Болезни Военный билет Призыв

Психологические особенности умственной деятельности. Умственная деятельность и ее характеристика. Понятие «умственная деятельность»

Сегодня нематериальными активами бизнеса могут служить результаты интеллектуальной деятельности.

Поэтому, резонно изучить существующие виды умственной деятельности и определить их значимость для предпринимательства.

Итогом интеллектуальной, является духовный, творческий труд и мысли человека.

В области наук, литературы, техники, искусства и дизайна эту деятельность можно назвать скорее художественным конструированием.

Результаты такой деятельности могут быть использованы в качестве нематериальных активов компаний.

Кроме того, можно выделить следующие виды умственной деятельности:

  • оперативную — связанную с выполнением текущих мыслительных операций;
  • аналитическую — анализ, обработка полученной информации;
  • творческую — раскрывающую творческий потенциал человека, духовные наклонности;
  • трудовую — профессиональную;
  • социальную — вытекающую из общественных, семейных отношений, статуса человека, личных связей.

Также виды умственной деятельности объединены в две основные подгруппы:

  • непосредственно относимые к материальному производству.
  • находящиеся вне материально-производственных отношений.

Мыслительные процессы первой группы связаны с профессиями инженерного профиля:

  • с проектированием производственного процесса (конструкторы),
  • с эксплуатационными — техники, инженеры, операторы, мастера,
  • учетными — статисты, бухгалтеры,
  • управленческими — , подразделений, предприятий функций;

Профессии, второй группы задействованы:

Любые виды умственной деятельности основаны на психической внутренней , базисом которой выступает работа головного мозга.

Осознанно мыслят практически все взрослые люди. От результатов же их деятельности, их качественности, скорости мыслительных процессов могут зависеть многие бизнес-процессы.

Так, если, например, бизнес основан на маркетинговом продвижении сторонних компаний, то от скорости и креативности умственной деятельности сотрудников этой фирмы будет зависеть продуктивность всего бизнеса и, как следствие, его прибыль.

Кроме того, многие виды умственной деятельности настолько плодотворны, что их результаты могут использоваться долгосрочно, принося постоянную прибыль за все время их использования.

Это такие результаты интеллектуального труда, как:

  • произведения науки, искусства, литературы, на которые возникают патентные, авторские, смежные права.

В бизнесе умственная деятельность может принести следующие нематериальные активы:

  • товарный, фирменный знак, бренд;
  • ноу-хау, инновационные достижения, новые формулы, рецепты, промышленные образцы;
  • собственное программное обеспечение;
  • изобретения, патенты.

В условиях высококонкурентного рынка своевременное, широкое использование результатов разнообразных видов умственной деятельности способствует повышению эффективности бизнеса, качества, индивидуальных особенностей товаров, работ, услуг.

Сегодня исключительные умственного труда: полезные модели, изобретения, товарные знаки, промышленные образцы являются составной частью активов предприятий.

Эти права можно инвестировать в бизнес, другие виды деятельности. Они также могут служить вкладом при создании юрлица (общества, товарищества).

В связи с этим во многих государствах гарантируется свобода художественного, литературного, технического, научного, других видов творчества.

деятельности.

Усвоив материал этой главы, вы должны уметь:

    Объяснять механизмы физиологических изменений в организме при умственном труде.

    Охарактеризовать психические трудовые функции: внимание,

память, мышление, творческое воображение.

    Показать динамику изменения умственной работоспособности в течении суток.

    Описать состояние умственно-эмоционального утомления и переутомления.

    Раскрыть физиологический механизм и факторы риска формирования нервного напряжения.

    Характеризовать учебные стресс-факторы и проявления эмоционального стресса.

§1. Физиологические основы умственной деятельности.

В основе умственного труда лежат восприятие, переработка информации и принятие решений. Восприятие информации в основном осуществляется зрительным и слуховым анализаторами. При этом включаются такие высшие психические функции, как внимание, память, интеллектуальная деятельность. Особенностью некоторых видов труда является повышенное эмоциональное напряжение, других - однообразие и простота выполняемых функций. Во всех случаях умственной деятельности основным является участие центральной нервной системы, ее высших отделов.

Головной мозг человека – сложная функциональная система, действующая как единое дифференцированное целое. В связи с этим, так называемых высших интеллектуальных центров, не существует и в осуществлении интеллектуальных функций принимают участие многие элементы или вся кора больших полушарий.

Головной мозг ни днем, ни ночью не находится в бездеятельном состоянии. Благодаря десяткам миллиардов нейронов он может накапливать свыше 10 млрд. единиц информации в секунду, что в несколько раз больше, чем самая совершенная ЭВМ. Вместе с тем, принято считать, что лишь около 20% возможностей мозга используются человеком в его деятельности.

В процессе умственного труда образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и ВНД позволяет понять механизм образования трудовых навыков, которые определяют успех умственного труда. Условный рефлекс есть ответная реакция организма на внешние раздражители. Поведение человека, в частности, во время умственной работы регулируется законами условного рефлекса, процессами возбуждения и внутреннего торможения, экономящего силы человека.

Взаимодействие двух основных нервных явлений – возбуждения и торможения – обеспечивает человеку возможность быть всегда бодрым и хорошо ориентироваться во внешней среде. Образование и смена условных рефлексов при умственном труде осуществляется сложнее, чем при труде физическом.

Важной формой регулирования нервных процессов в коре головного мозга является нервная индукция – сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Различают положительную индукцию, при которой процесс торможения, возникший в одном пункте мозговой части анализатора, тотчас вызывает появление процесса возбуждения в другом его пункте. Отрицательная индукция, которая наступает, когда вызванный нами рефлекс усиливает имеющееся в других пунктах состояние торможения. Отрицательная индукция выражается, например, в забывчивости человека.

При тренировке процессы иррадиации – распространения, концентрации возбуждения и торможения, связанное с ними явление индукции происходят быстрее и точнее. В итоге достигается высшая ступень приспособления к условиям труда.

Создание устойчивой системы условных рефлексов, вырабатываемых в труде, обеспечивается эмоциональным интересом к совершаемому делу.

Роль эмоций в процессе умственного труда. Эмоциональная активность выступает как необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности, если эта деятельность является достаточно сложной для человека, что только субъективно легкие задачи можно решить без эмоциональной активности. Эмоции выполняют очень важные функции в познавательной деятельности при взаимодействии мотивов интеллектуального характера. Готовность к действию высших отделов мозга зависит от нормального функционирования центров эмоций.

Нейрофизиологические исследования показывают, что эмоции являются источником творческой и познавательной деятельности. Для высших интеллектуальных актов нет резкого разграничения между положительными и отрицательными эмоциями.

В процессе интеллектуальной и учебной деятельности отрицательные и положительные эмоции, т.е. эмоции от успеха или неудачи, наслаждения или страдания, не только часто сменяют друг друга, но также и переплетаются между собой. Например, сдача экзамена даже на "отлично" у сильного студента иногда может вызывать неудовлетворение, так как в спокойном состоянии он мог бы изложить материал значительно лучше.

Под влиянием положительных эмоций повышаются функциональные возможности мозга и стимулируется ассоциативная деятельность. Положительные эмоции способствуют возникновению эмоциональной доминанты и зарождению новых потребностей и мотивов, ускоряют темп интеллектуальных процессов. При этом индивидуум становится более активным, подвижным, веселым. Выразительными становятся также голос, мимика, поза и жестикуляция.

Трудовая творческая деятельность, обучение, высокое интеллектуальное развитие и социально-этическая детерминированность своеобразно видоизменяют эмоции и их внешнее проявление. У человека эмоциональные реакции в прошлом были гораздо больше связаны с мускульными движениями. Развитие высших интеллектуальных процессов подчинило и соответственно изменило характер эмоций. Хотя разделение эмоций на эмоции высшего и низшего порядка в какой-то степени искусственно, оно облегчает понимание природы эмоций и выявление их роли в приспособительных механизмах организма, особенно в процессе трудовой деятельности и обучения. Эмоции высшего порядка управляют поведенческими актами человека, а также способствуют решению различных умственных и когнитивных задач учебного характера.

Человек целенаправленно использует весь свой богатый эмоциональный фонд для решения определенных задач, достижения цели, творческой деятельности, обучении. Видоизменение эмоциональных проявлений не должно означать, что при этом уменьшаются потенциальные ресурсы эмоций. Оно свидетельствует о качественном их изменении - одно качественное проявление эмоций переходит в другое. Эмоциональная разрядка возможна не только при различных аффективных проявлениях. При напряженной творческой работе и обучении эти эмоциональные потенции используются постепенно и целенаправленно, без особых внешних проявлений.

Волевые качества индивидуума также определяют утонченность эмоциональных проявлений. Трудности и препятствия в работе и учебе нередко концентрируют эмоциональную энергию на решении поставленной задачи, что не обходится без целенаправленного воздействия воли. П.И.Чайковский говорил, что нечеловеческим напряжением воли человек добьется больше, чем гениальный лодырь.

Физиологические изменения в организме при умственном труде. Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности.

Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Интегративное взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивает взаимодействие двух уровней обработки информации: чувственного и абстрактного. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные доли мозга.

Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения интеллектуальных тестовых задач и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания - объем, концентрация, переключение, памяти - кратковременной и долговременной, восприятия - появляется большое число ошибок.

Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Увеличение расхода энергии при отдельных видах умственной деятельности различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94%, у операторов вычислительных машин – на 60-100%.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно – эмоциональной напряженности. При нервно-эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламина, увеличение норадреналина в симпатических окончаниях, содержания в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы и повышающих возбудимость нейронов.

Любая умственная работа сопровождается определенным психоэмоциональным напряжением, которое приводит к усилению энергетического обмена, повышению тонуса мускулатуры.При интенсивной интеллектуальной деятельности энергетические потребности мозга повышаются до 15 – 20% от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2% от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 – 6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.

Несмотря на значительное увеличение энергетических потребностей мозга, при умственной работе газообмен не изменяется, либо возрастает очень незначительно. При массе головного мозга 1500 г количество потребляемого им кислорода в минуту составляет около 50 мл. Эта величина при умственной работе существенно не изменяется. Наблюдаемое увеличение газообмена при некоторых видах умственной деятельности, например, чтении, объясняется ростом мышечной активности в этот период.

При умственной работе существенных сдвигов в кровообращении не наблюдается. В связи с фиксированной позой и отсутствием движений имеется недостаточная мобилизация функций кровообращения. Исключением является эмоционально напряженный труд: волнение, нетерпение сказываются на состоянии сердечно – сосудистой системы и ведут к учащению сердцебиений, изменению ЭЭГ, повышению артериального давления. Так, у переводчиков во время синхронного перевода частота пульса в среднем составляет 100 ударов в минуту, возрастая временами до 160. Имеются клинические наблюдения и статистические данные, показывающие, что у работников умственного труда заболеваемость гипертонией, коронарной недостаточностью, атеросклерозом выше, чем у лиц, занимающихся физическим трудом.

При разработке рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы “рабочая доминанта” полностью не угасает, обуславливая более глубокое утомление и истощение ЦНС при умственной работе в большей степени, чем при физической.

Cтраница 1


Умственная деятельность (как и мышечная) - это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга.  

Умственная деятельность, включающая в себя процесс моделирования, развивается на основе функционирования и взаимодействия трех образований коры головного мозга: сенсорного, нейронного и оперативного полей коры мозга. Закономерности функционирования указанных образований мозга отражаются на моделирующей деятельности человека. Это значит, что в процессе построения новой модели проявляются особенности функционирования оперативного поля, различная скорость и полнота проявления информации, хранившейся в следах памяти различной прочности, а также состояние последействия, которое возникает в - корковых следах, охваченных умственными операциями.  

Умственная деятельность, - из этого исходит Пиаже, - не является всецело деятельностью логической.  

Направленно-организованная умственная деятельность в процессе поиска оптимального решения позволяет отчетливо видеть ход решения поставленной задачи, анализировать данные в связях и отношениях, организовывать свои действия исходя из существа задачи.  

Целенаправленная умственная деятельность по 11 часов в день является весьма напряженной и, конечно, утомительной. Но, во-первых, утомление от умственной активности, если оно не чрезмерно, - нормально, как и всякое утомление от работы. Во-вторых, современные общие и специальные требования к специалисту настолько велики, что едва хватает и этих 11 часов напряженной ежедневной работы.  

Умственная деятельность конструктора не позволяет нормировщику быть свидетелем возникновения, развития и созревания конструкторского замысла. Он может лишь зафиксировать время, потребовавшееся конструктору для реализации того или иного замысла в чертежах, причем в каждом отдельном случае - разное.  

Умственная деятельность машиниста непосредственно включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Для него характерна высокая работоспособность, сопротивление усталости в условиях трассы при определенной физической нагрузке и заданном темпе работы.  

Умственная деятельность машиниста непосредственно связана с его трудовыми действиями. У него должно быть хорошо развито практическое оперативное мышление для самостоятельного решения различных технологических задач.  

Умственная деятельность машиниста крана-трубоукладчика непосредственно связана с его практическими действиями.  

Умственная деятельность операторов разных профессий различна по составу и структуре. В типичных ЧМС нефтегазодобывающего производства оператор выполняет перечисленные виды умственной деятельности с разной интенсивностью, при разных затратах времени, информации, энергии.  

Для умственной деятельности требуется тонко дифференцированное возбуждение ограниченных участков коры головного мозга и одновременное торможение других, рядом расположенных участков. Сильные чувства связаны с высоким уровнем возбуждения подкорковых центров. Импульсы из подкорки бомбардируют кору мозга, приводя к ее разлитому возбуждению, и интеллектуальная деятельность ухудшается. Такова нейрофизиологическая основа закона Еркеса - Додсона.  

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Выделяют несколько видов мышления , соответствующих стадиям развития человека.

  1. Наглядно-действенное - генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха.
  2. Наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора.
  3. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.

Форма мышления - это способ выражения мыслей или схема их построения. По содержанию мышление бесконечно многообразно, но все это многообразие укладывается всего в несколько форм. Существует три формы мышления : понятие, суждение и умозаключение

Понятие может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Суждение (высказывание) - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение состоит из понятий, связанных между собой, выражается в форме предложения, может быть истинным или ложным, простым или сложны

Умозаключение - форма мышления, в которой из нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

«Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности». Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестны ему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

«По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое. В психологии, например, долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и в силу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощением теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, но только не интеллектуальной операцией». В результате сложилась альтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли.

С другой стороны, если вопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, что практическое мышление -- это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть даже время для подобных проверок. Высшие проявления человеческого ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих практиков (Петр I, А.Суворов) и у великих теоретиков (Ломоносов, К.Циолковский).

«Одной из наиболее распространенных является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

«В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик».

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. «Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать наглядный различный материал».

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от существенных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

Успешность решения задач во многом определяется тем, насколько адекватны содержанию задачи приемы и компоненты мышления. В разных по содержанию задачах к решению может привести преобладание различных компонентов мышления. Вот, например, как практически-действенное мышление позволило решить сложную теоретическую задачу. «П.Н.Яблочков, изобретатель первой электрической лампочки, долго думал, как сделать, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикальной линии, не увеличивалось при сгорании, в результате чего ток прерывался и электрическая лампочка гасла. Пробовали делать механизм, сближающий угли, но это оказалось дорогим и сложным приспособлением. И вот однажды, сидя в кафе, П.Н.Яблочков по обыкновению что-то писал на салфетке и случайно положил два карандаша рядом. И тут его осенила мысль: поместить угли в лампе параллельно. Задача была решена, оставалось только оформить ее технически».

В других случаях наглядный образ может увести от правильного решения задачи и эффективнее использовать отвлеченное, абстрактное мышление. Вот пример такой задачи; «Два товарища направились из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 30 км. Один из них шел пешком, делая по 6 км в час, а другой ехал на велосипеде, двигаясь со скоростью 13 км в час. Когда велосипедист доехал до пункта Б, он повернул навстречу пешеходу. Поравнявшись с ним, велосипедист снова повернул к пункту Б, оттуда поехал навстречу товарищу и так ездил до тех пор, пока пешеход но дошел до пункта Б (предполагается, что оба друга двигались непрерывно и равномерно). Сколько километров проехал велосипедист?». Нередко первые попытки решения такой за дачи вызваны наглядностью происходящего действия: учащийся пытается вычислить сколько километров проехал велосипедист до первой встречи с пешеходом, до второй и т,д, В то же время, если отвлечься от заданных образов и определить сколько времени были в дороге оба товарища (по 5ч.= 30 км: 6 км/ч), то легко найти искомое (13 км х 5 ч. = 65 км).

В мышлении каждого человека есть свои особенности, включенные в относительно устойчивую структуру умственных способностей. Эти различия в мышлении называют качествами ума. Понятие «ум» шире понятия «мышление», так как «ум», как и более современное понятие «интеллект», характеризует не только особенности мышления, но и специфику других познавательных процессов. В индивидуальных особенностях мышления может отражаться как специфика мыслительного процесса, так и различие в отдельных фазах мыслительного акта. В целостном акте мышления отличия проявляются прежде всего в соотношении различных его видов. Для одних людей характерно оперирование наглядными образами, другим свойственно использовать абстрактные теоретические модели. Особенности мыслительной деятельности будут также зависеть от эмоциональности человека, имеющихся у него знаний и опыта, соотношения содержательных и операционных структур. Динамические характеристики мышления определяются скоростью, быстротой мышления, что обусловлено временем, в течение которого дается окончательный ответ на поставленный вопрос. Конечно, это норма существенно связано со сложностью решаемой задачи, но при прочих равных условиях можно найти людей, у которых сложные мыслительные операции протекают очень быстро. «Сейчас даже определился держатель неофициального мирового рекорда по скорости устного счета. Им стал сотрудник Европейского центра ядерных исследований в Женеве голландский математик Калем Клейн. Он извлекает корень 19-й степени из числа со 133 цифрами. Калем Клейн также демонстрирует такой трюк. Просит загадать шестизначное число, затем ЭВМ возводит его в 37-ю степень и результат -- число из 220 цифр -- передают Клейну, записав на нескольких грифельных досках. Клейн в уме извлекает из этого числа корень 37-й степени и выдает результат -- загаданное шестизначное число. Вся работа занимает у него 3 мин 26 с.» Особенно отчетливо роль скорости мыслительных операций проявляется при различных психических заболеваниях. Так, у больных эпилепсией в связи с уменьшением скорости операций, мышление становится более инерционным, вязким, медленным.

Рассматривая отдельные этапы процесса мышления, можно заключить, что в начале мыслительного акта на этапе постановки задач индивидуальные особенности мышления проявляются прежде всего в его самостоятельности и инициативности. Под самостоятельностью мышления понимают умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями. Тесно связана с самостоятельностью мышления и инициативность, т.е. постоянное стремление самому искать и находить пути и средства для разрешения задачи. Указанные особенности мышления особенно ярко наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, когда дети задают так много вопросов, что взрослые назвали этот период возрастом «почемучек». На этапе поиска ассоциаций и отбора гипотез ярко выраженными оказываются такие свойства мышления, как его широта, т.е. способность охватить вопрос в целом, привлечь большое количество областей действительности, а также прошлое настоящее и будущее человека. Нередко таких людей называют «люди с широким кругозором». Однако нельзя путать широкое мышление с поверхностным, разбросанным. Поэтому широкое мышление обычно является и глубоким, т.е. отражающим наиболее существенные свойства и качества, связи и отношении действительности.

Проверка решения требует проявления критичности мышления, умения не принимать на веру своих и чужих мыслей, а подвергать их критическому рассмотрению, взвешивать все доводы «за» и «против». Критичность ума характеризуете и способностью человека оценивать как объективные условия, так и собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека. Как свидетельствуют наблюдения, с возрастом критичность мышлении возрастает. Наименее критичными, т.е. наиболее внушаемы ми, принимающими все на веру, являются дети. Взрослым необходимо специально обучать их контрольной, оценочной деятельности.

В ходе проверки решения, а также при внедрении полученных результатов в практику на передний план выдвигается такое свойство мышления, как гибкость. Гибкость мышления выражается в ее свободе от сковывающего влиянии закрепленных в прошлом приемов и способов решения и дач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Преодоление сложившихся стереотипов мышления и действия -- процесс сложный, не безболезненный, требующий времени взвешенного подхода. Косность, шаблонность, стереотипность мышления -- качества, противоположные гибкости -- мысли, которые развиваются при малой вариабельности задач в процессе обучения и отсутствии обсуждении при вырабатывании решений.

Рассматривая индивидуальные особенности мышления, нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность как целое. Немало умных решений осталось лишь проектами, не воплощенными в жизнь, поэтому большое значение имеет соединение ума с активностью личности, с готовностью применять свои силы в полезной деятельности.