Болезни Военный билет Призыв

Психология отношений на работе или как быть успешным? Особенности работы в коллективе

Важной составляющей успешной трудовой деятельности являются здоровые отношения в коллективе. Конфликты или скрытая вражда значительно сказываются на общей эффективности трудящихся. Коллектив на работе не выбирают, поэтому нужно научиться правильно вести себя.

При правильной подаче себя конфликтных ситуаций будет значительно меньше

Работа в команде даёт хорошие результаты, если каждый человек стремится внести свою лепту в общее дело. Взаимопонимание и взаимовыручка также играют важную роль.

Разделение на роли

В любом коллективе имеется разделение не только по должности, но и по роли, которую выполняет человек при совместной работе. Для того чтобы занять своё место в команде, нужно определиться с этой самой ролью.

Существует три уровня.

  1. «Рабочая лошадка» – человек, который имеет хорошие знания в определённой теме и умеет общаться с коллегами по работе. Он может выполнять задания и поручения, а также является консультантом, если дело касается практической стороны вопроса.
  2. Новатор – имеет нестандартное мышление и творчески подходит к выполнению задач. Большинство идей принадлежит этой категории сотрудников.
  3. Лидер – умеет собрать коллектив в единое целое, а также распределять обязанности между людьми. Такой человек вдохновляет на работу и контролирует выполнение всех требований.

Самая многочисленная категория – «рабочие лошадки». Это не означает, что данные люди глупее или хуже, просто они хорошо умеют выполнять поручения, чем и занимаются. Главное, найти своё призвание и занять нишу, которая подошла бы по уровню знаний, навыков и умений.

Хороших лидеров сложно найти. В идеале это не тот человек, который пожинает плоды работы всей группы, а направляет и организовывает деятельность. Для настоящего лидера нет понятия «я», есть только «мы».

Поведение в коллективе

В каждой компании есть свои правила

Для тех, кто работает в команде, важно соблюдать правила поведения в коллективе. Главное, соблюдать нейтралитет. Порой это довольно сложно, т. к. приходится общаться с разными людьми. Не нужно делить работников на плохих и хороших. А уж тем более делать это публично или рассказывать кому-то о своих размышлениях по этому поводу.

Причиной многих конфликтов на работе являются сплетни. Не стоит заниматься их распространением. Если нет уверенности в информации, то лучше на неё вообще не реагировать.

Новичкам, которые ещё не вникли в специфику работы, лучше первое время воздержаться от оценочных высказываний. Это негативно воспринимается «старожилами». Рекомендуется больше слушать, чем говорить, и фиксировать для себя основные правила, которые заведены в этом коллективе.

Скромность может сыграть на руку при построении гармоничных отношений в коллективе, но злоупотреблять ею не нужно. Необходимо научиться отвечать «нет» на просьбы коллег о выполнении работы, которая не входит в обязанности. Излишней добротой могут пользоваться.

Также не стоит вмешиваться в работу других людей. Давать советы можно только в том случае, если человек сам об этом попросил. Инициатива наказуема, т. е. может восприниматься в штыки.

Правила поведения в коллективе могут отличаться. Для того чтобы понять, какие негласные правила действуют, нужно некоторое время просто наблюдать за поведением людей на работе.

Проблемы в коллективе

Конфликтные ситуации снижают эффективность рабочего процесса

Между работниками в коллективе могут возникать конфликты, которые выливаются в скрытую или явную агрессию. Это значительно усложняет работу и снижает результативность.

Довольно часто в коллективе имеется один или несколько человек, которые вечно всем недовольны. Они выплёскивают свой негатив на окружающих и саботируют работу всей команды. Постоянные склоки и скандалы делают атмосферу очень напряжённой. Разрешить эту проблему можно серьёзным разговором или постановкой жёстких правил относительно поведения на работе.

Ещё одной не менее распространённой проблемой является враждебное отношение к новым людям. Весь коллектив ополчается против новичка. Такое поведение сложно искоренить, но грамотная расстановка приоритетов может помочь. Заниматься этим должен лидер или человек, занимающий руководящую должность.

В зависимости от специфики работы может произойти разделение коллектива по половым или возрастным признакам. Такое положение дел тоже нарушает гармоничные отношения в команде и вредит рабочему процессу.

Тимбилдинг

Командные игры содействуют сплочению коллектива

В психологии взаимоотношений между коллегами есть одна особенность: практически каждый коллектив можно сплотить. Многие крупные фирмы имеют в штате психолога, который занимается этими вопросами. Если предприятие не имеет на балансе специалиста в этой области, то можно попробовать наладить отношения самостоятельно.

Упражнения, направленные на оздоровление отношений в команде и сплочение людей, называются тимбилдингом.

Имеют они следующие цели:

  • создание чувства единства;
  • обучение методам эффективного взаимодействия и правильной расстановке приоритетов в работе;
  • психологически разгружают работников;
  • укрепляют авторитет начальства.

Чаще всего мероприятия по тимбилдингу проходят в неформальной обстановке, где люди могут чувствовать себя более раскрепощено и уверенно. Деятельность проходит в игровом формате. Самым распространённым примером, являются различные спортивные соревнования. Активная физическая деятельность быстрее вырабатывает командный дух.

Помимо спортивного тимбилдинга бывает также:

  • психологический – прохождение тестирования и беседа с психологом;
  • творческий – совместное создание объектов декора, приготовление блюд, рисование и т. д.;
  • костюмированный – тематические вечеринки, день одного цвета (все приходят на работу одетыми в вещи какого-то определённого цвета).

Выбирать тимбилдинговое мероприятие нужно исходя из потребностей и особенностей контингента. Неопытный в этих вопросах человек может не только не получить положительного результата, но и навредить отношениям в коллективе.

Как влиться в новый коллектив

Сложнее всего приходится новым людям в коллективе. К ним первое время всегда относятся с опаской, не доверяют важные проекты и вообще ставят под сомнение их профессиональную пригодность. Такое негативное отношение вовсе не является нормой. При благоприятной атмосфере в коллективе новичку помогают освоиться на новом месте, вводят его в курс дел компании.

Не стоит ждать тёплого радушного приёма, если речь идёт о первом дне на новом рабочем месте.

Первое впечатление оставляет неизгладимое впечатление на людей. Поэтому нужно как следует подготовиться к этому событию.

В каждом коллективе имеется негласный свод правил. Но есть и универсальные.

  1. Никто не любит выскочек. Не стоит кичиться своими знаниями, материальным положением, знакомствами и другими подобными вещами.
  2. Необходимо с первого дня начать налаживать отношения с коллегами. Лучше быть приветливым и улыбаться в ответ людям. Не стоит создавать образ одиночки или слишком серьёзного человека.
  3. Не нужно жаловаться или выражать своё недовольство относительно работы компании. Вряд ли это понравится людям, которые трудятся тут годами.

Можно принести коллегам символическое угощение к чаю. Не стоит организовывать застолье в честь своего трудоустройства, т. к. это могут истолковать превратно.

Заключение

Работа в коллективе – задача не из простых. Довольно редко встречаются такие команды, где вся деятельность максимально слажена. Этого можно добиться путём многолетнего упорного труда по сплочению коллектива.

Если обстановка на работе слишком агрессивная, и никакие способы не помогают это исправить, то резонно будет задуматься о поиске другого места работы. Ни к чему подвергать себя воздействию дополнительных стрессоров.

В общении и взаимодействии в коллективе помогают правильно выстроенные отношения. Психология на работе – это способ улучшить понимание между руководителями, подчиненными и коллегами.

Актуальность проблемы

Психология определяет типы человеческого поведения. У сотрудников есть роли и обязанности. Если каждый член группы выполняет возложенные обязательства, совместные дела приводят к успеху. На работе важна субординация и взаимное уважение – все служащие знают границы прав и возможностей. Правильно выстроить взаимодействие с подчиненными важно для руководителя: его авторитет зависим от понимания и уважения коллектива.

Необходима правильная коммуникация сослуживцев. Они одна команда, каждый член которой заслуживает поддержку. Если связь в группе нарушена, страдает каждый сотрудник – от взаимодействия зависит оплата труда, карьерный рост и достижения. Психология на рабочем месте исключает манипуляции: воздействие на другого человека с целью получить выгоду только вредит.

Отношения с коллективом

Психология работы – это отношения между равными по должности сослуживцами. Коллектив чаще взаимодействует между собой, нежели с руководством. Нездоровая атмосфера сразу сказывается на поведении работников. Они замыкаются, прячут ошибки и подставляют коллег. Что нужно для здоровой атмосферы в коллективе:

  • совместные занятия вне работы – встречи, выезды на природу, корпоративные вечеринки;
  • обсуждение проблем: когда возникают недоразумения, их нужно сразу решать;
  • взаимное уважение.

Если люди не находят общий язык вне работы, сработаться им будет еще сложнее. Для больших компаний нанимается психолог, который помогает коллективу сплотиться.

Сработаться труднее в конкурентной среде, когда заработная плата напрямую зависит от достижений работника. В таких случаях необходимо обеспечить равные условия труда, чтобы каждый мог проявить профессиональные качества.

Между коллегами формируется связь, когда о помощи можно просить открыто. Если работники умеют признавать ошибки, они не боятся работать над собой. Страх и конфликты рождают в коллективе нездоровую атмосферу, в которой нельзя продуктивно работать.

Поведение руководителя

Руководитель – это идейный лидер. Он отвечает за стрессоустойчивость подчиненных, комфорт, в котором они живут. Для работы с подчиненными начальник придерживается основных правил поведения:

  • каждый член коллектива равный, нет любимчиков;
  • система поощрений и наказаний должна быть открытой – работники видят, какие действия влекут за собой положительные или негативные последствия;
  • неуважительный тон или крик не используется в разговоре с подчиненными;
  • деспотичность по отношению к коллективу неприемлема.

Отношение руководства к работникам определяет эффективность работы: даже незначительное напряжение отображается на общей атмосфере. Психологически подчиненные чувствуют себя равными, не ущемленными, и только тогда удается выстроить правильное взаимодействие. Чем больше работник доверяет начальству, тем меньше у него желания скрывать проблемы или ошибки.

Психология на рабочем месте основывается на доверии: руководитель выбрал подчиненных и поручает им те обязанности, на которые они лично подписываются. Сомнения со стороны начальства – это начало неправильных отношений, в которых работник чувствует дискомфорт.

Отношения с начальством

Психология на рабочем месте помогает понять руководство. Если в коллективе взаимодействие устанавливается естественным путем, то для связи с начальством потребуется время. Ценится сотрудник по достижениям и успехам, и на этом факторе работнику нужно сделать упор: он показывает профессионализм не словами, а действиями и результатами.

Не стоит выяснять отношения с коллегами в присутствии начальства . Конфликты решаются внутри коллектива. Нельзя доносить на сотрудников или выставлять их в дурном свете перед руководством. Такое поведение продемонстрирует некомпетентность работника.

Психология и субординация

Субординация на работе – это залог здоровых отношений. Каждый член рабочей группы знает границы дозволенного. Субординация является двусторонней: начальство должно проявлять уважение к служащим, а коллеги поддерживать друг друга.

Психология группы из состоявшихся личностей основана на должностях, от которых работник не отходит. Субординация только подкрепляет выбранные роли. Нарушение этих ролей – ссоры с руководством, коллегами, нецензурная речь и хамство наказывается в соответствии с подписанным договором.

Психологи советуют вести откровенный разговор с подчиненными: нельзя таить обиду на работника или принижать его достоинство. Важно понимать, какое настроение преобладает в коллективе. Корпоративные психологи хорошо справляются с ситуациями, когда работники не могут найти общий язык. Простые упражнения на доверие и высказывание претензий в приемлемой форме помогут избежать затяжных конфликтов.

Психология на рабочем месте с подчиненными или коллегами предполагает правильную постановку цели: выше всего стоят интересы группы и только потом отдельной ее части. Нельзя допускать нарушения рабочей иерархии. Если человек показывает профессионализм, но не вливается в команду, он не может цениться выше коллектива.

Конфликты в группе нужно решать сразу, а не ждать, что проблема исчезнет самостоятельно. Промедление создает лишнее напряжение в коллективе. Важно организовать благоприятные условия для новых работников и тех, кто уходит из компании, но отрабатывает последние 2 недели – в стрессовых и сложных ситуациях проявляется сплоченность коллектива.

Как наладить отношения в женском коллективе, как наладить отношения в мужском коллективе, как наладить отношения в смешанном коллективе. Как отлично общаться с женщиной-руководителем.

ПСИХОЛОГИЯ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

Какой бы ни была наша должность, профессия и стаж, работаем мы, как правило, в коллективе. И те, кто трудится на дому, так или иначе общаются с работодателем, во многом зависят от него, а порой и от других коллег, даже если и незнакомы с ними лично. Роль этих взаимоотношений чрезвычайно важна. Они влияют и на карьерный рост, и на психологический комфорт Рабочего процесса, и в конечном счете на то, будете ли вы и дальше работать в данной компании, или нужно срочно подыскивать новое место.

Коллектив, с которым связала вас профессия или случай, может быть каким угодно — большим или маленьким, однородным по тем или иным параметрам или разношерстным. Но в любом случае он состоит из женщин и мужчин. Порой это чисто женский или чисто мужской коллектив, каждый из которых имеет уникальные особенности и работать в которых ох как непросто. А смешанные коллективы (которых все-таки большинство) все равно состоят из маленьких коллективов женщин и мужчин. Выяснив их особенности, вам будет легче смоделировать свою собственную модель поведения.

Уже с рождения мальчики во многом отличаются от девочек. Мальчишки активнее, чаще кричат и с большей охотой исследуют окружающий мир.

Вы спросите, какое отношение золотое детство имеет к карьерному росту? Самое прямое. Ведь детские игры — это модель той же работы. В играх мальчиков всегда присутствует конфликтное и соревновательное начало. Они учатся драться с противниками и мириться с ними. И самое главное: мальчики обычно играют по заранее оговоренным правилам. Они стараются следовать букве правил, но непременно яростно спорят об их сути друг с другом.

Девочки чаще всего играют в игры без правил, например в дочки-матери. Здесь главное — не победа, а поддержание хороших отношений. Так что конфликты случаются редко, и у малышек просто нет навыков выхода из сложных ситуаций. И еще в группах девочек обычно отсутствует жесткая иерархия, свойственная большинству мальчишеских коллективов.

Когда мальчики и девочки оказываются вместе, мальчики обычно захватывают власть. То же случается и на службе — женщины неизменно оказываются на вторых ролях.

В силу сложившихся традиций женщина в обществе издавна воспитывается в духе подчиненности и осознания себя как слабого пола, с детства усваивая ориентир на такие ценности, как трудолюбие и покорность воле мужчины. Особенностью отечественной ментальное можно считать пассивность и уход от конфликта. В современных условиях женщины тоже стремятся избежать прямой конфронтации и, в отличие от мужчин, проявляют больше сдержанности и такта.

Следует признать, что мир бизнеса создан мужчинами и управляется ими. Мужчины относятся к работе с тем же настроем, с каким выходят на спортивные соревнования. Игра, спорт, бизнес управляются с помощью неписаных правил, знакомых большинству мужчин, но, к сожалению, почти не освоенных женщинами. Поэтому, если вы хотите заставить мужчин прислушаться к своему мнению и считаться с вами как с равноправным партнером, необходимо усвоить несколько ключевых моментов.

Но вначале рассмотрим противоположную ситуацию, когда на работе вас окружают коллеги исключительно одного с вами пола.

Женский коллектив. Проблемы и сложности работы в женском коллективе

В дамских заповедниках на фоне дружных чаепитий, бесконечных разговоров на «животрепещущие» и далекие от производственных нужд темы обычно произрастают ядовитые побеги сплетен и интриг. И если обстановка в женском коллективе складывается благоприятная, разгораются настоящие битвы характеров и амбиций. Поэтому, если судьба занесла вас в чисто венскую компанию и вы намерены и в карьере преуспеть, и душевный покой сохранить, — первым делом следует присмотреться к основным фигурам, определяющим ход игры.

Начнем с главы фирмы, ибо руководящие кадры, а особенно дамы-руководители, решают все.

Самодурка . Если во главе женского коллектива стоит взбалмошная особа с истерическим характером, там затеваются особенно жестокие игры без правил. Решения о назначениях, премиальных и иных благах она принимает, руководствуясь исключительно сиюминутным настроением. Ее отличает вздорный нрав и безумное тщеславие. Она пользуется своей властью над беззащитными сотрудницами и самоутверждается, унижая подчиненных. Она обожает комплименты, всегда претендует на повышенное внимание и не терпит, чтобы кто-то, кроме нее, был в центре событий. Любит преподносить банальности как некое откровение и бывает страшно удивлена, если кто-то думает иначе. Главное — изучить ее слабые места и не касаться их ни в коем случае. Старайтесь делать комплименты ее новой прическе, новым туфлям и цвету лица. Претворять свои замыслы в жизнь можно, лишь убедив ее, что все задумала она, а вы лишь озвучиваете ее гениальные идеи. Ни в коем случае нельзя демонстрировать ей свое недовольство. Правда, время от времени можно похныкать и пожаловаться, чтобы добиться повышения зарплаты. Тем самым у нее появится лишний повод самоутвердиться и ощутить себя благодетельницей.

Комиссар . Рьяная начальница, как правило, отъявленная феминистка, знающая дело и правящая в женском коллективе железной рукой. Не терпит постороннего вмешательства, категорична и очень жестка, в особенности с теми, кто хоть как-то отклоняется от ее требований. Штрафы, выговоры — ее любимые способы управления. Редкий тип начальницы, которая почти не придает значения отношениям. Так что дождаться от нее снисхождения по поводу своего отсутствия на работе из-за болезни родственника — пустое занятие. Она настоящий трудоголик, днюет и ночует на работе, которая для нее является смыслом жизни. Старайтесь и вы делать вид, что работа для вас — все. Демонстрируйте железное здоровье, отсутствие бытовых и семейных проблем, преданность компании и веру в стратегическую линию, проводимую начальством. С ней можно советоваться, но спорить — ни в коем случае. Проявляйте инициативу, но ничего ей не навязывайте. Она ценит профессионализм и в первую очередь поощряет именно хороших специалистов. Поэтому повышайте свою компетентность, посещайте разные курсы и используйте любой удобный случай для демонстрации своих умений. Тогда мир с шефиней, карьера и, кстати, покровительство с ее стороны вам обеспечены.

Душка . Принцип ее руководства — полное невмешательство в дела фирмы. Она, возможно, справедливо полагает, что бурной деятельностью делу не поможешь, можно только все испортить. Подчиненные мудры, сами все знают. А если не знают — их можно спокойно уволить. Именно при ней активно разворачивается борьба за власть и доходы, соперничество «группировок» за неформальное лидерство. В делах и отношениях — полный хаос, потому что в женском коллективе некому заниматься улаживанием конфликтов, контролировать соблюдение дисциплины — все решают обстоятельства и активно претендующие на власть соперницы.

Ни в коем случае не надо наседать на такую начальницу, донимая ее просьбами. Вся ответственность целиком лежит на вас, вам и решать. В принципе, можно вообще особенно ничего не делать, разве что постоянно изображать бурную деятельность. По крайней мере, психологический климат от этого не пострадает. В лучшем случае вы быстро пойдете на повышение (если не будете слишком активны), в худшем — на повышение пойдет она. Главное — не стать в женском коллективе жертвой плетущихся вокруг интриг. Поэтому любой ценой воздержитесь от участия в заговорах и других акциях, инспирированных особо активными сотрудницами.

Секретарь . Очень важная персона. От нее во многом зависит то, насколько глубоко зараза интриг может поразить коллектив. Если секретарь — юная самоуверенная девица, которая допускает по пять орфографических ошибок в одной строчке и твердит по телефону: «Вам звонят...», — сориентироваться не так уж сложно. На изысканные хитрости и интриги у нее не хватит ни образования, ни извилин, ни изобретательности. Общение с ней требует большого терпения и мужества. Постарайтесь не выказывать раздражения даже в ответ на откровенные глупости, потоки которых время от времени обрушиваются на вас. Иначе она может обидеться, и тогда вы будете иметь дело с руководством, так как эта «забавная девчушка», скорее всего, является дочкой или внучкой кого-либо из президентов компании.

Если же секретарша — яркий представитель племени кадровых работников советского типа, эдакая злобная фурия, превосходно справляющаяся со своими обязанностями, то от нее лучше вообще держаться подальше. Как правило, она считает своим долгом собирать компромат на всех сотрудников. Подозрительная и недоверчивая, она может усмотреть криминал даже в выражении вашего лица, вне зависимости оттого, серьезны вы или улыбаетесь. Обращаться с ней следует идеально вежливо и называть по имени-отчеству, при этом соблюдая дистанцию — лучше метра три-четыре.

Самый опасный тип секретарш — участливая сплетница, имеющая от природы склонность к плетению тайных сетей. Она приветлива, заботлива, всегда расспрашивает о семье и личных проблемах и старается установить доверительный тон. Но будьте бдительны! Ваша откровенность назавтра вполне может обернуться если не увольнением, то изрядным ухудшением отношений с сослуживцами. И все подробности вашей личной жизни — с некоторыми искажениями, естественно, — станут достоянием всего женского коллектива. Держитесь с ней приветливо, но говорите только на нейтральные темы. Никакой информации о себе или о ком-либо другом.

В любой компании обязательно есть свои «злюки», «буки» и «ворчуньи». Они могут занимать должность от директора до бухгалтера и даже до уборщицы. Бояться их не нужно (ведь они только на это и рассчитывают), ссориться с ними вредно, как минимум, для здоровья, переубеждать таких — бесполезно. Держитесь с ними максимально нейтрально, меньше говорите, больше делайте. Лучше 20 раз повторить спокойным и доброжелательным тоном: «Это нужно подписать» или «Это нужно сделать для дальнейшей работы», чем пускаться в объяснения и дебаты. И еще одно оружие — скромность и стеснительность. Как правило, против такого у них не бывает аргументов.

Одна из главных тем, обсуждаемых в женском коллективе, — внешность и одежда. Здесь чрезвычайно важно выдержать нужный тон. Не стоит привлекать к себе излишнее внимание подчеркнуто дорогими туалетами и аксессуарами. Офис — не место для дефиле. Но и в другую крайность впадать тоже не следует. Поэтому заношенный костюмчик, колготы в зацепках и джинсы с растянутыми коленками лучше пожертвуйте в пользу бедных.

Излюбленный сюжет и одновременно повод для женкой зависти — любовные перипетии. Если у вас все обстоит благополучно на данном фронте, рассказы о счастливых мгновениях в объятиях партнера могут вызвать непредсказуемую реакцию у сослуживиц, обделенных мужским вниманием. Поэтому не стоит одаривать коллег подробностями вашего головокружительного романа с суперменом или картинами семейного счастья с заботливым и преданным мужем. Старайтесь щадить чувства тех, кому не так повезло в жизни, как вам.

Очень опасная, но довольно распространенная в женском коллективе тема — «на чьей ты стороне» и «против кого дружим». Если вас пытаются спровоцировать или запутать, навязать роль, которую вы не хотите играть, уточните детали и обстоятельства. Кто предупрежден — вооружен. И главное — держитесь в стороне от любых козней.

Опасно также появление мужчины в женском коллективе — это может стать серьезным поводом для раздоров. Хотя иногда присутствие отдельных представителей сильного пола идет только на пользу дамам, заскучавшим в своем тесном и душном сообществе. Если, например, мужчина галантен и внимателен, при этом держит дистанцию и никому не выказывает предпочтения — он великолепно освежает производственную атмосферу. Но это почти нереальный персонаж.

Мужчина, оказавшийся в «цветнике», либо старается держаться в сторонке, тоскливо надеясь на появление однополчанина, либо вольно или невольно начинает вести себя как ловелас. Ощутив свою востребованность в полной мере, он флиртует попеременно со всеми дееспособными дамами. Если же он при этом не женат и внешне привлекателен, вокруг него разгораются нешуточные страсти.

Сотруднице, единолично завладевшей его вниманием, приходится несладко. Ее начинают подвергать остракизму, в ее работе находят немыслимое количество «ляпов», и руководительница вполне может уволить ее по причине профнепригодности. Поэтому примите для себя за правило, что для вас таких мужчин не существует.

Но даже если вы и отважились завести роман на работе в окружении «пылких доброжелательниц», будьте готовы мужественно сносить многочисленные придирки и нападки. Ведь зависть и ревность скрыть и сдержать крайне трудно. А эти чувства — самая благодатная среда для развития интриг и склок. Поэтому даже если вас «выбрали» на роль любимой девушки на глазах родного женского коллектива, перенесите основные сцены за кулисы. Приятно, конечно, утереть им всем нос, но мир и спокойствие в стенах офиса, где вы проводите большую часть жизни, дорогого стоят.

Мужской коллектив. Как успешно работать в мужском коллективе

Если вы всю жизнь мечтали оказаться единственной розой среди чертополоха и рассчитываете на ежеминутное внимание, заботу и поддержку, то зря. Обычно работа в мужской компании сравнима с военными действиями, преодолением полосы препятствий или восхождением на высоченную гору. Приготовьтесь к тому, что помимо основных обязанностей у вас будет еще одна забота — выживание в жесткой и суровой среде, со своими правилами, темпами и специфическими взаимоотношениями.

Следует учесть, что мужчины на службе, особенно когда их много, — это совсем не то, что мужчины после работы. Почему-то женщины привыкли считать, что настоящий мужчина — это обязательно галантный рыцарь, который должен всячески заботиться о даме, зная, что она существо слабое, защищать ее от всех неприятностей и напастей, подстерегающих на службе. Реальность, скорее всего, будет иной. Решившись прийти в мужской коллектив полноправным сотрудником, специалистом, вы в глазах коллег-мужчин перестаете быть слабым существом, становитесь, как и все, игроком команды, к которому будут предъявляться такие же жесткие требования, как и ко всем остальным. Таковы условия игры, в которую вы собрались играть.

Вам не будут прощать промахи и неудачи лишь потому, что вы женщина. На работе вы такой же сотрудник, специалист, профессионал, как и все те, кто работает вместе с вами. Женщина, которая не поймет и не примет этого простого расклада, — проиграет. Чтобы этого не произошло, постарайтесь постичь психологию работы в мужском коллективе.

Прежде всего это жесткая конкурентная борьба, в которой не жалеют слабых. Требуя к себе особого отношения, вы рискуете получить в ответ раздражительную, грубую реакцию со стороны коллег. Не провоцируйте их на это. Оптимальная линия поведения — показать свои профессиональные способности, стать коллегой и сильным игроком. Умение демонстрировать свои успехи и принимать особые позы — важный игровой навык. Вы скажете, что такое поведение похоже на бахвальство и нечестность? Но для мужчин это вполне нормальный стиль общения. Они обожают хвастаться.

Поэтому, еще только устраиваясь на работу в мужской коллектив, на собеседовании ни в коем случае не рассказывайте, что ваши цели и интересы — это хорошие отношения в коллективе, корпоративные мероприятия и т. д. Только работа, прибыль, результат!

Не ждите, что коллеги оценят ваши таланты и компетентность. Вы сами должны убедить их в своем мастерстве. Демонстрируйте свою компетентность и действуйте уверенно. Прежде чем сказать «Я этого не умею», вспомните о своих достижениях. Ведь вы столько раз справлялись с самыми разными делами! Если в ответ на новое предложение или назначение вы не вопрошаете растерянно: «Как это делается?», а бодро рапортуете: «Нет проблем!» — у вас есть шанс довольно быстро приобрести репутацию энергичного и перспективного работника.

Не подставляйтесь! Если вы стремитесь выглядеть компетентным человеком, реже упоминайте о своих ошибках. Для этого не надо лгать или изворачиваться, просто не стоит демонстрировать свои промахи на публике. Кстати, придется позабыть о привычке извиняться по поводу и без него. Это не очень вежливо, но... мужчины считают излишние извинения «рекламой своих ошибок».

Часто работающим женщинам приходится делать выбор между домом и карьерой. Мужчины, как правило, не любят перерабатывать, но и не страдают от этого так, как женщины. Оно и понятно, ведь дома их ждут заботливые жены с горячим ужином и чистыми выглаженными сорочками. Вас же ожидают дома кухонная плита и утюг, голодные дети и муж, которые без вас не могут даже намазать себе бутерброд. Чтобы сделать карьеру в компании, где рабочее время не нормировано, вам придется работать подолгу. А значит, вы должны будете выбирать между работой и домашними обязанностями. Мужчины в такой ситуации обычно сокращают время пребывания дома, а женщины — рабочее время. Если же вас не устраивают такие правила игры — ищите другую работу.

Еще одна сложность состоит в том, что женщины часто не умеют поддерживать контакты с деловыми партнерами или клиентами. Как вы относитесь к тому, чтобы пригласить зануду из дочерней фирмы на теннисный корт только потому, что от него зависит подписание контракта? А что вы думаете об ужине с «нужными людьми»? Перспектива такого выпивона — достаточно суровое испытание. Женщинам вообще гораздо труднее, чем Мужчинам, выдерживать общение с несимпатичными людьми. Но если в вашей фирме принято тратить дополнительные усилия на привлечение клиентов — вам придется с этим смириться. Или создать для себя такую нишу, которую никто, кроме вас, не сумеет заполнить.

Какой выбрать стиль одежды для работы в мужском коллективе?

Стиль рабочей одежды лучше выбрать деловой , никаких экстравагантных нарядов, дорогих и вызывающих украшений. Если при первом появлении на работе ваш наряд действительно может привлечь всеобщее внимание, все равно это постоянно продолжаться не будет, даже если вы начнете менять платья несколько раз в течение рабочего дня. Мужчины увлечены работой, они не станут обращать внимание на такие мелочи, постепенно адаптировавшись к многообразию ваших нарядов. Поэтому никаких вычурных экстравагантных и эксклюзивных платьев на работе быть не должно. Достаточно странно выглядит дама в длинном вечернем платье или, наоборот, ультракороткой юбке на фоне мужчин в деловых костюмах. Попробуйте изменить свой гардероб так, чтобы в вашем наряде обязательно присутствовали какие-то отдельные элементы мужской одежды — пиджак, брюки, жилет. Деловой стиль, уместный в офисе, и похожесть на мужчин в мелочах сослужат вам добрую службу. Например, галстук в сознании и даже подсознании мужчины — фаллический символ. И если вы не готовы надеть мужской галстук, шейный платок является его аналогом, символом вашего делового равенства.

Стремясь утвердиться в мужском коллективе, женщина иногда может поверить в то, что сумеет достичь цели типично женскими средствами. Немного пококетничает, постреляет глазками, и все ее коллеги непременно бросятся ухаживать за ней и, возможно, предложат руку и сердце. Такое, вероятно, случается, но гораздо чаще выходит совсем наоборот.

Не нужно думать, что у мужчин нет серого вещества между ушами. Они уже в первый день вашего поступления на службу обсудили все ваши достоинства. Но оказание знаков внимания на службе со стороны мужчин, особенно если это не один человек, умной женщине следует рассматривать как провокацию или тест. Мужчины по природе осторожны. Если есть что замечать, то они это уже заметили. Теперь изучают. Поэтому для начала стоит больше внимания уделить не поискам обожателей, а приобретению знаний по своей специальности. Даже самые злонравные сослуживцы всегда с уважением относятся к профессионалам в своем деле, вне зависимости от того, женщина это или мужчина. Так что у вас еще будет шанс добиться преклонения.

А сейчас учитесь дружить с мужчинами. Не торопитесь принимать знаки внимания. Вникайте в работу. Не бойтесь мужчин: их это раздражает. Мужчины на работе нацелены на достижение поставленной цели, задачи, поэтому их гораздо больше волнует, что представляет собой дама как специалист, насколько она будет полезна в работе.

Если же с вами начинают неприкрыто флиртовать, называть вас уменьшительными именами, «малышкой», «деткой», не вздумайте скандалить, это лишь подхлестнет фамильярного коллегу. Лучше выразить снисходительное удивление. Пусть уж лучше он выглядит невоспитанным ребенком, чем вы — обиженной девочкой.

Это же относится к некоторым унизительным поручениям. Например, когда вы — единственная женщина среди коллег-мужчин и именно вас непременно просят заварить чай или приготовить кофе. Ясное дело, вам показывают, «кто в доме хозяин».

Увы, резкий отказ обычно малоэффективен. Куда лучше взять ситуацию под контроль. Например, самой предложить кофе, прежде чем вас попросят его принести.

Тогда это будет выглядеть просто как проявленная вами любезность.

Так что откажитесь от кокетства, флирта, запрещенных приемов. Боже вас упаси заигрывать с шефом! Вы автоматически станете врагом для всех. О служебных романах написано столько, что муссировать эту тему бессмысленно, следует лишь добавить, что если обстановка в коллективе накаляется, то чаще всего женщину увольняют.

Существует и другая крайность, в которую впадают дамы, стремясь завоевать достойное место в мужском коллективе. Они почему-то считают, что добьются карьерного роста, если сразу забудут о том, что они женщины, и побыстрее превратятся в жестких, мужеподобных бизнес-вумен. Такие женщины стремятся перенять стиль и манеру поведения, жесткость в общении у своих сослуживцев-мужчин. Они меняются даже внешне: короткая стрижка, мужские костюмы, крепкие сигареты, мужской стиль общения. Тем не менее, несмотря на все усилия, дама все равно не сможет стать до конца своей в сугубо мужском коллективе.

Как бы странно это ни прозвучало, но мужчины чувствуют фальшь подсознательно. Они понимают, что это поведение во многом наигранно, неестественно, не характерно для женщины, поэтому они будут ее сторониться. А между тем попытки стать мужчиной в юбке отнимают огромное количество энергии. Расплата приходит позже в виде раннего старения, расшатанных нервов, одиночества. Поэтому такой путь малопродуктивен. Не стоит забывать о том, что вы все-таки женщина. А значит, мягче, терпимее, ровнее в общении, чем мужчина. Вы способны своим обаянием противостоять жесткому миру мужской агрессивности.

Но как бы вы ни старались, не стоит надеяться легко и просто найти общий язык с коллегами-мужчинами, а уж тем более — завести на работе преданных друзей. Работа — это не то место, где следует искать друзей. Для мужчин их работа — место, где они могут самоутвердиться, самореализоваться как специалисты, профессионалы. Это территория конкурентной борьбы, порой жесткой, за возможность продвижения вверх по карьерной лестнице. Поэтому на работе отношения формируются скорее на уровне корректного профессионального взаимодействия всех членов команды, но не становятся искренне дружескими. Едва ли о таком союзе можно говорить как о настоящей дружбе. Не стоит рассчитывать на то, что, как только вы в разговоре искренне расскажете коллеге обо всех ваших проблемах и начнете сочувственно расспрашивать о его делах, он сразу же станет вашим преданным другом. Мужчины не стремятся к дружбе на работе. Особенно их пугает та эмоциональность выражения чувств, которая характерна для женщин. Мужчины стараются столь явно свои эмоции не проявлять.

Если дама будет постоянно и очень бурно демонстрировать свою радость или печаль, мужская часть коллектива просто сочтет ее истеричкой, а посему — учитесь контролировать эмоции, не озадачивайте собеседника собственными проблемами с семьей, здоровьем, детьми. Мужчина воспримет ваше откровение как просьбу о помощи.

По тем же причинам забудьте об унынии и жалобах. Коллеги-мужчины свирепеют, когда видят, что мы ноем и жалуемся на жизнь. В конце концов, именно по такому случаю можно встретиться с любимой подругой, в жилетку которой так сладко поплакать.

Не пытайтесь сами влезть в мужскую душу. Мужчины, как правило, не любят излишнего внимания к собственной личной жизни, не любят они и постоянного обсуждения поведения и личных качеств коллег по работе.

Не увлекайтесь этим. Но ваше умение подставить плечо, тактично и молча, мужчина обязательно оценит.

Скрывайте эмоции, даже столкнувшись с откровенной грубостью со стороны кого-либо из коллег. Многие женщины считают, что, если на них повысили голос или просто наорали, смолчать нельзя. Обидчику следует ответить той же монетой или же просто расплакаться, пытаясь вызвать у него угрызения совести. Вероятно, у кого-то это и вызовет ожидаемую реакцию, но может статься так, что ни крик, ни слезы не остановят вашего недруга. Просто лишний раз все окружающие убедятся в вашей слабости, в том, что вас нельзя рассматривать как полноправного игрока в мужской команде.

Ни в коем случае не показывайте противнику, что он вас достал, даже если это действительно так. Никто и никогда не должен видеть ваших слез! Очень важно в такой ситуации сохранить самообладание, не дать себя втянуть в бессмысленный скандал.

Сдерживайтесь, отвечайте в подчеркнуто корректном тоне. Это охладит агрессивность вашего оппонента. Говорите тихо, это заставит вашего обидчика убавить громкость. Делайте паузы между фразами, это даст время подумать и почувствовать ваше состояние в данный момент. В любой спорной ситуации более достойно выглядит человек, владеющий своими эмоциями. Иногда грубость — это провокация, желание «показать ваше место». Зачастую жесткие с виду мужчины не выдерживают давления или не умеют держать удар. Женское преимущество состоит в том, что от вас не ожидают мужества и стойкости.

Психологи подметили одну особенность женской психологии: если мужчины после крупного разговора быстро отходят, забывая о ссоре, то женщины, наоборот, способны вновь и вновь мысленно возвращаться к неприятному эпизоду, прокручивая его в голове и продолжая злиться. Это тупиковый путь. Злопамятность только впустую сжигает нервные клетки. Не копите злобу, не будьте злопамятны — это вредит прежде всего вам.

Наверняка вам знакомо выражение: «Послушай женщину и сделай наоборот». Ясно, что такое мог придумать только мужчина, а потому делайте выводы, особенно если пытаетесь ужиться в мужском коллективе. Вывод прост: мужчины крайне чувствительны ко всем советам, исходящим от женщин. Они их просто не любят. Мужчины воспринимают ваши советы как критику, как констатацию их профессиональной несостоятельности. Между прочим, для большинства мужчин существует только одна женщина, которая имеет право им указывать, — мать.

Особенно раздражают советы, когда кто-то очень щедро ими делится со всеми подряд. Отсюда такое крайне неприязненное отношение к непрошеному советчику. Для того чтобы не быть причисленной к числу таких людей, постарайтесь никого не критиковать, никому не советовать, а если и высказывать свое мнение, то только тогда, когда вас об этом просят. Что бы ни говорили, но люди не любят критики, от кого бы она ни исходила. Наоборот, доброжелательная оценка, похвала, комплимент — это значимая психологическая поддержка для любого представителя сильного пола. Получив ее от вас, он скоро уже сам будет обращаться за советом.

Проблем и трудностей, подстерегающих женщину в мужском коллективе, так много, что может возникнуть стойкое убеждение: женщина просто не сможет нормально существовать в этом мужском мире. Это совсем не так. Ваши коллеги надеются, что вы своими знаниями и умениями укрепите их команду, что вы

будете инициативной и настойчивой в достижении общих целей, не будете чрезмерно досаждать им своими комплексами и, конечно, признаете их гениальность.

Смешанный коллектив

Это самый распространенный вариант. Но подводные камни здесь могут быть следующие: к вам, особенно если вы новенькая, от приевшейся атмосферы и ради разнообразия начнут проявлять внимание мужчины, и за это на вас будут точить зуб женщины. Поэтому с мужчинами лучше особо не кокетничать, на предложения не кидаться, а с женщинами не ссориться и наводить «мосты любви и дружбы». А вот после того как вы понравитесь женской половине и освоитесь в целом, можете вести себя так, как вам нравится, теперь уж неразговорчивой монашкой, чурающейся мужского общества, вас быть никто не заставляет. Просто, если вы не будете мгновенно делать широкие глаза и милую улыбку в ответ на любой мужской комплимент и обедать со всеми по очереди, вас одинаково зауважают и мужчины, и женщины.

Хорошие взаимоотношения в рабочем коллективе не только формируют приятную атмосферу, но и способны самым прямым позитивным образом влиять на повышение эффективности как каждого отдельно взятого сотрудника, так и организации в целом. Налаживание отношений в коллективе между различными представителями компании – это, прежде всего, задача руководителей. Однако, даже если вы пока находитесь внизу иерархии должностей вашей фирмы, приведенные ниже советы могут быть вам крайне полезны. Попробуйте предложить их на рассмотрение вашему непосредственному руководителю. В основе советов от NameWoman лежит идея установления связей взаимопомощи и взаимной поддержки. Итак, если вы хотите, чтобы у вас на работе один был за всех и все были за одного, а общее дело крепло и развивалось, сделайте следующее:

1. Введите в работу практику QBQ бизнеса

QBQ (The Question Behind the Question – «вопрос за вопросом») – особая стратегия личной ответственности, активно продвигаемая Джоном и Карен Миллер. Джон Миллер – широко известный бизнес-тренер, основатель консалтинговой компании QBQ, автор методики по развитию персональной ответственности. Карен Миллер – его супруга и единомышленник, мать семерых детей и соавтор Джона по книге «Правила счастливых семей».

Стратегия QBQ с равным успехом применима как в работе, так и в личной жизни. Все очень просто возьмите на себя ответственность за происходящее (плохое поведение ребенка, распри или отсутствие мотивации внутри коллектива вашей организации) и спросите себя «Какие ваши действия привели к существующей проблеме», «С чего начать вам , чтобы это изменить». Вне зависимости от вашего положения в компании вы можете начать с малого, утром до начала рабочего дня спросите у коллег или руководителя, подчеркнув важность для вас атмосферы и успеха организации, «что вам сделать для того, чтобы стать более полезным сотрудником / как поспособствовать развитию более доверительных отношений / чем или каким образом помочь коллегам в работе». Данный принцип поможет вам начать менять мир и атмосферу с себя – формируя уверенность, позитивное мышление. Отсекаются разрушительные принципы поиска виноватых и тому подобное.

2. Поиграйте в кольцо взаимопомощи

В определенном смысле это можно связать со стратегией QBQ, сделать ее глубоким отражением. Кольцо взаимопомощи – упражнение и бизнес-инструмент, придуманный супружеской парой Уэйном и Черил Бейкер для компании Humax. Соберите вместе небольшую группу сотрудников (15-30 человек) и предложите каждому из них обратиться к остальным с какой-либо просьбой. Она может быть как связана с работой (поиск наставника или необходимость информации, которая поможет карьерному росту), так и нет (запрос совета, куда поехать в отпуск, или поиск репетитора для ребенка), главное требование – она должна быть осмысленной. Остальные должны постараться решить озвученную проблему, пользуясь своими ресурсами, знаниями и связями.

Лично я после проведения игры в «Кольцо взаимопомощи» с руководителями, менеджерами и сотрудниками множества компаний, таких как IBM, Citigroup, Estee Lauder, UPS, Novartis и Boeing, был поражен разнообразием выполненных просьб: от работы в Google и помощи в поиске наставника до получения автографа у любимого профессионального футболиста. Но прежде чем это происходило, многие участники игры сильно сомневались, что кто-то окажет необходимую им помощь. И каждый раз я говорил: «Вы просто недооцениваете количество альтруистов в своих рядах».

Адам Грант, «Брать или отдавать?»

3. Помогите другим и себе самому повысить привлекательность труда, чтобы умножить бескорыстие

Еще один совет, ярко проиллюстрированный Адамом Грантом в книге «Брать или Отдавать?» В 2011 году некий Джей (президент транснациональной торговой компании), разослал всем сотрудникам е-мейл о поручении каждому сверхсекретной миссии, подробности которой должны были быть озвучены при личной встрече – с глазу на глаз. На встрече тет-а-тет с каждым сотрудником Джей спрашивал об интересах, увлечениях и местах своих подчиненных и спрашивал, чему бы они посвятили свою рабочее время с наибольшим удовольствием. После чего пояснял, что конфиденциальный проект – это личная разработка, что сотрудник может делать с удовольствием с пользой для себя и других. Личный проект каждого должен был соответствовать следующим условиям:

Быть привлекательным хотя бы еще для одного человека в компании;

Реализация проекта должна быть не затратной (представлять собой реалистичное видение изменений условий труда, повышения его привлекательности);

Начать проект нужно самостоятельно.

В течение года Джей отслеживал, как справляются сотрудники с возложенной на них миссией. Две трети постарались исполнить возложенную на них задачу, у половины из них это получилось. Одним из удачных примеров стал книжный клуб, где сотрудники читали книги, а затем обсуждали темы интересные им лично и полезные для работы.

4. Запустите программу поддержки и благодарности «дающим»

Крепкий коллектив успешной компании состоит из людей, настроенных на то, чтобы отдавать и поддерживаемых в данной прекрасной инициативе. Даже маленькие добрые дела желательно не оставлять незамеченными, проект по их поддержки может быть совершенно не затратным. Отведите специальную доску благодарности, на которую можно крепить маленькие листочки, где любой может отметить, как кто-либо в чем-либо ему помог. Такие познания признательности смогут прочитать все сотрудники компании, они укрепят репутацию «дающих», послужат мотивацией бескорыстия и просто поднимут настроение в коллективе.

5. Поддерживайте полезное неформальное общение

Общее дело и общий досуг сближают, поэтому в серьезных компаниях проводят общие тренинги, организуют праздники с приглашением родных сотрудников, проводят выездные мероприятия с командными играми. Все это при грамотном проведении способствует налаживанию отношений внутри коллектива. Но подобные программы организуются лишь время от времени, тогда как регулярность и частота очень важны. Сделайте системой совместные завтраки до начала рабочего дня или специальные кофе-брейки. Их достаточно проводить раз в неделю – в понедельник или в пятницу. Начните с планирования, кто за что будет отвечать. Анна организует закуску, Лена накрывает на стол, Кирилл кратко расскажет о последних достижениях компании и о том, как они отразятся на каждом, Иван Петрович отметит тех, кто особо отличился на последней неделе. Дайте каждому по минуте, чтобы отметить самые позитивные и самые сложные моменты за прошедший период. Воспользуйтесь этим временем для очень краткой презентации полезной литературы или нового фильма «в тему», для еженедельного запуска кольца взаимопомощи.

Мария Кошенкова

на основе книг «Правила счастливых семей» Джона и Карен Миллер

и «Брать или отдавать?» Адама Гранта

Как выжить в женском коллективе?

Итак, коллектив у вас на работе состоит преимущественно из женщин. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое. У женского коллектива есть свои особенности, которые необходимо учитывать. И их знание поможет «выжить» на рабочем месте.

Основная особенность дамского коллектива в том, что женщины имеют большую потребность в вербальной коммуникации , чем мужчины. Недаром же в большинстве случаев девочки начинают говорить раньше мальчиков. Женщинам необходимо общение - причем общение не виртуальное, а живое.

Разговоры

Отсюда следует первый фактор, который необходимо учитывать - здесь всегда говорят. О работе и начальстве, о детях и проблемах с мужьями , о покупках и прическах… И это хорошо. У вас всегда есть возможность обсудить насущные вопросы: от ссоры с мужем до лучшего магазина для покупки новых туфель . Но эта особенность имеет и оборотную сторону.

Во-первых, при этом страдает рабочий процесс. Особенно если вы недавно работаете в компании и еще не привыкли планировать рабочее время с учетом обязательных разговоров и чаепитий.

Во-вторых, разговоры здесь часто становятся общим достоянием - а потому очень легко испортить отношения с коллегами или начальством, однажды поучаствовав в их обсуждении. Да и вы в таких условиях легко можете стать героем сплетен - достаточно бывает рассказать немного о своей личной жизни.

Против кого дружим?

Также женщинам свойственно чувство общности - быть вместе с кем-то им уютнее, чем одним. Поэтому на рабочем месте часто формируются определенные группы по интересам. Это нормальная ситуация, если интересы не связаны с работой. Но вот если одна группа, к примеру, поддерживает начальника и пользуется его расположением, а вторая - нет, не избежать конфликта . Обострить отношения между группами может и обычное несовпадение мнений, проявившееся в ходе беседы о пустяках.

Соблюдай правила!

В женском коллективе всегда действуют правила. Проблема в том, что правила эти обычно не прописаны в регламенте. Здесь действует негласный распорядок дня, имеется неформальный лидер и стоит соблюдать некоторые устные обязательства, действующие внутри коллектива - например, договоренность о взаимозамещении в случае болезни, о сдаче денег на дни рождения сотрудников, о совместном отмечании праздников и т.п. Отказаться от соблюдения этих негласных правил - самый простой способ вызвать неприязнь коллектива .

Поправка на эмоции

Во-первых, уделите самое пристальное внимание выполняемой работе - тогда у недоброжелателей не будет возможности придраться к вам или «подсидеть».

Во-вторых, постарайтесь не выплескивать эмоции - спокойствие и вежливость имеют больше шансов на поддержку. К тому же, при отсутствии реакции нападки на вас могут заглохнуть самостоятельно.

Интересно, что купировать возникший конфликт может… мужчина. Замечено, если в женском коллективе появляется представитель сильного пола, дамы меняют свое поведение - они становятся мягче, сговорчивее, начинают больше внимания уделять внешности, тогда как борьба за власть отходит на второй план.

Может быть, вот он - идеальный способ борьбы с негативными особенностями женского коллектива - пригласить мужчину...