Болезни Военный билет Призыв

Проблема человека в психологии

Лекция №2. Проблема человека в психологии. Природа психического. Сознание

Проблема человека в психологии. Человек: индивид, личность, индивидуальность, субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Проблема сознания в психологии. Основные подходы к проблеме сознания в психологии. Самосознание.

Наиболее важные и интересные разделы общей психологии - те, в которых осуществляется целостный подход к человеку. В них человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его неповторимой индивидуальности. Главные понятия, которые здесь используются, - индивид и личность .

Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. В понятии «индивид» отражается, по крайней мере, два основных признака: во-первых, неделимость, или целостность субъекта и, во-вторых, наличие у него особенных (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.

Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности - генотип . Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Личность - это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек , и то достигший определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов .

Л. И. Божович выделяет два основных критерия личности:

1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

2. Критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.



Понятия "личность" и "индивидуальность", с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу соотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т.е. понятие "индивидуальность" с этой позиции представляется более широким, чем понятие "личность". С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие "индивидуальность" рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что в понятие «личность» включаются, прежде всего, качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.

Проблема человека в психологии. Одна из первых попыток осознанно ввести сам термин "гуманитарная психология" в отличие от широко известного термина "гуманистическая психология" состоялась, по-видимому, в мае 1990 г когда ряд московских психологов собрались в большой аудитории Института общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО), чтобы учредить отечественную Ассоциацию гуманистической психологии.

На собрании, однако, возник спор о целесообразности именно такого названия новой ассоциации. Инициатором спора оказался тогда автор этих строк, который попытался в своем докладе доказать необходимость иного термина, исходя из того, что "гуманистическая психология" – уже сложившееся течение в мировой психологии, закрепленное, связанное с определенными воззрениями и именами (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и другие), тогда как речь должна идти о новом и более широком подходе, в котором могут быть соотнесены и другие гуманитарные парадигмы, включая, разумеется, оригинальные достижения отечественной психологии.

Например, положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, ценность которых порой превосходит (или, как однажды выразился В.В. Давыдов, "с головой покрывает") многие рассуждения западных гуманистических психологов.

Однако эта и другая аргументация большинством того учредительного собрания принята не была, и Ассоциация психологов была все же названа "гуманистической", а не "гуманитарной" . Говорили о непривычности термина, трудности дифференциации с другими подходами, о том, что рамки традиционного западного понимания гуманистической парадигмы можно понимать более свободно и т.п. Короче, доводы были отвергнуты, несмотря на то, что автор этих строк был избран тогда президентом (1990-1993) Ассоциации.

Тем не менее дальнейшее развитие показало все же необходимость введения в оборот отечественной науки именно понятия гуманитарной психологии. Причем действительно течение стало оформляться не на западный манер, а именно по-российски, т.е. очень широко, с включением не только специально психологических и психотерапевтических, но и общих смысложизненных вопросов и проблем.

В сознании определенной части российских психологов постепенно произошел, точнее, происходит поворот в ориентации: от прежней – естественнонаучной, от подражания, упования на образцы естественных наук к ориентации на образцы, достижения и ценности гуманитарного восприятия. Сейчас идет как бы собирание воедино гуманитарного мировоззрения. Мы сталкиваемся, знакомимся, по сути, впервые с теориями, взглядами, которые ранее были труднодоступными для отечественных психологов; открываются целые континенты русской философской мысли, появляются неизданные сочинения литературоведов и историков, раскрывается во всей полноте художественное творчество русского зарубежья и т.п. Все это, соединенное вместе, составит удивительное по силе и яркости полотно или – по отношению к психологии – целостное зеркало, отражаясь в котором она сможет по-новому увидеть и понять свои проблемы.

Следует заметить, что отечественная гуманитарная психология оформляется (что было некогда и с гуманистической психологией на Западе) как секулярная, и если речь заходит о духовном, то оно в основном понимается как проект, проекция, из-себя-построение, лишенное самостоятельного онтологического статуса.

Причем в этом нередко усматривается принципиальный момент: " Мы удержались – пишет, например, Л.И.Воробьева в одной из первых статей, посвященных гуманитарной психологии и психотерапии, – от прямых онтологизаций духовной составляющей человека через представления религии Мы удержались на уровне определения души как способности чувствовать неустранимые противоречия, обозначили символ, архетип как способ удержания и трансляции такого рода противоречий, в которых одновременно кумулирован опыт, накопленный человечеством для их преодоления. Разумеется, это не избавляет нас от столкновения с онтологической проблематикой, но позволяет подойти к ней разумно, не теряя, а расширяя возможности выбора и конструирования". Если говорить в этом плане о практической стороне (гуманитарной психотерапии), то она должна вести человека ко все более широкому и равноприемлемому выбору. "Это похоже, – поясняет Л.И.Воробьева, – на вычерчивание траектории пути, конечный пункт назначения которого неизвестен.

Смысл состоит только в уменьшении неопределенности положения". Учитывая же многоаспектность, многопозиционность гуманитарного знания, "вопрос о его истинности – ложности отпадает сам собой.

Исходя из такой позиции становится понятным стремление сугубо рядоположно анализировать все новые аспекты и подходы, будь то язычество, изменения сознания под влиянием наркотиков, воздействие разных видов искусства, буддизм или христианство. Таким образом, личность как специфическая, не сводимая к другим измерениям конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл.

Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. Иначе говоря, сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором.

Поэтому, возвращаясь к дискуссии вокруг слов М.М.Бахтина, мы можем утверждать, что личность как психологический инструмент может "овнешняться", о ней можно говорить "заочно" и это отнюдь не противоречит трансцендирующей, изменяющейся природе человека. Что касается неизбежно возникающего расхождения, пропасти, противоречия между "вещным" (конечным) и "смысловым" (потенциально бесконечным), то оно в свете сказанного не есть препятствие объективному познанию личности, обходить которое надо возвеличиванием осязаемого "вещного" в ущерб неясному "смысловому" (в противовес "понимающей психологии", экзистенциальным подходам или литературоведческим толкам о превалировании второго над первым). Следует не избегать, не маскировать это противоречие, а, напротив, выделить и зафиксировать его как первую объективную данность.

Конечно, задача психолога тогда весьма усложняется – он должен уметь соотносить личность с тем, что бесконечно ее больше, соотносить определенное и определяемое с тем, что не определено и неопределимо, но именно это соотнесение, напряжение, разность потенциалов есть важнейшее условие существования личности, собственно то, что и придает этому существованию истинный смысл, энергию и масштаб.

Предложенное понимание личности ведет к существенному пересмотру целого ряда проблем и подходов, например проблемы психического здоровья, нормы, нормального развития личности. Определение нормы относится к числу, наверное, самых не любимых вопросов, который стараются по возможности обойти.

Когда же избегнуть этого уже нельзя, то все продолжает сводиться в конечном итоге либо к статистическим критериям (быть таким, как большинство), либо к адаптационным, гомеостатическим критериям (главное – хорошая приспособляемость, уравновешенность со средой), либо к негативным критериям (пока явно не болен, то здоров) и т.п. Если приглядеться к этим критериям, нетрудно увидеть, что они пришли в психологию, главным образом, из дисциплин естественного цикла; так, из биологии, в частности из физиологии, пришли понятия адаптивности и гомеостазиса, из медицины – модели здоровья как отсутствия болезней и т.п. Будучи примененными к личности, эти критерии оказываются явно недостаточными, редуцированными, хотя при этом по-прежнему активно используемыми.

Возможность качественно иного понимания нормы возникает тогда, когда мы разводим понятия "человек" и "личность", когда начинаем рассматривать личность как инструмент, орган, орудие обретения человеческой сущности.

В этом случае характеристика личности, ее "нормальность" или "анормальность", будет зависеть от того, как служит она человеку, способствует ли ее позиция, конкретная организация и направленность приобщению к родовой человеческой сущности или, напротив, разобщает с этой сущностью, запутывает и усложняет связи с ней. Таким образом, понятие нормы приобретает иные адресность и вектор: не к статистике, адаптации и т.п а к представлению о человеческой сущности, к образу человека в культуре.

Другими словами, проблема нормального развития личности ставится в зависимость от проблемы нормального развития человека.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы личности в гуманистической психологии

ТЕМА Проблемы личности в гуманистической психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ Основными аспектами актуальности данной темы являются:.. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом при рассмотрении данной темы выступает индивид. Принимаются во внимание значимые..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Проблема человека в психологии

Сорокин Александр,

ИП, II курс, 1 группа.


Проблема человека в психологии.


Человек - это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В ряде естественных наук, таких как: физиология, биология, анатомия человек рассматривается как органическое существо и изучаются его физические данные, параметры. В социологии на него смотрят как на единицу из которых составлен объект изучения - социум. А что рассматривается в человеке с позиции психологии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос совершенно необходимо выяснить, как долго психология существует и какие в ней были изменения. Как давно существует психология? Смотря какая, её подразделяют на научную и житейскую, причём последнюю отнюдь не сбрасывают со счетов даже видные учёные психологи. Житейская психология была всегда, и что самое главное всегда там был человек, не было не экспериментов ни теорий, а был лишь интуитивный опыт узкого профиля при взаимоотношениях с другими людьми. Это представители различных профессий: врачи, священнослужители и.т.п. А вот научная психология - это наука, которая появилась на свет лишь при основании школы психологии, а именно в Лейпциге в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Но это всё было гораздо позднее того, когда человек впервые сформулировал для себя, что такое человек, одно из таких определений дошедших до нас, это идеи Аристотеля, который по праву считается основателем психологии и ряда других наук. "…Душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле форме естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия : стало быть душа есть энтелехия такого тела ". Аристотель считал, что существование каждого объекта в природе должно быть "осуществлено", иными словами оправдано. Душа же и есть оправдание существования тела, а само название "психология " происходит от двух латинских слов "псюше" и " логос ", что значит " душа и понятие (наука )" иными словами " наука о душе " . А современное слово " психика " , это почти что аналог древней " душе " . Душа как предмет познания, т. е. "наука о душе" возникла в учении Аристотеля в трактате "О душе". Теперь полагаю мы разобрались о том, что именно изучается психологией в человеке. Но психология до известного времени не выделялась в самостоятельную науку, а проблему души человека рассматривала философия и естествознание.

Сама психологическая наука в психике (душе), выделяла такие образования, как: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Это образования, которые объясняют человека, но всё же имеют определённые границы в возможности объяснения, так как человек - это гораздо больше чем определение в свете психического образования. Личность - это порождение достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого есть сознание и самосознание. В широком смысле слова - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком - это качество индивида, которое формируется в деятельности и совместном общении. Субъект же - это носитель активности, который суть есть источник познания и преобразования. Можно сказать, что это активное начало, которое заложено в человеке уже потому, что у него есть в наличии воля. Индивидуальность - это тот человек, который получает характеристику со стороны своих социально значимых отличий от других людей, это качество представляющее человека как неповторимость в плане личности и психики. По-Леонтьеву об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. Это понятие отражает неделимость и целостность субъекта, и наличие у него индивидуальных свойств присущих лишь ему одному. Иными словами в понятие индивида включаются значения понятий субъект и индивидуальность, а в итоге всё субъективно характеризует черты человека.

Классическая философия выделяла в человеке три качественно разные материи: Дух, душа, тело. В этой взаимосвязи высшие чувства образуются на уровне взаимодействия Дух-душа, рождая высшие чувства. А тело (здесь уместно вспомнить Аристотеля) является оправданием существования и применением высших чувств. Платон же например считал, что душа есть созерцательница идей, а всё чувственно воспринимаемое - это несовершенно слабые копии далёких идей. А открыть человек ничего нового не может, он лишь может (при определённом усилии), вспомнить что-то, что когда-то знал в других мирах, жизнях (которых по-Платону несчётное множество). И поэтому душа есть уже давно сформировавшаяся структура сама в себе, забывшая об этом и не имеющая возможности вспомнить это до конца.

Религию тоже можно считать предшественником, представителем житейской психологии, так исповедь можно сравнить с визитом к психологу. Христианство же рассматривает человека уже в силу его природы (которая создана Богом) наполненного высшим смыслом, который выделяет его из остальной массы животных, человек уже имеет в себе что-то, только потому что его создал Бог. Бог является причиной сущности человека в человеческом же сознании "Человека создал Бог ", говорит сам же человек и удовлетворяется этим ответом, ибо понятие Бога для него есть объясняющей его существование.

Французский естествоиспытатель Рене Декарт ввёл понятие рефлекса, согласно которому внешний импульс приводит в движение " духов " (это особые воздухообразные частицы, которые летают по нервным трубкам, в которых Декарт видел нервную систему), занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Горячий предмет обжигая руку вынуждает ёё отдёрнуть. Получалось, что не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинённых законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой. Равенство психики и сознания, вот декартовский принцип, не было стояния духовного над телесным, и не было следствия и причины.

Человеку по природе свойственно делать поступки имеющие осознаваемую или неосознаваемую цель. Даже когда говориться о бесцельности поступка имеется в виду неосознаваемая, негативная или малозначимая цель, так как она есть всегда. Здесь можно вспомнить опять Аристотеля с его проблемой детерминизма, ради чего совершается действие, в чём конечная причина, ибо глубоко сидит в нас само собой разумеющееся понятие, что "природа ничего напрасно не делает". В процессе своего эволюционного развития человек приобрёл совершенно необходимые способности, делающие его социальным субъектом. Это возможность вести диалог с помощью имеющегося мышления и речи, а так же некой условной системы координат (конкретно взятого языка). Так же к этим качествам относится сознание и самосознание, нравственно-этические качества, которые подстраиваются под нормы в каждой социальной среде.

Помимо же изучения человека в психологии, она помогает ему максимально актуализироваться, а так же его способностям, развиваться и в то же время оставаться собой, как: личность, субъект, индивид, индивидуальность, да и просто всё что мы подразумеваем под понятием человек.

Сорокин Александр,

ИП, II курс, 1 группа.

Проблема человека в психологии.

Человек - это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В ряде естественных наук, таких как: физиология, биология, анатомия человек рассматривается как органическое существо и изучаются его физические данные, параметры. В социологии на него смотрят как на единицу из которых составлен объект изучения - социум. А что рассматривается в человеке с позиции психологии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос совершенно необходимо выяснить, как долго психология существует и какие в ней были изменения. Как давно существует психология? Смотря какая, её подразделяют на научную и житейскую, причём последнюю отнюдь не сбрасывают со счетов даже видные учёные психологи. Житейская психология была всегда, и что самое главное всегда там был человек, не было не экспериментов ни теорий, а был лишь интуитивный опыт узкого профиля при взаимоотношениях с другими людьми. Это представители различных профессий: врачи, священнослужители и.т.п. А вот научная психология - это наука, которая появилась на свет лишь при основании школы психологии, а именно в Лейпциге в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Но это всё было гораздо позднее того, когда человек впервые сформулировал для себя, что такое человек, одно из таких определений дошедших до нас, это идеи Аристотеля, который по праву считается основателем психологии и ряда других наук. "…Душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле форме естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия : стало быть душа есть энтелехия такого тела ". Аристотель считал, что существование каждого объекта в природе должно быть"осуществлено", иными словами оправдано. Душа же и есть оправдание существования тела, а само название "психология " происходит от двух латинских слов "псюше" и " логос ", что значит " душа и понятие ( наука )" иными словами " наука о душе " . А современное слово " психика " , это почти что аналог древней " душе " . Душа как предмет познания, т. е. "наука о душе" возникла в учении Аристотеля в трактате "О душе". Теперь полагаю мы разобрались о том, что именно изучается психологией в человеке. Но психология до известного времени не выделялась в самостоятельную науку, а проблему души человека рассматривала философия и естествознание.

Сама психологическая наука в психике (душе), выделяла такие образования, как: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Это образования, которые объясняют человека, но всё же имеют определённые границы в возможности объяснения, так как человек - это гораздо больше чем определение в свете психического образования. Личность - это порождение достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого есть сознание и самосознание. В широком смысле слова - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком - это качество индивида, которое формируется в деятельности и совместном общении. Субъект же - это носитель активности, который суть есть источник познания и преобразования. Можно сказать, что это активное начало, которое заложено в человеке уже потому, что у него есть в наличии воля. Индивидуальность - это тот человек, который получает характеристику со стороны своих социально значимых отличий от других людей, это качество представляющее человека как неповторимость в плане личности и психики. По-Леонтьеву об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. Это понятие отражает неделимость и целостность субъекта, и наличие у него индивидуальных свойств присущих лишь ему одному. Иными словами в понятие индивида включаются значения понятий субъект и индивидуальность, а в итоге всё субъективно характеризует черты человека.

Классическая философия выделяла в человеке три качественно разные материи: Дух, душа, тело. В этой взаимосвязи высшие чувства образуются на уровне взаимодействия Дух-душа, рождая высшие чувства. А тело (здесь уместно вспомнить Аристотеля) является оправданием существования и применением высших чувств. Платон же например считал, что душа есть созерцательница идей, а всё чувственно воспринимаемое - это несовершенно слабые копии далёких идей. А открыть человек ничего нового не может, он лишь может (при определённом усилии), вспомнить что-то, что когда-то знал в других мирах, жизнях (которых по-Платону несчётное множество). И поэтому душа есть уже давно сформировавшаяся структура сама в себе, забывшая об этом и не имеющая возможности вспомнить это до конца.

Религию тоже можно считать предшественником, представителем житейской психологии, так исповедь можно сравнить с визитом к психологу. Христианство же рассматривает человека уже в силу его природы (которая создана Богом) наполненного высшим смыслом, который выделяет его из остальной массы животных, человек уже имеет в себе что-то, только потому что его создал Бог. Бог является причиной сущности человека в человеческом же сознании "Человека создал Бог ", говорит сам же человек и удовлетворяется этим ответом, ибо понятие Бога для него есть объясняющей его существование.

Французский естествоиспытатель Рене Декарт ввёл понятие рефлекса, согласно которому внешний импульс приводит в движение " духов " (это особые воздухообразные частицы, которые летают по нервным трубкам, в которых Декарт видел нервную систему), занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Горячий предмет обжигая руку вынуждает ёё отдёрнуть. Получалось, что не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинённых законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой. Равенство психики и сознания, вот декартовский принцип, не было стояния духовного над телесным, и не было следствия и причины.

Человеку по природе свойственно делать поступки имеющие осознаваемую или неосознаваемую цель. Даже когда говориться о бесцельности поступка имеется в виду неосознаваемая, негативная или малозначимая цель, так как она есть всегда. Здесь можно вспомнить опять Аристотеля с его проблемой детерминизма, ради чего совершается действие, в чём конечная причина, ибо глубоко сидит в нас само собой разумеющееся понятие, что "природа ничего напрасно не делает". В процессе своего эволюционного развития человек приобрёл совершенно необходимые способности, делающие его социальным субъектом. Это возможность вести диалог с помощью имеющегося мышления и речи, а так же некой условной системы координат (конкретно взятого языка). Так же к этим качествам относится сознание и самосознание, нравственно-этические качества, которые подстраиваются под нормы в каждой социальной среде.

Помимо же изучения человека в психологии, она помогает ему максимально актуализироваться, а так же его способностям, развиваться и в то же время оставаться собой, как: личность, субъект, индивид, индивидуальность, да и просто всё что мы подразумеваем под понятием человек.


В отечественной психологии к проблеме сущности человека привлечено внимание С. Л. Рубинштейна в его последних работах. Главной характеристикой человека является его отношение к другому человеку: “...Первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину... Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии”. (Психологическое осмысление феномена человека развертывается в 90-е гг.) Б. С. Братусь находит новые пути философско-психологического и конкретно-психологического осмысления человека, сближая эти подходы. Во-первых, автор обосновывает необходимость преодолеть подмену человека личностью, попытку выведения из нее самой оснований человеческой жизни, некий персоноцентризм, успешно насаждаемый в ПСИХОЛОГИИ. Эта мысль присутствует у многих психологов, но у С.Л.Рубинштейна она была выражена с особой яркостью и глубиной: "...первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой"

Отечественные психологи, сделавшие столь много для разведения понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность” и др., прошли мимо принципиально важного вопроса о различении понятий “человек” и “личность”. Человек рассматривается как без- масштабное родовое существо, трансцендирующее свои границы, не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии не может и не должен быть применен к нему в полной мере. Другое дело - личность, с позиций психолога. Она может быть понята, полагает автор, как особый психологический инструмент саморазвития человека.

В психологии принято подчеркивать, что запоминает или мыслит не память или мышление, а человек. Субъектом бытия является только человек. Следует отметить, что личность - далеко не единственный психологический инструмент человека. Сюда относятся и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологические образования. И каждое из них играет свою партию в становлении субъекта. Если подросток выпячивает характер, то юноша - уже личность с характером, а у зрелого человека личность на определенном этапе исчерпывает свои возможности, отходит, “снимается” как сослужившая и во всей полноте открывается то, чему она служит. “Предельное для каждого человека, - пишет Б. С. Братусь, - услышать: Это - человек”.

Три варианта отношения к проблеме человека в психологии. Первая – это гуманитарная линия, которая, по сути, не имеет конкретно-ценностной точки опоры вне себя самой, но призвана расширить возможности сознания, высвободить место для духовного роста, для саморазвития, самоактуализации личности и т.п. (Бумеранг – если вспомнить образ В.Франкла – должен вернуться к самому владельцу и оказывается тем самым холостым, ради себя существующим.) Вторая – это линия нравственной психологии, которая не замыкает личность в самой себе, не делает ее существующей ради себя самой и своего роста, но дает определенное, вне ее обнаруживаемое понимание сущности человеческого развития, для достижения которой она является необходимым и уникальным инструментом. Наконец, это линия христианской психологии, подразумевающая признание абсолютных оснований нравственности, сознательную ориентацию на христианский образ человека, христианское понимание его сущности и рассмотрение развития как пути следования, приближения к этому образу (равно как, если речь идет об аномалиях, уклонениях от этого пути, о способах их корректирования).

психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Свойства субъекта – совокупность деятельностей и меры их продуктивности. Основная форма развития субъекта – история производственной деятельности человека, история формирования его профессиональной деятельности. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.

Индивидуальность – это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

9.специфика психического отражения и активности психики

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием внешнего мира (как зеркало, фотоаппарат или сканер), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Иными словами, психическое отражение – это субъективное отражение объективного мира, оно не существует вне субъекта и зависит от его субъективных особенностей.

Отражение – изменение состояния объекта, которое начинает нести в себе следы другого объекта.

Формы отражения: физическая, биологическая, психическая.

Физическое отражение – прямой контакт. Этот процесс конечен во времени. Эти следы безразличны для обоих объектов (симметричность следов взаимодействия). По А.Н.Леонтьеву происходит разрушение.

Биологическое отражение – особый вид взаимодействия – поддержание существования животного организма. Трансформация следов в определенные сигналы. На основе сигнального преобразования возникает ответная реакция. (на внешний мир или на себя). Избирательность отражения. Отсюда отражение не симметрично.

В целом психическое отражение имеет следующие специфические особенности:

Это самый сложный и наиболее развитый вид отражения;

Оно позволяет правильно отражать окружающую действительность, что потом подтверждается практикой;

Оно имеет активный характер, т.е. связано с поиском и отбором способов действий, адекватных условиям среды;

Оно постоянно углубляется и развивается в ходе деятельности;

Оно субъективно;

Оно носит опережающий характер.

Кроме этого, говоря о психическом отражении, следует иметь ввиду, что оно имеет процессуальный характер. Это значит, что это непрерывный, развернутый во времени процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Психическое отражение идеально по форме, это - мысли, ощущения, образы, переживания, т.е. то, что находится внутри человека, что нельзя потрогать руками, зарегистрировать с помощью измерительных приборов, сфотографировать. В то же время оно субъективно по содержанию, т.е. принадлежит конкретному субъекту и определяется его особенностями.

Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.

1. Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщенным процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

2. Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.

3. Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Активность психики проявляется

  • при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;
  • в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;
  • при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.