Болезни Военный билет Призыв

Подготовка к школе после каникул. Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул? Как подготовить ребенка к учебе в школе

Даже взрослым трудно после отпуска сразу войти в рабочий ритм. А уж школьникам после долгих летних каникул – тем более. Как помочь им в этом?

За лето у детей изменились привычки, появились новые, связанные как с режимом, так и с поведением. Ребенок взрослеет. Спросите себя: как он изменился? Может быть, пришла пора в чем-то предоставить ему больше самостоятельности?

Но учитывайте, что дети действительно могут забыть привычные правила поведения. «Бабушка мне разрешала, а вы…» – если отпрыск так заявляет, не спорьте. Спокойно скажите: «Да, у бабушки было так. Но ты ведь знаешь: в нашей семье принято то-то и то-то».

  • Беседуйте с детьми. О расставании с летом, об обязательности обучения в школе, об отношениях с одноклассниками. Цель таких бесед – создать и поддержать стимул «начать новую жизнь». Многие школьники к 1 сентября настроены на то, чтобы лучше учиться, исправить какие-то недостатки в своем поведении.
  • Делитесь летними впечатлениями. Можно сделать фотоальбом или домашнюю стенгазету «Как мы провели лето». Можно устроить вечер воспоминаний, на котором обсудить не только прошедшее лето, но и планы на будущее: как учиться, как отдыхать, что будет в семье нового и интересного. Дети охотнее выполняют то, что предложили сами, поэтому такие планы и предложения стоит красиво оформить и повесить на видном месте.

Эти беседы и обсуждения вам помогут понять, в чем нуждается школьник, чего опасается, какая помощь необходима ему и к 1 сентября, и в течение года.

Игровые тренировки

Последние предшкольные недели проведите в виде игр и состязаний.

  • Пользуйтесь ситуацией. Так, рассчитываясь у кассы, ребенок (с вашей подачи) может потренироваться в устном счете. Насыпая в чай сахар, вспомнить о свойствах веществ, открывая консервную банку – о рычаге.
  • Определяйте задания на каждый день. Например, то же чтение. «Что и сколько ты сегодня прочтешь?» – уточняйте и обязательно проверяйте, беседуя о прочитанном. Полезно читать вслух по очереди или устраивать чтение по ролям.

Многие дети за лето отвыкают писать. Это не страшно. Чтобы рука вспомнила правописание, каждый день понемногу пишите. Для диктовки выбирайте смешные отрывки из книг, забавные предложения.

Восстанавливайте режим

В августе распорядок дня школяра надо перестраивать на рабочий лад. Время отхода ко сну смещать к 21-22 часам, а подъема – к 7 утра. Делайте это плавно. Сдвигайте каждые 3-4 дня время укладывания и подъема на полчасика.

Вернувшись в город, школьник радостно может засесть за любимый компьютер (соскучился!). Пусть пару дней «оторвется» – потом вводите ограничения.

Вместе займитесь покупками

Тетради, ручки, карандаши и прочие школьные принадлежности пусть выбирает сам ребенок. А чтобы не случилось недоразумений у прилавка, предоставьте ему свободу выбора в разумных пределах. Так, покупая школьных рюкзак, определите несколько подходящих по ценам, а ребенок уже из них пусть выберет, какой именно покупать.

План на будущее лето

Помните, к учебному году всегда легче адаптироваться тем детям, которые летом пусть понемногу, но регулярно занимаются (например, читают каждый день). Так что не освобождайте их летом от всех обязанностей: девайте задания, в том числе хозяйственные поручения, – это поможет ребенку не забывать про ответственность.

И главное – контролируйте их выполнение. Некоторые родители ограничиваются напоминаниями, а к действиям (проверке) не переходят. И это пустое сотрясение воздух только еще больше расхолаживает: ребенок утверждается в мысли «Не сделал сегодня – и завтра как-нибудь отверчусь».

Считаете ли вы, что введение обязательного второго иностранного языка с 5 класса положительно отразится на качестве знаний школьников?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Каникулы неизбежно подходят к концу. Перестроиться с отдыха на ежедневную учебу сложно, поэтому готовиться желательно несколько заранее. В первую очередь, за некоторое время до первого сентября пора возвращаться к строгому режиму дня. Укладывать детей спать пораньше, все интересные дела планировать на утро, чтобы появлялась мотивация вставать по будильнику. О том, как еще подготовить школьников к грядущему учебному году, рассказывает Я – Родитель.

Заранее составленное расписание недели заново приучит ребенка к четкому распорядку. В расписание хорошо включить не только увеселительные мероприятия, но и домашние занятия по .

Сейчас существует множество учебников по повторению пройденного материала для каждого года обучения. Уделите занятиям всего полчаса в день, поддерживая в ученике уверенность в знаниях. Особое внимание обратите на те предметы, с которыми у вашего ребенка возникали трудности, помогите разобраться, пока на это есть время. Тогда он спокойным и довольным.

Как подготовить первоклассника к школе?

Внезапно подросшие малыши гордо примеряют портфели и школьную форму. После приобретения важно уделить время формированию у детей необходимых в школе навыков.

Развивайте навыки самообслуживания

В первую очередь, первоклашке необходимы навыки самообслуживания. К первому классу ребенку нужно уметь быстро переодеваться, аккуратно есть за столом, вовремя мыть руки, самостоятельно обслуживать себя в туалете, тщательно и быстро собирать портфель. Все эти навыки нужно тренировать в игровой форме.

Поиграйте в «самолет улетает через 15 минут». За это время малыш должен, например, одеться и собрать портфель. Придумайте систему поощрений. За неделю-две до первого сентября повесьте на стене расписание недели и отмечайте звездочками дни, когда ребенок сам проснулся по будильнику, умылся и собрался.

Тренируйте общение с будущим учителем

Ребятам, которые ходят в детский сад, нетрудно переключиться с воспитателя на учителя. Сложнее «несадовским» детям, особенно, если они не посещали занятия по подготовке к школе.

Как научить ребенка выстраивать отношения с учителем?

Поиграйте дома с ребенком в «педагога и ученика», меняйтесь ролями, предлагайте ему разные ситуации на уроке и переменках.

С первых же дней в школе новоиспеченные ученики будут готовить руку к письму. Помогите своему ребенку – развивайте его мелкую моторику.

Для этого существует много игр: конструктор, сборка бус и бисера, перекатывание по столу мелких предметов на скорость, мозаика, лепка из пластилина, штриховка и раскрашивание рисунков. Не каждый ребенок готов заниматься этим в одиночку. Участвуйте в его занятиях, показывайте пример.

Мотивируйте ребенка читать

Сходите с ребенком в библиотеку. В них теперь часто проводятся интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.

Уделяйте время отдыху с ребенком

Одна из главных задач школьников на каникулах – отдохнуть и выспаться. Внимательно следите за временем отхода ко сну и постепенно переводите детей на утренние подъемы пораньше. Ловите солнечные деньки, устраивайте долгие прогулки пешком и на велосипедах, плавайте в пока еще теплых водоемах.

Как подготовить к школе старшеклассника?

Для детей 15-16 лет постепенно начинается подготовка к вузу. Кроме этого, дети еще могут переживать подростковый возраст, и им требуется дополнительное внимание взрослых.

Вместе продумайте план профориентации

Продумайте план профориентации, запишитесь на курсы при институте, внимательно присмотритесь к психологическому состоянию подростка. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учебы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения .

Обсуждайте со старшеклассником события с позиции равноправия

Обсуждайте со старшеклассником события в мире, выслушивайте его точку зрения на политику, экономику, литературу, музыку. Посмотрите вместе исторические или научно-популярные фильмы, а затем обсудите. На даче по вечерам изучайте с подросшими детьми звездное небо, рассказывайте о созвездиях, фантазируйте. Возможно, ваш ребенок уже знает что-то лучше вас, ему будет приятно удивить вас своей эрудицией.

Предложите ребенку начать вести дневник

Предложите подростку вести дневник. Осмысление личных достижений и поражений, ежедневное записывание событий поможет развить навык формулирования своих мыслей в тексты, а тексты – в цели и задачи.

Учите подростка планировать расходы

Подготовьте вместе с ребенком список покупок, например, товаров к школе. Помогите ему рассчитать бюджет на покупки, спланируйте походы по магазинам. Вы это, несомненно, умеете, а вот старшекласснику нужно учиться домашней экономике. Это дополнительная тренировка как в математике, так и в планировании.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Светлана Балашова

Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.

Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.

Скоро в школу. Как подготовить ребенка к началу нового учебного года

Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.

Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • часто “чувствующий”, переживающий влюбленность ребенок перестает быть “думающим”.
  • не все взрослые умеют справляться с “нагрузкой чувств”.
  • нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)

Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.

Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.

Важно для родителей:

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка ” энергию жертвенности” – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание – вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда “не переваривает”.
  3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли “зеркалить” ребенок у нас, то, что мы от него требуем? – обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои “домашние задания”, конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать “образ” школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания – могут стать “самореализующимся пророчеством” – программой для ребенка.
  5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и “мотивирование”, а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и “прокачивание” IQ. – упрощенно – словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. “Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
    Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
    Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
    Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
    Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
    Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
    Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.”
  8. В наших силах стать “агентами изменения” в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  9. Школа – это только часть жизни. Важная. Но “за” ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Вера Прохорчук | 26.08.2016 | 1246

Вера Прохорчук 26.08.2016 1246


После летних каникул многим детям довольно сложно привыкнуть к школьным будням. Я расскажу, как подготовить ребенка к школе и мягко настроить его на учебный лад.

У меня двое детей-погодок: Саша перешел в 3-й класс, а младший Митя – во 2-й. В прошлом году после летних каникул они оба заявили мне, что не хотят идти в школу и мечтают, чтобы отдых продолжался до Нового года.

А мне так хотелось, чтобы учеба была сыновьям в радость, а не стала какой-то «каторгой». Я проконсультировалась со специалистами, которые дали мне несколько полезных рекомендаций по подготовке детей к школе.

Я применила их на практике, и, знаете, период адаптации к школе прошел довольно легко. В этом году я настраиваю детей на учебу, применяя на практике эти советы.

Делюсь ими и с вами, дорогие родители.

Родителям стоит уделить этому вопросу особое внимание: ведь трудности во время периода адаптации к школе могут привести к психологическим проблемам и даже неприятностям со здоровьем.

Распорядок дня для детей

Во время каникул родители допускают нарушения режима дня: дети часто ложатся спать поздно, спят до обеда, едят в разное время. Во время учебы распорядок дня поменяется: ребенок будет рано ложиться и вставать, весь день будет распланирован.

Чтобы детский организм успел перестроиться, за неделю до начала учебного года необходимо соблюдать «школьный» режим дня. Предлагаю примерный распорядок дня:

Также детям полезно употреблять:

  • постное мясо;
  • печень;
  • овсянку;
  • цветную капусту;
  • кисломолочные продукты, особенно творог;
  • около 2 литров чистой питьевой воды в день.

Диктанты

Если ребенок забыл, как обращаться с ручкой, можно В этом поможет написание диктантов. Достаточно уделять этому занятию примерно 30 минут в день, чтобы рука ребенка «вспомнила», как нужно писать.

Настроиться на «школьный» лад также поможет совместная покупка канцелярских принадлежностей, одежды и

Хочу предупредить родителей: первый месяц учебы может быть достаточно напряженным и даже нервным и для вас, и, конечно, для ребенка. Но вам следует проявить терпение, поддержать чадо и постараться максимально облегчить период адаптации ребенка к школе.

Все мы знаем, как важно не забывать летом о будущей учёбе. И все, как правило, упускаем эту педагогическую возможность. Ну какие списки летнего чтения или, скажем, упражнения по математике, когда ещё не все лужи замерены и не все бабочки посчитаны? Последние летние деньки тратить на подготовку особенно обидно! В итоге первое сентября обрушивается на родителей и ребёнка, как лавина. Успели собрать все учебники с канцтоварами - уже хорошо. Тут-то и выясняется, что за три месяца знания основательно выветрились из детских голов, да и режим стал совсем не школьным.

Не переживайте! Как оперативно и безболезненно вернуть ребёнка в рабочее русло, вы узнаете ниже. Правда, вам необходимо понимать, что период адаптации длится как минимум 2 недели, а у некоторых детей, особенно маленьких, он запросто доходит до одного-полутора месяцев.

Ищем повод для оптимизма

Для начала родителям самим нельзя киснуть и заражать ребёнка разочарованием в связи с окончанием отпуска или каникул. Ура, школа! Ура, старые друзья! Ура, новые предметы! По крайней мере, так можно настраивать маленьких школьников.

С умудрёнными учениками средней школы фокус может не пройти. Как правило, в ход идёт «классика»: ребенку рассказывают о том, что он станет дворником, если будет учиться плохо, или, скажем, финансистом, если постарается. Это заявление многих пугает, но при этом никого не мотивирует. Детям слишком сложно оценить и представить то, что будет с ними через десяток-другой лет. Куда лучше напомнить маленьким умникам, что за средней школой следует старшая. Время фантастических приключений и невероятной свободы, когда ты, дорогой друг, получишь право совершенно самостоятельно… ну, например, распоряжаться карманными деньгами, добираться на общественном транспорте до кружков или загружать приложения в телефоне. В общем, обрисуйте заманчивую, реалистичную и не слишком отдалённую перспективу, к которой приведёт хорошая учёба в средней школе.

Намечаем цели

«Ходить в школу» и «проходить предметы» от этих выражений так и веет безысходностью и отсутствием мотивации. Ещё не поздно обсудить с ребёнком, зачем он всё это делает. Какие у вас с ним цели на конец четверти и года? И что нужно сделать для их достижения? Определившись с целью, обсудите шаги по её достижению. Процесс разбейте на мелкие понятные части. Можно даже составить специальный календарь, чтобы отмечать прогресс.

Не теряйте связи с действительностью. Например, осенняя простуда практически неизбежна. А значит, далеко не каждую неделю ребёнок сможет ставить галочки в своём плане. Ничего страшного.

Выстраиваем режим

Речь идёт и о режиме жизни, и о режиме учёбы. Во-первых, стараемся навести порядок со временем отхода ко сну и пробуждением. Если ребёнок привык не спать до позднего часа, постепенно, по полчаса за раз, возвращаемся к раннему укладыванию.

Во-вторых, разбираемся с новой программой. От изобилия информации у чада, скорее всего, голова пошла кругом, и кое-какие важные подробности могли вылететь из одного уха с той же скоростью, с какой влетели в другое. На первых порах стоит засесть с ребёнком вместе за новое расписание. Детально уточните все школьные требования. Таким образом вы, во-первых, снизите стресс, потому что предсказуемость даёт ребёнку чувство контроля. А, во-вторых, вы сократите число ситуаций вроде «а я прослушал про дневник погоды» и «ой, завтра надо сдать презентацию». Ну и, в-третьих, вы выясните, не перебрали ли вы по осени с целями и задачами, секциями и кружками. Чтобы прирождённые трудоголики ни говорили о том, что отдых - это смена деятельности, в расписании ребёнка всегда должно оставаться хотя бы немного времени для… безделья! И это время он, по-честному, имеет право потратить по своему усмотрению.

Украшаем действительность

Чередование каникул и учебного года не должно казаться ребёнку чередованием заточения и воли. Ищите в учёбе хорошие стороны или создавайте их сами. Если ребёнок заинтересовался каким-то предметом, подогревайте его любопытство, предлагайте ему дополнительные книги или интересные фильмы, связанные с темой.

Обратите внимание на организацию места для уроков в доме. За лето ребенок, определённо, подрос, и, возможно, ему потребуется новая мебель. Обязательно проверьте высоту стула, стола, чтобы не спровоцировать ребёнку проблемы со спиной.

Красота - в деталях. Попробуйте необычно упаковывать школьный ланч. Или, как вариант, к комплекту полезных школьных вещей добавьте вещи симпатичные и бесполезные. Особенно ценно то, чем можно поразить одноклассников. Каждый год детей захлёстывает какая-нибудь новая мода, нередко на что-то относительно бюджетное, наподобие резиночек для плетения браслетов. Будьте в курсе детских увлечений. Статус знатока резинкоплетения может здорово мотивировать не пропускать уроки.

Освежаем память

Забыть за лето школьную премудрость и нахвататься троек в первой четверти - дело обычное. В эти дни лучше отложить в сторону родительскую гордость вида «мой ребёнок делает уроки сам» и засесть за стол вместе с чадом. Не злитесь, если ребенок вдруг перестал понимать задания, которые раньше щёлкал, как орехи.

Прежде, чем приниматься за домашнюю работу, по всем проблемным предметам поднимите старые записи и учебники. Полистайте их вместе с ребёнком и разберитесь, где образовались пробелы. Учительнице может быть совершенно некогда этим заниматься, а вот вы спокойно поэтапно повторите пройденное заново. После этого новая информация без труда ляжет на подготовленную почву.

Да и каким бы тяжёлым ни было начало года, как бы недовольны вы ни были, не скупитесь на добрые слова. Есть хоть какой-то прогресс - хвалим! Да, и конечно, хвалить надо не столько оценки, сколько само усердие. Ведь отметки ребёнку будут в жизни ставить не всегда, а вот стараться нужно в любом деле.

Ищем союзников

Присмотритесь к новым учителям, выясните, какие у них с ребёнком складываются отношения. С учителями нужно встретиться, хотя бы немного поговорить и выяснить у них, на что обращать внимание, а о чём можно не волноваться.

Расспросите ребёнка и о его одноклассниках. После дачной компании, например, в классе может быть одиноко, особенно, если это первый класс. Постарайтесь найти возможность подружить ребёнка с кем-нибудь, пригласить потенциального товарища в гости, если так проще - вместе с его родителями. Верный друг - это и повод торопиться в школу и - только тс-с-с! - человек, который всегда поможет с домашним заданием.

Искренне сопереживаем

Маленьким детям бывает просто тяжело расставаться с родителями перед школой. Их могут одолевать страхи: «А вдруг мама за мной никогда не придёт!?» Поэтому не просто не опаздывайте за ребёнком в школу, а лучше приходите на пять минут раньше, пусть он видит, что вы скучали по нему также, как и он по вам.

Кроме того, важно не суетиться и не портить момент прощания. Выработайте свой собственный ритуал, на который у вас всегда должно хватать времени. Он может включать объятия, какие-то тёплые слова. Вы можете дать ребёнку с собой какую-то вещь, которая будет напоминать о вас. Конечно, это должно быть что-то, что соответствует школьным нормам. Например, счастливый карандаш.

Обсуждайте с ребёнком прошедший школьный день с любопытством и без давления. Заметим, что у детей есть манера отвечать на вопросы вроде «Ну, как сегодня в школе?» многозначительным «Ничего». Обхитрить их легко. Придумывайте более конкретные вопросы вроде «Что у вас было на втором уроке?», «Чем сегодня кормили?» или «Что самое интересное было на биологии?». Такие вопросы продемонстрируют вашу заинтересованность и позволят узнать действительно ценную информацию. Скажем, если самым замечательным событием на биологии было падение заснувшего одноклассника со стула, вы будете знать, на какой предмет стоит поднажать.

Все перечисленные приёмы похожи на метод мягкого обучения плаванию. Основная тонкость в том, чтобы не держать ребёнка «на руках» весь оставшийся год. Постепенно снижайте свою вовлечённость, но, разумеется, не отказывая ему в поддержке в критических ситуациях и просто в тяжелые дни. В какой-то момент ребёнок сам начнёт чувствовать себя увереннее и благополучно выйдет в автономное плавание.