Болезни Военный билет Призыв

Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель. Понимание того, что учитель оказывает услугу. Доступен для общения

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.

Хороший учитель – мастер своего дела!

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Хороший учитель - мастер своего дела! Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель, так говорил Толстой.

Неужели такие люди есть? Есть, об одном из них я и хочу рассказать.

О педагоге Екатерине Николаевне Тамаровской в Старобеловском посёлке и родители, и учащиеся отзываются одинаково: «Хорошая учительница!» И когда начинается формирование 1-х классов, к ней постоянно обращаются с просьбой: «Возьмите нашего…» Ведут и с ослабленным здоровьем, и хулиганистых, и тех, кто в прошлом не усвоил программу. Обязательно ведут своих малышей и те, кто когда-то сам у неё учился. Уверены: она не только научит, но и воспитает. В её классе все умны, хороши и добры. Ребята уважают друг друга, заботятся друг о друге. Таков закон жизни класса. И поэтому-то, наверно, в школьном списке «трудных» её учеников не найдёшь: сами оценивают своё поведение, свои поступки, свои высказывания в кругу сверстников.

Уроки Екатерины Николаевны своеобразны, интересны, потому что на них царят психологическая гармония, педагогический такт и опыт. Десятилетия работы помогли ей постичь всё лучшее у Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, учителей школ города, учёных города Новосибирска. Накопился собственный опыт, который отмёл за годы работы рутинные представления о структуре урока, о методах обучения. Теперь она просто берёт из кладовой памяти то, что нужно именно на этом уроке в соответствии с темой, дополняет электронным учебным материалом и всё как в сказке.

Больше всего волнует её ученик, его глаза: живёт ли в них интерес, светится ли живая мысль, удаётся ли ему познать новое? А ещё ей важно, чтобы нравственные и духовные понятия, толстовские представления о жизни становились нормой поведения, жизни воспитанников…

Обучающиеся Екатерины Николаевны активные участники победители и лауреаты конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр разного уровня. В 2006 году – победитель муниципальной олимпиады по математике, в 2007 году – победитель всероссийской игры «Русский медвежонок» по опорной школе, в 2009 году – лауреат городской научно-практической конференции «Маленькая дверь в большой мир»

Екатерина Николаевна активная участница профессиональных конкурсов. Лауреат конкурса «Учитель года 2000», победитель муниципального конкурса «Лучший учитель» (2007 год), участница конкурса «100 лучших учителей Кузбасса». Методическое объединение учителей начальных классов под её руководством в 2006 году стало лауреатом муниципального конкурса методических объединений.

Екатерина Николаевна имеет почетные грамоты администрации школы, управления образования, администрации города, администрации Кемеровской области за достойное воспитание подрастающего поколения, президиума Кемеровского областного комитета Профсоюза работников образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд, нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

По стопам Екатерины Николаевны пошли многие ученики: в школе № 7 работают четыре педагога. У всех одно желание – быть похожими на первую учительницу.

Для меня Екатерина Николаевна кумир по работе и по жизни. Добрая, открытая, активная, трудолюбивая, уверенная не оставит равнодушными ни детей, ни родителей, ни коллег.

« Я не мыслю своей жизни без школы…» Такую фразу как-то сказала Екатерина Николаевна Тамаровская – учитель начальных классов. Таких людей действительно называют Учителями с большой буквы.
Роль учителя в жизни каждого человека велика. И очень важно, чтобы твоим учителем был педагог, чем-то похожий на Екатерину Николаевну. Такой ответственный, любящий своё дело, любящий детей, умеющий заинтересовать и доступно объяснить всё. Я вам рассказала об учителе, который всей душой болеет за своё дело. Об учителе, которого любят ученики….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Если добрый ты-это хорошо" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Дааная презентация к классному часу "Если добрый ты-это хорошо" учи теля начальных классов МКОУ СОШ №8с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П. поможет учителям начальных классов...

Хорошо говорить – значит хорошо думать.

Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения....

Если спросить детей, что такое учитель, они ответят: "Учитель - это тот, кто дает знания". Но они, конечно, были бы рады педагогу, который больше развлекает и меньше задает домашнего задания. Но что же значит быть великим, хорошим учителем? Преподавание - это тяжелый труд, и не каждый педагог развивается, чтобы стать лучше. Они делают необходимый минимум и не хотят выходить из зоны комфорта. А по-настоящему великие учителя работают не покладая рук, чтобы создать благоприятную среду для взращивания юных умов и талантов. Такой педагог не только дает знания и прививает навыки, но и учит на своем примере.

Что такое учитель, и каким он должен быть в школе или колледже?

Уважает учеников и создает чувство общности в классе

В классе должны цениться мнения и идеи каждого ученика. Только тогда ребенок будет чувствовать, что может высказаться, не боясь встретить непонимание или услышать насмешку. Так учитель создает уютную среду для всех учеников.

Взаимное уважение в классе обеспечивает поддержку учащихся и благоприятную атмосферу. В этом небольшом сообществе есть правила, которым все должны следовать, и каждый ученик должен знать, что является важной, неотъемлемой частью группы, и чувствовать свою значимость. Многие учителя позволяют учащимся осознать, что они могут зависеть не только от него, но и от всего класса. "Один за всех, и все за одного" - вот девиз, олицетворяющий это правило.

Доступен для общения

Любит учиться сам и вдохновляет на это других

Этот учитель понимает, что ожидания его учеников существенно влияют на их достижения; он знает: ребята обычно выполняют ровно столько, сколько от них ожидают.

Обладает лидерскими качествами и умеет переключаться

Такой учитель в школе умеет вести за собой и прививает лидерские качества даже самым нерешительным и скромным ученикам.

Если он видит, что не сработал, то умеет на ходу переделать урок так, чтобы тот стал интересен детям. Этот преподаватель оценивает свое умение преподнести знания на протяжении всего занятия и находит новые способы подачи материала, чтобы убедиться, что каждый ученик понимает основные понятия.

Профессионален во всех сферах жизни и открыт для сотрудничества

Когда хороший учитель просит совета или помощи у коллег, он не думает о себе, как о слабом педагоге. Наоборот, он принимает такой вид сотрудничества как способ использовать конструктивную критику для возможности профессионального роста.

Хороший учитель никогда не опоздает на совещание, его навыки и стиль общения с любым человеком, от директора до ученика, являются примером для остальных. За это он заслуживает уважение среди коллег и учеников.

А преподавание - это дар, который, кажется, вполне естественен для одних, другим же приходится работать сверхурочно для того, чтобы его назвали хорошим учителем. Но отдача огромна — и для педагога, и для учеников.

В чем заключается роль учителя?

Педагог должен уметь преподнести материал так, чтобы его понял каждый ребенок. Учителя готовят уроки, проверяют тетради, управляют классом, встречаются с родителями и работают в тесном сотрудничестве с остальным персоналом школы.

Однако быть учителем в современном мире - это гораздо больше, чем просто выполнение плана урока. Сегодня педагог - это многогранная профессия; преподаватели часто пребывают в роли приемного родителя, наставника, советника, образца для подражания, составителя расписания и во многих других родственных ролях.

Первый учитель играет важную роль в развитии учащихся. То, чему человек научился в свои ранние годы, может повлиять на его становление как личности.

Учитель музыки или рисования прививает чувство прекрасного; точных наук - учит логическим вычислениям; гуманитарных - помогает развивать речь учащихся.

Третий родитель

Роль педагога явно больше, чем просто планирование и выполнение планов урока. В каком-то смысле он становится третьим родителем для своих учеников. Первый учитель может быть постоянным положительным образцом для подражания, особенно для детей из неполных семей. Таким ребятам обычно не хватает внимания, так как единственный родитель может быть постоянно озабочен материальным обеспечением ребенка, а на то, чтобы выслушать сына или дочь, возможно, не хватает времени. К неравнодушному педагогу ребенок может прийти с проблемой, о которой постесняется или побоится рассказать родителям, но учитель никому не расскажет и поможет ему. Конечно, в таком случае педагог должен быть очень тактичным.

Что такое учитель в современном мире?

Сейчас роль преподавателя очень многогранна. Его работа заключается в том, чтобы помочь ученикам научиться использовать свои знания и интегрировать их в жизнь, чтобы они стали полноценными членами общества.

  • Ведение уроков в порученных ему классах.
  • Учитель музыки участвует в создании праздничных мероприятий.
  • Оценка способностей ученика, сильных и слабых его сторон.
  • Подготовка учащихся к экзаменам.
  • Общение с родителями и обеспечение их своевременной информацией об успеваемости ребенка.
  • Разработка правил и обеспечение их соблюдения в классе.
  • Контроль детей во внеурочной деятельности (например, обед, детская площадка).
  • Проведение в классе мероприятий.
  • Планирования поездок.
  • Учитель-мастер дает открытые уроки для коллег.