Правила пунктуации егэ. грамматически не связанными с членами предложения»
ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.
М.: 2017. - 128 с.
Издание содержит большое количество
типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает:
диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные
и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма,
зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие
позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться
к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена
учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся
средней школы.
Формат: pdf
Размер: 1,5 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
Диагностический тест 5
Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
Вспомним теорию 11
Разберём примеры 11
Потренируемся 13
Тестовые задания... 14
Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и
неоднородные определения 19
Вспомним теорию 19
Разберём примеры 20
Потренируемся 24
Тестовые задания 25
Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
Вспомним теорию 32
Разберём примеры; 33
Потренируемся 36
Тестовые задания 37
Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
Вспомним теорию 43
Разберём примеры 43
Потренируемся 44
Тестовые задания 45
Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных
конструкций 51
Вспомним теорию 51
Разберём примеры 51
Потренируемся 52
Тестовые задания 53
Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и
предложениях 59
Вспомним теорию 59
Разберём примеры 60
Потренируемся 63
Тестовые задания 63
Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
Вспомним теорию 69
Разберём примеры 69
Потренируемся 70
Тестовые задания 70
Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
Вспомним теорию 77
Разберём примеры 78
Потренируемся 81
Тестовые задания 82
Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
Вспомним теорию 87
Разберём примеры 88
Потренируемся 89
Тестовые задания 90
Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
Разберём примеры 97
Потренируемся 98
Тестовые задания 98
Занятие 11. Зачёт 104
Тестовые задания 104
Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
Ключи 115
Вспомним теорию
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
если оба главных члена предложения выражены именами существительными или
числительными в именительном падеже;
глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным
падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
перед словами вот, это, значит.
Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто,
как будто, словно, что;
если при сказуемом есть частица не;
если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
если подлежащее выражено личным местоимением.
Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое
(иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно
восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
Разберём примеры
1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены
существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и
сказуемым ставится тире.
Правописание суффиксов - это не столько сложная тема, сколько очень объёмная. Суффиксы есть у всех самостоятельных частей речи. Каждая из них имеет свои правила их написания.
В задании 10 проверяются знания правописания всех суффиксов, кроме Н-НН и суффиксов причастий. По данным темам есть отдельные задания.
Задание 10 звучит следующим образом: выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква (далее даётся какая-то буква: Е, И, О и другие). Предложены пять слов. Ответ нужно записывать словом, верно вставив в него пропущенную орфограмму.
Внимательно вдумайтесь в каждое слово, определите, какой частью речи оно является, и вставьте орфограмму.
В данной теме есть несколько трудных случаев правильного определения правописания суффиксов. На нашем сайте вы можете прочитать о них в разделе ТЕОРИЯ. Трудные случаи правописания суффиксов.
Выполнение любого вида задания начинается со знания теории. Предлагаю вам таблицу по данной теме.
Задание 11.
Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов
Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов - одна из трудных для учащихся тем. Думаю, это связано с незнанием правил. Если хорошо выучить правила, запомнить все исключения, то особых сложностей с написанием не будет.
Задание 1 на ЕГЭ по русскому языку звучит так: выпишите слово, на месте пропуска в котором пишется та или иная буква, например, Е.
В данном задании необходимо знать два правила.
Первое правило: правописание личных окончаний глаголов.
Задание №12. Слитное и раздельное написание НЕ, разграничение на письме НЕ и НИ
Задание 12 формулируется следующим образом: определите предложение, в котором НЕ со словами пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Алгоритм выполнения задания:
Внимательно прочитайте все предложения, возможно, по мере прочтения вы уже поймёте, какой ответ будет верным.
Определите, какой частью речи являются слова с НЕ.
Задание 13 Слитное, раздельное, дефисное написание слов
Задание 13 –одно из трудных, потому что оно предполагает знание большого количества теоретического материала.
Звучит задание 13 так: определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Будет дано 5 предложений. И только в одном из них оба слова пишутся слитно. Значит, что в других предложениях они могут писаться либо слитно, либо через дефис. Поэтому необходимо знать все случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов.
Алгоритм ответа:
Задание №14. -Н- и –НН- в частях речи
Задание 14 на ЕГЭ по русскому языку предполагает знание правил написания –Н- и –НН – в частях речи. Будет дано предложение, в котором на месте пропусков нужно вставить одну или две Н, в ответе необходимо записать цифры, на месте которых пишется – Н- или –НН-.
Может быть предложен и другой тип задания: даны слова, необходимо определить ряд, в котором все слова пишутся с Н одинаково, записать эти слова в ответе.
Таким образом, чтобы правильно ответить на вопрос задания 14, необходимо хорошо знать правила по данной теме и исключения, которых в данном правиле очень много.
Русский язык Задание №15
Алгоритм выполнения задания № 15
Алгоритм выполнения задания № 15.
Прочитайте предложение, найдите в нём грамматические основы.
Если основа одна, то это простое предложение. Посмотрите, сколько союзов И в данном предложении. Если всего один, то нет запятой.
Если в предложении несколько союзов И, тогда посмотрите, ЧТО именно они соединяют: одинаковые члены предложения или разные. Если одинаковые(например, определения),то перед союзом ставите запятую, если разные(например, один союз соединяет два определения, а другой- два дополнения), то это разные ряды однородных членов, запятая не ставится.
Помните, что однородные члены могут соединяться двойными союзами, то есть такими, первая часть которых находится перед первым однородным членом, а вторая - перед вторым). В таких предложениях всегда есть запятая.
Двойные союзы: как, так и; не только, но и; не столько, сколько.
Если в предложении две основы, то оно сложное. Запятая перед союзом И в основном ставится.
Исключением, при котором даже в сложном предложении перед союзом И нет запятой, является наличие общего второстепенного члена ПЕРЕД началом предложения.
Таков алгоритм ответа. Помните, что в ответе должно быть два номера предложений, за каждый вы получаете балл. Таким образом, за данное задание можно получить два балла.
Задание 16 формулируется следующим образом:
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Запятые в данном задании пропущены
Задания А20-А26 посвящены пунктуации. Только А21, А22 требуют объёмного справочного материала. Поэтому каждому из них посвящена отдельная статья. Ниже см. соответствующие сноски. В целом эти задания несложные, но требуют внимания. Не ошибитесь при соотнесении вашего ответа с комбинациями цифр, предложенными в виде вариантов ответа в А21, А22, А25 и А26.
А20. Проверяется знание пунктуации в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Требуется знать, как ставятся запятые в простом и сложном предложении с союзом и . Нужно определить необходимость знака и выбрать правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия.
А20 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания () и реализации его в художественном образе.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Правильные ответы:
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Вспомни:
Где и почему |
Запятая перед и ставится |
Запятая перед и
|
Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и |
Белые , красные и жёлтые розы цвели у крыльца. О, О и О. |
|
и разделяет простые предложения в его составе |
Стало холодно , и мы затопили печь. , и . |
|
Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) |
Зимой на даче холодно и мы топим печь. 1) холодно (когда?, где?) 2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче [общ.распространитель] и |
Не путай:
В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.
А21 требует знания постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Нужно иметь представление о том, что такое обособление, и уметь находить обособленные определения, обстоятельства и приложения.
А21 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы "Вечера на хуторе близ Диканьки".- 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.- 1, 2, 3
- 1, 2, 3, 4
Правильные ответы:
Тема серьёзная. Предлагаю рассмотреть 16 случаев, когда различные обособления должны выделяться запятыми. Все они есть в КИМах. См. .
А22 требует знания правил постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Как и в А21 , проблема не в знаках пунктуации как таковых, а в том, чтобы находить и различать явления со сходной языковой природой. Необходимо знать, какие слова и конструкции грамматически не связаны с членами предложения и как они выделяются пунктуационно.
А22 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия - это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал "резко свистеть, кричать".- 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) кода-то означал "резко свистеть, кричать".
Правильные ответы:
- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
А23 - задание на знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Это несложное задание требует указать предложение, в котором нужна только одна запятая. Выбор из четырёх предложений. Формулировка задания ограничивает проверяемую тему.
А23 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
-
- Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
- Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
- Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
- В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
- Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знания препинания не расставлены.)
- Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
- Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
- От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
Правильные ответы:
- Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
- Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Пунктуационное оформление предложений с однородными членами, когда требуется лишь одна запятая, сводится к следующим случаям:
1. Два из трёх однородных членов соединены без союза и :
Белые , красные и жёлтые розы росли перед крыльцом.
2. Две пары однородных членов, соединённых в пары союзами и, да(=и), или :
Книги и журналы , ручки и карандаши валялись на столе в беспорядке.
3. Перед второй частью составных союзов не только…, но и; как…, так и; хотя и…, но:
Они были не только удивлены , но и обрадованы .
4. Перед противительными союзами а, да (=но), но, однако :
Погода мягкая , но сырая .
5. Два однородных члена соединены повторяющимися союзами и…, и…; ни…, ни :
Оркестры играли и на площади , и в парке .
А24 - задание на знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Формулировка ограничивает тему случаями постановки двоеточия. В этом простом задании требуется определить, какое из предложенных объяснений постановки двоеточия верно.
А24 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.- Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится во второй части.
Правильные ответы:
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:
Если вторая часть поясняет содержание первой*:
Никогда прежде я не видела такой красоты: ветки деревьев казались отлитыми из стекла.
* Легко вставить: а именно, то есть.
Если второе предложение дополняет содержание первого*:
Вышла на крыльцо: никогда прежде я не видела такой красоты.
* Легко вставить: и вижу (увидел).
Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первой*:
Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.
* Легко вставить: потому что.
А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.
А25 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Правильные ответы:
Задания 2010 г. и 2011 г. совпадают.
Запятые ставятся в следующих случаях:
Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:
Когда она вошла в комнату, я встал.
(Когда…), .
Я встал, когда она вошла в комнату.
, (когда…).
Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:
Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.
[ , (когда…), ].
Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:
Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.
, (что …), (), ().
Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:
Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.
, (что…), и (что…), и (что …).
Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:
По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.
(По мере того как…),.
Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.
, (по мере того как…).
Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.
[ (по мере того как…) ].
Сложные союзы могут распадаться на две части, если:
1) перед ними есть отрицательная частица не :
Она не ответила потому, что испугалась.
2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:
Она ответила только потому, что испугалась.
Внимание:
Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.
Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.
Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:
Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.
Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.
(Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).
А26 - задание на знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения, состоящие из нескольких простых с разными видами связи, требуют внимания.
А26 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.- 1, 3, 4
- 1, 2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.- 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.- 1, 2, 3, 4
Правильные ответы:
- 1, 2, 3
- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
Обрати внимание:
Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.
Где и почему |
Запятая ставится |
Запятая не ставится |
Если рядом оказываются союзы и и сколько , и и когда , и и прежде чем , и и чтобы, и и какой и др. подобные |
Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но ) |
Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но) |
Если рядом оказываются союзы что и хотя , что и когда , что и если |
Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но ) |
Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но) |
Перед то, так и но |
||
После союзного слова который |
Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу (в предложениях с союзным словом который ) |
- А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
- А22. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения
Вконтакте
Предложения