Болезни Военный билет Призыв

Психотерапия психосоматических заболеваний. Основные задачи немедицинской психотерапии

Согласно современным взглядам (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; Б. Д. Карвасарский, 1999; К. Руде-стам, 1997 и др.), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

Исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

Развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений

Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Разновидности психодинамического подхода, наряду с классическим психоанализом 3. Фрейда:

Индивидуальная психология А. Адлера;

Аналитическая психология К. Г. Юнга;

Эго-психология {А. Фрейд, Г. Хартман, Д. Клейн, рассматривавшие эго как творческую адаптивную силу);

Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, шедшие по пути Адлера в рассмотрении роли социальной среды в формировании личности);

Теоретики объектных отношений (М. Клейн, О. Керн-берг, Г. Кохут).

Эти последние подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и так называемыми «первичными фигурами», обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают удовлетворение физических и психологических потребностей ребенка {Александров А. А, 1997).

В качестве группового метода в психоаналитическом направлении выступает групп-анализ, основателем которого является видный британский психоаналитик Зигмунд Фоулкс.

Были выдвинуты три основные модели психоаналитически ориентированной групповой психотерапии, основные принципы которых очень кратко можно выразить так:

Психоанализ в группе;

Психоанализ группы;

Психоанализ через группу или посредством группы.

Первую модель разрабатывали американские психологи Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести индивидуальную аналитическую обстановку на группе.

Психотерапевтический процесс протекал следующим образом: анализ поочередно проходили члены группы в присутствии остальных, и ведущий с каждым взаимодействовал индивидуально, не обращаясь к группе в целом. По мнению приверженцев этого подхода, участники группы - наблюдатели происходящего индивидуального психоанализа - не являются пассивными зрителями, а сами включаются в процесс, внутренне сопереживая и эмпатируя пациенту, с которым работает групп-аналитик.

В настоящее время от этой модели подавляющее число

Специалистов отказалось.

М. Клайн и В. Байон использовали иную модель, основная идея которой заключалась в том, что ведущий пытался

Проводить психоанализ всей группы сразу.

Сейчас некоторые психоаналитики в США пытаются вернуть к жизни эту модель и привнести идеи Байона в групп-анализ.

Основная концепция 3. Фоулкса сводится к взаимодействию ведущего и группы как некой целостности. В этом случае происходит объединение трех указанных выше моделей - психотерапия в группе, группы и через группу.

Еще одной разновидностью психодинамического подхода является отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на психологии отношений В. Н. Мясищева. Ее главная цель - реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье.

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.

Гуманистическая психотерапия основывается на следующих положениях:

Лечение есть встреча равных людей (иногда вместо понятия «встреча» используется калька с английского - термин «энкаунтер»);

Улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия - помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств;

Наилучший способ - создание отношений безусловной поддержки и принятия;

Клиенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

При анализе работ представителей экзистенциально-гуманистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франка и др.), возникшего в-начале пятидесятых годов прошлого столетия, следует подчеркнуть, что во многом благодаря именно им понятие «Я» как чрезвычайно важного в личностном развитии феномена (английский термин «self» - «самость») после длительного перерыва вновь оказалось в центре внимания психологов и психотерапевтов. Первым указал на огромное значение «самости» Г. Олпорт, им же впервые было введено понятие «образ самого себя». К безусловным заслугам Олпорта можно с полным правом отнести и его разработку проблемы воздействия будущего на развитие личности и ее самосознание. Он отмечает, что высшие мотивы, порождающие обращение в будущее системы целей, к свободной реализации своих потенций, составляют ядро личности, или «Я». Представители этого направления, объявившие себя «третьей силой» в психологической науке, строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрейдизмом, делая особый акцент на роль самосознания в стремлении личности к самосовершенствованию, подчеркивали ее уникальность. А. Маслоу утверждал, что наивысшей человеческой потребностью является стремление к самоактуализации.

Основополагающими идеями этого направления стали представления о человеке как о существе, изначально активном, стремящемся к расширению пространств своего бытия, имеющем почти безграничные возможности позитивного личностного роста. Экзистенциальная сущность человека раскрывается прежде всего в пограничной ситуации между жизнью и смертью. Поэтому центральными категориями человеческого бытия выступают смерть, свобода, изоляция, бессмысленность.

Одной из главных причин заболевания или серьезных психологических проблем является «блокирование» проявления человеком его подлинности, экзистенции, безуспешный поиск смысла своей жизни. Важнейшими целями психологической помощи человеку выступает создание условий для восстановления аутентичности личности, осуществление ею своих истинных возможностей, освобождение творческого потенциала, раскрытия соответствия ее экзистенции своей истинной природе.

В психотерапии к экзистенциально-гуманистическому направлению относят: клиент-центрированную психотерапию, гешталытерапию, логотерапию, психодраму, первичную терапию Янова, трансцендентальную медитацию, экзистенциальную психотерапию, дзэн-психотерапию и др.

Пожалуй, наибольшее влияние из всей зарубежной психологии на современное состояние отечественной психологической науки оказали идеи клиент-центрирован-ной психотерапии К. Роджерса, который развил феномена-листический подход в понимании Я-концепции, опираясь на следующие положения:

1. Поведение человека зависит от его субъективного индивидуального восприятия;

2. Всякое восприятие преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;

3. Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;

4. Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения.

Нужно отметить важную мысль Роджерса о том, что очень часто причиной внутренних психологических конфликтов является расхождение между представлением человека о себе реальном и тем? кем он хочет стать. Только настоящие, глубокие человеческие отношения могут, по мнению Роджерса, уничтожить этот разрыв между «реальным» и «идеальным Я». Фундамент лечения по Роджерсу - знаменитая триада: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.

Согласно логотерапии В. Франкла, разнообразные формы неврозов возникают как реакции на утрату человеком смысла существования. В отличие от А. Маслоу, Франкл считал самоактуализацию личности не самоцелью, а средством осуществления смысла. Не стремление к самоактуализации по Маслоу, не принцип удовольствия по Фрейду, не воля к власти по Адлеру, а воля к смыслу - вот что определяет человеческую жизнь. Отсюда задачей психотерапевта является помощь людям в обретении смысла в самых сложных ситуациях.

По многих позициям совпадает с подходом Франкла концепция экзистенциальной психотерапии И. Ялома (1999). Человек страшится неминуемой смерти, стремление к свободе оборачивается отсутствием опоры, одиночество становится неизбежным спутником человека, несмотря на постоянные контакты, непредопределенность жизни порождает проблему ее осмысления.

Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь человеку осознать и преодолеть эти экзистенциальные конфликты.

УДК 151.8 ББК 88.48

Т.М. Лавринович

сравнительный анализ взглядов на природу невроза в немедицинской психотерапии

В статье обсуждается трактовка понятия «невроз» с точки зрения медицинской и психологической наук. Обобщены взгляды на природу и развитие невроза теоретиков основных направлений немедицинской психотерапии: психодинамического, бихевиорального, когнитивного, гуманистического, экзистенциального с указанием особенностей внутри каждого направления. Отражена логика развития теоретических взглядов на природу невроза. Осуществлен сравнительный анализ этих точек зрения с указанием ключевых различий и общих моментов.

Ключевые слова: невроз; сознание; бессознательное; механизмы психологической защиты; адаптация;когнитивные процессы; эмоции; поведение; факторы социальной среды; интрапси-хическая детерминация; внутриличностная регуляция.

T.M. Lavrynovych

COMPARATIVE ANALYSIS OF VIEwS ON THE NATURE OF NEUROSIS IN NON-MEDICAL psychotherapy

The article discusses the interpretation of the concept of «neurosis» in terms of medical and psychological science. It summarizes the views of the nature and development of neurosis by the theorists of the main areas of non-medical psychotherapy: psychodynamic, behavioral, cognitive, humanistic, existential, indicating the features of each direction. The logic of theoretical views on the nature of neurosis is reflected. The comparative analysis of these points of view shows the key differences and commonalities.

Key words: neurosis; consciousness; unconsciousness; psychological defense mechanisms; adaptation; cognitive processes; emotion; behavior; factors of the social environment; intrapsychic determination; intrapersonal regulation.

Термин «невроз» впервые был введен в повседневную практику Уильямом Кулленом в 1776 г. (Ш.СиИеп 1710-1790), претерпев впоследствии значительные изменения.Достаточно полное определение принадлежит В.А. Гиляровскому, который рассматривает невроз как болезненно переживаемые срывы личности, сопровождаемые расстройствами в соматической сфере, в общественных взаимоотношениях; вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями . Автором подчеркиваются основные критерии выделения неврозов: психогенный фактор как причина, вегетосо-матические проявления, личностный характер и тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической

травмы. МКБ-10 определяет неврозы как функциональные психические расстройства, возникающие под действием психотравмирующих факторов при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты в условиях невротизирующей социальной ситуации, препятствующейудовлетворению базисных потребностей человека или представляющей субъективно непреодолимую угрозу для его будущего.В психологии невроз понимаетсякак обратимые нервно-психические расстройства, обусловленные воздействием психотравми-рующих факторов, протекающие без нарушений отражения реального мира, и проявляющиеся психогенно обусловленными и соматовегетативными расстройствами, нарушениями социальной адаптации при отсутствии психотических

явлений [Мещеряков, 2014].Немедицин-ская психотерапия относится к области психологических теорий и практики; отдельные ее направления по-разному рассматривают природу невроза. В статье обобщены научные точки зрения относительно природы невроза в немедицинской психотерапии, проведен их сравнительный анализ.

Психодинамическое направление. С точки зрения психоанализа сущность невроза - конфликт между бессознательным и сознанием, между инстинктивными влечениями, составляющими содержание компонента Ид и интериори-зированными социальными нормами и требованиями, являющимися элементами компонента Супер-Эго. Возникающее напряжение регулируется компонентом Эго и механизмами психологической защиты. Компонент Эго в основе своей имеет высшие мыслительные процессы, но система Эго может быть слаба, в силу значительного преобладания психической энергии Ид. Энергия Эго расходуется на подавление импульса Ид, а не на поиски адаптивного механизма реализации желания. Ослабленное Эго не имеет доступа к подавленному материалу, что способствует формированию невротического симптома . Следовательно, невроз - это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности преобразующего влияния Эго и механизмов психологической защиты. Согласно концепции К.Г. Юнга, личность функционирует на трех взаимосвязанных уровнях - сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное . В условиях, когда материал личного и коллективного бессознательного не может быть осознан, он подспудно управляет поведением индивида, вызывая внутреннее напряжение и тревогу . Нарушение циркуляции психической энергии всех трех уровней приводит к нарастанию внутреннего психического напряжения и развитию невроза как диссоциации путем отторжения человеком частей своей личности. В рамках индивидуальной психотерапии А. Адлера, развитие невроза рассматривается

в качестве нарушения социального интереса и стремления к превосходству как ключевых психологических процессов для решения жизненных задач. Обе тенденции служат компенсации нормального чувства неполноценности в раннем детстве . Изначально эти механизмы искажаютсявследствие отвержения или гиперопеки в родительской семье. Далее формируются неадаптивные стили жизни и жизненные цели, которые, в свою очередь, поддерживают искаженный социальный интерес и стремление к превосходству, образуя порочный круг. Невротические личности либо с напряжением продвигаются к целям самовозвеличивания за счет окружающих, либо становятся беспомощными и изолированными. .

Бихевиорально-когнитивное направление. Как таковым понятием «невроз» в ортодоксальной бихевиоральной психотерапии пользоваться затруднительно, поскольку психика рассматривалась как «черный ящик». Личность представляет собой репертуар видов поведения, приобретение которых обусловлено средой. Невроз - это устойчивая привычка к неадаптивному поведению, которое вызывается однотипными обстоятельствами. Невротическое поведение сопровождается тревогой, являющейся автономным паттерном. Критерий выраженности невроза - уровень неадаптивной тревоги, которая мешает нормальному функционированию организма. Основные источники тревоги и соответствующих невротических привычек - классическое или оперантноеобус-ловливание, выражающееся в неадекватном сочетании методов подкрепления или наказания . С точки зрения нео-бихевиорального направления, невроти-зация личности происходит вследствие формирования неэффективных когнитивных моделей поведения, которые затем реализуются. Принимая во внимание модель взаимного детерминизма влияния среды, поведения и особенностей когнитивных процессов, один фактор влечет за собой соответствующие изменения других факторов. Начальную роль играют средовые факторы в

го <и о.1 О т

виде значимых объектных отношений, предлагающих определенные способы поведения и взаимодействия. В процессе научения через наблюдение у индивида, помимо неэффективных моделей поведения, формируется неадекватное самовосприятие, самооценка и самоответ. Таким образом, страдает самоэффективность как важное условие адаптации и развития . В когнитивном направлении психотерапии приобретение потенциала невротического расстройства рассматривается как результат формирования неадаптивных когнитивных схем. Соответствующим образом схемы организуют опыт, восприятие, осмысление, переживания и поведение личности. Производными когнитивных схем являются автоматические мысли, систематические когнитивные ошибки и искаженные фундаментальные эмоции, детерминирующие неадаптивные стратегии поведения. В процессе формирования неадаптивных когнитивных схем играют роль эволюционная история рода и генетические влияния, глубина полученных в детстве травм, несовершенное социальное научение . В контексте рационально-эмотивного подхода невротические нарушения имеют в своей основе формирование жестко требующих иррациональных установок, которые, будучи неосознанными, запускают процессы труднопереносимых эмоциональных реакций и неадаптивных поведенческих паттернов. Рассматривая механизм развития иррациональных когниции, А. Эл-лис выделяет три главных пути: биологические факторы, социальное научение и выбор иррациональных когниций .

Гуманистическое и экзистенциальное направление. По мнению К. Роджерса, поведение человека определяется его Я-концепцией, которая формируется как важнейшая часть феноменологического поля восприятия личности. Пусковым фактором этого процесса становится отражение ребенка значимым окружением, которое удовлетворяет потребность в позитивном внимании или фрустрирует ее путем выдвижения условий ценности. Переживания, находящиеся в конфликте сЯ и его условиями

ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию . Реакцией человека на состояние несоответствия Я-концепцииявляется напряжение, тревога, замешательство и чувство вины, приводящие в действие механизмы психологической защиты, главная цель которой - сохранить целостность структуры Я [Роджерс, 2009]. Значительность несоответствия между сознаваемым Я и переживанием определяет тяжесть невроза и степень психологическойдеза-даптации. Согласно мнению теоретиков гештальт-терапии, невроз возникает как неспособность человека удовлетворять свои потребности в связи с полученными психологическими травмами как незавершенными гештальтами, сохраняющими в себе нерастраченную энергию и стремящимися к завершению.Человек воспроизводит аналогичные ситуации на другом содержательном материале, применяя закрепившиеся типы сопротивлений . На этой основе формируются соответствующие привычные способы взаимодействия со средой, которые организуют проблему. Подобный способ адаптации является неврозом, который существует на пяти уровнях: 1) уровень фальшивых отношений как отказ от реализации своего «Я»; 2) фоби-ческий уровень, связанный с осознанием собственного фальшивого поведения и страхом быть собой; 3) уровень тупика и отчаяния; 4) имплозия (внутренний взрыв), переживающийся как смерть всего прежнего; 5) эксплозия или внешний взрыв - сбрасывание лишнего, проявление аутентичной личности . Последние два уровня соответствуют выходу из невроза, например, в процессе психотерапии. В теории транзактного анализа человеческое благополучие в социальной среде выражается формулой «Я - очкей, ты - очкей». Невротические расстройства могут возникать в ситуации, когда человек занимает одну из трех неэффективных позиций: «Я - не очкей, ты - не очкей», «Я - очкей, ты - не очкей» или «Я - не очкей, ты - очкей». Первая из этих позиций связана с переживанием себя как плохого и окружения как враждебного; вторая- это позиция превос-

ходства и высокомерия; третья отражает негативное восприятие собственного Я с принятием на себя вины за происходящие события . Каждая из «не очкей» -позиций поддерживает неадекватное развитие одного из трех эго-состояний: Ребенок, Родитель, Взрослый. Позиции поддерживаются соответствующими (пересекающимися или дополнительными) транзакциями в коммуникациях. Следствием являются неконструктивные межличностные отношения, построенные по типу психологических игр и жизненных сценариев. Совокупность вышеназванных факторов препятствует развитию близости и аутентичности . В контексте идей экзистенциальной философии и психологии, невроз есть неготовность человека к встрече с собой и проблемами существования. Экзистенциальные конфликты изначально неразрешимы, поэтому человек использует сознательные и подсознательные психологические операции, чтобы справиться с тревогой, порождаемой экзистенциальными за-ботами.Они обеспечивают относительную безопасность, но за счет снижения потенциала развития и нидуцирования экзистенциальной вины . В. Франкл вводит понятие «ноогенный невроз», определяя его как невроз, в основе которого лежат духовная проблема и моральный конфликт. Экзистенциальный вакуум (как ощущение бессмысленности и пустоты), а также экзистенциальная фрустрация (как блокированное стремление к смыслу), рассматриваются В. Франклом как духовное бедствие, ведущее к болезни. Апатия и отчаяние являются симптомами ноогенного невроза. Масштабное воздействие экзистенциального вакуума не ограничивается индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов; оно лежит в основе «массовой невротической триады»: депрессии, наркомании и агрессии .

Следует отметить логику развития научных психологических взглядов на природу невроза и его механизмы. В психоаналитической традиции определяющими считаются процессы бессознательного как специфического уровня функционирования личности. Теорети-

ки бихевиорально-когнитивного направления в своем понимании законов нормального и патологического личностного функционирования отдают приоритет определяющего влияния факторам социальной среды и когнитивным процессам с учетом их взаимосвязи с эмоциональной сферой личности. Гуманистическая и экзистенциальная традиции в психологии возвращаются к холистической доктрине, при этом ни одна из психических сфер не считается приоритетной в вопросах нормального или патологического личностного развития. Они рассматриваются во взаимосвязи и взаимодетерминации с ситуативным преобладанием каждой.

Сравнивая точки зрения теоретиков психотерапевтических направлений психологии на природу невроза стоит указать ключевые отличия. Так психодинамическое понимание природы невроза делает акцент на определяющей роли содержания сферы бессознательного в развитии и поддержании невроза; подчеркивает значимость ранних объектных отношений, ключевого влияния бессознательного, степени сформиро-ванности механизмов психологической защиты, силы и зрелости компонента Эго. Причем классический психоанализ постулирует неизбежность внутрилич-ностного конфликта между Ид и Супер-Эго и видит его разрешение в укреплении и воспитании Эго. Аналитическая теория делает акцент на определяющем влиянии коллективного бессознательного, в частности архетипа Самости как истинного центра личности и источника психической энергии. В бихевиорально-когнитивном направлении в качестве основного фокуса внимания выбираются неадаптивные реакции (например, тревога) и формы поведения. В их формировании принципиально значимыми являются механизмы подкрепления и наказания, а также когнитивные основания - когнитивные модели, когнитивные схемы, иррациональные убеждения. В клиент-центрированном подходе ключевой является идея формирования неадекватного самоотношения на основе ложного образа Я. Это приводит к отвер-

ш ^ го <и о.1 О т

жению неприемлемых частей феноменологического поля и нарушению внутри-личностной коммуникации. Гештальт-терапия в качестве основы невротизации рассматривает укоренившиеся механизмы срыва развивающего контакта организма со средой, сформировавшиеся в аналогичных условиях контактирования и взаимодействия. В экзистенциальном направлении акцентируется внимание на непреодолимости экзистенциальных конфликтов в силу отказа от авторства собственной жизни и трудностей принятия на себя ответственности вследствие небезопасности такого выбора. Кроме того, этот механизм поддерживают масштабные социальные тенденции, такие как общая невротизация человечества, подавление собственной духовности, разрушение традиций, следование ложным ценностям, чрезмерная сосредоточенности на себе.

В то же время в различных психотерапевтических трактовках природы невроза наблюдается ряд общих моментов. Во-первых, все авторы отмечают влияние неблагоприятных психотрав-мирующих условий социальной среды как этиологических факторов развития невроза: стиль построения отношений с родителями своего и противоположного пола; отношения между сиблингами; отрицательное подкрепление или наказание; неадаптивные примеры поведения; семейные послания и установки; условия ценности личности для близких; плохое обращение в детстве; препятствия экзистенциальному образу жизни. Во-вторых, во всех теориях (за исключением классической бихевиоральной теории) присутствует идея последующей интрапсихиче-ской детерминации процесса развития невроза: внутриличностные конфликты

между желаниями и убеждениями; комплексы и архетипы; ошибочные жизненные цели и стиль жизни; усвоенные неадаптивные модели восприятия, поведения и самоотношения; неадекватные когнитивные схемы; иррациональные убеждения и труднопереносимые эмоции; ложный образ Я; искаженная картина мира и механизмы сопротивления контакту; дисбаланс основных эго-состояний, неэффективные транзакции в коммуникациях; невротическая тревога; механизмы защиты психики перед лицом экзистенциальных проблем; зыбкая духовная и морально-нравственная основа восприятия. В-третьих, повсеместно (кроме бихевиоральной теории) делается акцент на слабости ключевого процесса внутриличностной регуляции: слабость компонента Эго; деформация процессов стремления к превосходству и социального интереса; искажение когнитивно-волевых процессов; недостаток критического мышления; зыбкая Я-концепция; слабость функций Self; неразвитое эго-состояние Взрослого; готовность брать на себя ответственность за свою жизнь. В-четвертых, в большинстве концепций подчеркивается значение процесса осо-знавания как способности делать доступным для сферы сознания, а значит и для возможной ревизии и использования, неосознанного личностного материала. Затрудненное движение психической энергии между компонентами личности, уровнями сознания, различными психическими процессами, разными частями феноменологического поля блокирует процесс нормального личностного функционирования. В-пятых, все авторы отмечают в качестве следствия работы невротических механизмов нарушение поведения и способности адаптации в среде.

Библиографический список

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: Академический Проект, 2011. - 240 с.

2. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. - М.: Евразия, 2009. - 320 с.

3. Бек, А. Когитивная терапия расстройств личности [Текст] / А. Бек. - СПб.: Питер, 2009. - 269 с.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М.: ЭКСМО, 2015. - 560 с.

5. Гиляровский, В. Психиатрия [Текст] / В.А. Гиляровский. - М.: Бином, 2012. - 728 с.

6. Ларченко, Н. Словарь-справочник медицинских терминов и основных медицинских понятий [Текст] / Н.А. Ларченко. - М.: Медицина, 2013. - 608 с.

7. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь [Текст] / Б.А. Мещеряков, В.Н. Зинчен-ко. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2014. - 816 с.

8. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс. -СПб.: Питер, 2010. - 464 с.

9. Перлз, Ф Теория гештальт-терапии. Современная психология. Теория и практика [Текст] / Ф. Перлз, П. Гудман - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 320 с.

10. Роджерс, К. Клиент-центрированная терапия [Текст] / К. Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 512 с.

11. Франкл, В. Теория и терапия неврозов [Текст] / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2010. - 234 с.

12. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2013. - 400 с.

13. Эллис, А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия [Текст] / А. Эллис. - М.: Феникс, 2008. - 157 с.

14. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции [Текст] / К.Г. Юнг. - СПб.: Б.К.С., 1998. - 211 с.

15. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Текст] / И. Ялом. - М.: Римис, 2008. - 608 с.

1. Adler A. The practice and theory of individual psychology. M.: Akademicheskiy Proekt, 2011. P. 240. .

2. Bandura A. Social learning theory. M.: Evraziya, 2009. P. 320. .

3. Beck A. Cognitive Therapy of Personality Disorders. St. Petersburg: Peter Publ., 2009. P. 269. .

4. Berne E. Games that people Play. People that play games. M.: Eksmo, 2015. P. 560. .

5. Giljarovsky V. Psychiatry. M.: Bean Publ, 2012. P. 728. .

6. Larchenko N. Dictionary of medical terms and concepts of basic health. M.: Meditsina, 2013. P. 608. .

7. Mescheryakov B.A., Zinchenko V.N. Big psychological dictionary. M.: AST, Praym-Evroznak, 2014. P. 816. .

8. Nelson-Jones R. Theory and practice of counseling. Sankt-Peterburg. St. Petersburg, 2010. P. 464. .

9. Perls F., Goodman P. Theory and practice.Theory of Gestalt therapy. Modern psychology. Theory and practice. M.: Institut obschegumanitarnyh issledovany, 2010. P. 320. .

10. Rogers C. Client-centered therapy. M.: Eksmo-Press, 2009. P. 512. .

11. Frankl V. Theory and therapy of neuroses. Sankt-Peterburg: Rech, 2010. P. 234. .

12. Freud Z. Psychology of the Unconscious. Sankt-Peterburg, Piter, 2013. P. 400. .

13. Ellis A. Rational-emotive behavior therapy. M.: Feniks, 2008. P. 157. .

14. Jung C.G. Analytical Psychology: Its Theory & Practice (The Tavistock Lectures). Sankt-Peterburg, BKS, 1998. P. 211. .

15. 17. Yalom I. Existential Psychotherapy. M.: Rimis, 2008. P. 608. .

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. Ктай: [email protected]

Information about the

candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor of the Department

of «Psychological Diagnostics and Counseling»

South-Ural State University,


Один из наиболее действенных видов психологической помощи – это немедицинская психотерапия.

Этот термин пока еще не на слуху в нашем обществе. Это связано с тем, что психологическая помощь часто путается с психиатрической. И действительно, психотерапию в общепринятых стандартах, проводит врач-психотерапевт, имеющий высшее медицинское образование (психиатр) и прошедший специализацию по психотерапии, т.е. ознакомленный с психологическими методами помощи.

Врач-психотерапевт , как правило, назначает медикаментозное лечение и при этом использует один из видов психологической поддержки, чаще когнитивно-бихевиоральную (поведенческую) терапию. В каких-то случаях это абсолютно необходимо, но часто это-то и мешает настоящим изменениям, которые должны происходить в личности клиента. Действие лекарств избавляет от переживания тревоги, подавленности, психической боли, но эти переживания не исчезают из психики, они лишь приглушаются и остаются с человеком на долгие годы, ища другой выход: через повторяющиеся травматические ситуации, психосоматику или постоянное депрессивное настроение.

Психолог-психотерапевт – имеет психологическое образование и дополнительно долгосрочное обучение в одном из основных психотерапевтических направлений: психоанализ, гештальт-терапия или какой-то еще. В нашем Центре работают психологи гештальт-терапевты, сертифицированные и аккредитованные в Московском гештальт-институте. Это образование, кроме всего прочего, включает в себя обязательные часы личной и групповой терапии, работу под супервизией.

В отличии от врача, психолог не назначает лекарства, изменения происходят в процессе проработки личной истории и формирования новой формы взаимодействия с людьми и миром в целом. Эти изменения отличаются устойчивостью и глубиной, меняется личностный профиль человека, расширяется область осознанности, появляется свобода устойчивость в разных ситуациях.

Терапия может быть краткосрочной (от 10 до 30 встреч) и долгосрочной (до момента, когда вы вместе с терапевтом решаете, что терапия закончена).

Кому подходит психотерапия?

На курс немедицинской психотерапии может придти любой человек, как заинтересованный в личностном росте и переменах, так и желающий разобраться в том, что происходит в его жизни. Для этого не обязательно дожидаться пока все станет совсем плохо. Однако, если такое уже случилось, мы готовы оказать помощь в следующих ситуациях:

Терапия психологической травмы (насилие, шоковая, потеря, горе, ПТСР, детская травма)
Эмоциональная зависимость (не можете уйти из травмирующих вас отношений, жизнь с зависимым человеком, любовная или сексуальная зависимость, что-то еще)
Пищевая зависимость (лишний вес, булимия, анорексия);
Терапия отношений (гендерные: мужчина-женщина; детско-родительские; коллегиальные; семейные; одиночество);
Терапия эмоциональных состояний: страхи, тревога, депрессия, агрессивность, паника.
Проблемы связанные с родом (передающиеся по наследству сценарии, болезни, судьбы);
Психосоматические заболевания.

  • 4.Этические принципы работы психологов в России.
  • 5. Правовой, моральный и нравственный регуляторы деятельности практического психолога.
  • 6.«Этический парадокс» психологии и этические противоречия.
  • 7.Основные этические проблемы а работе психолога. «Соблазны» практической психологии.
  • 8.Общечеловеческие ценности в деятельности психолога.
  • 9.Задачи практической психологии
  • 2. Описание задач практической психологии по направлениям практической деятельности
  • 10.Методологические основы психологических задач.
  • 11.Социальный заказ и задачи при работе с клиентом. Определения: клиент, заказчик, пользователь. Задачи взаимодействия клиента с психологом по г.С. Абрамовой.
  • 12.Понятие о психологической помощи, психологическом содействии, психологической поддержке и психологическом сопровождении
  • 13.Структура и основные разделы практической психологии
  • 14.Задачи психопрофилактической работы
  • 15,Определение психодиагностики, ее задачи
  • 16.Определение психокоррекции, основные подходы.
  • 17.Цели и задачи психологического консультирования, основные классификации.
  • 18.Психотерапия в деятельности практического психолога, определение, задачи немедицинской психотерапии.
  • Основные задачи немедицинской психотерапии
  • 19.Психолог в системе образования. Цели, задачи, направления и особенности деятельности.
  • IV. Основные направления деятельности службы
  • 20.Психолог в системе здравоохранения. Цели, задачи, направления и особенности деятельности.
  • 18.Психотерапия в деятельности практического психолога, определение, задачи немедицинской психотерапии.

    Под психотерапией в настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности специалистов (медиков, психологов и др.), внутри которой наличествует большое количество разнообразных теоретико–методических подходов. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

    Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche - душа и therapeia - лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 г. Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX в.

    В последние годы условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно–ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. При этом следует помнить о неоднозначном употреблении последнего термина:

    во–первых, как подхода, разрабатываемого Б. Д. Карвасарским, Г. Л. Исуриной, В. А. Ташлыковым;

    во–вторых - более широко - как экзистенциально–гуманистического направления в психотерапии;

    в–третьих - в наиболее широком значении - как психотерапии, базирующейся на положениях основных направлений современной психологии: динамическом, поведенческом и гуманистическом.

    Расширительное понимание области психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой декларации зафиксировано следующее:

    1. Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;

    2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;

    3. Гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;

    4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;

    5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

    Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицинской модели, следует обратить внимание на отличия от других методов лечения. Речь идет, прежде всего, о том, что при ее проведении используются психологические методы и средства (а не фармакологические, например). Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов - лица, имеющие профессиональную подготовку, среди прочего, в области основ психологии и медицины. В клинически ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно–ориентированной психотерапии можно обнаружить огромное разнообразие методов и приемов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.

    Тем не менее бесспорно можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире.

    Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, которое осуществляется во всех типах немедицинской психотерапии, даже в тех, где подобная задача является второстепенной или совсем не ставится и не осознается.

    Психотерапия традиционно рассматривалась как отрасль медицины, поэтому и по сегодняшний день многие клинические психотерапевты считают, что психотерапией имеют право заниматься только врачи. Однако, как было сказано выше, в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. При этом под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни» 38 .

    38 Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М., 1996. - С. 312.

    Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт (краткое описание этих методов см. выше); разница заключается, прежде всего, в их нацеленности. Его важнейшая задача состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития, в частности, в целях улучшения взаимоотношений с другими людьми (с членами семьи, коллегами и пр.).

    В. Ю. Меновщиков (1998) отделяет неврачебную психотерапию и собственно психотерапию, которая, в свою очередь, делится на клинически - и личностно–ориентированную. Такая классификация представляется не вполне правомерной, поскольку для нее используются разные основания. Личностно–ориентированый подход реализуется и в медицинской, и в немедицинской психотерапии. При этом, на наш взгляд, именно в немедицинской психотерапии он становится ведущим.

    Будучи одним из направлений деятельности практического психолога, психотерапия предъявляет особые требования к подготовке и уровню квалификации психолога. Представляется оправданным разделение специализаций практического психолога на психотерапевта, диагноста, консультанта, коррекциониста с тем, чтобы в рамках единой психологической службы каждый выполнял одну из указанных основных функций. В области психотерапии психолог неизбежно использует эклектичный подход, однако желательным является специализация в каком–то определенном психотерапевтическом направлении: психоаналитическом, поведенческом, экзистенциально–гуманистическом или другом.