Болезни Военный билет Призыв

После реформ: Народ и реформы

М ногомиллионное крестьянство России встретило великую реформу 1861 г. взрывом негодования. Получив волю почти без земли, крестьяне отказывались верить случившемуся, говорили: "Нас надули! Воли без земли не бывает!" "Минута разочарования", которую предвидел Александр II, растянулась на годы и вылилась в небывалый подъем крестьянского движения.

Формы протеста крестьян были различными. Очень многие не верили в подлинность царских "Положений 19 февраля", полагая, что они подложны, подменены барами, которые-де настоящую царскую грамоту утаили. Иные толмачи из крестьян доказывали, что в царских "Положениях" есть статья, предписывающая пороть всякого, кто прочтет помещичью фальшивку и поверит ей. В качестве же истинных, "взаправских" "Положений" ходили по рукам поддельные манифесты с такими пунктами: "Во время жатвы на работу к помещику не ходите, пусть убирает хлеб со своим семейством" - и даже: "Помещику оставляется земли пахотной участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего".

Пока шли толки о настоящих и фальшивых "Положениях", крестьяне почти повсеместно отказывались работать на помещиков и повиноваться властям, а местами, особенно в первые месяцы после 19 февраля, когда еще свежо было разочарование в реформе, поднимались на восстания. Самые сильные из них вспыхнули в Пензенской и Казанской губерниях. В апреле 1861 г. взбунтовались крестьяне Чембарского и Керенского уездов Пензенской губернии. Центр, "самый корень бунта", ло словам губернатора, был в деревне Кандеевка. Бунт охватил до 14 тыс. бывших крепостных и вошел в историю под названием "Кандеевское восстание" как самый громкий протест крестьян против реформы 1861 г. /227/ Многотысячные толпы кандеевских бунтарей с красным знаменем разъезжали тогда на телегах по деревням Пензенской и соседней Тамбовской губерний, всюду провозглашая: "Земля вся наша! На оброк не хотим, работать на помещика не станем!" Крестьянский вожак Леонтий Егорцев не уставал повторять, что царь направил крестьянам "взаправскую" грамоту с полным освобождением их от помещиков, но помещики ее перехватили, после чего царь через него, Егорцева, приказал: "Всем крестьянам выбиваться от помещиков на волю силою, и если кто до Святой Пасхи не отобьется, тот будет, анафема, проклят".

Бывалый, испытавший все тяготы крепостной жизни, розги, тюрьму и бега, 65-летний Егорцев еще до появления в Кандеевке, по розыскным данным, "назвался великим князем Константином Павловичем (давно, за 30 лет до того, умершим.- Н.Т. ) и возмутил крестьян разных имений" на границе Пензенщины и Тамбовщины. Восставшие крестьяне боготворили Егорцева. Все окрестные села присылали за ним тройки, а наиболее восторженные почитатели водили его под руки и носили за ним скамейку.

Кандеевское восстание было разгромлено 18 апреля (как раз под "Святую Пасху") регулярными войсками под командованием флигель-адъютанта царской свиты А.М. Дренякина. Десятки крестьян были убиты и ранены, сотни - выпороты и отправлены в Сибирь на каторгу и поселение. Самому Егорцеву удалось скрыться (крестьяне бесстрашно шли под пули и на дыбу, но его не выдавали). Впрочем, через месяц, в мае 1861 г., этот колоритный вожак крестьянской вольницы умер.

Одновременно с Кандеевским разгорелось другое восстание крестьян - в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Здесь тоже выдвинулся авторитетный вожак, своеобразный идеолог восстания - молодой бездненский крестьянин Антон Петрович Сидоров, вошедший в историю как Антон Петров. Он толковал "Положения 19 февраля" желательно для крестьянства, т.е. вкладывал в них смысл, противоположный тому, который они в себе заключали: не нужно повиноваться властям, платить оброк и ходить на барщину, а надо гнать помещиков с крестьянской земли; "помещику земля - горы да долы, овраги да дороги и песок да камни, лесу ему ни прута; переступит он шаг со своей земли - гони его добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду".

Крестьяне стекались к Петрову толпами и приступили даже по его указанию к смене местных властей. Когда в Бездну прибыли карательные войска под командованием флигель-адъютанта графа А.С. Апраксина, крестьяне, предусмотрительно удалив /228/ из села женщин, горой встали на защиту Петрова и не хотели его выдавать. Казанское дворянство, напуганное восстанием, объявило Антона Петрова "вторым Пугачевым" и требовало от Апраксина решительных мер. Апраксин пустил в ход оружие. Больше 350 крестьян были убиты и ранены. Антон Петров вышел к солдатам с текстом "Положений 19 февраля" над головой.

Александр II на донесении Апраксина о расстреле бездненских крестьян пометил: "Не могу не одобрить действий гр. Апраксина". Антона Петрова царь повелел "судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно", предрешив тем самым осуждение Петрова на смертную казнь. 17 апреля Петров был приговорен к расстрелу и 19-го казнен.

Менее значительные, чем Кандеевское и Бездненское, но тоже многолюдные и упорные выступления крестьян против реформы 1861 г. прошли во многих великорусских, а также украинских и белорусских губерниях. Иные из них властям удалось подавить только силами войск. Так, 15 мая в с. Самуйлове Гжатского уезда на Смоленщине войска атаковали двухтысячную толпу крестьянских бунтарей, которые, как это засвидетельствовано в официальном акте, "с неистовым энтузиазмом бросились на солдат, обнаружив намерение отнять у них ружья", причем погибли 22 крестьянина. Железом и кровью усмирили каратели и крестьян с. Рудни Камышинского уезда Саратовской губернии, где в роли главного усмирителя выступил еще один флигель-адъютант - Янковский.

1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г. Вот сравнительные данные о количестве крестьянских волнений:

1861 г. - 1859
1862 г. - 844
1863 г. - 509

Показательно, что до объявления реформы, с 1 января по 5 марта 1861 г., было всего 11 волнений, а с 5 марта до конца года - 1848. Большую цифру даст только 1905 год.

Небывалый за все XIX столетие размах крестьянского движения 1861-1863 гг. обнаружил его слабости, очевидные даже для современников. Оно было стихийным, без четкого руководства и организации (такие вожаки и даже "идеологи", как Леонтий Егорцев и Антон Петров, являлись исключениями). Крестьяне руководствовались наивными (зачастую царистскими) иллюзиями. Наконец, движение было локальным, захватив спорадически /229/ тысячи деревень, тогда как сотни тысяч других (иногда соседних) оставались покорными.

Тем не менее царизм с немалым трудом подавил сопротивление крестьян, отрядив против них кроме войск внутренней стражи еще 64 пехотных и 16 кавалерийских полков регулярной армии. Александр II явно обременял карательными функциями своих флигель-адъютантов. Герцен поэтому иронически предложил ему выбить по случаю освобождения крестьян от крепостного права такую медаль: с одной стороны венок из розог, связанных флигель-адъютантским аксельбантом, а с другой - надпись: "Сим освобождаю!" Лишь с конца 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль:

1864 г. - 156 волнений
1867 г. - 68
1865 г. - 135
1868 г. - 60
1866 г. - 91

"Гидра мятежа", как говорили при царском дворе, была раздавлена.

Это вовсе не означало, что российское крестьянство примирилось с реформой 1861 г. Либеральный публицист Ф.П. Еленев (Скалдин) и в конце 60-х годов свидетельствовал о "всеобщем между крестьянами ожидании новой или чистой воли", Крестьянская масса полнилась слухами о грядущем переделе земель и продолжала борьбу за свое право на жизнь хотя бы с минимальным достатком. Крестьяне разных губерний в жалостливых прошениях к министру юстиции К.И. Палену, министру внутренних дел А.Е. Тимашеву и к самому царю взывали о наделении "где-либо землею", о замене неудобных земель удобными, об ограждении от произвола властей. Губернаторы доносили министру внутренних дел, а министр - царю о все новых формах протеста крестьян против их экономического удушения. Почти повсеместно крестьяне отказывались вносить непосильные выкупные платежи, многочисленные - оброчные, подушные, земские, мирские, штрафные и прочие - сборы. С 1870 г. они стали отказываться даже от наделов из-за несоответствия между их доходностью и установленными за них платежами. Пермские крестьяне образовали особую "секту неплательщиков", которая объявила греховным взыскание с трудящегося люда непомерных налогов. Все это держало российскую деревню пореформенных лет в состоянии хронической напряженности, чреватой новыми бунтами.

Хотя материальное (как и правовое) положение российского крестьянства после 1861 г. стало лучше, чем до реформы, оно оставалось еще для цивилизованной страны, великой державы нетерпимым. Достаточно сказать, что крестьяне и после освобождения большей частью жили в "курных" (или "черных") избах. Колоритно описал их крестьянский сын, народник Е.Е. Лазарев /230/ (прототип Набатова в романе Л.Н. Толстого "Воскресение"). Дым в такой избе "из печного чела должен был валить прямо вверх к потолку, наполняя собою всю избу чуть не до самого пола, и выходить в отворенную дверь (а летом и в окна) наружу. Так было летом, так было и зимой. Вследствие этого по утрам, во время топки печи, обитатели этих жилищ ходили обыкновенно согнувшись, со слезами на глазах, кряхтели, пыхтели и откашливались, глотая время от времени чистый воздух близ самого пола". Это называлось "топить по-черному". В таких избах крестьяне жили многолюдными семьями, а зимой "к двуногому населению приобщалось население четвероногое - телята и ягнята, к которым по утрам и вечерам приходили их матери покормить молоком. Коровы-новотелы морозной зимой по утрам сами являлись в избу доиться, протискиваясь сквозь узкие сенные и избные двери с бесцеремонностью исконных членов семьи...".

Тем временем формировался и вступал в борьбу за свои права рабочий класс. В условиях его жизни и даже в характере и способах борьбы было много общего с положением крестьянства. Рабочие 60-х годов еще сохраняли тесные связи с деревней. Статистические обследования трех промышленных уездов Московской губернии показали, что 14,1 % рабочих с 18 лет и 11,9 % в возрасте с 14 до 18 лет уходили сезонно на полевые работы. Так называемые сельские работники, выполнявшие на фабриках и заводах подсобные операции, стремились к тому, чтобы получить достаточный для пропитания надел и уйти с предприятия.

Бедствовали рабочие не меньше (если не больше), чем крестьяне. До 1897 г. рабочий день в промышленности не был нормирован и, как правило, составлял 13-15 часов, а порой доходил и до 19-ти (как на машиностроительном заводе Струве в Москве). При этом рабочие трудились в антисанитарных условиях, без элементарной техники безопасности. "Как-то мои друзья ткачи повели меня на фабрику во время работы. Боже мой! Какой это ад! - вспоминал очевидец об одной из петербургских фабрик.- В ткацкой с непривычки нет возможности за грохотом машины слышать в двух шагах от человека не только то, что он говорит, но и кричит. Воздух невозможный, жара и духота, вонь от людского пота и от масла, которым смазывают станки; от хлопковой пыли, носящейся в воздухе, получается своеобразный вид мглы <...> Стоять приходится неизбежно, так как сидеть не полагается, да и сесть, кроме подоконника, негде, а на подоконнике сидеть нельзя - "свет застишь" - не дозволяется. Я пробыл на фабрике не более двух часов и вышел оттуда очумелый, с головной болью".

Ткачи этой фабрики работали, стоя, по крайней мере, на обеих ногах. А вот свидетельство рабочего Кренгольмской мануфактуры в Нарве В.Г. Герасимова: "На работу нас поднимали в 4 часа утра. Я работал на ватерных машинах, и мне приходилось /231/ стоять все время на одной ноге, что было очень утомительно. Этот адский труд продолжался до 8 часов вечера". Труд в таких условиях был тем более "адским", что рабочих заставляли выполнять запредельные нормы выработки. Так, мастеровые железнодорожных депо в Калуге жаловались, что хозяева задавали им такие "уроки", каких "не в состоянии выработать лошадь".

Тяжкими "уроками" молодые российские капиталисты душили не только взрослых мужчин, но и детей, и женщин. Женский труд широко эксплуатировался в легкой промышленности (в Петербурге 70-х годов женщины составляли 42,6 % рабочих, занятых на обработке волокнистых веществ) и применялся даже в металлургии. Дети же и подростки с 10-12 лет (иногда и с 8-ми) работали буквально всюду. По данным 70-х годов, на Ижевском оружейном заводе несовершеннолетние в возрасте от 10 до 18 лет составляли 25 % всех рабочих, а на тверской фабрике Морозова - 43 %. Газета "Русские ведомости" в 1879 г. так писала о труде малолетних на фабриках г. Серпухова Московской губернии: "Положение детей, из-за 4-5-рублевого жалованья обреченных на изнурительную 12-часовую работу, в высшей степени печальное. К сожалению, эти изможденные, бледные, с воспаленными глазами существа, погибающие физически и нравственно, до сих пор еще не пользуются в надлежащей степени защитой со стороны закона. А между тем эта юная рабочая сила представляет весьма солидный процент всех сил, занятых на местных фабриках; так, на одной фабрике г. Коншина работают до 400 детей".

Оплата столь тяжкого труда рабочих в первые десятилетия после "великих реформ" была грошовой. Спорадическое повышение заработной платы далеко отставало от роста цен. М.И. Туган-Барановский приводил такие данные по одному из крупнейших в России Иваново-Вознесенскому промышленному району: зарплата за все виды труда повысилась к началу 80-х годов сравнительно с концом 50-х на 15-50 %, а цена ржаного хлеба - на 100%, масла - на 83%, мяса -почти на 220%.

Мало того, существенную часть (до половины!) и без того жалкой заработной платы хозяин отбирал у рабочего в виде штрафов. До того как был принят в 1886 г. закон о штрафах, предприниматели штрафовали рабочих безудержно и цинично. Например, "Общие условия найма" в "расчетной книжке", которую выдавала своим рабочим контора ситценабивной мануфактуры Лопатина во Владимирской губернии, гласили: "На работу фабричные и мастеровые обоего пола и всякого возраста должны являться не позже десяти минут после звонка под опасением записи в сей расчетной книжке взыскания с них той /232/ платы, которая причитается им за целый рабочий день". Итак, за 11 минут опоздания полагалось отработать бесплатно весь день! Из других пунктов тех же "условий" явствует, что хозяин мог штрафовать рабочего по всякому поводу, а за "дурное поведение" в любое время уволить. Разумеется, под мотивировку "дурное поведение" хозяин мог подвести любого из неугодных ему работников.

Адский труд при грошовой оплате не позволял рабочим обеспечить себе хотя бы элементарное человеческое существование. Жили они со своими семьями нищенски, большей частью в бараках и казармах, мало подходивших "даже для стойла коровы или лошади, не только для человеческого жилища", или в подвалах вроде того, который описан инспектором земской управы Петербургского уезда, обследовавшей жилищные условия столичного пролетариата за 1878 г.: "Представляя из себя углубление в землю не менее 2 аршин, он (подвал.- Н.Т. ) постоянно заливается если не водою, то жидкостью из расположенного по соседству отхожего места, так что сгнившие доски, составляющие пол, буквально плавают, несмотря на то что жильцы его усердно занимаются осушением своей квартиры, ежедневно вычерпывая по нескольку ведер. В таком-то помещении при содержании 5 1/3 куб. сажен убийственного самого по себе воздуха я нашел до 10 жильцов, из которых 6 малолетних". В.В. Берви-Флеровский, досконально изучивший положение российских рабочих 60-х годов, пришел к выводу: условия жизни рабочего "таковы, что он должен отказаться или от существования, или от достоинства человеческого".

Все это заставляло рабочих критически размышлять о своем положении. Василий Герасимов свидетельствовал: "Я часто задумывался над этими фактами, проводя параллель между условиями, окружавшими нас, и условиями, при которых жили наши хозяева-фабриканты, питающиеся нашей кровью, заедающие нашу жизнь в буквальном смысле этого слова. Я сознавал ненормальность, несправедливость этого порядка вещей <...> Я только не знал, как выйти из этого положения".

Первые шаги рабочего движения в России после 1861 г. были сравнительно робкими (жалобы, "покорнейшие прошения", побеги, иногда бунты и стачки), но отличались пролетарской направленностью - против штрафов и непосильных "уроков", за сокращение рабочего дня и увеличение зарплаты. Некоторые из них заключали в себе уже и симптомы политического протеста. Так, рабочие Людиновского завода Мальцева в Калужской губернии говорили на дознании, что заводовладелец мстил им за то, что они не ходили к нему с хлебом-солью в честь объявления реформы 1861 г. По мере того как рабочие все сильнее разочаровывались в /233/ последствиях "великих реформ", их борьба нарастала: если за 60-е годы подсчитано 51 выступление рабочих (стачек и волнений), то за 70-е - уже 329.

Царское правительство с тревогой следило за протестами рабочих и пыталось успокоить их видимостью попечительства, не обижая при этом, однако, и фабрикантов. Характерен такой пример: в июле 1869 г. московские власти запретили работы на фабриках и заводах в праздничные дни, передав окончательное решение по этому вопросу фабрикантам, а те решили все оставить по-старому.

В тех же случаях, когда рабочие прибегали к "беспорядкам", к стачке или бунту, царизм помогал хозяевам давить недовольных беспощадно. "Зачинщики" и "вожаки" заковывались в кандалы и отправлялись в остроги (как на Людиновском заводе Мальцева в апреле 1861 г.), приговаривались к наказанию плетьми и ссылке в каторжные работы (как на Лысвенском заводе Пермской губернии той же весною). Трудового законодательства до середины 80-х годов в России вообще не было, а существующие законы ограждали права не рабочих, а их хозяев. Стачка, как и "бунт против власти верховной", считалась государственным преступлением, и за участие в ней рабочие подлежали уголовному и административному преследованию. Символичным для 70-х годов было заявление начальника полиции рабочим петербургских мастерских Главного общества российских железных дорог в ответ на их экономические требования: "У всех своя должность: поп служит обедню, доктор лечит, а я приехал вас душить <...> Я знаю, что у вас есть человек десять или двадцать зачинщиков. Я их вырву у вас, вырву - в Сибирь сошлю. А захочу - 100 человек пошлю в Сибирь!"[. См.: Туган-Барановкий М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1938. Т. 1.С. 349.

. Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России. М., 1938. С. 442.

Община. 1878. N° 3-4. С. 27, 28.

Рабочее движение в России в XIX в. Сб. док. и мат-лов. М., 1950. Т. 2 Ч. 1. С.

1) образование Негласного (секретного) комитета

2) переименование Негласного комитета в Глав­ный комитет по крестьянскому делу

3) рескрипт В. И. Назимову

4) учреждение редакционных комиссий

5) учреждение «губернских комитетов об улучше­нии быта помещичьих крестьян»

3. Выберите верные утверждения:

а) законы, указы XIX в., подтачивающие устои крепостного права в России:

1) о «вольных хлебопашцах» 2) о трехдневной барщине

3) об «обязанных» крестьянах 4) о прикрепленных к фабрикам крестьянах

5) об инвентарных правилах

6) меры, предпринятые Александром II для смяг­чения политического режима в стране:

1) ослабление цензуры 2) ликвидация военных поселений

3) амнистия декабристам 4) списание недоимок

5) издание «Колокола»

в) Согласно документам об отмене крепостного права:

1) землю крестьяне должны были выкупить

2) крестьяне получали гражданские права

3) земля переходила в личную собственность крестьянина

4) крестьянская земля, превышающая законную норму, «отрезалась» помещиком

5) за реализацией реформы на местах следили судебные приставы

г) крестьянская реформа 1861 г. давала возможность:

1) личного освобождения крестьян

2) полной перестройки крестьянского хозяйства на капиталистической основе

3) сохранения помещичьего землевладения

4) утверждения капиталистического уклада в экономике

5) ликвидировать сословное деление в обществе

дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев

5. Кому принадлежат слова?

«Государь, дайте свободу русскому слову... Дайте нам вольную речь... Нам есть, что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам.... смойте с Рос­сии позорное пятно крепостного состояния...»


Тема «Либеральные реформы 60-70-х гг.»

Часть А

а) из либеральных реформ позже других проводи­лась:

1)земская 2)военная 3)городская 4)судебная

б) наиболее последовательной из буржуазных пре­образований являлась реформа:

1)городская 2) земская 3)судебная 4) крестьянская

в) гимназии как основной тип учебных средних за­ведений разделялись на:

1) государственные и церковно-приходские 2) семилетние и восьмилетние

3) земские и городские 4) реальные и классические

г) насильственные действия с целью устрашения, подавления, уничтожения политических про­тивников называются:

1) диктатурой 2) блокадой 3)террором 4) режимом

д) «диктатурой сердца» современники назвали......время деятельности:

1) Александра II 2) М. Т. Лорис-Меликова 3) П. А. Валуева 4) М. М. Сперанского

Часть Б

а) земства создавались:

1) в уездах 2) в волостях 3) в губерниях 4) в городах 5) в столичных центрах

б) в результате проведения реформ 60-70-х гг. в России:

1) изменились основы политического строя

2) ускорилось развитие рыночных отношений

3) ликвидировалась сословность в обществен­но-политической жизни страны

4) крестьяне получили гражданские права

5) уменьшалось экономическое значение зем­левладельческого дворянства

в) в основе судебной реформы лежат следующие принципы:

1) выборность некоторых судебных органов 2) демократия

3) всесословность 4) состязательность

5) разделение властей

3. Установите соответствие:

Реформы Год
а) крестьянская 1) 1861
б) военная 2) 1864
в) земская 3) 1870
г) судебная 4) 1874
д) городская 5)1878

4. Укажите принцип образования ряда:

Д. А. Милютин, Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, А. В. Головнин

5. О чем идет речь?

б) «Это первое собрание, - пишет современник, - по­разило меня, во многих отношениях: гласные из крестьян, наши вчерашние крепостные люди, се­ли меж нами так просто и бесцеремонно, как будто век так сидели; они слушали нас с большим вни­манием, спрашивали объяснение насчет того, что не понимали, и соглашались с нами со смыслом».


Тема «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права»

Часть А

1. Выберите правильный ответ:

а) промышленный переворот в основном завершился:

1) в 1930-1940-х гг. 2) в 1940-1960-х гг. 3) к 1960-м гг. 4) к 1980-м гг.

б) центрами крупного машиностроения стали:

1) Петербург, Баку 2) Москва, Кривой Рог 3) Петербург, Москва 4) Кривой Рог, Петербург

в) подушная подать - это:

1) налог на имущество 2) налог на прибыль

3) подворное обложение вне зависимости от до­ходов

4) обложение всех мужчин податных сословий

г) в помещичьих хозяйствах в 60- 70.-х гг. преоб­ладала система:

1) отработочная 3) смешанная

2) капиталистическая 4) крепостническая

д) в первые годы после реформ ведущую роль в про­мышленности играли:

1) металлургическая отрасль

2) текстильное производство

3) производство средств производства

4) машиностроительное производство

е) первое крупное выступление российских рабо­чих произошло:

1) на Коломенском заводе Московской губернии

2) на Путиловском заводе Петербурга

3) на Кренгольмской мануфактуре в Нарве

4) на заводах Донбасса

Часть В

2. Выберите верные утверждения:

а) в пореформенной России сохранялись крепост­нические пережитки:

1) основная часть угодий - в руках помещиков 2) круговая порука в общине

3) личная свобода крестьян 4) товарное производство

5) сохранение крестьянской общины

б) черты, характерные для развития пореформен­ной промышленности:

1) невысокий размер производства на душу на­селения

2) складывание новых промышленных районов

3) отставание от ряда передовых стран Европы

4) низкая производительность труда

5) начало промышленного переворота

в) в России замедление темпов экономического роста в начале 80-х гг. объяснялось:

1) снижением цен на российские товары за гра­ницей

2) размером повинностей, выкупных платежей и налогов с крестьянства

3) быстрым железнодорожным строительством

4) началом русско-турецкой войны

5) низкой покупательной способностью населения

3. Укажите принцип образования ряда:

Государственный, Петербургский, Московский ку­печеский, Волжско-Камский

4. Вставьте вместо пропусков:

Производство изделий, ориентированное на_______ специально для продажи, называется _____ производством.

5. О чем идет речь?

«Первое образовавшееся частное общество получи­ло концессию... Сначала, однако, дела его шли плохо. ... Но затем оно перешло в руки фон Дервиза, который дал ему совершенно другой оборот... нажил многие миллионы... за ним кинулись и дру­гие... Для людей, ищущих заработать деньгу, со­блазн был громадный...»


Тема: «Общественное движение».

Часть А

1. Выберите правильный ответ:

а) течение, объединяющее сторонников парла­ментского строя, гражданских и экономических свобод:

1) социализм 3) консерватизм

2) либерализм 4) реформизм

б) первый печатный программный документ рос­сийских либералов 50-60-х гг. - это:

2) «Философические письма»

3) «Отечественные записки»

4) «Письмо к издателю»

в) в первом печатном программном документе рос­сийских либералов 50-60-х гг. отсутствовало требование:

1) отмены крепостного права 5 2) свободы совести

3) введения конституции

4) гласности суда

г) социальной опорой либерализма в российском обществе являлись:

1) часть буржуазии и рабочих

2) дворянство и чиновники

3) разночинцы

4) интеллигенция и часть дворянства

д) рупором идеологии консерватизма в России в 60-70-х гг. стало издание:

1) «Московские ведомости»

2) «Отечественные записки»

3) «Современник»

4) «Полярная звезда»

Часть В

2. Выберите верные утверждения:

а) общие черты либерального и консервативного движений дореформенной России:

1) поддерживали отмену крепостного права

2) стремились не допустить ущемления при­вилегий дворянства при проведении ре­форм

3) выступали против революционного пути раз­вития страны

4) не имели широкой поддержки в обществе

5) призывали создавать основы гражданского об­щества

б) самый радикальный вариант либеральной про­граммы 50-60-х гг.:

1) был создан дворянами Тверской губернии

2) был направлен императору в 1855 г.

3) объявлял об отказе от всех сословных приви­легий дворянства

4) предлагал народное представительство

5) был предложен К. Д. Кавелиным и Б. Н. Чи­чериным

3. Установите соответствие:

а) либеральное движение 1) К. Д. Кавелин

б) консерватизм 2) П. А. Шувалов

3) А. М. Унковскйй

4) В. Н. Панин

5) Ю. Ф. Самарин

6) П. А. Валуев

4. Укажите принцип образования ряда:

а) «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения»

б) К. Д. Кавелин, А. Н. Пыпин, В. Д. Спасович, М. М. Стасюлевич, Б. И. У тин

5. О ком идет речь?

а) «Постоянно изменял свои мнения. На протяже­нии своей 30-летней публицистической деятель­ности он из умеренного либерала превратился в крайнего консерватора; но и тут последова­тельности у него не наблюдается... Если бы со­веты... были всегда принимаемы во внимание, невозможно было бы спокойное и правильное течение государственной жизни; постоянно при­ходилось бы заменять установленное новым, противоположным. Влияние его... объясняется в значительной степени стилистическим его та­лантом, а также свободой, с которой он, в проти­воположность представителям других мнений, мог иногда высказывать свои взгляды».

б) Российский общественный деятель, помещик, юрист. С1857по1859г. являлся предводителем дворянства Тверской губернии, участник ре­дакционных комиссий по подготовке проекта крестьянской реформы 1861 г. Критиковал пра­вительственный проект освобождения крестьян. За записку, поданную императору, снят со всех должностей и сослан в Вятку. В 1866 г. - при­сяжный поверенный.

Тема «Революционное народничество»

1. Выберите правильный ответ:

а) идеология и движение разночинной интелли­генции в России во второй половине XIX в. - это:

1) реформизм 2) марксизм 3) социализм 4) народничество

б) усиление революционного движения после ре­формы 1861 г. было обусловлено:

1) устранением сословных перегородок 2) ослабление политического режима в порефор­менной России 3) умеренностью реформ и непоследовательно­стью властей при их проведении 4) увеличением численности и влияния «разно­чинцев»

в) основы идеологии народничества были заложе­ны в 50-е гг.:

1) М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым 2) П. Н. Ткачевым, М. А. Бакуниным

3) А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским 4) Г. В. Плехановым, С. Л. Перовской

г) начало деятельности народников, названной «хождением в народ»:

1) 1861 г. 2) 1874 г 3) 1876 г. 4) 1881 г.

д) организация «Земля и воля» раскололась на:

1) «Южнороссийский союз рабочих» и «Север­ный союз русских рабочих»

2) «Народную волю» и «Черный передел» 3) «Народную волю» и «Народную расправу» 4) «Черный передел» и «Освобождение труда»

е) убийство императора народовольцами произошло:


Причины роста революционного движения После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.


Поиски ориентиров Идейным вождем революционного движения в России в конце 50- х начале 60- х гг. стал редактор петербургского журнала « Современник » Н. Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об « общинном » социализме, ратовал за создание революционной организации.


Идеи « общинного » социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70- х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.


Михаил Александрович Бакунин () Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, « бессмысленный и беспощадный ». Русский народ он считал изначально народом - бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция « умственный пролетариат ». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: « Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать « повивальной бабкой » самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий ».


Петр Лаврович Лавров () Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые « критически мыслящие личности », имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет « оплатить » свой « долг народу ». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.


Петр Никитич Ткачев () В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была « расшатать » существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.


Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

Опубликование «положений» о крестьянской реформе вызвало полное разочарование в радикальных кругах дворян. О половинчатости крестьянской реформы 1861 г. высказались известный российский революционный демократ Н. Чернышевский, находящиеся в эмиграции А. Герцен и Н. Огарев, а так же белорусский революционер, поэт и публицист Викентий Константин Калиновский, который, воспользовавшись крестьянским недовольством, действуя совместно с поляками, поднял в 1863 - 1864 гг. в Белоруссии крестьянское восстание, пытаясь придать ему статус национально-освободительного движения против российского господства.

Крестьянские волнения в 1861 - 1863 гг. вызвали подъем антиправительственных выступлений студенчества. Студенты Казани в 1861 г. сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве.

В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н. Чернышевским. С июля 1861 г. стал распространяться нелегальный печатный листок «Великорусе» и другие прокламации. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «демократической республики Русской».

В конце 1861 г. в России возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым; в руководящее ядро его входили близкие единомышлен­ники Чернышевского - братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Н. Обручев, А. Слепцов, В. Курочкин, Н. Утин и др. В программе «Земли и воли» говорилось о созыве бессословного народного собрания, о праве ка­ждого на землю, самоуправлении крестьянских общин, выборности правительства.

Правительство Александра II вынуждено было против революционно-демократического лагеря провести репрессии. 7 июля 1862 г. арестовывается Н.Чернышевский, вскоре такая же участь постигла Н. Серно-Соловьевича, видного революционного деятеля армянского народа М. Налбандяна и ряд других революционных деятелей, обвиненных в связях с «лондонскими пропагандистами».. Было запрещено издание журнала «Современник», пропагандирующего революционно-демократиче­ские идеи.

Национально-освободительные восстания в Польше, Белоруссии и Литве в 1863 - 1864 гг. оживили деятельность «Земли и воли». Общество вступило в союз с партией «Красных» и выпустило прокламации с призывом поддержать эти восстания. Герцен выступает в «Колоколе» в защиту независимости Польши, а также высказывается за самоопределение народов Литвы, Белоруссии и Украины.

В это же самое время в Поволжье группа казанских студентов задумала поднять восстание, чтобы отвлечь силы российских войск от подавления восстания в западных губерниях, однако их замысел был раскрыт, и участники «казанского заговора» расстреляны.

Западники и славянофилы, напуганные широким размахом крестьянских волнений и национально-освободительных восстаний в ряде российских колоний, объединившись после реформы 1861 г. в либеральный лагерь, отмежевались от революционно-демократического движения в стране и полностью поддержали реакционную политику царского правительства. Либералы фактически стали на позиции «крепостников». Либерал-западник К. Кавелин публично заявлял, что представительное правление для России является «бессмысленной мечтой», что русский народ якобы «не дорос» до конституции.