Болезни Военный билет Призыв

Поэзия н гумилева. Самые красивые стихи Николая Гумилёва

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством самобытного поэта;
  • рассмотреть особенности лирики Гумилёва;
  • воспитывать вкус учащихся в связи с изучением поэзии;
  • учить выразительному чтению стихов.

Оформление: фотопортрет Н.Гумилёва, пластинка с записью сочинения К. Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза», репродукции картин П.Гогена.

Ход урока

Когда меня отправят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки,
Не глыба камня, не могильный крест-
Мне памятником будут эти строчки.
В. Шекспир

1. Слово учителя.

Не беспокойся обо мне, я чувствую себя прекрасно, читаю Гомера и пишу стихи». Лаконичная записка, написанная ровным безмятежным почерком. В ней нет ни тени тревоги, ни намёка на какую-либо опасность. А между тем писавший её знал, что жить ему осталось считанные дни.

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило – фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.

Автор записки и этих поэтических строк – Николай Гумилёв. Расстояние во времени между посланием, адресованным Анне Ахматовой, и стихотворением, посвящённым ей же, длиной в десять лет. Казалось бы, что уж тут общего. Но связь была. Стремительная и трагическая, как линия судьбы на ладони его руки, написавшей:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Предчувствие ранней смерти не покидало поэта на протяжении ряда лет. Он даже видел того», кто занят отливанием пули, которая оборвёт его жизнь. 24 августа 1921 года поэт Николай Гумилёв был расстрелян Петроградским губчека. Он обвинялся в участии в контрреволюционном заговоре. В «деле» Гумилёва остались справки домоуправления, в которых говорилось, что в квартире поэта, ему не принадлежало ничего, «кроме 1303 экз. книг», среди которых были написанные его любимыми писателями несколько поэтических сборников, прекрасных и благородных плодов его «сада души». Книг после смерти Гумилёва осталось меньше, чем должно было быть», налицо ещё одно – помимо убийства – уголовное преступление: обворовали его современников, обворовали нас с вами. Какой высоты ещё мог достичь Гумилёв,– он был молод и возрастом, и духом! Он бы столько ещё мог написать!

Ещё не раз Вы вспомните меня.
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из стали и огня,
Но меж других единый необманный.
Ещё не раз Вы вспомните меня... »)

Поэзия Серебряного века не мыслима без имени Николая Гумилёва. Создатель яркого и самобытного литературного течения – акмеизма (от греч.akme – остриё, лезвие), он завоевал симпатии читателей и не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям, странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.

Звучит музыкальный фрагмент (К..Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза»)

2. Индивидуальные сообщения учащихся

Муза Дальних Странствий, воспетая им во многих стихах, стала проводником поэта в непроходимых джунглях Центральной Африки, в огнедышащих песках Сахары, в верховьях и устье многоводного Нила, в мрачных горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара. Древние города Европы, Ближний восток, Антильские острова, Средиземное море!..

И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающие отраженья,
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы.
И кони рыжие летят.
Потом волнующие губы…
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять – восторг и горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море
Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши,
От сна, я буду снова я –
В священный вечер у ручья?

Героям его стихотворений становятся открыватели новых земель, и флибустьеры, и скитальцы-арабы, и средневековые рыцари, и охотники на африканских диких зверей, и бесстрашные капитаны...

Звучит музыкальный фрагмент (К.Дебюсси «Море».Три симфонических эскиза»).

Выразительное чтение стихотворения «На полярных морях и на южных...».

Христофор Колумб, Марко Поло, Гонзальво и Кук, Ганнон Карфагенянин, Синдбад Мореход, Одиссей...Герои реальные и мифические, жившие много веков тому назад и современники, решившие достичь Северного полюса, – все они становились помощниками поэта, мечтавшего сделать своих читателей героями «сильной, весёлой и злой планеты.

3. Знакомство с поэтикой Гумилёва

Уже в раннем творчестве поэта наметились основные (исключительно «гумилёвские») черты, которые так или иначе, изменяясь и совершенствуясь, прошли через все его сборники и составили неповторимый облик его поэтики. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев по контрасту с современниками. Он создавал героев, одухотворённых идеями, дерзкими, рискованными, но в основе своей – благородных, охваченных неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующих победу над внешним миром, даже если эта победа достигалась ценой их жизни.

Чтение стихотворения « Как конквистадор в панцире железном…».

Второй характерной особенностью поэзии Гумилёва является отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. В стихотворении «Поэту» (1908) Гумилёв высказал своё отношение к поэтической форме и требования к ремеслу стихотворца.

Чтение стихотворения « Поэту».

Работу поэта над формой можно проиллюстрировать, анализируя стихотворение «Мореплаватель Павзаний...» (1906). Верный своей избраннице – Музе Дальних Странствий, поэт посвящает своё стихотворение древнегреческому путешественнику Павзанию (20 в.). После опасного плавания его корабль достиг берегов Римской империи. Час заката. Величественно и прекрасно вечно изменяющееся море. Суровы и безмолвны неподвижные скалы. Покачивается на волнах корабль. Император осматривает экзотические подарки, которые привёз из заморской страны мореплаватель. Такова сюжетная картина стихотворения. Для того, чтобы понять, как достигать поэт художественной красоты изображаемого, как разукрашивает зарисовку яркими, сочными красками, наполняет её пространство многочисленными звуками, проведём лексический и фонетический анализ текста. Бросается в глаза обилие прилагательных, обозначающих цвет: золотой, пурпурный, мраморный, изумрудный, серебряный. Присутствие в стихотворении существительных вызывает стойкие цветовые ассоциации: море (синий и зеленоватый цвета) и крокодил (зелёный цвет). Для более сильного эффекта и то и другое существительное повторяется в тексте трижды. Дополняет эту цветовую гамму звуковой повтор (ассонанс) гласного (у). Во 2 и 3 строфах, где нарисована картина моря, этот гласный звук (у) повторяется 7 раз. По замыслу поэта, этот звуковой повтор должен наполнить стихотворение зелёным цветом. Вспомним его перевод стихотворения Артюра Рембо «Гласные»: А– черно, бело-, Е – зелено О – сине, И – красно... Я хочу открыть рождение гласных. И далее: У – дивные круги морей зеленоватых. А теперь определим, каким размером написано стихотворение Гумилёва. Перед нами редко встречающийся в русском стихосложении пеон третьего вида. Он наилучшим образом передаёт ритм, частоту появления и затухания морских волн. Покачивание корабля удачно передаёт внутренняя рифма (плав – пав) в 1 строке 1 строфы. А модулированный звуковой повтор(аллитерация) сонорного звука (л) в 1 строфе, по-видимому, должен воспроизводить звук ударяющих о борт корабля волн. Моделированный глухим согласным повторяющийся сонорный (р) передаёт скрип мачт и корабельных снастей(1 и 2 строфы). Удары волн о прибрежные скалы озвучены рифмой 2 строфы (безумных– бездумных– шумных).Такова неполная звуковая инструментовка этого стихотворения.

Третьей характерной чертой творчества поэта является его пристрастие к экзотике, интерес к африканскому и азиатскому континентам, к мифологии и фольклору племён, населяющих их, к яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.

Первый ученик-ассистент читает выписанные из поэтических сборников Гумилёва названия стихотворений, которые с географической точностью сообщают о многочисленных путешествиях поэта, странствиях в поисках сюжетов для своих произведений: «Озеро Чад», цикл стихов Абиссинские песни», «Африканская ночь», «Красное море», Египет», «Сахара», «Суэцкий канал» «Судан», «Сомалийский полуостров» Мадагаскар», «Замбези», «Нигер» и др.

Второй ученик-ассистент приводит названия его анималистических стихотворений «Гиена», «Ягуар», Невеста льва», «Кенгуру»,»Попугай», Укротитель зверей»,»Гиппопотам « и др. Поражает глубокое знание повадок животных точность рисунков, напоминающих лучшие работы художников-анималистов. Поэт нередко наделяет чувствами и мыслями своих четвероногих героев, иногда говорит от их имени, как бы соединяясь с ними в неделимое целое.

Я – попугай с Антильских островов.
Но я живу в квадратной келье мага
Вокруг – реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.
Пусть в час заклятый, в вихре голосов,
И блеске глаз, мерцающих, как шпага,
Ерошат крылья ужас и отвага,
И я сражаюсь с призраками сов...

4. Огромное влияние оказали на Гумилёва полотна французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена, которые он видел в Салоне в Париже ещё в то время, когда был слушателем всемирно известной Сорбонны. Часами простаивал поэт перед его картинами. Удивительный мир культуры далёкой Океании, как бы существующие вне времени и привычного бытия, фигуры таитянских женщин, буйные краски тропической растительности, полусказочные животные – всё это влекло в неведомые заморские страны, будило неуёмную фантазию

5. Презентация.

Знакомство с репродукциями картин Поля Гогена « Женщина с цветами в руках»(1899); «Беседа»(1891); « Женщина, держащая плод» (1893); «Таитянские пасторали»(1893); «Пейзаж с павлинами»(1892); «Жена короля»(1896); «Сбор плодов»(1899) и др.

Гумилёву не удалось побывать на Таите, где жил и творил не понятый современниками Поль Гоген, но путешествия по заморским странам он сумел превратить из мечты в поэтические строки. Разве не перекликаются его африканские стихотворения и абиссинские песни с сюжетами полотен французского художника?

Чтение стихотворения «Озеро Чад».

Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей, перестало клокотать сердце Маяковского, безумная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилёва... Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородство.

Сады моей души всегда узорны.
В них ветры так свежи и тиховейны.
В них золотой песок и мрамор черный.
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны.
Как воды утром, розовеют птицы.
И – кто поймет намёк стариной тайны? -
Них девушка в венке великой жрице...
Я не смотрю на мир бегущих линий.
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне
Сады моей души всегда узорны.
(«Сады души») В.В Рогозинский

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Выучить стихотворение, знать конспект урока.

Николай Гумилев родился 15 апреля в Кронштадте в семье корабельного врача. Свое первое четверостишие он написал в возрасте шести лет, а уже в шестнадцать лет было опубликовано его первое стихотворение «Я в лес бежал из городов…» в «Тифлисском листке».

Серьезное влияние на Гумилева оказали философия Ф. Ницше и стихи символистов, которые изменили представление юного поэта на мир и его движущие силы. Под впечатлением от новых знаний он пишет первый сборник – «Путь конквистадоров», где уже показывает свой собственный узнаваемый стиль.

Уже в Париже выходит второй сборник стихов Гумилева под названием «Романтические стихи», посвященный возлюбленной Анне Горенко. Книга открывает период зрелого творчества Гумилева и собирает первые повалы поэту, в том числе и от своего учителя Валерия Брюсова.

Следующим переломным моментом в творчестве Гумилева становится создание «Цеха поэтов» и собственной эстетической программы, акмеизма. Поэма «Блудный сын» закрепляет за поэтом репутацию «мастера» и одного из самых значительных современных авторов. Далее последует множество талантливых произведений и бесстрашных поступков, которые навсегда впишут имя Гумилева в историю русской литературы.

Жираф (1907)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.
Но каждый раз вы склонитесь без сил
И скажете: "Я вспоминать не смею.
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею".

Анна Ахматова и Николай Гумилёв с сыном Львом. 1913 или 1916 год.

Мне снилось: мы умерли оба... (1907)

Мне снилось: мы умерли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гроба
Поставлены радом.

Когда мы сказали: "Довольно"?
Давно ли, и что это значит?

Что сердце не плачет.

Бессильные чувства так странны,
Застывшие мысли так ясны,
И губы твои не желанны,
Хоть вечно прекрасны.

Свершилось: мы умерли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гроба
Поставлены радом.

Вечер (1908)

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла... Ты гонишь прочь
Зловещих птиц - мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина,
Блестит луна - твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна -
Давно оплаканное счастье.

Нежно-небывалая отрада (1917)

Лишь одно бы принял я не споря -
Тихий, тихий золотой покой
Да двенадцать тысяч футов моря
Над моей пробитой головой.

Шестое чувство (1920)

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Мне снилось (1907)

Когда мы сказали: «Довольно»?
Давно ли, и что это значит?
Но странно, что сердцу не больно,
Что сердце не плачет.

Много есть людей, что, полюбив… (1917)

Как ты любишь, девушка, ответь,
По каким тоскуешь ты истомам?
Неужель ты можешь не гореть
Тайным пламенем, тебе знакомым?

Волшебная скрипка (1907)

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.

Современность (1911)

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило - фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.

Сонет (1918)

Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман... но я смеюсь, и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.

Дон Жуан (1910)

Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.

Камень (1908)

Взгляни, как злобно смотрит камень,
В нем щели странно глубоки,
Под мхом мерцает скрытый пламень;
Не думай, то не светляки!

Любовь Николая Гумилёва к путешествиям и античности находит отражение в стихах поэта, хотя заметно влияние и русского классицизма. Стихи Гумилёва легко читаются и имеют скрытый подтекст, а в некоторых произведениях есть место и дару прорицания, например, «В пустыне» заканчивается строками:

Пред смертью все, Терсит и Гектор,
Равно ничтожны и славны,
Я также выпью сладкий нектар
В полях лазоревой страны.

Только пить Николаю нектар смерти пришлось не в лазоревой стране, а в застенках НКВД.

В стихах Гумилёв часто обращается к мифическим героям, нередко он упоминает Геракла, Одиссея и Ахилла, не раз возвращает читателя в эпоху Рима к Марию и Манлию (стихотворение «Манлий»). Любовь к путешествиям позволяет Гумилёву со знанием дела описывать в стихотворениях дальние страны и таинство иноземной природы («Озеро Чад», «Суэцкий канал», «Египет» и другие). Оживают в строках поэта Фауст и Маргарита, Риголетто и Рублев, Каракалла и Павзаний.

Такой подбор тем и персонажей говорит о многогранности поэта, ширине спектра его интересов и умению перенести ощущения и мечты на лист бумаги.

Здесь вы найдёте лучшие, по мнению читателей, и избранные стихи Гумилёва. Проникновение в строки и междустрочия поможет понять сложную судьбу поэта и откроет мир глубокой поэзии талантливого автора. Начнём с "Заблудившегося трамвая".

Заблудившийся трамвай

Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
"Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?"

Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят: "Зеленная",- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают.

В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить...
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!

1919 год (точно неизвестно)

Жираф

В стихотворной мини-сказке «Жираф» Гумилёв пытается развеять грустное настроение плачущей девушки рассказом про далёкие страны и экзотических животных. Рассказчик знает много сказок, но девушка слишком долго вдыхала тяжёлый туман и её не веселят истории поэта.

Возможно, под тяжёлым туманом автор подразумевает сложную жизнь, которая оплетает слушательницу пеленой проблем и не даёт ей улететь воображением в далёкие страны. Вера в дождь – это не более чем неверие в свет, сами же сказки всего лишь струя свежего ветра, которой девушка противится.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Стихотворение Гумилёва в исполнении Юлии Скирины.

Игры

Кого выводит на арену амфитеатра Гумилёв в лице колдуна, которому поклоняются дикие звери? Кто консул, радующий публику добротой и заливающий песок кровью уже третий день? Не ростки ли революции скрываются за маской колдуна, и не царский ли режим изображает консул в стихотворении «Игры»?

Кто же тогда мы, зрители? Те, кто видит, что надо что-то менять, но боится холода смерти по пути к победе? Или те, кому достаточно игр – зрелищ и хлеба. Другого мы не знаем или не хотим знать.

Консул добр: на арене кровавой
Третий день не кончаются игры,
И совсем обезумели тигры,
Дышут древнею злобой удавы.

А слоны, а медведи! Такими
Опьянелыми кровью бойцами,
Туром, бьющим повсюду рогами,
Любовались едва ли и в Риме.

И тогда лишь был отдан им пленный,
Весь израненный, вождь аламанов,
Заклинатель ветров и туманов
И убийца с глазами гиены.

Как хотели мы этого часа!
Ждали битвы, мы знали - он смелый.
Бейте, звери, горячее тело,
Рвите, звери, кровавое мясо!

Но, прижавшись к перилам дубовым,
Вдруг завыл он, спокойный и хмурый,
И согласным ответили ревом
И медведи, и волки, и туры.

Распластались покорно удавы,
И упали слоны на колени,
Ожидая его повелений,
Поднимали свой хобот кровавый.

Консул, консул и вечные боги,
Мы такого еще не видали!
Ведь голодные тигры лизали
Колдуну запыленные ноги.