Болезни Военный билет Призыв

Понятие духовной силы. Чем человек заплатил за прямохождение. Воспитание сильной личности с детства

Что такое внутренняя сила человека? Сразу приходит на ум «сила воли», но сила воли не единственная внутренняя сила, которую развивает в себе каждый человек сам. Внутренняя сила это некий ресурс человека , данный ему природой. Вариаций этих ресурсов много: сила воли – духа – мысли – ума – эмоций. Также к ресурсам человека относятся самоконтроль, саморазвитие, способность влиять на окружающих людей.

Каждая внутренняя сила подразумевает определенные качества человека, над которыми он долгое время работал, развивал. Однако, если качества разные, то питаются они одним источником – энергией, той самой положительной энергией, которая есть в каждом человеке, и которую так любят «отбирать» энергетические вампиры. Чем больше у человека внутренних сил, тем он выразительнее смотрится как личность на фоне своих собратьев.

Стать выразительной личностью с хорошим списком развитых внутренних сил может каждый, потому что есть те силы, которые присущи всем, но не все хотят их развивать . Найти в себе мужество и заставить делать то, что трудно – тоже один из внутренних ресурсов, который относят к силе воли. С детства ребенку стараются привить желание себя развивать, контролировать, следить за поступками, отказывать в желаниях в том момент, когда нужно выполнить более важное задание, чем удовлетворение своих личных потребностей в удовольствии.

Как стать успешным

Став взрослее, дети сами хотят выразить себя в толпе как можно ярче, и вот тут возникает первое желание развить в себе любую внутреннюю силу по максимуму. Те, кому удается себя поднять в своих собственных глазах, вырастают и в глазах окружающих. Со временем эти личности занимают авторитетное положение в обществе, на них ровняются, им завидуют. Став успешными, эти люди способными преодолевать любые препятствия , которые возникают на их жизненном пути.

Над чем стоит поработать, чтобы стать успешным и на что обращать внимание своих детей, чтобы они тоже выросли успешными? Сила духа – подразумевается способность человека брать на себя ответственность за свои действия. Сила воли – этот ресурс влияет на способность добиваться поставленной цели. Самоконтроль – управление своими эмоциями. Саморазвитие – умение заставить себя развиваться всю сознательную жизнь, этим людям всегда мало тех знаний, которые они уже имеют. Человек, ступивший на путь саморазвития, стремится получать новую информацию из самых достоверных источников и не останавливается на достигнутом результате.

Внутренние силы человека могут тратиться бесполезно, когда это происходит, личность начинает исчезать, вместо нее появится «внутренняя пустота», безликость, вялость. Бесполезная трата внутренних сил происходит тогда , когда человек много болтаем с разными людьми об одной и той же ситуации, проявляет бурно эмоции, которые в момент их проявления неуместны. Внутренние зажимы (мысленные установки, блокирующие подсознание), диалоги с собой – тоже варианты бесполезной траты внутренних ресурсов. Как бы ни было, но внутренние силы природа дает человеку не для бесполезной траты, а для возможности выжить, пробиться среди своих соплеменников, вырасти «духовно» и принести этим ростом пользу всему обществу.

Если Вы хотите стать сильнее в психологическом плане, читайте:

  1. Эми Кадди “Присутствие духа. Как направить силы своей личности на достижение успеха”
  2. Эрик Бертран Ларссен “Без жалости к себе. Раздвинь границы своих возможностей”
  3. Ивонн Рубин “Уверенность в себе. Простые практики для обретения внутренней силы и твердости”
  4. Джо Рубино “Код успеха. 29 принципов достижения успеха, богатства, обретения харизмы и внутренней силы”
  5. Томас Чаморро-Премузик “Уверенность в себе. Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения”
  6. Михаил Копытов, Сергей Гудков “Самогипноз и активное самовнушение. Как внушить себе здоровье, уверенность и успех”
  7. Крейг Инглиш, Джеймс Рапсон “Похвалите меня. Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

О воспитании сильной личности мы вспоминаем лишь тогда, когда замечаем, что из нас самих сильной личности не получилось. Тем не менее, мы полны надежды: а может быть, еще получится? А может быть, получится из наших детей? Ибо стоят перед нашими глазами многочисленные примеры сильных личностей — так, что же нам и нашим детям мешает стать такими же, как они? Существуют ли секреты духовной силы человека? И в чем эта духовная сила состоит?

Сила есть результат усилий

Сила — это не есть то первое, что нам дается, как качество характера или свойство тела, она есть следствие или результат нашей работы, наших собственных усилий. Только благодаря правильным действиям или нас самих, или наших родителей в детстве мы получаем в свое распоряжение, как дар свыше, духовную силу. Сильная личность возникает вследствие 1) правильного воспитания в детском возрасте, 2) усилий, которые мы сознательно предпринимаем в зрелости. Это является распространенным заблуждением, когда полагают, будто человек может быть сильным от природы, и раз у тебя изначально этой силы нет, то значит, это тебе вообще не дано и бесполезно стремиться стать сильным. И есть другое заблуждение, заключающееся в том, что якобы можно убедить себя в том, что ты сильный — такое самовнушение тоже, разумеется, ничего не дает. Напротив, лучше даже думать, что ты слабее всех и не можешь осилить чего-то, что с легкостью могут твои знакомые, например, выучить иностранный язык. Тогда усилия человека, направленные на то, чтобы взять этот легкий уровень и стать таким, как все, действительно помогают ему обрести духовную силу. Таким образом, духовная сила — это результат большого количества маленьких побед над собой и своей слабостью.

Воспитание сильной личности с детства

Первое, что можно сделать — это помочь человеку стать сильным еще в детстве. Очень немногие родители действительно этого хотят, и если их дети и вырастают сильными, то чаще всего не благодаря полученному воспитанию, а вопреки ему. Просто они очень не хотят равняться на своих родителей, и это сопротивление, если они тебя не сломают, иногда помогает развивать собственную силу.

Что же нужно делать, чтобы дети выросли сильными?

Этим вопросом мало кто задается, обычно родители, наоборот, хотят облегчить своему ребенку жизненный путь. Они заранее готовят его к какой-то должности или профессии, которая позволит ему без особого труда занять место, приспособившись к жизни уже с раннего возраста. Например, учат его музыке, чтобы он научился играть на гитаре, или на скрипке, или на виолончели — и таким образом, всегда был бы востребован, как музыкант, который умеет зарабатывать своим мастерством. Или пытаются обучить его любой другой профессии: компьютерному программированию, строительству, моделированию и т.д. Это все хорошо, но такая предписанная родителями подготовка к какой-либо науке или профессиональной отрасли, порой делает молодого человека не то что сильнее, а наоборот — слабее. Большинство этих детей вырастают абсолютно не приспособленными, потому что их родители в свое время забыли про дух.

Почему так важно укреплять в ребенке свободный дух?

Потому что молодому духу важно не найти себя, а попробовать. Попробовать себя в математике, попробовать себя в литературе, попробовать себя в живописи и т.д. Силу личности придает не то, что тебе понравилось что-то делать, а то, что ты пробуешь и чувствуешь получаемую от мира обратную связь в виде своего достижения. Например, попробовал себя в кузнечном деле, и выковал изделие, которым гордишься и любуешься. Или попробовал себя в вышивании, и чувствуешь радость при одном взгляде на вышитый тобой узор. Или попробовал себя в беге на стометровке, и радуешься занятому первому месту. Надо получать как можно больше радости от всех этих попыток и проб! Ты свободен выбирать, и чем больше наук, ремесел, профессий и игр ты попробуешь, тем лучше для тебя, и тем самостоятельнее и сильнее будешь ты потом в зрелом возрасте.

Вальдорфское воспитание.

Именно дает возможность подрастающему человеку попробовать себя в самых различных занятиях и искусствах. Он получает не только представление о предмете, например, о философии, что были такие-то философы, которые постигали истину, но он получает также переживание, что значит быть философом. Он получает от школьных занятий самые разнообразные переживания: как изобретать, как путешествовать, как строить, как готовить, как ухаживать, как воевать, как сочинять музыку, сказки, стихи и т.д. — то есть, он приобретает опыт в каждом жизненно важном деле. Важно не то, что он что-то хорошо выучил или постиг (съел на чем-то собаку), а то, что он через это прошел. И в дальнейшей жизни он будет продолжать проходить через все новые профессии, вплоть до 25 — 30 лет.

Время до 28-ми лет отводится человеку для профессиональных переживаний: он должен испытать разные сферы жизни, разные жизненные роли, а также взлеты и падения, удачи и неудачи, способность или неспособность работать вместе с другими людьми, он должен максимально расширить свой предпринимательский кругозор в разного рода делах. Попробовал одно дело — получил результат. Попробовал другое — получил еще один результат. Жизнь начинается с того, что ты продолжаешь начатое в школе, но уже на более практический лад и теперь без учителя: сам пробуешь работу и сам делаешь выводы. Это время выводов дает человеку необходимую жизненную силу, дает многообразный опыт, а также сотрудников и друзей, с которыми ты будешь работать в будущем, когда на 40-м или 50-м году действительно найдешь свое любимое дело. Вот как далеко смотрит вальдорфская педагогика!

Самовоспитание в зрелом возрасте

Сильная личность не возникает просто так, но только в результате того, что в детстве или юности были заложены соответствующие ростки. Воспитывалась ли она на негативных примерах или на позитивных, не имеет особого значения, но важна та жизненная мудрость или зрелость, которая в тебе начинает проявляться и требует, чтобы какой-нибудь из заложенных в детстве ростков развился в мощное дерево. Это может произойти и в 40, и в 50, и даже в 70 лет, и только тогда сильная личность сможет себя полностью реализовать. Если у нее на протяжении десятилетий что-то не получалось, то это имеет даже положительную ценность, потому что испытанная ранее слабость, неспособность найти себя, временное поражение, всевозможные трудности и болезни они-то являются потом причиной, почему сильная личность начинает себя проявлять.

Три принципа развития сильной личности

Человек, как учит нас духовная наука антропософия, состоит из трех систем: 1) система головы или нервная система, 2) система дыхания и кровообращения (так называемая ритмическая система) и 3) система конечностей и обмена веществ. Словом, есть верхний, средний и нижний человек. Организм только тогда является сильным и целостным, когда все эти три системы — голова, грудь и конечности — одинаково хорошо развиты, и этот трехчленный принцип действует не только в организме, но и в социуме. Социальная жизнь такая же трехчленная, как и органическая. И сильная личность будет прорастать в социум сразу в трех направлениях: 1) в духовный мир, 2) в свое ближайшее окружение (семью) и 3) в свое дальнее окружение, то есть, во внешний мир. Вот как можно сформулировать эти 3 принципа успешного развития сильной личности, начиная с дальнего:

  1. Если хочешь много денег — научись создавать исходящий поток от себя во внешний человеческий мир.

  2. Если хочешь много здоровья и силы — научись принимать энергию от своего ближнего окружения.

  3. Если хочешь развить великое желание, волю — научись создавать исходящий поток в духовный мир.

Сильный человек излучает свет в двух направлениях: в остальное человечество и в духовный мир. А силу светить он берет из своего ближайшего окружения, например, мужчина от женщины, а женщина от мужчины. Слабые же люди делают наоборот — они питаются тем, что им достается от дальнего окружения и от духовного мира, и хотят накормить этим свое ближайшее окружение, родных и семью. Все, что они заработали и узнали во внешнем мире, они несут в свой дом. Но истина состоит в том, что сильная личность, находит в себе силу повернуть эти потоки в обратном направлении. Это сперва так же трудно, как заставить повернуть реку вспять, причем не одну реку, а сразу три. Если раньше в тебя втекали два слабеньких ручейка и один вытекал, то теперь ты делаешь так, что два первых вытекают из тебя во внешний мир (человеческий и духовный), а третий втекает из твоего ближайшего окружения, из того, что ты делаешь. Занимаясь своим любимым делом ты как бы открываешь источник в самом себе, и этот внутренний источник настолько сильный, что превращает вытекающие ручейки в два мощных потока. Вот эти три кита, на которых держится мир сильной личности — разберем их по-отдельности:

Исходящий поток во внешний человеческий мир

Важно не надеяться на помощь от внешнего мира, а давать ему из своего источника. На пламя свечи слетаются насекомые, потому что свеча горит. Не имеет значения, как она устроена, из воска она или из парафина, на каком дорогом подсвечнике стоит и т.д., но имеет значение та сила света, которую данный источник излучает во внешний мир. Люди видят этот свет, и они притягиваются им. Это могут быть и сотрудники, и клиенты, и посетители, и таким образом наш исходящий поток создает, в свою очередь, входящий поток, который тем больше приносит предприятию денег, чем сильнее первый исходящий поток. Важно сконцентрироваться на том, что от тебя исходит вовне, а не светить внутрь. Внутренняя реорганизации, всякие усовершенствования и изменения внутри предприятия, если поставлена цель сделать его большим и сильным, не дают столько, сколько дает усиление исходящего потока. В настоящее время вообще не существует замкнутых сообществ, которые богатели бы сами по себе. В современном мире, если хочешь, чтобы у тебя появились деньги, надо светить. Чем сильнее исходящий свет, тем больше будет и прибыль. Суть в том, что внешнему миру надо сначала отдать — свою пользу, свою мудрость, свою экспертность — чтобы взамен получить что-то материальное.

Энергетическое взаимодействие с ближним

Отношения между мужчиной и женщиной в семье — это та тема, которой мы посвятим еще не одну статью. Здесь самый корень развития сильной личности. Мужчина тогда будет сильным, когда он получает много от женщины, и наоборот; речь не идет о сексе, но о сознательной духовной работе друг по отношению к другу. Сильный мужчина и сильная женщина объединяются вместе, чтобы войти в состояние развития, и тогда инвестированная в их отношения сила достигает колоссальной величины. Это можно назвать или вечным двигателем, или тайной магией мужского и женского начал. Но об этом мы поговорим не здесь, и если у вас есть вопрос, то пожалуйста, задайте его через на нашем сайте. Любой ваш вопрос будет очень актуален, и мы постараемся на него как можно быстрее ответить в одной из последующих статей. Как ни парадоксально, но говоря об отношениях между мужем и женой, люди очень редко спрашивают, как эти отношения можно ввести в состояния развития, чтобы и он, и она получали в избытке энергию, необходимую для здоровой жизни души.

Исходящий поток в духовный мир

Это принципиальный момент, без которого ни один руководитель, ни одно общество не сможет достичь больших целей. Вы просто не захотите их поставить, а если и поставите, то будете постоянно откладывать реализацию на потом, потому что у вашей личности недостаточно воли (или хотения), чтобы за них взяться. Желание должно быть страстным и сильным, чтобы вас ничто не могло остановить — а чтобы развить такое желание, надо заниматься духовной работой, светить в духовный мир, поддерживать своих духовных водителей. Это очень важно, и об этом мы также будем говорить в последующих статьях, потому что существует очень много форм духовной работы — в частности, чтение в группе лекций Рудольфа Штайнера — но это должна быть именно работа, а не молитвы и не ожидание, что духовный мир нам поможет. Точно так же, как в случае с исходящим потоком во внешний мир, мы должны сами создавать исходящий поток, чтобы духовный мир нами заинтересовался и вошел в нашу волю. Чем сильнее будет этот исходящий в духовный мир поток, тем сильнее будет воля — а это, пожалуй, самое важное, на чем основана духовная сила личности.

Вот вкратце, что сообщает духовная наука о развитии сильной личности, и эта тема будет продолжена в ближайших публикациях на сайте вальдорфской школы.

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов -— он сопровождается еще социальными факторами.

Факторы антропогенеза

Биологические:

Социальные:

1) мутации,

I) трудовая деятельность,

2) популяционные волны,

2) общественный образ жизни,

3) дрейф генов,

3) речь,

4) изоляция,

4) мышление,

5) борьба за существование,

5) культура.

6) естественный отбор.

На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества — хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. В нем полностью исключена внутривидовая борьба за существование, утратил свое ведущее значение естественный отбор, который в основном выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида Человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение — нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и прежде всего в охране окружающей среды.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"

Как только я впервые начал изучать психологию, я понял, насколько мы, люди, сильны внутренне, но как правило не догадываемся об этом. Я понял, что в человеке скрывается поистине огромная сила, это сила его духа. Однако с самого детства эту нашу силу, стараются подавить. Оно и понятно, ведь подавленным, морально слабым человеком, очень просто управлять. Психика человека, устроена таким образом, что он изначально чувствует свое превосходство над другими. Поведение детей, прямое тому подтверждение. Детская психика заточена на подавление, это то же самое, что у животных, которые пытаются обойти своих братьев и сестер в борьбе за материнское молоко.

Мы не знаем кто мы, и зачем мы здесь, мы можем только догадываться об этом. Но мы видим, что для нашего выживания в этом мире, в нас заложены, самые необходимые для этого качества. Но в социальной среде, в нас поколениями закладывают смирение, покорность, страх, так, что это откладывается на генетическом уровне. Таким образом, подавляется наша внутренняя сила на протяжении многих поколений. Слово “нельзя”, как раз для таких людей с подавленной психикой. Древние ритуалы, шаманские обряды, все они были направлены на тренировку психики. Североамериканских индейцев, удалось окончательно истребить только тогда, когда уничтожили всех шаманов. Именно шаманы делали воинов непобедимыми, они так накачивали их психику, что те ничего не боялись, а если человек ничего не боится, победить его невозможно.

В спорте, в бизнесе, в любом виде деятельности, везде нужен твердый характер и сила духа. Это все, психическое состояние человека, которое можно натренировать, либо подавить. Манипуляция людьми, это искусное применение знаний психологии с целью получения личной выгоды. И хотя я не раз убеждался в том, что манипулировать можно всеми людьми, независимо от их психического состояния, все же люди со слабой психикой подвержены этому в гораздо большей степени. Подобрать ключик можно к любому человеку, но слабохарактерный человек, это просто открытая дверь. А вот человек с прокаченной психикой, это непреодолимая стена. Характер надо закаливать, психику надо тренировать.

Конечно есть такие люди, у которых с этим все в порядке, это не подавленные люди, приспособленные к жизни. Они как необработанный камень, для них нет ничего невозможного. Все в этой жизни поддается тренировке, и психика не исключение. Если вас унижали, подавляли, угнетали в детстве — это не беда, поверьте. Вы можете стать сильным человеком, можете измениться и отойти от своего прошлого, если только перестанете мириться со своей слабостью и начнете работать над собой. Вы можете это делать сами или с помощью хорошего специалиста.

Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.

Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далеких предков.

Вы уже знаете, что в системе животного мира ученые относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).

Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Человек представитель хордовых. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней - первичная кишка.

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения - сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

Сходство человека с млекопитающими особенно велико. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго - по несколько недель или даже месяцев - вынашивают плод в своем теле.

Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37°С.

В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды - диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щек; четырехкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желез с сосками.

Человек, как представитель отряда приматов, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабженными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела- короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Рудименты и атавизмы - важное доказательство родства человека и животных.

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные ребра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения людей с хвостом или сильным оволосением всего тела и даже лица. Появление таких признаков называется атавизмом.

Все это указывает на несомненное родство человека и животных.

Разумеется, - и это очевидно - между человеком и животными есть и принципиальные различия. Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека несравненно выше, чем у животных. Человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью, ему свойственно прямохождение. Есть у человека и другие отличия, особые, присущие только ему черты строения. Обо всем этом вы узнаете о следующем разделе книги.

В чем сила человека?

Есть расхожее выражение: "Человек - царь природы". Почему так говорят? Ведь человек слаб! Скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека. У орла зрение гораздо острее, чем у нас. Нашим ногтям и зубам не сравниться с мощными когтями и зубами льва и даже с коготками и зубками соболя и кошки, а наша сила, разумеется, значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более -- леопарда, тигра, слона.

И все же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду: это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объемное цветовое зрение.

В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества.

Основная особенность человека - высокоразвитый головной мозг. Он очень крупный, его масса (примерно 1300-1500 г) составляет 1/40 от массы тела!

Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому и абстрактному мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движений.

Человек передвигается, в отличие от других животных, на двух ногах, поочередно перенося свой вес с пятки на пальцы ноги. Такое движение требует координированной работы мышц спины, таза и ног. Мы можем не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Мы пользуемся чуткими и гибкими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, чтобы сжимать предметы с необходимой силой. Используя те или иные орудия труда, мы можем гораздо эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие.

Глаза человека могут отчетливо фокусировать изображения, очень точно определять расстояния и различать не только цвет, но и форму и яркость освещения предметов. Такими способностями обладают очень немногие млекопитающие. Мы можем следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, значительно возвышаясь над поверхностью земли, позволяет нам видеть гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров.

Чем человек заплатил за прямохождение

В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Однако, к сожалению, одиоврсмсппо с этим появились и предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний.

Упругость многочисленных связок и хрящевых прослоек между позвонками делает позвоночник прочной и гибкой опорой для тела. Однако поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это, в свою очередь, приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке и, наконец, к нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит - и к разным заболеваниям.

При больших, чрезмерных нагрузках (избыточная масса тела, длительное стояние) происходит ослабление сводов стопы. Своды стопы прогибаются - развивается плоскостопие. В результате изменяется походка, появляются неприятные ощущения, даже боли в области стоп.

В стенках тела (особенно брюшной полости) имеются участки, которые при плохом физическом развитии, отсутствии нагрузок могут стать слабыми местами и как результат - зонами образования грыж (паховой, бедренной, диафрагмальной и др.). Здесь через слабые участки брюшных стенок под кожу могут выпячиваться петли кишки, большой сальник и другие органы.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Кровь, чтобы вернуться от ног обратно к сердцу, должна преодолеть силу тяжести на протяжении более 1 м. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям.

Проверьте свои знания

  1. Какими признаками хордовых обладает человек?
  2. С животными какого класса у человека можно обнаружить наибольшее сходство?
  3. У животных какого типа центральная нервная система имеет трубчатое строение и располагается ближе к спинной поверхности тела?
  4. Какие животные имеют диафрагму?
  5. Что общего у человека и человекообразных обезьян?
  6. Какие органы человека называют рудиментарными?
  7. Какие вы знаете рудиментарные органы?

Подумайте

Почему великий систематик К. Линней включил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?

Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный.

Рудиментарные органы - доказательство родства человека и животных. Рудименты - это органы человека, со временем утратившие свое значение (хвостовые позвонки, ушные и хвостовые мышцы, волосяной покров на теле).

Атавизм - появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае - у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.