Литература:

  • Шепелев Л. Акционерные компании в России. М.1973.
  • Поткина И.В. История предпринимательства России. М.1997.
  • Боханов А.Н. Крупная буржуазия России: конец XIX в. М.1992.


Одним из самых выдающихся промышленников своего времени являлся Джон Юз – основатель Донецка. Благодаря ему появился этот один из крупнейших промышленных городов Украины. Чем же ещё была примечательна биография Джона Юза? Давайте более подробно узнаем, кто он такой и чем занимался. Молодые годы Прежде всего давайте узнаем, в каком году родился Джон Юз, где и в чьей семье. Будущий крупный промышленник был рожден в 1814 году в городке Мертир-Тидвил, что в Уэльсе. Происходил он из валлийской семьи инженера Юза (в современном произношении - Хьюза), который управлял местным металлургическим заводом. В ранней молодости Джон Джеймс Юз работал на предприятии отца, но к 28 годам смог накопить определенный капитал и приобрел собственную судостроительную верфь. Деятельность в Великобритании В 1850 году Джон Юз приобретает ещё одно предприятие – литейный завод в Ньюпорте. Впрочем, это не мешало ему одновременно самосовершенствоваться, работая инженером на Мильвольском железно-прокатном заводе, куда он перешел в конце 50-х годов XIX века. Уже в 1860 году Джон Юз стал директором этого предприятия. Одним из его достижений того времени было создание лафета для тяжелых пушек, который он спроектировал в 1864 году. Этот механизм привлек внимание многих европейских стран, откуда посыпались заказы. Кроме того, Джон Юз занимался разработкой брони для кораблей. Имя Джона Юза стало одним из самых известных в британской металлургии и судостроении. Предложения из России Разработки Джона Юза заинтересовали Адмиралтейство Российской империи, которое планировало использовать броню для укрепления форта «Константин» в Кронштадте. В ходе переговоров по поставке брони у Юза завязались тесные знакомства с российскими чиновниками, среди которых были полковник Оттомар Герн и генерал Эдуард Тотлебен. Они предложили британскому промышленнику воплотить проект на юге Российской империи по постройке завода по производству железных рельсов, за который ранее брался князь Кочубей. Юз согласился. Причины принятия предложения Главной причиной, которая побудила Джона Юза сконцентрировать свое основное направление деятельности на Российской империи, являлся промышленный кризис, разразившийся в Великобритании после катастрофического падения Лондонской биржи в 1866 году. Это породило значительный рост уровня безработицы в стране и отток инвестиций. В это время значительно упал объем заказов от покупателей. Россия же тогда была государством, экономика которого развивалась семимильными шагами, пытаясь сократить отставания от стран Запада. Поэтому она представляла собой довольно привлекательное поле деятельности для иностранного промышленника. Он намеревался привлечь в проекты, реализуемые в России, рабочую силу из Великобритании, на которую в родной стране резко упал спрос. К тому же российские чиновники сделали Юзу ряд довольно выгодных предложений, которые в данной ситуации казались ещё привлекательнее.

Как известно, официальной датой основания Донецка считается 1869 год. Наиболее распространенная версия связывает это с началом строительства Джоном Юзом металлургического завода. Но правда ли, что нога британца Юза, обутая в английский сапог, ступила тогда с немецкой брички на совершенно пустынные и голые степи донецких земель?

Тема засыпанных городов активно развивается многочисленными альтернативными исследователями. Представляем читателям портала ещё одно интересное исследование на эту тему, которое провёл внимательный житель Донбасса.

Итак, Джон Хьюз (Jonh Hughes) в 1869 году выкупает за крупное вознаграждение - 24 тысячи фунтов стерлингов - концессию на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов у князя Кочубея Сергея Викторовича. В этом же году он закладывает свой завод, а уже в 1872 году выдаёт первую партию чугуна.

Свою концессию Сергей Кочубей продал - но не Джону Юзу лично, а Новороссийскому обществу, которое было образовано принятием Устава 29 мая 1869 г. При его образовании в число основных подписчиков–акционеров входили семь человек: Даниил Гуч, Томас Брасси, Александр Оугилви, член британского парламента Томас Брасси– младший, Чарльз Ф. Гуч, В. С. Уэйзман, Джозеф Уитворт.

Согласно уставу правление насчитывало шесть человек, из которых четверо избирались акционерами привилегированного разряда «А» и двое - акционерами обычного разряда «В». Два последних являлись директорами–распорядителями завода. Ими стали Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Директорам–распорядителям назначалось жалованье 1000 фунтов стерлингов в год и 1000 акций разряда «В», гарантировавшие 10% дохода. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за заводом и управление делами Общества. Держателям акций разряда «А» гарантировался доход в 15% годовых.

Почетным директором Общества стал князь Сергей Кочубей, который получил 980 акций на общую сумму 240 000 рублей.

Новороссийское общество - не сборище дилетантов, мечтающих разбогатеть на просторах России. Это были матёрые сэры-пэры и князья, а сделку курировал непосредственно сам великий князь Константин Романов, являвшийся братом императора Александра, который тоже следил за Обществом.

Почему же эти люди, связанные с промышленной и властной элитой того времени, стремились именно сюда, в богом забытое село Александровка? Альтернативное исследование этого вопроса можно увидеть в двух нижепредставленных частях.

Джон Джеймс Юз (англ. John James Hughes, современная транскрипция - Хьюз) (1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - валлийский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.


Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.