Болезни Военный билет Призыв

Проглоти сильный гнев и обиду. Как избавиться от обиды и злости. Как она появляется и что это такое вообще

Обида – только наши неоправданные ожидания в адрес кого-либо. Но это не мешает ей быть одним из самых деструктивных чувств, которое реально не приносит никаких плодов и только испепеляет внутри. Сильнее всего она проявляется тогда, когда нам понятно, что обидчик в чем-то прав, кстати…Но неужели мы дети, чтобы уничтожать себя только из-за того, что кто-то не сделал так, как нам хотелось?

Как она появляется и что это такое вообще?

Перед тем, как избавиться от злости и обиды, нужно разобраться, что же это такое и откуда же она берется. Обида- это агрессия, которая обращена как вовне, так и внутрь. Если что-то в поступках обидчика зацепило сильно, это может значить, что обидчик в чем-то прав. Так что, это не нас обижают, а обижаемся мы сами. Обидчивость зависит только от того, насколько мы склонны к психологическим травмам вообще. Проще говоря, чем проблем у нас больше, тем и в больное место угодить вероятнее. Откуда же обиды берутся?
  • Как уже выше было сказано, обида может появиться тогда, когда наше ожидание от какого-то человека не совпало с его поведением. Все свои прогнозы относительно человека мы создаем исходя только из прошлого опыта: если раньше было именно так, то и теперь так должно быть и неважно, что у ближнего есть причины сделать иначе.
  • Людей мы сравниваем с идеальным образцом. Его нам навязывают по телевизору, в журналах, фильмах и т.д. А люди реальные разные и сравнения с таким идеалом не выдерживают, оттого и действия мужа или возлюбленной могут восприниматься именно как обидные.
  • Обиды берутся из эгоизма. Мы всегда стремимся получить от человека побольше удовольствия и пользы для себя. Поэтому, когда настраиваем себя на это и не получаем, образуется обида. Именно поэтому так обидчивы дети, которые по-детски эгоистичны. Человек, который себя и окружающих воспринимает таким, какие есть, не считает, что ему все должны и надеется на себя, обижается меньше. К тому же, мы не даем кому-то права на ошибку и сильно его за таковую осуждаем, и из этого тоже растут обиды и злость на людей.

Избавляемся от хлама обид

Никаких функций обида не несет и лишь занимает много места в наших душах и психиках. А ведь можно это пространство заполнить и более толковыми эмоциями и чувствами. Так с чего же начать избавление от обиды? Психологи считают, что до того, как избавиться от обиды, её нужно «размыслить». Не поразмышлять о ней, а размыслить. Это значит, осознать, что не вас обидели, а обиделись вы и взять ответственность за это чувство.

Возвращаемся к обиде и полностью в нее погружаемся. А лучше соединяемся и стараемся максимально точно пережить заново: что ощущало ваше тело, каким было поведение, какие были мысли и где ощущалась обида…И все это с позиции «Я обиделся». Хорошо бы все записать или написать обидевшему письмо. Отправлять не обязательно.

Описываем, как по вашему мнению должен был повести себя обидевший, чтобы вас не обидеть. А частица «не» здесь присутствовать не должна. То есть, не «муж не должен был меня бросить в сложный период», а «муж должен был со мной остаться».

Ответьте на вопрос, почему по вашему мнению обидчик должен был поступить именно так.
Ищите причины именно такого поведения обидчика. Это должно быть не оправдание, а именно объяснение. Попробуйте перечислить варианты.

Подумайте, со всеми ли поступает обидчик именно так, или только с вами, знал ли он, что вы ожидали другого?

Ответьте на вопрос, способен ли он вообще оправдывать ваши ожидания?
Вспомните, какими чувствами ваша обида сопровождалась: было ли отчаяние, злость, ненависть, гнев?

Прощаем. Не оправдываем. А именно прощаем. Отпускаем, освобождая от обиды разум. Осознайте, что не можете заставить обидчика вести так, как хочется вам. Создайте при этом символ, образ своего прощения. Это может быть дерево, дорога, радуга, свет…

У прощения есть и алгоритм:

  • Говорим обидчику (мысленно), что он виноват в том, что…(расскажите обо всем, в чем виноват обидевший, предъявляем весь список); Человек при этом может и не присутствовать и разговор может происходить в воображении у вас. Чаще всего так и случается.
  • Говорим и о том, как было бы правильно поступить (без частиц «не»);
  • Говорим ему и о том, что понимаете, что у него были причины поступить так. Перечисляем возможные, по вашему мнению, причины;
  • Говорите о своей обиде, о том, что она есть, несмотря на то, что были причины;
  • Сообщаем о решении простить его и отпустить;
  • Вызываем образ прощения и с ним соединяемся.

Другие способы

Медитация. Зажигаем свечку, любуемся ею несколько минут, закрываем глаза и вспоминаем лицо человека, обидевшего вас. Если таких несколько, пусть они пройдут чередой перед вами. Все обиды нужно прорабатывать отдельно. Говорим каждому из них, что прощаете его, отпускаете обиду и желаете ему счастья.

Можете открыть глаза и еще полюбоваться на пламя. Пусть оно вас очистит. Не забудьте поблагодарить вселенную.

Сожжение

Все свои обиды записываем на листочек и просто сжигаем на свечке. Только не забудьте пинцет. При этом можно придумать заклинание и говорить его, пока бумага горит. Говорите о том, что сжигаете все свои обиды и претензии к людям, освобождая место для счастья. Еще можно описать на бумаге все ваши эмоции и чувства, которые вызвала эта обида, но так, чтобы хотелось расплакаться и пожалеть себя, с которым так несправедливо поступили люди. Просто выливайте накопившееся и умножившееся за это время. Теперь можете сжигать со спокойной душой. После этого не сразу возвращайтесь к своим делам, а попытайтесь осознать, что стало легче плечам, с которых свалился такой груз, стало легче душе, в которой нет балласта. Наслаждайтесь этим состоянием, ведь вам намного легче, не правда ли? Оцените свою обиду снова.

Техника эта не совсем подходит, если обида слишком сильная. Возможно, придется повторить её или же обратиться к психологу, который поможет сбросить этот вредный груз.

Просто знайте, что без обид жить куда легче.

"Обидеть нельзя, можно обидеться", "обида - следствие неадекватных ожиданий", "обида - это манипуляция". Знакомые штампы? Обиде в последнее время не повезло. Сложно сказать, почему - но обиду вычеркнули из списка "легальных" человеческих переживаний и стали рассматривать как чувство вредное, деструктивное, "рэкетное", а человека обидевшегося - чуть ли не как агрессора. Особенно эту тему полюбили почему-то эзотерики: статьям с советами, как избавляться от обиды в себе и никогда больше не допускать это чувство в свой прекрасный внутренний мир, - нет числа на порталах популярной психологии с уклоном в духовные практики.

Для начала небольшой экскурс в историю. В уравнивании обиды с манипуляцией "виноваты", я полагаю, популяризаторы Э. Берна, который описал некоторое количество игр, связанных с манипуляциями чувством вины. Фраза "обидеть нельзя, можно обидеться" - принадлежит Эрнесту Холмсу, основателю движения "Наука разума", который в своей книге "Сила мысли" написал следующее: "Ранимость - это не слабость, а диагноз. Не позволять никому и ничем задеть ваши эмоции означает не позволять самому себе почувствовать обиду . Помните о том, что невозможно обидеть; можно - обидеться ". Товарищ приобрел немало последователей, в том числе среди любителей НЛП , но был он не психологом, а религиозным философом весьма радикального толка. Концепция, в которой обида рассматривается как искажение восприятия, маркер неадекватных ожиданий - принадлежит отечественному ученому Ю.М. Орлову, автору теории саногенного (здорового) мышления и книги про обиду - на мой взгляд, полезной и увлекательной (). В ней автор описывает механизм обиды как реакцию на несоответствие реальности ожиданиям, но нигде не клеймит обиду как деструктивное чувство, и даже подчеркивает вред от подавления и намеренного скрывания обид, выступает за экологию общения, призывает сообщать другим о своих переживаниях.

Как же так получилось? Каким образом существующие психологические концепции были подхвачены, переиначены и вписаны в идею саморазвития через устранение якобы "негативных" чувств из внутреннего мира? Меня смущает (и обижает) эта тенденция. Я не могу считать вредными никакие чувства, возникшие в процессе эволюционного и социального развития человека. Давайте разберёмся.

Прежде всего, обида - чувство, возникающее в результате социализации. Младенец, который не может удовлетворить свою потребность - испытывает только злость. Для появления обиды внутренняя реальность должна стать более сложной: в ней должна появиться ценность отношений с другим человеком. Обида - комплексное переживание, включающее и жалость к себе, и злость на обидчика, и, что важно, удерживание этой злости противоположной тенденцией - любовью или, как минимум, идеей ценности отношений. Слишком противоречиво? Да. Мир человеческих переживаний - бывает сложным, неоднозначным, и подразумевает, что человеческая психика способна справиться с амбивалентностью: что можно испытывать к одному объекту разные чувства. Упрощение, огрубление чувств - маркер нарушения психического развития, и, наоборот, чем здоровее человек - тем более тонкие, сложные и неоднозначные переживания ему доступны. Что будет, если не удерживать злость? Человек будет если не сразу убивать, то по меньшей мере разрывать отношения при малейшем несоответствии ожидаемого реальному.

А как насчет того, чтобы сразу принимать другого как есть? Это хорошая идея, но слишком абстрактная. Чтобы принимать тебя как есть - надо для начала понять, какой ты есть. Идея, что человек может знать и принимать что-то заранее - это идея всемогущества. Живые люди мало что знают заранее, не стесняются включать естественную функцию отвращения, и, если не отравлены идеей "всепринятия" - дают себе возможность узнать другого в процессе отношений. Обида появляется из неадекватных ожиданий, но дело в том, что наши ожидания в отношении друг друга никогда не могут быть полностью адекватными, а восприятие - полностью свободным от проекций. Восприятие другого человека - неизбежно строится на проекции, которую еще предстоит проверить в общении. А если уж говорить о близких отношениях, то неизбежный этап влюбленности, который и позволяет людям удержаться рядом за счет сильного влечения друг к другу - подразумевает слияние со своими проекциями. Первая обида в отношениях - это первый шаг для перехода от блаженного слияния к узнаванию другого человека, и через это узнавание - к более зрелым отношениям.

Таким образом, обида - это возможность сделать паузу и отрегулировать межличностное взаимодействие, разобравшись в своих ожиданиях и реакциях другого. Да, реакциях другого на мою обиду - в том числе. Как быть с тем, что обида - вызывает какие-то реакции, а значит, может рассматриваться как манипуляция? Но коммуникативный аспект - есть у любой эмоции. Выражение эмоции во внешнем виде и поведении - древнейший способ коммуникации, позволяющий и животным, и людям регулировать своё общение с сородичами. В этом смысле любое эмоциональное влияние на другого человека можно рассматривать как манипуляцию. Люди в общении неизбежно наблюдают друг за другом, посылают эмоциональные сигналы, считывают ответные эмоциональные реакции - и таким образом выстраивают отношения и дистанцию в отношениях. Словами, как известно, передается менее 30% информации. По моему мнению, говорить следует не о деструктивности обиды самой по себе, а о деструктивных или конструктивных коммуникациях, которые человек выбирает, оказавшись обидчиком или обиженным. Если обиженный не говорит, на что он обиделся, не позволяет искупить вину (или обижается без поступка, для удовольствия видеть чужую вину и ощущать собственную власть над ситуацией), не дает возможности договориться - можно говорить об обиде как привычном способе разрушительной коммуникации. Если человек в обиде доступен для контакта (либо ясно заявляет о необходимости побыть одному некоторое время), явно обозначает связь своей обиды с поступком другого, и в принципе договороспособен - обвинение его в манипулятивном поведении, увы, будет манипуляцией. Поскольку отрицание права другого человека на собственные чувства - на мой взгляд, самая злостная манипуляция из всех возможных.

Некоторые люди опасаются выглядеть обиженными, поскольку считают демонстрацию обиды - демонстрацией слабости. Да, показывая обиду - мы показываем свою уязвимость. И мы действительно уязвимы во всём, что связано с нашими ожиданиями от других людей, с нашими потребностями в других. Но сильный, адаптированный к миру человек отличается не тем, что ему никто не нужен, а способностью восстанавливаться и справляться с разочарованиями. Идея силы как абсолютной неуязвимости - иллюзорная идея, делающая человека, с одной стороны, нечувствительным, а с другой - очень хрупким. Риск открыться и столкнуться с отвержением - для такого человека будет равносилен краху всей личности. Истинно сильный человек не боится как показаться слабым, так и обмануть ожидание своей слабости, если этого требует ситуация.

Страшно устать… - это когда разные уголки твоих чувств

становятся непонятными тебе самому. И ты начинаешь жалеть

себя и злиться на окружающих.

А уже из-за этого - злиться на себя и жалеть окружающих…

Ну, примерно так.

Харуки Мураками

Причина злости это… Итак, для чего же нам нужна злость , для чего же матушка природа создала такую универсальную эмоцию, которая способна защищать и убивать? Для чего люди подавляют злость, и что происходит, когда злость остается подавленной , а потом выплеснутой? И, как справиться со злостью?

В животном мире, злость играет неотъемлемую часть жизни. Позволяет защищать территорию, заботиться о себе и потомстве. В человеческой жизни, функция злости нарушена, и приобрела уже масштабы эпидемии. С последствиями подавленной злости имеют дело психологи, служащие тюремных заведений, врачи-онкологи, случайные прохожие, родные и близкие…

Злость может возникнуть на фоне недовольства. К примеру, я не люблю, когда люди бросают бумажки на улице, и когда я это вижу, то меня начинает злить такое поведение. Можно разными способами эту злость выражать, но она будет снова и снова возникать, когда ситуация с бумажкой будет повторяться. Так может проблема со мной, с моими зацепками за нравственность, порядочность? Может ситуация в далеком в прошлом, где мне взрослые давали щелчки по носу, за то что я бросал бумажки от конфет напоминает о себе? В таком случае — нет агрессора, а есть внутренний настрой, отношения к ситуации, которые запускают механизм злости.

Некоторые люди злятся с целью разозлить другого человека. Очень часто это происходит из-за нехватки внутренней энергии. Что это значит? Значит то, что, разозлив другого человека, тот, кто злится, выплескивает огромное количество энергии. Этим люди со слабой энергетикой и пользуются, будто подпитываясь от них зарядом. Кстати, многие люди это делают совсем не умышленно, а бессознательно. Знакомо?

Человек, не испытывающий к себе, к другим людям любовь, симпатию, сам по себе весьма агрессивен. В памяти всплывают образы детей, выросшие без родительской заботы, любви, внимания…

Возникновение подавленной злости.

Если на примере, то это выглядит следующим образом. Вот я маленький ребенок, чувство злости , является для меня абсолютно нормальным. Моим родителям, и воспитательницам из садика, не нравится, что я проявляю чувства недовольства, требую разные вещи, кусаюсь, имею свой характер, и на фоне этого, становлюсь абсолютно не управляем (на их мнение). Для того чтобы мной управлять, они под предлогом наказания (физического или эмоционального), подавляют мою злость. Со временем, я уже знаю, что если буду злиться , то буду наказан. Естественно, я выбираю держать злость в себе , так как я во многих отношениях просто зависим от родителей. В итоге, вместо проявления злости , я выбираюподавление злости , которое сопровождается невротическим поведением; грызу ногти, кусаю губы, щипаю себя, бьют…

Потом школа, где повторяется подобное обращение ко мне «взрослых» людей, институт или техникум, армия. Далее, я выхожу во взрослую жизнь эмоциональной калекой, не способной отстаивать свое мнение, принимать решения, защищать себя, с кучей психосоматических заболеваний. Зато весьма предсказуем и послушен. Что еще нужно государственной системе от человека?

Если это выглядит смешно, то спросите себя; если б Вы были начальником, нравилось бы то, что сотрудник злится на Вас, высказывает свое мнение, поступает по-своему? И как над таким сотрудником быть начальником? Проще уволить такого негодника!

Помните историю с правлением Сталина, где людей своеобразных, высказывающих свое мнение, просто ссылали в лагеря или убивали? А знаете о том, что люди с подавленной злостью , охотно идут на войну и убивают, так как есть легализированный способ выразить агрессию? Государственные чиновники об этом знают, и применяет на практике с большим успехом.

Религиозное общество, пришло на помощь государственной системе, объявив злость грехом. Грех , как известно, «кем-то там» наказуем. Под страхом наказания за злост , человек подавляет ее. Чтоб управлять человеком, достаточно сделать так, чтоб он боялся. Страх!!! Страх делает людей послушными. Страх, и подавленные чувства , делают из человека бездушного истукана с миной замедленного действия внутри.

Я довольно длительно время работал психологом в тюрьме строгого режима. Первое время удивлялся тому, что внешне спокойные заключенные, отбывали срок наказания за убийство, насилие, извращение над детьми. Только потом я понял, что заключенные только с виду спокойные, при всем том, что они свои чувства контенируют до определенного времени, пока подавленная злость не вырывается наружу в виде ярости с фатальными последствиями.

Злость и обида

Как я уже писал, злость является вполне естественным чувством, как и любовь, симпатия… В человеческих отношениях, всегда возникают разные чувства. Злость тому не исключение. Только вот злость порою просто невозможно предъявить. Тогда, оптимальным поведением в таком случае, является подавление злости , или обида.

Обида, это злость направлена на самого себя

Другими словами, человек уже научен как-то обходиться со своей злостью , и выбирает злиться на себя , подавлять агрессию, нежели предъявлять ее.

Другой стороной обиды может послужить то, что люди часто выбирают чувство обиды, для того, чтоб винить другого в манипулятивных целях. «Раз я обижаюсь, значит, ты в этом виноват, а раз ты виноват, значит я прав». Таким способом, многие люди пытаются ухватить мнимое превосходство над другим человеком.

Знаете причину суицидального поведения ? Ответ парадоксален, но прост. В какой-то ситуации, человек просто зол, но по некоторым причинамне способен выразить эту злость . Ситуации повторяются, и чувства злости остаются и накапливаются. Тогда, это чувство злости он направляет на самого себя. Одной из форм такого направления злости и есть суицидально поведение .

Страх отвержения, вот еще одна из причин, почему люди подавляют злость. В таком случае, злиться на себя безопасней в том смысле, что если человек будет злиться на другого , то есть вероятность того, что его отвергнут. А страх отвержения для человека, порою сильнее любого другого страха . Кстати, именно манипуляцию отвержением часто применяют родители для усмирения ребенка.

— Что ты сейчас чувствуешь?

— Я обижаюсь.

— Ну, обида, это злость на самого себя. Ты можешь говорить о своей злости?

— Нет!

— Что мешает тебе говорить о злости?

— У меня есть страх, что если я буду предъявлять злость, ты отвергнешь меня.

Встречается и такое; «я злюсь на тебя, а так, как это плохо, я начинаю злиться на самого себя за то, что злюсь ». Тут уже всплывает чувство вины. Порочный круг замыкается, разомкнуть который удается только через упорную и кропотливую работу на сеансах психотерапии.

Боль и злость.

Каждый взрослый человек испытывал чувства боли в физическом, эмоциональном смысле и справлялся с этим чувством по-разному. Боль, это состояние, несущее в себе огромный заряд эмоций. Если эти эмоции остаются не выраженными, подавленными, то образуется заряднакопленной злости . А в следствии: подавленность, хроническая бессонница, боль в суставах, головная боль, и еще масса болезней. (Порядком 90% психосоматических заболеваний, связанные с подавлением чувств. Подавленное чувство злости в этом списке занимает лидирующую позицию).

Думали над тем, почему душевная боль с годами совсем не проходит, и бывает даже наоборот – усиливается? Дело в том, что не прожитая боль,невыраженная злость , остается внутри у человека, и напоминает о себе в виде симптомов и неприятных воспоминаний.

Злость по своему направлению всегда объектная. На сеансах психотерапии, я иногда слышу от клиента, что он злится на всю планету , на всех женщин или мужчин, но за этим «ВСЕХ», скрывается один человек – «массовик затейщик». Что это значит? А то, что злость на всех , этоскрытая злость на одного человека, только эта злость вытеснена, скрыта. Если это злость на всех мужчин , то на самом деле, это злость на одного мужчину , а из одного мужчины, уже проецируется на всех.

Злость во сне , является хорошим индикатором того, что у вас есть подавленная злость . Подавленная в реальной ситуации эмоция, стремиться завершиться в сновидении через действие. Злость во сне может выражаться в разных образах: зубатое животное, острые предметы, драка, насилие, убийство, собственная смерть…

Грусть. Тоска. Скука.

Может показаться смешным, но именно грусть, тоска, скука , является симптомами подавленной злости . Вместо того чтоб сказать надоедливому и неинтересному оппоненту, чтоб он заткнулся и убирался восвояси, выбирают, просто молча слушать и зевать.

Показательным будет то, что клиенты, испытывающие хроническую усталость, грусть, становятся весьма энергичными и подвижными, когда им удается на сеансах психотерапии, выплеснуть заряд подавленной злости . Кстати, вслед за обретенной энергичностью, проходят и многие симптомы.

Меня иногда спрашивают — как подавить злость ? Ответ прост! Можно «душить» в себе это чувство, терпеть, не выражать, молчать, делать вид, что ничего особенного не происходит, но помните, что в случае подавления злости, злость подавит Вас.

Как справиться со злостью? Вариантов конечно много, но хочу остановиться на двух. Можно справиться со злость, явно выражая ее. Можно бить посуду, устраивать скандал, затевать драки,… Такая реакция иногда не совсем уместна, но во многих случая даже очень эффективна. При этом вы в некотором роде нападаете на агрессора. Я считаю этот способ выражения злости деструктивным.

Существует еще один универсальный способ как справиться со злостью – это говорить о своей злости. При этом вы говорите о своей злости, выражаете ее, а не подавляете. Еще, я считаю этот способ выражения злости конструктивным, так как вы говорите о себе, о своих чувствах, о своих границах, потребностях , и абсолютно не нападаете.

Пример:
Послушай, я очень злюсь на тебя. Меня раздражает твое хамское отношение ко мне, и моим вещам. Мне не приятно, когда ты прислушиваешься к моему мнению. Хочу, чтоб ты считался со мной, во всяком случае, с теми вопросами, которые касаются меня лично.

Лекарство от злости

Всегда за злостью скрывается тайная потребность. Если вы злитесь , то задайте себе вопрос – «чего хочу, когда злюсь?» Если на вас злятся , то спрашивайте смело – «чего хочешь, когда злишься?». Выявление потребности на фоне злости – нейтрализует саму злость.

Пример 1.
« Мне надоело, что ты постоянно игнорируешь меня! » Здесь совсем не понятно про желания человека, который злится.
Пример 2.
« Я хочу, чтоб ты уделял мне больше внимания ». В этом случае, весьма понятно про чувства и желания человека.
На первый взгляд, такое поведение может показаться диким, и непривычным, но думаю, что более диким является подавление злости , или бездумное размахиванием кулаками.

P. S. Не нужно смешивать злость с гневом и ненавистью — это разные чувства, при всем том, что гнев и ненависть берут свои истоки из злости. Подавленная, накопленная злость, превращается в разрушительную силу, порой, тяжело управляемой. Грань между нормальной и не нормальной злостью весьма размыта. Статья написана 08.09.2010 года.

главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.