Болезни Военный билет Призыв

Правление семибоярщины. История и этнология. Факты. События. Вымысел Семибоярщина годы правления

  • Князь Фёдор Иванович Мстиславский.
  • Князь Иван Михайлович Воротынский.
  • Князь Андрей Васильевич Трубецкой.
  • Князь Андрей Васильевич Голицын.
  • Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский.
  • Боярин Иван Никитич Романов.
  • Боярин Фёдор Иванович Шереметев. Материал с сайта

Главная задача Семибоярщины состояла в том, чтобы созвать Земский собор для избрания нового царя. Однако в условиях, ког-да с запада на Москву наступали поляки гетмана Жолкевского, а с юга подходил Лжедмитрий II со своими казаками, бояре реши-ли не дожидаться решения Земского собора и действовать самосто-ятельно. Они сообщили королю Сигизмунду, что признают москов-ским царём его сына Владислава. Бояре считали, что после этого король немедленно прекратит интервенцию и поможет московско-му правительству покончить с «Тушинским вором ». Действительно, Жолкевский вместе с московскими воеводами вскоре отбросил са-мозванца от Москвы. Лжедмитрий II вернулся в Калугу, где и был убит своими приближёнными в декабре 1610 г.

Однако король Сигизмунд и не думал выводить свои войска из России. Он продолжал осаду Смоленска, твёрдо решив присоеди-нить этот город к своим владениям. Вместе с тем он не торопился отпускать своего 15-летнего сына в Москву. Бояре, москвичи и часть дворян принесли присягу королевичу с условием, что он примет православие. Однако Владислав отказал-ся от этого. Король не соглашался с тем, что Владислав должен принять крещение по православному обряду , как этого требовали бояре. По существу, он сам хотел стать русским царём.

Гермоген

Привыкший за годы Смуты активно откликаться на все собы-тия политической жизни , московский посадский люд открыто вы-ражал недовольство планами Семибоярщины. Мысль о том, что на российском престоле окажется иноверец, возмущала духовенство. Выразителем этих настроений стал несгибаемый ревнитель право-славия патриарх Гермоген. Опасаясь восстания городской черни, бояре осенью 1610 г. пошли на прямое предательство и разместили в Кремле и других районах столицы польские отряды.

Тогда патриарх Гермоген освободил русских подданных от присяги Владиславу. Он не подписал грамоту, передающую русский престол поляку-католику. Это был мужественный поступок. Патриарх тем са-мым призвал народ встать на защиту православной веры против католиков-поляков. Гермоген умер в тюрьме (по слухам, бояре уморили его голодом).

Правление Семибоярщины выпало на самый опасный период Смутного времени . Сделать правильный выбор из двух неправильных невозможно: либо русский трон займут поляки в лице королевича Владислава, либо самозванец Лжедмитрий II. Понадеявшись на некоторые факторы бояре впустили в страну поляков. На этом, фактически, правление Семибоярщины прервалось, бояре оказались заложниками польских интервентов.

Но в связи со скорой смертью Лжедмитрия II обстоятельства поменялись. Для восстановления независимости страны осталось лишь изгнать врага из Москвы. Первый шаг к освободительной борьбе был сделан патриархом Гермогеном. За ним последовало Первое народное ополчение 1611 года, и решающее освободительное второе

Семибоярщина (кратко)

Краткая история семибоярщины

Семибоярщиной историками называется период правления Россией боярами в так называемое Смутное время.

Начало семнадцатого века для России было довольно тяжёлым. Оно ознаменовалось чередой кровопролитных событий. Всё началось с войны с Речью Посполитой от которой то и дело терпело поражение русское войско.

Российская территория была охвачена бунтом Ивана Болотникова, а после восстанием Лжедмитрия Второго. Кроме того, некоторые территории периодически подвергались набегам крымских татар.

Авторитет царя В. Шуйского был расшатан. Общество устало от его нескончаемых неудач, государство было разграблено и угнетено. В 1610 году царя свергают с престола и стригут в монахи. Далее власть переходит в руки самих заговорщиков – семи бояр, среди которых были:

· боярин Шереметев;

· боярин Романов;

· князь Лыков-Оболенский;

· князь Голицын;

· князь Трубецкой;

· князь Воротынский;

· князь Мстиславский.

Однако, новое временное правительство не имело сил самостоятельно справиться как с внутренними, так и внешними угрозами. Необходимо было срочно выбрать царя. При этом, по их мнению, среди русского народа кандидатов на престол не было. Именного тогда было решено пригласить царствовать в России Владислава, являющегося сыном польского короля Сигизмунда Третьего.

В качестве единственного условия для Владислава выступало принятие православной веры. Полномочия всех бояр должны были обязательно сохраниться. В то время буйствовало восстание самозванца Лжедмитрия Второго, набиравшее каждый день силу. Довольно большая часть народа всячески поддерживала Лжедмитрия и видела его правителем Русской земли.

Семибоярщина побоялась нападения войска Лжедмитрия и пригласила в Москву польские отряды, которых по мнению бояр, побоялся бы самозванец. Совсем скоро Лжедмитрий был убит предателями и враг был повержен. Вот только польские войска, засевшие в городе, и не думали его покидать.

В этот момент Сигизмунд запрещает сыну обращаться в православную веру и предлагает боярам свою кандидатуру на правление Россией.

Народ и власть то и дело выступали против царя-католика. Начало формироваться народное ополчение, но оно было разбито поляками. Второе ополчение имело больший успех, его возглавляли староста Минин и князь Пожарский.

После освобождения Москвы от поляков новым царём избрали Михаила Романова.

Семибоярщина

После свержения Шуйского власть перешла к совету семи бояр; это правительство так и назвали – Семибоярщина. Имя это на долгие годы стало нарицательным, причем в сугубо отрицательном смысле. Особенно это было характерно для сталинского времени. Н.П. Кончаловская в стихотворной истории Москвы для детей «Наша древняя столица» характеризовала это правительство так: «Семибоярщина была /Правительством, угодным /Полякам, шведам, королям, /Чужим вельможным панам, /Своим предателям-князьям /И всем соседним странам».

В.Д. Чарушников уже в наше время считает, что «боярам (из Семибоярщины) хотелось жить как польским панам, фактически независимым в своих вотчинах», что, как представляется, является сильным преувеличением, хотя каких-то гарантий от произвола власти после уроков истории, связанных с Опричниной и последовавшими за ней событиями, они, безусловно, хотели бы. Полонофилия же части российской верхушки, распространение польских слов (вплоть до Екатерины II русское дворянство называло себя «шляхтой». – Д.В. ) – факт бесспорный. Но вернемся к характеристике Кончаловской.

Начнем с того, что непонятно, как можно быть угодным одновременно полякам и шведам – непримиримым врагам, а тем более «всем соседним странам», имевшим самые разные интересы. То есть поживиться за счет попавшей в тяжелое положение страны желающих всегда хватает, и Россия Смутного времени исключением не стала, но угодить всем таким желающим сразу самое антинациональное правительство не может, как бы оно того ни хотело.

Но не будем чрезмерно строги к Наталье Петровне – в конце концов, писалось это в 1947 г. (к 800-летию Москвы), когда такие несоответствия не принято было замечать. Так, в фильме 1939 г. «Минин и Пожарский» в составе армии гетмана Ходкевича действует отряд шведских наемников – а на самом деле Польша и Швеция были, как сказано, непримиримыми врагами. Вот наемники немецкие и венгерские там были, однако фильм вышел на экраны уже после подписания пакта Молотова – Риббентропа, так что упоминать в таком негативном ключе немцев и их союзников венгров стало, как бы мы сейчас сказали, неполиткорректно.

Отметим еще, что даже при Сталине Кончаловская осмелилась написать об Опричнине Ивана Грозного то, о чем я говорил в начале книги – что опричники разоряли страну, поскольку в своих поместьях были временщиками, а не хозяевами, и соответственно стремились только обобрать крестьянина как липку («И нес мужик в короткий срок /То, что боярину он мог /Отдать в десятилетье»). Восстановила она историческую правду и по поводу иностранных наемников в войске Ходкевича («Воевать на Русь огромную /Шли поляки не одни: /Немцев, венгров силу темную /За собой вели они»). Впрочем, тут уже мотивы были связаны с Великой Отечественной – даже терминология та же («Страна огромная… сила темная»). А мы присмотримся лучше к членам Семибоярщины и с удивлением обнаружим, что они не были такими уж аморальными типами, готовыми торговать страной оптом и в розницу.

Начнем с главы этого правительства – князя Мстиславского («Семибоярщины главарь – /Предатель князь Мстиславский /Богаче стал, чем русский царь, /Под королевской лаской»). Однако власть передавалась Мстиславскому лишь временно, до того времени, «пока Богу не будет угодно дать Москве государя» (то есть, очевидно, пока такового «всей землей» не изберут. – Д.В. ).

Добавим еще, что Мстиславский до того честно служил и Борису Годунову – его карьера началась с участия в отражении набега крымчаков на Москву в 1591 г. Отметим, что, став царем, Годунов запретил ему, как и Василию Шуйскому, жениться. Служил Мстиславский и Шуйскому. Кстати, во время выборов царя в мае 1606 г. первоначально царем хотели выбрать именно Мстиславского, но он отказался от этой чести «по причине редкой щепетильности и порядочности» (может быть, чересчур восторженная характеристика, однако факт остается фактом: Мстиславский, как Рюрикович, имел на трон не меньше прав, чем Шуйский. – Д.В. ), а Семибоярщину возглавил только для того, чтобы до прихода на царство Владислава в стране была (помимо Тушинского вора) хоть какая-то власть.

Хранил верность Василию Шуйскому вплоть до лета 1610 г. и Иван Никитич Романов – брат Федора-Филарета. Я уже не говорю еще об одном из «семи бояр» – Ф.И. Шереметеве, который, как уже говорилось, возможно, даже превосходил по своим заслугам в борьбе с «вором» и не только с ним (т. е. с врагами Шуйского) самого М.В. Скопина-Шуйского. Осенью 1612 г. он вошел в новое Временное правительство, созданное Мининым и Пожарским, что само по себе говорит о его безупречной репутации.

Патриотом был и князь А.В. Голицын, поддерживавший связи с руководителями Первого ополчения (о нем чуть ниже) и арестованный за это поляками; он погиб в тюрьме в 1612 г. незадолго до освобождения Кремля. Как и Ф.И. Шереметев, как и еще один член этого правительства, Б.М. Лыков, Голицын вначале поддержал Владислава, но выступил против него, когда выяснилось, что поляки обманывают и не дают своего принца на Московское царство.

Понятное дело, примкнули к Семибоярщине и авантюристы, как, например, тот же М. Молчанов, получивший должность «начальника панского приказа», т. е. ведомства, отвечавшего за отношения с поляками. Но таких было явное меньшинство.

Выше я говорил, что Р.Г. Скрынников пишет о «Соборе, руководившем свержением Василия Шуйского», и называл это преувеличением. А вот Семибоярщина уже на третий день по свержении Шуйского, 20 июля 1610 г., разослала «по городам» грамоту о созыве Земского собора об избрании нового царя; это было первым указом боярского правительства. Договора, заключенного 4 февраля «тушинцами» о призвании Владислава они, стало быть, не признавали, и власти Тушинского вора тоже. Одновременно Семибоярщина призывала к продолжению обороны Смоленска.

Помимо того, в программу Семибоярщины входило принятие своего рода программы национального примирения: прежде чем начать выборы нового царя, предполагалось учинить крестоцеловальную запись о том, чтобы людям «меж себя… никакого дурна не хотети и… не убивати и не грабити и зла никому ни над кем не мыслити и в измену во всякую… никуда не хотети». Боярское правительство, со своей стороны, обязывалось «всех судом праведным судити» и царя выбрать «всею землею, сославшись с городы». Василию Шуйскому было постановлено от престола «навсегда отказати и впредь ему на государстве не сидети» (обратим внимание на этот пункт – он свидетельствует о том, что Семибоярщина не признавала факт пострига Шуйского, иначе лишение его права на престол было само собой разумеющимся. – Д.В. ). Бывшему царю было запрещено появляться при дворе, а братья его исключались из Боярской думы; при этом, однако, «вся земля» должна была обязаться всем Шуйским не мстить.

Как бы то ни было, пока так называемый Собор (а может быть, успел за это время собраться и настоящий Земский собор? – Д.В. ), свергнувший Шуйского, продолжал работать в Москве, Жолкевский, также подошедший с войском к российской столице, не считал себя хозяином положения. Часть участников Собора (наиболее влиятельных) удалось услать под Смоленск в качестве посольства, которое, во главе с Ф. Романовым, В. Голицыным и З. Ляпуновым, и покинуло столицу 11 сентября, и лишь после этого 19 сентября 1610 г. поляки вошли в Москву. Но и тогда они сделали это тайно, ночью, «яко тати», обвязав копыта лошадей полотенцами, чтобы не стучали по Красной площади. Но прежде чем говорить об этом шаге, обсудим его предысторию.

17 августа 1610 г. Семибоярщина признала царем России сына Сигизмунда, Владислава, заключив договор о призвании его на царство на условиях, аналогичных условиям договора 4 февраля. Впрочем, не совсем аналогичных: новый договор отменил пожалование людей «меньших станов» (т. е. менее знатных родов) за заслуги и разрешение на поездки дворян за границу «для науки». Оно и понятно: боярская верхушка оправилась от страха, вызванного угрозой со стороны Тушинского вора, и новый договор стал более «пробоярским» и меньше учитывал интересы «меньших станов».

Кроме того, по договору 17 августа в Московское царство запрещалось въезжать евреям; что до поляков, то им разрешалось давать за царскую службу деньги и поместья, но не места и не чины, смертную казнь осуществлять только по приговору бояр или «людей думных», с отдачей имущества казненных их «невинным родственникам» (большой шаг вперед по сравнению с предыдущими временами, когда имения отбирались «на государя»! – Д.В. ).

Наконец, Марине Мнишек предлагалось отказаться от титула царицы и выехать в Польшу. Предполагалось материально обеспечить и «вора», но Марина Юрьевна надменно ответила парламентерам из Москвы: «Пусть король даст царю («вору». – Д.В. ) Краков, а царь из милости уступит ему Варшаву». Сам Тушинский вор прибавил: «Лучше я буду служить у какого-нибудь мужика и добывать хлеб трудом, чем смотреть из рук его польского величества». Понятно, после таких ответов переговоры прервались, и в договор о призвании Владислава на царство включили пункт: «А который вор называется царевича Дмитрия именем, и на того стояти и биться, и промышляти над ним за одно».

От Владислава требовали, чтобы он крестился в православие еще в Смоленске от Филарета и архиепископа Смоленского Сергия и в Москву прибыл уже православным. Помимо всего прочего, в договор включили условие о том, чтобы поместья полякам не давались в уездах у польской границы, а только во внутренних районах России.

Однако Жолкевский тут же сумел устранить из договора «до особого Сигизмундова распоряжения» пункты о том, что Владиславу запрещается сноситься с Папой «о законе» (т. е. о вере), о смертной казни для перешедших из православия в католичество, о запрете новому царю иметь при себе более 500 поляков, о соблюдении «всей титлы царской» (в том числе титулов «государя Киевского и Львовского»), а также об обязательстве будущего царя жениться на русской. Однако единство и неделимость России по-прежнему не оспаривались: «А быти государем Владиславу на Московском государстве, как и бывшим природным государям, и правити во всем Российском государстве (т. е. Польша должна была освободить все занятые ею русские земли. – Д.В. )».

Снова наметилось размежевание: бояре приняли сторону Владислава, например, от «вора» ушли князья Ф. Долгорукий, А. Сицкий, Ф. Засекин, М. Туренин и многие дворяне; с ним остался только Дм. Трубецкой. Представители же социальных низов склонялись к Тушинскому вору, которого Жолкевский еще до вступления в Москву, 27 августа, оттеснил из Коломенского. После того как поляки, так и русские стали покидать «вора», который вернулся в Калугу. С другой стороны, примерно тогда же, в августе, Тверь, Владимир, Суздаль, Ростов и Галич раскаялись в призвании Владислава и принесли «повинную» «вору».

Тем не менее, как представляется, у Владислава по-прежнему был шанс «устроить в тишине» Русскую землю. Страна в принципе готова была принять его, по крайней мере, когда на Москве 27 августа началась присяга, то в первый день все желающие просто не успели присягнуть (успело примерно 10 000 человек, а желающих было как минимум втрое больше), пришлось продолжать в следующие дни. Осенью 1610 г. царя-поляка признали все – и будущий вождь Первого земского ополчения Прокопий Ляпунов, и будущий герой 1612 г. Дм. Пожарский (присягнувший ему в качестве зарайского воеводы, в каковой должности Дмитрий Михайлович в тот момент по-прежнему пребывал), и даже такой консерватор и ненавистник всего иноземного, как патриарх Гермоген, тоже соглашался признать Владислава при условии его перехода в православие. Поддержал его и Филарет, несмотря на то что был «тушинским» патриархом и вроде должен был поддерживать Лжедмитрия II. Впрочем, после того, как Филарета доставили в Тушино, это неудивительно.

Это обстоятельство (поддержка обоих патриархов), как и обещание не строить в России католических церквей, а поляков приглашать на службу лишь наравне с прочими иностранцами, что предусматривалось договором 17 августа, как ранее и договором 4 февраля, резко повысило шансы польского принца.

Здесь необходимо сделать отступление насчет проблемы строительства неправославных церквей. Жолкевский от имени не то Владислава, не то Сигизмунда обещал «веры христианской у московских людей не отымати, и костелов римских не строити…»; по другой версии, в Москве таки разрешалось построить костел, но только с разрешения патриарха и Боярской думы. Специальным пунктом договора служившим в России полякам разрешалось входить в православные храмы, но сняв головные уборы и не вводя туда собак.

Некоторые авторы рисуют такие перспективы, как открытие в царствование Владислава университета в Москве или введение в российских городах магдебургского права. Некто А. Головатко считает, что договор о призвании Владислава на царство (он говорит о договоре 4 февраля, но то же можно сказать и о договоре 17 августа. – Д.В. ) закладывал основы правового государства в России.

В.Д. Чарушников резко критикует Головатко за такую позицию, равно как и за многое другое (например, за «попытки реабилитировать Лжедмитрия I», хотя последний, как мы видели, этого вполне заслуживает). Кое в чем Чарушников недалеко ушел от советского историка Л.В. Черепнина, назвавшего договор 4 февраля 1610 г. «антигосударственным актом».

А я, чтобы внести ясность в этот спор, добавлю: да, договор 4 февраля (равно как и 17 августа) 1610 г. закладывал бы основы правового государства, если бы поляки были расположены его соблюдать, чего они, как мы далее убедимся, делать и не собирались.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Семибоярщина, избрание царем Владислава После того как Шуйского свергли и постригли в монахи, в России наступило междуцарствие. Лжедмитрия II в Москве не признавали, выбирать же нового царя из своей среды люди опасались. Никто не желал слушать патриарха Гермогена,

Из книги К началу. История Российской Империи автора Геллер Михаил Яковлевич

Семибоярщина Недолго многоглава гидра аристократии владычествовала в России. Н. Карамзин Автор «Записки о древней и новой России», написанной в 1811 г., имел в виду, говоря о недолгом владычестве «многоглавой гидры аристократии», события начала XVII в. Его терминологию можно

Из книги Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени автора

Из книги 1612 год автора Скрынников Руслан Григорьевич

Из книги 1612 год автора Скрынников Руслан Григорьевич

Семибоярщина Трон опустел, и оспаривать власть стали многие знатные лица. Нарвский купец, вернувшийся из Новгорода 6 августа 1610 г., сообщил, что в числе кандидатов фигурируют польский королевич, трое бояр - князья Воротынский, Мстиславский и Василий Голицын - и даже

Из книги 1612. Все было не так! автора Винтер Дмитрий Францович

Семибоярщина После свержения Шуйского власть перешла к совету семи бояр; это правительство так и назвали – Семибоярщина. Имя это на долгие годы стало нарицательным, причем в сугубо отрицательном смысле. Особенно это было характерно для сталинского времени. Н.П.

Из книги Василий Шуйский автора Скрынников Руслан Григорьевич

СЕМИБОЯРЩИНА Трон опустел, и оспаривать власть стали многие знатные лица. Нарвский купец, вернувшийся из Новгорода 6 августа 1610 г., сообщил, что в числе кандидатов фигурируют польский королевич, трое бояр - князья Воротынский, Мстиславский и Василий Голицын - и даже

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

«Семибоярщина» Русско-шведские войска 12 марта 1610 г. вошли в Москву как победители, но положение Василия Шуйского не улучшилось. Под Смоленском «тушинские бояре» предложили королю Речи Посполитой Сигизмунду III посадить на московский престол его сына, королевича

Семибоярщина Трон опустел, и оспаривать власть стали многие знатные лица. Нарвский купец, вернувшийся из Новгорода 6 августа 1610 г., сообщил, что в числе кандидатов фигурируют польский королевич, трое бояр - князья Воротынский, Мстиславский и Василий Голицын - и даже

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Семибоярщина и Междуцарствие Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином, 17 июля 1610 года в Москве ворвались в покои царя Василия Шуйского и потребовали, чтобы он отрекся от престола. Под угрозой смерти Шуйскому ничего не оставалось, как

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Семибоярщина (седьмочисленные бояре) Боярское правительство в России (1610–1612). Состояло из семи знатных бояр во главе с князем Ф.М. Мстиславским, захвативших власть после низложения царя Василия Шуйского 17 июля 1610 г. В обстановке польской и шведской интервенции

Бояре: Федор Иванович Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Федор Шереметев, Иван Романов, Андрей Трубецкой, Борис Лыков. Возглавил боярство князь Мстиславский.

Годы правления: Переходное правительство из семи бояр (июль - сентябрь 1610).

После свержения Василия Шуйского власть захватили семь знатных бояр. В состав этой группы входили Федор Иванович Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Федор Шереметев, Иван Романов, Андрей Трубецкой, Борис Лыков. Возглавил боярство князь Мстиславский.
Сначала они добивались, чтобы поляки выступили на Москву и защитили ее от Лжедмитрия II. Однако поляки выставили требование посадить царем сына короля Сигизмунда III Владислава. Бояре решили принять Владислава, присягнули ему и ждали его приезда. В ночь на 21 сентября 1610 года поляки во главе с гетманом Жолкевским вступили в Москву и заняли Кремль. Но осажденный Смоленск не хотел сдаваться на милость короля Сигизмунда, в ряде других городов (Новгород, Псков, Рязань, Тула, Казань) не хотели, чтобы царем в Москве был католик, и готовы были присягнуть любому Лжедимитрию, но только не Владиславу (См. Польская интервенция 1609-1618 гг.).
Тогда король Сигизмунд III решил сам сесть на русский престол. Поляки оккупировали почти всю страну, все награбленное увозили в Польшу. В то же время шведы захватили Новгород и другие города.
На борьбу с интервентами поднялся народ. Первые отряды земского ополчения были сформированы в Рязани по инициативе мелкопоместного дворянина Прокопия Ляпунова. В марте 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков, которое было жестоко подавлено, Москва была сожжена, а ополчение Ляпунова разбито. Положение осложнилось тем, что 31 июня 1611г. после почти двухлетней осады поляки штурмом овладели Смоленской крепостью. После взятия Смоленска король Сигизмунд вернулся в Польшу, увезя с собой множество бояр плененного посольства, среди них митрополита Филарета и свергнутого царя Василия Шуйского с братьями.
Движение по сбору средств на новое ополчение возглавил земский староста из Нижнего Новгорода Козьма Минин. Воеводой народного ополчения стал стольник Суздальского уезда князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Зимой 1612 года собирали ополчение, которое 23 февраля двинулось к Ярославлю, где простояло всю весну и лето, так как сил и средств было недостаточно. 14 августа ополчение подошло к Троице-Сергиеву монастырю, где совершили молебен у мощей святого Сергия, прося помощи и пособления.
18 августа 1612 года армия двинулась к Москве, Кремль был осажден. 26 октября 1612 года Москва была освобождена, поляки полностью разбиты. Китай-город был взят штурмом, шедшие на помощь поляки были разбиты под Волоколамском.
Появилась возможность в более спокойной обстановке избрать царя. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие. Земский собор, созванный в начале 1613 года, избрал Михаила Федоровича Романова. Его отец патриарх русский Филарет, сам метивший в цари, находился в это время в польском плену.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Семибоярщина это…
«Семибоярщина» - «седьмочисленные бояре», российское правительство, образовавшееся после свержения в июле 1610 г. царя Василия Шуйского и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Боярское правление не дало стране ни мира, ни стабильности. Более того, оно передало власть польским интервентам и впустило их в Москву. Ликвидировано ополчением Минина и Пожарского.
Междуцарствие
После того как Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи, в России наступило междуцарствие. Лжедмитрия 2 в столице не признавали, выбирать же нового царя из своей среды люди опасались. Никто не хотел слушать патриарха Гермогена, который говорил, что нужно немедля выбрать в цари или князя Василия Голицына, или Михаила Федоровича Романова (это первое упоминание сына Филарета по поводу избрания на царство!). Однако в Москве было решено править сообща - советом из семерых бояр. У Арбатских ворот было проведено собрание всех «чинов» державы - представителей знати и дворянства. Они, после одобрения свержения Шуйского, просили членов Боярской думы, «чтоб пожаловали, приняли Московское государство, докуды нам даст Бог государя на Московское царство».
В состав Семибоярщины вошли
— Князь Федор Иванович Мстиславский
— Князь Иван Михайлович Воротынский
— Князь Андрей Васильевич Трубецкой
— Князь Андрей Васильевич Голицын
— Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский
— Боярин Иван Никитич Романов
— Боярин Федор Иванович Шереметев
Во главе «Семибоярщины» стал князь Мстиславский.

Договор с поляками
Но все было понятно, что подобная форма правления в России недолговечна, и тушинская идея о приглашении королевича Владислава начала завоевывать все больше и больше приверженцев. Семибоярщина, идя навстречу общественному мнению, и заключила 17 августа 1610 года с полководцем польского короля Сигизмунда II, гетманом Жолкевским, договор о призвании на русский трон сына короля, 15-ти летнего королевича Владислава. Боярство хотело, чтобы Владислав принял православие, женился на русской и снял осаду Смоленска.
Жолкевский всего этого не обещал, однако обязался отправить для переговоров к королю представительное русское посольство. В течении семи недель в Кремле присягали москвичи в верности царю Владиславу. Присяга стала подлинным народным волеизъявлением: по 8-12 тысяч человек москвичей в день входили в Успенский собор, произносили клятву верности царю Владиславу, целовали крест и Евангелие. И так через Кремль прошло 300 тысяч человек! Тем временем сам Кремль и другие важные московские центры стали занимать регулярные польские войска. В скором времени Москва оказалась по сути оккупированной польской армией. Это произошло 20—21 сентября 1610 года.
Гетман Жолкевский начал требовать, чтобы ему выдали бывшего царя Шуйского и его братьев, что Семибоярщина без сожаления и сделала. Даже монах Шуйский, с его влиянием, деньгами и связями, не перестал быть опасным для захвативших власть бояр. 1610 год, сентябрь — толпы москвичей высыпали на улицы столицы, чтобы увидеть последний выход царя Василия. Мало кто испытывал тогда чувство национального унижения, видя, как в убогой колеснице, следом за польскими всадниками в сверкающих латах, везли пленного русского царя, одетого в потертую монашескую рясу. Напротив, народ даже благодарил гарцевавшего среди русских бояр гетмана Жолкевского, «избавившего» их от зловредного Шуйского.

Огромное (больше 1 тысячи человек) посольство отправилось в лагерь короля под Смоленск, предполагая в скором времени возвратиться в столицу с новым государем. Но из этой затеи ничего путного не получилось. Переговоры в лагере Сигизмунда зашли в тупик. Как оказалось, король рассматривает положение вещей вовсе по другому, чем Жолкевский, что Сигизмунд против того что бы сын переходил в православие и не желает отпускать его в Москву. Больше того, Сигизмунд сам надумал стать русским царем (Жигимонтом Ивановичем), для объединения Польши, Литвы и России под своей властью.
Зачем же бояре так торопились с присягой Владиславу, почему связали священными клятвами сотни тысяч людей, обязав их подчиняться неведомому государю? Они, как зачастую бывает в истории, заботились в первую очередь о себе. В Смутное время междуцарствия бояре больше всего опасались капризной московской черни и Лжедмитрия 2, который, вдохновившись поражением русского войска под Клушино, совершил бросок к столице. В любое время он мог прорваться в Москву и «сесть на царство» - у самозванца в столице нашлось бы немало сторонников. Словом, Семибоярщине медлить было нельзя. Польские же силы показались боярам надежным щитом против разбойников Тушинского вора и неверной московской черни. После принципиального согласия поляков на избрание Владислава все другие проблемы казались для бояр не столь важными и легко разрешимыми при личной встрече с Сигизмундом II.
Теперь русские послы оказались в жутком положении: они не могли согласиться на провозглашение Сигизмунда II русским царем, но не могли и позорно уехать ни с чем. Переговоры пошли на повышенных тонах, а после оказалось, что послы, как и бывший царь Василий, - пленники поляков…

Народное ополчение. Освобождение Москвы
Новая власть впустила в Москву польское войско, рассчитывая, что так Лжедмитрий сюда не сунется. С этого времени вся суть Семибоярщины свелась к исполнению роли марионеток в руках короля Польши, который начал проводить угодную ему политику через своего ставленника ― коменданта Москвы Александра Гонсевского. Бояре были лишены реальной власти и стали, по сути, заложниками. Именно в такой их жалкой роли принято видеть ответ на вопрос: «Что такое Семибоярщина?»
После того как вся реальная власть перешла из рук бояр к польскому наместнику, он, получив чин боярина, начал бесконтрольно хозяйничать в государстве. По своему произволу он стал отбирать земли и имения у тех русских, кто оставался верен своему патриотическому долгу, и передавал их полякам, входящим в его ближайшее окружение. Это вызвало волну возмущения в державе. Считается, что в это время свое отношение к полякам изменила и Семибоярщина.
В скором времени Лжедмитрий 2 был убит предателями. Враг был повержен, но это не избавило боярское правительство от проблемы. Засевшие в Москве польское войско плотно обосновались и не собирались уходить.
Власть и люди были против царя-католика. Стало собираться народное ополчение, но в результате все закончилось полным провалом - ополченцев разбили поляки. Более удачным стало Второе ополчение. Под предводительством князя Пожарского и земского старосты Минина. Они праавильно решили, что кроме воли к победе над польским войском, ополченцам необходима материальная поддержка.
Было велено народу отдать треть своего имущества под страхом полной конфискации. Так, ополченцы получили неплохое финансирование, в их ряды вступало все больше и больше добровольцев. Вскорости численность народного ополчения перевалила за 10 000. Они подошли к Москве и начали осаду польских оккупантов.
Польский гарнизон был обречен, но не собирался сдаваться до последнего. После нескольких месяцев осады ополченцы смогли одержать победу - были захвачены штурмом Китай-город и Кремль, поляки были взяты в плен и перебиты. Москва была освобождена. 1613 год, 21 февраля — бояре выбрали нового правителя - Михаила Федоровича Романова. Это было концом периода, который вошел в историю России как Семибоярщина. Годы правления семи бояр справедливо считаются одними из наиболее трудных за весь период Смутного времени. По их завершении страна вступила в новую историческую эпоху.