Болезни Военный билет Призыв

Практические работы по предмету "география". Население мира: размещение и миграции

РАССЕЛЕНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Процесс распределения и перераспределения населения по территории называется расселением . Пространственный рисунок расселения называется размещением населения.

Основные закономерности размещения населения.

Около 70% населения сосредоточено на 7% территории, а 15% суши - совсем необжитые территории.
в северном полушарии проживает 90% населения свыше 50% населения - до 200 м над уровнем моря, а до 45 - до 500 м около 30% - на расстоянии не более 50 км от берега моря, а 53% - в 200-км прибрежной полосе.
в восточном полушарии сосредоточено 80% населения большинство населения проживает свыше 1000 м в Боливии, Мексике, Перу, Эфиопии, Афганистане.
средняя плотность: 45 чел./км 2 лишь в Боливии, Перу и Китае (Тибет) граница обитания человека превышает 5000 м
на 1/2 суши плотность населения менее 5 чел./км 2
максимальная плотность населения: Бангладеш - 700 чел./км 2

В небольших, преимущественно островных государствах плотность еще выше, чем в бангладеш: в Сингапуре - более 5600, на Мальдивах - 900, на Мальте - 1200, в Монако - 16400 чел. На 1 кв. Км.

РЕГИОНЫ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ СКОПЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ:

  1. Восточная Азия (Китай, Япония, Корея)
  2. Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан)
  3. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия и др
  4. Европа
  5. Атлантическое побережье Сев. Америки (северо-восток США).

    ПРИЧИНЫ НЕРАВНОМЕРНОСТИ

    1. Климат
    2. Рельеф
    3. Исторические особенности заселения территории
    4. Социально-экономические факторы (в последнее время)
    ТИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
    ГОРОДСКОЕ СЕЛЬСКОЕ
    групповое (деревенское) рассеянное (фермерское)
    Россия, Китай, Япония, ряд стран зарубежной Европы, в большинстве развивающихся стран США, Канада, Австралия, в ряде стран зарубежной Европы

    МИГРАЦИЯ (МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ) НАСЕЛЕНИЯ

    Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения. Главная причина миграций - экономическая, но они вызываются также политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

    Рисунок 7. Виды миграций.

    Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в средние века, прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

    Самый большой "миграционный взрыв" начался в XIX в. Главным очагом эмиграции долгое время оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось "выталкиванием" части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Всего с начала эмиграции до второй мировой войны из Европы выехало 60 млн. человек. Второй очаг эмиграции сложился в Азии. Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

    После второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу XX в. достигли масштабов нового "миграционного взрыва". Как и прежде, основная причина этих миграций - экономическая, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни. Такие миграции получили название трудовых миграций . В результате в конце XX в. за пределами своих стран постоянно или временно работают уже 35- 40 млн. человек, а с учетом членов семей, сезонников и нелегальных эмигрантов - в 4-5 раз больше. Больше всего иностранных рабочих в Швейцарии, где на долю приходится около 10% работающих. Основной поток таких трудовых эмигрантов направляется из развивающихся в экономически развитые страны. Но трудовые миграции существуют также между экономически развитыми и между развивающимися странами.

    Главная причина такого рода международной миграции рабочей силы - большой разрыв в уровнях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами. Однако в США, Западной Европе иммигранты, особенно молодежь, нередко вынуждены браться за самую трудную, низкооплачиваемую и не престижную работу. Конечно, их можно встретить и на современных предприятиях. Но большинство оседает либо в шахтах и на стройках, либо в сфере услуг, становясь продавцами, разносчиками, официантами, лифтерами, сторожами, шоферами, уборщиками мусора и т. п.

    Ныне в мире существуют три главных центра притяжения трудовых ресурсов.

    Во-первых, это Западная Европа (в особенности ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария), где уже сложилась значительная прослойка рабочих-иммигрантов из ряда стран Южной Европы (Италии, Испании), Западной Азии (Турции) и Северной Африки; в 90-х гг. значительно возрос также приток мигрантов из Восточной Европы и стран СНГ.

    Во-вторых, это США, где только легальная иммиграция (преимущественно из стран Латинской Америки, Азии и Европы) составляет примерно 1 млн. человек в год, а нелегальная - и того больше.

    В-третьих, это нефтедобывающие страны Персидского залива, в общей численности населения которых, трудовые мигранты (из Египта, Индии, Пакистана и других стран) намного превышают местное население. Странами со значительной иммиграцией остаются также Канада, Австралия, но еще большей степени Израиль, население которого на 2/3 увеличивается за счет иммиграционного притока в значительной мере из России и некоторых других стран СНГ.

    Во второй половине XX в. появилась новая форма внешних миграций, которая в отличие от прежней "утечки мускулов" получила наименование "утечка умов" (или "перекачка мозгов"). Сущность ее заключается в переманивании иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем главными поставщиками таких иммигрантов-"интеллектуалов" также стали развивающиеся страны. "Утечка умов" крайне отрицательно сказывается на экономике и культуре этих стран, где прослойка интеллигенции и так еще малочисленна. В конце 80-х - начале 90-х гг. в связи с политическим и экономическим кризисом усилилась "утечка умов" из России, Украины, других стран, входивших ранее в СССР.

    Наряду с трудовыми миграциями сохраняются и массовые миграции по политическим, этническим, религиозным, экологическим и другим причинам. С ними в первую очередь и связано такое явление последнего времени, как формирование потоков беженцев, общее число которых в мире уже превысило 20 млн. человек. Понятно, что люди бегут прежде всего из районов острых политических и военных конфликтов. В первой половине 90-х гг. первое место в мире по числу беженцев (более 6 млн.) занимал Афганистан, где до этого шла длительная и кровопролитная война. Более 2 млн. беженцев покинуло Руанду, более 1,5 млн. - Иран и Мозамбик, 1,2 млн. - Боснию и Герцеговину. Массовые потоки беженцев характерны и для ряда стран СНГ.

    Внутренние (внутригосударственные) миграции населения бывают нескольких видов. К ним относится перемещение населения из сельской местности в города, которое во многих странах служит основным источником их роста. В наши дни этот вид внутренних миграций принял такие масштабы, что его стали называть "великим переселением народов XX в.". Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен прежде всего для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения - России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии и Китая.

    В последнее время все более массовым становится отток людей из разного рода "горячих точек", включая не только военно-политические конфликты, но и районы экологического бедствия. По существу это те же беженцы (например, экологические беженцы), но обычно их называют перемещенными лицами.

    УРБАНИЗАЦИЯ

    Город - крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурные, транспортные и другие (но не сельскохозяйственные) функции.

    Город - это концентрация населения и хозяйства на сравнительно небольшой территории.

    "Крупность" города определяется численностью живущих в нем людей, т.н. людностью . При этом городом считается в странах Скандинавии население с числом жителей более 200 чел., в Канаде, Австралии - свыше 1 тыс., в ФРГ, Франции - свыше 2 тыс., в США - свыше 2, 5 тыс., Индии - свыше 5 тыс., Нидерландах - свыше 10 тыс., в России - свыше 12 тыс., а в Японии - свыше 30 тыс.

    Таблица 16. Динамика городского населения мира

    Урбанизация - процесс роста городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возрастание роли городов во всех сферах жизни общества, преобладание городского образа жизни над сельским.

    Показатель урбанизации - уровень урбанизации - доля городского населения в общей численности населения.

    Таблица 17. Динамика доли городского населения по крупным регионам мира (%).

    Регионы 1950 г. 1970 г. 1990 г. 1995 г.
    Африка 15 23 30 34
    Северная Америка 64 70 75 75
    Латинская Америка 41 57 65 74
    Азия 17 25 34 34
    Европа 54 64 73 74
    Австралия и Океания 61 65 68 70
    Китай 30
    Россия 76

    Таблица 18. Классификация стран по уровню урбанизации, (%).
    высокоурбанизированные среднеурбанизированные слабоурбанизированные
    более 50% 20-50% до 20%
  6. Бельгия (95), ФРГ, Дания, Великобритания, Исландия, Испания, Нидерланды и др.;
  7. Израиль (90), Кувейт (94) и др.;
  8. США (74), Гваделупа (90), Гвиана (81), Аргентина (86), Уругвай (89), Чили (84);
  9. Австралия (85)
  10. Португалия (30), Албания (36);
  11. Китай (40), Индия (27), Индонезия (31);
  12. Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Молдова
  13. Камбоджа (11), Лаос (16), Бутан (13), Непал (7), Оман (9), Буркина-Фасо (9), Бурунди (5), Руанда (7), Эфиопия (12)
    Промышленно развитые: 75 %
    Страны ЕС: 80,8 %
    Весь мир: 47 %
    Развивающиеся: 41%
    Наименее развитые: 14,7 %

    Три общие черты урбанизации, характерные для большинства стран

    1. Быстрый темп роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Ныне на долю развивающихся стран приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютная численность горожан уже намного превысила их численность в экономически развитых странах. По абсолютному показателю городских жителей лидером является - Китай, хотя по уровню урбанизации эта страна относится к среднеурбанизированным.
    2. Продолжающаяся концентрация городского населения, прежде всего, в больших городах.

      Таблица 19. Рост численности городов-"миллионеров" в ХХ веке.


      Таблица 20 . Крупнейшие страны мира по численности городского населения (в 2000 г.)

      Страны

      Городское население, млн чел.

      Доля городского населения,

      %

      Китай

      Индия

      США

      Бразилия

      Россия

      Япония

      Индонезия

      Мексика

      ФРГ

      Великобритания

      Нигерия

      48,1

      Турция

      48,1

      Франция

      43,9

      Филиппины

      41,1

      Италия

      38,6

    3. "Расползание" городов, расширение их территории, переход от "точечного" города к городским агломерациям - компактным пространственным группировкам городских поселений, объединенных многообразными и интенсивными производственными, трудовыми и культурными связями.

    Сюда можно прибавить ухудшение экологической обстановки в городах и промышленных центрах.

    В последнее время для характеристики крупнейших городов мира, как правило, используются данные об образованных ими агломерациях, т.к. такой подход является более правильным.

    Таблица 21. Крупнейшие агломерации мира в 2000 г. 1

    Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

    Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

    Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.

    Агломерации

    Число жителей,

    млн чел.

    Агломерации

    Число жителей,

    млн чел.

    Токио

    26,4

    Дакка

    11,7

    Мехико

    17,9

    Карачи

    11,4

    Мумбаи (Бомбей)

    17,5

    Париж

    11,3

    Сан-Паулу

    17,5

    Дели

    11,3

    Нью-Йорк

    16,6

    Лондон

    11,2

    Москва

    13,4

    Осака

    11,0

    Лос-Анджелес

    13,0

    Пекин

    10,8

    Шанхай

    12,9

    Джакарта

    10,6

    Лагос

    12,8

    Манила

Плотность населения

Главная черта размещения населения – его неравномерность. Одна из важнейших причин этого – природные условия. Как известно, не все регионы на континентах имеют благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека. Не случайно лишь на 7 % азиатской площади суши проживает 70 % населения мира, а 37 % вообще не заселена.

Главным показателем размещения людей на Земле является плотность населения, характеризующаяся количеством людей, постоянно проживающих на 1 км2 территории. Естественно, что при росте численности населения и неизменной площади суши средняя плотность населения Земли постоянно растет. Так, в 1950 г. она составляла 18 чел. на 1 км2, в 1960 г.– 22, в 1970 г.– 27, в 1980 г.– 33, а в настоящее время достигла 40 чел. на 1 км2.

Наиболее населенной частью света является Европа, наименее – Австралия. Если на огромных пространствах севера Евразии и Северной Америки плотность составляет менее 1 чел. на 1 км2, то в Японии этот показатель – 300 чел. на 1 км2, а в Сингапуре превышает 4000 чел. на 1 км2.

Кроме природных условий, на размещение населения влияют и другие факторы. Среди них важными являются время заселения территории, тип хозяйства, миграционные процессы, политические события.

Городское население. Урбанизация

Население мира делится на городское и сельское.

Города возникли в глубокой древности, но их количество стало резко увеличиваться, начиная с прошлого века. (Какими причинами это можно объяснить?) Город – это населенный пункт, имеющий значительное количество жителей, занятых преимущественно несельскохозяйственной деятельностью.

Города классифицируют по различным признакам. Например, по внешнему виду выделяют европейский, североамериканский, азиатский тип города. По хозяйственным функциям различают города: промышленные центры, транспортно-промышленные центры, научные центры, столицы, курортные центры. Важной характеристикой большинства современных городов является их многофункциональность.

Численность городских жителей планеты постоянно растет и составляет в настоящее время 48 %. Для большинства стран мира характерен высокий уровень урбанизации.

По прогнозу ООН в 2000 г. в странах Западной Европы в городах будет проживать 75 %, а в странах Северной Америки – 87 % всего населения. Особенно высоки темпы роста городов в развивающихся странах. Например, в Африке городское население увеличивается на 5 % в год, в Южной Америке – еще быстрее.

Рост городского населения сопровождается его концентрацией в больших и очень больших городах, которые зачастую сливаются и образуют городские агломерации.

Бурный рост городов вызывает множество проблем. Среди них загрязнение окружающей среды, проблемы транспорта и жизненного пространства, шума и т.д. Особенно сложны эти проблемы в агломерациях и мегалополисах. Поэтому возникает необходимость регулировать безудержный рост городов.

Сельское население

Несмотря на стремительный рост городов, почти половина населения Земли и сейчас живет в сельской местности.

Существуют две формы сельского расселения: групповая и рассеянная. Групповая форма (села, хутора, станицы) распространена в странах Восточной Европы, в частности в Украине. Такая форма расселения характерна также для Китая, Японии и большинства развивающихся стран.

Рассеянная форма расселения характеризуется проживанием людей на отдельных фермах. Это связано с особенностями освоения территории. Фермерские хозяйства преобладают в США, Канаде, Австралии, Южно-Африканской Республике и др.

Выводы:

Население Земли размещено неравномерно.

На плотность населения влияют прежде всего природные условия.

Население земного шара делится на городское и сельское.

Большинству стран мира присущи высокие темпы урбанизации.

Существуют две формы сельского расселения: групповая и рассеянная.


Читайте в разделе

Тема: Размещение и миграция населения.

Цели и задачи:

Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Урок разработан с учетом календарно-тематического планирования. Это третий урок по теме: "Население мира". По типу урок - изучение нового материала.

Структура и содержание данного урока определены поставленными целями и задачами:

  • Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока;
  • Сообщение нового материала с использованием систематизирующих таблиц и картосхем;
  • Постановка проблемного вопроса для закрепления изученного материала;
  • Итоговое закрепление в форме взаимопроверки;
  • Домашнее задание с учетом РУВ учащихся.

На уроке используются:

следующие методы- репродуктивные: словесный, наглядный, практический; эвристические: частично-поисковый с переходом на проблемный.

формы работы: фронтальная; работа в парах; индивидуальная.

Материал урока излагается доступно, научно обоснованно. На уроке используются элементы разноуровневого обучения (воспроизведение материала и анализ).

Время на уроке распределено рационально. Связки между этапами логичны. Урок выглит как единое целое.

ТСО, наглядные пособия, дидактический материал используется в соответствии с целями и задачами урока.

Контроль усвоения знаний ведется в течении выполнения заданий. Осуществляется контроль в форме фронтальной работы, индивидуальной работы и в форме взаимной проверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Размещение и миграции населения.

Цели и задачи:

Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Оборудование:

Карты "Плотность населения мира", "Политическая карта мира"; атлас, учебник,

тетрадь, фрагмент видеофильма, словарь, раздаточный материал (каждому ученику).

Ход урока:

Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока.

I) Изучение нового материала.

1. Размещение населения на Земле.

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7 % территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном полушарии. 15 % суши - совершенно не освоено людьми. Это области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселяли и осваивали в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными условиями и ресурсами территории.

Средняя плотность населения 45 чел/км, но за этим показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными территориями. Наряду с этим около 50 % обитаемой суши имеют среднюю плотность 5 чел/км.

Определенная численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны.

Каковы же показатели min и max плотности населения и для каких районов они характерны?

2. Практическое задание.

2.1 Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните схему:

Размещение населения

_________________ ____________________ ________________

_________________ ____________________ ________________

Приложение 1.1

Что же влияет на размещение населения в мире и в отдельной стране? Давайте выясним.

2.2 Практическое задание.

Сопоставьте и проанализируйте карты «Плотность населения мира» и «Физическая карта мира». Заполните таблицу. Сделайте выводы.

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Max плотность

Где?

Почему?

Min плотность

Где?

Почему?

Вывод: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Приложение 1.2

3. Миграции населения.

"Люди, - писал Н.Н. Баранский, - не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами".

Ученик (работа со словарем):

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.

Приложение 1.3

Международные миграции населения возникли в глубокой древности, продолжились в древние века - прежде всего в эпоху Великих географических открытий, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой миграционный взрыв начался в 19 веке в Европе, "выталкивание" части населения - свободные Земли и спрос на рабочую силу. Из Европы выехало 60 млн. человек.

Азия - китайские и индийские рабочие - вербовались для работы на плантациях и рудниках.

США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия.

После Второй Мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 века - " миграционный взрыв".

Ученик (работа с дополнительной литературой)

Приложение 1.4

Каковы же виды миграций и причины влияющие на перемещение населения мира?

4. Практическое задание.

4.1 У Вас на столах лежат карточки с названиями видов миграций. Посмотрите на схему и давайте попробуем классифицировать виды миграций.

Миграции

__________________ _______________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Приложение 1.5

4.2 Работа с учебником стр. 65-66;

Какие причины вызывают перемещение населения?

Виды миграций

Причины

Откуда? Куда?

Вывод: ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приложение 1.6

II) Закрепление пройденного материала.

Исследования причин перемещения жителей из регионов России в НПР, проведенные 1998 году показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом, на первое место - 89% ставят потребности в стабильном заработке,

11% - возможность безопасного продолжения рода, 2% - возможность получения жилья.

Давайте представим, какие последствия повлекут за собой: отсутствие вакантных рабочих мест, политика руководителей Норильского комбината на сворачивание производства.

Итоговое закрепление в форме взаимопроверки; выставление оценок в журнал.

III) Домашнее задание (по выбору учащихся):

1)Упражнение № 9, стр. 77;

2)Упражнение № 9 (дополнительное), стр. 78;

3)Упражнение № 10, стр. 78;

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Размещение и миграции населения мира.

Приложение 1.1

Размещение населения

средняя плотность наибольшая плотность наименьшая плотность

Населения населения населения

45 чел/км более 600 чел/км менее 1 чел/км

1 Юго-восточная Азия на каждом материке

2 Южная Азия

3 Европа

4 Восток С.А

Приложение 1.2

Размещение населения мира. Причины неравномерного размещения населения.

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Евразия

Северная Америка

Австралия

Евразия

Max плотность

100-200

1-10

200-600

Где?

побережье Т.О

побережье А.О

Юго-восток

Центр, юг

Почему?

природные условия

историческое заселение

природные условия

экономические

центры

Min плотность

менее 1

менее 1

менее 1

менее 1

Где?

запад

север

центр

север

Почему?

горы Гималаи

суровые условия

пустыни

суровые условия

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Можно выделить несколько причин: природный фактор, исторические условия заселения, социально-экономические условия.

Приложение 1.3

Использовать Географический энциклопедический словарь. Географические названия. Гл. редактор А.Ф. Трешков. - М: Советская энциклопедия, 1993 год.

Приложение 1.4

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тип урока: практическая работа с элементами объяснения (лекции) учителя.

Основные понятия: плотность населения, факторы размещения.

Цель: закрепить понятие о плотности населения, охарактеризовать различия в плотности населения отдельных стран и регионов и причины ее изменения во времени; проанализировать карту плотности населения мира; выявить факторы размещения населения; сформировать умение расчета количественных показателей (на примере плотности населения).

Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенные политическая и физическая, климатическая карты мира, карта плотности населения мира.

I. Объяснение учителя

Размещение населения - это процесс заселения и хозяйственного освоения людьми земной поверхности. Сложившаяся к настоящему времени картина размещения населения мира неоднородна. В мире существуют как густо- так и слабозаселенные территории.

Основным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Ее рассчитывают как отношение численности населения (ЧН) в стране (регионе) к площади ее территории (S) и выражают в количестве человек, приходящемся на 1 км2, - чел/км2. Формула для расчета плотности населения имеет вид:


Плотность населения

II. Задания практической работы

1. По табл. 1 приложения учебника проследить изменение средней плотности населения мира при изменении численности населения. Данные таблицы учитель дополняет сведениями за 2000 год и просит рассчитать плотность населения мира:

Площадь территории (без Антарктиды) - 135,8 млн км2.

Население - 6261 млн человек.

Ожидаемый ответ: средняя плотность населения мира в 2000 г. составила 46,1 чел/км2.

Вывод: с увеличением численности населения происходит увеличение плотности.

Как вы думаете, какая еще существует причина изменения плотности населения в пределах одного государства? Такой причиной является увеличение площади территории государства либо за счет захвата новой территории, либо объединения государств, а также наращивания территории путем отвоевывания суши у моря (например, Нидерланды, Япония). В частности, японцы научились увеличивать свою территорию путем создания искусственных островов.

2. Проанализировать карту плотности населения мира и выявить основные регионы с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

Результаты этого задания можно оформить в виде таблицы.

Дополнение учителя: существуют страны-рекордсмены по плотности населения. В первую очередь - это государства-карлики (Монако, Сингапур, Ватикан, Бахрейн). Из более крупных государств лидером по плотности населения является Бангладеш.
В 2000 г. плотность населения в этой стране достигла около 900 чел/км2. Если нынешний уровень рождаемости и прироста населения здесь сохранится
в будущем, то, согласно прогнозу, в 2025 г. плотность населения страны приблизится к 2000 чел/км2. Чрезвычайно высокая плотность населения характерна и для некоторых частей государств в городских агломерациях. Например, в районе Шанхая плотность населения превышает 3 тыс. чел/км2.

III. Каковы же причины (факторы) такого неравномерного размещения населения земного шара?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов, а учитель направляет их мысль и делает выводы. Итак, на размещение населения влияют исторические, природные и социально-экономические факторы.

Исторический фактор выражается в истории заселения отдельных территорий - открытии, колонизации и освоении новых земель. Учащиеся приводят примеры государств, опираясь на знания по истории и географии материков, где наиболее ярко проявилось влияние этого фактора (Россия, Канада, США, страны Африки, Латинской Америки, Австралия).

Влияние природных факторов объясняется на основе сопряженного анализа путем наложения друг на друга трех карт - плотности населения мира, физической и климатической. Учитель называет фактор, вместе с учениками объясняет его влияние, а самостоятельно они приводят подтверждающие примеры, объясняя тем самым образование густо- и слабозаселенных территорий. Влияние рельефа на размещение населения выявляется на основе анализа табл. 6 «Размещение населения по высотным зонам» приложения к учебнику. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

Дополнение учителя: существуют государства, в которых большая часть населения проживает в горной местности. Таковы Боливия, Эквадор, Мексика, Перу, Непал, Бутан.

Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку (23%). Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем?

Ожидаемый ответ: Африка - это материк высоких равнин, средняя высота территории - 750 м.

К социально-экономическим факторам размещения населения относят наличие природных ресурсов (например, Донбасс на Украине, Рур в Германии), транспортных магистралей (Сингапур, Нидерланды, Япония), развитие производства (Западная Европа), рост численности населения как за счет естественного (развивающиеся страны), так и механического (развитые страны) прироста.

IV. Для обобщения и закрепления материала учащимся предлагают выявить, какие из перечисленных факторов оказали существенное влияние на заселение территории своего края.

Ожидаемый ответ : для Молдовы, Приднестровья и города Тирасполя, где плотность населения достаточно высока и в среднем составляет 128 чел/км2, таковыми являются, например, равнинный рельеф, благоприятный умеренно-континентальный климат, плодородные черноземные почвы, наличие рек Днестра и Прута. Из исторических факторов для города Тирасполя главным являлся военный (создание в 1792 г. крепости на берегу Днестра как форпоста России в период русско-турецкой войны). Социально-экономические факторы в прошлом сыграли важную роль в освоении территории и увеличении плотности населения. Но в настоящее время этот фактор оказывает отрицательное влияние, поскольку происходит уменьшение численности населения, а следовательно, и плотности.

Домашнее задание: § 14, до с. 57; вопрос 2 после параграфа.

По данным табл. 3 приложения учебника рассчитать плотность населения в следующих государствах: Ливия, Нидерланды, Норвегия, Индия, Австралия, Бразилия, Япония. Дать анализ факторов, которые определили особенности плотности населения в этих государствах.

Урок о населении мира (10 класс)

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: