Болезни Военный билет Призыв

Помним, гордимся: Россия отмечает День памяти погибших подводников. Атом под водой

Трагические события, уносящие жизни десятков и сотен защитников Отечества, не должны быть забыты. Более того, трагические даты должны быть увековечены, как была увековечена дата 7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец» - как День памяти погибших подводников.

АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года. Считали, что по своим тактико-техническим характеристикам атомная подводная лодка этого класса опережает время примерно на четверть века: сверхпрочный корпус из титана, более 1000-метровая глубина погружения (ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 метров), подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость хода более 30 узлов, полное необнаружение и недосягаемость для любого оружия.

Трагедия произошла 7 апреля 1989 года в Норвежском море, когда самая глубоководная в мире боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. На «Комсомольце» возник пожар, приведший к потери плавучести и погружению на дно уникальной субмарины.

Из 69 человек экипажа безвозвратно ушли 42 человека.

В мае 1989 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки «Комсомолец»». Приказом Главнокомандующего ВМФ России (от 19 декабря 1995 года) 7 апреля объявлено в ВМФ Днем памяти подводников экипажа АПЛ «Комсомолец» - Днем памяти погибших подводников.

Не менее трагичным событием в истории современного российского Военно-морского флота стала гибель атомной подводной лодки «Курск». 12 августа 2000 года в Баренцевом море в результате взрыва торпедного боезапаса в первом отсеке трагически погиб весь экипаж атомной подводной лодки К-141 «Курск» - 118 человек.

Не удивительно, что профессия моряка-подводника считается сегодня одной из самых опасных и ответственных военных профессий. Ведь подводники подвергаются ежеминутному риску, погибая, к сожалению, как в военное, так и в мирное время. За более чем вековую историю русского подводного флота произошло уже несколько десятков аварий подводных субмарин, повлекших и гибель личного состава.

Сегодня, 7 апреля, по традиции, в память о погибших моряках-подводниках, самоотверженно выполнявших свой долг перед Родиной, на кораблях и судах всего ВМФ России проходит минута молчания. А в 17 часов 08 минут, признанных официальным временем гибели АПЛ «Комсомолец», все корабли Северного флота приспускают Андреевский флаг, и на всех соединениях атомных подводных лодок в течение минуты подаются сигналы тифоном. Также в этот день проходят и другие памятные мероприятия, посвященные памяти героев-подводников, в том числе и во многих учебных заведениях, готовящих флотских офицеров.

7 апреля 1989 года в пучине Норвежского моря разыгралась трагедия. На борту атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. В результате драматичной и поистине героической борьбы с огнём, из 69 человек экипажа подлодки погибли 42 моряка.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, члены экипажа подводной лодки «Комсомолец» награждены орденом Красного Знамени. А Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19 декабря 1995 года дата 7 апреля была объявлена Днём памяти погибших подводников.
Катастрофа «Комсомольца» — к сожалению, далеко не первая в списке трагедий, связанных с подводным флотом.

Вот далеко не полный перечень катастроф отечественных подводных лодок, в которых подводный флот понёс небоевые потери:
16 июня 1904 года. «Дельфин». В результате ошибки командира экипажа лодка затонула в ходе учебного погружения, после чего была поднята. Погибли 24 подводника.
29 мая 1909 года. «Камбала». Во время учений в полуподводном положении лодка столкнулась с броненосцем «Ростислав», раскололась надвое и затонула. Погибли 20 моряков.
14 ноября 1915 года. «Акула» . По невыясненным до сих пор причинам лодка потеряла устойчивость и затонула во время шторма. Погибли 35 человек.
10 мая 1916 года. «Сом». Подводная лодка столкнулась с теплоходом Angermanland, шедшим под флагом Швеции. Погибли 18 подводников.
8 июня 1917 года. «АГ-15». Во время учений корабельный кок решил проветрить лодку и не закрыл люк перед погружением. Лодка затонула на глубине около 30 метров. В одном из отсеков оставалось 11 подводников. Не дождавшись помощи, моряки приняли решение покинуть лодку, выбросившись на поверхность в воздушном пузыре. Эвакуацию пережили лишь 5 подводников. Общее число погибших в результате аварии составило 18 человек.
22 мая 1931 года. «Рабочий». В ходе совместных манёвров подлодка столкнулась с субмариной «Красноармеец». Пробоина величиной с ладонь погубила весь экипаж. Лодка затонула на глубине 84 м. Погибли 46 моряков.
25 июля 1935 года. Б-3 «Большевик». Во время учений военно-морского училища лодка столкнулась с линкором и затонула на глубине 56 м. Погибли 55 курсантов и преподавателей.
20 октября 1939 года. Щ-424 (Щ-312, 321). Подводная лодка столкнулась с траулером и, получив пробоину, затонула в течение трёх минут на глубине 250 м. Среди жертв катастрофы – 31 моряк.
13 ноября 1940 года. Д-1 «Декабрист». Основная версия гибели подлодки – уход на запредельную глубину. Лодка, по-видимому, была расплющена давлением. Количество погибших – 55 человек.
16 декабря 1952 года. С-117 («Макрель»). После сообщения о неполадках в двигателе лодка бесследно исчезла. Среди предполагаемых причин происшествия – внезапный провал на запредельную глубину и случайное торпедирование американской подлодкой. В пучине бесследно сгинули 52 подводника.
21 ноября 1956 года. М-200 «Месть» . Получив пробоину в результате несогласованных действий экипажа, лодка затонула на глубине 53 метра. Жертвами аварии стали 36 моряков, шестерым удалось спастись.
26 сентября 1957 года. М-256. Причина аварии – взрыв дизеля. Погибли 35 подводников, семеро спаслись.
27 января 1961 года. С-80. Лодка затонула из-за отказа оборудования. С-80 была обнаружена лишь через 7 лет после катастрофы. На борту подлодки было 68 подводников. Как выяснили эксперты, после аварии в живых какое-то время оставались 24 моряка, которым не удалось покинуть аварийную лодку в индивидуальных аппаратах.
11 января 1962 года. Б-37 и С-350. Во время подготовки к походу, экипаж Б-37 проводил плановый осмотр и проверял состояние оружия и технических средств лодки. Из-за сварочных работ на лодке произошёл взрыв боезапасов, от которого сильно пострадала вся носовая часть лодки до самой рубки. Стоявшая неподалёку С-350 получила серьёзные повреждения прочного корпуса, в результате чего были затоплены два отсека. При этом в кормовых отсеках взорвавшейся Б-37 оставались живые моряки, однако они пошли ко дну вместе с лодкой. На двух лодках погибли 122 человека, спастись удалось лишь одному.
8 сентября 1967 года. К-3 «Ленинский комсомол». В результате пожара на борту лодки, возвращавшейся с учений, погибли 39 моряков.
8 марта 1968 года. К-129 (до 1967 года Б-103). Находящая на боевом дежурстве в районе Гавайских островов лодка перестала выходить на связь. Причины катастрофы не выяснены до сих пор. Ясно одно: к родным берегам не вернулось 98 подводников.
24 февраля 1972 года. К-19. Во время патрулирования Северной Атлантики на борту лодки возник пожар. Благодаря слаженным действиям экипажа, удалось сохранить жизни 76 моряков. 28 человек погибли.
13 июня 1973 года. К-56. Во время ночного похода в направлении Владивостока в надводном положении лодка столкнулась с судном «Академик Берг». В результате столкновения в корпусе лодки возникла пробоина, а из аккумуляторных батарей стал выходить хлор. Погибли 27 человек, находившиеся в повреждённых отсеках. Благодаря нестандартным и эффективным действиям командира, 140 человек было спасено (кроме моряков-подводников на борту были гражданские специалисты).
21 октября 1981 года. С-178. Проходя пролив Босфор Восточный, подлодка столкнулась с судном «Рефрижератор — 13». Причина столкновения – самовольное изменение курса командиром лодки и непринятие мер, предотвращающих столкновение старпомом рефрижератора.
7 апреля 1989 года – трагедия К-278 «Комсомолец» .
12 августа 2000 года. К-141 «Курск». Трагическая гибель всего экипажа подлодки (118 человек) в результате взрыва торпедного боезапаса и затопления лодки.

Уносит подлодку Летейской рекой.
Печаль золотая ложится на плечи.
В часовне у моря расплакались свечи.
Смыкаются волны и скалы скорбят,
Рождаются дети у мёртвых ребят…
«Реквием», Хрящевский Александр, ноябрь 2000 г.


, возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. В результате драматичной и поистине героической борьбы с огнём, из 69 человек экипажа подлодки погибли 42 моряка.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, члены экипажа подводной лодки «Комсомолец» награждены орденом Красного Знамени. А Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19 декабря 1995 года дата 7 апреля была объявлена Днём памяти погибших подводников.


Катастрофа «Комсомольца» - к сожалению, далеко не первая в списке трагедий, связанных с подводным флотом.

Вот далеко не полный перечень катастроф отечественных подводных лодок, в которых подводный флот понёс небоевые потери:
16 июня 1904 года. «Дельфин». В результате ошибки командира экипажа лодка затонула в ходе учебного погружения, после чего была поднята. Погибли 24 подводника.
29 мая 1909 года. «Камбала». Во время учений в полуподводном положении лодка столкнулась с броненосцем «Ростислав», раскололась надвое и затонула. Погибли 20 моряков.
14 ноября 1915 года. «Акула» . По невыясненным до сих пор причинам лодка потеряла устойчивость и затонула во время шторма. Погибли 35 человек.
10 мая 1916 года. «Сом». Подводная лодка столкнулась с теплоходом Angermanland, шедшим под флагом Швеции. Погибли 18 подводников.
8 июня 1917 года. «АГ-15». Во время учений корабельный кок решил проветрить лодку и не закрыл люк перед погружением. Лодка затонула на глубине около 30 метров. В одном из отсеков оставалось 11 подводников. Не дождавшись помощи, моряки приняли решение покинуть лодку, выбросившись на поверхность в воздушном пузыре. Эвакуацию пережили лишь 5 подводников. Общее число погибших в результате аварии составило 18 человек.
22 мая 1931 года. "Рабочий". В ходе совместных манёвров подлодка столкнулась с субмариной «Красноармеец». Пробоина величиной с ладонь погубила весь экипаж. Лодка затонула на глубине 84 м. Погибли 46 моряков.
25 июля 1935 года. Б-3 «Большевик». Во время учений военно-морского училища лодка столкнулась с линкором и затонула на глубине 56 м. Погибли 55 курсантов и преподавателей.
20 октября 1939 года. Щ-424 (Щ-312, 321). Подводная лодка столкнулась с траулером и, получив пробоину, затонула в течение трёх минут на глубине 250 м. Среди жертв катастрофы - 31 моряк.
13 ноября 1940 года. Д-1 "Декабрист". Основная версия гибели подлодки - уход на запредельную глубину. Лодка, по-видимому, была расплющена давлением. Количество погибших - 55 человек.
16 декабря 1952 года. С-117 («Макрель»). После сообщения о неполадках в двигателе лодка бесследно исчезла. Среди предполагаемых причин происшествия - внезапный провал на запредельную глубину и случайное торпедирование американской подлодкой. В пучине бесследно сгинули 52 подводника.
21 ноября 1956 года. М-200 «Месть» . Получив пробоину в результате несогласованных действий экипажа, лодка затонула на глубине 53 метра. Жертвами аварии стали 36 моряков, шестерым удалось спастись.
26 сентября 1957 года. М-256. Причина аварии - взрыв дизеля. Погибли 35 подводников, семеро спаслись.
27 января 1961 года. С-80. Лодка затонула из-за отказа оборудования. С-80 была обнаружена лишь через 7 лет после катастрофы. На борту подлодки было 68 подводников. Как выяснили эксперты, после аварии в живых какое-то время оставались 24 моряка, которым не удалось покинуть аварийную лодку в индивидуальных аппаратах.
11 января 1962 года. Б-37 и С-350. Во время подготовки к походу, экипаж Б-37 проводил плановый осмотр и проверял состояние оружия и технических средств лодки. Из-за сварочных работ на лодке произошёл взрыв боезапасов, от которого сильно пострадала вся носовая часть лодки до самой рубки. Стоявшая неподалёку С-350 получила серьёзные повреждения прочного корпуса, в результате чего были затоплены два отсека. При этом в кормовых отсеках взорвавшейся Б-37 оставались живые моряки, однако они пошли ко дну вместе с лодкой. На двух лодках погибли 122 человека, спастись удалось лишь одному.
8 сентября 1967 года. К-3 «Ленинский комсомол». В результате пожара на борту лодки, возвращавшейся с учений, погибли 39 моряков.
8 марта 1968 года. К-129 (до 1967 года Б-103). Находящая на боевом дежурстве в районе Гавайских островов лодка перестала выходить на связь. Причины катастрофы не выяснены до сих пор. Ясно одно: к родным берегам не вернулось 98 подводников.
24 февраля 1972 года. К-19. Во время патрулирования Северной Атлантики на борту лодки возник пожар. Благодаря слаженным действиям экипажа, удалось сохранить жизни 76 моряков. 28 человек погибли.
13 июня 1973 года. К-56. Во время ночного похода в направлении Владивостока в надводном положении лодка столкнулась с судном «Академик Берг». В результате столкновения в корпусе лодки возникла пробоина, а из аккумуляторных батарей стал выходить хлор. Погибли 27 человек, находившиеся в повреждённых отсеках. Благодаря нестандартным и эффективным действиям командира, 140 человек было спасено (кроме моряков-подводников на борту были гражданские специалисты).
21 октября 1981 года. С-178. Проходя пролив Босфор Восточный, подлодка столкнулась с судном «Рефрижератор - 13». Причина столкновения - самовольное изменение курса командиром лодки и непринятие мер, предотвращающих столкновение старпомом рефрижератора.
3 октября 1986 года. Атомная подводная лодка К-219 Взрыв и пожар в ракетной шахте. Погибло 8 чел.
7 апреля 1989 года - трагедия К-278 «Комсомолец» .
12 августа 2000 года. К-141 «Курск». Трагическая гибель всего экипажа подлодки (118 человек) в результате взрыва торпедного боезапаса и затопления лодки.

Седьмого апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка (АПЛ) К-278 «Комсомолец», унеся жизни 42 членов экипажа. В этот день российские ВМФ отмечают День памяти моряков-подводников.

Дата отнюдь не праздничная и совсем не радостная, однако, следы именно таких событий в значительной степени отличают великие нации от всех прочих. Из почти 200 стран мира сейчас наберется едва ли десяток государств, которые имеют основания поминать своих граждан, павших в глубинах океана. Кроме русских исторические основания для этого есть только у немцев, американцев, британцев и, пожалуй, еще у японцев.

История подводного флота так же, как и развития авиации, освоения космоса, изучения полюсов - писана кровью первопроходцев, лучших людей своего времени.

Небоевые потери: почему подводники гибли в мирное время

Раз уж так вышло, что день памяти появился после техногенной аварии, а не военного эпизода, истории о гибели субмарин в бою логично отложить до другого раза. В послевоенные годы жертвами технических неисправностей стали почти два десятка советских и российских подлодок, из которых семь были атомными. Впрочем, и полностью мирным временем большую часть послевоенного периода не назовешь: «холодная война» была весьма специфической формой мира.

Список небоевых потерь советских ВМФ открыла дизель-электрическая С-117 «Щука». Затонувшая в 1952 году в Японском море. Точная причина и место последнего упокоения 52 подводников неизвестны до сих пор.

Четыре года спустя первую послевоенную потерю понес Балтийский флот: в ноябре 1956-го, столкнувшись с эсминцем в Суурупском проливе Балтийского моря, затонула субмарина М-200 «Месть». Из 34 членов экипажа спаслись всего шестеро.

Подводная лодка M-296 - представительница единственной в мире серии субмарин, способных двигаться под водой на дизеле, а не за счет электромоторов. Из-за высокой пожароопасности подводники прозвали лодки этого типа «зажигалками». Фото: wikipedia.org

Годом позже взорвавшийся дизель отправил на дно лодку М-256. Экипаж из 35 подводников погиб в полном составе. А в 1959-м из-за навигационной ошибки погибла субмарина М-252. Пытаясь уйти от тайфуна, она наскочила на рифы. Экипаж покинул гибнущий корабль, однако штормовые волны убили семерых подводников о прибрежные скалы.

В 50-е годы советские инженеры активно экспериментировали с дизельными и турбинными двигателями. В результате львиная доля ЧП приходилась именно на перспективные подлодки. Однако, как ни удивительно, большинство инцидентов закончились относительно благополучно; тонули в основном серийные корабли, выполнявшие рутинные задачи.

В год Карибского кризиса - 1962-м - в Баренцевом море затонул дизель-электрический ракетоносец С-80. Причиной стало поступление воды в двигатели через трубу-воздуховод - шноркель. Экипаж погиб в полном составе. Восемь лет спустя субмарину подняли со дна и разделали на металл.

В том же 1962-м во время техобслуживания взорвалась дизельная субмарина Б-37. В момент взрыва лодка была пришвартована к пирсу, все внутренние люки открыты. Члены экипажа были мгновенно убиты взрывной волной, которая еще и проломила борт стоявшей рядом субмарины С-350, затопив два ее отсека с 11 моряками. Хуже того: в момент взрыва на пирсе шли занятия по строевой подготовке. Взрывной волной и осколками убило еще 52 моряка. Суммарно жертвами инцидента стали 122 человека.

По количеству погибших взрыв Б-37 до сих пор считается самой крупной аварией в истории российского флота.

Атом под водой

По мере распространения ядерных силовых установок характер аварий стал меняться. 13 октября 1960 года на субмарине К8 первого советского ядерного поколения (проект 627А «Кит») разрушился теплообменный контур. В результате силовой отсек оказался заполнен радиоактивным газом. 13 членов экипажа получили облучение различной степени тяжести. Несмотря на ремонт, в 1961-м аналогичные инциденты повторялись дважды.

8 апреля 1970 года погибла невезучая К8. Инцидент случился во время масштабных учений «Океан-70». Субмарина, находившаяся на глубине 160 метров неподалеку от Азорских островов, начала подъем до перископной глубины. Во время маневра в рубке гидроакустиков возник пожар. Борьбу с огнем возглавил капитан лодки Всеволод Бессонов.

Вскоре поступило сообщение о возгорании и в отсеке регенерации. Огонь и дым стали распространяться по воздуховодам, удушая экипаж подводного корабля. Первая смена главной энергетической установки погибла в полном составе. Борясь с огнем, офицеры-инженеры наглухо задраили люк седьмого отсека, отрезав себе путь к спасению. Перед смертью подводники успели заглушить атомный реактор, чем спасли планету от аварии, которая вполне могла встать в один ряд с Чернобылем и Фукусимой.

Большая часть экипажа перешла на оказавшийся неподалеку и пришедший на помощь болгарский сухогруз «Авиор». На субмарине осталась аварийная команда из 21 человека, продолжившая бороться за живучесть корабля. Возможно, в более благоприятных условиях Бессонов и его команда смогли бы спасти подлодку, но в условиях восьмибалльного шторма АПЛ потеряла остойчивость и затонула. Вместе с моряками К8 унесла на дно Бискайского залива четыре торпеды с ядерными боеголовками и два урановых реактора.

Все это атомное «добро» и сейчас лежит на глубине 4,7 км в пятистах километрах от побережья Испании, ожидая, пока спасатели или коррозия доберутся до расщепляющихся материалов. Жертвами инцидента тогда стали 52 подводника. Впрочем, как знать: возможно история невезучей АПЛ еще не совсем завершилась.

В 1986 году в Саргассовом море после пожара был затоплен ракетный подводный крейсер стратегического назначения К219. На борту подлодки находились 50 ядерных боеголовок.

Третий поход «Комсомольца»

Однако самой известной аварией с аварией советского флота стала гибель АПЛ третьего поколения К-278 «Комсомолец» - самой совершенной подводной лодки в мире. Субмарина имела исключительные характеристики: могла погружаться на глубину до 1250 метров и двигаться под водой со скоростью до 31 узла в час.

Уникальные возможности лодке давал титановый корпус, сочетавший высокую прочность и малый вес. «Комсомолец» был первой АПЛ перспективного проекта «Плавник», а потому использовался в качестве экспериментальной субмарины, где отрабатывались новые решения для сверхглубоких погружений.

7 апреля 1989 года, во время возвращения с третьего боевого дежурства, в двух отсеках лодки возник мощный пожар. Огонь повредил силовые электросистемы, из-за чего автоматика заглушила паротурбинную установку. В результате субмарина потеряла ход. Попытка продуть цистерны на глубине в 150 метров привела к прорыву воздуховода и объемному взрыву внутри корпуса.

Спустя 13 минут после начала инцидента лодка всплыла на поверхность. Однако продолжавшийся пожар и взрывы привели к тому, что «Комсомолец» начал крениться на левый борт. Экипаж на некоторое время стабилизировал ситуацию, но через три с половиной часа «Комсомолец» начал оседать на корму и одновременно заваливаться на правый борт. Запасы хладагента, которым сбивали пламя, к этому моменту были уже израсходованы.

Командир отдал приказ об эвакуации, однако при погружении лодки всплывающая спасательная камера перевернулась и затонула. На поверхности остались около 60 человек, разместившиеся на двух спасательных плотах субмарины и одном, сброшенном с самолета-наблюдателя.

Из 69 членов экипажа «Комсомольца» спастись удалось только 27: они дождались подхода плавбазы «Алексей Хлобыстов». Многие моряки умерли от переохлаждения, находясь в ледяной воде.

Место гибели АПЛ точно известно: для обследования затонувшего корабля было проведено семь экспедиций, в том числе с участием глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2».

Трагедия «Курска»

Современная Россия потеряла всего две атомных субмарины: в 2000 году погиб убийца авианосцев - АПЛ «Курск», а в 2003-м при буксировке на разделку затонула К-159 первого атомного проекта 627А «Кит».

Крушение «Курска» считается крупнейшей аварией российских ВМФ и второй по числу жертв после взрыва Б-37. Утром 12 августа 2000 года лодка должна была провести учебную атаку против эскадры, возглавляемой авианосцем «Адмирал Кузнецов» в акватории Кольского полуострова. Однако в назначенное время пуска торпед не произошло. Были начаты поиски, и утром следующего дня гидроакустики крейсера «Петр Великий» обнаружили «Курск» лежащим на глубине в 108 метров.

Спасательная операция продолжалась 10 дней, но поднять субмарину и спасти экипаж оказалось невозможно. Проникнуть на борт затопленной подлодки удалось лишь после того, как норвежские водолазы прорезали легкий и прочный корпуса «Курска». СМИ публиковали сообщения, что часть моряков якобы спаслись, задраившись в кормовом отсеке, и что с ними даже «установлен акустический контакт». Но все 118 членов экипажа во главе с капитаном первого ранга Геннадием Лячиным так и остались на дне Баренцева моря.

По официальной версии, причиной гибели «Курска» стал взрыв учебной торпеды. Вице-адмирал РФ Валерий Рязанцев, участвовавший в расследовании трагедии, пояснял, что экипаж лодки получил неправильные инструкции, в соответствии с которыми закачал в торпеду необезжиренный воздух. Капли масел вступили в реакцию с перекисью водорода, и в результате боеприпас разорвал пусковой аппарат и спровоцировал подрыв других торпед, хранившихся на стеллажах.

Есть, однако, и альтернативная версия - что «Курск» столкнулся с американской подлодкой «Толедо», следившей за ходом учений под прикрытием АПЛ «Мемфис». Экипаж «Мемфиса» отследил столкновение и засек характерный звук открывающегося торпедного аппарата «Курска». Прикрывая своих, американцы торпедировали российскую субмарину, поразив «Курск» в районе между первым и вторым отсеком. Такой точки зрения, в частности, придерживается французский режиссер-документалист Жан-Мишель Карре, снявший фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде».

Жизнь продолжается

Позже отвечая на вопрос иностранных журналистов о том, что случилось с подводной лодкой, президент России Владимир Путин заявил «она утонула». Тем не менее, вопреки позднесоветской традиции, относиться к военным и их близким как к расходному материалу, в случае с «Курском» российское государство показало себя с лучшей стороны.

Семьям погибших подводников были предоставлены квартиры и выплачена зарплата погибших за 10 лет, притом за основу расчета приняли жалованье не рядового матроса, а командира АПЛ. Сдержали власти и обещание в отношении детей моряков, оплатив их обучение в вузах страны, в том числе и самых престижных.

Десять лет спустя журналисты отмечали, что большинство вдов офицеров-подводников живут в гражданском браке, оформлять отношения женщины, как правило, не хотят, в немалой степени из-за солидной военной пенсии, которую они получают.

«На «Курске» осталось три поколения вдов, - отмечала в 2010 году София Петровна Дудко, мать старпома Сергея Дудко. - Женщины со взрослыми детьми, малышами от двух до пяти, но большинство - девчонки 20-22 лет. Что же, они должны всю жизнь ходить в черном платочке?»

Всю жизнь в трауре женщины ходить не стали, да и вряд ли бы этого хотели бы их погибшие мужья, братья и отцы. В конце концов, эти мужчины отдали свои жизни, чтобы страна и их близкие, в том числе, продолжали жить нормальной жизнью. И с этой задачей мертвые матросы, боцманы, инженеры и капитаны справились.

7 апреля - День памяти погибших подводников 7 апреля 1989 года в пучине Норвежского моря разыгралась трагедия. На борту атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. В результате драматичной и поистине героической борьбы с огнём, из 69 человек экипажа подлодки погибли 42 моряка. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, члены экипажа подводной лодки «Комсомолец» награждены орденом Красного Знамени. А Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19 декабря 1995 года дата 7 апреля была объявлена Днём памяти погибших подводников. 8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске на Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек. 30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К 159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек. 12 августа 2000 года в ходе проведения военно морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб. 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К 278 "Комсомолец", получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса. 6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К 219. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан". 24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К 429 из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек погибли. ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ Весной 1983 года атомная подводная лодка “К-429” пришла с боевой службы. Экипаж разъехался по домам, АПЛ отправили на межпоходовый ремонт. Из ремонта крейсер должен был принимать экипаж капитана 1-го ранга Николая Суворова, чтобы затем осенью выйти на нем в море для проведения учебных торпедных стрельб и отработки мероприятий по противодействию торпедной атаке противника. Но в последний момент все переиграли. Командование решило провести учения не осенью, а летом. 24 июня 1983 г. лодка должна была выйти из базы для выполнения упражнений. Учениям должна была предшествовать дифферентовка. Эта операция осуществляется перед каждым походом и состоит в выравнивании удельного веса лодки и удельного веса морской воды. Первый зависит от загрузки корабля, второй - от солености и температуры моря. Не учли только одного – лодка все еще находилась в режиме приема-передачи от одного экипажа другому. По стечению обстоятельств многие подводники о выходе в море просто не знали. Поэтому экипаж пришлось собирать с разных лодок. Крики адмиралов, угрозы отобрать партбилет оказали свое действие – 23 июня на “К-429” согнали подводников с пяти разных лодок. Как потом выяснилось, экипаж удалось укомплектовать только за три часа до выхода в море. Это было нарушением всех инструкций. По всем наставлениям при замене 30 процентов экипажа лодка считается небоеготовой. Это и понятно, ведь на глубине подчас все зависит от слаженности экипажа, от чувства локтя, от коллективных действий. Но адмиралов это не смутило. Любой ценой, во что бы то ни стало… Так было всегда. В июне 1983 года цена оказалась слишком высока. В тот день против выхода в море абсолютно неготовой лодки протестовал только один человек – начальник штаба дивизии капитан 1-го ранга Алексей Гусев. Протестовал с риском для карьеры. Но его рапорт, как потом выяснилось, попросту положили под сукно. Протестовал и капитан 1-го ранга Николай Суворов. Но обсуждать приказы в армии не принято. Уставы гласят, что приказы, какими бы безумными они ни были, выполняют. Так “К-429” вышла в море. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ПЛАВУЧЕСТЬ Еще до начала работ лодка имела отрицательную плавучесть до 60 тонн, другими словами, она была значительно тяжелее, чем думали. Но об этом никто из моряков не знал. Так нередко случается, когда лодка обслуживается двумя экипажами: каждый рассчитывает на другого. 24 июня 1983 года лодка вышла из бухты Крашенинникова. В бухте Саранной, где глубины около 50 метров, было решено произвести дифферентовку. Это значит, что после завода лодка должна была самой себе и штабу дивизии показать, что она еще способна погружаться и всплывать. А дальше произошло то, что, собственно говоря, и должно произойти. Команда к погружению в отсеках не была выполнена, не были закрыты вентиляционные захлопки, незаблокированной оказалась система корабельной вентиляции. При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и легла на глубину около 35 метров. В прочный корпус в 4-м отсеке хлынула вода. А глубинометры центрального поста показывали нулевую отметку, как будто лодка и не погружалась. Глубинометры были отключены. Из отсеков пошли доклады о поступлении воды через систему вентиляции… Назревала катастрофа. По сути, лодку спас экипаж 4-го реакторного отсека. Вместо того чтобы в панике бежать из затопляемой коробки, они продолжали борьбу за живучесть. Мичман Володя Лещук лишь на секунду заскочил в 3-й отсек, чтобы сообщить о поступлении воды, и сразу же бросился обратно. На верную смерть. Трагедия могла быть еще страшнее, если бы не грамотные действия капитан-лейтенанта Разборского, который первым сориентировался в обстановке и задраил переборочную дверь, чем спас личный состав 3-го отсека. Субмарина, приняв в свое нутро 420 кубов ледяной воды, легла на дно. Только после этого на лодке сыграли аварийную тревогу. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В этой ситуации командиром лодки было принято решение о всплытии. Суворов отдал команду продуть главные балластные цистерны. По этой команде в заполненные водой балластные цистерны подают под высоким давлением сжатый воздух, закрыв предварительно клапаны вентиляции. Воздух должен был вытеснить воду, а лодка всплыть. Но и здесь пресловутый человеческий фактор сыграл свою недобрую роль. Плохо знакомый с приборами оператор на пульте дистанционного управления вместо того, чтобы закрыть клапаны вентиляции, закрыл кингстоны. Вместо того чтобы вытеснять воду, воздух уходил прямиком наружу. А корпус постепенно заполнялся водой. Вскоре вышло из строя все электрооборудование, оказался обесточен и частично затоплен центральный командный пункт. Клапаны вентиляции удалось закрыть вручную только ночью следующего дня. Выпустить аварийный буй, подающий акустические и радиосигналы с сообщением о бедствии, не удалось. Во избежание отрыва буй был намертво приварен к корпусу лодки. Как потом выяснилось, подобная практика была широко распространена. Буи имели обыкновение в экстремальных условиях – а у подводников таковых бывает предостаточно – самостоятельно всплывать и несанкционированно подавать сигналы бедствия. Хорошо, если такое происходило на учениях. А во время боевой службы, когда лодка бороздит просторы Мирового океана, стараясь не быть обнаруженной противником, подобное нарушение режима скрытности каралось жестоко. Поэтому на большинстве субмарин подобные буи попросту приваривали. От греха подальше. Позже оказалось, что точно так же приваренной к корпусу была и всплывающая камера, предназначенная для экстренной эвакуации экипажа. Огрехи, которые у пирса казались командованию незначительными, в море оказались смертельными. К этому моменту вся команда 4-го отсека (14 моряков-подводников) была уже мертва. РЕШЕНИЕ ГУСЕВА Ситуация на лодке складывалась катастрофически. В некоторых отсеках повысилось давление, температура достигла 50 градусов. Не хватало воздуха. Не было фонарей, в аварийных бачках не оказалось пищи. Не хватало аварийных дыхательных аппаратов. В этой ситуации командование лодкой на себя, осознавая весь груз ответственности, принял Алексей Гусев. Положение осложнялось еще и тем, что о случившемся на “К-429” не знали ни в штабе флотилии, ни командование флотом. На берегу были уверены, что субмарина выполняет боевые упражнения. Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, капитан 1-го ранга Гусев принял волевое решение – через торпедные аппараты 1-го отсека отправить на поверхность двух подводников. На всплытие в неизвестность вызвались идти два мичмана - Михаил Лестник и Николай Мерзликин. Героями в классическом понимании чиновников из политуправления Лестник и Мерзликин никогда не были. Говорят даже, что оба были постоянными нарушителями дисциплины, за что не раз отправлялись на “губу”. Был выпущен специальный буй-реп, на котором через каждый метр были навязаны узлы-муссинги. По этому тросу, соблюдая режим декомпрессии, мичманы Николай Мерзликин и Михаил Лестник с герметично упакованными записками о состоянии личного состава и материальной части лодки ночью вышли на поверхность. На поверхности вблизи места их всплытия не наблюдалось ни одного корабля. И тогда подводники поплыли к берегу. Совершенно случайно их подобрал пограничный корабль. Так на берегу узнали о терпящей бедствие “К-429”. МИЧМАН БАЕВ Помощь пришла. Но толку от спасателей не было никакого. Водолазные колокола так и не смогли пристыковаться к аварийным люкам. Подтвердилась расхожая истина, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Подводникам пришлось самим покидать лодку. Те, кому достались дыхательные аппараты, выходили по всем правилам – по буй-репу. Остальные пошли на свободное всплытие. К сожалению, выжить удалось не всем. В результате всплытия погибли еще два человека. Но главным героем был мичман Василий Баев. Он спас 22 человека. Всем выйти помог, кто рядом оказался, в чувство привел, аппараты надел и включил и наверх силой вытолкнул. Свой аппарат отдал кому-то. Спасенных вывозили на берег, и только Василий Баев раз за разом уходил под воду - доставать тех, кто оставался в лодке. Сам он вышел последним. Именно благодаря ему впоследствии лодку удалось поднять. На затопленной корме он смог в одиночку задраить выходной люк и прекратить поступление воды. Прежде чем шлюзоваться самому, предстояло устранить неисправность в нижней крышке аварийно-спасательного люка. Баев снял исправную защелку с переборочной двери между 6-м и 7-м отсеками и поставил ее на нижнюю крышку АСЛ, затем из нескольких неисправных ИДА-59 собрал один пригодный аппарат. Кислородный баллон оказался почти пустым, но в баллоне с гелево-кислородной смесью давление было повыше. Все это Баев определял на слух почти в полной темноте. О готовности к выходу мичман доложил в 1-й отсек 26 июня в 19 часов 3 минуты, вышел же на поверхность лишь в половине второго ночи 27-го. Выход у него занял пять с половиной часов. Позже Баев так вспоминал об этом: "После того как я закрыл на защелку нижний люк, раскачав его ногой, и задраил кремальеру люка, начал заполнять шахту АСЛ водой с одновременным поднятием давления. Шахта почти полностью заполнилась водой, но давление в шахте было всего 2 кгс/см2 и больше не поднималось. Я с ужасом понял: шахта дырявая. Прекратил подачу воды. Вода спала до уровня клапана вентиляции. Затем я на некоторое время потерял сознание, видимо, от испуга, так как понял, что замурован. Очнувшись, вставил ключ в замок отдраивания кремальеры нижнего люка, но отдать кремальеру не смог, так как воды в шахте было около трех тонн". После неудавшейся попытки отдраить кремальеру Баев начал выжимать воду через трубопровод вентиляции шахты, погружаясь периодически под воду с головой: понимал, что будет находиться точно в мышеловке до той поры, пока не сумеет открыть нижнюю крышку. Без этого - погибнет. Дышать было уже нечем. Собрав последние силы, Василий Петрович снова погрузился, рывком, да таким, как потом выяснилось, что даже согнулся стальной шток, открыл кремальеру и… потерял сознание. Вместе с водой его выкинуло из АСЛ в отсек, но поскольку он был сгруппирован и находился под водой, ему повезло. Иначе крышкой люка, которая захлопнулась под действием пружины, могло отрубить руку, ногу или даже голову. Когда пришел в сознание, начал освобождаться от снаряжения. Гидрокомбинезон был разорван, баллоны аппарата - совершенно пусты. Снова нужда заставила заниматься ремонтным делом - устранять неисправность в шахте и делать ее герметичной. Перебрал кучу аппаратов, но пригодных для дыхания ИДА-59 не оказалось. Самообладания не потерял, решил выходить за счет воздуха в собственных легких, который он будет выдыхать в аппарат по мере повышения давления в АСЛ, а также используя свойство наполнителя: если его раздышать, то он выделяет кислород в зависимости от количества поглощенной влаги и углекислого газа. Обдумывая все это, услышал из гидрофона тревожный запрос: "Баев, почему не выходишь из лодки?.. Через сколько минут будешь выходить? Ответь нам стуком. Одна минута - один удар…". Кувалдой отстучал 60 ударов. Это означало, что на поверхности воды он появится в лучшем случае только через час. Для второй попытки покинуть лодку Василию Петровичу необходимо было отремонтировать клапан вентиляции и с помощью тисков выровнять стальной шток на крышке люка. Устранив все неисправности, мичман облачился в другой гидрокомбинезон и снова вошел в шахту аварийно-спасательного люка. Опять ногой раскачал крышку и наглухо закрыл нижнее отверстие шахты, затем начал заполнять шахту забортной водой. По мере повышения давления в АСЛ делал вдох из воздушной подушки шахты и выдыхал в аппарат ИДА-59. Воздух, проходя через наполнитель в регенеративном патроне, обогащался кислородом. Когда вода дошла до подбородка, Баев переключился на дыхание в аппарат и стал ждать. "Я понимал, что если крышка аппарата не откроется и на этот раз, я погибну, - вспоминал он впоследствии. - От волнения снова чуть не потерял сознание, когда вдруг верхняя крышка АСЛ открылась". Мичман вышел из шахты и надежно закрыл крышку люка. Увидеть живым его уже не ожидали. Невдалеке светились иллюминаторы спасательного судна. Плыть Василий Петрович не мог, впал в забытье. "Всплыл! - услышал вдруг откуда-то сверху радостный крик. И тут же тревожный голос уточнил: "Не шевелится, наверное, мертвый". Тогда Баев поднял руку. "Живой!" - выдохнули ликующе спасатели. Вскоре после аварии Василий Петрович Баев, получив звание старшего мичмана, был назначен на должность главного боцмана. Теперь он вошел в число тех специалистов, которым доверено самое главное: погружение и всплытие атомохода. Удостоился он и ордена Красной Звезды. Правда, в представлении на награду не говорилось о том, что мичман не только сам вышел из затонувшей АПЛ, не затопив отсеки, но и сумел спасти 22 человека. Акцент делался лишь на то, что на следующий же день после своего спасения В.П. Баев снова оказался на аварийной подлодке. Спустился он туда в акваланге АВМ-5 вместе с водолазами, чтобы показать им шпигаты, через которые можно было осушить носовые отсеки. Чтобы лучше оценить роль мичмана Баева в спасении подводников 7-го отсека АПЛ К-429, следует вспомнить, что 21 октября 1981 года, когда в Уссурийском заливе затонула дизельная подводная лодка "С-178" на глубине 31 м, 4 подводника, также находившиеся в 7-м отсеке, не смогли открыть спасательный люк. Они, одетые в снаряжение ИСП-60, погибли, после того как израсходовали дыхательную смесь в баллонах аппарата ИДА-59. Видимо, среди них не было моряка, имеющего знания, опыт и самообладание В.П. Баева. За свой подвиг Василий Баев получил орден Красной Звезды. Рассказывают, после трагедии адмиралы засыпали Василия обещаниями. Обещали квартиру, “Волгу”… Но все это как-то в суете забылось. Да и как адмиралу все упомнить? Тем более когда речь идет о каком-то мичмане, каких на флоте тысячи…. Впрочем, “безлошадным” мичман Баев не остался. Когда стало ясно, что адмиральские обещания лишь пустой звук, на машину – “ВАЗ-2104” – для Василия скинулись офицеры и мичманы… А весной этого года Василий Баев умер. Грипп. Не выдержало сердце… Спустя почти год “К-429” подняли на поверхность. 13 сентября 1985 года лодка вновь затонула у пирса в бухте Крашенинникова. 21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная подводная лодка С 178 в результате столкновения в акватории Владивостока с транспортным «Рефрижератор-13». Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка подводника. 24 октября приступили к подъёму лодки. Вначале её подняли надпалубными понтонами на глубину 15 метров, перевели в закрытую от ветров бухту Патрокл и положили на 18-метровой глубине на грунт. Там через люки и пробоину в 6 отсеке водолазы извлекли из корпуса тела погибших. только после этого лодку 15 ноября подняли на поверхность. 17 ноября лодку поставили в сухой док, после чего признали нецелесообразным её восстанавливать. Командира лодки капитана 3 ранга В. Маранго и старшего помощника капитана «Рефрижератора –13» В. Курдюкова осудили на 10 лет. 13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К 56 с научно исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. Чтобы предотвратить окончательное затопление К 56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек. 24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К 19 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К 19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К 8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости. Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К 8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К 8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров. Погибли 52 члена экипажа. 24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К 27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы. Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения. 8 марта 1968 года погибла дизель электрическая ракетная подводная лодка К 129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Затонула приблизительно 7-8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху (в точке с координатами 40°06′ с. ш. 179°57′ з. д. (G) (O)), на глубине порядка 5600 м. Погиб весь экипаж в составе 98 человек. Причина катастрофы неизвестна. В течение 30 лет информация была засекречена, было четыре версии: - затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину (официальная версия ВМФ СССР); - взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызвавший разрушение прочного корпуса; - столкновение с американской подводной лодкой (неофициальная версия, которой придерживаются некоторые специалисты ВМФ СССР того времени). Предполагается, что столкновение могло произойти по вине американцев, которые "слышали" лодку, но подошли к ней слишком близко, не учли, что она будет совершать маневр; - столкновение с надводным судном; американская версия представленная несколько лет назад заключается в том, что причиной катастрофы стало срабатывание двигателей ракет Р-21. Есть посекундный хронометраж зафиксированный акустическим наблюдением - в течение шести минут последовательно в шахтах срабатывают две ракеты (при закрытых крышках) Американские представители совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести передали в музей видеоматериалы и документы, ранее носившие гриф "секретно". В числе материалов - видеозапись захоронения членов экипажа, а также документы экспедиции исследовательского судна "Гломар Эксплорер", в ходе которой часть корпуса лодки была поднята на поверхность. Дизельная подводная лодка К-129 была обнаружена неподалеку от Гавайских островов и поднята на поверхность в ходе секретной экспедиции, организованной ЦРУ. В ходе подъема лодка разломилась надвое, однако американцам удалось спасти часть отсеков, в том числе ракетный. В извлеченных с океанского дна отсеках были найдены тела шестерых подводников, которые были погребены в океане. 8 сентября 1967 года при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов в точке с координатами 64˚ с.ш., 04˚ з.д. на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Все 14 человек, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание. На помощь «К-3» были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь пл самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. Подлодка сохранила ход и самостоятельно вернулась в пункт базирования. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков, спаслись 65 человек. 14 января 1962 года на военно морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б 37 из состава Северного флота. В результате взрыва подлодки погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно технической базе 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С 350. Комиссию по расследованию взрыва подводной лодки пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение одной из торпед при погрузке боеприпасов. После этого рядом с ней начали проводить сварочные работы, из-за которых торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. 27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С 80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С 80 была найдена. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении ПЛ атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж 68 человек. 4 июля 1961 года во время океанских учений "Полярный круг" на борту АПЛ К 19 вышел из строя один из двух реакторов главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из за чего произошла утечка радиации. В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды удалось починить вышедший из строя атомный реактор, корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу. От полученных доз радиации восемь членов экипажа скончались через несколько дней. 26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря в результате взрыва дизеля погибла дизельная подводная лодка М 256 из состава Балтийского флота. Из 42 членов экипажа М 256 в живых остались лишь 7 человек. 21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" затонула дизельная подводная лодка М 200 "Месть" из состава 157 й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибло 28 моряков. 15 декабря 1952 года в Японском море погибла дизель электрическая подводная лодка С 117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.