Болезни Военный билет Призыв

Поиск причины заболевания. Древние источники Аюрведы. Питание в благости

Аюрведа — наука о жизни, зародившаяся более 5 тысяч лет назад в Индии. Она помогает определить благоприятные и неблагоприятные условия жизни, которые напрямую связаны с нашим счастьем и здоровьем, а также учит нас жить в гармонии с законами природы. Разбираемся, что такое аюрведа и доши, как определить свой тип конституции и какому образу жизни следовать, чтобы оставаться здоровым и полным сил.

Аюрведа отличается от привычной для нас медицины: в то время как с помощью таблеток врачи устраняют симптомы заболеваний, специалисты по аюрведе считают важным понять и устранить причину болезни. Они придерживаются идеи о том, что все в нашем теле связано между собой, поэтому нельзя воздействовать на отдельные его области. Проще говоря, здоровье не сводится к лабораторным анализам и ежегодным обследованиям, это процесс, который требует нашего постоянного участия.

ЧТО ТАКОЕ ДОШИ?

Согласно аюрведе, в нашем теле присутствуют три доши — это Вата, Питта и Капха . Они состоят из комбинаций 5 элементов: земли, воды, огня, ветра и эфира. Доши отвечают за наши физические и психологических характеристики, их невозможно распознать в теле, но они соединяют его и участвуют в различных функциях организма. Все они в той или иной степени присущи каждому из нас, а их баланс отвечает за состояние нашего здоровья. Огромное количество факторов, таких как стресс, недосып, неправильное питание влияют на перемещение, увеличение и уменьшение дош в организме. Более того, каждая из них изменяется согласно времени суток, фазам пищеварения, возрасту и сезону.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИП ДОШИ?

У каждого человека с рождения доминирует одна или две доши, при их балансе мы здоровы, счастливы и полны энергии. При дисбалансе у нас могут возникать проблемы с кожей, нарушение пищеварения, бессонница, беспокойство и более серьезные заболевания.

Для того, чтобы определить состояние дош в данный момент, можно обратиться к специалисту, но есть и более простой метод — пройти тест. В интернете есть огромное количество тестов для определения вашего типа конституции, они помогут понять, на какие доши стоит обратить внимание, ну а мы расскажем, как привести их в состояние баланса.

ВАТА: ВОЗДУХ + ЭФИР

“То, что постоянно движется в теле” — Сушрута Самхита.

Люди типа Вата не могут находиться в бездействии, при этом они заняты несколькими делами сразу. Вообще регулярность для них это что-то слишком сложное, пожалуй, это самая непостоянная доша. Они часто меняют профессию, не могут усидеть на месте и поэтому являются большими любителями путешествий. Это непостоянство выражается и во взаимоотношениях, они часто меняют партнеров, быстро про них забывают и легко знакомятся с новыми. При балансе Вата доши эти люди отличаются креативностью, у них высоко развит творческий потенциал. Они гибкие, инициативные, очень общительные и легкие на подъем. Их можно назвать оптимистами, которые действительно умеют радоваться жизни. Если же Вата находится в дисбалансе, то может появляться чувство беспокойства, тревоги и бесконечной суеты. При этом часто у людей этого типа конституции сбивается режим дня, и они начинают пропускать приемы пищи, не вовремя ложатся спать и перестают заниматься спортом.

Сама по себе эта доша сухая, легкая холодная, шершавая, тонкая и подвижная. Для того, чтобы привести Вату или любую другую дошу в баланс необходимо обогащать свою жизнь противоположными ей качествами:

  • делайте масляные массажи (кунжутное масло)
  • ешьте теплую и маслянистую пищу с использование согревающих специй
  • старайтесь есть меньше сырых продуктов
  • ешьте в спокойной обстановке
  • медитируйте
  • отдыхайте в течении дня
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например, йогой или плаванием
  • соблюдайте стабильный режим дня
  • одевайтесь тепло в холодное время года
  • старайтесь поддерживать теплую атмосферу дома
  • принимайте горячие ванны или теплый душ
  • используйте сладкие и теплые аромамасла для ароматерапии (масло лаванды, корицы)

ПИТТА: ОГОНЬ + ВОДА

“То, что поддерживает пищеварение” — Сушрута Самхита.

Люди типа Питта обладают высоким интеллектом, они уверены в себе и полны энтузиазма. Лидеры от природы, в работе они собраны, пунктуальны, умеют ставить перед собой цели и добиваться их. Физическая сила делает их выносливыми, энергичными и стрессоустойчивыми. Они большие любители планировать и организовывать. При балансе Питты люди дарят радость всем вокруг, их жизнерадостность и чувство юмора завораживают. При дисбалансе проявляется неудовлетворенность жизнью, гнев и высокомерие по отношению к другим людям. Они часто теряют контроль над собой, бывают критичны, категоричны и упрямы. Стремление к власти и контролю всех и всего вокруг — это проявление эго, которое вытесняет все положительные качества этого типа конституции.

Питта маслянистая, быстрая, горячая,подвижная, жидкая, кислая. В состояние баланса ее могут привести противоположные качества:

  • делайте масляные самомассажи (кокосовое масло)
  • пейте только теплые напитки
  • ешьте больше свежих овощей и фруктов
  • не употребляйте острую еду
  • медитируйте
  • гуляйте на свежем воздухе
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например йогой, плаванием или ходьбой
  • слушайте успокаивающую музыку
  • цените людей вокруг
  • заведите личный дневник
  • принимайте прохладный душ
  • используйте охлаждающие аромамасла (масло розы или сандалового дерева)
  • проветривайте помещения, чтобы там сохранялась прохлада

КАПХА: ЗЕМЛЯ + ВОДА

“То, что поддерживает прохладность” — Сушрута Самхита.

Этот тип конституции характеризуется отличным здоровьем, крепким телосложением и душевным спокойствием. Стабильность и постоянство позволяют им быть верными партнерами и надежными работниками. Это очень спокойные и добрые люди, которые всегда готовы прийти на помощь. В состоянии баланса Капха отличается щедростью, умением любить, нежностью и мягкостью. В состоянии дисбаланса люди этого типа могут превратиться в лентяев, любителей полежать дома и скрыться от общества. Они очень сильно привязываются к людям и вещам, часто боятся отпустить что-либо т.к. не выносят перемен. У них может проявляться склонность к накоплениям и даже жадность. От нежелания общаться и что-либо делать может возникнуть депрессия или апатия.

Капха жирная, холодная, тяжелая, медленная, гладкая, липкая, стабильная. Чтобы успокоить ее и привести в баланс нам нужно использовать противоположные качества:

  • не переедайте
  • ешьте легкую еду
  • ешьте в спокойной обстановке
  • не используйте еду как способ успокоиться
  • не уделяйте слишком много внимания повседневным проблемам
  • занимайтесь динамичными видами спорта
  • путешествуйте
  • интересуйтесь новым
  • не спите днем и соблюдайте режим
  • ходите в сауну
  • используйте теплые цветочные аромамасла (кедр, эвкалипт)
  • старайтесь придавать меньше значения материальным благам

Самое главное помните, что не бывает двух одинаковых людей, ведь все мы индивидуальны. Поэтому не стоит строго следовать всем рекомендациям описанным в книгах, статьях, или журналах. Только вы сами сможете проследить реакцию своего организма на ваше питание и жизненный ритм. Суть аюрведы в этом и заключается — она учит нас самоисцелению и дает понять, что возможности нашего организма намного шире, чем мы представляем.

Аюрведа как течение в нетрадиционной медицине возникло в Древней Индии и тесно связано с ведами. Веды - это универсальная наука о жизни, целая философская система. В то время как Аюрведа - метод профилактики и лечения различных заболеваний, установления гармоничных отношений между человеком и миром, человеком и обществом, это система регуляции организма (стремление организма к восстановлению поврежденной части), система питания. Аюрведа: наука о жизни - что это такое?

Сегодня ведическая медицина Аюрведа вызывает все больший интерес. Попытаемся разобраться, что такое Аюрведа?

Аюрведа: наука о жизни

Ведическая медицина Аюрведа не рассматривает лечение человека как лечение конкретного физического тела, заболевания в его проявлении. Аюрведа считает, что если заболевание появилось на материальном уровне, то устранение симптомов - это лишь первый шаг оздоровления, лечить надо всего человека, а именно тело, душу, поведение, регулировать эмоциональный и ментальный (интеллектуального развития) уровни. Человек является единством всего вышеперечисленного.

Западная культура отличается от восточной прежде всего тем, что своей неумолимой любовью к анализу раздела на части все на свете. Восточный же человек, напротив, стремится к единству.

Аюрведа (от слова «веда» - «знание») - наука о продлении жизни или искусство жизни, одна из наиболее универсальных систем, созданных на Востоке. Становление науки аюрведа произошло в Индии приблизительно 5 тысяч лет назад и сложилось на стыке религии, философии, медицины и естественных наук, которые были неразрывно связаны между собой, сегодня можно говорить что это не просто учение - это лечение аюрведа.

Основой Аюрведы служат древнеиндийские трактаты - Веды, написанные на санскрите. Значительное место в них отводится медицинской тематике: приводится более тысячи названий лекарственных растений, встречается множество медицинских терминов, упоминается несколько интересных методик, которые использовались в древнейшие времена, однако не потеряли своего значения даже в наше время.

В науке аюрведа много текстов, посвященных сохранению и укреплению здоровья человека. Древние целители считали, что основа хорошего самочувствия - абсолютная гармония, приблизиться к которой помогают лечебные травы, массаж, специально подобранное для каждого человека питание и другие методы. Нарушение гармонии приводит к заболеваниям души и тела, неразрывно связанных друг с другом.

Наука аюрведа опирается на многие методики: лечение маслами и мумие, фито- и ароматерапию, вегетарианство и натуропатию, акупунктуру, массаж, уринотерапию и пр.

Основные принципы ведической медицины Аюрведы

Ведическая медицина Аюрведа как система оздоровления человека имеет пять уровней.

Многие авторы грубо ошибаются, сводя Аюрведу лишь к системе питания и лечению тела, так как это лишь первый и начальный уровень, он не касается разумного начала в человеке, а лечение тела - это (каким бы чудодейственным ни было лекарство) лишь временный результат. Лечить человека нужно по всем направлениям.

Первый уровень ведической медицины Аюрведы - это лечение тела всевозможными травами, массажем, специальной системой питания и упражнений.

Второй уровень Аюрведы - это уровень очищения, профилактики заболеваний тела и психики, а также создания и укоренения в человеке всевозможных полезных привычек.

Третий уровень ведической медицины посвящен характеру человека, его отношениям со всем окружающим.

Четвертый - это переходный уровень Аюрведы. Дойдя до него, многие останавливаются: возникают некоторые сложности, с которыми люди не всегда могут справиться в силу недостатка силы -воли, целеустремленности, уверенности в правильности принятого решения.

На четвертом этапе Аюрведы необходим духовный наставник, здесь начинается непосредственно теоретическая, если можно так сказать, религиозная часть. Это уровень аскезы, на нем люди читают мантры, различные молитвы, поют гимны, всячески расширяют сознание.

Пятый уровень ведической медицины представляет духовную практику: изучается медитация, и познаются высшие законы жизни.

Ведическая медицина Аюрверда направлена на соединение тела и души человека, развитие его гармоничных отношений с обществом и природой.

Доши аюрведы

Согласно Аюрведе, природой управляют три основные силы, которые называются доши. Каждая из них имеет свое название: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (флегма). В зависимости от содержания элементов люди также разделяются на три группы.

Вата - конституция «людей ветра». Представители этого типа отождествляются с воздушной стихией, преобладанием энергии воздуха и эфира. Главная их отличительная черта - худощавость, высокий рост, сухая кожа. Поведение людей конституции «ветра» зачастую непредсказуемо, и в любой момент у них может измениться настроение. Однако эти люди обожают все новое и часто удивляют окружающих, изменяя самих себя. Люди данного типа - сангвиники или меланхолики, они эмоциональны, романтичны и зачастую наивны. Они не обладают выдающимися способностями, но благодаря усидчивости нередко достигают хороших результатов.

Вата в науке аюрведы

Вата - самая сильная энергия человеческого организма, несущая ответственность за наиболее важные жизненные процессы: кровообращение, дыхание, умственную деятельность и мышечную активность. Представители конституции «ветра» обычно не отличаются крепким здоровьем, и во многом оно зависит от образа жизни. Слабыми местами людей типа Вата являются кости, суставы, а также органы зрения и слуха. Они чаще страдают бессонницей, хроническими заболеваниями желудка, имеют проблемы с пищеварением, нервной и сердечно-сосудистой системой.

Питта в науке аюрведы

Питта - конституция «людей желчи». Представителей данного типа отождествляют со стихией огня и воды. К этому типу относятся люди, обладающие хорошей фигурой и красивой осанкой. Они смелы, напористы, у них развито чувство юмора, стремление к славе и достижению цели. В любви они отдаются партнеру целиком, но и от него требуют того же.

Люди конституции «желчи», как правило, холерики - они эмоциональны, вспыльчивы, неуравновешенны, но отходчивы. Люди склада «желчи» склонны к скоропалительным решениям, которые не всегда верны. Это натуры увлекающиеся, но они быстро разочаровываются, даже если цель достигнута и дает позитивные результаты.

Люди данного типа не обладают крепким здоровьем. Чтобы продлить жизнь, им следует опасаться простуд и переохлаждений, нужно правильно питаться и соблюдать личную гигиену. Слабыми местами людей конституции «желчи» являются печень, почки, желудок и желчный пузырь. Они страдают многими болезнями кожи, разнообразными аллергиями, гипертонией или гипотонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Капха в науке аюрведы

Капха - люди конституции «слизи». Представителей данного типа отождествляют со стихией земли и воды. Они обычно невысокого роста, коренастые, плотного телосложения, сильные, но по натуре добрые. Как правило, довольны жизнью, спокойны, рассудительны, невозмутимы, хотя и медлительны - это флегматики или сангвиники. В жизни и в окружающих больше всего ценят стабильность и надежность, долго запоминают, однако ничего не забывают.

У людей данного типа высокий иммунитет, они не подвержены вирусным и прочим инфекциям, от природы наделены крепким здоровьем, среди них много долгожителей. В то же время они часто страдают от заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем, определенную опасность для них представляют некоторые виды онкологических заболеваний. Их слабыми местами являются сердце и голова. Людям типа Капха надо тщательно следить за рационом питания, распорядком дня, для них крайне важен нормальный сон и отдых.

Восточные целители утверждают: люди с преобладанием одной из дош встречаются редко. Чтобы человек был здоровым и сильным, красивым и уверенным в себе, необходимо гармоничное сочетание всех трех дош. Однако идеальных людей фактически нет, поскольку сочетание дош неравномерно и в любом из нас преобладают одна или две. Это соотношение определяет индивидуальность человека - его характер, способности, темперамент, внешность и, конечно, здоровье.

Три типа питания в Аюрведе

Древняя наука Аюрведа утверждает, что для здоровой жизни питаться нужно так, чтобы все три доши оставались в равновесии. У человека по Аюрведе может быть три типа природной конституции: Вата, Питта и Капха. В зависимости от того, к какому типу вы относитесь, нужно составлять план питания, и тогда ваш организм будет пребывать в состоянии гармонии. Тема нашего разговора сегодня - питание в Аюрведе.

Вата-конституция - можно употреблять сладкую, соленую пищу, тяжелую и жирную, смело добавлять различные пряности, однако избегать острого и горького.

Питта-конституция - рекомендуется употребление холодных блюд, напитков, различных салатов, холодного молока, сладких фруктов. Предпочтение следует отдать блюдам с горьким и сладким вкусом. Горячих, а также легких блюд следует избегать.

Капха-конституция - подойдет легкая, теплая и сухая пища, терпкая на вкус, острая. Употреблять поменьше соли, холодных, тяжелых блюд, отказаться от жирной пищи.

Питание по Аюрведе: общие принципы

Вообще, в питании по Аюрведе большое значение придается вкусу (например, острая пища согревает, стимулирует обмен веществ, сладкая помогает работе поджелудочной железы, горькая очищает печень, соленая усиливает аппетит).

Каким должно быть Аюрведа - питание? Аюрведа дает некоторые рекомендации по поводу приема пищи. Вот некоторые из них.

Есть следует только в том случае, если вы очень голодны.

Если у вас возникает мысль о том, что следует бы перекусить, надо задать себе вопрос и ответить честно: «Действительно ли я испытываю голод?» Если вы не голодны, не нужно перегружать организм: съеденная в этот момент пища принесет только вред.

Необходимо для здоровой жизни прислушаться к своему организму, определить, к каким блюдам он испытывает особое расположение, и смело вводить их в свой рацион.

Питание в Аюрведе - это гармоническое взаимодействие души и тела, поэтому огромное значение придает внутреннему голосу, утверждая, что интеллект может ошибаться, в то время как голос исходит из сердца, из самого существа человека.

Очень полезно для здоровой жизни пить горячую воду. Рекомендуется пить только очищенную воду, предварительно вскипятив ее. Принимать по несколько глотков через 1 ч и перед едой. Горячая вода очищает организм от шлаков и омолаживает его.

Согласно науке о питании по Аюрведе, желательно избегать употребления мяса, заменив его рыбой или птицей.

Изначально Аюрведа - часть Вед, древних текстов таинственных ариев. Возраст трактатов - от 3,5 до 6 тысяч лет. Само это слово переводится с санскрита как «наука жизни». Известно, что Аюрведа повлияла на развитие тибетской и древнегреческой врачебных школ. С древнеиндийскими источниками был знаком Ибн Сена.

Многие современные способы оздоровления уходят корнями в Аюрведу. Всемирная организация здравоохранения признала ее эффективной альтернативной системой медицины. По статистике ВОЗ, около 17% населения мира использует исключительно аюрведические методы лечения: страны, прошедшие через влияние индуизма, всегда густо населены. В США Аюрведа практикуется с 1965 года, у нас же такие медицинские центры только появляются.

«Наука жизни» звучит красиво, но не очень понятно. Точное определение Аюрведы будет таким: цельная система медицинских знаний о темпераментах, здоровом образе жизни, а также о профилактике и излечении болезней.

Индийская притча рассказывает, что все люди по своему характеру делятся на три типа. Однажды царю прислали в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки. Но в сопроводительном письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и свою ценность. Долго придворные ученые взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить различий. Лишь один мудрец не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из другого уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал: «Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая - напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Она наиболее ценная из трех».

Аюрведа основана на подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. В понимании врача-аюрведа заболевание начинается не с физического тела, а с некой невидимой психической оболочки. Все болезни классифицируются по шести стадиям их развития, причем первые три считаются легко излечимыми, четвертая - излечимая, пятая - трудно излечимая, а шестая - неизлечимая.

Первая стадия болезни отражает нарушение работы «тонкого тела» вследствие негативных эмоций, низменных чувств и пороков. Люди в силу недостаточной чувствительности не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию - нейроэндокринную, а затем в эндотоксическую. Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Такое «ослабление» является следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущих воплощений) или может быть приобретенным, но кармический механизм считается наиболее значимым. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм - сердце, а лицемерие - почки.

Вся эта теория кажется слишком сложной и, на взгляд человека нашей культуры, неправдоподобной. Но вот диагностические методы врачей-аюрведов просты. Они построены на принципе «пяти зеркал». Зеркала - это пульс, язык, ушные раковины, глаза и кожные покровы. Определенные свойства пульса, присущие тому или иному недугу, называют «Музыкой болезни».

Врач-аюрвед отличается от докторов в обычных клиниках, пожалуй, лишь цветом кожи: аутентичными методами у нас пока владеют только приезжие индийцы. В остальном - тот же белый халат, стетоскоп. Но вот врач кладет на запястье три пальца, сосредотачивается и начинает слушать пульс. Его учили расшифровывать биение сердца десять лет. Аюрвед легко распознает пониженный иммунитет и то, что пациент быстро утомляется. По пульсу определяет проблемы с работой кишечника и с мочеполовой сферой.

Начать оздоровление доктор посоветует с панчакармы - полного очищения организма, которое состоит из нескольких этапов: очищение желудка, очищение кишечника, носовая терапия и очищение крови. Следует отметить, что эта терапия включает лишь природные средства: лекарственные растения (более 3000 видов!), топленое масло, минералы, специи, металлы.

При любых болях в спине назначают «кативасти» – процедуру наложения компресса из теплого лечебного масла и пасты из трав на спину, поясничную область от 45 минут до 1 часа. Для лечения астмы, заболеваний респираторной системы, болезни сердца, боли в мышцах груди назначается процедура «уровасти»: теплые медицинские масла накладываются на грудь на 45 минут. А «широдхара» применяется при нервно-вегетативных нарушениях, бессоннице, ухудшении памяти, головных болях. На лоб пациента тонкой струйкой из медного сосуда льется теплое масло. Тип масла, его температуру и продолжительность процедуры определяет врач.

Важную роль играет специфический мармический массаж, проводимый в четыре руки с использованием прописанных пациенту масел. Мармы - энергетические центры тела человека. В буквальном переводе - «тайные» точки. В древности знания об этих центрах использовались в военном деле: удар в жизненно важную точку подрывал энергетику врага. Врачам же знание марм помогало излечивать воинов, раненных в битве.

Аюрведа объемлет все стороны жизни. Будучи естественной медициной, она ставит своей задачей не просто устранение симптомов, а формирование позитивного образа жизни, который способствует исцелению и здоровью. Чтобы наилучшим образом использовать Аюрведу, нужно воплотить ее принципы в своей жизни. Просто прибегать к рекомендациям по лечению конкретных заболеваний, когда возникают проблемы со здоровьем, - значит проглядеть истинное богатство и красоту Аюрведы - ее знания о гармоничной жизни.

Изучая Аюрведу, вам захочется пересмотреть свою диету, скажем, отказаться от некоторых излюбленных блюд, которые вам не совсем подходят, внести изменения в свой режим дня - например, пораньше вставать, или изменить характер и количество своей физической активности. Такие изменения привычного образа жизни не случаются за один день.

Согласно Аюрведе, каждому человеку по силам исцелить самого себя. Всем предоставлена свобода, возможность сохранять энергию и восстанавливать свое здоровье. Мы можем реализовать эту возможность посредством понимания нужд своего тела и внимательного отношения к их изменениям, в ответ на бесконечные перемены во внешнем мире и во внутреннем мире наших чувств. Ключ к этому - осознавание, непрерывное осознавание всего происходящего вокруг.

Симптомы - не что иное, как язык нашего тела. Награждая нас головной болью, поносом, лихорадкой, зубной болью, ломотой в суставах, бессонницей, тревогой, страхом или неуверенностью, тело разговаривает с нами, давая нам знать: что-то идет не так, что-то вышло из равновесия и нуждается в нашем внимании.

В Аюрведе утверждается, что любой испытываемый нами симптом - это выражение дисбаланса дош. Чтобы вернуть себе хорошее здоровье, нужно восстановить нарушенное равновесие, «жонглируя» этими тремя дошами, отдавая предпочтение одной или умиротворяя другую, для того, чтобы достичь гармонии - привести викрити, текущее состояние дош, к пракрити, врожденному оптимальному состоянию.

Аюрведа учит читать этот язык признаков и симптомов. Например, когда налицо признаки избыточного тепла в теле - кожная сыпь, изжога, вспыльчивый темперамент, это говорит об избытке питты, и нужно принять меры для ее успокоения. Точно так же, неуравновешенная вата может говорить с нами на языке бессонницы, запора или тревоги, тогда как, дисбаланс капхи будет сообщать о себе в виде апатии, переедания или застойных явлений в легких, бронхах и пазухах носа.

Мы не должны оставлять без внимания сообщения от дош, поскольку состояние дош составляет основу здоровья и счастья, равно как и болезни.

Невозможно достичь подлинного здоровья, если перекладывать всю ответственность за него на врачей. Используя свои собственные интуицию, восприятие, наблюдение и суждение, вы должны стать целителем себе и принять ответственность за свое здоровье на себя. Используйте ваши знания и способности в полной мере, чтобы привнести в свою жизнь здоровье, гармонию и счастье.

Древние тайны Аюрведы - это путь к себе.

Истоки

У древних мудрецов здоровье человека было неотделимо от его духовной жизни. В те далёкие времена исцелением занимались священнослужители и жрецы. Они-то и обрели аюрведические (от слова "веды") знания, которые получали во время глубочайших медитаций, подсознательных прозрений, а также во время божественного откровения.

Искусство исцеления, профилактика болезней и знания о том, как прожить долгую и счастливую жизнь, давалось им свыше. За основу они брали то, что исцеляя тело, в первую очередь следует исцелить духовные болезни. Основными же причинами заболеваний тогда считались кара богов, козни злых духов и различные проклятия.

В дословном переводе с древнеиндийского Аюрведа означает: "аю" - жизнь, "веда" - знание. Таким образом, получается Наука жизни или Знание жизни. Иными словами, Аюрведа - это неисчерпаемый источник знаний о наполнении организма чудодейственной энергией, о благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих долголетию, а также о многом-многом другом.

Аюрведе не нужны ни национальность, ни вероисповедание - она была дана как дар для всего человечества. Древние легенды гласят, что Аюрведа пришла к нам от цивилизации Ариев, обладавших фантастическими знаниями и такими же фантастическими способностями. Тогда, в те далёкие времена, люди жили чистой, праведной жизнью, такими же чистыми были и их мысли.

Аюрведа учила, что мысль материальна, и поэтому чистота и мыслей, и слов должна быть идеальной. А индийский мыслитель Бхавишья Пурана в 3012 году до н.э. даже предупреждал, что может произойти, если пренебречь этой заповедью: "...И наступит время, когда утратят люди любовь и превратятся в хищников. Зависть, лицемерие, страх, ненависть и злоба поселятся в их сердцах. И тогда закроются семь ворот тела. И придут семь болезней и не пощадят никого...". Своими словами он старался предотвратить эту беду. Тогда ему это удалось, но прошли тысячелетия, и теперь пророческие слова этого мудреца стали сбываться...

Болезни, о которых идёт речь, тогда встречались довольно редко. Теперь же, в более продвинутое время, они охватили практически всё человечество, которое подошло к той черте, за которой оно либо изменится в лучшую сторону, либо просто исчезнет с лица Земли. Люди смогут спастись только в том случае, если они восстановят гармонию с природой и перестанут нарушать законы Природы и Вселенной.

Человек - символ Вселенной

Вайдьи, аюрведические врачи древних Ариев, считали, что человек - это символ Вселенной, микрокосм, и должен жить с открытым сердцем, ибо это его естественное состояние. Всё происходящее вокруг непременно отражается на человеке, а всё, что происходит внутри человека, отражается на окружающем мире. Когда человек постигает свою природу, он отдаёт свою энергию, свои силы на служение общему благу.

Каждый человек наделён индивидуальной программой развития и бытия - дхармой. В этой программе жизни записаны его задачи перед своим родом, Богом и Родиной. Чтобы успешно и с честью выполнить своё предназначение, он должен быть здоровым душой и телом, находиться в гармонии с природой и её законами. В соответствии с законом обмена энергий, истинная отдача идёт только через сердце. Вайдьи утверждали, что все болезни происходят, если у человека закрыто сердце и прекращён энергоинформационный обмен с Вселенной. Именно в то же время активизируются такие пороки, как зависть, жадность, ненависть, злоба. Они-то и вызывают многочисленные болезни и разрушают тело.

Аюрведа учит, что с самого раннего детства необходимо воспитывать в себе все самые лучшие человеческие качества. Все их нет смысла перечислять, но самые основные - это скромность, дружелюбие, взаимовыручка, противостояние злу и сострадание ко всему живому. Казалось бы, прописные истины, но, как говорится, свято место пусто не бывает. Иными словами, не будет этих положительных качеств, на смену им придут ненависть, гордыня, зависть, похоть, а также безразличие. Ведь именно с нашего молчаливого согласия творится зло!

Аюрведа обусловливает индивидуальность каждого человека преобладанием в его организме одной из трёх природных сил (доши), управляющих окружающей средой и всеми её проявлениями. Вот эти силы: движение (вата), соединение (капха), преобразование (питта). Что же они представляют собой?

Вата - холодная, сухая, лёгкая, непостоянная, быстрая - подобна ветру. Она непосредственно связана с нервной системой, контролирует и регулирует все перемещения и передвижения в теле и уме человека. Вата "курирует" дыхательную систему и систему кровообращения, пять наших чувств, двигательные функции, сексуальную активность. Вата стоит и за возникновением болезней.

Питта - горячая, лёгкая, проникающая, движущаяся - подобна огню. Управляет огнем и всем, что связано с температурой тела, отвечает за кровь и так называемые огненные органы тела. Кроме этого Питта отвечает за все химические процессы и обмен веществ. Её избыток является причиной всех воспалительных процессов.

Капха - холодная, тяжёлая, постоянная, медленная - подобна воде. Формирует основу тела, поддерживает стабильность ума и тела. Если содержание Капхи в избытке, то деятельность Ваты и Питы существенно ограничивается, что приводит к закупоркам организма. Если же Капхи в организме слишком мало, то жди необоснованных мыслей и поступков.

В сочетании эти силы дают десять вариантов конституции, т.е. морфологических и функциональных особенностей организма человека, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств. Конституция человека (пракрути) не меняется на протяжении всей жизни, но тело при этом в постоянном изменении.

Источники энергии

Аюрведа, в отличие от современной традиционной медицины, рассматривает каждую личность как сугубо индивидуальную структуру, в которой всё взаимосвязано друг с другом и с окружающим миром. Человек, живущий в гармоничных отношениях с природой, получает от неё неограниченный беспрерывный поток энергии.

Жизненная энергия тела, именуемая Оджас, представляет собой тонкую субстанцию, которая отвечает за иммунитет и питает эмоциональное и духовное тело. Именно благодаря Оджасу каждая клетка человеческого организма работает в "непрерывной и непосредственной связи с безграничной мудростью природы". Энергия оджас - это наш неприкосновенный запас, получаемый нами от родителей во время зачатия. Оджас помогает нам при тяжелых заболеваниях и травмах, при физических или психоэмоциональных перегрузках.

Основной пик притока энергии - раннее утро, поэтому следует рано ложиться и, соответственно, рано вставать. Люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны спать больше остальных. Одна из главных проблем сегодняшнего дня - мы стараемся отдавать работе как можно больше времени, мало спим, и самое главное, редко общаемся со своими семьями. Мы почему-то часто забываем о духовной жизни, а ведь согласно Аюрведе, каждый человек должен проводить в кругу семьи треть суток. Именно в это время происходит обмен духовной энергией, а следовательно обновляется организм, восстанавливаются силы.

Другим естественным источником энергии согласно Аюрведы является питание, а точнее, пищеварение. Несбалансированное или некачественное пищеварение затрудняет поступление в организм так необходимой нам энергии. При современном темпе жизни, когда мы порой забываем про еду, следует время от времени проводить чистку организма.

Одни виды пищи несут в себе максимум энергии, другие, наоборот, вызывают негативное воздействие. Поэтому следует использовать высокоэнергетические продукты питания: овощи, фрукты, злаки, молоко, топленое масло, мёд. Также надо помнить, что от продуктов, связанных с убийством животных (мясо и рыба в любом виде), от некачественных продуктов, а также от наркотиков и алкоголя мы получаем минимум энергии.

Но получение максимума энергии зависит не только от общения с семьёй, правильного питания. Столь же важна и такая сторона жизни, как щедрость, и именно она как нельзя лучше связана с усиленным притоком энергии. Аюрведа рекомендует пользоваться медитацией и йогой, которые имеют один общий источник - древние Веды. Медитация - состояние расслабленности, сосредоточенности и отрешенности от внешнего мира. Йога - учение о наличии в человеке неосознаваемых, но в то же время великих и управляемых сил. В соответствии с йогой, в каждом из нас существуют неосознаваемые силы, управлять которыми можно при помощи специальных методов.

Теория о болезнях с точки зрения Аюрведы

Современная медицина, к сожалению, не способна решить многие проблемы, ибо не берёт во внимание самое главное - духовную природу человека. Аюрведа несколько иначе смотрит на эти проблемы и помогает нам выявить как причину заболевания, так и правильно применить способы полного исцеления. Система аюрведической диагностики позволяет предсказать и предотвратить заболевания ещё задолго до их возникновения.

В первую очередь здесь рассматриваются внутренние причины заболевания, так как больной зачастую сам виновен в своих болезнях и учит, что тот должен воспринять свою болезнь как урок. Например, на вопрос, почему у того или иного человека что-то болит, Аюрведа отвечает: потому что он жадный, потому что он вор, или потому что он злой. Причины большинства, если не всех болезней, можно разделить на три категории:

Прагья-апарадха, буквально означающее преступление против духовной природы человека. Выражается оно в оскорбительном отношении к первопричине человека - его душе. Иными словами, человека следует оценивать не по его внешним данным или чертам характера, а постараться оценить его духовные качества.

Кала-паринама, т.е. неправильное толкование и понимание такой категории, как время. Дело в том, что в Ведах энергия времени приравнивалась к энергии Бога, ибо она двигала всё живое. Само же время не делилось на прошлое, настоящее и будущее - оно было единое, настоящее. Считалось, что потеря ощущения реальности, ощущения настоящего приводила к заболеваниям, в т.ч. серьёзным. В древности люди намного больше нас знали о времени, и умело использовали её энергию.

Асакми-индриятха-самйог. В соответствии с этой категорией, болезнь появляется, когда мы злоупотребляем своими чувствами или неправильно их выражаем.

От судьбы никуда не денешься

Согласно учению Аюрведы, любое функционирование нашего организма подчиняется тем или иным законам природы. Что касается болезней, то все они делятся на кармические и допущенные (связанные с невежеством):

Кармические, или наследственные болезни - это "наследство", которое мы получаем из предыдущих жизней. Все наследственные болезни могут быть как явными, так и скрытыми. С явными человек уже рождается, а скрытые проявляются в процессе жизни. Медицина Аюрведы - это в первую очередь исцеление души. Она способствует не только установить диагноз болезни и избавить человека от страданий, но и определить причины наследственных заболеваний. При этом фиксируется сигнал заболевания, а также осуществляется энергетическая подпитка и выравнивание биополя.

Допущенные болезни также связаны с кармой, но только с кармой будущего. Их развитие в своем организме мы сами допускаем по той или иной причине, складывая по кирпичикам. Тем самым создаётся неблагоприятная почва для кармы будущего.

В материальном мире всё, в том числе и болезни, рождается, развивается, стареет и умирает. Болезнь после смерти физического тела не уходит вместе с ним в могилу. Оставшись на тонком уровне, она проявляет себя и в новом воплощении. Если, согласно Аюрведе, мы сами создаем себе болезни, следовательно, и избавиться от них можем сами.

Современная медицина оказывает физическому телу лишь временную помощь. При этом болезнь остаётся и, более того, разрушает ткани тела. Корень всех болезней - токсины, циркулирующие по крови и накапливающиеся на ослабленных участках тела. Уникальность Аюрведы в том, что она способна исцелить от болезней невежества.

Аюрведа указывает, что в пище, которую мы потребляем, в обязательном порядке должны быть следующие привкусы: сладкий, соленый, горький, кислый, острый и вяжущий. Лишь в этом случае организм получает все необходимые элементы для его нормального функционирования.

Секреты долголетия

В основе долгожительства лежит гармония трёх составляющих: ума, тела и души. И если человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, стремится к совершенству, он может прожить не одну сотню лет. И подтверждением тому являются Библейские персонажи, которые жили несравнимо дольше современных людей. Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, Ной - 950. Долгожителями были даже целые народы. Например такие, как пеласги (прародители древних греков), согласно античным преданиям, жили по 200 и более лет. Эти мудрые люди говорили, что умереть в 70-80 лет - то же самое, что умереть в колыбели.

К главному условию продолжительности жизни Аюрведа относит не достижения медицины, а количество вдохов-выдохов, сделанных человеком. Чем меньше он их сделает на протяжении своей жизни, тем дольше проживёт, вплоть до тех же 200 лет, о которых говорилось выше. Этому способствует Пранаяма - йога дыхательных упражнений, состоящая в задерживании дыхания. И весь вопрос здесь в том, умеем ли мы правильно дышать? На первый взгляд, странный вопрос. Однако Аюрведа придает дыханию и его связи с жизненной силой первостепенное значение.

Обратимся к аюведическим терминам - "прана" означает жизненное дыхание, а "пранаяма" - сбалансированное дыхание. Именно пранаяма помогает развить технику правильного дыхания. Благодаря сбалансированному дыханию потоки воздуха для левой и для правой полусфер мозга уравновешиваются, а тело и разум объединяются в единое целое. Ничего сложного в этом нет: стимуляция воздушным потоком каждой ноздри сопровождается импульсами, воздействующими на обе полусферы мозга. Эффект от этого прямо потрясающий - происходит пробуждение всего организма, а также накопление физической и умственной энергии.

Но не всё так просто. Главным фактором, отнимающим у людей четверть жизни, является недопустимая нагрузка на мозг. Это, по сути, объективный фактор, который выражается в бешеном темпе нынешней жизни, регулярном эмоциональном напряжении и стрессах. Все эти факторы вызывает преждевременное старение организма.

Аюрведа о раке и сахарном диабете

Например, рак Аюрведа рассматривает как отрицательную энергию Жизни и считает, что он в первую очередь связан с повреждением ауры. Среди главных причин этого заболевания она называет отсутствие духовного роста, эмоциональный застой - и то, и другое способствует проникновению в организм токсичных веществ.

В Индии и других странах Востока рак лечат с помощью медитации и эмоционального очищения. Там наиболее эффективным для лечения онкологических заболеваний считаются драгоценные камни, которые обладают способностью чистить ауру и приводить её в надлежащий вид. Самым целебным из них является голубой сапфир, особенно в серебряной оправе. Для профилактики раковых заболеваний можно использовать рубин, т.к. он способствует восстановлению кровообращения и нейтрализует образование опухолей.

Другая болезнь, сахарный диабет - результат бездуховной жизни, чрезмерных низменных желаний и наклонностей. Главной причиной возникновения этого заболевания является блокировка или закрытие манипура-чакры - особого энергоинформационного центра человека. Эта чакра регулирует энергию, получаемую во время пищеварения и дыхания. Древние мудрецы утверждали, что когда лечение не приносит должного эффекта, нужно пройти три тысячи километров со стадом коров, питаясь лишь их навозом, мочой и молоком. И это не голословное утверждение.

Однажды к Боткину, знаменитому доктору, обратился один богатый купец, страдающий сахарным диабетом. За своё исцеление он предложил профессору немалые деньги. Убедившись, что купец действительно болен этой болезнью, Боткин сказал, что за его лечение он возьмется только при условии, если тот, одетый в рубище странника, босиком доберётся до Одессы.

Там его и будет ожидать доктор. Купец от таких условий был в большом смятении, но в путь всё же отправился. По дороге он просил подаяние, ночевал, где придётся, и вот, наконец, он в Одессе. Обследовав своего пациента, Боткин сообщил ему приятную новость: "Вы совершенно здоровы!".

Немного о душе

Главное в человеке - душа, плоть же - всего лишь "бесплатное" приложение к его душе. Но несмотря на это многие из нас часто идут на поводу у плоти. Причиной этого являются низменные мысли и желания, с которыми люди порой не в силах совладать.

Они считают, что хочет чего-то именно душа, на самом же деле она не может хотеть. Хочет только плоть!

И чтобы этого не произошло, душа и тело должны жить в гармонии друг с другом и дополнять друг друга своими лучшими качествами.

Когда этого не происходит, то душа вступает в противоборство с добившейся лидерства плотью. Именно в это время организм человека начинает давать то одни, то другие сбои в виде различных болезней. И хорошо, если этот человек вовремя одумается...

Но нередко у людей происходят изменения качества души в лучшую сторону. Если человек решил изменить свое мировоззрение, свою жизнь, он и мыслить начинает иными категориями. При этом качество энергии его мыслей и чувств также существенно меняется, и это изменение сопровождается неприятными ощущениями и болями.

Это говорит о том, что в организме идет вымывание старых грязных энергий, прорываются новые токи. Свидетельством такого очищения могут быть также белые точки под ногтями.

Очищающую боль назвать болью можно с большой натяжкой, ибо это своего рода перестройка организма на всех его уровнях. В такой ситуации лекарства здесь вряд ли помогут, да их просто и нет.

Владимир Лотохин

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .