Происхождение слова морфемика. Что изучает морфемика. Что такое морфема
| словарь терминов
Что такое морфемика и морфема?
Морфемика
(от греч. morph - ‘форма") - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике
решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.
В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Минимальной единицей звукового потока является звук . Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруд а и прут а . Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.
В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности. Словосочетания , как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол ).
Еще одной значимой единицей является предложение . Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы. 1.Что изучается в морфемике? 2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных сло3. Как найти окончание и и основу слова?
4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
5. Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
7. Приведите примеры слов с беглыми главными в корне, суффиксе и приставке.
8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда - с?
9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в конях - лаг - - - лож -, - раст - - - рос -?
10. Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?
1.Что изучается в морфемике?
2.Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
3.Как найти окончание и основу слова?
4.Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
5.Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
6.Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
7.Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
8.Как различить, когда надо писать на конце приставке з, а когда с?
9.Как мы определяем,какую гласную надо писать в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-?
10.Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
11.Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?
2.Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
3.Как найти окончание и основу слова?
4.Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
5.Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
6.Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
7.Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
8.Как различить, когда надо писать на конце приставке з, а когда с?
9.Как мы определяем,какую гласную надо писать в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-?
10.Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
11.Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?
Если можно подробно но кратко:)
Морфемика и словообразование.
МОРФЕМИКА
Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г.
Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).
Слово состоит из основы и окончания. Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:
1)приставка,
2)корень
3)суффикс.
Познакомимся с новыми морфемами!
4)постфикс (ся/сь): беречь- ся, береги- сь;
5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
! Неизменяемые слова окончаний не имеют:
- Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;
- Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;
- Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;
- Наречия: вблизи, влево, горячо.
Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор):
- Определите, к какой части речи относится слово.
- У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение.
- Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива).
- Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
- Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Пример: Повредит - глагол, обозначает действие - причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по - неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Словообразование - раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово.
Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.
Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:
- Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)
- Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий
- Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие)
Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы:
- Приставочный : бес порядок ← порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи! Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
- Суффиксальный : проситель ниц а ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать ← рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение← положить)
- Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б) от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание.
- Приставочно-суффиксальный: под бород ок ←борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый )
- Сложение - образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пеш е ход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие, суффиксальный
Правило №1 . Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).
Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).
Правило №2 . Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Ловушка ! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).
Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).
При подборе однокоренного слова помни следующее:
часть речи | от какой части речи может быть образовано | каким способом |
существительное | существительное | приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
Прилагательное глагол | суффиксальный, бессуффиксный |
|
прилагательное | существительное | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
прилагательное | приставочный |
|
глагол | суффиксальный |
|
глагол | глагол | приставочный, суффиксальный |
существительное | суффиксальный, |
|
прилагательное | приставочно-суффиксальный |
|
наречие | существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
причастие | суффиксальный |
|
причастие, деепричастие | только глагол | только суффиксальный |
Алгоритм действий:
- Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), - л (пр.время) у глаголов).
- Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
- Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
- Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
Образец словообразовательного анализа слова:
- Загородный . Лексическое значение: находящийся за городом.
- Основа слова – загородн
- Ближайшее родственное слово – город , его основа – город
- Сравним основы: загородн и город . В основе слова за город н выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н-
- Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом.